рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Создание транспортных коридоров

1.3. ЛУНДСКАЯ ШКОЛА ВРЕМЕННОЙ ГЕОГРАФИИ И ПРИМЕНЕНИЕ К ИССЛЕДОВАНИЮ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ

Постановка проблем создания транспортных коридоров во многом связана с комплексным освоением территорий. Есть замечательный пример практического и теоретического решения аналогичных проблем. Он связан с со странами Северной Европы послевоенного времени (после 1945 года).

После 1945 года феноменом Северной Европы стала массовая эмиграция населения в Северную Америку и отчасти в Австралию. Были прияты решительные меры для приостановки эмиграции. Начались и научные исследования. Проблема решалась за счет радикального повышения жизненного уровня населения и проведения специально разработанной социальной политики. Итогом стало то, что такие страны как Швеция, Финляндия и Норвегия фактически имеют самый высокий в мире жизненный уровень.

В данном случае важен научный теоретический подход к решению проблемы. Он изложен в многочисленных работах Лундской школы временной географии. Название школы пошло от города Лунд, в котором расположен университет, где велись исследования.

О высокой оценке результатов данной научной школы говорит то, что ее основатель и лидер Торстен Хегерстранд был удостоен Нобелевской премии в области экономики.

Не вдаваясь в многочисленные детали, приведем основные принципы и понятия Лундской школы, а также основные публикации по данной теме на русском и английском языках. Основной массив публикаций на шведском языке. Но есть и достаточное количество английских переводов.

Еще раз отметим, что основное применение положений данной научной школы ориентировано на комплексное освоение территорий. Решается задача повышения привлекательности территории. Транспорт в данном случае включен в эту задачу.

*          *          *

Поведение людей определяется четкими пространственно-временными закономерностями. Человеческая активность, как во времени, так и в пространстве носит закономерный характер. Человек передвигается по определенным траекториям и в соответствии с определенным ритмом. В зависимости от типа культуры, пространственно-временные закономерности поведения людей обретают специфичный характер. Для нас сейчас важно, что они всегда имеют место и их можно достаточно строго описать - дело лишь в овладении соответствующей методологией.

Исследование пространственно-временного поведения людей в процессе деятельности имеет исключительно важное значение для анализа освоения территорий. В сущности, это должно стать одной из основных тем исследований при анализе транспортных сетей и проблем освоения территорий.

В виду того, что данные исследования примерно 25 - 30 летней давности все еще мало известны и в виду того, что основной массив информации на английском и шведском языках, приведем информацию  по научной школе более детально.

История развития Лундской школы

Основателем и признанным лидером Лундской школы является шведский географ Торстен Хегерстранд. Школа развивается с конца 1950-х годов в значительной степени на основе конкретизации и разработки его идей. Основополагающие положения, послужившие базой формирования школы, изложены Хегерстрандом в начале 1950-х годов. Потребовалось около 10 лет, чтобы идеи стали западной географической классикой. Т. Хегерстранд исследовал процесс диффузии нововведений. Проблема занимала западных географов и раньше, но Хегерстранд применил для этой цели строгие методы, что позволило получить оригинальные результаты.

Основное достижение Хегерстранда и Лундской школы в целом состоит не столько в создании математической основы пространственно- временных исследований, сколько строго последовательной теоретической их базы. Географы обычно оперируют неявно определяемыми теоретическими и методологическими принципами, как правило, без жесткой формализации их. Т. Хегерстранд одним из первых создал географическую теорию с последовательно описанными самим автором принципами и системой понятий. Основное значение его исследований состоит именно в создании прецедента: исследование пространственных процессов может быть не менее строгим, чем исследования в других областях, бравирующих своей строгой научностью и применением математики.

Помимо общего теоретического и методологического значения разработки Т. Хегерстранда исключительно важны для понимания процесса диффузии нововведений как волнового явления. Диффузия нововведений - очень общий процесс, характерный для множества областей. К примеру, процессы освоения пространства во всех существующих социо-культурных системах могут успешно описываться с этих позиций. Подобный подход плодотворен и во многих других областях, в частности, рекреационной географии.

На начальном этапе исследование процесса диффузии нововведений почти целиком шло в духе количественной географии. Учет отдельных элементов психологии людей был обусловлен спецификой проблематики, но определяющего влияния на постановку и решение проблем не оказывал. Продолжая работать в том же направлении, Хегерстранд существенно откорректировал свои первоначальные взгляды. В 1960-е годы в основных чертах была сформулирована система принципов и понятий "временной" географии, которая сохраняется и поныне.

Важным этапом эволюции научной школы стало создание в Лунде исследовательской группы по проекту "Использование времени и экологическая организация". В ее рамках Хегерстранд со своими коллегами Б. Ленторпом, С. Мартенссоном, П. Карлстейном и другими продолжил исследования. Важнейшее значение для формирования школы имело и то, что Хегерстранд и его последователи основали англоязычный журнал "Lund Studies in Geography. Human Geography", в котором могли оперативно и на доступном языке, для громадного большинства географов мира, публиковать свои - и не только свои - разработки, как правило, пионерного характера. В частности, знаменитая книга Вильяма Бунге "Теоретическая география", ставшая классикой количественной революции в географии, не могла быть опубликована в Северной Америке: даже столь толерантное научное сообщество, как в США, сочло ее слишком радикальной. Книгу Бунге опубликовали в Лунде, и уже через год после этого она стала классической.

В целом, для формирования школы сложились благоприятные условия: бесспорный лидер с идеями, способными увлечь научную молодежь; результаты исследований, находившие применение на практике и высоко оцениваемые правительством Швеции; собственный журнал, - все это способствовало формированию жизнестойкой и продуктивной научной школы. Однако нельзя не обратить внимание на то, что идеи Лундской школы так до сих пор и не распространились за пределами западной географической науки.

Принципы и понятия Лундской школы

Среди исследовательских принципов Лундской школы наиболее существенными являются следующие:

·     последовательное введение временного аспекта в географические исследования пространственного поведения человека. До этого в западной географической науке основные усилия были направлены на исследование только пространственных структур и процессов, временной же аспект фактически отсутствовал. Лундская школа осуществила синтез пространственных и временных параметров человеческой деятельности;

·     ориентация на географическое исследование человека в его повседневной, обыденной деятельности. Всегда сложно преодолеть грань между пусть даже очень умными научными разработками и исследованием реальности. Реальность часто оказывается "неправильной", и тогда теории игнорируют ее, а на практике пытаются приводить в соответствие с неким идеалом. Лундская школа на основании строгой теории стала изучать обыденную реальность пространственно-временного поведения людей такой, какая она есть. Реальность не критиковали и не исправляли - ее описывали, чтобы получить возможность учитывать реальные закономерности в практической работе. "Антиконструктивность" Лундской школы, ее преклонение перед существующей реальностью исключительно важны.

Отмеченные два общих исследовательских принципа потребовали от представителей Лундской школы немалого научного мужества и при всей кажущейся тривиальности оказались очень оригинальными и полезными для исследований. В частности, в рекреационной географии - после кратковременного флирта ее теории с практикой создания ТРС - важно обратиться к изучению реальности такой, какая она есть. Следует оставить попытки сотворения реальности в сфере рекреационной деятельности - нужно лишь следовать ей. Кроме того, жизнь показала, что время не остановилось и в СССР: быстро и бесповоротно произошли поразительные перемены в пространственной организации рекреационной деятельности населения российской СКС. Научное сообщество оказалось не готово к подобной эволюции реальности.

При изучении пространственно-временной деятельности человека в Лундской школе принято исходить из следующей системы ограничений, сформулированной Т. Хегерстрандом:

·     неделимость человека,

·     ограниченная и статистически известная продолжительность жизни человека,

·     ограниченные возможности участия человека одновременно более чем в одном виде пространственно значимой деятельности,

·     факт наличия статистически описываемой продолжительности каждого вида деятельности,

·     факт расходования времени на передвижение между точками в пространстве,

·     ограниченная вместимость пространства активности человека,

·     ограниченные размеры земного пространства,

·     факт наличия у любой жизненной ситуации истоков в прошлом.

Эти положения можно рассматривать как конкретно-научные принципы пространственно-временного исследования человека в Лундской школе, которые раскрываются в строгой системе понятий. Приведем основные из них.

Структура окружения (среды) - система альтернативных видов деятельности и ресурсов для их реализации (возможности работы, социальных контактов, обслуживания и т.д.). Структура окружения относительна для каждого человека; ее состав в значительной степени зависит от его психологических особенностей, культурного уровня и благосостояния. В зависимости от масштаба времени выделяются:

·     повседневное окружение (географическое пространство, пределов которого индивид может достичь в рамках суточного цикла жизнедеятельности), и

·     жизненное окружение (арена действий индивида в течение его жизни).

Формой описания поведения индивида в пространстве-времени является путь (траектория), берущий начало в точке рождения и заканчивающийся в точке смерти данного индивида. Это одно из центральных понятий временной географии: оно отражает факт непрерывности в последовательной смене ситуаций. Выделяются суточная, недельная и жизненная траектории.

В окружающем траекторию индивида пространстве и времени выделяются колеи доступности (трубки). Их радиусы отражают способность индивида перемещаться и общаться с внешним миром.

·     Первое кольцо доступности заключает пространство, находящееся в пределах непосредственной досягаемости.

·     Второе определяется возможностями слуха и зрения.

·     Третье заключает в себе все точки пространства, где индивид может побывать в течение дня, а также его жилище.

Под понятием "остров" понимается пространство перемещений индивида в течение дня, за пределы которого он не может выходить при условии обязательного ежевечернего возвращения домой. Его пределы колеблются в зависимости от доступных человеку транспортных средств.

Благодаря учету временного параметра, деятельность индивида рассматривается не в двухмерном, а трехмерном пространстве-времени. С учетом временного параметра понятие "остров" преобразуется в понятие "призма человеческой жизнедеятельности".

Под понятием "станция" понимается точка в пространстве, где индивид совершает длительную остановку для участия в процессе общественной деятельности или потребления. Это понятие очень гибкое: станцией может быть город, в котором живет индивид, место его работы и т.д.

Термин "domain" переводится на русский язык как "владение, имение, область, сфера", но дословный перевод не раскрывает полностью сути указанного понятия, поэтому разумнее будет использовать термин вне его буквального перевода. По определению Т. Хегерстранда, под домэйном понимается пространственно-временная ячейка, в пределах которой предметы и события находятся под контролем индивида или группы. Примером домэйна может служить рабочий стол, жилище и т.д. Некоторые из них сохраняются силой привычки, другие - системой юридических положений. Существует иерархическая связь домэйнов различного типа и уровня.

Под связкой деятельности понимаются объединения людей, механизмов и материалов, возникающие в определенное время, определенном месте и с определенной целью. Значительная часть связок имеет строгую пространственно-временную локализацию.

Фундаментальное значение имеет понятие проекта, обозначающее совокупность видов деятельности, индивидов и параметров, которые должны взаимодействовать для достижения определенной цели.

Т. Хегерстрандом введено и другое, столь же общее понятие - диорама. Диораму можно рассматривать как своего рода "живой ландшафт", включающий людей, являющихся инициаторами проектов, с их внутренним миром. Понятие диорамы практически не ограничено в объеме и может отождествляться с понятием общества.

Жизнедеятельность людей в рамках диорамы определяется понятием "задающего темпа" - временными доминантами с четкой ритмичностью, например, деятельностью предприятий, школ, общественного транспорта и прочих объектов, имеющих фиксированное расписание функционирования.

Очень важно, что вся система понятий Лундской школы взаимосвязана. Во взаимной связи понятия дают возможность полно и на высоком формализованном уровне описывать пространственно-временное поведение людей и выявлять его закономерности.

Проблематика исследований Лундской школы

Проблематика исследований Лундской школы весьма разнообразна. В ее эволюции выделяется следующая особенность: начав с довольно узких проблем, сторонники школы постепенно перешли к все более общим вопросам географической науки. Сейчас предлагают специфические ответы на большую часть из них. Стремительный экстенсивный рост проблематики школы во многом и определил ее успех в научном географическом мире.

