рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Земли особо охраняемых территорий

Дипломная работа: Земли особо охраняемых территорий

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

I ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ

1.1 Понятие и общая характеристика правового режима земель особо охраняемых территорий и объектов

1.2 Государственное управление в сфере использования и охраны земель природоохранного назначения

II ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ЗЕМЕЛЬ ПРИРОДООХРАННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

2.1 Особенности правового режима земель водоохранных зон водных объектов

2.2 Правовой режим земель, занятых защитными лесами

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Земли природоохранного назначения выполняют непосредственно и опосредованно важнейшие экологические функции: водоохранную, защитную, противоэрозионную и др., являясь преградой для негативных природных и антропогенных воздействий. Однако неопределенность правового режима земель природоохранного назначения ведет к низкой эффективности реализации правовых норм, нацеленных на сохранение сопряженных с этими землями компонентов природной среды.

Актуальность темы исследования определяется тем, что упомянутые земли входят в состав земель природоохранного назначения (ст. 97 ЗК РФ). Последние, в свою очередь, входят в состав категории земель особо охраняемых территорий и объектов (ч. 2 ст. 94 ЗК РФ). Существующая на данный момент правоприменительная практика, в том числе практика ведения государственного земельного кадастра, отражает наличие многочисленных коллизий и правовых пробелов в сфере регулирования земельных отношений по использованию и охране земель природоохранного назначения. Вследствие терминологических несоответствий эффективность применения соответствующих норм невысока. В связи с этим необходимо провести анализ современного законодательства, регулирующего правовой режим этих земель, с целью его совершенствования. Целью исследования является общая характеристика правового регулирования земель особо охраняемых территорий в российской федерации.

Объект исследования: Земли природоохранного назначения.

Предмет исследования: Правовое регулирование земель природоохранного назначения.

Для достижения обозначенной цели ставятся следующие задачи исследования:

-определить понятие и состав земель особоохраняемых территорий;

-рассмотреть правовое регулирование земель особо охраняемых природных территорий;

-охарактеризовать правовой режим земель природоохранного назначения;

-проанализировать режим охраны отдельных категорий особо охраняемых природных территорий;

-разработать предложения по совершенствованию законодательства об особо охраняемых природных территориях.

Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция РФ, Земельный Кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и иные нормативные акты.

В основу работы легли труды таких ученых, как С.А. Боголюбов, О.Л. Дубовик, И.А. Иконицкая, М.Ю. Тихомиров, П.П. Петров, Д.И. Платонов, Д.А. Ястребов, В.В. Никитин, Е.А. Сухова, Д.Ф. Хамидулина и др.

Методологическими основами исследования являются методы и приемы научного познания. Основу исследования определили общенаучные (диалектико-материалистический, системный) и специальные (сравнительно-правовой, нормативно-логический, историко-юридический,

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что дается развернутый научный анализ правового регулирования земель особо охраняемых территорий в РФ.

Научная новизна исследования заключатся в том, что работа представляет собой комплексное исследование правового статуса земель природоохранного назначения в РФ. Практическая значимость исследования определяется тем, что выводы и предложения, содержащиеся в работе, могут быть использованы при внесении изменений и дополнений в земельное законодательство, материалы дипломной работы могут быть использованы в учебном процессе. Структура исследования состоит из введения, двух глав, включающих в себя 4 параграфа, заключения, и списка использованных источников и литературы.

I ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ

1.1 Понятие и общая характеристика правового режима земель особо охраняемых территорий и объектов

Конституция Российской Федерации[1] образует, создает основу для законодательства РФ об особо охраняемых территориях. Такими соответствующими положениями являются как экологические нормы Конституции, так и положения общего характера, определяющие закономерности развития законодательства об особо охраняемых природных территориях.

Одной из основных задач государственной политики на сегодняшний день является, в том числе, поддержание благоприятной окружающей среды для будущих поколений. Сюда же можно отнести выполнение задач, направленных на сохранение и воспроизводство редких и ценных популяций животных, растений, недопущение гибели исчезающих видов и т.д. Кроме того, важнейшее значение имеют различные памятники истории, культуры, которые также нуждаются в особой защите со стороны государства. Это лишь некоторые из причин, которые вызвали необходимость установления, правового регулирования такой категории земель как земли особо охраняемых территорий и объектов. В настоящее время уделяется большое внимание созданию, функционированию и защите особо охраняемых территорий как на уровне Российской Федерации, так и на уровне ее субъектов и местного самоуправления.

