рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Кандидатский минимум по философии

Субъективно чел действует свободно, но на самом деле все, что он

дел., делает через него бог.

Схоластика. Гл. направление в разв ф. среднев. Она преподав в

школах и университетах. 3 периода: 1.ранняя схол.(9-12в) 2.период

хрелости(13в) 3.упадок (14-15в) Центр. вопрос - о отношении знания к

вере. Считалось , что истина уже дана в библ. текстах и необходимо

правильно истолковать их. Т.к. б. тексты отличались иносказательным

хар., то для их толкования требов. изощренная логика.

Одним из важных ф. вопросов, был вопрос об отношении общего к

единичному. Спор по этому пов. известен как спор о универсалиях, т.е

о прир. общих родов и понятий. Сущ. 2 основных решения этого вопроса.

1.общие роды (унив.) сущ. реально, независимо от чел. -

реализм.(Иоанн Скот Эриугена, Фома Аквинский) 3 вида сущ.

универсалий: (троякость существования) “до вещей” в бож. разуме, “в

самих вещах” как их сущность или формы и “после вещей” - в чел.

разуме как р-т абстракции. - умеренный реализм ( сущ и крайний реал.

- общее сущ. только вне вещей -Ансельм). П. Абеляр - сущ. только

един. вещи. Но они могут быть сходны между собой, на этом сх. и

основ. возможность универсалий. Когда мы утверждаем что-то по отнош к

многим вещам, наше утвержд. относится не к вещ., а к слову (это

номинализм). Но наряду с этим он предпол. реальность общих понятий в

уме бога. Это образцы по кот бог творит вещи.

2.Универсалии не сущ. реально, незав от челов. Они суть только

имена.(Росцелин). Сущ. только индивидуальное и только оно может быть

предм. познания. - номинализм. Представитель Уильям Оккам. Задача

знания - постижение частного, единичного. Общее сущ. только в уме

чел.. В самих вещах нет ни общего ни единичного. И то и др. присуще

только нашему способу рассмлтрения одной и той же вещи. Для

объяснения перехода мысли к общему О. вводит понятие интенции, т.е. о

направленности мысли, о лог. и псих. актах или знаках. Все общие

понятия - это знаки, логически обозначающие многие объекты.

Главные представители схол. Альберт Больштедский, Фома

Аквинский, Дунс Скот и Раймунд Луллий.

А.Б. - 13в. Проводил иссл. в науках о прир., защищ. ф. против

богословия. В вопр. о универс. - умереный реалист (см. п.1)

Отношение между верой и разумом - некот. догматы непостижимы для

разума, например о 3 лицах бога.

Ф.А.(1225-1274). Осн. цель отработка основных догматов хр.

вероучения в формах здравого смысла. Опираясь на позднаго Арист.

канонизировал хр. поним. соотношения идеального и матер. как соотн.

изначального принципа формы с неустанововш. принципом

материи.(слабейшим видом бытия). Слияние первопринципов формы и

матер. рождает мир индив. явлений. Душа чел. ксть формообраз принцип,

однако свое полное индив. воплощение она получает только при соедин.

с телом.

Так был разрешен один из самых острых вопр. хр схол. Схол

должна была истолковывать свое отнош. к материии т.к. Иисус Христос

был явлен в виде челов., т.е объединил в себе бож.(идеал) и чел.

(матер) природу. Этот факт не давал возможности трактовать мат. как

ничто (чего требовал догмат о творении мира из ничего). Поэтому

квалиф материи Ф.А. с пом. целой системы утонченных расуждений в

качестве “слабейшего вида бытия” была воспринята церковью как выход

из тупика.

Важн значение имело учение о различии сущности и

существования. Они совпадают только в боге. Существов. выше сущности,

относится к ней как действительность к возможности.

Док-во сущ. бога. Каждоя явл имеет причину. Поднимаясь по

лестнице причин мы приходим к необходимости сущ. бога - верховной

причины.

10. УЧЕНИЕ Ф. БЕК0НА О ПОЗНАНИИ И НАУКЕ. (НОВ.ОРГАНОН)

Первым ф. , сознательно поставившим перед собой задачу

разработки научного метода на основе мат. понимания природы, был

Ф.Бэкон (1561 - 1626). Естествознание - истинная наука, а физика,

опир. на чувств опыт - важнейшая часть естествознания. Чувства

непогрешимы и есть источник всякого знания. Наука есть опытная наука

и состоит в применении рацион. метода к чувственным данным. Индукция,

анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент суть главные условия рац.

