рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Примерные билеты по Русскому языку

2. Слова с приставками: довоенный, инфракрасный, трансиранский.

3. Сложные существительные, прилагательные, наречия, первым элементом

которых является числительное: пятилетка, двухэтажный, троекратно.

Имена существительные пишутся слитно:

1) сложные существительные с первым элементом агро-, метео-, аэро-, био-,

микро-, нео- (неофашизм, метеосводка, биосфера);

2) склоняемые сложные существительные с глагольной первой частью:

держидерево, сорвиголова, вертишейка.

Имена прилагательные сложные пишутся слитно:

1) если образованы от слитно пишущихся имен существительных: водопроводный

— от водопровод;

2) если образованы на базе подчинительного словосочетания: железнодорожный

— железная дорога;

3) если обозначают единое понятие (часто это термины): малоупотребительные,

быстрорастворимые.

Наречия пишутся слитно, если они образованы:

1) соединением предлогов с наречиями: доныне, навсегда, насквозь;

2) от собирательных числительных с предлогами в или на: вдвое, втрое,

вчетверо;

3) от полного прилагательного или местоимения с предлогом: вкрутую,

вплотную, вничью, вовсю;

4) от кратких прилагательных с предлогами: влево, досуха, издалека,

попусту;

5) от существительного с предлогом: вперед, сбоку, вприсядку;

6) путем слияния предлогов с местоимением: почему, потому, поэтому, отчего,

зачем.

Отрицательные и неопределенные местоимения пишутся слитно, если нет

предлога между корнем и «не» или «ни»: никто, некто, некого, нечего.

Предлоги пишутся слитно: ввиду, вследствие, наподобие, вместо, вроде,

насчет, сверх.

Союзы, пишущиеся слитно: зато, причем, притом, чтобы, тоже, также, ежели,

якобы.

Правила дефисного написания

Общие правила

Пишутся через дефис:

1. Лексические образования, представляющие собой повторение того же слова

(маленький-маленький, еле-еле) или повторение того же корня (день-деньской,

давным-давно, рад-радехонек).

2. Сочетание двух синонимических слов: нежданно-негаданно, тихо-мирно, путь-

дорога.

3. Сложные порядковые числительные, если они написаны цифрами: 183-

миллионный.

4. Порядковые числительные, если они написаны цифрами с грамматическим

окончанием: 15-й, 128-го.

Имена существительные пишутся через дефис:

1) если сложное слово образовано без соединительной гласной: жар-птица,

кафе-ресторан, премьер-министр;

2) если они являются названием политических партий и направлений: социал-

демократия, анархо-синдикализм;

3) сложные единицы измерения: человеко-день, киловатт-час;

4) названия промежуточных сторон света: северо-восток, норд-вест;

5) если в названиях сложного существительного есть глагол или союз: любишь-

не-любишь, иван-да-марья;

6) с пол- — с последующим родительным падежом, если существительное

начинается с гласной или согласной л или с имени собственного: пол-яблока,

пол-лимона, пол-Москвы;

7) если в существительном первая часть — иноязычные элементы обер-, унтер-,

лейб-, штаб-, вице-, экс-: лейб-медик, вице-президент.

Имена прнлагателыше пишутся через дефис, если:

1) образованы от имен существительных, пишутся через дефис: социал-

демократический, северо-восточный;

2) образованы на базе сочетания слов с сочинительной связью: мясо-молочный,

сине-бело-красный;

3) обозначают качество с дополнительным оттенком: горько-соленый, бледно-

розовый, ярко-красный.

Наречия пишутся через дефис, если начинаются с no-, a оканчиваются на -ому,

-ему, -ки, -ьи: по-русски, по-медвежьи, а также наречия типа во-первых, во-

вторых и т. д.

Сложные предлоги из-за, из-под, по-над, по-за пишутся через дефис.

Слова с частицами кое-, -ка, -либо, -нибудь, -mo, -тка, -с, -де пишутся

через дефис: кое-что, давай-ка, кто-либо, что-нибудь, какое-то, ну-тка, да-

с, она-де.

Правила раздельного написания

Раздельно пишутся:

1. Существительные с предлогом (вдоль дороги, мимо домов, у колодца).

2. Местоимения с предлогом: ни с тех, не у кого.

