рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Примерные билеты по Русскому языку

очень активизировался в последние годы в связи с мно- гочисленными

зарубежными контактами. Примеры: ваучер, лизинг, брокер, клиринг, бартер,

дилер, инвестиции и т. д.

3. Примеры лингвистического анализа художественного текста см. в билете №

1.

Билет № 19

1. Назовите отличительные признаки словосочетания и предложения.

Перечислите основные типы слово-

сочетаний в русском языке.

2. Объясните, для каких целей в художественных текстах глаголы одного

времени могут использоваться

в значении другого времени.

3. Проведите лингвистический анализ художественного текста.

1. Словосочетанием называется объединение двух или нескольких слов

знаменательных частей речи,

связанных по смыслу подчинительной связью и служащих для более точного

наименования предметов, признаков: голубое небо, идти быстро, построить

дом. Словосочетания, как и предложения, состоят из слов, но выполняют они

разные функции: словосочетание называет, а предложение сообщает, отсюда и

второе отличие словосочетания

от предложения: словосочетание не обладает, как предложение, законченным

смыслом и интонацией.

Словосочетание, как и предложение, имеет грамматическую структуру.

Грамматическим ядром предложения является его грамматическая основа

—подлежащее и сказуемое.

Характеристика словосочетаний может быть дана по разным признакам.

Словосочетания строятся на основе подчинительной связи, т. е. такой, когда

одно слово главное, а другое — зависимое. Словосочетания могут быть с

главным словом: а) существительным (русский язык, поездка в горы ); б)

прилагательным ( довольный оценкой ,

в) глаголом (учить уроки), г) наречием (очень грустно), д) местоимением

(кто-то в черном), е) числительным

(два стула, третий слева).

В словосочетаниях могут быть выражены такие грамматические значения:

1. Указание на предмет и его признак (стеклянная посуда, посуда из стекла,

яйцо всмятку, кофе по-турецки, моя работа, второй год, желание учиться,

некоторые ошибки).

2. Указание на действие и предмет, на который переходит это действие

(писать роман, читать стихи, встретиться с другом).

3. Указание на действие и его признак (идти молча, учиться хорошо, сыграть

вничью, говорить вполголоса, учиться в школе, приехать из деревни).

2. Ярким выразительным средством языка художественной литературы является

переносное употребление форм времени глагола.

1. В рассказе о событиях прошлого используются формы настоящего времени.

Изложение становится выразительным, оживляет прошлое, делает его частью

современности. Это так называемое настоящее историческое. Оно достаточно

широко представлено в автобиографических повестях Л. Н. Толстого «Детство.

Отрочество. Юность»: Как теперь вижу я перед собой длинную фигуру в

ваточном халате и в красной шапочке, из-под которой виднеются редкие седые

волосы. Он сидит подле столика, на котором стоит кружок с парикмахером,

бросавшим тень на его лицо; в одной руке он держит книгу, другая покоится

на ручке кресел; подле него лежат часы с нарисованным егерем на циферблате,

клетчатый платок, черная круглая табакерка, зеленый футляр для очков....

2. Для того чтобы представить будущее действие так, как будто оно уже

совершилось, осуществилось, употребляется прошедшее время: Ну, положим, я

сделаю усилие, сделаю это. Или я получу оскорбительный ответ, или согласие.

Хорошо, я получила согласие... — Анна в это время была в дальнем конце

комнаты и остановилась там, что-то делая с гардиной окна. — Я получу

согласие, а сы... сын? Ведь они мне не отдадут его(Л. Н. Толстой).

3. Формы будущего времени глаголов несовершенного вида могут

употребляться в контексте настоящего: Нужно помнить одно правило: человек

тысячу раз будет раскаиваться в том, что говорил много, но никогда — что

говорил мало (будет раскаиваться, т. е. всегда раскаивается).

4. Для подчеркивания намерений говорящего, при желании подчеркнуть

близость и несомненность действия в будущем употребляется настоящее время:

У меня уже все готово. Завтра я отправляю вещи, и у меня начинается новая

жизнь.

5. Важную роль в организации художественного текста играют формы

прошедшего времени сов. вида, которые передают смену действий, динамику

событий и толкают сюжет произведения к развязке:

Письмо в грязи и крови запеклось,

И человек разорвал его вкось,

Прочел, о френч руки обтер,

Скомкал и бросил на ковер.

(Н. Тихонов)

3. Примеры лингвистического анализа художественного текста см. в билете №

1.

