рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Проблемы совершенствования борьбы с терроризмом в современных условиях

достоинство, честь, верность Отечеству, т.е. потерю идеологии

государственности. Именно при возникновении таких явлений происходит

«героизация» уголовных авторитетов, бандитов и террористов.

Особого внимания заслуживают и психологические аспекты проблемы

терроризма. Их анализ нужен для объяснения не только конкретного

террористического акта и его причин, но и всего явления терроризма в целом.

Знание психологии терроризма позволяет понять, от кого можно ожидать

соответствующих действий, что представляет собой террорист как личность,

как предупреждать и расследовать преступления, связанные с террором, как

наказывать виновных. Основу психологического познания терроризма составляет

анализ мотивов этого преступления. Возникает вопрос: какую выгоду получает

виновный от совершения соответствующего акта, в том числе и в тех случаях,

когда он действует за материальное вознаграждение? Ведь корыстные стимулы

лишь внешне выглядят естественными мотивами, а под ними, в глубине, на

бессознательном уровне, функционируют еще и другие, не менее мощные

побуждения, которые достаточно часто являются ведущими.

Итак, остановимся на вопросе о непосредственных причинах обращения к

террористической деятельности. Это:

1) причины психопатологического характера. Среди ученых-психологов

ведутся дискуссии относительно того, кто преобладает среди

террористов – нормальные люди или люди с психическими отклонениями.

Большинство исследователей склоняются все же к первому;

2) мотивы самоутверждения, молодежной романтики и героики, придания

своей деятельности особой значимости, преодоления отчуждения,

обезличивания, стандартизации;

3) корыстные мотивы, которые могут вытеснять идейные или переплетаться

с ними. Кроме того, кого-то просто нанимают для совершения

террористических актов;

4) очень часто терроризм является результатом «железного» убеждения в

обладании естественной, высшей, окончательной истиной, уникальным

рецептом «спасения» своего народа или даже всего человечества

(«идейный абсолютизм»).

Приведенная типология далека от совершенства. Некоторые ее пункты

переплетаются. Так, «идейный абсолютизм» может сопрягаться с корыстной

заинтересованностью или быть присущим лицам с психическими отклонениями.

Однако представление о мотивах террористической деятельности, пусть даже

логически не слишком строгое, необходимо не только в исследовательских, но

и в практических целях. [6 с.24-25].

Тем не менее, следует заметить, что корни терроризма лежат не столько

в психологии, сколько в политических, экономических и иных

социальных отношениях. И террористической деятельностью люди занимаются не

в силу психологических аномалий (хотя они, как уже отмечалось, и могут

иметь место). Важнейшими причинами являются все же аномалии политические,

территориальные, идеологические, религиозные. Углубляющийся социальный,

экономический, духовный и политический кризис, ослабление правопорядка

порождают новые противоречия, для разрешения которых отдельные лица и

организации все чаще прибегают к насилию. Разрушая и убивая, террористы

преследуют отдаленные цели, а сами убийства и взрывы рассматриваются ими

лишь как средства достижения целей. Терроризм в широком понимании сочетает

самые разные формы террористической деятельности – от политической,

идеологической, религиозной до разовых кровавых акций, от справедливой

вынужденной борьбы за свое выживание, существование или освобождение до

зверского уничтожения ни в чем не повинных людей в узко корыстных и

политических интересах.

Рассмотренные предпосылки и причины терроризма, конечно, не дают

полной картины этого сложного феномена. Имеется много частных,

индивидуальных причин и мотивов обращения к террористической деятельности,

например, личные обиды, зависть, ущербность, садистские наклонности,

эмоциональные аффекты и т.д.

Глава 2. Законодательные основы и специфические черты международного

терроризма.

2.1 Законодательные основы борьбы с международным терроризмом.