3. Наречия, образованные сочетанием предлога с существительным, если:

1) между ними можно вставить определенное слово: на миг (на один миг), на

скаку (на всем скаку), в тупик (в такой тупик, что);

2) существительное начинается на гласную, a предлог оканчивается на

согласную: в обмен, в обрез, в одиночку.

4. Существительные, сохранившие хотя бы некоторые падежные формы в

сочетании с предлогами:

на корточки — на корточках;

на четвереньки — на четвереньках;

за границу — за границей;

под мышки — под мышками.

5. Сочетания наречий с не и ни: не в меру, не под силу, ни за грош, не к

спеху.

6. Bee частицы, если только они не входят в состав союзов или предлогов:

что бы я ни делал, ничего не выходило; то же самое услышал и я; он сделал

так же, как и я.

2. В современном русском языке есть большое количество крылатых выражений,

которые вошли в нашу речь из произведений художественной литературы. А. С.

Пушкин, восхищаясь языком комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», писал,

что «половина войдет в пословицы». Действительно, значительную часть

крылатых выражений из этого произведения мы употребляем в речи, подчас

забыв об авторе: Счастливые часов не наблюдают; Служить бы pad —

прислуживаться тошно; Свежо предание, да верится с трудом; А судьи кто?; С

чувством, с толком, с расстановкой; Смесь французского с нижегородским;

Злые языки страшнее пистолета и т. д.

Многие крылатые выражения пришли из басен И. А. Крылова: А ларчик просто

открывался; Наделала синица славы, а моря не зажгла; У сильного всегда

бессильный виноват; Ай Моська! знать она сильна!; Слона-то я и не приметил;

Медвежья услуга; А Васька слушает да ест; Демьянова уха и др.

Крылатые выражения из произведений Н. В. Гоголя: Есть еще порох в

пороховницах; Унтер-офицерская вдовa сама себя высекла; Легкость в мыслях

необыкновенная.

Из произведений А. С. Пушкина: Глаголом жги сердца людей; Мы все учились

понемногу чему-нибудь и как-нибудь; Жалок mom, в ком совесть нечиста;

Учитесь властвовать собою,

Из произведений Н. А. Некрасова: Суждены нам благие порывы; Вот приедет

барин, барин нас рассудит; Рыцарь на час; Кому на Руси жить хорошо.

Из произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина: Административный восторг;

Мягкотелый интеллигент; Премудрый пескарь.

Из произведений А, П. Чехова: Человек в футляре; Как бы чего не вышло;

Двадцать два несчастья; Толстый и тонкий; Лошадиная фамилия.

Из произведений А. М. Горького: В карете прошлого далеко не уедешь; Человек

— это звучит гордо; Рожденный ползать — летать не может; Если враг не

сдается — его уничтожают.

Из произведений И. С. Тургенева: Дворянское гнездо; друг Аркадий, не говори

красиво; Дважды два — стеариновая свечка; Лишние люди .Зри в корень; Бди!;

Если хочешь быть счастливым — будь им! — Козьма Прутков.

3. Примеры лингвистического анализа художественного текста см. в билете №

1.

Билет№16

1. Охарактеризуйте основные элементы интонации: логическое ударение, пауза,

мелодика (повышение и понижение голоса), темп, тембр речи,

2. Расскажите, какие средства графического оформления текста используются в

художественных произведениях в изобразительных целях (курсив, разрядка,

другие шрифтовые выделения), Приведите примеры акростиха как разновидности

поэтического произведения, рассчитанного на зрительное восприятие.

3. Проведите лингвистический анализ художественного текста.

1. Любое высказывание произносится с интонацией. Интонация — явление

сложное, она состоит из нескольких компонентов.

1. В каждой фразе есть логическое ударение, оно падает на то слово, которое

по смыслу самое важное во фразе. С помощью логического ударения можно

уточнить смысл высказывания, например: а) Завтра мы. поедем в театр (а не

на следующей неделе); б) Завтра мы, (наш класс, а не другой) поедем в

театр; в) Завтра мы поедем в театр (а не пойдем); г) Завтра мы поедем в

театр (а не на экскурсию).

2. Интонация состоит из повышений и понижений голоса — это мелодика речи.

Она в каждом языке своя.

3. Речь протекает ускоренно или замедленно — это образует ее темп.

4. Интонацию характеризует тембр речи, зависящий от целевой установки. Он

может быть «мрачным», «веселым», «испуганным» и т. д.

5. Пауза — остановка, перерыв в движении тона бывает всегда на границе

фраз, но может быть и внутри фразы. Очень важно делать паузы в нужном

месте, так как от этого зависит смысл высказывания.

Как удивили его слова / брата!

Как удивили его / слова брата!

Паузы бывают логическими (смысловыми) и психологическими (диктуемыми

чувствами). Логические паузы отделяют друг от друга группы слов,

объединенные общим смыслом. Психологические паузы К. С. Станиславский

называл «красноречивым молчанием». Среди пауз такого типа выделяют паузы

припоминания (А этот, /как его/, он. турок или грек?///Tom, /черненький/ на

ножках журавлиных... (А. Грибоедов); паузы мол-чания (Хотя страшился он

сказать... Нетрудно было б отгадать, Когда б... но сердце, Чем моло-же, Тем

боязливее, Тем строже хранит, хранит причину от людей своих надежд, своих

страстей

(М. Лермонтов). Необходимость психологической . паузы автор часто

подсказывает многоточием.

2. Художественный текст мы воспринимаем зрительно. Поэтому для него важна

графическая подача, которая во многом определяет эстетическое восприятие

произведения при чтении.

Русская графика располагает огромными возможностями усиления образности

текста художественной литературы. Это и фигурное расположение текста, и

смена шрифтов, и выделение слов с помощью курсива и разрядки. Вот примеры

необычного расположения строк:

Я,

еле

качая

веревки,

в синели

не различая

синих тонов

И МИЛОЙ ГОЛОВКИ,

летаю в просторе

крылатый, как птица,

меж лиловых кустов!

Но в заманчивом взоре,

Знаю, блещет, алея, зарница!

И счастлив ею без слов!

(В. Брюсов)

Лесенкой (рубленой строкой) пользовался В. Маяковский:

Слово —

полководец

человечьей силы.

Марш!

Чтоб

время

сзади

ядрами рвалось.

Лесенка, по мнению поэта, устраняет смысловые разночтения и ярче

показывает авторский замысел.

В стихотворении Р. Саути «Как падают воды в Лодоре?» расположение строк

вызывает в воображении читателя картину водопада:

Как падают воды в Лодоре?

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,.

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре —

так падают бурные воды в сверкающем быстром

Лодоре!

(Р. Саути, в переводе А. Шмульяна)

Разновидностью поэтического произведения, рассчитанного на зрительное

восприятие, является акростих, т. е. стихотворение, начальные буквы

которого составляют имя, слово, иногда целую фразу. Обычно такие

произведения являются поэтическим обращением к конкретному лицу, имя

которого и читается при графической расшифровке. Например, акростих у Н.

Гумилева:

Ангел лег у края небосклона,

Наклоняясь, удивлялся безднам.

Новый мир был темным и беззвездным.

Ад молчал. He слышалось ни стона.

Алой крови робкое биенье,

Хрупких рук испуг и содроганье,

Миру снов досталось в обладанье

Ангела святое отраженье.

Тесно в мире! Пусть живет, мечтая

О любви, о грусти и о тени,

В сумраке предвечном открывая

Азбуку своих же откровений.

Прочитав начальные буквы каждой строки, получим имя Анна Ахматова. Писал

акростихи и В. Брюсов («Немеют волн причудливые гребни»), увлекался ими И.

Анненский («Перо нашло мозоль»), М. А. Кузмин и др.

Широко используется в поэзии прием перебоя шрифтов:

Покоится в нем у меня

прекрасный

красный язык.

«О-го-го»могу —

зальется высоко, высоко.

«О-ГО-ГО»могу —

и — охоты поэта сокол —

голос

мягко сойдет на низы.

С помощью прописных букв (0-ГО-ГО) В. Маяковский передает возрастание силы

голоса, смену интонации.

Ф. М. Достоевский в « Преступлении и наказании» выделяет курсивом слово,

играющее важную, но для читателя пока неясную, загадочную роль. «Я к

нему... на другой день, после того пойду, когда уже то будет кончено и

когда все по-новому пойдет...»И вдруг он опомнился. «После того, —

вскрикнул он.., — да разве то будет?»