метода. Главный труд - “Новый Органон”. В этом произвед Б.

сознательно противопоставляет свое понимание науки и ее метода тому

пониманию, на кот. основан “Органон” Аристотеля.

Б. различает 2 вида опытов: 1. “плодоносные” - цель -

принесение непоср. пользы человеку 2. “светоносные” - цель не

непоср. польза, а познание законов и свойств вещей

Предпоылка преобраз науки - критика всей сущ схол. и сомнение в

истинности всего, что до сих пор казалось истиной. Однако сомнение

лишь средство нахождения дороги к истине. Недостоверность известного

доселе знания обусловлена ненадежностью умозрительного метода

умозаключений и доказательства. Первым условием реф. науки явл.

усовершенствование методов обобщения - индукции. Следующим шагом

должно быть очищение разума от заблуждений. Б. различает 4 вида таких

забл. или идолов - рода, пещеры, рынка , театра.

Идолы рода - преп, обусл природой человека. Чел судит о прир по

анаогии с собственными свойствами. Отсюда возник телеологическое

представление о природе, ошибки, проистекающие из несовершенства чел

чувств, под влиянием различных желаний, влечений.

Пещеры - ошибки, возн. вследствии субъект предпочтений,

симпатий, антипатий ученых: одни больше видят различий между

предметами, др. - их сходства. Одни склонны верить в непогреш

авторитет древности, др, наоборот, отдают предпочтение только новому.

Рынка - преп, возник вследствии общения между людьми

посредством слов. Но во многих сл. значения слов были установлены не

на основе познания сущности предмета, а на основе сов. случ

впечатления от этого предмета.

Театра - преп, порождаемые некритически усвоенными ложными

мнениями. идолы. т. не врождены нашему уму? они возникают вследствии

подчинения ума ошиб мнениям.

Знание видов препятствий позволяет избежать ошибок. Однако это

знание лишь отриц. сторона зад. создания научного метода. необх также

полож учение о методе исследов. В истории науки четко выступают 2

пути или метода иследов: догматический и эмпирический. Догм метод

начин с общих умозр положений и стрем вывести из них все частн

случаи. Догматик похож на паука, кот из самого себя ткет паутину.

Уч, следующ эмпир методу похож на муравья, кот беспорядочно

тащит все, что ни попадется ему на пути. Истинный метод состоит в

умственной переаботке материалов, кот доставляет опыт.( пчела)

До сих пор открытия делались случайно. Их было бы больше, если

бы исследов. были вооружены прав методом. Метод - это путь, главное

средство исл. К нему относятся орудия, соверш. способность нашего

восприятия, и орудия, соверш. саму челов мысль. Науку расширяет не

пассивное созерцание, а эксперимент, т.е активное испытание природы.

Главное условие прогресса знания - совершенствование

способности умозаключения, важнейшей формой кот. является правильная

индукция. До Б. фил, писавшие о индукции обращали внимание на те

случаи, кот подтверждают доказываемые или обощ. ими положения. Б.

подчеркнул значение тех случаев, кот. опровергают обобщение,

противоречат ему. Это так назыв. отрицательные инстанции.

11. РЕНЕ ДЕКАРТ - ОСНОВОПОЛОЖНИК РАЦИОНАЛИЗМА (РАССУЖД. О МЕТОДЕ)

Родился в 1596 г во Фр. в семье дворянина. Служил в армии.

Много путешествовал. Долгие годы жил в Нидерландах, где занимался

научной деятельностью. В 1649г. переселился в Стокгольм, где и умер

в 1650г.

Осн. черта ф. мировоззрения - дуализм. Д. допускает 2

независимых друг от др. первоначала: мыслящую субстанцию и

материальную “протяженную субстанцию”. В границах его физики материя

представляет собой единств. субстанцию, единственное основание бытия

и познания. В то же время в психологии, теории познания, в учении о

бытии Д. - идеалист. В теор позн. Д. объявляет самой достоверной

истиной истину о сущ. сознания, мышления: “Я мыслю следовательно Я

существую”. В уч. о бытии он не тоько признает сущ духовной

субстанции, но и утверждает, что над ними обеими в качестве высшей

субстанции пребывает бог.

Декарт - выдающийся ученый. Он творец аналит. геометри, ввел

метод координат, владел понятием о функции. От Дек. ведет начало

сист алгебраических обозначений. В мех. Д. указал на относительность

движения и покоя, сформулировал з-н действия и противодействия, а

также з-н сохранения полного кол-ва движ. при сооударении двух

неупругих тел.