К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично изъяты из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Специфические черты присущи отдельным видам земель особо охраняемых территорий и обусловливают их дифференцированный правовой режим, определяемый в общем виде в статьях комментируемой главы, более подробно - в соответствующих нормативных актах о видах особо охраняемых территорий, а применительно к конкретной территории - в постановлении органа исполнительной власти об объявлении данной территории особо охраняемой

К нормативным правовым актам, регулирующим порядок создания, функционирования и прекращения использования особо охраняемых территорий и объектов, а также обеспечения их охраны относятся:

-Земельный кодекс РФ (далее – ЗК РФ)[2];

-Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях[3]" (далее – Закон, Федеральный Закон);

-Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации[4]";

-Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах[5]" и иное законодательство.

Выделение в земельном законодательстве земель особо охраняемых территорий имеет свой смысл и определенные правовые последствия. Дело в том, что все земли независимо от своего назначения подлежат охране, чему посвящаются ст. 12-14 ЗК. Назначение, цели, порядок выделения, особенности использования и охраны земель особо охраняемых территорий изложены в ст. 94 ЗК РФ "Понятие и состав земель особо охраняемых территорий" ЗК. Особенности правового режима видов земель данной категории определяются нормами соответствующих статей гл. XVII Кодекса (ст. 95-100). Выделенные характерные черты земель особо охраняемых территорий (особое значение, возможность изъятия полностью или частично из хозяйственного использования и оборота, особый правовой режим) позволяют отличать их от иных категорий земель, определенных в ст. 7 Кодекса.

Одним из основных принципов земельного законодательства является приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.

Категория земель особо охраняемых территорий и объектов не является однородной и включает в себя несколько субкатегорий, в том числе:

-особо охраняемых природных территорий (включая лечебно-оздоровительные местности и курорты);

-природоохранного назначения;

-рекреационного назначения;

-историко-культурного назначения;

-иных особо ценных земель.

Упоминание "иных" земель следует понимать в том смысле, что данный перечень не является исчерпывающим, а потому в силу п. 5 ст. 94 ЗК РФ Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления могут устанавливать иные виды земель особо охраняемых территорий (земли, на которых находятся охраняемые береговые линии, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники, и другие).

Под объектами особо охраняемых территорий понимаются в п. 6 ст. 94 ЗК прежде всего объекты культурного наследия РФ. В п. 3 и 10 ст. 95 ЗК предусматриваются также земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы. Последнее время к законодательству об особо охраняемых территориях и их объектах, к его применению привлечено большое внимание ввиду особой ценности этих земель, попыток их урезать, уменьшить и желания некоторых представителей современного истеблишмента принять участие в приватизации части этих земель.

В ЗК РСФСР 1991 г. подобной общей категории земель не предусматривалось, а специальный раздел VI ЗК РСФСР был посвящен землям природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения с раскрытием их режима в соответствующих статьях[6].

Согласно действующему ЗК и иным нормативным правовым актам, принятым в ходе административной реформы, земли особо охраняемых территорий могут быть в соответствии с масштабом, порядком образования и подчиненностью трех видов: федеральные; субъектов РФ; местного значения.

Объявление территорий особо охраняемыми, изъятие соответствующих земельных участков, установление на них особого режима использования и охраны осуществляется соответствующими органами исполнительной власти: федеральных - Правительством РФ; субъектов РФ - правительствами (администрациями) республик, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения; местного значения - органами местного самоуправления, в том числе представительными органами и администрациями муниципальных образований.

Незавершенность перечня особо охраняемых территорий и объектов федерального, регионального (субъектов РФ) и местного значения позволяет создавать их новые виды.

Особенно часто новые виды особо охраняемых территорий создаются на землях, занятых объектами культурного наследия РФ.

Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Кодексом. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается Кодексом и федеральными законами.

