рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Статус Президента РФ

направляется Советом Федерации Президенту для подписания и обнародования.

Четырнадцатидневный срок для подписания принятого федерального закона

необходим для того, чтобы глава государства имел возможность внимательно

ознакомиться с его содержанием и принять решение о подписании закона, либо

отклонении. После подписания Президентом закон должен быть обнародован.

Президенту Российской Федерации предоставлено право на возвращение

переданного ему на подпись закона для повторного рассмотрения

(отлагательное вето Президента) и процедура разрешения разногласий между

ними - российское новшество, применяется в США более 200 лет.

Отклоняя этот закон, Президент предлагает свою редакцию закона в

целом, либо его частей, или сообщает о нецелесообразности принятия данного

закона.

Регламенты палат Федерального Собрания предусматривают первоочередной

порядок повторного рассмотрения законов, возвращённых Президентом,

обязательное выступление на заседании Государственной Думы представителя

Президента, заслушивание заключения соответствующего комитета или

официально созданной комиссии палаты. Государственная Дума по повторно

рассматриваемым законам утверждает одно решение: либо принимает закон в

редакции Президента (для этого требуется более половины голосов от общего

числа депутатов), либо повторно принимает закон в редакции ранее принятый

этой палатой, для чего ей необходимо, чтобы за закон проголосовало две

трети от общего числа депутатов.

Общепризнанно, что отлагательное вето – наиболее сильное средство

воздействия Президента на законодательную деятельность парламента. Мотивы

отклонения закона могут быть самые разные: от принципиального несогласия с

содержанием основных положений закона или его отдельных статей, разделов,

глав, до нарушения процедуры принятия законов, установленной Регламентом

палат Федерального Собрания. В принципе в общем, принимаемом законе можно

обнаружить юридические погрешности, неточности и другие изъяны, дающие

повод Президенту использовать процедуру повторного рассмотрения его в

парламенте. Проблема заключается в том, насколько серьёзны эти упущения для

содержания закона, для правильного толкования и применения его на практике.

Пока отсутствует правовая культура работы с документами, нет тщательной

правовой экспертизы законопроектов, такие издержки неизбежны. Применение

президентского вето Б. Ельцин обосновал, главным образом, узким юридическим

качеством многие принимаемых законов, противоречием Конституции,

Гражданскому кодексу, другим действующим федеральным законам, а также

отсутствием заключений Правительства по законопроектам, требующим

дополнительных ассигнований из федерального бюджета. «Всё это, - отмечает

Президент, - вынуждало меня применять президентское вето в качестве

инструмента юридического контроля». По этим основаниям Президентом было

возвращено свыше трети законов, принятых в 1995 году.

Парламентская процедура повторного рассмотрения законов

предусматривает возможность создания палатами согласительных комиссий,

которые после предварительных консультаций с представителями Президента и

Правительства вырабатывают, как правило, компромиссный проект, устраивающий

все заинтересованные стороны. В этом случае действует обычный порядок

рассмотрения закона, т.е. достаточно одобрить его простым, а не

квалифицированным большинством голосов.

Право президентского вето – оружие стратегическое, а не тактическое.

Как свидетельствует зарубежный опыт, им нельзя злоупотреблять, но надлежит

всегда держать в боевой готовности. Гораздо эффективнее сама угроза

наложения вето, высказанная Президентом или по его поручению представителем

в Федеральном Собрании, к тому же подкреплённая конкретными аргументами по

поводу недостатков принимаемого закона. Частое применение Президентом

отлагательного вето на принятые законы озлобляет другую сторону, переводит

«стрелки часов» из плоскости сотрудничества в сферу контр решений, что

ничего полезного для законодательного процесса не принесёт.

Возникает вопрос, – имеет ли Президент право возвращать без

рассмотрения федеральные законы, направленные ему для подписания?

Действительно, наряду с предусмотренным Ст. 107 Конституции

Российской Федерации правом Президента Российской Федерации отклонять

принятые федеральные законы, Президент нередко возвращает принятые законы

без рассмотрения, мотивируя это тем, была нарушена конституционная

процедура принятия или одобрения закона, а, следовательно, такой закон не

может считаться принятым в соответствии с Конституцией Российской

Федерации.