Д. отождествлял материю с протяжением, или пространством,

считая, что чувств. воспринимаемые качества предметов сами по себе,

т.е объективно не сущ. Выводы из этого : мировая материя

(=пространство) беспредеьна, однородна, не имеет пустот и бесконечно

делима. Сводит все качественное разнообразие прир. явлений к : 1.

материи, тожд. с пространством и 2. к ее движению. Дв. возникает в р-

те толчка. первон. толчек дал бог.

Проблема метода. Д. ищет безусловно достоверный исходный тезис

для всего знания и метод, посредством которого можно, опираясь на

этот тезис, построить столь же достоверное здание науки. За исх пункт

он принимает сомнение в общепринятом знании ( так как такого тезиса

он не нах в схоластике). Это сомнение есть только предварит. прием.

Можно сомневаться во всем, однако само сомнение во всяком случае

существует. Сомнение есть один из актов мышления. Я сомневаюсь,

поскольку я мыслю. Если т.о сомнени - достов. факт, то оно сущ. лишь

поскольку сущ мышление, лишь поск я сам сущ в качестве мыслящего. (Я

мыслю следов. я сущ) Это положение и есть искомая достоверная опора

знания. Этот вывод не тр. логического док-ва, он есть р-т интуиции

ума.

Ясность и отчетливость мышления Д ошибочно объявляет необх и

достаточными признаками всякого достоверного знания. Критерий

истинности знания т.о не в практике, а в челов. сознании.

Мдеализм Д. усугубился религиозными предпос. его системы. В

силу этого для док. реального сущ. мира еобходимо док. сущ. бога. В

числе прочих идей в уме сущ идея бога. Как понятие о сущ.

всесовершенном, идея бога обладает большей реальностью чем все др.

идеи. В причине должно быть по крайней мере столько же реальности

сколько ее нах. в следствии. Т.к. мы сущ и т.к. мысуть следствия

первопричины, то сущ и сама первопричина т.е. бог. Но если всесоверш.

бог сущ, то этим исключается возможность, чтобы он нас обманывал.

Этим обусловлена сама возможность позания.

Возм истины обусловлена сущ. врожденных идей или истин

(предрасположения ума к известным аксиомам и положениям) к кот. он

относит прежде всего мат. аксиомы.

В познании главную роль играет разум - рационализм. Д.

полагал, что источником достоверности знания может быть только сам

разум.

В проц. познания исключ. место отвел дедукции. Исходные

положения - аксиомы. В лог цепи дедукции, след. за аксиомами, каждое

след звено достоверно. Однако для ясного и отчетливого представления

всей цепи нужна сила памяти. Поэтому непоср. очевидные исходные

положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассужд.

дедукции.

Воор. интуицией и дедукцией разум может достич достоверного

знания в случае если будет вооружен методом. Метод Д. состоит из 4

требований: 1.допускать в кач. истинных только такие положения, кот

предсавл. уму ясно и отчетливо, не могут вызвать никаких сомнений в

истинности; 2. расчленять каждую сложную пробл. на составляющие ее

частные пробл; 3. методически переходить от известного и доказанного

к неизв. и недок.; 4.не допускать никаких пропусков в ог. звеньях

исследования.

12. ПРОБЛЕМА СУБСТАНЦИИ В УЧЕНИЯХ СПИНОЗЫ И ЛЕЙБНИЦА.

Бенедикт Спиноза.(материалист) - (1632 - 1677). Родился в

Амстердаме в еврейской семье. Знакомство С. с идеями Дек. привело к

разрыву с иудаизмом. С. был отлучен от общины и вынужден был поживать

в среде сектантов и добывать свой хлеб шлифовкой линз для телескопов.

Умер от туберкулеза.

Основная цель фил. - завоевание господства над внешней природой

и соверш. челов. природы. Развивая эти идеи предшественников он

дополнил их учением о свободе.

С. учил, что сущ лишь одна субстанция - природа, кот является

причиной самой себя. Прир. является с одной стороны природой

творящей, а с др. - природой сотворенной. Как природа творящая она

есть субстанция, или, что тоже самое - бог. Отождествляя прир и бога,

С. отрицает сущ. сверхприродного существа, растворяет бога в природе

и тем самым обосновывает материалист. понимание природы.

Обосновывает важное различие между сущностью и существованием.

