рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Кандидатский

количественных границах. Любой объект многокачественный, т.к. включен в

различные взаимодействия, поэтому можно говорить произошло ли изменение или

нет зависит от нашего абстрагирования.

В первом законе количественные изменения происходят в границах меры не

меняют качество, а на границах меры вызывают коренное качественное

преобразование, которое в диалектике отмечают качеством "скачка".

Закон не только показывает один из сторон развития, но указывает на

относительность конкретного.

Любой конкретный объект и любая конкретная система может существовать в

строго определенных границах, т.е. нечто конкретное не может быть

бесконечным.

#37. Сущность сознания.

Сущность сознания имела несколько трактовок. Прежде всего трактовались с

двух противоположных мировоззренческих позиций:

1-ая позиция

. в большинстве мировых религий мира «сознание» есть бессмертная душа,

отличная от тела и способная существовать вне ее после смерти

. в рамках философской (идеалистической) системы «сознание» - особая

субстанция (Декарт), особая сущность отличная от материальных объектов и

их свойств.

Фактически при такой позиции - основным методом является интроспекция

(самонаблюдение, самосозерцание), т.е. словесное описание понятное другому

исследователю.

2-ая позиция

Материальные убеждения стремятся понять «сознание» как одно из свойств

материи, точнее как одно из свойств особых материальных систем.

Материалисты определяют сознание как «функцию мозга». В рамках

материализма возникало вульгаризированное представление, что сознание есть

нечто вещественное и есть некоторое материальное образование. Очевидно,

более точно выражает материалистическую позицию о том, что сознание есть

свойство или функция материи. Причем основным содержанием этого свойства

является отражение высокоорганизованных материальных систем внешнего мира.

Среди многообразии процессов материального мира обнаруживается некоторый

особый тип взаимодействия, при котором объекты передают свои свойства и

состояние друг другу. Эти свойства могут запечатлеваться в другом -

свойство отражения.

Можно предположить, что именно это свойство трансформируется в

«раздражимость», как элемент живой материи и в дальнейшем ходе эволюция

жизни порождало все более сложные формы психики, пока не появилось

человеческое мышление. Переход от психики животных к сознанию человека

может быть понят лишь как стороны общего процесса становления человеческого

общества, т.е. он не поддается чисто биологическому объяснению.

Одно из фундаментальных отличий человека от психики животных это

обобщенный (абстрактный) характер человеческой мысли. Понятие, выраженное в

словах, обозначает не только конкретные единичные предметы, а классы

предметов или существующие связи между ними. Это действительно

свидетельствует в пользу роли труда в возникновении сознания. При этом были

первой формой овеществления знаний, т.к. с орудиями передавался способ его

применения.

Становление человеческого общества было одновременно становлением

особого типа информационного наследования передаваемого не биологическим

путем, а через некоторые внешние объекты, создаваемые человеческой

деятельностью.

Овладение этими объектами требовало воспроизведения определенного типа

действия. Причем овладение человеческой речью, человеческими способами

поведения в принципе не неосуществимо индивидуально. Родившись человек

может войти в человеческое общество через связи с другими людьми. Поэтому

мышление имеет социальную природу. Однако и по своему содержанию и по своей

структуре отражало не только отношение человека к внешнему миру, но и связи

между людьми.

Мышление человека - понятийное мышление и не могло сложиться вне языка,

т.к. именно слово является реальной формой в которой существует понятие, а

язык развивался одновременно как средство связи и коммуникации людей, и как

форма в которой рождается мышление.

#3. Софисты и Сократ.

Понятие софистики охватывает определенную форму профессиональной

деятельности, связанную с искусством доказательства, причем люди,

занимавшиеся этой деятельностью, раньше других обнаружили гибкость и

подвижность человеческих понятий. Они обнаружили также множество логических

парадоксов.

Софисты, в особенности поздние софисты, использовали это знание в

определенных, корыстных целях. Они разрабатывали искусство подменять

понятия, создавать видимость доказательства, сбивать с толку оппонента. Эта

деятельность опиралась на определенные философские основы, прежде всего на

отрицание объективной истины.

Протагор: «Человек – мера всех вещей». Т.е. то, как человек

воспринимает, то для него истина, другой человек – истина другая. Общей

истины нет вообще. Этот тезис иногда обосновывался тем, что все текуче и

изменчиво. Об одном и том же м.б. разные суждения.

Некоторые софисты специально обосновывают тезис о принципиальной

невозможности познаваемости мира (Горгий).

Аристотель, создавая систему логики, подверг софистов специальной

критике, как ложную мудрость и выявил основные приемы софистов или

логические ошибки.