Законодательства по борьбе с терроризмом имеются и на

национальном и на международном уровнях. После терактов, имевших место в

США 11 сентября 2001 года многие страны обнаружили, что их законодательство

или вовсе не содержит специального закона о борьбе с терроризмом, или

законы эти не отвечают требованиям сегодняшнего дня.

В Европейском союзе всего лишь несколько стран имеют законы,

предусматривающие ответственность за терроризм. По мнению специалистов,

наилучший закон о борьбе с терроризмом имеет Великобритания, принятый в

2000 году. В этом законе терроризм определяется, как «угроза действием с

целью повлиять на решение правительства, либо запугать людей по

политическим, религиозным или идеологическим соображениям». В числе

действий, подпадающих под закон о терроризме,- « угроза жизни, серьезная

угроза здоровью и безопасности населения, нанесение серьезного ущерба

собственности».

Несмотря на то, что терроризм как международное явление сформировался

сравнительно недавно, мировое сообщество уже накопило определенный опыт в

сфере законодательного обеспечения борьбы с ним.

Еще перед второй мировой войной под эгидой Лиги Наций была

разработана Конвенция о создании Международного суда (1937 г.). По разным

причинам договоренности не реализовывались, но были выработаны такие

понятия, как «международный терроризм», «механизм преследования

террористов за пределами национальных границ», «выдача террористов». В

Конвенции о предотвращении терроризма и наказания за террористические

действия впервые было указано на необходимость сочетания международно-

правовых норм и национального законодательства по борьбе с терроризмом.

Главное внимание было обращено на защиту жизни глав государств и

политических деятелей, оставляя без должного внимания защиту от терроризма

населения в целом.

В 1971 году была заключена первая региональная Конвенция 13-ти

государств Америки о предупреждении и наказании террористических актов. В

настоящее время имеется развитая, многосторонняя система сотрудничества

государств по борьбе с терроризмом под эгидой ООН. Действует 11 Конвенций и

протоколов о защите от терроризма на земле, в воздухе и на море. В их числе

Токийская 1963г., Гаагская 1970г. и Монреальская 1971г. Конвенции

направлены на борьбу с террористическими актами, посягающими на

безопасность гражданской авиации. К ним примыкает Протокол о борьбе с

незаконными актами насилия в международных аэропортах 1988 г. Конвенция о

защите ядерных материалов и Конвенция о маркировке пластических взрывчатых

веществ в целях их обнаружения 1991 г. приняты в целях предупреждения

террористических актов, совершаемых с использованием этих общественных

средств. Римская конвенция 1982 г. направлена на защиту от незаконных

акций, в том числе террористических, против морского судоходства.

На европейском уровне была подписана в 1977 г. и вступила в силу в

1978 г. региональная конвенция по борьбе с терроризмом. Традиционным

проявлением терроризма мировое сообщество рассматривает захват заложников и

предлагает международному сообществу принять меры по борьбе с ним, в том

числе и посредством соответствующих национальных законов. Международному

сообществу принадлежит заслуга признания терроризма во всех случаях

независимо от политических мотивов противозаконным действием. В Декларации

о мерах по пересечению международного терроризма, принятой на 49 сессии

Генеральной Ассамблеи ООН в 1994 г., было подчеркнуто, что «никакие

идеологические, расовые, этнические, религиозные или любые другие

соображения не могут быть использованы для оправдания преступных действий,

направленных на создание атмосферы террора среди широких слоев населения».

Особенно активизировалась международная законотворческая деятельность после

терактов 11 сентября 2001 г. Сразу же 12 сентября, Советом Безопасности ООН

была принята резолюция 1368.28 сентября 2001 г. Совет Безопасности

принимает резолюцию 1373, фрагменты которого приводятся ниже:

«Совет Безопасности, подтверждая свои резолюции 1269(1999) от 19

октября 1999 года и 1368(2001) от 12 сентября 2001года, подтверждая также

свое безоговорочное осуждение террористических нападений, которые были

совершены 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, Вашингтоне (округ КОЛУМБИЯ) и

