рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Правоохранительная деятельность таможенных органов

В качестве правовой основы выступают Конституция Российской Федерации,

Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности "от 12 августа 1995

года, а также другие законы и правовые акты Российской Федерации.

В Конституции РФ содержатся основополагающие правовые положения,

обязательные для всех государственных и негосударственных органов,

организаций и граждан, в том числе и для должностных лиц, осуществляющих

оперативно-розыскную деятельность.

Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" является

основным законом, регулирующим данную деятельность. Он раскрывает сущность,

задачи и принципы ее, содержит требования о соблюдении прав и свобод

личности, в отношении которой проводятся оперативно-розыскные мероприятия,

называет средства, виды и методы деятельности, а также основания и условия

проведения оперативно-розыскных мероприятий, права и обязанности органов,

осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вопросы социальной и

правовой защиты должностных лиц, а также граждан, оказывающих помощь

указанным органам на конфиденциальной основе.

К другим законам относятся: Закон РСФСР от 18 апреля 1991 года "О

милиции" ( Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.

1991. № 16 ), Закон от 17 января 1992 года "О прокуратуре Российской

Федерации" ( См. там же 1992 № 8 ), УК РСФСР, УПК РСФСР, Закон РСФСР от 5

марта 1992 года "О безопасности" ( См. там же 1992. № 15 ), Закон РФ от 1

апреля 1993 года "О государственной границе Российской Федерации" ( См. там

же 1993. №17 ), Закон РФ от 28 апреля 1993 года "О государственной охране

высших представительных органов государственной власти РФ и их должностных

лиц" ( См. там же. № 21 ), Закон РФ от 24 июня 1993 года "О федеральных

органах налоговой полиции" ( См. там же № 29 ), Федеральный закон от 3

апреля 1995 года "Об органах федеральной службы безопасности в РФ" (

Собрание законодательства РФ. 1995. № 15 ), Федеральный закон от 20 апреля

1995 года "О государственной защите судей, должностных лиц

правоохранительных и контролирующих органов " ( Собрание законодательства

РФ. 1995. № 17 ).

Прокуратура выступает как орган надзора за соблюдением законности в

оперативно-розыскной деятельности. Все ее указания, отдаваемые органам,

осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, обязательны к исполнению.

Вместе с тем согласно ч.2 ст.24 Федерального закона "Об органах федеральной

службы безопасности в РФ" сведения о лицах, оказывающих органам федеральной

службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, а также об

организации, о тактике, методах и средствах осуществления деятельности

органов федеральной службы безопасности в предмет прокурорского надзора не

входят.

В общей части УК РСФСР даются понятия преступления, необходимой обороны

и крайней необходимости, а также перечислены другие уголовно-правовые

институты и нормы, которыми нужно руководствоваться при проведении

оперативно-розыскных мероприятий.

В особенной части УК содержится перечень преступлений, определяющий

предмет и границы оперативно-розыскной деятельности.

В УПК РСФСР, в частности, в общей части и в разделе 2 о стадиях

возбуждения уголовного дела и предварительного расследования имеется ряд

институтов и норм, имеющих для указанной деятельности большую значимость.

Кроме того, ч.1 ст. 118 указывает, что на органы дознания возлагается

принятие необходимых оперативно-розыскных мер в целях обнаружения

преступлений и лиц, их совершивших.

В других перечисленных выше законах закрепляются компетенция

государственных органов на осуществление оперативно-розыскной деятельности

и аспекты этой деятельности применительно к задачам, решаемым

соответствующими органами.

Иными правовыми актами в области оперативно-розыскной деятельности

являются указы и распоряжения Президента Российской Федерации, акты

Федерального Собрания, постановления и распоряжения Правительства РФ,

решения Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, приказы, указания и

инструкции Генерального прокурора РФ, приказы, указания, инструкции

руководителей центральных государственных органов, в том числе Председателя

ГТК. РФ, наделенных правами на осуществление оперативно-розыскной

деятельности.

