рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Создание транспортных коридоров

В частности при исследовании транспорта, изменение российской реальности выливается в то, что чисто кибернетические подходы стали категорически неэффективными. Они просто не работают.

Изменение реальности должно вызывать и существенные изменения в постановке и решении исследовательских задач. Это просто нет. Нами было показано на примере исследования балканского региона, что даже такой вопиющий пример исследуется с позиций по сути старого биполярного мира.

При исследовании транспорта дело не ограничивается постановкой расплывчатых идеологических задач и отстаивания своих интересов в определенном удаленном регионе мира. Нужно ставить задачи на инженерном уровне. Это требует совершенно иного подхода к постановке и решению. Фактически проблема не осознана.

Посредством теории СКС мы пытаемся рассмотреть данную проблему и вывести конкретную проблематику на иной уровень. Но теория СКС есть только один из возможных подходов. Она далеко не исчерпывает возможное многообразие подходов.

Сколь лично нам не неприятна геоэкономика и сколько она не кажется упрощенной в постановке и решении задач, нужно развивать и данное направление. При этом нужно создавать единые фактографические базы данных и разделять только их теоретические интерпретации. Это никогда не делается. Итогом становится то, что теоретические конструкции, по сути, исходят из различных фактических данных.

Для исследования проблем типа 9-го транспортного коридора нет необходимости принципиально менять абсолютно все. Это реально будет избыточным вариантом. Есть большое количество региональных и систематических исследований по РФ. Они связаны с различными аспектами. Например, исследование ожидаемой продолжительности жизни по различным регионам РФ. Получается ранжировка регионов по данному критерию (Ващалова Т.В., Мягков С.М. Устойчивость субъектов Российской Федерации в социально-экономическом кризисе. Этнокультурный подход // Известия РАН. Сер. Географическая 1998, 1, с. 62- 72). Есть систематические исследования  регионов РФ по различным критериям и под различные задачи. (Например, Бородулина Н.А., Тикунов В.С. Социально-экономическая классификация регионов России - основа формирования объективных критериев оценки бюджетных потребностей регионов (на примере здравоохранения)  // Известия РАН. Сер. Географическая 1998, 1, с. 18 - 35).

То есть, задача уже рассматривается и проблемы 9-го транспортного коридора нужно только вписывать в существующие разработки. Это можно делать по нескольким направлениям:

              Использование электронных баз данных, собранных в результате проведенного ранее исследования. Это идеальный вариант. Но он скорее не всегда реализуем по причине недоступности этих баз;

              использование результатов, выраженных в ранжировании регионов и методическом аппарате (различного рода формулы расчетов и т.п.). Это вполне реалистический вариант. Результаты, как правило, отражены в публикациях. Их можно оперативно использовать.

              Кооперироваться со специалистами, проведшими определенное исследование. Это более сложный вариант с чисто практической точки зрения.

Но в любом случае нет проблемы данных и их систематического анализа. Есть только науковедческая проблема налаживания кооперации с коллегами.

*          *          *

Рассмотрим некоторые наиболее желательные проекты исследований, ориентированные на корректную постановку задачи практического создания 9-го транспортного коридора. Ограничимся названиями проектов и краткими аннотациями. Мы очень заинтересованы в 9 - МТК и сейчас ведем весьма активные переговоры с коллегами относительно возможной кооперации в исследованиях связанных с 9 - МТК. В том числе обсуждаются и те проекты, которые отмечены в данном тексте. Но проекты во многом формулируются под коллектив и заказчика. Поэтому не будем вдаваться в лишние детали и только изложим суть дела.

ОБЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ НАУЧНЫХ РАБОТ

В определении тематики мы исходим из того, что проект 9-го транспортного коридора не есть только транспортный проект. Он рассматривается как комплексный проект, связанный с освоением территорией, по которым он пролегает и сопредельных территорий даже весьма удаленных от него.

Чисто транспортных проблем мы в данном проспекте не касаемся. Предлагаемые исследования будут вестись с учетом решения проекта коридора как транспортной проблемы, но посвящены в основном проблемам освоения территорий и влияния ряда факторов на транспорт. Это аспект часто упускается и именно он является часто роковым для реализации транспортных проектов. О степени значимости широкого круга факторов можно судить, например, по провалу тех проектов транспортных коридоров, которые были связаны с Балканами.

Общая цель исследования в описании 9-го транспортного коридора в его целостном предпроектном описании со следующих позиций:

*           Ритмика общего процесса освоения территорий транспортного коридора и сопредельных с них территорий;

*           Ритмика событий в пределах территорий коридора и сопредельных с ним территорий;

*           Эволюция транспортных сетей на европейской части РФ и детальное исследование соответствия проекта 9-го коридора объективно существующим тенденциям в эволюции транспорта;

*           Эволюция энерго-производственных циклов на территории европейской части РФ и ее влияние на формирование транспортного коридора и освоение территорий в его пределах;

*           систематическое исследование геополитики в рамках данного коридора и определение набора факторов и степени их влияния на транспортный коридор.

Итогом проведенного цикла исследований по 9-му транспортному коридору станет детальное  описание территории коридора и сопредельных территорий и определение наиболее разумных путей освоения поданного пространства, с учетом существующих факторов влияющих на процессы его освоения. Решение собственно транспортной проблемы будет вестись в рамках задачи комплексного освоения данной территории и степени ее влияния на процессы освоения в целом в европейской части РФ.

С нашей точки зрения, по степени очередности постановки и решения проблем, нужно, прежде всего, ставить вопрос о следующих проектах:

             Ритмика социально-экономических процессов за значимый промежуток времени по трассе 9-МТК и ее влияние на транспортные потоки. Сбор данных по ритмике и постановка задач дальнейшего и более детального описания ритмики по отдельным факторам.

              Пространственно-временная динамика социо-культурной освоенности территорий по трассе 9-МТК и сопредельным районам.

              Исследование инвестиционной географии по трассе 9 - МТК.

              Морфология транспортных сетей и место 9-МТК в эволюции транспортной освоенности европейской части российской СКС.

             Эволюция энерго-производственных циклов в российской  СКС за значимый промежуток времени. Сбор данных по этому вопросу и определение направлений дальнейших и более детальных исследований.  Определение инвестиционной географии и отраслевой структуры для инвестиций по трассе коридора.

Это исследовательские проекты, которые должны делаться в первую очередь по следующим причинам.

Первое. Они во многом являются базовыми и определяющими постановку и решение остальных проектов и научных исследований по 9 -МТК в целом.

Второе. Эти проекты и информация, на которую они направлены, не могут быть почерпнуты из имеющихся исследований.

Заказчиками по данным проектам могут быть самые различные организации. Итак, коротко о различных исследовательских проектах, которые могут быть полезными в практической реализации 9 - МТК.

Изложим в свободной форме некоторые положения по наиболее желательным исследовательским проектам. Их строгое обоснование может быть сделано по первому требованию потенциальных заказчиков.

Проект 1.

ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА  СОЗДАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ

Нужно проделать следующую работу:

·    Библиография публикаций по проблемам транспортных потоков и создания транспортных коридоров.

·    Аннотации и описание потенциальных областей применимости по наиболее ценным работам.

·    Полные электронные тексты наиболее ценных работ, которые могут быть использованы в дальнейшем при  решении научных и научно-практических задач, связанных с 9-м транспортным коридором.

·    Критический анализ методологий анализа транспортных потоков и их прогнозирования.

·    Критический анализ методологий создания транспортных коридоров.

·    Рекомендации по использованию имеющегося массива научных и научно-прикладных работ при решении задач 9-го транспортного коридора.

Отчет представляется на компакт-диске. Это очень важное техническое условие. Оно разумно и для всех последующих отчетов. Это станет основанием для оперативного копирования данных и их использования в последующих работах.

Данные должны быть интегрированы в ОДИССЕЮ. Думается нужно делать первые реальные шаги по формированию содержательной части данной программы.

Очень важно, чтобы такого рода работа проводилась представителями различных дисциплин. В частности, представителями экономики, социологии и некоторых других наук. При существующей научной раздробленности при постановке комплексных практических задач важно налаживать связь специалистов.

В процессе исследования будут сформулированы основные выводы, полученные в процессе работы. Также будет приведена программа дальнейших исследований по транспортному коридору №9. Она может быть учтенной при определении направлений работы этого бюро.

Выводы и программа исследований будут обсуждены с коллегами из различных организаций и городов РФ. В основном это будут географы, экономисты и специалисты по транспорту. На это необходимо определенное время.

Надеемся, что это не только позволит лучше выполнить работу, но и выявить специалистов, которые уже имеют значимые научные результаты, в той или иной мере связанные с исследованием транспортного коридора № 9. Привлечение таких специалистов может позволить в минимальные сроки и с реально небольшими затратами получать предельно важные научно-практические результаты высокого уровня, связанные с транспортным коридором № 9.

Проект 2.

РИТМИКА СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ ЗА ПЕРИОД С 1700 ПО 1998 ГОДЫ ПО ТРАССЕ РОССИЙСКИХ УЧАСТКОВ 9-ГО ТРАНСПОРТНОГО КОРИДОРА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ТРАНСПОРТНЫЕ ПОТОКИ

В рамках проекта будут решаться следующие задачи:

1.   Создание электронной базы данных годовой  ритмики социальных и экономических событий по трассе российских участков 9-го транспортного коридора и прилегающим к нему территориям. Описываемый период времени с 1700 по 1998 годы. Учитывается 40 параметров.

2.   Анализ влияния различных факторов на транспортные потоки в зоне российских участков 9-го коридора за период времени с 1700 по 1998 годы. Определение и детальное описание действия наиболее значимых факторов.

3.   Разработка методики прогнозирования влияния различных факторов на транспортные потоки по трассе российских участков 9-го коридора, с учетом ежегодного дополнения представленной базы данных.

Проект 3.

ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ ДИНАМИКА СОЦИО-КУЛЬТУРНОЙ ОСВОЕННОСТИ ТЕРРИТОРИЙ ПО ТРАССЕ 9-МТК И СОПРЕДЕЛЬНЫМ РАЙОНАМ И СОЦИО-КУЛЬТУРНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ - СССР - СНГ НА УРОВНЕ МАКРО И МЕЗОРАЙОНОВ

Финансирование проекта: ситуация очень сложная. Такого рода проекты невероятно важны, но фактически за них никто не платит. Будет подана заявка в Миннауки и РФФИ. Также будут подана заявка в зарубежные фонды. Если результат будет научным, то все равно исследование будет проведено за счет средств лаборатории социо-культурной динамики и прогнозирования. В таком варианте оно будет в несколько сокращенном варианте.

Время окончания работы: предположительно конец 2000 года - начало 2001 года.

Большая тема, которая нуждается в более детальной постановке. Скорее она распадется на ряд более мелких тем. По данному проекту многое сделано. В частности уже проведено районирование. Задача в уточнении границ районов и систематическом описании социо-культурных районов и анклавов. Это реально большая работа, которая требует коллективных усилий.

Эту работу можно проделать примерно в течение года. Основанием для этого является то, что можно опираться на исследования, которые никогда не публиковались и которые проводились с середины 1980-х годов. Это, прежде всего гигантская работа, проделанная профессором Лейзеровичем по микрорайонированию европейской части бывшего СССР. Это исследования профессора Гольца, наши собственные работы и ряда других специалистов. В рамках информационно-аналитического бюро можно будет обобщить имеющиеся базы данных. Естественно, все это будет сделано по согласованию с авторами. Есть предварительные договоренности с ними. Значимость такой работы очень велика. Она, прежде всего, связана с определением стратегии освоения каждого конкретного макро, мезо и микро региона, по которому пройдет 9-й коридор.

В рамках данного проекта можно конкретно рассмотреть очень важный вопрос, связанный с анализом процесса социо-культурного освоения территорий. Существуют различные уровни освоенности пространства. Приведем некоторые понятия.

 “Неизвестное пространство” – пространство, лежащее за пределами проживания людей определенной социо-культурной общности. Люди могут иметь определенные сведения о существовании данного пространства, но никогда не бывать там. Представления о нем предельно абстрактны. Это во многом пройденный этап освоения Земли. Он характерен для весьма ранних исторических стадий контактов культур.