Земельные участки из земель особо охраняемых территорий, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Согласно п. 11 ст. 22 Кодекса, изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Изъятие из хозяйственного использования и оборота земель особо охраняемых территорий производится такими актами, как постановление - для высших органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов и решение - для органов местного самоуправления.

Специальный правовой режим земель особо охраняемых территорий обеспечивается, в частности, путем введения регламентированного режима хозяйствования, проживания и природопользования, обеспечивающего сохранение земельных ресурсов, их защиту от загрязнения и преждевременного истощения.

Кодекс относит к компетенции Правительства РФ установление порядка отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения и порядка использования и охраны таких земель. При этом соответствующие постановления Правительства РФ должны основываться на нормах федеральных законов, регулирующих данную сферу отношений.

Отношения в сфере использования, развития и охраны территорий, обладающих особо ценными лечебными и оздоровительными свойствами и являющихся национальным достоянием народов Российской Федерации, регулирует Положение о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения, которое было разработано в соответствии с ФЗ от 23.02.1995 г. "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" и утверждено постановлением Правительства РФ от 7.12.1996 г. № 1426.

Порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения и особенности режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территории определяет Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденное постановлением Правительства РФ от 7.12.1996 г. № 1425[7].

При определении порядка отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, а также порядка использования и охраны таких земель органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления должны исходить из того, что положения принимаемых ими правовых актов по этим вопросам должны соответствовать федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации и нормативным правовым актам органов местного самоуправления.

Правом устанавливать иные виды земель особо охраняемых территорий, к числу которых, как уже отмечалось, относятся также земли, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые речные системы и другие, Кодекс наделяет органы, перечисленные в п. 5 статьи 94 ЗК РФ. Форма актов, в которую могут быть облечены решения об отнесении иных земель к видам данной категории, не оговаривается.

Земли особо охраняемых территорий могут быть трех видов: федерального, субъектов РФ и местного значения.

Объявление территорий особо охраняемыми, изъятие соответствующих земельных участков, установление на них особого режима использования и охраны осуществляются соответствующими органами исполнительной власти: Российской Федерации (Правительством РФ); субъектов РФ (правительствами (администрациями) республик, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения); органами местного самоуправления.

Перечень особо охраняемых территорий, предусмотренный в статье 94 ЗК РФ и в последующих статьях данной главы, не является исчерпывающим: указанными выше органами исполнительной власти устанавливаются и иные виды особо охраняемых земель. В городах Москва и Санкт-Петербург приняты и действуют нормативные правовые акты, регулирующие использование и охрану земель, занятых городскими лесами, парками и иными зелеными насаждениями. Выделяются в ряде городов зеленые зоны с особым правовым режимом пользования[8].

Представляется, что специальное выделение целевого использования земель особо охраняемых природных территорий и земель, занятых объектами культурного наследия Российской Федерации, в статье, посвященной общим положениям о всех видах земель в составе земель особо охраняемых территорий, лишено смысловой нагрузки. В статьях Кодекса, посвященных особенностям правового режима указанных видов земель особо охраняемых территорий и объектов данная специфика уже определена законодателем (п. 3 ст. 95, п. 3 ст. 96, п. 4 ст. 97, п. 5 ст. 98, п. 2 ст. 99).

1.2 Государственное управление в сфере использования и охраны земель природоохранного назначения

Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения и определяет понятие особо охраняемых природных территорий, как участков земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

В отличие от ранее действовавшего законодательства Закон ввел понятие "категорий" и "видов" особо охраняемых природных территорий. На сегодняшний день пунктом 1 ст. 2 Федерального закона № 33-ФЗ от 14 марта 1995 г. установлены следующие категории ООПТ:

- государственные природные заповедники;

- государственные природные биосферные заповедники;

- национальные парки;

- природные парки;

- государственные природные заказники;

- памятники природы;

- дендрологические парки и ботанические сады;

- лечебно-оздоровительные местности и курорты[9].