Курсив заставляет обратить внимание на определенное слово, намекает

читателю, что оно скрывает какой-то особый смысл. Этим виртуозно

пользовались, например, сатирики, вкладывая в выделяемые слова двойной

смысл.

В эпиграмме Д. Минаева, написанной на Маркевича, который обвинял И. С.

Тургенева в заискивании перед нигилистами и написал по этому поводу статью-

донос в «Московских ведомостях», выделяется слово донесет, что

предоставляет читателю возможность решить вопрос о смысле слова

самостоятельно.

На днях, влача с собой огромных два портсака,

Приплелся он в вокзал, с лица струился пот.

«Ему не донести!» —вкруг сожалел народ,

И только лишь какой-то забияка

Сказал: « He беспокойтесь — донесет!»

Текст эпиграммы построен на каламбуре, в основе которого лежит

многозначность слова, выделенного курсивом.

С помощью разрядки автор может выразить эмоциональное состояние героя:

К a - a - к ! Ты подкупать меня! (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Еще один любопытный графический прием — использование цифр,

«вклинивание» их внутрь слова:

У про100го 100рожа

Непро100рный дом:

Ча100 в нем 100ножка

Бродит под 100лом.

Дорожит 100ножка

Чи100тою ног

И 100личной ваксой

Чистит 100 сапог.

(Л. Кондратенко)

Графический облик русского слова и русских букв превращается в своеобразный

символ у А. Вознесенского.

3. Примеры лингвистического анализа художественного текста см. в билете №

1.

Билет № 17

1. Докажите, что интонация выполняет в речи смыслоразличительную функцию.

На примерах продемонстрируйте связь смысла высказывания, интонации и

пунктуации.

2. Докажите, что художественные тропы строятся на образном употреблении

слов в переносном значении.

3. Проведите лингвистический анализ художественного текста.

1. Интонация в русском языке является важным средством передачи смысла

высказывания. Предложение одного и того же лексического состава может быть

понято по-разному в зависимости от интонации. Например, фразу Это место

занято можно произнести с .вопросительной или утвердительной интонацией.

Фразу Какой он художник можно произнести с восхищением или, напротив,

выразить в оценке свое пренебрежение, не меняя лексического состава и

порядка слов.

Интонация связана с пунктуацией, хотя, конечно, нельзя ставить знаки

препинания, опираясь только на нее. Например, в предложении Усталые дети

быстро уснули может быть поставлена запятая после слова усталые, если

определенно придать добавочное обстоятельственное значение причины, и тогда

его следует выделить интонационно.

Предложение Увидимся завтра вечером также допускает второй вариант, с

запятой перед словом вечером, если подчеркивается уточняющее значение

обстоятельства.

Очень важна правильная интонация в бессоюзных сложных предложениях,

потому что именно с ней связано выражение смысловых отношений между частями

такого предложения. Ямщик свистнул, лошади поскакали — запятая при

интонации перечисления. Если мы хотим передать значение следствия, то

интонация будет другая: пауза длиннее, резче, повышается тон на слове

свистнул, на письме вместо запятой ставится тире: Ямщик свистнул —- лошади

поскакали (А. Пушкин).

2. Многие слова русского языка многозначны, т. е. обладают способностью

иметь несколько значений одновременно. Одно из значений называется прямым,

остальные переносными. Например, слово урок имеет такие значения: 1.

Работа, заданная на определенный срок (устаревшее): Солдатам устанавливался

урок на день. 2. Учебная работа, задания, которые даются ученику для

приготовления к следующему занятию: Готовить уроки. 3. Учебное занятие по

какому-либо предмету: Урок литературы. 4. To, из чего можно сделать выводы,

- извлечь что-либо поучительное на будущее: Жизненный урок. 5. Поучение,

наставление: Урок ваш выслушала я... (Говорит Татьяна Онегину).

Поэты умело обыгрывают многозначные слова, сталкивая их разные значения

в одном контексте. Вот, например, как это делает В. Берестов:

Учил уроки. Повторял уроки.

Уроки сделав, на уроки мчал.

Как слушал ты уроки на уроке!

Как у доски уроки отвечал!

А заслужив укоры иль упреки,

Ты тут же извлекал из них уроки.

См. также билет № 3, вопрос 2; билет № 4, вопрос 2.