Нормативные акты в области оперативно-розыскной деятельности,

издаваемые руководителями центральных государственных органов, должны быть

согласованы с Генеральной Прокуратурой РФ и Верховным Судом Российской

Федерации. Они носят закрытый (секретный) характер и должны касаться только

организации и тактики проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Согласно ст. 224, 225, 226 Таможенного кодекса Российской Федерации и

пункту 6 ст. 13 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности" в системе

таможенных органов сформированы оперативно-розыскные подразделения и отделы

собственной безопасности, которые функционируют в структуре центрального

аппарата ГТК РФ, в региональных таможенных управлениях и таможнях. Они

находятся между собой в строгой подчиненности: нижестоящие подразделения

подчинены вышестоящим и замыкаются на руководство ГТК РФ.

Другие подразделения ГТК РФ не имеют права заниматься оперативно-

розыскной деятельностью и, следовательно, прибегать к использованию

специальных сил, средств, приемов и методов в своей повседневной служебной

деятельности.

Принципами оперативно-розыскной деятельности являются основные правовые

идеи, закрепленные в законодательных актах, регулирующих оперативно-

розыскную деятельность, лежащие в ее основе и определяющие виды, формы и

методы деятельности.

Ст.3 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности" называет следующие

принципы: законность, уважение прав и свобод личности, конспирация,

сочетание гласных и негласных методов деятельности.

Принцип законности состоит в том, что должностные лица, осуществляя

оперативно-розыскные мероприятия, должны строго выполнять все требования

Конституции Российской Федерации, законы и другие правовые акты,

регулирующие данную специфическую деятельность.

Согласно ч.9 ст.5 указанного закона оперативно-розыскная деятельность,

осуществляемая с нарушением данного закона, влечет за собой

ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Важной гарантией соблюдения законности в оперативно-розыскной деятельности

выступает прокурорский и судебный контроль.

Сущность принципа уважения прав и свобод человека состоит в защите

указанных ценностей от противоправных действий должностных лиц. Они,

осуществляя оперативно-розыскную деятельность, обязаны защищать права и

свободы личности.

Принцип конспирации заключается в том, что оперативно-розыскные

мероприятия проводятся, как правило, с соблюдением тайны, которая

обеспечивает успех в решении поставленных задач. Результаты такой

деятельности, а также сведения об организации, тактике оперативно-розыскных

мероприятий и лицах, оказывавших помощь компетентным органам на

конфиденциальной основе, являются государственной тайной.

Принцип сочетания гласных и негласных методов деятельности состоит в

том, что исполнитель оперативно-розыскных мероприятий обязан использовать

обе формы деятельности, причем в различных пропорциях, учитывая при этом

решаемую задачу, целесообразность применения тех или иных приемов и

методов, а также оперативную обстановку. Применение гласных и негласных

методов в значительной мере находится на усмотрении компетентного

должностного лица и его начальника.

Задачи оперативно-розыскной деятельности таможенных органов вытекают из

общих задач, указанных в ст. 2 упомянутого закона. Их можно сформулировать

следующим образом:

1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений,

отнесенных к компетенции таможенных органов, преступлений в сфере

таможенного дела, а также выявление лиц, их подготавливающих, совершающих

или совершивших;

2) получение упреждающей оперативной информации об обстановке в зоне

таможенной деятельности для принятия правильных решений с целью защиты

экономических интересов Российской Федерации;

3) оказание помощи органам расследования, прокуратуры и суда в сборе

доказательств по уголовному делу, выполнение их поручений;

4) розыск лиц, скрывающихся от органов расследования и суда и

уклоняющихся от уголовного наказания за преступления, а также розыск без

вести пропавших;

5) добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу

экономической или экологической безопасности РФ;