Так абзац 6 п.4 и абзац 4 п.5 Постановления Конституционного Суда

Российской Федерации1 гласит, что Президент Российской Федерации в силу

возложенных на него конституционных полномочий по обеспечению

согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной

власти (п.2 Ст.80 Конституции Российской Федерации) обязан принимать

необходимые меры по обеспечению непрерывности законодательного процесса, в

том числе по соблюдению палатами Федерального Собрания, предусмотренного

Конституцией Российской Федерации, срока направления принятия федерального

закона главе государства.

В то же время, в случае нарушения установленного Конституцией

Российской Федерации порядка принятия федерального закона, если эти

нарушения ставят под сомнения результаты волеизъявления палат Федерального

Собрания и само принятие закона, Президент Российской Федерации вправе в

силу ч.2 Ст.80 Конституции Российской Федерации вернуть его в

соответствующую палату, указав на конкретные нарушения названных

конституционных требований.

При этом такой закон не может считаться «принятым федеральным

законом» в смысле ч.3 Ст.107 Конституции Российской Федерации, а его

возвращение в палаты Федерального Собрания отклонением в смысле ч.3 Ст.107

Конституции Российской Федерации, поскольку установленные требования

Конституции Российской Федерации к принятию федерального закона и

предусмотренные ею условия и процедуры носят безусловный характер и не

могут меняться по усмотрению участников законодательного процесса.

Что же касается «неконституционности» федеральных законов, то имеют

место случаи, когда депутаты предлагают придать тому или иному

законопроекту статус федерального конституционного закона и необходимо

своевременное вмешательство, чтобы не допустить подобной ошибки. Так,

например, депутатами Государственной Думы В.В. Жириновским, С.Н.

Абельцевым, В.А. Лисичкиным был внесен в Государственную Думу и принят к

рассмотрению (!) проект федерального конституционного закона «О социальном

и экономическом Совете Российской Федерации», упоминания о котором в

Конституции Российской Федерации нет.

Таким образом, право Президента возвращать без рассмотрения и

подписания принятые с нарушением конституционной процедуры законы вытекают

из смысла Конституции Российской Федерации, и подтверждает Постановлением

Конституционного Суда Российской Федерации.1

Однако, право «вето» Президент нередко использует применительно к

федеральным конституционным законам, что не предусмотрено Конституцией

Российской Федерации и мотивирует свои действия либо нарушением процедуры,

либо отклонением норм от Конституции Российской Федерации. Следовательно,

если Президент полагает, что в федеральном конституционном законе имеются

нормы, несоответствующие Конституции Российской Федерации, он обязан

подписать данный закон и обратиться в Конституционный Суд, оспаривая

неконституционность его отдельных положений. Но Конституционный Суд

расширил полномочия Президента, дав разъяснения относительно того, что он

имеет право издавать указы по вопросам компетенции самого парламента, если

на данный счёт отсутствует федеральный закон.1

Требования, обусловлено предъявляемые российским обществом к

результатам законодательной деятельности органов государственной власти,

должны находить адекватное отражение в уровне организации процесса и

профессионализма его участников.

В этой связи трудно не согласиться с оценками Президента Российской

Федерации, которые содержатся в его Послании Федеральному Собранию2:

Порядок в стране начнется только с наведения порядка в самом

государственном организме… О повышении качества законодательства,

необходимости соблюдения законотворческих приоритетов говорилось в каждом

послании Президент Федеральному Собранию. Но законотворческой деятельности

по-прежнему не хватает качества и темпа…Вывод ясен: необходимо, наконец,

навести порядок в законотворческой деятельности.3

Кроме этого, статья 90 Конституции Российской Федерации устанавливает

полномочия Президента на издание правовых актов. Президент Российской

Федерации издает указы и распоряжения. Анализ указов и распоряжений

Президента за последние три года показывает, что в форме указов оформляются

решения Президента по значительному большему кругу проблем политического и

общественного характера, исходя из их значимости. В форме распоряжений

Президента принимаются решения по оперативным организационным и кадровым

вопросам, а также по вопросам работы Администрации Президента.

Распоряжения в отличие от указов, не должны содержать предписаний носящих

нормативный характер.4

Принципиально важно отметить, что правовые акты Президента не подлежат

утверждению законодательными органами. Лишь указы Президента Российской

Федерации о введении военного положения и введении чрезвычайного положения

требуют утверждения Совета Федерации (Ст.102 Конституции Российской

Федерации).

Издаваемые Президентом указы и распоряжения не должны противоречить

Конституции Российской Федерации и Федеральным законам.

Заслуживает, однако, внимания тот факт, что в России был период, когда

Верховный Совет представлял Президенту Российской Федерации право издавать

указы, не соответствующие действующему законодательству. Данное право было

предоставлено Постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 1.11.91г.

«О правовом обеспечении экономической реформы».1 Согласно Постановлению

Президент наделялся правом приостанавливать законодательные акты СССР, а

также издавать указы, находящиеся в противоречии с действующим

законодательством, в целях оперативного урегулирования хода экономической

реформы. В последнем случае, проекты этих актов должны представляться в

Верховный Совет и если он их не отклонит, то указы вступают в силу.

Подобным способом Президент с 1991 г. по конец 1998г. пользовался

довольно часто. В качестве примеров можно назвать указы от 16 апреля 1993

года «Об усилении государственного контроля за использованием и охранной

земель при проведении земельной реформы», от 24 декабря 1993 года «О

приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие

с Конституцией Российской Федерации», которые вносили значительные

изменения в земельные отношения в стране.2

Акты Президента, носящие нормативно-правовой характер вступают в силу

на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их

официального опубликования, если при принятии акта не установлен иной срок.

В соответствии со Ст.125 Конституции и Ст.3 Федерального

конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»

Конституционный Суд решает дела о соответствии Конституции лишь нормативных

актов Президента.

Также в Конституции Российской Федерации установлено, что Президент

обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в

стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства

(Ст.84 п. «е»). Эти послания не имеют силу закона, они носят характер

установочных документов.

По сложившейся практике и с учётом положений Ст.100 Конституции

заслушивание Посланий Президента – одно из немногих случаев, когда палаты

Федерального Собрания могут собраться совместно.1

Хотя Послания не являются нормативным решением, обязательным для

исполнения конституционно самостоятельными органами государственной власти,

они служат не только целям ориентации законодательной деятельности

парламента.

Несмотря на то, что Послания Президента адресуются Федеральному

Собранию, основная тяжесть и ответственность за их выполнение ложится на

федеральное Правительство. Такое положение обусловлено тем обстоятельством,

что основные направления внутренней и внешней политики, которые определяет

Президент (Ст.80), реализуются в основном через деятельность Правительства

и подведомственных ему органов управления.

Темпы и структуры ежегодных Посланий определяются Президентом исходя

из актуальности задач текущего периода, политической ситуации в государстве

и стратегического видения будущего. Вместе с тем некоторые исходные

позиции обозначены в законе и в президентской практике.

Как правило, в первой части ежегодного Послания Президента содержится

оценка положения дел в стране. Согласно Ст.5 Закона «О государственном

прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской

Федерации» от 25 июня 1995 года ежегодное Послание Президента, с которым он

обращается к Федеральному Собранию, должно содержать специальный раздел,

посвящённый анализу выполнения программы социально-экономического развития

России на среднесрочную перспективу и уточнения. Упомянутой программы с

выделением задач на предстоящий год.

На законодательном уровне определены ряд специальных требований и

установок, которые должны содержаться в первом Послании Президента после

вступления его в должность в результате всенародных выборов. В него должен

включаться специальный раздел, посвящённый концепции социально-

экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Обратим внимание, что речь идёт о прогнозе на среднесрочную

перспективу, т.е. на период от трёх до пяти лет с ежегодной корректировкой,

что в известной мере связано с периодичностью выборов Президента (раз в 4

года).

В специальном разделе ежегодного Послания Президента характеризуется

состояние экономики страны, формируются и обосновываются стратегические

цели и приоритеты социально-экономической политики, направления реализации

указанных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению их на федеральном

уровне, приходятся важнейшие целевые макроэкономические показатели развития

нашей экономики на среднесрочную перспективу.

Таким образом, в области законодательной, Президент Российской

Федерации не только отвечает и решает «судьбу» Государственной Думы

(назначает выборы распускает в случаях и порядке, предусмотренных в

Конституции РФ), но и наделен правом законодательной инициативы,

подписывает и обнародует законы, пользуется правом отлагательного «вето» в

отношении Федеральных законов, издает нормативно-правовые акты и обращается

к Федеральному Собранию с Посланиями о положении в стране.

3.3. Полномочия, связанные с исполнительными органами власти.

Президент наиболее тесно связан с исполнительной властью. Конституция

Российской Федерации создает образ президента как главы государства,

стоящего над «всеми властями», гаранта всех конституционных институтов

(глава IV) , что означает: Президент Российской Федерации юридически не

является главой исполнительной власти и не в ходит каким-либо образом в её

систему. Президент Российской Федерации осуществляет мощное воздействие на

Правительство Российской Федерации путем персональных назначений его членов

и принятия важных решений в сфере исполнительной власти.