Первичными проблемами, на которых выросла Лундская школа, были исследования диффузии нововведений, миграций населения и роста городов. То, что в современной географической науке диффузии нововведений уделяется подобное внимание, - личная заслуга Т. Хегерстранда. Его же заслугой является и то, что впервые, опираясь на эмпирические данные, он описал влияние соседства на пространственную диффузию нововведений. Восприятие новшеств рассматривалось с учетом психологических особенностей людей и сопротивления введению новшеств.

Сторонники школы изучали также проблемы разрастания сети шведских городов, развития новой застройки в городах, распространения информации и многие другие. Эти исследования стали символом Лундской школы. В целях территориального планирования в Швеции и ряде других стран продолжаются исследования пространственной доступности медицинских и культурных заведений. Анализируется способность отдельных лиц выполнять ежедневные трудовые операции в различных районах города, влияние повседневной деятельности на различные виды передвижений в разных частях городов.

Делались попытки применить подходы временной географии к исследованию регионов и эволюции ландшафтов. В этой области претензии "временных" географов велики - вплоть до создания новой региональной географии и радикального обновления методологии исследования ландшафтов. Лундская школа вторгается и в область политической географии, где также претендует на создание нового направления.

Какие бы проблемы ни рассматривались, в их постановке и решении четко прослеживаются исходные понятия и принципы Лундской школы, позволяющие без особых затруднений выделить публикации ее представителей из общего массива работ западных географов.

Оценка значимости Лундской школы

Представляется интересной оценка Лундской школы Н.В. Петровым, который выделяет 10 принципиальных положений:

1.    Лундская школа - парадигма (система взглядов), расширяющая содержание социально-экономической географии и выводящая ее за рамки описательности

2.    Лундская школа - метод конкретного, объемного, блестящего по наглядности описания поведения людей, с выходом на прогноз жизнедеятельности общества на всех уровнях;

3.    Лундская школа - собственно, крупнейшее географическое открытие, многое меняющее в научно-географическом познании;

4.    Лундская школа - качественный скачок от динамики пространственных процессов к пространственно-временным процессам;

5.    Лундская школа - гармоничное и стройное научное построение, с изящной теоретической основой и непосредственно из нее вытекающей прикладной частью, вырастающей из фактов;

6.    Лундская школа - разновидность географической прогностики;

7.    Лундская школа - синтетическая концепция процесса-структуры, представляющая процесс как 4-мерную "статичную" структуру;

8.    Лундская школа - стержень, структурирующий и направляющий огромную аморфную массу исследований в рамках целого ряда наук о человеке;

9.    Лундская школа - особая научная школа географии человека;

10.  Лундская школа - поворот к временной географии.

Оценка, выдержанная в духе хорошего рекламного проспекта, была дана в советский период мощного идеологического противостояния российской и западной СКС, что, вероятно, потребовало от Н.В. Петрова немалой научной и гражданской смелости.

Лундская школа уникальна. Она прошла без принципиальных изменений через две научные революции западной географии - количественную и философскую. Представители обоих, столь диаметрально противоположных методологических подходов считали ее "своим" достижением. Сторонники "новой" географии, а затем и гуманистического направления, прежде всего, видели в Лундской школе то, что соответствовало их принципам. Инициатива интерпретации ее положений в соответствующем духе принадлежала именно сторонникам количественной и философской революций, но не представителям самой школы, которые вполне успешно кооперировались как с приверженцами количественной, так и гуманистической географий.

Следует выяснить, почему имела место борьба за интерпретацию достижений школы в противоположных значениях и чем, собственно, определяется такая их гибкость и привлекательность?

Для географов наиболее привлекательными чертами Лундской школы являются, по нашему мнению, следующие:

·           исследовательская деятельность, ориентированная на обыденную реальность в том виде, в каком она существует. В итоге стали генерироваться описания именно реальности, а не идеологических стандартов того, что должно иметь место. Следует помнить, что Лундская школа развивалась в период холодной войны между Западом и СССР, когда наука была предельно идеологизирована. В данном же случае имел место феномен игнорирования идеологии и исследования реального пространственно-временного поведения людей. В итоге получались как бы не вполне завершенные результаты. По их поводу начинали рассуждать приверженцы самых различных направлений в географии. Сами же сторонники школы стояли в стороне от идеологической интерпретации своих результатов;

·           школа - продукт именно географической научной мысли, а это дело не вполне обычное. Она выросла в рамках географической науки и использует специфическую географическую методологию, что отличает ее и от "новой" географии, и от гуманистического направления, в которых значительную роль играют математика и философия, привнесенные в научно-географическое познание. "Новые" и "гуманистические" географы основной акцент делали именно на использовании достижений иных областей в географической науке. Для лундских географов математика, философия и психология являются лишь вспомогательными средствами, и это нашло прямое отражение в их методологических и теоретических работах;

·           идеи, разработанные в Лундской школе, открывают серьезные перспективы и дают хорошие теоретические результаты, имеющие непосредственный выход на практику. Они являются ценным инструментом регионального анализа и планирования;

·           научные положения Лундской школы гибки по характеру, так что их можно интерпретировать и наполнять содержанием в зависимости от исходной установки. Это, своего рода, методологическая и теоретическая оболочка, которую можно реализовывать с точки зрения различных исследовательских подходов. Такое свойство обеспечивает живучесть и привлекательность школы;

·           сторонники школы создали образец синтеза пространственно- временных характеристик в исследовании человека и общества. В их интерпретации пространство и время, действительно, единая система, а не различные категории, соединенные черточкой на бумаге. Отражена динамика этих процессов; показан путь, каким можно прийти к органичному воссоединению географических исследований человека и общества в единое целое. В других же направлениях между уровнями исследований человека и общества остались серьезные пробелы, преодолеть которые очень сложно.

Эти общие черты по-своему привлекательны для сторонников альтернативных направлений. С поклонниками количественной, теоретической географии Лундскую школу сближает стремление "временных" географов отразить логику пространственного проявления исследуемого процесса в строгих моделях. В этом они немало преуспели, и значительная часть их достижений стала в некотором роде классикой количественной географии. При построении строгих теоретических моделей в Лундской школе вводится ряд допущений, и таким образом географическое исследование переводится в абстрактную плоскость.

Широко используется математический аппарат, главным образом, т.н. "метод Монте-Карло". Созданы несколько вариантов моделей диффузии с нарастающей сложностью. От абстрактных и мало реалистических допущений Хегерстранд и его последователи перешли к более сложным моделям, отражающим реальность гораздо полнее. Модели Хегерстранда переведены в программы для компьютеров. В свое время они были написаны на языке Фортран; позднее их наверняка начали составлять на более современных формальных языках. Можно привести много примеров подобного подхода. Важно, что моделирование лежит в основе научной деятельности "временных" географов. Сложная, детально разработанная система понятий школы позволяет создавать очень гибкие модели пространственно-временной деятельности индивида.

Разработки Лундской школы активно применяются на практике. Например, с 1966 года ряд специалистов под руководством Хегерстранда занимается анализом условий жизни населения в урбанизированных районах различной величины и местоположения, с целью определения степени использования в повседневной жизни социального и физического окружения. Речь идет о создании наиболее комфортной для человека среды обитания с учетом потребностей именно этого человека. В исследованиях активно и успешно используется моделирование. Так, создана имитационная модель PESASP/ПОМАМТ, оценивающая множество альтернативных траекторий в поведении горожан, и на ее основе выделены типы возможных дневных программ деятельности людей.

Немало позиций сближает Лундскую школу с гуманистической географией, основным противником количественной революции в географии. Сторонники гуманистической географии делают акцент на внутреннем мире человека, исследовании его мысленных карт и т.п., что было с понимаем встречено Лундской школой. У Лундской школы и гуманистической географии существует немало точек соприкосновения. Хотя они не столь очевидны, как в рассмотренном выше примере моделирования процессов, но сыграли существенную роль в эволюции школы. С гуманистической географией Лундскую школу сближают следующие черты:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.