Например, софист задает вопрос, содержащий несколько вопросов (не

всегда можно ответить «да» или «нет»). Распространенный прием софистов –

круг в доказательстве, когда в качестве аргумента используется то, что ещё

необходимо доказать. В основе большинства софизмов лежит отождествление

различного.

Осмысление логических ошибок, которые содержались в софизмах, было

важным моментом в развитии логики и культуры вообще. В то же время

деятельность софистов сыграла важную историческую роль – в том повороте

философской мысли от общих проблем Вселенной (космоса, мироздания) к

проблемам человеческой жизни, человеческих отношений.

Этот поворот философской мысли обосновывает Сократ с его положением

«Познай самого себя». Радикальное отличие Сократа от софистов заключается в

том, что Сократ убежден в необходимости общих, объективных истин для всех

людей. Однако, он не считает себя обладателем подобных истин. Он только

помогает истине родиться в ходе диалога или коллективного обсуждения какого-

либо вопроса («Я знаю, что ничего не знаю,… но мое отличие, что я могу это

осознать»).

Сократ полагает, что познание сущности вещей – это познание общих

понятий. В сократовских диалогах и выявляется некоторое содержание общих

понятий. У Сократа нет логической схемы, он отталкивается от обычных

представлений, показывая, что они ограничены. Дальше логическая индукция –

восхождение от частного к общему.

Эта деятельность Сократа имела общефилософское значение, ибо Сократ

первым сделал предметом анализа общие понятия, показав их отличие от

конкретных вещей, людей, конкретных отношений. На этой почве вырастает вся

философия Платона. В то же время Сократ применяет свой метод анализа и к

моральным понятиям, и к общественным нравам, и к государственным законам.

Это ново. Это приводит Сократа к конфликту с обществом, в котором он жил,

ибо он становится критиком своих современников, критиком их жизни. Отсюда

причина трагического конца Сократа.

#4. Философия Платона.

Исходная мысль философии Платона – это мысль о том, что общие понятия,

идеи или «эйдосы» – это особые бестелесные невидимые существа (духовные по

своей природе), которые существуют объективно, вне и независимо от нас,

т.е. наряду с миром изменчивых вещей, который мы видим своими органами

чувств, есть особый духовный мир идей.

Эта позиция обычно определяется как объективный идеализм. Основание для

такого взгляда состоит в том, что понятия действительно отличаются и от

конкретных вещей, и от конкретных образов. Они относительно самостоятельны.

Поэтому возможно рассматривать их в отрыве от вещей, как самостоятельные

сущности.

Эта позиция содержит в себе множество трудностей в объяснении того,

каким образом связаны идеи и вещи. По Платону вещи – это тени идей.

Познание идей идет не через органы чувств, не через наши контакты с вещами.

Оно осуществляется разумом. И это есть процесс воспоминания, т.к.

человеческая душа до рождения человека пребывала в мире идей и имеет

воспоминания об этом мире.

Характер платоновской философии отразился и в его работах, посвященных

обществу и государству. Платон не просто критик современного ему общества,

но и создатель первой в истории утопии идеального государства. Создавая эту

утопию, Платон исходит не из существующей реальности, а из некоторой идеи

государства, каким оно должно быть, чтобы обеспечить единство, сплоченность

и справедливость.

Платон рисует образ государства, жестко разделенного на три основные

касты, причем разделение предопределяется природными особенностями людей.

1. Философы, мыслители, которые управляют государством, следят за

соблюдением его законов.

2. Воины, которые защищают его от внешнего врага.

3. Все, занятые теми или иными видами труда. От земледельцев до

ремесленников и торговцев.

Общий принцип жизни в государстве – подчинение государству и его

законам. Государство – это высшее благо. Не государство для человека, а

человек для государства. Две высшие касты полностью обеспечиваются

государством и не имеют частной собственности, чтобы не было враждебности

интересов. У третьей касты есть частная собственность, но государство

должно следить, чтобы не было разницы. Нет семьи – все дети свои. В рамках

государства должно быть жесткое единство.

Государство Платона, задуманное как идеальное, несомненно, приобретает

в его собственной характеристике тоталитарный характер. ( Личность

подчинена государству). Но важно, что мысль делает шаг вперед – от

осмысленности существующего – к конструированию будущего.

#25. Русский космизм.

Из всех направлений русской философии в советский период наибольшего

взлета достигла философия космизма. Её основоположниками были Вернадский и

Циолковский.

Циолковский не считал себя верующим и отвергал наличие двух начал во

Вселенной: материального и духовного.