В целом отнесение конкретной ООПТ к той или иной категории не является критерием эффективности решения природоохранных задач. Решение вопроса о создании особо охраняемой природной территории той или иной категории принимается в зависимости от особенностей охраняемых объектов, прав собственности на природные объекты и комплексы, соотношения желательной степени жесткости режимных ограничений и возможности их реализации. В основе существующей системы категорий лежат следующие критерии:

- цели создания;

- жесткость и набор ограничений;

- подведомственность;

- права собственности (или иные вещные права) на охраняемые объекты или объекты, находящиеся в границах особо охраняемых природных территорий, публичные сервитуты;

- наличие или отсутствие охраны как таковой;

- порядок создания.

Этот перечень категорий особо охраняемых природных территорий не является закрытым. В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации[10]" № 49-ФЗ от 07 мая 2001 г. территории традиционного природопользования относятся к "особо охраняемым природным территориям". Округа санитарной (горно-санитарной) охраны также отнесены к ООПТ в соответствии со статьей 1 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" № 26-ФЗ от 23 февраля 1995 г[11].

Следует отметить, что использование в нормативных актах терминов заказник, "заповедник", "памятник природы" для обозначения особо охраняемых природных объектов не всегда означает их принадлежность к ООПТ. Например, Законом "О недрах " № 2395-I от 21 февраля 1992 г. предусмотрено создание особо охраняемых геологических объектов в виде геологических заповедников, заказников или памятников природы" (ст. 9). Поскольку содержание понятия особо охраняемых природных территорий не включает недра, особо охраняемые геологические объекты ООПТ не являются.

Пунктом 2 статьи установлена возможность Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления устанавливать иные категории ООПТ. В Законе приводится примерный открытый перечень иных категорий, к которым относятся:

- территории, на которых находятся памятники садовопаркового искусства;

- охраняемые береговые линии;

- охраняемые речные системы;

- охраняемые природные ландшафты;

- биологические станции;

- микрозаповедники и другие.

Практическое значение возможности устанавливать иные категории ООПТ проявляется, как минимум, в следующих правовых следствиях.

Во-первых, придание какой-либо территории статуса ООПТ (федерального, регионального или местного значения) влечет за собой ограничение оборотоспособности земельных участков в ее границах.

Во-вторых, повышается уровень ответственности (гражданской, административной, уголовной) за нарушение установленного режима природопользования.

В-третьих, меняется структура управления и экологического контроля в выделенных границах (об управлении и контроле в области организации и функционирования ООПТ.

В-четвертых, в границах новых категорий особо охраняемых природных территорий действуют особые правила природопользования и охраны окружающей среды[12].

Отнесение особо охраняемой территории к ООПТ влечет за собой ограничение прав природопользователей. Ряд ограничений носит универсальный характер для любых категорий особо охраняемых природных территорий. К универсальным ограничениям можно отнести, например, следующие:

1) Ограничение в обороте земель в границах ООПТ (п. 1 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ). Ограничение в обороте земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель заповедников и национальных парков, которые изъяты из оборота в соответствии со статьей 4 ЗК РФ) означает запрет на предоставление земельных участков в границах ООПТ в частную собственность, если иное не предусмотрено федеральными законами.

2) Запрет на изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на них для нужд, противоречащих их целевому назначении (п. 3 ст. 95 ЗК РФ).

Объем ограничений зависит от категории ООПТ. Часть ограничений природопользования установлена Федеральным законом, некоторые ограничения закреплены федеральными законами в сфере природопользования (Земельным, Водным, Лесным кодексами и др. актами). Особенности отношений, возникающих при пользовании землями, водными, биологическими и другими природными ресурсами в границах особо охраняемых природных территорий регулируются законодательством РФ и законодательством субъектов.

Здесь следует отметить, что закрепление режима ограничений в границах соответствующей ООПТ может реализовываться исключительно в той мере, в какой это не противоречит федеральному законодательству. На практике это означает, что в целях охраны природных объектов и комплексов в границах новых категорий особо охраняемых природных территорий могут вводиться только прямо предусмотренные федеральными законами ограничения хозяйственной деятельности в соответствующих сферах. Например, введение новых категорий ООПТ на сегодняшний день не повлияет на оборотоспособность земель в их границах, поскольку действующий ЗК РФ содержит закрытый перечень категорий, относящихся к землям особо охраняемых природных территорий (п. 1 ст. 95 ЗК РФ).

Практическое значение классификации ООПТ по видам заключается в следующем:

1) определяется вид собственности;

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.