В единичных, преходящих вещах сущн. не совп. с существ., но в вечной

и бесконечной субстанции из сущности с необходимостью следует ее

существование. Поэтому бытие бога (или субст) может быть доказано,

т.е существование бога м.б. выведено из понятия о сущности бога

(природы). Бытие субст. одновременно и необходимо и свободно т.к. не

сущ. никакой причины, кот. побуждала бы субст к действию,кроме ее

собств. сущности. Единичная вещь не следует из субст как из своей

ближ. причины. Она может следовать только из др. конечной вещи.

Поэтому всякая ед. вещь не обладает свободой.

От субст. следует отличать мир кон. вещей, или совок. модусов.

Модус это то, что сущ. не само по себе , а в другом. Субст - едина,

ее сущность исключает всякое множество. Модусов же бесконечное

множество. Они относятся к субст как бесчисленные точки, лежащие на

прямой относятся к самой прямой.

Прир. сущ. сама по себе, независимо от ума и вне ума.

Бесконечный ум мог бы постигать беск субст. во всех ее видах и

аспектах. Но наш ум не бесконечен. Поэтому он постигает сущ.

субстанции как бесконечную лишь в 2 аспектах: как протяжение и как

мышление. ( атрибуты субстанции).

Чел как предмет познания, не составл никакого исключения. Чел.

есть существо, кот. модусу протяжеия - телу, соотв модус мышления -

душа. В любом случае человек - часть природы.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716) Закончил Лейпцигский

университет как юрист. Работал придворным историографом и дипломатом.

Старался соединить теоию с практикой. Открыл независимо от

Ньютона диффер и интегр. исчичление, изобрел счетную машину (могла

даже корни вычислять). Изобретал и строил мельницы Насосы. Вопросы

техники и технологии он ставил в связь с принцип вопросами науки.

Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Декарт

свел материальность к протяжению. Л. полагал, что из протяжения могут

быть выведены лищь геометр, но не физ св-ва тел: их движение,

действие , сопротивление... Поэтому необходимо предполагать в субст

такие св-ва, из кот могли бы быть выведены основные физ хар-ки тел.

То, что вещи обладают собств. действием приводит Л. к выводу,

что вещи в сущности силы. Любая вещь - субстанция, следов. число

субст. бесконечно. Каждая субст. или сила есть единица бытия или

монада. Монада - духовная единица бытия, духовный атом.

Число является внешним выражением духовной сущности монады, выр

ее пассивности, ограниченности. Однако пассивность - производный

момент монады. Первичные качества кот - самостоятельность,

самодеятельность. Благодря мон. материя обл. способностью вечного

самодвижения.

Каждая мон одновременно - форма и материя, ибо любое мат тело

обладает опед формой. Форма - нематериальна и представляет

целесообразно действующую силу, а тело - это механ. сила. Поэтому

прир. нельзя объяснять только з-нами механики, необходимо ввести

понятие о цели. Монада есть сразу и основание всех своих действий и

их цель.

Как субстанции монады независимы друг от друга. Между ниим нет

физ взаимодействия. Однако, будучи независимы, мон. не изолированы: в

каждой монаде отражается весь мировой строй, вся совок. монад.

Поэтому Л. назыв м. “живым зеркалом” вселенной.

Т.к. действия м. - это телесные акты, то они подчиняются

природе тела и требуют мех. объяснения, т.е. объясн. через

“действующие причины”. А т.к. действия эти есть действия

развивающейся монады, то они подчиняются природе души, требуют

объясн. при помощи целесообразности, т.е “конечные”(целевые) причины.

Понятие развития у Л. очень широко. В природе все нах. в

развитии. Развитие есть лишь изменение первонач. форм путем

бесконечно малых изменений (нет ни происхождения ни уничтожения).

Отрицает возм скачков или разрывов непрерывности в развитии.

Движ сила развития. В мон. происх непрер. изменение, вытекающее

из ее внутр. принципа. Бескон разнообразие моментов, раскрывающихся в

развитии монады, таится в ней не материально, а лишь идеально, т.е.

как представление.

Т.о. сила, леж. в основе развития всех монад есть сила

представления - перцепции. Представление не отождествляется с

сознанием. Сознание присуще лишь существу, наделенному спос.

самосознания - апперцепци - человеку.

Т.к. способность представл. присуща всем мон, Л. делает вывод о

том, что прир. одушевлена. Мон.Л. не только подобие атома, но и

подобие микроорганизма - это “сжатая вселенная”.

В теор развития Л дает схему перехода неорг. мира в

органический. Мон представляют разл. ступени развития, определяемые

разл. в способности представления. На низшей ступени стоят мон,

обладающие темным представлением (не отличает представляемого ни от

себя, ни от всего остального). Затем мон с смутным представлением

(отличают от всего остального , но не от себя). Высш. ступенб -

отчетливое представление.

Центр понятие теории Л. - понятие о “малых пецепциях”, т.е о

бескон малых разностях между ступенями развив сознания. Отсюда Л.

выводит, что всякое настоящее сост мон. всегда: 1. чревато будущи и

2. обременено всем ее прошлым. Буд. мон. заключено только в ней

самой, и развитие может состоять только в последов. развертывании ее

нач. состояния.

13.ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ДЖ.БЕРКЛИ И Д.ЮМА.

Англия, конец 17 нач 18 в. Идет процесс становления бурж

общества в зап Европе. Распространяются идеи просвящения. В центре

вопр. фил. просвящения стоял вопр. об отнош. знания к вере, об отнош.

нового естественнонаучного мировоззрения к сверхестеств. событиям, о

кот говорило свящ писание. Исория английского просвящения оказалась в

знач. мере историейразвития религиозного своюодомыслия, а идейной

формой этого свободомысл. стал деизм.

Деизмом назыв взгляд на религию как на веру, кот ограничивается

лишь признанием бога в качестве первопричины, первотолчка,

отказываясь отвсех ост положеений религии, КОТ. РАССМАТРИВАЮТСЯ КАК

ПРОТИВОРЕЧАЩИЕ РАЗУМУ.

Вфил.отношении деисты колебались между непоследов.

материализмом и идеализмом.

Джон Толанд. Отвергает неподвижность Спинозовской субстанции.

Мир как целое вечен, но постоянно изменяется. Жизнь и движение

характеризуют не только отдельные вещи, но и субстанцию. “движение

есть существенное св-во материи.., столь же неотделимое от ее природы

, сколь неотделимы от нее непроницаемость и протяжение.” Материя

лежит в основе мышления.

Деизм и религиозное свободомыслие представляли серьезную

опастность для идеологии феод. общества. Именно в это время начинает

работать идейный борец против просвящения Дж. Беркли

Джорж Беркли (1684 - 1753)- субъективный идеилизм. Родился в

Ирландии, дворянин. Окончил Дублинский университет. С 1734 по 1752 г

Б. был епископом.

Б. отбрасывает материалист. исходный пункт ф. Локка и

объявляет ощущения единственной воспринимаемой чел. реальностью. Локк

стремился выяснить метод, посредством которого мы приходим к идеям о

материи и пространстве. Этот метод есть по Л. - абстракция. Б.

пытается всеми доступными средствами доказать , что ум чел. не

способен к образованию опис. Л абстракции. Общая абстр идея

протяжения, или пространства невозможна. Она абсурдна и внутренне

противоречива. То же самое и с абстр. материи. Док-ву этого Б

посвятил “Трактат о началах челов знания” , “Три разговора между

Гиласом и Филонусом”, где он не скрывает, что его главная цель-

борьба против материализма и всех его проявлений в науке.

По Б., в основе понятия о мат.(и о пространстве) лежит

допущение, будто мы можем отвлекаясь от частных св-в вещей,

воспринимаемых посредством ощущений, образовывать отвлеченную идею об

общем для них вещ. субстрате. Но это невозможно. У нас нет чувст.

восприятия материи как таковой. Мы восприн. лишь отдельные вещи и

каждое из этих восприятий есть сумма отдельных ощущений или “идей”.

“мы видим отдельные цвета, а не окрашеную материю”...

Не может быть и общей отвлеченой идеи о материи и пространстве.

Слово становится общим не потому, что оно есть знак отвл. общей идеи,

а потому, что оно способно быть знаком многих частных идей. Ум чел.

может образовывать общую идею о вещи, но не общую отвлеч. идею. Отвл.

идея мат не может прибавить к св-вам вещей ни одного свойства сверх

тех, кот. открываются в них в ощущении.

Учение это- субъект. идеализм. Признается сущ. лишь челов.

сознания, в кот. Б. различает идеи и души. Идеи - это воспринимаемые

нами субъект качества. Души - воспринимающие, деятельные

нематериальные субъекты дух. деятельности.

Идеи- пассивны; это лишь состояния. Души же активны. Б.

пытается доказать, что вещи возникают благодаря восприятию и

исчезают, когда прекращ. восприятие.

Б. путается избежать солипсизма, т.е. вывода о том, что сущ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.