рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Земли особо охраняемых территорий

Оно действует до сих пор и запрещает "производить заготовку леса на расстоянии менее одного километра от берега, а в районах расположения заводов и хозяйств по разведению лососевых и осетровых рыб - на расстоянии менее трех километров", но теперь только в отношении указанных в нем озер и водохранилищ. Для "возвращения" рек и морей (их частей) могущими (и должными) иметь статус водных объектов особо ценного рыбохозяйственного значения, необходимо соответствующее изменение ВК и (или) ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", который предписывает Правительству РФ установить порядок образования рыбоохранных зон и рыбохозяйственных заповедных зон, что за более чем два года это так и не было сделано[24].

Ширина водоохранной зоны в целом при наличии набережной (в том числе за границами населенных пунктов) устанавливается от парапета набережной, при ее отсутствии - от береговой линии водного объекта и составляет:

1) Для рек и ручьев протяженностью до 10 км., а также для радиуса водоохранной зоны для истока рек или ручьев независимо от их протяженности - 50 м.; для рек и ручьев протяженностью от 10 до 50 км. - 100 м., для рек и ручьев любой протяженности свыше 50 км. - 200 м. При этом для реки или ручья протяженностью менее 10 км. водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой, то есть ширина их прибрежных защитных полос не зависит от уклона берегов. Попутно заметим, что тем самым статья 65 ВК допускает существование ручьев протяженностью свыше 50 км.

Истоком реки является место, с которого появляется постоянное течение в русле. Обычно истоком реки является родник, болото, озеро или ледник.

Протяженность реки определяется по протяженности ее русла, которое может быть весьма извилистым. Чем более извислисто русло, тем меньше воды реки занимают на земле "в длину по прямой линии", сохраняя в то же время свою значительную протяженность. Например, "прямой канал" может значительно уступать по протяженности извилистой реки.

В протяженность реки включается и та ее часть, которая протекает по государственной границе РФ либо за ее пределами. Ширина реки (ручья) для определения ширины водоохранной зоны не имеет значения.

2) Для озер и водохранилищ - 50 м., а для имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение - 200 м.

3) Для морей - 500 м.

4) Для магистральных и межхозяйственных каналов ширина водоохранной зоны совпадает с полосами отвода таких каналов.

Граница водоохранной зоны со стороны суши "автоматически", без чьих-либо последующих решений изменяется с изменением береговой линии водного объекта, что может произойти как в силу природных явлений, так и в результате проведения работ по изменению дна и берегов водного объекта, допускаемых пунктом 7 части 2 статьи 11 ВК. Для проведения таких работ предварительно потребуется получение решения о предоставлении части водного объекта в пользование в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года N 844 и Приказом МПР РФ от 14 марта 2007 года N 56. Проведение таких работ имеет смысл для "отодвигания" границы водоохранной зоны со стороны суши так, чтобы объект, который в соответствии с нормативными актами не может находиться в водоохранной зоне, оказался за ее пределами.

Для водных объектов, отнесенных к источникам питьевого водоснабжения, и их зон санитарной охраны (ЗСО) действуют ограничения использования, установленные в соответствии с ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ от 8 ноября 2001 года N 32 (для источников питьевого водоснабжения Москвы) и от 14 марта 2002 года N 10 (для источников питьевого водоснабжения других регионов России). К таким водным объектам, относятся, в частности, 70 водохранилищ, перечень которых утвержден Распоряжением Правительства РФ от 16 ноября 2006 года N 1578-р.

Использование земли может быть дополнительно ограничено также вблизи водных объектов, отнесенных в установленном порядке к особо охраняемым на основании статьи 66 ВК. На такие водные объекты распространяется ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и Положения о них.

2.2 Правовой режим земель, занятых защитными лесами

Статья 102 Лесного Кодекса РФ определяет, что к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 настоящего Кодекса.

С учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются следующие категории указанных лесов:

1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

2) леса, расположенные в водоохранных зонах;

3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов:

а) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

в) зеленые зоны;

в.1) лесопарковые зоны;

г) городские леса;

д) леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

4) ценные леса:

а) государственные защитные лесные полосы;

б) противоэрозионные леса;

в) леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах;

г) леса, имеющие научное или историческое значение;

д) орехово-промысловые зоны;

е) лесные плодовые насаждения;

ж) ленточные боры;

з) запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов;

и) нерестоохранные полосы лесов.

3. К особо защитным участкам лесов относятся:

1) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов;

2) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;

3) постоянные лесосеменные участки;

4) заповедные лесные участки;

5) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;

6) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных;

7) другие особо защитные участки лесов[25].

Особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах.

В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

Отнесение лесов к ценным лесам и выделение особо защитных участков лесов и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

Анализ норм ст. 102 позволяет сделать ряд важных выводов:

1) в ст. 102 дается легальное определение защитных лесов. Последние:

а) подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, что такое использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями;

б) делятся на категории, которые исчерпывающим образом перечислены в пунктах 1-4 части 2 ст. 102. Нельзя этот перечень расширять (даже путем издания законов субъектов РФ или федеральных законов);

в) не включают в свой состав особо защитные участки лесов.

В соответствии со ст. 8 Закона N 201 леса, которые до 01.01.07 признавались лесами первой группы и категории защитности лесов первой группы после 01.01.07 признаются соответственно защитными лесами и категориями защитных лесов, указанных в ст. 102 ЛК;

В соответствии со ст. 11 Закон о переводе лесов (с учетом внесенных в нее Законом N 201 изменений) перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами или земельных участков в составе таких земель (за исключением земель лесного фонда, на которых расположены зеленые зоны, или земельных участков в составе таких земель) в земли других категорий разрешается только в случаях:

а) организации особо охраняемых природных территорий;

б) установления или изменения черты поселений;

в) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

Перевод земель лесного фонда на которых расположены зеленые зоны, или земельных участков в составе таких земель в земле других категорий разрешается в случае размещения линий электропередачи линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также по решению Правительства РФ в случае размещения аэродромов.

Особо защитные участки лесов (упомянутые в ст. 102):

1) следует отличать от такого правового понятия как "лесной участок";

2) неичерпывающим образом перечислены в пунктах 1-7 части 3 ст. 102. Законодательство допускает, что к "особо защитным участкам лесов" - могут быть отнесены и другие участки (в соответствии с нормами законодательства);

3) могут быть выделены (с определением их границ, с обособлением от других участков) не только из защитных лесов но и из эксплуатационных лесов. Однако в других категориях лесов - такие участки не могут быть выделены;

4) выделяется (с определением их границ) госорганами (в т.ч. федеральными) и ОМСУ, с учетом их полномочий, указанных в ст. 81-84 ЛК. Они же вправе относить леса к ценным лесам[26].

К лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях (ст. 103 ЛК РФ), относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях.

Применяя правила ст. 103 ЛК нужно обратить внимание на следующие обстоятельства:

1) в них неисчерпывающим образом перечислены как сами особо охраняемые природные территории, так и леса расположенные на таких территориях. Наряду с лесами и территориями прямо указанными в ст. 103 к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся и другие леса (территории) предусмотренные нормами федеральных законов (но не законов субъектов РФ и не в положениях иных правовых актах).

2) особо охраняемые территории (упомянутые выше) относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в собственности всей РФ, или субъекта РФ, или в муниципальной собственности. В случаях прямо предусмотренных федеральными законами допускается включение в состав таких территорий и земельных участков, находящихся в частной собственности граждан и ЮЛ. В соответствии со ст. 94 Земельного кодекса к землям особо охраняемых территорий относятся земли (в т.ч. и занятые лесными насаждениями), которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное или иное ценное значение. Они могут быть изъяты (полностью или частично) из хозяйственного использования и оборота (в порядке установленном нормативными правовыми актами госорганов и ОМСУ). Для них установлен особый правовой режим. В соответствии со ст. 10 Закона о переводе земель, перевод земель особо охраняемых территорий и лесов, расположенных на них, равно как отдельных лесных участках в составе таких земель в другую категорию - осуществляется при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы (и иных установленных федеральными законами экспертиз) в соответствии с законодательством РФ об охране окружающей среды в случае, если их использование по целевому назначению (в виду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения) - невозможно. При этом перевод земель лесного фонда земельных защитными лесами или земельных участков в составе таких земель (за исключением земель лесного фонда, на которых расположены зеленые зоны или земельных участков в составе таких земель) в земли других категорий разрешается, в частности и в случае организации особо охраняемых природных территорий. Аналогично решается вопрос и о переводе земель водного фонда - их также можно переводить в земли иных категорий в случаях создания особо охраняемых территорий (ст. 11, 12 Закона о переводе земель);

3) государственные и природные заповедники (упомянутые в ст. 103) - это природоохранные, научно-исследовательские и эколого-просветительские учреждения, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов (в т.ч. и в лесах) и явлений, генетического фонда растительности и животного мира в лесах, отдельных видов и сообществ растений и животных, других экологических систем (в т.ч. лесов). На их территориях полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (в т.ч. леса), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природы, или редкие ландшафты, места сохранения - фонда растительного и животного мира.

В лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников запрещается проведение видов деятельности и действий:

а) прямо перечисленных в части 2 ст. 103 (рубок лесных насаждений, в т.ч. в ряде случаев и выборочных рубок);

б) предусмотренных в нормах:

других федеральных законов (ст. 6, 9 Закона о природных территориях.

Особой разновидностью государственных природных заповедников являются государственные природные биосферные заповедники. Они входят в систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг. К ним могут быть присоединены (в той мере, в какой это не разрушает и не истощает лес, лесные ресурсы, животный мир в лесах) территории биосферных полигонов, в т.ч. с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования, ст. 10 Закона о природных территориях);

4) национальные парки (упомянутые в ст. 103) - являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории которых включают в себя природные комплексы и объекты (в т.ч. леса, лесные участки), имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и предназначены для использования этих лесов в природоохранных, просветительных, научных и культурных целях, а также для регулируемого туризма. Они относятся к федеральной собственности. В лесах, расположенных в национальных парках запрещается деятельность (осуществление действий):

а) прямо указанных в части 3 ст. 103 (сплошных рубок);

б) предусмотренных в ст. 12, 15 Закона о природных территориях (в т.ч. в ряде случаев по заготовке древесины, по заготовке живицы, промысловая охота и т.д.);

5) природные парки (упомянутые в ст. 103) являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов РФ, территории которых включают в себя природные комплексы и объекты (в т.ч. леса, лесные участки) имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность и предназначенные для использования в природоохранных, просветительных и рекреационных целях. В лесах, расположенных на территориях природных парков запрещается деятельность (совершение действий):

а) прямо указанные в части 3 ст. 103 (т.е. сплошные рубки лесных насаждений);

б) перечисленные в ст. 18, 20 Закона о природных территориях;

6) государственные природные заказники (также упомянутые в ст. 103) это территории имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов (в т.ч. лесов) или их компонентов и поддержания экологического баланса. Они могут быть федерального или регионального значения и иметь различный профиль в т.ч. комплексными или ландшафтными (они предназначены для сохранения и восстановления лесов и иных природных ландшафтов) ботаническими и зоологическими (они предназначены для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных) и др.

В лесах, расположенных на территориях национальных природных заказников запрещается деятельность (совершение действий):

а) прямо указанных в ч. 3 ст. 103;

б) перечисленных в ст. 22-24 Закона о природных территориях;

7) памятники (также указанные в ст. 103) - это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы (в т.ч. леса, лесные участки), а также объекты естественного и искусственного происхождения. Они могут быть федерального, регионального значения. В лесах, расположенных на территориях памятников природы запрещается деятельность (совершение действий):

а) прямо указанных в части 3 ст. 103;

б) перечисленных в ст. 25-27 Закона о природных территориях;

8) к лесам, расположенным в иных особо охраняемых природных территориях; относятся в частности, леса, расположенные в:

а) дендрологических парках и ботанических садах. Они являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений (в т.ч. и лесных) в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной, просветительской деятельности (ст. 28-30 Закона о природных территориях);

б) лечебно-оздоровительных местностях и курортах. Они представляют собой территории, пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладают природными лечебными ресурсами (в т.ч. лесными) (ст. 31, 32 Закон о природных территориях)[27].

Анализ положений частей 4-6 ст. 103 показывает, что:

1) в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях сплошные рубки лесных насаждений:

а) по общему правилу - запрещены;

б) разрешаются лишь в случаях предусмотренных отдельными федеральными законами. Особенности проведения выборочных и сплошных рубок в таких лесах определяются положениями (они должны быть утверждены в отношении каждого вида особо охраняемых природных территорий, это предусмотрено в ст. 6, 12, 19, 22, 26 Закона о природных территориях);

2) в указанных выше лесах (за исключением лесов, расположенных на территориях биосферных полигонов) запрещается любое (т.е. в любых целях и в любых объемах, формах) использование токсичных химических препаратов;

3) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.15.07 N 315 "О полномочиях Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в области лесных отношений", на эту федеральную службу возложена функция по выдаче (на срок их действия до 01.01.08) лесорубочных билетов, ордеров и (или) лесных билетов, для выполнения лесохозяйственных работ в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.

В лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещаются проведение сплошных рубок лесных насаждений, использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях (ст. 104 ЛК РФ).

Применяя нормы ст. 104 нужно учитывать, что:

1) водоохранные зоны (упомянутые в ст. 104) - представляют собой территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также для сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В их границах устанавливаются прибрежные защитные полосы (на территории последних вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности). Ширина водоохранной зоны (она обычно устанавливается от береговой линии, а при наличии ливневой канализации и набережных - границы прибрежных защитных полос - совпадают с парапетами набережных, а ширина водоохранной зоны устанавливается от парапета набережной):

а) рек или ручьев устанавливается от их истока в размере:

- 50 м - для рек и ручьев протяженностью до 10 км;

- 100 м - для рек и ручьев протяженностью от 10 км до 50 км;

- 200 м - для рек и ручьев протяженностью от 50 км и более.

Если протяженность рек и ручьев составляет менее 10 км, то водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой.

Радиус водоохранной зоны рек истоков реки и ручьев устанавливается в размере 50 м;

б) озера, водохранилища (за исключением озера, расположенного внутри болота или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 кв. километра) - устанавливается в размере 50 м;

в) озеро "Байкал" - устанавливается в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 01.05.99 N 94 "Об озере Байкал" (она доходит до 200 км на запад и северо-запад от самого озера);

г) моря (речь идет о морях, омывающих берега РФ) - составляет 500 м.

Водохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадает по ширине с полосами отводов таких каналов. Для рек (их частей) помещенных в закрытые коллекторы - водоохранные зоны не устанавливаются. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет 30 м - для обратного или путевого уклона; 40 м - для уклона до 3 градусов; 50 м - для уклона 3 и более градуса.

Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, зимовки рыб и т.д.) устанавливается в размере 200 м независимо от уклона прилегающих земель (ст. 65 Водного кодекса);

2) в лесах, расположенных в водоохранных зонах запрещается:

а) проведение сплошных рубок, или действия, прямо указанные в ч. 1 ст. 104;

б) осуществление деятельности или действий, указанных в ст. 65 Водного кодекса. В частности, в таких лесах запрещается:

- размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих, ядовитых веществ;

- использование сточных вод для удобрения лесов;

- осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений и т.д.

Кроме того, в прибрежных защитных полосах (и лесах, расположенных в границах таких полос) дополнительно запрещаются распашка земель, выпас скота, организация лесных лагерей и ванн для домашних животных, размещение отвалов размываемых грунтов[28].

Для правильного применения ст. 104 необходимо также иметь в виду следующее:

1) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (а не госорганы субъекта РФ, даже если водоохранные зоны расположены на территории того или иного субъекта РФ) должен установить особенности:

а) использования лесов, расположенных в водоохранных зонах (в т.ч. и в прибрежных полосах);

б) охраны и защиты лесов, расположенных в указанных зонах;

в) восстановления, а также ухода за лесами, лесоразведения, иных форм воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах;

2) в настоящее время - такие особенности еще не установлены. В связи с этим необходимо:

а) руководствоваться правовыми актами принятыми до 01.01.07 и посвященными использованию, охране, защите, воспроизводству лесов в водоохранных зонах;

б) применять указанные правовые акты лишь в той мере, в какой они не противоречат нормам ЛК (ст. 13 Закона N 201).

В лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17 ЛК РФ, и случаев установления правового режима зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса.

Анализ положений ст. 105 ЛК РФ «Правовой режим лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов» позволяет сделать ряд важных выводов:

1) к "лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов" (а именно им посвящена ст. 105) относятся леса:

а) расположенные на землях природоохранного назначения (за исключением защитных лесов и лесов, расположенных на землях особо охраняемых территорий;

б) расположенные в зеленых зонах (в т.ч. и на землях поселений) они обычно включаются в состав пригородных зон (ст. 86 Земельного кодекса);

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.