![]() |
|
|
История формирования субъективности (структурно-феноменологический анализ)p> Теорией экономического символа и денежного знака Маркс предвосхитил структуралистскую теорию означающего. Капитализация в функции экономической символизации, помимо того, что снимает вещь, труд и время труда, создавая тем самым возможность их сохранения и накопления[150], по сути конституирует качественно новый горизонт экономической действительности, в который отныне инсталлируются люди, их труд и производственные отношения. И силой конституирования такого экономического горизонта (чьим прямым потомком является "общий рынок" с универсальной валютой, условной денежной единицей) является покупательная сила или способность[151] денежной единицы; отношения экономического поля и экономической единицы постулируются законом: чем интенсивнее денежный знак, тем экстенсивнее зона интегрированных вокруг этого знака объектов. Универсальность знака интеграции обуславливает систематизацию, синтез и гомогенизацию поля интеграции. По сути, та же ситуация, что и с языком, только вместо словесного знака - знак денежный. Вспоминается кантовский пример со 100 талерами, но в ином качестве: зачем иметь вещь налично, если достаточно иметь деньги, на которые эта вещь может быть приобретена и произведена. Сам факт капиталистической объективации временного модуса возможности, сущностно соотнесенной с необходимостью, указывает на сущность логического значения, явлением по отношению к которому выступает экономическое значение, а именно, логическое значение в своей интенсификации. Снимаемое бытие сигнифицируясь, обращается в ресурс. Мир предстает как символ отложенной жизни.Марксова схема субъективности представляет человека как связь трудовой функции и ее символизации в стоимости посредством опредмечивания вещи в товар. Тем самым возвращая в себя понятие ценности как таковой, символическая значимость выступает как инстанция всех обменных процессов политической и экономической действительности, а также как условие и центр социальной интеграции в ее всеобщности и универсальности. Сама инстанция обмена, коррелируемая с разделением труда, теряется в тумане матричного по отношению к последнему разделения полов или полового различия, в котором один изначально предстает как идеальная стоимость, а другой - как реальный товар. II.3. Ницше: субъект воли к власти и генеалогия морального ресентимента Феномены культуры, которые принимались Гегелем чередой И Гегель, и Ницше по-разному говорят об одном и том же. Гегелевский Прежде всего властное определение мира распадается на ряд культурных феноменов - наука, искусство, религия, новоевропейское общество, живущее в режиме секуляризированной морали. Все они по-разному производят властную символизацию мира: наука схватывает его в понятии, искусство производит его в художественный образ, религия делает предметом культа. Причем такое символическое опосредование мира определенным образом изменяет существо и самого проводника символизации, то есть человека. Инициатором “ресентиментальной” эпохи Ницше считает Сократа, а с ним
сократически-христианское, которое перечеркнуло всю прекрасную трагичность
досократической Греции. В работе “Рождение трагедии из духа музыки” дан
проникновенный и точный (насколько позволяет мифо-поэтическая терминология Образу Диониса приписываются следующие характеристики: он - причина Затем Ницше проводит деление художников на “аполлонических художников
сна” и “дионисических художников опьянения”, выстраивая различие Для уточнения существа метафор аполлонического и дионисического приведем еще два замечания: “аполлоническое сознание, пожалуй, лишь покрывало, скрывающее от него этот дионисийный мир”[156]- “действительная цель прячется за образом химеры”. Для придания терминологической строгости мифопоэтически вольному языку Ницше, необходимо проделать ряд интерпретационных шагов, собственно, сделать перевод. В известной степени аполлоническое соответствует понятию
символического. То, что представляет собой “аполлонический порядок”, есть Канализируемая контуром воображаемой перспективы воля, волящая власть, проецируется на периферию прямоперспективной округи сущего, которую стремится подчинить своему господству, чтобы затем снова интроецироваться в себя, но уже на принципиально новом уровне. Воля, в которой уже имплицитно находятся и сознание как особый режим воления, и эстетическое воображение, проецирует на периферию своего горизонта символические объекты, которые служат ей лишь отражением, ибо в сущности волит она исключительно самое себя, но ее цель как воображаемый центр постоянно расширяющегося символического остается не достигнутой. Общим местом стало указание на то, что Ницше предвосхитил психоанализ. После некоторой реконструкции ницшеанства, становится очевидной близость тенденций Ницше и структурного психоанализа Лакана. Имагнитивно- символическая структура - это парафраз дионисийско-аполлонической схемы. И та, и другая конструируют трансцендентальную структуру, в которой Бытие преломляясь, распадается на Слово и Образ. Совершаемый Ницше и Марксом переворот, учреждающий приоритет Совпав с символическим солнцем европейской метафизики, достигнувшем