6) участие в совместных оперативно-розыскных мероприятиях, проводимых

ФСБ, МВД, ФПС и другими компетентными органами в интересах обеспечения

экономической безопасности Российской Федерации;

7) оказание помощи международным таможенным организациям, иностранным

таможенным органам и полиции в борьбе с контрабандными операциями и по

другим вопросам, предусмотренным международными договорами РФ;

8) обеспечение собственной безопасности объектов таможенной

инфраструктуры;

9) обеспечение безопасности сотрудников таможенных органов, членов их

семей, их имущества, а также лиц, оказывающих таможенным органам

конфиденциальную помощь;

10) выявление, предупреждение и пресечение фактов коррупции и других

должностных преступлений, совершаемых сотрудниками таможенных органов.

Оперативно-розыскные подразделения, решая поставленные задачи, должны

тесно взаимодействовать со всеми структурными подразделениями таможенных

органов.

Указанные задачи оперативно-розыскные подразделения решают на основе

всесторонней оценки оперативной обстановки.

Оперативная обстановка - это совокупность условий, прямо или косвенно

влияющих на деятельность конкретного оперативно-розыскного подразделения

или оперативного работника в пределах их территориальной и функциональной

ответственности. Она включает в себя: пространственные и временные

характеристики; особенности географической и социально-политической среды;

определенные черты правопорядка, средства и методы его поддержания;

количество и качество используемых сил и средств, специфику решаемых

оперативных задач и т.д.

К основным элементам оперативной обстановки относятся: преступная

деятельность участников внешнеэкономических связей, объекты их

посягательств, преступные элементы и антиобщественные социальные процессы;

общегосударственные меры обеспечения экономической безопасности,

деятельность оперативно-розыскных подразделений таможенных органов; среда,

в которой она осуществляется.

Знание всех элементов оперативной обстановки, характера их внутренних и

внешних взаимосвязей, влияние каждого из них на оперативную обстановку в

целом и на деятельность оперативных подразделений в частности имеет большое

значение для правильной ее оценки.

Глава 3: ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ НА

СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

( 1. Борьба с контрабандой и обеспечение экономической безопасности .

Деятельность таможенных органов как органов дознания за истекший

период 1996 года характеризовалась следующим образом: всего возбуждено 3011

уголовных дел ( в 2,3 раза больше, чем в 1995 году ). Из них по статье 78

УК РСФСР ( контрабанда ) - 634 дела на сумму 15 миллиардов рублей.

Предъявлено штрафных санкций за нарушение таможенных правил при

экспорте нефти и нефтепродуктов на сумму около 190 миллиардов рублей.

Сумма изъятых товаров по данной группе составила 4,5 миллиарда рублей. При

взыскании стоимости товаров как вида санкции поступления составили 5,9

миллиарда рублей.

Вторую позицию по показателям объемов штрафных санкций занимают:

- черные металлы - 20 миллиардов рублей;

- морепродукты - 7,6 миллиардов рублей.

Значительная доля нарушения таможенных правил приходится на экспортные

операции с другими видами стратегически важных и сырьевых материалов -

цветными металлами, а также лесом и лесоматериалами. На эти группы товаров

падает наибольший объем изъятых товаров. По цветным и редкоземельным

металлам - 11 миллиардов рублей. По лесу и лесоматериалам - 4,6 миллиарда

рублей.

Значительное число правонарушений приносят физические лица при

перемещении автомобилей как при въезде, так и при выезде из страны.

Соответственно по 14881 делу о нарушении таможенных правил изъято 2710

общей стоимостью почти на 18 миллиардов рублей.

Традиционно высоки показатели незаконно перемещаемых валютных

ценностей. По 4375 таможенным правонарушениям изъято валютных ценностей на

общую сумму 53,345 миллиарда рублей.

Несмотря на превалирование экспорта над импортом количественные и

качественные показатели таможенных правонарушений при импорте значительно

превышают соответствующие показатели при экспортных операциях, что

объясняется, в частности либерализацией экспорта при одновременном

ужесточении мер регулирования импорта.

Основные позиции по импорту ( выпуск для свободного обращения )

занимают продукты питания, алкогольная продукция и автомобили. К этой

группе товаров относится основное количество правонарушений.

Нарушения таможенных правил зарегистрированы по:

- продуктам питания - в 2160 случаях;

- алкогольным напиткам - в 806 случаях;

- автомобилям - в 659 случаях;

По суммам предъявленных штрафных санкций ( 69 млрд. руб.) и

конфискованным товарам ( 25 млрд. руб.) первое место занимает алкогольная

продукция.

За 9 месяцев 1996 года таможенными органами Российской Федерации в

ходе контроля лиц, транспортных средств и грузов, следующих через

таможенную границу, было обнаружено и задержано в 510 случаях 5213 кг

наркотиков, 1,8 млн. ампул и таблеток сильнодействующих психотропных

веществ, 200 кг химических продуктов, служащим основным сырьем

нелегального производства наркотиков. За аналогичный период 1995 года было

задержано в 205 случаях 1440,85 кг наркотиков, что свидетельствует об

увеличении числа задержаний в этом году в 2,5 раза и общего количества

задержанных наркотиков в 3,6 раза.

Одной из самых серьезных остается проблема организации эффективной

борьбы с незаконным оборотом оружия, " благодатной почвой " для которого

являются незатухающие военные конфликты в " горячих точках " и

криминализация обстановки в стране.

Российскими таможенниками ежегодно пресекаются сотни попыток

незаконного перемещения ( в тои числе и в большом количестве ) через

границу различных видов оружия и боеприпасов.

( 2. Взаимодействие с правоохранительными органами России и зарубежных

стран.

Таможенные органы Российской Федерации в целях решения задач

таможенного дела взаимодействуют с иными правоохранительными органами и

другими государственными органами, предприятиями, учреждениями,

организациями и гражданами.

Государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать

содействие таможенным органам Российской Федерации в решении возложенных на

них задач, в том числе путем создания надлежащих условий для этого.

Взаимодействие с МВД РФ, ФСБ РФ направлено на предупреждение,

раскрытие и расследование преступлений в сфере внешнеэкономической

деятельности, пресечение незаконного вывоза и ввоза в РФ оружия,

наркотиков, валюты и культурных ценностей, выявление причин и условий,

способствующих совершению подобных правонарушений.

Основными принципами взаимодействия являются: строгое соблюдение

законности, высокая ответственность за сохранность служебных сведений,

оперативность и комплексное использование сил и средств органов внутренних

дел, министерства безопасности и таможенных учреждений.

МВД, ФСБ и таможенные органы в соответствии со своей компетенцией

строят свою работу по взаимодействию на основании действующего

законодательства и межведомственных нормативных актов.

Взаимодействие развивается в следующих направлениях: разработка на

основе анализа оперативной обстановки и проведение совместных мероприятий

по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений в данной сфере;

осуществление обмена информацией об источниках и каналах незаконного

поступления на внутренний рынок, а также о возможном вывозе за рубеж

оружия, наркотиков, валюты, культурных ценностей и сырьевых ресурсов,

крупных партий промышленных изделий и товаров народного потребления;

выявление лиц, занимающихся перемещением через государственную границу РФ

предметов контрабанды, нарушающих порядок проведения внешнеэкономических

операций, осуществление совместных мер по документированию их преступной

деятельности; оказание взаимной помощи в осуществлении научных

исследований и подготовке кадров; проведение совместных рабочих встреч,

совещаний, обобщение итогов проделанной работы, подготовка предложений по

совершенствованию совместной деятельности.

МВД РФ и его подразделения на местах проводят оперативно-розыскные и

иные мероприятия в среде потребителей и сбытчиков наркотиков,

спекулянтов валютой и культурными ценностями, лиц, занятых в сфере

обслуживания иностранных граждан, а также в организациях и предприятиях,

осуществляющих экспортно-импортные операции; принимают участие в

выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений в данной

сфере; ведут учет культурных ценностей, задержанным по делам о

контрабанде, а также сбытчиков наркотиков, располагающих

межрегиональными связями.

Информируют органы ФСБ и таможенные учреждения о лицах, подозреваемых

в причастности совершения контрабандных сделок, незаконных

внешнеэкономических операций, фактах их подготовки и совершения; о

появлении в незаконном обороте на внутреннем рынке наркотиков

иностранного производства; о выявленных признаках, указывающих на

подготовку или совершение особо опасных государственных преступлений

или деятельность, противоречащую интересам обеспечения государственной

безопасности, со стороны участников внешнеэкономических связей или лиц,

подозреваемых в причастности к контрабанде; о фактах, новых формах и

методах незаконного перемещения через государственную границу предметов,

запрещенных к ввозу, вывозу или транзиту; о случаях хищений культурных

ценностей из музеев, частных коллекций, церквей и иных мест с подробным

описанием и фотографиями похищенного.

Федеральная служба безопасности оказывает содействие в

организации контроля за объектами оперативной заинтересованности органов

внутренних дел, ориентируют о возможных каналах поступления наркотиков в

РФ, фактах контрабанды в другие страны, связях лиц, привлекаемых к

уголовной ответственности за подобные правонарушения.

Таможенные органы представляют возможность изучать материал

сотрудникам МВД и МБ о ввозе, вывозе товаров, участвуют совместно в

оперативно-розыскных мероприятиях. Сообщают органам МВД и ФСБ о фактах

задержания предметов, запрещенных к ввозу или вывозу, лиц задержанных за

перевозку наркотиков, выявленных в ходе таможенного контроля каналах

сбыта на территории РФ оружия, наркотиков, способах их маскировки при

перевозке.

Взаимодействие таможенных органов с органами МВД и ФСБ при

проведении мероприятий по предупреждению, раскрытию и расследованию

преступлений в данной сфере осуществляется на основе совместных планов.

Координация взаимодействия при решении вопросов организации борьбы

с преступностью в данной сфере возлагается на специально создаваемые

совместные рабочие группы.

Благоприятную перспективу в борьбе с таможенными правонарушениями

оказывает развитие сотрудничества с таможенными органами зарубежных

стран.

В 1996 году Государственным таможенным комитетом России совместно с

зарубежными правоохранительными органами было проведено 14 контролируемых

поставок, в результате которых изъято 2532,97 кг наркотиков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Известно, что контрабанда и другие экономические преступления и

коммерческие правонарушения, порожденные стремлением заинтересованных лиц

обойти установленный порядок перемещения товаров через границу, уходят

корнями в далекое прошлое, а арсенал ухищрений и изощренных тайных

методов и приемов их применения неисчерпаем и постоянно пополняется.

Поэтому, основным резервом эффективности правоохранительной

деятельности таможенных органов является ускоренное освоение и внедрение

методов оперативно-розыскной деятельности.

Однако реализация закрепленных за таможенными органами

правоохранительного статуса и права на оперативно-розыскную деятельность

встречается с проблемами, решение которых потребует времени, активных

творческих поисков сотрудников специальных подразделений ГТК РФ и

совместных усилий родственных правоохранительных структур.

В сфере внешнеэкономической деятельности пересекаются интересы

многих специальных органов и служб страны.

В России, как и повсеместно, у истоков организации борьбы с

контрабандой стояла служба таможенно-пограничной ( погранично-таможенной )

стражи.

Однако в советский период нашей истории объективно сложилось так, что

ведущая роль в борьбе с контрабандой и некоторыми другими видами

посягательств на государственные экономические интересы перешла к органам

госбезопасности и пограничным войскам. В течении десятилетий ни у кого не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.