Место” – приватизированное пространство, хорошо освоенное человеком или группой людей. Местом может быть как пространство постоянного проживания, так и наиболее известные места своей СКС, с которыми осуществлено кратковременное или заочное знакомство. Например, город Москва и, в особенности, некоторые его районы являются местом для русских людей в целом, независимо от их конкретного проживания. Место – пространство, наполненное смыслом и ценностями человека определенной социо-культурной общности.

Свое пространство” – пространство, закрепленное за определенной социо-культурной общностью людей. Это, по сути дела, хоумленд в понимании данного термина в теории социо-культурных систем. Основная характеристика связана именно с закрепленностью за определенным социо-культурным стандартом. Освоенность своего пространства может иметь самый различный характер.

Пионерное пространство” – пространство, закрепленное за определенным социо-культурным образованием, но находящееся на начальной стадии освоения. При наличии пионерного пространства стратегически важной задачей является его скорейшее освоение, которое может протекать в самых различных формах, вплоть до генерирования экологических кризисов. Пионерное пространство очень привлекательно для путешествий и спортивного туризма.

Периферия” – закрепленное за определенным социо-культурным стандартом пространство, отличающееся слабой освоенностью. Об этом можно судить по контрасту с наиболее развитыми с точки зрения освоения территориями данного социо-культурного образования. Периферия - понятие историческое. Оно возникает на определенном этапе освоения и по достижении определенного уровня освоенности исчезает. Освоение периферии также во многом осуществляется через массовый туризм.

Чужое пространство” - закрепленное за иным социо-культурным образованием пространство. Степень его освоенности может быть совершенно различной, но важно, что оно контролируется иным социо-культурным стандартом. По мере развития человечества разграничение своего и чужого пространства приобретает линейный характер. В идеале, это социо-культурно обоснованная государственная граница, привязанная к природным объектам. Например, российско-китайская граница, проходящая по Амуру, где имеют место периодические конфликты, но в целом проблем разделения России и Китая не возникает и нет ничего подобного западной границе.

Смысл пространственно человеческой активной во многом сводится к приватизации пространства СКС. Дело в освоении территорий.

ПРОЕКТ 4.

ИССЛЕДОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ГЕОГРАФИИ ПО ТРАССЕ 9 - МТК.

Особое и очень важное направление исследований связано с инвестиционными аспектами 9 - МТК. В реальности нет никакой необходимости устраивать очередность в постановке и решении задач. Они могут рассматриваться параллельно и опираться на единую содержательную базу данных ОДИСССЕЯ. Для этого нужно только наладить систему пополнения данными ОДИССЕИ еще до завершения отдельных исследований. Можно делать поэтапное пополнение.

Суть проблематики, связанной с инвестициями во многом связана с тем, что, несмотря на множество работ относительно правильных, эффективных инвестиций в реальности количество работ анализирующих реальный инвестиционный процесс в РФ невероятно мало. Здесь слишком много “неправильного” и реальность по этой причине игнорируется.

Тем более сложная ситуация с инвестициями в столь медленную и вполне неприбыльную область как транспорт и освоение территорий в целом. Нам думается, нужно начинать исследования в этом направлении и искать пути активизации российских инвестиций в российские территории. Это гигантская проблема и в одной исследовательской теме ее естественно не решить. Но такой задачи и нет. Нужно поставить проблему в связи с 9 - МТК. Нужно начать ее решать и наладить координацию работ в этой области.

Опять же через лабораторию социо-культурной динамики и прогнозирования мы можем начать такого рода работу с января 2000 года. Лаборатория весьма приемлемый вариант. В контакт с не будут требовать денег за любое написанное слово. Кроме того, инвестиционные исследования будут вписываться в общее направление исследований по 9 - МТК.

ПРОЕКТ 5.

МОРФОЛОГИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СЕТЕЙ И МЕСТО 9-МТК В ЭВОЛЮЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ ОСВОЕННОСТИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ РОССИЙСКОЙ СКС

Это исключительно большая тема. 9-1 транспортный коридор неизбежно повлияет на эволюцию транспортных сетей. Но в то же время для того, чтобы быть эффективным, он не должен противоречить реальным тенденциям в транспортном освоении европейской части РФ. Есть большое количество примеров провала дорогостоящих и активно поддерживаемых государством программ освоения территорий. Например, программа Нечерноземья советских времен. Нет оснований, считать, что программа 9-го транспортного коридора окажется более эффективной, если будет противоречить объективным тенденциям в освоении территории. Скорее наоборот. Ее реализация скорее не сдвинется с места при наличии такого противоречия. Это связано со сложностями финансирования, отсутствием жесткой поддержки государства данной программе и многими иными причинами.

