![]() |
|
|
История формирования субъективности (структурно-феноменологический анализ)p> В процессе конфликта желания и долга складывается парадоксальная ситуация. Напряжение желания возникает в за-зоре между «требуемым» как подлинной целью и символическим («найденным») объектом. Мера этого зазора есть радиус округи закона. Чем ближе желание к цели, тем дальше представляющий ее объект. Интенсивность желания и экстенсивность закона - коррелируемы. Высота вертикальной оси определяет меру напряжения желания, а проекцией этой высоты является радиус окружности закона, широта которого являет меру действенности закона. Спор высоты желания и широты закона ведется вокруг центра их разделяющего. Ситуация неразрешимая. Чем выше напряжение желания, тем шире разрешение закона, и наоборот. Вертикаль желания стремится к нулевой точке, горизонт закона выпрямляется к бесконечной прямой. В конечном итоге Фрейд выводит диалектику желания за пределы
биологически понимаемой телесности, придавая желанию трансцендентальный
характер, которым отмечен режим функционирования языка. Как неоднократно
замечает Лакан, только недоступность лингвистических тестов Ф. де Соссюра, Психоанализ полностью вписывается в новоевропейскую традицию субъект-
объектной оппозиции, фундируя ее в схеме половой поляризации, где мужское
совпадает с субъектным, а женское – с объектным, ибо «мужское включает
субъект, активность и обладание пенисом, за женским остаются объект и
пассивность»[219]. Оппозиция субъекта и объекта остается значимой на всем
протяжении теоретического пути Фрейда. В выдающейся по своей философской
значимости работе «Отрицание» (1925), Фрейд делает крайне важные замечания
по аналитике субъект-объектного конфликта. Во-первых, он обнаруживает
раздвоенность Я на Я удовольствия (Lust-Ich) и Я реальности (Real- «Самосознание» классической субъективности распадается в психоанализе на три режима идентификации, последовательно располагающиеся друг за другом. Причем каждому режиму соответствует определенная телесная симптоматика. Аналитике этой симптоматики посвящены все «Три очерка о теории сексуальности». Подчеркнем ее главные пункты, наложив доэдиповы фазы на эдиповские. Материнская идентификация связана с фиксацией на оральном; отцовская идентификация – с фиксацией на анальном. И, наконец, самоидентификация, в которой субъект обретает мнимую идентичность, фиксируется на гениталиях как своего рода фокусе. Надо думать, что фиксация на этих зонах – это след, симптом идентифицирующего вытеснения. То есть, вытеснение отцовского симптоматизируется в анальном, вытеснение материнского – в оральном. Субъект парадоксальным образом проходит путь идентификации: он обретает нечто тем, что его замещает, фетишизирует[224]. Материнская идентификация жестко связывается Фрейдом с мазохизмом, характеризуемого отклонением (Verleugnung) факта кастрации материи и фетишизацией материнского фаллоса. Отцовская идентификация соответствует садизму, с присущим ему чувством стыда и вины, а также страха быть кастрированным в наказание за онанизм. Мы видим, что Я на этих этапах раздвоено на материнское и отцовское,
причем эта бинарность играет роль диалектической пары. В процессе отцовско-
материнской идентификации индивид обретает пол. Идентификация есть Генитальное венчает идентификационное восхождение Я именно тем, что
мнимо уравновешивает «пре-генитальное» колебание. Но эта стабилизация, В работе «Недовольство культурой» Фрейд описывает классическую идентификацию термином «обособление» (Absonderung), когда Я постепенно выделяет себя из изначального единства Я и мира («…urspruenglich enthaelt das Ich alles…»[226]) в режиме уточнения остатка (Rest) от вычитания мира из Я. Надо ли говорить, что инстанция задающая ход и направление этой тенденции вычитания как отрицательной идентификации есть Оно. Оно, относительно которого децентрировано Я, задает различие номинальной и наличной идентификаций, совпадающих с основными функциями классического субъекта познания. Понятийное представление, чьей сферой является идеальное, соответствует в психоанализе «отцовской» идентификации как номинальной или именной идентификации. Предметное представление, находящееся в сфере реального, соответствует «материнской» идентификации как наличной или лицевой идентификации. Самосознание субъекта предстает в психоанализе как функция компромиссного «примирения» нарциссического желания, коренящегося в Оно, и реальности, чьи границы совпадают с пределами Сверх – Я. Такое примирение находит выражение в символе. III.2. Диалектика Имени и Лица Промежуточным звеном между структурной аналитикой субъект – объектной оппозиции и психоаналитической диалектикой пола является диалектика имени и лица. После того, как структурная лингвистика открыла статический принцип бинарной оппозиции и динамический принцип чередования крайностей как две фундаментальные основы функционирования языка в качестве матрицы любой знаковой системы, пронизывающих всю иерархию внутриязыковых отношений от бинаризма элементарных фонем до отношений между членами предложения, структурный психоанализ Лакана интериоризировал принцип бинаризма и принцип регулярного обмена между противоположными элементами психоаналитическим принципом гендерной дифференциации. При переходе от Эдипа фамилиального к Эдипу индивидуальному, основой которого является бисексуальность, выясняется, что различие функций имени и лица как половое различие имманентно сознанию, то есть, фамилиальный Эдип суть экспликация внутреннего или трансцендентального Эдипа. Структура трансцендентального Эдипа состоит из различия двух противонаправленных функций - центростремительной функции мужского и центробежной функции женского. Это различие центрируется вокруг функции воображаемого синтеза как функции фаллической сигнификации. Так устанавливается кодетерминация двух функций - функции мужского имени и функции женского лица, которые находятся в режиме диалектического обмена. Между ними происходят те же перипетии, что и в гегелевской диалектике понятия и предмета, - то имя не соответствует лицу, то лицо не соответствует имени. Речь идет о той же самой диалектике, только психоанализ – гегельянство со знаком «-». Ставшие фундаментальным принципом структурного психоанализа слова Язык и телесность «устремляются навстречу друг другу», но место их встречи поистине воображаемо. Язык и телесность возникают синхронно, и акту их совместного возникновения не способствуют ни биологические инстинкты, ни культурные «интуиции». Именно этот акт становится определяющим как в истории языка, так и в истории человеческой телесности, делая язык - идеальной схемой родового процесса, а существование человеческого рода воплощением языка как его реальности, в которую включается, по замечанию комментирующего Лакана Э. Джонса, все, что «имеет отношение к собственному телу, к отношениям родства, к рождению, к жизни и к смерти». Язык, означающий Имя и олицетворяющая Лицо телесность являются участниками диалектической игры, которая образует историю субъекта, игры, которая основывается на изначальном неравноправии ее участников, где привилегированное значение принадлежит функции Имени. И это привилегированное значение случайным образом наследуется функцией фаллоса как каналу «субстанционально бессмертной зародышевой плазмы», то есть спермы, непрерывность потока которой выступает гарантом идентичности. Имя, подменяется семой, знаком. Ставкой, сделанной в игре имени и лица, является постоянство непрерывности, то есть бессмертие. Движение вдоль вертикальной оси идентификации есть «извлечение корня»
как семантического центра слова. Задача такого укоренения - преодоление
текучести, изменяемости «лица» предметного горизонта центрированием его. «Чтобы освобожденный от своего утилитарного назначения символический объект стал освобожденным от «здесь и теперь» словом, изменение должно произойти не в качестве его материи (звуковая она или нет - неважно), а в том неуловимом бытии его, где символ обретает постоянство концепта. Посредством слова, которое, собственно, уже и есть присутствие,
созданное из отсутствия, отсутствие само, в тот начальный момент,
постоянное воспроизведение которого различил в игре ребенка гений Фрейда,
начинает именоваться. И вот из этой модулированной пары отсутствия и
присутствия -. . .- и рождается та вселенная языкового смысла, в которой
упорядочивается вселенная вещей»[227]. Первый факт именования отсутствия
констатируется в зазоре между именем, которого еще нет, и лицом, которого
уже нет, в качестве «есть» в суждении «имя есть лицо», т.е. «есть» как
присутствие отсутствия различает «имя», которое еще надо вспомнить, и Отношение имени и вещи, являясь основой истории субъекта, претерпело
значительную трансформацию в длинном ряду перерождений, не потеряв, правда,
при этом самого главного - центра различия между ними: от первых слов Дьявольская игра означающего и означаемого делает значение преимуществом, наделяя анонимного и безличного Другого как центр разницы абсолютной властью. И первичным имуществом человека становится Я - концепт,
репрезентирующее свою изъятость из Бытия. Я - концепт, хранящий человека от
превратностей судьбы, что бы не происходило вокруг, как бы этот круг не тек
и не изменялся, центр этого круга останется неизменным, (« мне все равно»,
говорим мы), ибо Я уравновешивает «все» вокруг него происходящее; уравнение Чем точнее самоопределение Я, тем шире горизонт различий, это соотношение ставит субъекта в неразрешимую ситуацию. Тождество центральной позиции Я и объективного горизонта как генеральной цели воли субъекта исключительно воображаемо, это тождество – «трансцендентальная иллюзия» - обосновывающее трагическое противоречие: чем точнее саморазвитие, самоопределение субъекта, тем шире горизонт различий, значит, тем интенсивнее желание субъекта по достижению сигнификационного эквивалента сущего, основанного на воображаемом тождестве знака и объекта. «Структурно-психоаналитическая» диалектика Имени и Лица - это вариация
на тему классической проблемы трансцендентальной философии. Аналитика Имени
суть лингвистический анализ, который у Канта присутствует как В основе функционирования языка лежат принципы центростремления и
центробега как сгущения и смещения в виде идентификационного
центростремления к отцу и интеграционного центробега к матери. Так,
механизм словосочетания регулируется генеративным принципом, то есть тем
же принципом, который лежит в основе процесса порождения. Генеративный
принцип конституирует субординацию подчиняющей и подчиняемой сторон
синтагмы. Грамматическими реляциями такой субординации являются склонения
по родам, числам, падежам. Падеж есть, буквально, падение, от-падение,
отклонение пассивной стороны относительно активной. Способ падежа как
отклонения называет способ от-падения, будь то «именование», «рождение», Способ образования сложных предложений из простых регулируется тем же
генеративным принципом, который осуществляет их связь посредством
конъюнктивных и дизъюнктивных союзов. Причем, если функция конъюнктивного
союза “и” конституирует синхронный порядок, то функция дизъюнктивного союза В работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» Фрейд говорит: Выстраивая взаимоотношения речи и языка, Лакан совершенно не случайно
проводит аналогию с оптическими явлениями. Лингвистика и оптика, отличаясь
друг от друга как небо и земля, испытывают диалектическую нужду друг в
друге. Оптические явления – это единственный способ представить явления
лингвистические, потому что по своему определению главная функция оптики –
представлять. Какова же схема соотношения речи и языка, если спроецировать
ее на оптический план (а другого, собственно и нет)? Во-первых, «речь
подобно свету, распространяется по прямой линии»[229], то есть, прямые лучи
или «радиусы» речи перпендикулярно направляются к периферии, попадают на
горизонт, и, способ такого падения мы называем проекцией; горизонт в данном
случае есть ни что иное, как «стена языка»[230], экран. То есть языковый
объект возникает в месте пересечения или интерференции радиального луча
речи и горизонтальной линии языка. Язык выполняет роль зеркала речи,
поэтому отношение речи и языка суть «зеркальное соотношение, в силу
которого то, что относится к собственному Я, воспринимается и усваивается
не иначе, как посредством другого, который поэтому навсегда и сохраняет для
субъекта свойства Urbild'a и прообраза собственного Я»[231]. «Держание
речи», как удержание своего места в мире во имя непрерывной идентификации
возможно только благодаря другому как объективирующему отражение речи от Речь, как поперечная волна распространяется в направлении, перпендикулярном к горизонтальной плоскости языка, волна которого последовательно распространяется вдоль линии горизонта, с которым он собственно совпадает. Речь постоянно стремится замкнуть язык. Но чем язык замыкается, тем же
самым он снова и снова размыкается появлением нового слова, возникающим на
месте вытесненного объекта. Всякая речь - это «речевой оборот», в котором Отсутствие и наличие различия предельно формализуется в оппозиции нуля
и единицы, что позволяет говорить Лакану о математизации символической
формы как таковой: «Математизированная форма, в которую вписывается
открытие фонемы как функции парных оппозиций, образованных наименьшими
доступными восприятию различительными элементами семантики, приводит нас к
основам позднейшего учения Фрейда, усматривающего субъективные источники
символической функции в огласовке присутствия и отсутствия»[235]. Парность различительных признаков означает также то, что оба строго
содействуют друг другу, ибо «коммуникативная релевантность различительных
признаков, основанная на их семантической значимости, исключает любые
случайные явления в их структуре»[236]. И когда Ф. де Соссюр говорит о Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |