![]() |
|
|
История формирования субъективности (структурно-феноменологический анализ)История формирования субъективности (структурно-феноменологический анализ)смотреть на рефераты похожие на "История формирования субъективности (структурно-феноменологический анализ)" РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А. И. ГЕРЦЕНА На правах рукописи УДК130.2+800.1 КОШМИЛО Олег Константинович ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТИВНОСТИ (СТРУКТУРНО – ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ). Специальность 09.00.01- онтология и теория познания. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук Cанкт – Петербург 2001 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ--------------------------------------------------------------------
I.1. Три этапа европейской субъективности 17 а) Античность. Природа. Пространство. 18 б) Средневековье. Бог. Время 30 в) Новое Время. Субъект. Идея центра 38 I.2. Кант: чистый субъект и идея свободы как инстанция времени 52 I.3. Гегель: абсолютный субъект и бытие как понятие 70 ГЛАВА II. ПЕРЕХОД ОТ КОНСТРУКЦИИ СУБЪЕКТИВНОСТИ К ЕЕ ДЕКОНСТРУКЦИИ 84 II.1.Шопенгауэр:субъект как корреляция воли и представления 85
II.3. Ницше: субъект воли к власти и генеалогия морального ресентимента II.4. Гуссерль: субъект времени и интерсубъективный символ в функции темпорализации 106 II.5. Хайдеггер: Dasein и трансцендентальная субъективность в про-свете различия бытия и сущего 119 ГЛАВА III. ДЕКОНСТРУКЦИЯ СУБЪЕКТИВНОСТИ 133 III.1. Переход от феноменологии к психоанализу 135 III.2. Диалектика Имени и Лица 146 III.3. Схематическая история европейской субъективности в терминах Эдипова треугольника 162 а) Античность. Мать. Лицо 164 б) Средневековье. Отец. Имя 165 в) Новое время. Субъект. Центр 165 III.4. Модель мира в структурализме Делеза. 167 III.5. Гендерная интерсубъективность 180 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 186 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 191 ВВЕДЕНИЕ Актуальность диссертационного исследования. Структурно -
феноменологический анализ истории формирования субъективности нацелен на
экспликацию единой структуры субъекта, чья планомерная диахронизация
представляет процесс развертывания субъективности во времени западной
истории. В связи с этим делается акцент на трех этапах европейской
метафизики : Античность, Средневековье и Новое время. Каждый из этих этапов
является проекцией одной из составляющих структуры субъективности. В В христианском Средневековье структура субъективности выражает себя в
идеальной, трансцендентной духовности, которая является свидетелем бытия
потустороннего Божества. Акцент теперь переносится с реального тела на
идеальный дух, что одновременно констатирует их различие. Такое перенесение
манифестирует субстанциализацию Логоса в переходе циклического времени в
линейное и направленное время истории, и понимании вещи как символа
божественной сущности. Номиналистическая символичность, вертикальная
иерархичность, линейная и направленная развернутость исторического времени
теоцентричного Средневековья есть проекция идеальной стороны субъекта,
когда значимым оказывается прежде всего сотворенность мира из Слова. Идея
вербальной креации мира отдает предпочтение духу, как свидетелю В Новое Время субъективность достигает своей имманентной истины,
освобождаясь от объектных проекций, и полностью достигает своего
самосознания, которое открывает себя, прежде всего, в имманентной
идеальности математического символа. Сам центр различия между идеальным и
реальным является третьей и конституитвной составляющей структуры
субъективности. Проекцией этого центра в Новом Времени является
математический символ., который кладется в основание mathesis universalis. В современной ситуации отсутствует ясность онтологического,
гносеологического и историко -- философского характера в описании перехода
от классической конструкции субъективности к неклассической деконструкции. В диссертации предпринимается попытка экстраполировать статичную структуру субъективности на динамический процесс становления субъективности на протяжении всей истории европейской метафизики. Помимо имманентных ресурсов релятивисткой трансформации субъективности
этому в немалой степени поспособствовали и обстоятельства внешнего
характера. Глубочайшие потрясения в областях культуры, экономики,
политики, науки, государственного строительства, тотальная «переоценка
ценностей» в сфере морали, образование геополитического противостояния Современное исследование проблемы субъективности позволяет сделать вывод о корреляции глобальных проблем мира и общества и изначальной расколотости субъекта. Степень разработанности темы. Понимание субъективности невозможно без
анализа её историко - философской преемственности в сочетании теоретико-
методологических с культурологическими аспектами рассмотрения В центре
внимания диссертационного исследования стоит проблема выявления
универсалий субъективности. Основным аспектом проблемы субъективности
является ее отношение к бытию, их конфликт и возможность схождения. По
сути, всю философию можно занести под рубрику отношений между бытием и
субъективностью. Начиная с ранних форм человеческого сознания и на всем
протяжении его исторического развития, человек всегда бился над вопросом о
своем месте в мире и о смысле этого места. В части, посвященной рассмотрения мира средневекового христианства,
обращается к текстам Библии и книг отцов и докторов церкви, таких как Поскольку эпоха Нового Времени – это эпоха самосознания
субъективности, то её описание ссылается на работы Р.Декарта, Б.Паскаля, Г. Среди теорий, оказавших влияние на формирование неклассических схем
субъективности, в диссертации исследуются --- теория политической
экономии К. Маркса, волюнтаризм А. Шопенгауэра, метафизика воли к
власти Ф. Ницше, трансцендентальный субъективизм Э. Гуссерля, аналитика Исследование постоянно обращается к представителям современной
отечественной традиции изучения субъективности. Среди них: В.Я. Пропп, М.М. Цели и основные задачи исследования. Цель работы – создание целостного представления о структуре и функциях субъективности, синтезирующего в себе понимание исторических детерминаций статуса человека. Построение целостной концепции субъективности возможно лишь при соединении теоретико – методологического и социально – мировоззренческого подходов к объекту анализа. В связи с этим в диссертации решаются следующие задачи: -анализ онтологического и гносеологического статуса субъективности; -прояснение истока и исторического развертывания субъективности; -выяснение режимов природы и генезиса субъективности; -сопоставление структуры субъективности и структуры темпоральности сознания в направлении их полной конвергенции; -аналитика субъективности в контексте структурной лингвистики Ф. де -проблематизация самого источника различия между субъективным и объективным.; -аналитика и типология серии бинарных оппозиций, члены которых представляют либо субъект, либо объект, вплоть до самого фундаментального различия, которое по убеждению представителей психоанализа венчает иерархию бинарных оппозиций в виде гендерной дифференциации. Методология и источники исследования. Методологическими идеями при работе над диссертацией служили фундаментальные положения философии о преемственности теоретико – познавательного и историко – философского процессов. Ключевым методом исследования является структурно - феноменологическая аналитика, рассматривающая предмет анализа, как со стороны структуры субъекта, когда, структурируя субъективность, мы совершаем дескрипцию объективной историчности, так и со стороны объекта в качестве феномена субъективности, когда, дескрипция историчности позволяет структурировать субъективность. Методологическими источниками диссертационного исследования также являются рефлексивный метод классического философствования, принцип снятия гегелевской методологии, феноменологическая редукция, онтологическая герменевтика, методология структурно-психоаналитической философии, в основе которой лежит метод символической редукции. Наряду с традиционной философской терминологией особое значение в
диссертации приобретает терминологический аппарат геометрической
топологии, который активно использует структурный анализ, поскольку он
позволяет представить теоретико – познавательное функционирование
субъективности в виде оптической схемы.. С помощью оптичеческой схемы
анализируется феноменальное устройство познавательнах процессов, коль
скоро их направленность предметна. Новизна исследования заключается также в применении структурно- аналитического подхода к опыту европейской метафизики. Предпринимается попытка экстраполировать статичную структуру субъективности на динамический процесс становления субъективности на протяжении истории европейской метафизики. Теоретическая и практическая значимость исследования . Материалы, выводы и основные идеи диссертации позволяют взглянуть на проблему субъективности не только в контексте философии и культуры европейской цивилизации, но и в плане истории человечества. Аналитика истории субъективности предстает как способ самосознания человечества и возвращения человека к своему истоку. На основе анализа истории субъективности можно выстроить не только генезис её структуры, но и историю методологических способов её аналитики на всем протяжении развертывании проблемы. Материалы диссертации могут быть использованы в осмыслении природы философской рациональности, определения современных теоретико - познавательных стратегий и процедур, а также в процессе идентификации личности и человека.