своего зенита, Ницше способен ретроспективно бросить генеалогический взгляд
назад в Начало, Urspung и Herkunft, прозреть ту «истину», которая «делает
возможным знание, которое, однако, вновь ее закрывает, не переставая в
своей болтливости, не признавать ее»[159]. Здесь Ницше открывает различие
между «истиной вещей» и «истиной дискурса»[160]. Констатация этого различия
требует титанического усилия, поскольку вся история во всех своих
проявлениях, от глобальных проявлений и тенденций, до незначительных
фактов, направлена на то, чтобы скрыть лежащее в ее основании заблуждение,
прикрыть своим грузным "телом" ее источающее начало, маскируя в дискурсе
преступление, причем находящегося на основании, этим преступлением
созданным. В своем генеалогическом синтезе, который в "возвратной
рефлексии" возвращается мыслью к истоку, Ницше выступает преемником
гегелевской мысли, правда только по форме, по «маске», ибо вместо
классического, то есть гегелевского содержания, под «маской» - «лицо
другого». Исток не точка стабилизации и не пункт исторического гомеостаза,
напротив, «поиск истока ... растревоживает то, что мыслилось неподвижным,
он дробит то, что полагалось единым, он показывает гетерогенность того, что
мнилось пребывающим в согласии с самим собой». Исток - это «безместье», он Проницательный текст Мишеля Фуко, посвященный "Ницше, генеалогии,
истории", задается вопросом о тех аутеничных «Entstehung” и «Herkunft”,
которые мотивируют "Wirkliche Geschichte" в генеалогической реконструкции Ресентимент в "Генеалогии морали" Ницше функционирует в той же функции
идеальной формы, в какой выступает в качестве "товарной формы" стоимость в
политэкономической аналитике Маркса[165]. Но это не только принцип
символической оценки и структура управления; ресентимент является
инстанцией сущностной подмены, замещения, симуляции бытия. То есть,
моральный ре-сентимент - это принцип моральной ре-флексии, «отражения» в
смысле «отражения удара» - ресентимент есть отражение бытия, его Таким парадоксальным образом ресентимент совмещает различность и уравновешенность. Проявлением этих взаимопротиворечащих элементов ресентимента являются два измерения: вертикальное - оно фиксирует «ранговый порядок» сущего, и горизонтальное, которое интегрирует все в гомогенную, однообразную плоскость мира. Тем, что ресентимент ранжирует сущее, наделяя его «большей» или «меньшей» ценностью, он лишает его самобытности, выделяя из него бытийное содержание и наполняя его своей собственной пустотой. То есть, ресентимент стремится учредить себя как основание и цель мира, его задача - заместить собой бытие. Форма ресентимента , постоянно уточняясь и «сублимируясь» в своем стремлении к Ничто, никогда не приходит в тождество с собой и постоянно нуждается в ином; она движется, всегда «ускользая» от бытия. В конечном итоге ресентимент сводится к тупому, упрямому настаиванию
на своей голой самости, на своей совершенно пустой идентичности, на своем
от-личии от другого, на раз-личии Я от Ты, на не-Ты. Как говорит К.А Ресентимент как форма бесконечного и непрерывного зацикливания Я на
самом себе, представляет собой принципиально разомкнутый, разорванный круг,
который может приближаться к своему замыканию лишь асимптотически,
поочередно оставляя, теряя то один, то другой конец этого круга в другом. Нигилизм, ресентимент, морализм -вот чем Ницше характеризует субъективность. Волящий власть и в ней волящий самого себя субъект, интенсифицируя свое «внутреннее» за счет «убийства Бога» и экстенсифицируя свое «внешнее» за счет все более покоряемой природы, приходит в крайнее неистовство своего бесконечного стремления к Ничто. II.4. Гуссерль: субъект времени и интерсубъективный символ в функции темпорализации В феноменологии Эдмунда Гуссерля классическая модель
трансцендентального субъекта достигает свое полное завершение (правда,
только в той мере, в какой она отвлекается от неимплицируемой вовнутрь
субъективности трансцендентности), окончательно реализуя два великих
проекта Нового Времени – cogito Декарта и априоризм Канта. (По сути, Но, несмотря на «классичность» автора феноменологии, его с полным правом можно отнести к мыслителям переходного периода, поскольку Гуссерль вводит в структуру субъективности аспект темпоральности, благодаря чему субъективность понимается в неразрывной связи с временностью, вплоть до полного совпадения структур субъективности и темпоральности. Трансцендентальное Эго образует место, которое центрирует собой
универсальный горизонт сознания. Я является источником предикатов объектов,
которые составляют этот горизонт. Трансцендентальное Я[169], как функция
синтезирования, связывает в единство дифференцировано распределяемые по