Билет № 20

1, Расскажите об односоставных и двусоставных простых предложениях в

русском языке. Охарактеризуйте типы односоставных предложений.

2. Охарактеризуйте особенности словесного ударения в русском языке

(силовое, подвижное, разноместное).

Покажите, как эти свойства ударения используются в стихотворных размерах,

которые являются задан-

ной схемой ритмического чередования ударных и безударных слогов.

3. Проведите лингвистический анализ художественного текста.

1. Простые предложения — это предложения с одной грамматической основой.

Грамматическая основа

двусоставного предложения состоит из двух главных членов: и подлежащего, и

сказуемого, причем оба главных члена необходимы для понимания смысла

предложения. В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из

одного главного члена (подлежащего или сказуемого), причем второй главный

член не нужен для понимания смысла предложения.

По форме главного члена односоставные предложения делятся на две

основные группы: 1) с главным членом — сказуемым: Морозит. На улице темно,

2) с главным членом — подлежащим: Мороз. Темень.

Односоставные предложения могут быть так же, как и двусоставные,

распространенными и нераспространенными.

Предложения с одним главным членом — сказуемым — делятся на определенно-

личные, неопределенно-личные и безличные.

Определенно-личные предложения — это односоставные предложения со сказуемым-

глаголом в форме 1-го или 2-го лица: Люблю грозу в начале мая!; Чему

смеетесь? Над собой смеетесь!; Приходите завтра. Форма главного члена

указывает на деятеля — говорящего или собеседника.

Неопределенно-личные предложения — это односоставные предложения со

сказуемым-глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем и

будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени: Что

новенького пишут в газете?; В дверь постучались. В таких предложениях важно

само действие, а не лица, которые его производят.

Безличные предложения — это односоставные предложения со сказуемым, при

котором нет и не может быть подлежащего: Уже совсем стемнело; На улице

крепко морозит; В классе было тихо; Мне грустно... потому что весело тебе

(М. Лермонтов).

Сказуемое в таких предложениях может выражаться различными способами.

А. Простое глагольное: 1) безличным глаголом: На дворе вечереет; 2)

безличной формой личного глагола: Пахнет сеном над лугами; 3) безличной

формой глагола быть в отрицательных предложениях: В школе уже никого не

было; 4) словом нет: У него нет родителей.

Б. Составное глагольное: безличным вспомогательным глаголом +

неопределенная форма глагола: Спать не хотелось; Над этим стоит подумать.

В. Составное именное: глаголом-связкой в безличной форме + именная часть

(имя или краткое страдательное причастие в форме среднего рода): В этот час

в коридоре было совсем тихо; В избе жарко натоплено.

Значения безличных предложений так же разнообразны, как форма: они

сообщают о состоянии окружающей среды или природы (Темнеет. Сыро); о

физическом или психическом состоянии человека (Знобит; Мне холодно; Ане

тоскливо).

Односоставные предложения с одним главным членом — подлежащим —

именуются назывными. Подлежащее в них выражено именем существительным в

форме именительного падежа: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Бессмысленный и

тусклый свет (А. Блок).

Иногда при подлежащем употребляются частицы вот или вон, с которыми

назывные предложения приобретают указательное значение: Вон мельница. Вот

парадный подъезд. Назывные предложения сообщают о существовании (бытии)

какого-либо предмета, явления в настоящем. Они часто употребляются в

художественной литературе.

2. Слова делятся на слоги. Не все слоги имеют одинаковую долготу и силу.

Один из слогов в слове выделяется наибольшей силой и длительностью

произношения гласного звука. Он называется ударным. Русскому языку

свойственно силовое ударение.

Ударный слог может занимать любое положение в слове: в начале, середине,

конце. Такое ударение называется свободным (разноместным): го?род,

дома?шний, институ?т. Разноместность ударения позволяет различать омографы:

замо?к — за?мок, хлопо?к — хл?опок или омоформы: пи?ли — пили?, ру?ки —

руки?.

Русское ударение является также подвижным, т. е. оно может перемещаться с

одного слога на другой в различных формах одного и того же сло-ва: го?рода

— города? и т. п. Есть слова, в которых возможно двоякое ударение: и?наче —

ина?че, тво?рог — творо?г.

Эти свойства русского ударения учитываются в русском стихосложении, которое

основывается на количестве слогов и числе ударений, а также на соотношении

ударных слогов с безударными. Такой стих называется силлабо-тоническим

(слого-ударным).