Пенсильвании, и, заявляя о своей решимости предотвращать все подобные акты,

подтверждая далее, что такие действия, как и любой акт международного

терроризма является угрозой для международного мира и безопасности,

подтверждает необходимость бороться всеми средствами, в соответствии с

Уставом Организации Объединенных Наций, с угрозами создаваемыми

террористическими актами, действуя на основании главы 7 Устава Организации

Объединенных Наций.» Что касается совместных действий в борьбе с

международным терроризмом стран СНГ, то в соответствии с решением Совета

Глав Государств СНГ от 25.01.2000. «О противодействии международному

терроризму в свете итогов Стамбульского саммита ОБСЕ» была разработана

«Программа государств- участников СНГ по борьбе с международным терроризмом

и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года». Данная программа

разработана в целях осуществления сотрудничества в вопросах предупреждения,

выявления, пересечения и расследования актов терроризма и иных проявлений

экстремизма в государствах- участниках Содружества Независимых Государств.

В Программе в частности говорится: Международный терроризм приобретает все

более угрожающие масштабы, его проявления влекут массовые человеческие

жертвы, приводят к разрушению материальных и духовных ценностей. Расширение

географии терроризма осложняет отношения между социальными, национальными

группами и народами. Транснациональный характер растущих угроз

террористической деятельности и преступного экстремизма обязывает

государства – участников СНГ консолидировать свои усилия в создании

международной системы совместных мер борьбы с международным терроризмом.

Настоящая программа имеет цель координировать усилия государств- участников

СНГ, направленные на противодействия на противодействие терроризму и иным

проявлениям экстремизма. Она разработана в развитие Межгосударственной

программы государств Содружества Независимых Государств 25 января 2000

года. При этом сотрудничество государств- участников СНГ предусматривается

осуществлять с соблюдением их национальных интересов и в формате

заинтересованных государств».

В качестве первоочередных мероприятий, согласно Программе, значатся:

« присоединение государств – участников СНГ 2000 года к соответствующим

международным договорам, направленным на борьбу с терроризмом. Создать

Антитеррористический центр СНГ ». Не остался в стороне от процессов

законотворчества в области борьбы с терроризмом и Казахстан.

Казахстан подписал ряд международных договоров в сфере борьбы с

терроризмом, например, « Договор между Республикой Казахстан, Кыргызской

Республикой, Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан о совместных

действиях по борьбе с терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом,

транснациональной организованной преступностью и иными угрозами

стабильности и безопасности Сторон» ( Ташкент, 21 апреля 2000 г. ).

Центральноазиатские государства в этом договоре наметили ряд мер,

направленных на взаимодействие в борьбе с терроризмом: « Стороны будут

принимать взаимосогласованные усилия по противодействию терроризму,

экстремизму, действиям, направленным на насильственное изменение

конституционного строя, либо нарушение территориальной целостности,

транснациональной организованной преступности, незаконному обороту

наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов,

взрывчатых веществ и взрывных устройств. В документе направленном на борьбу

с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом - « Шанхайской конвенции » от 15

июня 2001 года определена сфера совместной деятельности сторон:

«Центральные компетентные органы Сторон в соответствии с настоящей

Конвенцией осуществляют сотрудничество и оказывают друг другу содействие ».

Таким образом, можно видеть, что мировое сообщество уделяет огромное

внимание обеспечению законодательной базы борьбы с терроризмом и

экстремизмом. Так как терроризм приобрел международный характер, то и

борьба должна с ним проводиться на международном уровне. На этом пути

имеются трудности, связанные, прежде всего, со спецификой национальных норм

- поэтому стоит задача определенной унификации этих норм. Можно с

удовлетворением отметить, что подавляющее большинство стран понимают это и

идут на сближение своих законодательств в этой сфере, что, в сочетании с

иными формами борьбы с терроризмом, способно снизить уровень этой всеобщей

угрозы.