Обращаясь к рассмотрению материи, Циолковский выдвигал три начала или

принципа: время, пространство и сила. Эти понятия являются прежде всего

«элементами суждений» и оттого они вполне субъективны. Без материи не

существует ни времени, ни пространства, ни силы и наоборот.

Главным для Циалковского было учение о монизме материи. Его материя, а

значит и атом, оживотворена, действует по законам не только физического, но

и психологического мира. По его мнению, нельзя допустить, чтобы

чувствительной признавалась только часть Вселенной, т.е., собственно, живая

материя. Но из этого вовсе не следует, что человек чувствует и познает мир

как и всё остальное. Чувствительность Вселенной находит выход в двух

измерениях: количественном и качественном. С этой точки зрения, все тела-

живые и мертвые- обладают одинаковой по качеству, но различной по

количеству степенью раздражительности.

Т.к. «атом всегда жив», следовательно ему свойственно чувство радости и

страдания, более того, к его сущности относится и само «я» – сознание или

разум. Разум , основанный на «эгоизме атома» , доводится до совершенства в

человеческих существах. По мнению Циолковского, разум должен стремиться не

только к самосовершенствованию, но и к совершенствованию окружающего мира.

Это своего рода суд, но «суд не страшный, а милостивый и выгодный для

несовершенных»; ведь после их безболезненного естественного умирания без

потомства они впоследствии вновь оживают для лучшей жизни. В конечном счете

преобразится не только всё человечество, но и сущность атома, который

перестанет источать импульсы несовершенства. Атомы будут соединяться только

в разумных и сознательных существах, либо же в телах, усовершенствованных

разумом.

Фундаментальное открытие Вернадского-осознание того, что современная

эпоха ознаменовывается переходом от биосферы к ноосфере.

Биосферу Вернадский определил как область Земли, охваченную живым

веществом ( совокупностью живых организмов).

Важнейшим признаком разнородности биосферы служит то, что в живом

веществе процессы протекают иначе, чем в костной материи, особенно если

рассматривать их в аспекте времени. В живом веществе они идут в масштабе

исторического времени, в костном – в масштабе геологического.

Первостепенную роль в деле полного заселения биосферы человеком

принадлежит развитию научной мысли и неразрывно связанным с этим успехом

техники передвижения и мышления, возможностям мгновенной передачи мысли на

расстояния. Человечество все более становится неделимым и единым. Всё это

свидетельствует о новом переходе биосферы в ноосферу. На этой стадии

человечество, как единое целое, охватит весь земной шар и окончательно

решит вопрос о лучшем устройстве жизни. Оптимистический идеал ноосферы

наводил Вернадского на понятие о новой этике для нового человечества,

связанного с научным прогрессом.

#26. Философская концепция бытия. Категория материи.

Бытиё- философская категория, обозначающая реальность ,существующую

объективно, вне и независимо от сознания человека.

Философское понимание бытия и его соотношение с сознанием определяет

решение основного вопроса философии. Диалектический материализм исходит из

материалистического решения основного вопроса философии, но, в противовес

метафизическому материализму, не сводит бытиё к предметно-вещественному

миру, вычленяя различные уровни бытия- материально-предметную реальность,

объективно-идеальное бытиё( ценности культуры, знания и т.д.), бытиё

личности.

Первую философскую концепцию бытия выдвинули досократики, одни из

которых рассматривали бытиё как неизменное, единое, неподвижное,

самотождественное (Парменид), другие как непрерывно-становящееся

(Гераклит). Кант и Гегель выделяют бытиё как объективно-идеальное,

воплощающееся в различных формах деятельности субъекта. С этим связан

историзм в понимании бытия, характерный для немецко-классического

идеализма.

В марксистской философии выделяется многоуровневый характер бытия

(органическая и неорганическая природа, биосфера), несводимость одного

уровня к другому( материя и формы ее движения- естествознание, общественное

бытие-предмет социологических и исторических наук). Марксизм отстаивает

историческую концепцию бытия.

Материя – философская категория для обозначения объективной реальности,

которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется,

отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

Материя- это бесконечное множество существующих в мире объектов и

систем, всеобщая субстанция, субстат любых свойств, связей, отношений и

форм движения. Материя включает в себя не только все непосредственные

наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые в принципе могут

быть познаны в будущем.

В материалистической философии материя определяется как субстанция,

основа всех вещей и явлений в мире; этот взгляд противостоит религиозно-

идеалистическому пониманию мира.

В домаркистской философии и естествознании материя часто понималась как

философская категория, отождествлялась с веществом, атомами химических

элементов, либо с такими свойствами материи как масса.

Всеобщими формами бытия материи являются пространство и время, которые

не существуют вне материи, как не может быть и материальных объектов вне

пространственно-временного континуума.

#40. Истина и заблуждение. Проблема критерия истины.

Обычно истину определяют как соотвествие знания объекту. Истина - это

адекватная информация о объекте, получаемая посредством либо чувственного

или интелектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с

точки зрения ее достоверности. Т.о. истина существует как субъективная

реальность в ее информационном и ценностном аспектах.

Ценность знания определена мерой его истинности. Истина есть свойство

знания, а не объекта познания.

Истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом,

воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и

независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в

динамике ее развития.

Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и

заблуждения. Заблуждение - это содержание сознания, не соответствующее

реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают

объективную действительность, имеют реальный источник. Заблуждения

обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью

решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной

информации.

Но заблуждения следует отличать от лжи как нравственно-психологического

феномена. Ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью

ввести кого-то в обман. Ложью м.б как измышление о том чего не было, так и

сознательное сокрытие того, что было.

Источником лжи м.б. и логически неправильное мышлеие.

Научное познание по своей сути невозможно без столкновения различных

мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко

совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок.

Гораздо сложнее все в общественных науках, в частности в истории. Тут и

доступность источников и их достоверность и политика.

Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины - всего лишь

призрак.

Любой объект познания - неисчерпаем, он меняется, обладает множеством

свойств и связан бесконечным числом связей с окружающим миром. Каждая

ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки. Научные

знания поэтому носят относительный характер. Относительность знаний

заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому

относительна, ибо она отражает объект не полностью, не исчерпывающим

образом. Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-либо.

К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты

событий, рождения , смерти итд. Абс истина - это такое содержание знания,

кототорое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и

постоянно подтверждается жизнью.

Конкретность - это свойство истины, основаное на знании реальных связей,

взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тендеций

его развития. Так истиность или ложность тех или иных суждений не м.б.

установлеа если не известны условия места, времени, в которых они

сформулированы.

Критерий истины заключается в практике. Именно в практике должен человек

доказать истиность, т.е. действительность своего мышления. Один из

принципов мышления гласит: некое положение является истинным, если возможно

доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип

выражен в термине реализуемость. Посредством реализации идеи в практическом

действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем

самым настоящую меру объективности, истинности своего содежания.

Но нельзя забывать, что практика не может полностью подтвердить или

опровергнуть какое бы то ни было представление, знание. “ Атом неделим” -

так считалось много веков и практика подтверждала это. Практика хранит

молчание относительно того, что находится за пределами ее исторически

ограниченных возможностей. Однако она постояно развивается,

совершенствуется. В процессе развития истинного знания, увеличеия его

объема наука и практика все больше выступают в нераздельном единстве.

#45. Рациональное и внерациональное в научном познании. Интуиция.

Творческая активность ума по-разному реализуется в науке. В

естествознании наиболее значимым результатом творчества является открытие

– установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей

реального мира. Кроме того, следует упомянуть изобретение – создание ранее

не существовавшего. Сделать открытие – значит правильно установить

надлежащее место нового факта в системе теории в целом, а не просто

обнаружить его. Осмысление новых фактов нередко приводит к построению новой

теории.

В научном творчестве огромную роль играет остроумие – творческая мысль,

тесно связанная с чувствами и заключающаяся в неожиданном сопоставлении на

первый взгляд несопоставимых явлений, во внезапном нахождении чего-то

общего в таких фактах, которые отстоят друг от друга по существу.

Интуиция – способность постижения истины или идеи изобретения,

открывающее нечто или изобретающей нечто, без обоснования с помощью логики.

Особенность интуиции – она не разделяет мыслимый объект на части и не

рассматривает их порознь, чтобы затем перейти к синтезу, а как бы одно

мгновение схватывает целое в сущности (рациональная логика ума при этом не

поспевает за ней). Но интуиция не составляет особого пути познания, идущего

в обход ощущениям, представлениям и мышлению. Она составляет качественно

особый вид умозаключения, когда отдельные звенья логической цепи проносятся

в сознании более или менее бессознательно, а предельно осознается именно

итог мысли – истина.

#27. Пространство и время как философские категории.

Материальный мир состоит из структурных объектов, которые находятся в

движении и развитии, представляющие собой процессы, которые развертываются

по определенным этапам.

Наиболее общая характеристика пространства – свойство объекта быть

протяженным, занимать место среди других, граничить с другими объектами.

Сравнение различных длительностей, выражающих скорость развертывания

процессов, их ритм и темп является понятием времени.

Категории пространства и времени выступают как формы бытия материи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.