В силлабо-тоническом стихосложении различают пять основных размеров:

Ямб: ?— (вода?)

Хорей: — ? (во?ды)

Амфибрахий: ?— ? (желе?зо)

Дактиль: — ?? (во?дами)

Анапест: ??— (железа?).

Ямб и хорей образуют группу двусложных размеров, а дактиль, амфибрахий и

анапест — группу трехсложных размеров. Каждая группа обладает своими

ритмическими особенностями:

Ямб: Пора?, пора?, рога? трубя?т (ударение падает на 2—4—6—8-й слог).

Хорей: Мча?тся ту?чи, вью?тся ту?чи (ударение падает на 1—3—5—7-й слог).

Амфибрахий: Шуме?ла полно?чная вью?га в лесно?й и глухо?й стороне (ударение

падает на 2—5— 8—11-й слог).

Дактиль; Ту?чки небе?сные, ве?чные стра?нники (ударение падает на 1—4—7—10-

й слог).

Анапест; Не дожда?ться мне. ви?дно, свобо?ды, А тюре?мные дни? будто го?ды

(ударение падает на3—6—9—12-й слог).

3. Примеры лингвистического анализа художественного текста см. в билете №

1.

Билет № 21

1. Расскажите о видах сложных предложений в русском языке и о постановке

знаков препинания в таких предложениях.

2. Расскажите о звукописи как изобразительном языковом средстве. Приведите

фрагменты художественных текстов, в которых использован этот прием.

3. Проведите лингвистический анализ художественного текста.

1. Сложными называются предложения, в которых не менее двух грамматических

основ, двух про-стых предложений.

В зависимости от способа соединения частей сложные предложения бывают:

а) сложносочиненные, в которых для соединения частей используются

сочинительные союзы: и, ни—ни, тоже, также, да(и), а, но, да(но), зато,

однако, или, либо, тпо—тпо, не пго—не гпо;

б) сложноподчиненные, в которых части соеди-нены подчинительными союзами и

союзными сло-вами: что, как, чтобы, ибо, пгак как, когда, кото-ръш, где,

если, хотя, так что и др.;

в) бессоюзные, части которых соединяются только интонацией.

Общий принцип постановки знаков препинания в сложном предложений один:

части сложного предложения разделявотся знаками. Однако в каж-дом типе

сложногс) предложения есть свои частные ; правила. Рассмотрим дах.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Части сложносочиненного предложения разделяются запятыми; Гроза прошла,

и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом (И. Бунин).

Запятая не ставится, если в предложении есть общий член, относящийся к

обеим частям: В лесу еще лежит снег и деревья стоят в инее.

Запятая также не ставится, если обе части представляют собой назывные

предложения (Мороз и солнце!) или вопросительные (Кто они такие и зачем они

сюда пришли?).

Когда второе предложение содержит неожиданное присоединение, то

ставится тире: Он знак подаст — и все хохочут (А. Пушкин).

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Части сложноподчиненного предложения разделяются запятыми. Если придаточное

предложение стоит в середине главного, оно выделяется запятыми с обеих

сторон: Я знаю, что Рагиму известно множество сказок, и прошу его

рассказать одну из них (М. Горький)..

Запятая не ставится между однородными придаточными, соединенными одиночными

соединительными или разделительными союзами: Отец мой говорил, что не

видывал таких хлебов и что урожай нынче отличный (С. Аксаков).

Не отделяются запятой неполные придаточные, состоящие из одного союза или

союзного слова: Я ответил зачем ; он не знал куда.

В тех случаях, когда в сложноподчиненном предложении есть сочетание

подчинительных союзов, между ними ставится запятая: Мы понимали, что, если

погода не улучшится, о поездке за город нечего и думать. Но если для связи

предложении используют двойной союз (если—то, если— так), то запятая между

союзами не ставится: Мы понимали, что если погода не улучшится, то о

поездке за город нечего и думать.

Составные союзы (после того как, вследствие того что, для того чтобы, в то

время как и под.) не разделяются запятой, если они стоят в начале сложного

предложения: После того как мы виделись, он сильно изменился; Для того

чтобы грамотно писать, надо много читать.

Выбор знака препинания в бессоюзном сложном предложении зависит от тех

смысловых отношений, которые возникают между его частями.

Запятая ставится в тех случаях, когда предложения обозначают одновременно

или последовательно происходящие события: Погода утихала, тучи расходились.