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, разделенных на части, заключения и списка использованной литературы. Основные положения диссертации содержатся в следующих авторских публикациях: 1.«Эдип трансцендентальный: история как институт воспитания». // 2.«К методологии структурного анализа историообразующих феноменов». // 3. «Как возможен ребенок, или еще одно доказательство Бога». // Тезисы докладов и сообщений 8-ой Международной конференции «Ребенок в современном мире» ,-СПб, 23-27.04.2001. 4«Структура мира и ее ритмическая пульсация в структурализме Ж. глава 1. конструкция субъективности. Поскольку классические теории позитивно описывали субъективность,
понимая её движение как прогресс, развитие, то их совокупность вправе
назвать конструкцией. И если современная философия стремится
ниспровергнуть, деструктурировать (Хайдеггер), деконструктурировать В работе «Так говорил Заратустра» Фридрих Ницше употребляет метафору Основное отличие деконструкции как структурного анализа субъективности
от классической конструкции объекта в том, что первая констатирует
нередуцируемость ни к понятию, ни к предмету центра различия между ними,
который по совокупности своих предикатов теоретически идентичен бытию в
его классическом понимании, он несет функцию централизации, идентичен и
непрерывен. Что же есть субъективность? Это принцип, лежащий в основе
никогда не прерывававшейся истории. И это режим, которым единственно эта
история существует. То есть, субъективность – это сама история в ее что и
как. И потому история – это история самой субъективности. Субъективности не
оппонирует извне никакая объективность, кроме той, что непосредственно ею
включается, ибо всякая «объективность» – это лишь alter ego, изнанка самой
субъективности. Как принцип субъективность жестко замкнута на самой себе, I.1. Три этапа европейской субъективности В задачи, стоящие перед первой частью первой главы, не входит дать завершенную картину каждого из трех этапов метафизики Запада (сама дифференциация которой остается в известной степени гипотетичной). Проблема состоит несколько в ином, скорее в экспликации в каждой из эпох тех структур, которые свяжут все три эпохи воедино. И коль скоро темой диссертационного проекта является исследование истории субъективности, то крайне важным является привязка «эпохальных» структур к самой структуре субъективности. Что и как обуславливает единство этой историко-философской серии – космоцентризм – теоцентризм – антропоцентризм? Где и когда произошел тот раскол, диахроническая экспликация которого протянулась на три этапа европейской культуры – Античность, Средневековье, Новое Время? а) Античность. Природа. Пространство. По распространенной классификации мир античной Европы принято характеризовать понятием "космоцентризма". К сожалению, в силу исторической отдаленности представление об античном мире является наиболее смутным. Но, к счастью, мы можем с непосредственной ясностью соприкасаться с дошедшими до нас памятниками культуры. Данным очерком не ставится задача детально и подробно охватить античный мир – этот европейский остров в океане мирового язычества, достаточно выявить его наиболее характерные черты. Представление об античном космосе проделало в своем бытии своеобразный генезис, который обладает внутренней связанностью в последовательности, серии – мифос, поэзис, логос. Феноменами таких сущностей, соответственно, становится ритуальное жертвоприношение и сущностно с ним связанный миф, ритуализированное театральное действие, проводниками которого являются поэт и актер как "жрецы Диониса", и, соответственно, изреченное устами поэтов и мыслителей слово-логос о бытии, которое слагает, связывает волнение сущего. И, сообразно с этими вехами развития, последовательно проводится анализ античного мира. Первое, чем поражает античный мир, это отношение к миру как дому. "Кормящая природа" тесно связывается греками с образом матери,
которая представляет для маленького ребенка весь мир. В данном случае и в
этом смысле наиболее исчерпывающей является феноменология А.Ф. Лосева,
который в полной мере в своих многочисленных трудах описал "материнские"
характеристики греческого космоса, уже далее переходящих в "пластичность" и Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |