рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Кандидатский

указывавшихся оснований — не подходит. Искать надо не в области

эксперимента, а где-то в другом месте-в области человеческого интеллекта,

конкретнее, в уме человека, в его разуме. Но прежде чем обратиться к

человеческому интеллекту, есть настоятельная философская необходимость

обратиться к человеку, носителю этого интеллекта. Отсюда знаменитое

картезианское: "Я мыслю, следовательно, существую". Основание всякой

достоверности суждений — наличие размышляющего субъекта. Центр и

одновременно исходная точка философии Нового вре мени — размышляющий

субъект. Философия Нового времени от принципа абсолютной личности средних

веков и принципа чувственно-материальной личности Ренессанса пришла к

концепции человека разумеющего.

Итак, началом картезианской философии является данная новая концепция.

Даже скептик должен признать факт своего собственного бытия в качестве

разумеющего человека. В самом субъекте основанием достоверности знания

является ум.

Речь идет об уме ясном, отчетливом и внимательном, умеющем проходить все

ступени непрерывной дедукции, замыкаемой на экспериментальные факты. Особое

внимание должно быть уделено исходному пункту цепи дедукций, ее началу.

Началом дедукции является интеллектуальная интуиция. Интеллектуальная

интуиция выступает как прямое, непосредственное, рациональное постижение

сути дела. Содержательность интуиции выясняется в процессе успешно

осуществляемой дедукции (движения от общего к частному) и использования

соответствующего знания на практике и в эксперименте. Метод Декарта

включает: 1) признание истинным только того, что познается с предельной

очевидностью и отчетливостью; 2) выделение максимально простых элементов

знания; 3) восхождение от простого к сложному.

Теоретические идеи являются врожденными, их основания невозможно

обнаружить в эксперименте. Декарт стремится объяснить существование

теоретических идей исходя исключительно из реальности обособленного от

опытно-экспериментального мира субъекта. Пожалуй, это философская

крайность, указывающая на слабости позиций философского гения XVII в. То же

самое относится к дуализму философии Декарта, противопоставлению

материальной субстанции духовной.

Выделив ум человека и обособив его от всего телесного, Декарт

постулирует наличие двух субстанций: материальной (телесной) и духовной, их

главными атрибутами являются, по Декарту, соответственно протяженность и

мышление. Соответствие субстанций друг другу объясняется наличием Бога

Декарт говорит о единой телесной субстанции, причем главным ее

непременным свойством, атрибутом считает не время, а протяженность, что

соответствует геометрическим наклонностям эпохи философа. Духовный мир

человека XVII в. характеризовали упрощенно. Но положительно уже то, что

четко видели его своеобразие, преодолевая тем самым ограниченность

гилозоизма, бывшего весьма популярным еще в эпоху Дж.Бруно.

Основные черты философии Декарта.

1. Постулирование исходным пунктом философии реальности мыслящего

субъекта.

2. Принцип методического сомнения; интеллектуальная интуиция и следующая

за ней дедукция.

3. Деление изучаемого явления на составные, мельчайшие части.

4. Восхождение от простого к сложному.

5. Поиск рационального порядка во всем.

6. Развитие концепции врожденных идей.

7. Дуалистичность: представление мира состоящим из двух субстанций.

Декарт был не только философом, но и выдающимся математиком и физиком.

Безусловно, развитие математики и физики в XVII в. необычайно

способствовало развитию философии. В силу особой значимости физики

абстрагироваться от ее влияния на философию в XVII в. нельзя. И лучше это

сделать в процессе анализа трудов непосредственно тех великих ученых,

которые внесли максимальный вклад в развитие новой естественно-научной

картины мира. Среди них по праву числится и Декарт.

#29.Детерминизм, его историческое развитие, современная форма.

В философском познании фундаментальная роль принадлежит принципу

детерминизма. Согласно этому принципу, реальные природные, общественные и

психические явления и процессы детерминированы, то есть возникают,

развиваются и уничтожаются закономерно, в результате действия определенных

причин, обусловлены ими. Признание причинности и закономерности явлений

лежит в основе материалистического понимания и научного познания мира.

Современное понимание детерминизма сложилось в результате длительного

исторического развития представлений о причинно – следственных связях и

закономерностях.

Причина – это явление, которое порождает другое явление. Характеристики:

1. одно после другого,

2. одно порождает другое.

Причинные связи: прямые, опосредованные, отражение (следы магнитных

полей на горных породах), взаимодействие (причина испытывает обратное

воздействие со стороны следствия, выполняют практически одновременно роль

причины и следствия [почва, растение]), информационность, вероятностная

причинность.

В классической картине мира до ХХ века во – первых предполагалось, что

причинные связи исчерпывают все связи материального мира, а во – вторых

причинная зависимость всегда трактовалась как однозначная. Причинная связь

порождает воздействие одного объекта на другой. Традиционное представление

о причинности исходит из того, что эта связь однозначна, значит можно

просчитать и прошлое и будущее. Такой подход называется механистический

детерминизм, для него характерно очень жесткое понимание причинных связей и

ньютоновский тип законов [классическая механика] (Демокрит, Спиноза и

др.).

Кроме вышесказанного особенностью механистического детерминизма являлось

то, что детерминация рассматривалась как вызываемая внешними причинами

(условиями). Как в механике Ньютона, все процессы определяются предыдущим

состоянием и силами, оказывающими действие извне. Отсюда и возможность

предсказаний. Также такое понимание называют Лапласовским детерминизмом.

Диалектизация принципа причинности шла в различных направлениях. В

механистическом материализме простая схема причинности мыслилась как

однозначное соответствие между причиной и следствием. Предполагалось, что

одна и та же причина всегда имеет одно и то же следствие, что имеется

единственное следствие для каждой причины, однозначным образом вытекающее

из этой причины.

Согласно диалектико – материалистической концепции детерминизма, причина

и следствие не обязательно должны быть связаны жесткими связями, то есть

необходимым образом. Эта связь может носить статистический, вероятностный

характер, и тогда форма детерминации статистическая. Статистическая

детерминированность – результат взаимодействия большого числа элементов,

индивидуально детерминированных в связи с другими типами детерминации.

Статистическая детерминация касается ситуаций, когда имеется несколько

альтернатив.

Признание реальности вероятностей, случайных явлений повлекло также

диалектическое переосмысление понятия закона. Случайность не отрицает

детерминизм, она имеет свои законы, свою обусловленность. Диалектико-

материалистический детерминизм включает в себя случайность. В игре случая

конечные результаты возникают из определенных условий, по определенным

законам. Так, в квантовой теории «одинаковые» физические ситуации могут

сопровождаться большим количеством различных состояний. Игра статистически

детерминирована. Квантовая механика ограничивает ньютоновскую форму

детерминизма. Она не отрицает причинность и закономерность, а их жесткую

форму.

Принцип закономерности не требует, чтобы каждое индивидуальное событие

всегда происходило одинаково. Универсальная закономерность (коллективная

регулярность) совместима в некоторых отношениях с индивидуальными

исключениями, нерегулярностью. Это не отрицание, а расширение детерминизма,

переход к более богатой, диалектичной его модели, полнее и тоньше

отражающей сложные социальные и природные процессы.

#30. Категории возможности, действительности, вероятность.

Необходимой называют такую однозначно обусловленную связь явлений, при

которой наступление события – причины обязательно влечет за собой вполне

определенное явление – следствие.

Случайной называют такую связь причины и следствия, при которой

причинные основания допускают реализацию любого из множества возможных

альтернативных следствий. Т.о. случайное событие наступает как результат

воздействия некоторых из неопределенно большого числа разнообразных и

точности неизвестных причин.

Возможность – это предпосылка возникновения того или иного явления,

процесса, его потенциальное существование. Это то, чего еще нет, но что

может быть. (разраб. Аристотель). Это промежуточное состояние между бытием

и небытием.

Возможности бывают:

- реальные (конкретные);

- абстрактные.

Действительность – то, что уже осуществилось, что живет и действует.

Возможность и действительность – две последовательные ступени развития

явления, его движения от причины к следствию, два этапа формирования

причинных отношений в природе, обществе, мышлении.

Вероятность – мера возможности наступления случайного события. Мы живем

в вероятностном мире. Вероятностный характер мира означает также его

многовариантность, т.е. в любой момент времени существует гораздо больше

возможностей, чем реализуется. Причем как правило более или менее сложные

системы имеют несколько вариантов изменения. Это м.б. одним из

фундаментальных моментов современного мышления. В нашем воздействии на мир

всегда развязываются новые возможности.

Реальные явления и связи между ними обусловлены, как правило достаточно

сложными причинными основаниями, включающими в себя как внутренние

(необходимые), так и внешние (случайные) причины.

Множество взаимодействующих разнородных причин обусловливает

возможность реализации различных вариантов следствия. Реальный характер

следствия зависит от того, какой тип причинных связей оказался доминирующим

в каждом конкретном случае.

Познание соотношения случайного и необходимого в социальных

взаимодействиях является условием практического применения знаний об

объективных закономерностях жизни общества.

Случайность и необходимость относительны6 необходимое в одних условиях

может стать случайным в других и наоборот. Для их надежного различения

следует каждый раз учитывать конкретные условия.

Действительность содержит множество не только необходимо, но и случайно

сложившихся свойств.

#15. Философия Г.Гегеля

Философская система Гегеля- это система объективного идеализма, т.е. по

Гегелю основу всего существующего составляет некоторый мировой разум,

однако эта духовная первооснова мира- это аналог бога. Она не остается

равной самой себе, а проходит процесс развития.

Сначала чисто логический по своему характеру процесс, затем воплощается

в природу, т.е. природа как инобытие идеи; затем этот же мировой разум

развертывается в человеческой истории, в истории человеческой культуры. В

рамках такого мировоззрения Гегелю, однако, удается провести чрезвычайно

ценное исследование: в качестве мирового разума он рассматривает основные

логические философские категории в их взаимосвязи и взаимных переходах.

В “Науке логике” он рассматривает переходы одних категорий в другие.

Эти переходы происходят так, что в логическом содержании каждой категории

обнаруживаются противоречия, которые ведут к разрешению новых категории.

Гегель показал действительные взаимосвязи основных категорий нашего разума.

Это стало основой гегелевской диалектики и так называемого диалектического

метода, в котором рассматривается процесс развития через разрешение

противоречий и через диалектическое отрицание.

Гегель - крупнейший диалектик. Он показал те диалектические связи и

взаимосвязи категорий которые есть в реальном мире. Благодаря ему

утвердилась мысль, что весь существующий мир проходит процесс закономерного

развития перехода от одних ступенек к другим.

Законы диалектики:

1. Единства и борьбы противоположностей

2. Перехода количества в качество

3. Отрицания отрицания

Его теория в некоторых отношениях искажает действительность т.к.

взаимосвязь понятий не вполне совпадает с диалектикой самого реального

мира. Гегель сам вступает в противоречие с диалектическим выводом, стремясь

закончить свою философскую систему окончательными выводами, т.к. по его

представлению развитие познания и общества должно закончится. Он и полагал,

что его система есть окончательное слово философии.

В дальнейшем была критика философии Гегеля.

#16. Философия Л.Фейербаха.

Суть критики в том, что Фейербах говорит, что мировой разум по Гегелю

- это ни что иное, как человеческий разум, взятый в наиболее общей форме и

рассматриваемый как нечто самостоятельное, отделенное от человека. Это же

по Фейербаху составляет основу и религиозного сознания. Т.е. и Гегелевский

идеализм и религия – это по Фейербаху отчужденные формы сознания.

Единственная реальная основа всех форм сознания – человек, который должен

быть единственным предметом философии. Фейербах понимает человека прежде

всего как часть природы, но в то же время он говорит, что понять человека и

человеческое сознание можно лишь с учетом отношения человека к человеку или

индивида к человеческому роду. Самостоятельное значение имел анализ

Фейербахом религии, в частности христианства. Он говорит, что религия имеет

глубокое человеческое содержание, однако, выраженное в отчужденной форме.

Отсюда историческая задача: на место существующих религий поставить новую-

религию человека, религию любви к человеку. Вместо “человек человеку волк ”

он говорит “человек человеку бог”

#17. Философия марксизма (1818-1883)

Созданная Марксом философия существенно отличается от традиционных

доктрин, систем и учений. Этим отличием является теснейшее содержательное

единство философских идей с политико- экономической и научно- социальной

сторонами марксистского мировоззрения. Высшая цель марксизма – разработка и

теоретическое обоснование освобождения порабощенного человечества.

Марксизм доказывает неизбежность уничтожения всякого рабства, унижения,

отчуждения и несвободы людей. Суть философии марксизма образуют

исследования фундаментальных, классических проблем, концентрирующихся

вокруг отношений человека к миру и мира к человеку, отношений людей между

собой и природы человека вообще.

Маркс активно выступал против всякой религии, в особенности против

христианства в его протестантской разновидности. В пролетариате Маркс

увидел особый класс, призванием которого является уничтожение существующего

миропорядка.

Маркс рассматривает отчужденный труд в следующих аспектах.

1. Рабочий использует материалы, которые в конечном счете взяты у природы,

и получает в результате труда нужные для жизни предметы, вещи, продукты

труда.

2. Сам процесс трудовой деятельности для рабочего принудителен. Он не имеет

выбора. 3.Подневольный труд порождает отчуждение между людьми.

#18. Философия позитивизма. Неопозитивизма ХХ века и его кризис

Позитивизм

Зарождается в 30-е гг. 19 века. Основоположник Огюст Конт. Он

сформулировал основную мысль: все достоверные (позитивные) знания даются

конкретными науками. Единственная задача философии – анализ самого процесса

познания. Он решал эту проблему так: пытался выделить основные стадии

исторического развития мышления, полагая, что это была сначала религиозная

стадия, затем стадия метафизическая с умозрительными попытками находить

причины сущего; затем научная стадия. Причем научное мышление отличается от

метафизического тем, что наука строго придерживается фактов и старается

точно описать их взаимосвязь. Вопросы же об общем характере бытия не

являются предметом науки. Во 2-й половине 19 века позитивизму

симпатизировало большое количество ученых. В 20 веке это направление

получает название логического позитивизма (неопозитивизма).

Неопозитивизм

Представители: Б. Рссел, Л. Витгенштейн, Р. Карнат (“Венский кружок”)

Неопозитивизм выдвинул программу анализа научного знания с целью

очистить науку от вненаучных и философских допущений.

Выдвигалось 2 приема:

1. Определить в каждой области знаний исходные предложения, которые

констатируют исходные факты.

2. Принцип верификации – проверки. Вводился тройственный критерий:

истинное, ложное, бессмысленное, для которых можно дать эмпирические

указания. Положение, которые в принципе не поддаются такой проверке –

бессмысленны. С этой точки зрения бессмысленным оказывалось все

мировоззрение мышления и ряд общетеоретических положений гипотетического

характер. Т.е. предполагалось создать строго научную систему знаний.

Кризис. 1.В том что исходные протокольные предложения оказались

фикцией, т.к. их невозможно выделить. 2. Изображался процесс познания по

схеме: от фактов к их обобщению.

Реальное научное познание развивается по - другому. Т.е. позитивизм не

объяснил рождение познания и движения новых идей. В частности характер

выдвижения гипотез.

#19. Иррационалистическое направление а философии 19в. А. Шопенгауэр и Ф.

Ницше.

Иррациональный - сверхразумный. В 19 в. представители этого

направления не только обосновывали особый вне научный, вне логический путь

познания, но и развивали некоторое учение о бытии, доказывая, что в основе

всего сущего лежит некоторое иррациональное начало. Шопенгауэр начинал

с анализа кантовского понятия вещи в себе. Он говорил, что если вещь в себе

не дана нам в опыте и нашим рассудком не постигается, то откуда у нас

вообще уверенность в ее существовании. Чтобы сама мысль о ней возникла, она

должна как-то в нас проявится, и это проявление – человеческая воля. Т.е.

волевое начало в нас – это проявление в нас некоторой мировой воли. На

основе иррационализма возможны различные построения, в том числе и

противоположные по содержанию. Шопенгауэр развил своеобразную философию

космического пессимизма, где-то перекликающуюся с Буддизмом. Он говорил,

что волевое начало требует от нас действий, но они ведут к страданиям в

конечном счете. Отказ от действий ведет к скуке.

Совершенно другую форму иррационализма развивает Ницше. Одна из

исходных категорий его философии – категория жизни. Причем, хотя Ницше

иногда использует биологические термины, но жизнь в его понимании

отличается от жизни, которая описывается биологической наукой. Сама

сущность жизни предполагает активную эксплуатацию среды обитания и

непрерывную борьбу одних форм жизни с другими. В основах жизни- воля к

власти, господству, подчинению. Человечество - одна из форм продукта жизни.

Анализ всей человеческой культуры должен исходить из интересов жизни.

Формы, которые ослабляют жизненные инстинкты, должны исчезнуть.

Ницше формулирует 2 позиции:

1. Человечество разделено на 2 группы: сильные и слабые. У этих групп

разная мораль по их природе. Но слабые способны отравлять своим влиянием

сильных.

2. Если такое влияние будет подавлено, то сильная часть человечества

придет к сверхчеловеку. При этом необходимо максимальное проявление

жизненных инстинктов: сверхчеловек должен стоять по ту сторону добра и зла,

у него не должно быть совести и т.п. (смеющийся лев).

Ницше: ненавидит сострадания, поэтизатор зла, аристократ, утонченный

интеллигент.

#20. Философия прагматизма.

Конец 19, первая половина 20 вв. Занимает промежуточное положение

между реализмом и позитивизмом. Характерен для США. Основоположник У.

Джемс. 20век- Д. Дьюи.

В их трактовке философия – это не столько теория, сколько метод

решения определенных проблем.

Джемс: жизненное мировоззрение, в т.ч. и философская, неразрывно

связано с особенностями психики, темперамента человека, которые

придерживается этого мировоззрения. Он считал, что чисто теоретические

споры представителей разных мировоззрений малопродуктивны. Каждое

мировоззрение надо оценивать по его практической значимости. Главное в том,

что объективной истины, независимой от человеческих желаний, нет. Истина

то, что полезно. Т.е. идеи сами по себе не истинны и не ложны. Они

становятся истинными или ложными в зависимости от их эффективности для

нас.

Дьюи видоизменил первоначальную позицию: отказался рассматривать

темперамент как основу мировоззрения. Пытался построить философию чистого

инструментализма. Идеи – инструменты для решения задач. Если они эффективны

в данный момент – они полезны. Нет – отказываемся. Это есть критерий

истины. Истинно то, что полезно.

Прагматизм связывает понятие истины с практикой, но при этом он

отрицает объективность истины, объясняя единственным ее критерием

полезность для данного субъекта в данный момент. В обществе, где существуют

реальные противоречия интересов людей, такой подход может вести к

оправданию своекорыстия и волюнтаризма.

#56. Социальное прогнозирование

Социальное прогнозирование – называется некоторое вероятностное знание о

будущем состоянии общества и отдельных его сторон. В отличие от

умозрительных представлений основывается по определенных познавательных

процедурах, можно выделить 3 вида процедур:

1) Экстраполяция - мысленное прослеживание в будущее тенденций без к-л.

изменений.

2) Моделирование – построение некоторых будущих состояний обществе

исходя из к-л. теоретических предложений о их изменении.

3) ( при прогнозировании соц. отношений и действий)- сценарий будущего

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.