2.2 Международный терроризм и мировой опыт борьбы с ним.

Этнический, религиозный и политический терроризм страшен именно тем,

что целится не в генералов и полицейских, не в политиков и

священослужителей иной конфессии, а в само общество. Естественной реакцией

обычного человека является перенос ответственности с виновного на всех

представителей некоторой национальности, вероисповедания или политического

течения.

Так, например, Российское общество сегодня обвиняет чеченцев в

терроризме. Естественно, публично называют конкретные имена – Масхадов

Хаттаб, Басаев, Гелаев. Однако при этом 95% населения Российского общества

считают, что каждый чеченец - Хаттаб или его агент. Хотя логика

подсказывает, что так быть не может, ради собственной и общественной

безопасности граждане готовы поддержать любые античеченские и

антикавказские меры.

И это, к сожалению не редкость.

Мировая законодательная и идеологическая практика (за некоторыми

исключениями) не разделяет терроризм на составляющие - каковы бы ни были

мотивы теракта, он считается преступным. Между тем интернациональные

организации, борющиеся с терроризмом, выделяют несколько видов

террористической деятельности. Соответственно, оценка последствий и

отношение к террористам различаются. Институт борьбы с терроризмом

(Израиль) выделяет три вида терроризма:

Международный терроризм - место совершения терактов не имеет значения;

террористическая группа состоит из лиц разной национальности и (или)

вероисповедания; объектом борьбы являются либо политические и религиозные

взгляды, либо международные организации, соглашения, институты;

террористическая деятельность спонсируется иностранным (по отношению к

территории деятельности) государством (государствами) или частными лицами,

организациями, не являющимися резидентами территории (страны) деятельности

группы.

Внутренний терроризм - место совершения террористических акций -

страна пребывания; террористическая группа состоит, как правило, из граждан

одной страны, национальности, вероисповедания; объектом борьбы являются

внутренние проблемы страны пребывания.

Объектный терроризм - террористические акты совершаются в отношении

определенных объектов жизнедеятельности, которые террористические группы

считают вредными или опасными (анти-атомный терроризм, экологический

терроризм).

ФБР США выделяет также такой вид терроризма, как вооруженная борьба за

независимость, принимающая формы терроризма. К ней относится

террористическая деятельность повстанцев (insurgents) против военных и

полицейских объектов колониальной стороны. Впрочем, отмечается в отчете

ФБР, в случае нанесения ущерба гражданским лицам или применения силы в

отношении "невиновных", такая форма борьбы может также расцениваться как

терроризм. [7 с.148].

Четыре взрыва в России привели к гибели 271 человека. Сейчас многим

москвичам кажется, что их дом беззащитен, что каждый кавказец несет бомбу,

что кошмар не закончится...

За тридцать лет террористической войны (1969-1999) в Соединенном

Королевстве погиб 3401 человек. Исследователи выделяют не менее трех "волн"

террора Ирландской Республиканской Армии, каждая из которых состояла из

пяти-семи инцидентов. Можно представить себе психологическое состояние

британского общества в первые годы террора, когда сомнению подверглась едва

ли не главная истина национального самосознания - "Мой дом - моя крепость".

Общественная безопасность Соединенного Королевства, казавшаяся незыблемой,

сумевшая удержать спокойствие и в годы кризисов, и в годы распада

колониальной империи, - в первое время ничего не могла противопоставить

ирландцам. Каждый человек с ирландским акцентом, казался, наверное,

боевиком ИРА... Точно такая же ситуация была и в Испании, где экстремисты

баскской организации ЭТА вели настоящую войну - и против государства, и

против граждан. В общем, мы не первые. Однако, кроме психологических

последствий для отдельных людей, террористические "волны" способны

спровоцировать и социальные последствия.

В середине ХХ века стало очевидно, что мировое сообщество не

располагает технологиями "управления конфликтами". Ни природа возникновения

внутриобщественных конфликтов, ни их внутренние механизмы не были изучены

политологами социологами, и управленцами. Академическим ответом на этот

вызов меняющейся цивилизации стала конфликтология, изучающая не только

гражданские войны и революции – а также и сферу терроризма. Наиболее

авторитетные конфликтологические центры мира находятся в Белфасте, Мадриде,

Брюсселе.

Конфликтология выделяет как отдельную проблему "общество после

пережитого насилия". Состояние страха, паники, гражданского гнева,

стремление к самообороне и "милитанство" (создание негосударственных

правоохранительных структур) являются частью этой проблемы.

Давно стало ясно, что общества, где началась "гонка вооружений"

гораздо сильнее подвержены опасности нового насилия; что стремление к

индивидуальной безопасности ведет лишь к тотальной опасности... Стремление

испуганного общества вооружиться ведет только к нарушениям прав человека, к

межобщинным и межэтническим вторичным конфликтам…”

Даже в США, где гражданские инициативы в области безопасности, как

правило, поощряются, "синдром последствий насилия" рассматривается как

угроза внутренней безопасности. В частности, после взрыва во Всемирном

торговом центре в 1993 году и других терактов, в некоторых штатах стали

возникать организации "общественной безопасности", традиционно называемые в

Америке "милицией". Они объявляли своей целью предотвращение террора и

помощь полиции. На деле же "милиционеры" занялись самовооружением и

подготовкой к этническим чисткам. Более того, они вскоре решили, в силу

американской ментальности, получить легальное обоснование своей

деятельности. Возникло движение "Common Law Courts" - своего рода

гражданских судов, которые называли "врагов сообщества" и "приговаривали"

их в лучшем случае к страху или выселению, в худшем – к смерти. В докладе

ФБР "Терроризм в США" "гражданские суды" рассматриваются именно как форма

терроризма, поскольку их деятельность очевидно попадает под формулировку

законодательства США. [8. с.24].

Когда террористическое насилие становится массовым и безадресным,

общество реагирует на него в соответствии с собственной исторической

традицией. Самое страшное, что может случиться - это публичное

использование страха политиками или масс-медиа.

Ошибки в интерпретации, излишняя подробность в описании трагедии,

персонализация жертв и де-персонализация врага - это токсичная взрывчатая

смесь, которая легко может привести общество к систематическим убийствам по

национальному или религиозному признаку. В качестве наиболее жестокого

примера можно привести Руанду, где политики и радио противостоявших друг

другу племен тутси и хуту разожгли (после серии взаимных терактов) такое

пламя ненависти, что страна скатилась в пропасть самой страшной в Африке

гражданской войны.

Так, в Российской федерации антикавказские настроения, и без того

вполне ощутимые, после взрывов первой половины сентября стали

повсеместными. Уже не только политические экстремисты призывают к

"очищению" России от, - теперь уже - кавказских террористов; даже те, кто в

свое время испытывал определенные симпатии к чеченцам, требуют акций

возмездия и жесткой внутренней политики. Телевидение демонстрирует кадры

насилия боевиков над заложниками; в эфире открыто обсуждается вопрос о том,

кого выселять из Москвы - только чеченцев или всех "лиц кавказской

национальности". Московский мэр де-факто санкционирует депортации из

столицы...

Показательно, что все "долгоиграющие" террористические конфликты

принципиально похожи. "Повстанцы" из мятежной (как правило, близкой к

метрополии) колонии (изредка - бывшей) своими взрывами, нападениями, актами

в отношении представителей власти стремятся добиться независимости или

"наказать" метрополию за политику, проводимую в отношении их компатриотов.

Такие террористические войны длятся годами; кроме национально-

политического фактора, они, как правило, осложнены фактором религиозным.

Террористы умело пользуются как внутренними противоречиями внутри

метрополии, так и иностранной помощью. Нет такой колониальной (в прошлом)

державы, которая не нажила бы себе внешних врагов. Принципиальной целью в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.