Освоение территории европейской части РФ ведется примерно с 9 века. За этот период времени пройдена громадная дистанция. Итогом стало сведение лесов на большей части европейской территории РФ, появление сети населенных пунктов и множество иного. Особым срезом эволюции освоения европейской территории России является и эволюция ее транспортной сети. По мере изменения технических возможностей транспорта и изменения географии освоения пространств, происходили резкие перемены в развитии транспортных сетей. Существенно менялась роль различных видов транспорта, их география и конфигурация сети.

Важнейшие изменения в транспортных сетях связаны с социо-культурными переменами принципиально характера. В частности с такими переменами как становление Российской империи (начало 18 века), становление социалистического советского государства (начало 1920-х годов). Нечто аналогичное происходит и в 1990-е годы. Развал СССР повлек серьезные перемены в транспортных сетях. В рамках РФ и СНГ транспортная сеть европейской части России приобретает существенно иные черты.

В СССР была попытка сформировать единую транспортную систему. Фактически она не состоялась. Скорее ее просто не успели сделать, но очень многое удалось реализовать в этом направлении. С начала 1990-х годов имеет место процесс дробления бывшей транспортной советской системы и изменение веса, как ее различных направлений, так и отдельных видов транспорта. Этот процесс имеет четкое географическое выражение. Он во многом протекает по социо-культурным районам и государственным границам, которые довольно часто не совпадают. (Перечисление социо-культурных районов и периодизация их освоения приводится в приложении).

Очень симптоматичным в этом отношении является проект 9-го транспортного коридора. Он ориентирован, прежде всего, на РФ и только его украинская ветка пролегает по территории иного государства. Это проект нового времени. Он учитывает не только новые геополитические реалии, но и тенденции в эволюции транспортной сети европейской части РФ. По сути, это связанные процессы.

В ходе исследования, будет строго научно показано, каким образом шло формирование транспортной сети европейской части России начиная с начала 18 века, в какие периоды времени проходили существенные перемены, прослежена динамика технических транспортных новаций и т.д.

На основании анализа эволюции транспортной сети с начала 18 века можно будет подойти к корректному определению современного состояния транспортной сети РФ, определению ее современных тенденций и пониманию роли 9-го транспортного коридора в этой сети.

Есть основания считать, что проекты транспортных коридоров, громадная часть которых проходит по территории именно РФ и которые старательно уклоняются от конфликтных районов, и при этом ориентированы на российские выходы к океанам, есть новое и очень перспективное слово в развитии транспортной сети европейской части РФ. Предварительно можно сделать вывод - транспортные коридоры наподобие 9-го есть продолжение логики освоения европейского пространства России в транспортном отношении. Таких коридоров может быть несколько и девятый только один из возможных.

9-й коридор, связанный с российскими портами на Черном море и Балтике, в этой связи предстает как логичное продолжение весьма давних тенденций в развитии транспортной сети европейской части России. Это не пустой прожект, а логичное продолжение прошлых тенденций в развитии европейской транспортной сети России.

Эти и некоторые иные аспекты будут рассмотрены с оригинальных и очень глубоких научных позиций С.А. Тарховым и Г.А. Гольцем. Итогом станет проверка корреляции проекта 9-го коридора в общую логику эволюции транспортной сети европейской части РФ.

Проект 6.

ЭНЕРГО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЦИКЛЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ - СССР - СНГ

Исполнители: Д.В. Николаенко, специалисты Института географии СПбГУ, специалисты географических факультетов и организаций РФ. К выполнению проекта будут привлечены все лучшие специалисты России в данной области.

Финансирование проекта: Данный проект будет активирован через Миннауки и Российский Фонд Фундаментальных исследований. В его реализации должны принять участие сотрудники Института географии РАН и специалисты других научных организаций.

Время окончания работы: после начала работ в течение 12 месяцев.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.