Точка с запятой ставится, если предложения распространены, в них уже есть

знаки препинания: На дворе декабрь в половине; окрестность, охваченная

неоглядным снежным саваном, тихо цепенеет (М. Салтыков-Щедрин).

Двоеточие ставится:

а) когда во втором предложении сообщается о причине того, о чем говорится в

первом: Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице

мыслей, она научит вас уважать человека (М. Горький);

б) когда между частями бессоюзного предложения возникают распространительно-

пояснительные отношения (можно поставить а именно): Погода была ужасная:

ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил как из ведра (И. Гончаров);

в) когда второе предложение дополняет содержание первого, которое без него

непонятно по смыслу. В первом предложении в этом случае часто можно

вставить глаголы речи, мысли, чувства, восприятия (услышал, увидел,

почувствовал и подобные): Он поднял голову: (и увидел) сквозь тонкий пар

блестела золотая Медведица. Т и р е ставится:

а) если предложения рисуют быструю смену событий или неожиданный результат:

Чин следовал ему — он службу вдруг оставил (А. Грибоедов);

б) если между частями предложения отношения противопоставления: За мной

гнались — я духом не смутился (А. Пушкин);

в) если в первом предложении содержится указание на условно-временные

обстоятельства совершения действия, о котором говорится во втором

предложении: Кончил дело — гуляй смело;

г) если между частями отношения сравнения: Молвит слово — соловей поет;

д) если вторая часть выражает результат того, о чем говорится в первой:

Слой облаков был очень тонок — сквозь него просвечивало солнце (К.

Паустовский).

2. Один из самых сильных поэтических приемов — звукопись, т. е. подбор

сочетания звуков, употребление слов, которые своим звучанием напоминают

слуховое впечатление от изображаемого явления. Повторение согласных звуков

называется аллитерацией, а гласных — ассонансом.

Аллитерация:

По небу голубому проехал грохот грома (С. Маршак). Звонкий дрожащий [р] в

сочетании с [г] создает впечатление раската грома.

Я вольный ветер, я вечно вею, Волную волны, ласкаю ивы, В ветвях вздыхаю,

вздохнув, немею, Лелею травы, лелею нивы.

(К. Балъмонт)

Скопление [л] и [в] создает образ ветра, ласковое дуновение которого

ощущаешь почти физически.

Оса жужжала,

Обнажала

Жало,

А встретила Шмеля

И хвост поджала.

(С. Смирнов)

Сочетание шипящих и свистящих связывается в сознании читателя с образом

назбйливо жужжаще-го насекомого.

Прекрасно владел этим приемом А. С. Пушкин. В романе «Евгений Онегин» он

дает описание двух бальных танцев:

Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы;

Теперь не то: и мы, как дамы

Скользим по лаковым доскам.

Подбор согласных звуков дает читателю отчетливое представление о различии

танцев: плавность, медленность второго танца подчеркивается обилием звуков

[л] и [м]; напротив, скопление звуков [г], [р], [з], [ж] при описании

первого танца вызывает ощущение его стремительности, энергичности.

В другом месте романа: И взвившись, занавес шумит (А. С. Пушкин). Сочетание

звуков в-з-с создает звуковое впечатление поднимающегося занавеса.

Скажи потише: шесть мышат,

И сразу мыши зашуршат.

Скажи погромче слово « гром»,

Грохочет слово, словно гром.

Ассонанс:

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою.

(Н. Некрасов)

Повторяется звук [у], создавая впечатление гудящего мчащегося поезда.

Тиха украинская ночь. Прозрачно небо.

Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух.

(А. Пушкин)

Мело, мело по всеи земле

Во все пределы. С

веча горела на столе,

Свеча горела.

(Б. Пастернак)

3. Примеры лингвистического анализа художественного текста см. в билете №

1.

Билет№22

1. Охарактеризуйте разные способы передачи чужой речи, цитирования;

расскажите о постановке знаков препинания в таких случаях.

2. Охарактеризуйте антитезу, оксюморон и языковые средства их создания.

3. Проведите лингвистический анализ художественного текста.

1. Чужая речь может быть передана в форме прямой, косвенной и несобственно-

прямой речи.

Прямая речь — это дословное воспроизведение чужой речи. При этом

сохраняются все ее лексические и грамматические особенности: «Мой дед землю

пахал», — с надменной грубостью отвечал Базаров (И. Тургенев).

