рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Кандидатский минимум по философии

лишена реального содержания. Ф сводит сверхестеств к естественному,

нереальное к реальному - в этом осн черта его антропол метода.

Основой антропол Ф является мат учение о природе. Прир явл

единственной реальностью, а чел ее высшим продуктом. В чел и

благодаря ему прир ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе.

Многообразие явл природы не может быть сведено к общей,

однородной первоматерии. Природа вечна. Возникновение и уничтожение

относятся тоько к отдельным явлениям. Прир бесконечна в пространстве.

“У прир нет ни начала не конци. все в ней находится во

взаимодействии; все относительно. Все одновремено явл действием и

причиной, все в ней всесторонне и взаимно...” Однако эта глубоко

диалектичная догадка не находит дальнейшего развития у Ф.

Ф. отстаивает положение о неразрывной связи материи и движения.

Однако не указывает на качественное многообразие форм движ. материи,

на их взаимопереход. Ф говорит и о развитии, но понимает ее

метафизично.

Пытается преодолеть механисцизм. Он говорит о несводимости

высших форм сущ материи к низшим. Псих акты существенно отличаются от

их физиологич. основы. Единство субъект с объективным, псих с

физическим не устраняет внутреннего различия между ними.

Многообразие чел ощущ. Соотв многообр качеств природы., оно

обусловлено им и принципиально невозможно без него. Поэтому нельзя

противопоставлять содерж чел ощущ качественной определенности чувст-

воспринимаемых явлений. Тем не менее Ф понимание субъекта и объекта

носит антрополог. хар-тер.

Целесообразность в жив и раст мире представляет собой не р-т

реализации внутренне присущей явл цели, а следствие единства мат

мира. Т.о он не отрицает объект целесообразности в жив природе, он

прав указывает на ее относительность.

Т.о ф. учение о природе в целом не выходит за рамки метаф

материализма. Это сказывается, например, в Ф. определ природы: “Я

понимаю под прир совокупность всех чувств сил, вещей и существ, кот

человек отличает от себя, как нечеловеческое... Или , беря слово

практически, прир есть все то, что для чел - независимо от сверхъест

внушений теистической веры - представляется непосредственно,

чувственно, как основа и предмет его жизни. Прир есть всет,

электричество, магнетизм, воздух, вода, огонь, земля, животное,

растение, человек, поскольку он явл существом, непроизвольно и

бессознательно действующим, - под словом прир я не разумею ничего

более, ничего мистического, ничего туманного, ничего теологического”.

Теор познания - сенсуализм. Реальный мир есь чувственно

восприним. действительность, следовательно, лишь благодаря чувств

восприятиям возможно его познание. Чувств восприятие, непоср по своей

природе м.б. также и опосредованным, т.е. давать косвенные

свидетельства относительно того,что мы не видим, не слышим, не

осязаем... Органов чувств, кот обладает чел вполне достаточно для

познания любых явлений. Чувств восприятия в силу своей непосредств

связи с вещами никогда нас не обманывают.

Однако он не включает в свое рассмотрение практическую

деятельность.

Ф признает важную познав функцию теорет мышления и его

способности достичь более глубокого познания действительности. Зад

мышления - собирать, сравнивать различать, классифицировать чувств

данные, осознавать, понимать, обнаруживать их скрытое,

непосредственно не являющееся содержание. “Чувствами мы читаем книгу

природы, но понимаем ее не чувствами”. Мышление носит опосредованный

хар-тер, поэтому то, о чем мы мыслим, не всегда явл объектом

непосредств восприятия. Как же устанавл истинность наших понятий, их

соотв реальной действительности? Путем сопоставл. понятий, теор

выводов с чувственными данными.

Т.о чувственное созерцание - есть критерий истинности мышления.

В общем Ф не понимает сложн диалект связи между чувств отраж мира и

мышлением, его не интересует пробл категорий и логики. Глуб идея

Гегеля о движ теор мышления от абстр к конкретному, овозможности,

следовательно, конкр. мышления осталась чуждой дляФ.

18. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РУССКОЙ ФИЛ. 19 - нач. 20 в.

Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой фил.

Однако специф Р фил во многом складывалась под влиянием социально

културных процессов, происходивших на Руси. Христианизация Р. сыграла

огромную роль в становлении рус. фил мысли.

Первым р мыслителем мир уровня был конечно же Ломоносов (1711 -

1765). - гениальный ученый-энциклопедист.

А.Н. Радищев (1749 - 1802). - отстаивал материалист фил

позиции, считая, что “бытие вещей независимо от силы познания о них и

существует по себе”. Впервые в рус. мысли сиситематически

разрабатывал пробл человека.

Выдающимся рус фил и социальным мыслителем был П.Я. Чаодаев

(1794-1856). Его общефил концепция - дуалистическая. Физ мир построен

из атомов и молекул, т.е. эл-тов материальных, из кот образуются все

тела. Тела сущ в простр, кот есть объективная форма вн мира, и во

времени, кот субъективно. Движ и взаимодействие рассматривалось им в

духе механисцизма, кот, однако, ограничивался миром физ явлений.

Сознание чел не подчин мех закономерностям природы, а явл. р-том бож

творения. Познание по Ч. тоже дуалистично: в обл естествознания

действуют рационалистические и эмпир. методы, а в дух мире, объекты

кот обладают свободой, действует откровение.

Человек есть объективное единство 2 миров - физ и духовного,

как существо свободное, кот в своем истор бытиии подчинено диалектике

необходимости и свободы. На понимании соотношения необходимости и

своб во многом строится и концепция фил истории Ч, связанная прежде

всего с заботой о судьбе России. Здесь его взгляды эволюционировали.

В нач период он считал необходимым тотальное единство рода

человеческого (применительно к Р - единение Р с др народами) Затем

взгляды Ч в отношении судеб Р изменились. Он стал рассм оторванность

Р от мир истор процесса как преимущество, кот позволит быстро

овладеть достиж зап цивилизации, избегнув при этом присущих ей

пороков.

Своеобр направлением в Р фил явились воззрения славянофилов.

А.С.Хомякова (1804-1860) и И.В.Киреевского (1806-1856). В центре их

внимаия нах судьбы Р и ее роль в мир истор процессе. В самобытности

истор прошлого они видели залог всечеловеческого призвания Р., тем

более, что по их мнению, зап культура уже завершила круг своего

развития и клонится к упадку, что выраж в порожденном ею чувстве

обманутой надежды и безотрадной пустоты. Славяноф. развивали

основанное на религиозных представлениях учение о чел и обществе.

Хомяков - учение об иеархической структуре души и ее “центральных

силах”. Киреевский - “внутреннее средоточие духа”. Достиж

целостности чел и связанное с этим обновление общ жизни они видели в

идее общины, дух основа которой - церковь. Первоначало всего сущего -

бог. Истор прогресс связан с отысканием “дух смысла”. Сущность мира

м.б. познана лишь синтезом всех духовных функций чел, так называемой

“Разумной Зрячестью” или “живознанием”, исходное начало кот -

религия.

Материалисты В.Г.Белинский(1811-1848). А.И.Герцен (1812-1870),

Н.Г.Чернышевский (1828-1889), Н.А.Добролюбов (1836-1861), Д.И.Писарев

(1840-1868). Они являлись не только филос теоретиками, но и

идеологами р. рев демократии. Р ф прошли поучительную школу нем клас

фил и Фр просвещения. После глубокого увлечения гегельянством р фил

повернулась в стор мат-ма (не без помощи Феерб), стремясь однако

сохранить диалектичность. Они обосновали принцип единства сознания и

бытия, первичность матер по отнош к сознанию, идею о том , что созн

есть св-во не всей, а только высокоорганиз материи - мозга.

В природе, по Чернышевскому, нечего искать идей: в ней лишь

разнооформленная материя с разнородными качествами, в р-те

столкновения кот и начинается жизнь природы.

Обосновали принцип постояной эволюции общественной истории.

Герцен: природа и челов история вечно и непрерывно изменяются, они

течение, прелив, движение, причем движ происходит посредством борьбы

2 противопол тенденций: возникновения и разрушения. Развитие идет

через противоречия, борьбу нового со старым, отрицанием отжившего

нарождающимся.

Самобытным р мыслителем был Лев Толстой(1828-1910). Подвергая

критике общ-полит устройство Р, Т уповал на нравственно-религиозный

прогресс в сознании чел. Идею истор прогр он связывал с решением вопр

о назначении чел и смысле жизни, ответ на кот должна дать созданная

им истинная религия. В ней он признавал лишь этическую сторону,

отрицая богословские аспекты. Отказ от любой борьбы, непротивление

злу, проповедь всеобщей любви. “Царство божие внутри нас” - он

неприемлилобычное рел понимание бога. Всякая власть - насилие —

отрицание гос-ва. Т.к. он отвергал борьбу то упразднение гос должно

произойти путем отказа каждого от выполнения общ и гос обязанностей.

Ф.М.Достоевский. (1821-1881). В своих обществ-полит исканиях

он пережил несколько периодов. Увлекался идеями утопического

социализмат (в кружке Петрашевцев). Затем в его взглядах произошел

перелов, связ с усвоением религиозно-нравств идей. Исповедывал идеи

почвеничества, ля кот хар-но религ ориентированность фил осмысления

судеб рус истории. Вся истор. человечества с этой точки зрения

представлялась как борьба за торжество христианства. Р народ -

миссия, носитель высшей дух истины.

Одним из выдающихся р фил. был Вл. Соловьев (1853-1900). На его

взгляды б. влияние оказала христ литер, идеи неоплатонизма, теософии,

средневекового мистицизма, нем клас фил и отчасти славянофилов.

Общественно-истор задача ф - спасение челов и человечества.

Необходимо подготовить чел к восприятию христ ценностей Центр идея

учения - идея положительного всеединства или “всеединого сущего”. Это

всеединство являет собой совершенный синтез истины, добра и красоты.

Всеединое сущее - сфера абсол, божественного - обладает признаками

безусловности и всецелости. Реальный мир - самоопределение или

воплощение абсолютго-сущего., посредник между ними - София (мудрость

божия). Материальный мир находится в хаотическом состоянии. Челов

является центром всеобщего сознания природы. Его роль - роль

освободителя и спасителя прир. Человечество - посредник между прир и

божетвом. Чел должен изменять прир до ее одухотворения. Отсюда цель

мир истории - единство бога и внебожественного мира, возглавляемого

человечеством. Нравственный смысл личности, являющейся связ звеном

между бож. и природными мирами, реализуется в акте любви к др

человеку, к природе, к богу. Истинный предмет любви - Вечная

Женственность, линый образ всеединства.

В обществе идея “всеединства” раскрывается как богочеловеческий

союз людей, как некая вселенская церковь, объединяющая всех и

способствующая установлению на земле царства божьего. Залогом такого

всеед явл объединение катол и правосл церквей.

В истории р фил идеализма С оказал б. влияние на целую плеяду

религиозно фил мыслителей (Н.А.Бердяев, Е.С. и С.Н. трубецкие,

П.А.Флоренский, С.Л.Франк...) которые составили течение

богоискательства со свойственным ему иррационализмом, персонализмом и

мистическим пониманием свободы и творчества.

Нельзя не упомяныть Г.В Плеханова

19. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛ МАРКСИЗМА. ПОНЯТИЕ ОТЧУЖДЕНИЯ.

Отчужденный труд М рассм в 4 аспектах.

1.Рабоч использует матер, взятые у природы и получает в итоге нужные

для жизни предметы, продукты труда. Ни исх материал, ни прод ему не

принадлежат - они ему чужие. Чем больше р. работает, тем больше мир

предм, не принадл ему. Природа делается для раб только средством

труда, а предметы, кот создаются в производстве - средством жизни,

физ существования. Раб полностью от них зависит.

2. Процесс труда для р принудителен. Но такой труд - это не

удовлетвор потребности в труде, а только средство для удовлетвор др

потребностей. Только вне труда р. распоряжается собой - т.е.

свободен. Т.о он свободен только осущ. жизненные функции, общие у чел

с животными. А труд - форма деят, специф для чел, для раб

представляется унижением в себе человека.

3. Труд подневольный отнимает у чел его “родовую” жизнь. Род челов.

живет в природе. Жизнь чел неразрывно связана с прир. Эта связь -

деятельный контакт с прир, в кот главное - труд, производство:

”...производственная жизнь и есть родовая жизнь”. Но для раб труд -

лишь средство для поддержания собственной жизни, а не рода. Р

относится к прир и производству не как своб человек, а как рабочий,

т.е отчужденно. Это и значит,что у раб отобраны и родовая жизнь и чел

сущность.

4.Подневольный труд порождает отчежд между людьми. Раб чужды друг

другу, поскольку они конкурируют за возм трудиться.

Не только р. но и все люди являются отчужденными. Отнош между

людьми тоже отчужденные и различия только в видах и уровнях отч. М

указывает на сущ первичных и вторичных уровней отч. Почему же чел

становится отчужденным?

Отч труд равнозначен сущ частной собственности. Ч собств -

основа экон жизни. На частнособственической экономике держится вся

история. Это значит, что эконом история - ключ к пониманию челов

жизни как таковой. “Религия, семья, гос-во, право, мораль, наука,

искусство... суть лишь особые виды производства и подчиняются его

всеобщему закону”. Жизнь людей в усл отчуждения калечит их, делает

“частичными индивидами” или неразвитыми, недочелов существами.

“Чатсная собств сделала нас настолько глупыми и односторонними, что

какой-нибудь предет явл нашим лишь когда мы обладаем им... когда мы

им непосредственно владеем, едим его, пьем - употребляем... Поэтому

на место всех физ и духовных чувств стало простое отчуждение всех

этих чувств - чувство обладания”.

Устранение отчуждения. Универсальный человек. Процесс, обратный

отчеждению, - присвоение чел собственной подлинной сущности. М

связывает его с общ преобразованиями, с освобождением кот в основе

имеет уничтожение отчужд труда. Что будет , если чел начнет

производить как человек, т.е. не подневольно. В этом случае труд

станет средством саморазвития человека, в реализацию человеком своих

лучших сторон.

Характеристика присвоения челов собственной сущности, или

превращ труда из принуд в человеческий рассматр М по тем же

параметрам, что и процесс отчуждения: 1. по присвоению предм труда и

его результата 2. по освобождению самой деятельности 3.присв

человеком труда общей родовой сущност 4.гармонизации отношений между

людбми.

Здесь М создает грандиозную по своему пафосу картину челов,

живущего в единстве с природой, преобразующего прир в соответствии с

ее законами. Гармония с внешней прир осущ в деятельности, в кот

человек реализует свои цели не по законам утилитарной пользы, а по

зак красоты. Внутренняя прир чел такжк преобразуется. Вместо

отчежденного недочеловека появляется чеовек, само природное развитие

есть гармоничный р-т всей истории чел общества. В человеке начнут

реализовываться способности, пока еще реализующиеся не у всех (музык

ухо, художественно развитый глаз). - творческие способности.

Универсально развитый, жив в единстве и гармонии с внешней и

внутренней природой чел - таков идеальный фил образ, рисующийся М в

качестве ядра коммунист идеала. Уничтожение ч собственности

необходимо, но недостаточно для присвоения людьми челов сущности.

20. ПОЗИТИВИЗМ И ЕГО ЭВОЛЮЦИЯ.

Во всторой пол 19в позитивизм становится наиболее влиятельным

течением зап фил. П. объявил единственным источником истинного знания

конкретные, частные науки и выступил против ф. как метафизики, но за

ф. как особую науку. Под метаф. они понималм умозрительную ф. бытия

(онтологию,гносеологию)

П - фил позитивного знания, отвергающая теорет спекуляции и

умозрения как средства получ знания.

Они говорили, что только совокупность наук дает право говорить

о мире в целом. Т.о. если ф. научна то она должна распрощать ся с

попыткой судить о мире в целом.

3 этапа в эволюции позитивизма:

1.Собственно позитивизм (30-70гг 19в) - Огюст Конт, Дж.Ст.Миль,

Спенсер

2. Эмпириокритицизм (конец 19в) - Мах, Авенариус.

3. Неопозитивизм (с сер 20х гг20) - Шлик, Карнап ,Нейроз ,

Витгенштейн, Б.Рассел.

Основатель поз О.Конт (1798-1857). его работа: “Курс позитивной

филос” Основные идеи этой работы:

1.Попытка классиф наук. Иеархия наук должна быть выстроена от

простого к сложному, при кот логическое производит историческое.

Низшая ступень - наука наиболее абстрактная и обладающая наибольшей

всеобщностью (математика, далее: астрономия, механика, физика, химия,

физиология, социальная физика - социология)

2.Пытался определить науку по ее предмету. Однако он исходил при этом

из кантовского идеализма, предполагая, что науки имеют дело с

метафизика с вещью. Так как вещи нельзя познать, то метаф должна быть

отвергнута.

3 Пытается выявить закон 3 стадий развития познания и соответств типы

мировоззрения. а)Телеологическая когда поведение чел определяется

буйством фантазии, верой в богов... б)Метафизическая - бог становится

субъстанцией... в) Позитивная стадия - это стадия становления

научного взгляад на вещи. Начинается с соединения опыта с абстр

мышлением.