3. Примеры лингвистического анализа художественного текста см. в билете №

1.

Билет № 18

1. Раскройте положение о том, что синтаксис — учение о предложении и

словосочетании, о связи слов, предложении и их частей.

2. Объясните, как вы понимаете выражение «лексическое богатство русского

языка». Охарактеризуйте основные пути обогащения словарного состава языка

(словообразование, изменение значения слов, заимствование).

3. Проведите лингвистический анализ художественного текста.

1. Важнейшая функция языка— это общение. Выполнять эту его главнейшую роль

позволяет синтаксис, именно в области синтаксиса возникает момент

сообщения, коммуникации.

Раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение

словосочетании и предложении, называется синтаксисом.

Основные единицы синтаксиса — словосочетание и предложение. Предложение

выполняет коммуникативную функцию, т. е. служит для сообщения, вопроса или

побуждения, иными словами, для общения. В отличие от предложения,

словосочетание служит для конкретизации названий предметов, действий,

признаков. Например: белая береза, молодая береза, зеленая береза и т. д.

Группа тесно связанных по смыслу и грамматически предложений образует

сложное синтаксическое целое.

Таким образом, в синтаксисе изучаются словосочетания, предложения (простые

и сложные) и сложное синтаксическое целое.

Синтаксис словосочетания устанавливает правила сочетаемости слов. Эти

правила определяются грамматическими признаками слова как той или иной

части речи. Например, словосочетания типа ранняя весна возможны потому, что

существительное как часть речи способно присоединять прилагательное,

подчиняя его себе, а прилагательное, как согласуемая часть речи, может

принимать форму, диктуемую именем существительным (род, число, падеж).

Такой вид связи называется согласование.

Словосочетания типа читать книгу, разговаривать с другом опираются на

грамматические свойства глагола как части речи, способной подчинять себе

имена существительные. Этот вид связи называется управление.

В некоторых случаях связь в словосочетаниях определяется смыслом и

порядком слов. Такой вид связи называется примыкание.

Виды синтаксической связи в предложений шире, разнообразнее, чем в

словосочетании.

Различаются простые и сложные предложения. В простом предложений один

грамматический центр, одна грамматическая основа, в сложном — не менее

двух. Синтаксис изучает также способы связи частей сложного предложения:

сочинительную и подчинительную, интонацию как средство связи частей

сложного предложения.

2. Лексика — это совокупность слов того или иного языка. Словарный состав

русского языка (его лексическое богатство) насчитывает десятки тысяч слов.

В словарных запасах воплощены процессы и результаты познавательной

деятельности человека, отражено развитие культуры народа.

Схематически все богатство лексики русского языка можно представить таким

образом:

|Общенародный язык |

|v |v |

|Лексика современного |Лексика, находящаяся за |

|русского литературного |пределами литературного |

|языка: синонимы, омонимы |языка, |

|антонимы, паронимы; |(ненормированная): |

|историзмы, неологизмы; |диалектизмы, архаизмы, |

|лексика, стилистически |просторечие; |

|окрашенная; лексика, |профессионализмы; |

|выражающая эмоциональную |жаргонизмы и арго |

|оценку | |

Как видно из этой схемы, лексические пласты разнообразны и многочисленны.

Человек не в состоянии знать все слова родного языка, но, чем богаче и

разнообразнее его словарный запас, тем легче ему пользоваться языком, тем

точнее, понятнее он может выражать свои мысли.

Лексическая система русского языка изменчива, подвижна, динамична. Одни

слова уходят вместе с той реалией, которую они обозначали, или заменяются

другими (слово шея заменило «выю», рука — «десницу»). В нашей жизни

появляются новые предметы, возникают новые понятия, и это влечет

потребность в их назывании. Так рождаются новые слова.

Словарный запас русского языка обогащается разными путями, важнейший из

них -словообразование, т. е. По-явление новых слов путем конструирования их

из имеющихся в языке морфем по известным моделям (см. билет № 6).

Широко распространен способ появления новых слов путем развития у уже

существующих нового значения (семантическая деривация): слово ракушка стало

обозначать гараж, баран — ручное сверло, башмаки — это еще и шины, словом

челнок называют лицо определенного рода занятий и т. д. Определенная часть

слов появляется в результате заимствований из других языков. Этот процесс

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.