Согласно пункта «а» Ст.83 Конституции Российской Федерации, Президент

назначает Председателя Правительства Российской Федерации. До акта

назначения он должен получить согласие Государственной Думы.

Государственная Дума выражает согласие на назначение определённого лица

Председателем Правительства путём голосования.1

Президент принимает решение об отставке Правительства Российской

Федерации, такое решение может быть принято в трёх случаях:

По собственному усмотрению;2

В случае подачи Правительством заявления об отставке;

В случае выражения недоверия Правительству Государственной Думой.

Президент имеет право по своему усмотрению председательствовать на

заседаниях Правительства, занимая тем самым место Председателя

Правительства (пункт «б»). Такая практика существовала в Российской

Федерации, есть она и в зарубежных странах (например, во Франции). На этих

заседаниях рассматриваются наиболее важные вопросы государственной жизни.

Следует отметить, что право Президента председательствовать на

заседаниях Правительства характерно для президентских республик, в которых

глава государства возглавляет одновременно исполнительную власть, а также

для полупрезидентских республик.

Но все эти полномочия вписываются в модель главы государства,

призванного обеспечить единство государства и государственной власти в

целом, устойчивое и согласованное функционирование всех органов

государственной власти, а, следовательно, не могут быть оценены как чисто

исполнительские. Поэтому обосновано говорить, что президент обладает

полномочиями исполнительной власти, но не входит в неё. Здесь уместна

спортивная аналогия: судья не игрок на поле, но он и не за лицевой линией.1

Во второй части Ст.85 Конституции Российской Федерации Президент

Российской Федерации наделяется правом приостановить действия актов органов

исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречий

этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам,

международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и

свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим

судом. Следовательно, это право ограничивается во времени и контролируется

по содержанию.

Однако на практике вмешательства суда не требовалось, поскольку

оспариваемые Президентом Российской Федерации акты отменялись принявшим их

органами еще до рассмотрения дела в суде.

Следует отметить, что Президент вправе приостанавливать только

действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской

Федерации, но он не может приостанавливать действие актов их органов

законодательной власти.

Как известно, в соответствии со Ст.77 Конституции федеральные органы

исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую

систему исполнительной власти Российской Федерации. Это единство

осуществляется в пределах ведения Российской Федерации и полномочий

Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации

и её субъектов. При рассмотрении вопроса оп полномочиях федеральных органов

исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской

Федерации. Следует учитывать, что в соответствии со Ст.78 Конституции они

могут передавать друг другу осуществление части своих полномочий (Ст.77,

78).

Акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Президентом Российской Федерации, как было отмечено, приостанавливались

неоднократно. В частности, в марте 1994 года Президент Российской Федерации

приостановил своим Указом действие постановления администрации

Красноярского края от 22 февраля 1994 года, которым назначался референдум

по проекту краевого закона «Об основах непосредственного народовластия и

организации государственной власти в Красноярском крае», как

противоречащего Конституции Российской Федерации.

Таким образом, Президент Российской Федерации осуществляет

непосредственное воздействие на Правительство Российской Федерации,

назначая его членов и принимая важные решения в сфере исполнительной

власти.

3.4. Полномочия Президента Российской Федерации, связанные с судебными

органами власти.

Конституция Российской Федерации предусматривает три вида

государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную (Ст. 10

Конституции Российской Федерации).

Судебная власть как вид государственной власти принадлежит специальным

органам государства – судам, входящим в судебную систему Российской

Федерации. Она осуществляется посредством конституционного, гражданского,

административного и уголовного судопроизводства (п.2 Ст.118 Конституции

Российской Федерации). В тоже время Ст.127 Конституции выделяет ещё и такой

вид судопроизводства, как арбитражное. Судебная власть основана на праве и

реализуется путем применения права для разрешения конкретных ситуаций,

возникающих в обществе и требующих вмешательство суда.

В настоящее время суды всех видов и уровней образуются с соблюдением

установленной законом процедуры. Реализация её производства обеспечить

беспристрастный отбор судей, способных профессионально, грамотно и честно

рассматривать и разрешать отнесенные к их ведению дела.

Одним из высших федеральных органов судебной власти является

Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного

надзора, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть

посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати

судей, назначаемых на должность Советом Федерации тайным голосованием по

представлению Президента Российской Федерации.1

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.