4.Позитивные науки - попытка создания научной религии. Высшее понятие

этой рел - человечество как целое. Прошлое, настоящее и будущее

человечества объединены мистической связью. По существу единое чел-во

результат, но не предпосылка истор процесса.

Джон Стюарт Милль (1806-1883) Основатель позитивной логики и

методологии науки. Работа: “Сиситема логики силлогистической и

индуктивной”. Идеи Милля имеют социальную устремленность. Он пытается

разработать такую теор знания, чтобы знания были бы научными (как в

естеств науках). Существует контраст между состоянием естествозн и

обществознания. Первое в цветущем состоянии, во втором - топтание на

месте, одни сист сменяются др. Поэтому необходимо организовать помощь

социологии со стор естествознания. Надо методы естеств применить в

социологии. Какие же это методы? Основной метод - физика. Физ.-это

теорет знание, кот позволяет контролировать процессы, Особенность

физ. - соединение опыта и теории, индукции и дедукции. Развитая физ

предполаг 2 уровня знания: 1.Эмпирические обобщения 2.Объясняющая

теория. Между этими уровнями сущ строгая лог связь - Эмпир обобщение

есть лог вывод из объясн теории. Необходимо ихвзаимоподкрепление.

Метод соц науки должен стать точной копией методов физ.

Герберт Спенсер (1820-1903) Он подобно Конту поставил зад

создать синтетическую фил без самой фил. По Сп это всяфил , но без

метафизики. (т.к. метаф - это попэтка судитьо мире вещей, кот

непознаваемы). Стержнем единства знаний людей явл идея эволюции.

Процесс эвол означает возрастание определенности вида. Сп выводил

эволюцию из закона сохранения и превращения энергии, а последний из

зак сознания., т.е. псих привычки человека.

Чел имеет дело со сплошным потоком впечатлений - этот поток -

основа закона сохранения.

Он пытается применить идею эволюции при рассмотр теор

познания: Он полагает, что наша иллюзия врожденных идей есть р-т

накопленной наследственности. То, что для вида апостериорно для

индивида априорно. Т.е в истор развитии опыт приводит к возникнов нов

зн., а затем это новое усиливается и передается как априорное.

Эмпириокритицизм - теория критики опыта. Главное назначение

этой критики - выяснение существа дел. ЕЕ цель - очистить опыт от

метафизики. Основатели Авенариус и Мах считали осн законом познания -

экономию мышления.

Пытались очистить понимание опыта от таких понятий как материя,

субстанция, необходимость причинность и др рассудочных понятий. В

итоге эмпириокр. выдвигает представление о мире как сов-ти

нейтральных эл-тов и ничьих ощущений. Мир - это опыт, а структуру

опыта составл ощущения.

Сами по себе эл-ты мира нейтральны (к материи сознанию),

различие их функционально: одни и те же эл-ты мира составл физ

реальность, и в этом случае они связ цепью физ причинности. Психолог

эл-ты связаны цепью мнемонической причинности и проявл в том, что мы

наз памятью.

Т.о. Э. исходит из феноменологического понимания псих и

физического понимания того, что непостредственно дано нашему

сознанию, но не учитывает генезис самого сознания.

- субъективный идеализм.

Неопозитивизм. или логический эмпиризм - Рассел, Витгенштейн,

Шлик, Карнап, Франк, Нейрат. Гл идейным источником нп. был махизм. Но

если махисты отстаивали “биолого -экономическую” теорию познания и

видели в науке метод упорядочивания ощущений(элементов), то нп

выдвинули новое понимание научного познания, как лог конструкции на

основе чувственных содержаний.(чувств данных). Изгоняли из ф.

метафизику. Фил имеет право на сущ не как мышление о мире, а как

“логический анализ языка.”

Позитивисты считали основной вопр фил а также др коренные вопр

фил неразрешимыми из-за слабости чел разума, махисты - что осн вопрос

ф. снимается и разрешается учением о нейтр элементах, нп.- заявляют,

что и осн вопрос ф. и вообще пробл, считавшиеся ранее фил, - это

мнимые проблемы, кот нужно отбросить как лишенные научного смысла.

Все наше знание о мире дают только конкретные науки. Фил не

может высказать о мире ни одного нов положения, не мож создать

никакой картины мира. Ее задача - лог анализ и прояснение полож

науки, в кот выражаются знания о мире.

Сведению фил к лог анализу нп обязан Б Расселу, кот

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.