В косвенной речи чужая речь передается не дословно, а только с сохранением

ее содержания: Базаров с надменной грубостью отвечал, что его дед землю

пахал. Как видно из примера, косвенная речь является придаточной частью

сложноподчиненного предложения, слова же автора составляют главную часть.

Несобственно-прямая речь — это такой способ передачи чужой речи, который

совмещает в себе признаки как прямой, так и косвенной речи: Но мальчик

вовсе не был таким дурнем. Он сразу почувствовал в усатом хитрого и

опасного врага. Ходит по берегу, выспрашивает про матроса... Еще, чего

доброго, пронюхает как-нибудь, что именно в хибарке и скрывается беглец (В.

Катаев). Чужая речь здесь сливается с авторским повествованием, не

отграничивается от него. Несобственно-прямую речь часто используют авторы

художественных произведений для передачи внутренних переживаний героя.

Чужая речь может быть также передана с помощью цитат (дословной выдержки из

какого-либо текста). Автор приводит ее для подтверждения или пояснения

своей мысли.

Пунктуация в предложениях с прямой речью показана далее на схемах (буквами

П и п обозначена прямая речь, первое слово которой пишется с прописной или

строчной буквы; буквы А и а — это слова автора, которые также начинаются с

прописной или строчной буквы).

1. А: «П». Миноносцы держали на мачтах сигнал: «Погибаю, но не сдаюсь».

2. А: «П!» Командир закричал в мегафон: «Назад!»

3. А: «П?» Я спросил: «Сколько раз в неделю ты занимаешься в секции?» 4.

«П», — а. «Не все ли равно, где воевать», — перебил Павел (Н. Островский).

5. «П» — а. «3а мной! Бегом.!» — крикнул Бакланов (А. Фадеев).

6. «П?» — а. «Вы понесете знамя?» — тихо спросила девушка (М. Горький).

7. «П, — а, — п». «Бабушка, — сказал Егорушка, — я спать хочу» (А. Чехов).

8. «П, — а. — П». «Я птицу захватил с собой, — сказал неизвестный, вздыхая.

— Птица — лучший друг человека» (М. Булгаков).

9. «П — а. — П». «3а мной! — крикнул Бакланов. — Бегом/»

10. «П? — а. — П». «Что, устал? — спросил Кеша. — Давай покатаемся» (А.

Гайдар).

11. «П, — а: — П». «Идем, холодно, — сказал Макаров и угрюмо спросил: — Что

молчишь?» (М. Горький). Слова автора содержат два глагола, причем оба

обращены к разным частям прямой речи.

При передаче диалога возможны два варианта постановки знаков препинания.

1. Каждая реплика заключается в кавычки и отделяется от другой тире.

Например: Несколько минут они шли молча. Она спросила: «Вы казак, да?

Офицер в прошлом?» — «Ну какой я офицер/» — «Откуда вы родом?» — «Из

Новочеркасска» (М. Шолохов).

2. Каждая реплика диалога начинается с новой строки. Перед каждой репликой

ставится тире, а кавычки не употребляются. Например:

— Вы меня не вызывали, товарищ полковник?

— Вызывал три часа назад. Говорил с тобой Семеркин?

— Говорил.

— Ну и что?

Знаки препинания при цитатах ставятся так же, как и при прямой речи, если

цитаты сопровождаются словами автора: Белинский утверждал:

«Литература есть сознание народа, цвет и плод его духовной жизни»; «Как

непосредствен, как силен Гоголь и какой он художник!» — писал Чехов; «Труд

— это благородный исцелитель от всех недугов, — утверждал Островский. — Нет

ничего радостнее труда».

Цитаты могут включаться в авторский текст как его составная часть. Тогда

они заключаются в кавычки, но пишутся со строчной буквы: Белинский

замечает, что Пушкин обладает удивительной способностью «делать

поэтическими самые прозаические предметы».

Если цитата приводится неполностью, то пропуск текста отмечается

многоточием: Гончаров писал: «Все слова Чацкого разнесутся... и произведут

бурю» (пропущены слова повторятся всюду).

При цитировании стихотворного текста предпочтительнее соблюдать строчки и

строфы. При этом кавычки не ставятся. Пушкин так характеризовал свое

творчество:

На лире скромной, благородной

Земных богов я не хвалил

И силе в гордости свободной

Кадилом лести не кадил.

Эпиграф представляет собой цитату, помещаемую перед произведением или его

частью. Она не заключается в кавычки, а автор или источник ее указывается

на следующей строке.

2.Антитезой называется стилистический прием, заключающийся в резком

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.