периферии объекты, в горизонтальное единство, но объекты также являются
единичностями, «сингулярностями», синтезированными «интенциональными
актами». Между Я, центрирующим объективный горизонт, и его периферией
существует связь как интенциональность или направленность, которая
существует в двух режимах – прямой направленности на объект («объективная
ориентация») и обратной направленности как рефлексии в трансцендентальное Поскольку «восприятие и воспринятое образуют … неопосредуемое
единство», то интенциональность есть ключевая форма связи "сознания и
вещности», причем как имманентной связи. Но важно понимать, что
интенциональность инстанцирует не тождество, но связь как корреляцию, - «…
восприятие и вещь восприятия – хоть в своей сущности и взаимосопряжены друг
с другом, однако с принципиальной необходимостью не едины и не связаны
реально и по своей сущности друг с другом». Введением вовнутрь сознания или
импликацией связи между восприятием и воспринимаемым, Гуссерль наследует
трансцендентальный схематизм кантовского толка, существенно его уточняя:
точно так же, как восприятие по Гуссерлю проходит через двойное
опосредование бинарной структурой, также у Канта вещь опосредуется
конституируемой трансцендентальным воображением структурой, состоящей из Движение сознания начинает со «сдвига» с естественной установки на
феноменологическую установку. Фе оменологическая редукция как выключение
внешнего мира есть центростремительное движение сознания «внутрь»,
доходящее до «трансцендентального солипсизма»[171] и достижения «чистого Я»
как архитектонической вершины сознания в процессе идентификации. После чего
сознание центробежно снова интегрирует в себя весь мир, обосновывая «бытие-
как-сознание». Имплицируемый внутрь сознания мир структурируется двумя
полюсами – центром чистого Я и периферией чистого горизонта. В своем
движении по центральной вертикали оси, сознание синтезирует форму
единичного объекта, и, значит, вертикальный план – сфера того пассивного
синтеза, топически характеризуемого как обратный и внутренний. Структура темпоральности[172] также характеризуется двумя основными
модусами и центральной точкой их пересечения, опосредствования. Первый
модус выступает как горизонтальный поток трансцендентных временных
объектов. Будучи непрерывным, он представляет «гераклитов поток феноменов». Но вертикальная и горизонтальная непрывности суть разные
непрерывности. Если горизонт – непрерывен диахрониччески, то вертикаль –
непрерывна синхронически. Единичный объект схватывается в результате Все три соучастника временной структуры тесно коррелируют, но не
совпадают, ибо их совпадение сделало бы работу «машины времени»
невозможной. Точка «праимпрессии» как точка-теперь связывает вертикаль
ретенции, «уже»–вертикаль с горизонтом протенции, «еще»–горизонтом. Режим
их взаимодействия подобен работе маятника: «уже» – вертикаль в модусе
синхронизирующей импликации набирает определенную высоту и переходит через
точку «теперь» в «еще»-горизонт, который в модусе диахронизирующей
экспликации развертывается в определенную широту. Позволим уподобить время
наглядной метафоре: представим себе зеркальную гладь озера, соответствующую
состоянию до-феноменального мира. Вдруг в середину этого озера падает
камень, хотя центр означается самим фактом падения, до падения этого камня
его, очевидно, не было. Затем от центра к периферии начинает катиться
волна, которая, достигая берега, отражается от него и возвращается назад. Дело в том, что проекция вертикали на горизонт дискретизируется, выделяет, вычленяет единичный объект в его синхронности, наделяя его поперечной или радиальной непрерывностью, т.е. вертикальная непрерывность строго перпендикулярна непрерывности горизонтального потока. Получается, что с точки зрения горизонта, единичный объект дискретен, а с точки зрения вертикали - непрерывен, континуален. Но одновременно с тем, как единичный объект идентифицировался функцией проекции вертикальной оси и синхронизировался, он интегрируется функцией горизонтального потока в диахронический порядок единства объектов. Таким образом, функция времени организуется диалектическим противостоянием вертикали непрерывной единичности и горизонта непрерывного единства. Каждая из функций стремится в режиме синхронизации замкнуться на самой себе; способ синхронизации горизонта есть интеграция. Но то, что выступает как основание их деятельности и есть источник дестабилизации и сущностной дисгармонии между горизонталью и вертикалью. Ибо и горизонтальная диахроничность, и вертикальная синхронность коренятся в общей для них инстанции как центре различия между ними. То, что символически организует баланс, симулирует их равенство, реально вносит различие, на деле осуществляет их «принципиальное неравенство» и сущностную асимметрию. Центр различия, символически опосредуя их тождество, реально центрирует их различие. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |