рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Кандидатский

Применяемость тех или иных методов и степени их вероятности зависит от

срока, на который делается прогноз (ближайшего будущего 20-25 лет,

обозримого будущего до 100 лет и отдаленного будущего более 100 лет)-

последний только самые общие тенденции.

Соц. прогноз – вид знаний специфичный по функциям, поскольку во многих

случаях целью этого прогноза является знанием о будущем, которое не

наступит или хотелось, чтобы не наступило. И в этом случае само

корректирование человеческой деятельности должна носить вероятностный,

ориентировочный характер. В развитии общества планирования является гибким

процессом.

Прогнозирование вероятностно в двойном смысле:

1) поскольку само соц. развитие многовариантно, постольку любой прогноз

описывает одну из возможных состояний системы (не всегда самое

вероятное).

2) само знание, воплощенное в прогноз является вероятностным по своей

природе.

#57. Философия техники , идеи и направления

Техника – совокупность искусственно созданных средств охватывающая все

сферы человеческой деятельности. Осмысление техники как таковой

(философское) началось с середины 19-ого века. Роль производственной

техники рассматривалось Максом. Цель объяснить смысл орудие труда, (лопата,

грабли) что люди в них проектировали сами себя.

Постепенно в работах о технике определились два направления:

1. инженерная философия техники

2. гуманитарная философия техники

1) рассматривает развитие техн. изнутри – анализирует природу

технич. творчества, сущность техники, тенденции ее развития –

техника как способ бытия человека в этом мире представляет Ф.

Десауэр, который рассматривал техн. Творчество как сопричастное

божественному творению и продолжает его.

«Критика технического разума» т. к. Канту т.к. именно в нем и происходит

переход от явлений к «вещам в себе»

2) анализирует положение техники в целом в жизни общества, влияние

техники на состояние общества, человека, культуры. В рамках него

техника подвергается критике. Утверждается что технически разум

и его ориентации ограничены т. к. они ориентированны на

приспособление к нуждам и целям человека, техника часто

изображается , как демоническая сила порабощающая человека и как

средство способное и уничтожить человечество. Это противостояние

имеет одни основы, поскольку роль техники, как и роль науки

противоречива.

В историч. развитии техники с первых орудий труда были и периоды

длительных сохранение одного типа произв. техники и моменты качественных

скачков. Техническая революция – когда не просто увеличивается производства

труда ,она изменяет человека а процессе производства.

#31. Категория единичного и общего.

Единичное характеризует отдельный предмет, явление, процесс,

отличающийся по своим пространственным, временным и другим свойствам от

иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов.

Общее – объективно существующее сходство характеристик единичных

предметов, их однотипность в некоторых отношениях, принадлежность к одной и

той же группе явлений или единой системе связей.

Реальные предметы единичны. Кроме того, практически не бывает

абсолютно одинаковых предметов. Это означает, что каждый предмет (дом,

дерево человек), даже очень похожий на другие, так или иначе, индивидуален.

Столкнулись две противоположные точки зрения: ”номинализм” и

“реализм”. Согласно ”номинализму”, реально существуют только единичные

предметы; общее же представлено лишь в словах или понятиях. Противоположный

взгляд: общее – понятия, сущности, универсалии – столь же, а то и более

реальны, чем единичные предметы. Спор этот, в частности применительно к

математике, не угас и до наших дней.

Наиболее ярким проявлением индивидуального является уникальное.

Противоположностью индивидуально неповторимого является типовое. Предельный

случай типизации технических устройств – стандартизация.

#70. Проблема смысла жизни в духовном опыте человечества.

Вопрос о том, для чего человек живет на Земле, интересовал многих и

многих мыслителей на всем пути развития философии. В разные времена разные

философы отвечали на этот вопрос по-разному.

Смысл жизни не дан человеку извне. Человек сам вносит в жизнь разумное

начало, опираясь на знание объективных законов. Смысл жизни каждому

человеку открывается по-разному. Найти смысл жизни для всех времен и

народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами,

он включает нечто специфическое – чаяния людей каждой данной эпохи.

Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических

условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели

одни, в зрелости и старости они другие. Смысл жизни можно рассматривать в

трех временных измерениях: прошлое (ретроспекция), настоящее (актуализация)

и будущее (проспекция). Реализация смысла жизни зависит от наличия в

обществе многих условий, первостепенными среди которых является наличие

демократических свобод, гуманных целей и соответствующих им средств.

К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат

в основании той или иной концепции.

| |КОНЦЕПЦИЯ СМЫСЛА | |

| |ЖИЗНИ | |

| | | |

| | | | |

| |ГЕДОНИ| | |ЭВДЕМОН| |

| |ЗМ | | |ИЗМ | |

| |Жить –| | |Жизнь –| |

| |значит| | |стремле| |

| |наслаж| | |ние к | |

| |даться| | |счастью| |

| | | | |как | |

| | | | |подлинн| |

| | | | |ому | |

| | | | |назначе| |

| | | | |нию | |

| | | | |человек| |

| | | | |а | |

| | |

| |АСКЕТИЗ| | |ЭТИКА | |

| |М | | |ДОЛГА | |

| |Жизнь –| | |Жизнь –| |

| |это | | |это | |

| |отречен| | |самопож| |

| |ие от | | |ертвова| |

| |мира, | | |ние, | |

| |умерщвл| | |альтруи| |

| |ение | | |зм во | |

| |плоти | | |имя | |

| |ради | | |служени| |

| |искупле| | |я | |

| |ния | | |идеалу | |

| |грехов | | | | |

| | | | | |

| |

| |УТИЛИТА| |ПРАГМАТ| |

| |РИЗМ | |ИЗМ | |

| |Жить – | |Цель | |

| |значит | |жизни | |

| |из | |оправды| |

| |всего | |вает | |

| |извлека| |любые | |

| |ть | |средств| |

| |пользу | |а ее | |

| | | |достиже| |

| | | |ния | |

| | | | | |

Смысл жизни – это выбор каждого отдельного человека. Это

самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые (по Э.Фромму)

ориентирует человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на

то, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенций).

Иными словами – смысл жизни человека – в самореализации личности, в

потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать

собой ради других. И чем значительнее личность, тем развитее ее

экзистенциалы, тем больше она оказывает влияние на окружающих ее людей,

социокультурную среду.

Разумеется, эти общие представления о смысле жизни должны

трансформироваться в смысл жизни каждого отдельного человека, обусловленный

объективными обстоятельствами и его индивидуальными качествами.

Конечность человеческого бытия – естественный закон природы. Что не

имеет смерти, не имеет и рождения. Боязнь смерти приближает смерть. Эпикур

призывал не бояться смерти: если человек живет, то смерти нет, если смерть

наступила, то его уже нет. А Спиноза советовал лучше думать о жизни, чем о

смерти. В качестве компенсации за страх перед смертью придумано немало

мифологем: перевоплощение души (буддизм), бессмертие души (христианство).

Реальное, немифологическое бессмертие состоит в том, что человек

умирает физически, но не умирает социально, духовно. Он остается в своих

делах, творчестве, памяти людей.

#47. Традиции и новации в развитии науки. Научные революции.

В истории естествознания три типа структур:

1. классическое естествознание (его завершение конец ХIX - начало ХХв.);

2. неклассическое естествознание (конец ХIX – первая половина ХХв);

3. неклассическое естествознание современного типа.

На первом этапе основной установкой при обосновании научных знаний о

природе была идея абсолютной суверенности познающего разума, которая как бы

со стороны познавая мир, раскрывает в явлениях природы их истинную

сущность. Считалось, что объективность и предметность знания достигается

когда из описания и объяснения исключается все что относится к субъекту,

средствам и процедурам ее познавательной деятельности. Идеалом познания

было построение окончательной, абсолютно истинной картины природы.

На втором этапе обнаруживается кризис этих установок и осуществляется

переход к новому типу фил. оснований. Переход характеризуется отказом от

прямолинейного онтологизма и пониманием относительной истинности картины

природы. Осмысливаются взаимосвязи между онтологическими связями науки и

характеристиками метода, посредством которого осваиваются объекты.

На третьем этапе, становление которого охватывает эпоху современной НТР

складываются новые структуры фил. оснований естествознания. Они

характеризуются осмыслением исторической изменчивости не только онтологий,

но и самих идеалов и норм научного познания, видением науки в контексте

соц. условий ее бытия и ее соц. последствий, обоснование необходимости

включения ценностных факторов при объяснении и описании ряда сложных

системных объектов (теоретическое описание экологических процессов,

глобальное моделирование, обсуждение проблем генной инженерии и т. д.).

Переход от одной структуры фил. оснований к другой означает пересмотр

ранее сложившегося образа науки. Этот переход всегда является глобальной

научной революцией. Ленинский анализ революции в естествознании конца ХIХ –

начала ХХ века уделял внимание проблеме фил. оснований естествознания.

Ленин видел в этой революции (начало перехода от классического

естествознания к современному) не только ломку естественнонаучной картины

мира, и определенную трансформацию методов исследования, но и коренную

перестройку фил. оснований естествознания.

Особая позиция движения научного знания это концепция НТР и НР (Маркс и

академик Кедров) в ней НР рассматриваются как многосторонне обусловленные,

но связанные с изменением самого предмета исследований.

А) коперниканская; б) колетовская; в) открытие микромира; г) изменение

отношения науки к технике и др.

#69. Личность и общество. Проблема свободы и ответственности личности.

Человек – существо родовое. И как отдельный представитель рода, он

остается индивидом. Человек как индивид характеризуется такими общими

(родовыми) свойствами, как целостность морфологической и

психофизиологической организации, активность, устойчивость во

взаимодействии со средой. Понятие «индивид» – это первая ступень к понятию

человека как личности; реальный индивид является началом, основанием для

формирования личности.

Второй ступенью здесь является понятие «индивидуальность». Человек как

индивидуальность кроме общих признаков обладает и специфическими чертами,

которые позволяют отличить его от других членов рода. К таким специфическим

признакам относят психологические особенности человека, его отношение к

средствам производства, характер его деятельности, политическую ориентацию,

положение в обществе и т.п.

Социальную структуру личности (по Г.Смирнову) можно представить

следующей схемой:

Проблема отчуждения личности. Развитие личности невозможно без

преодоления всех ее форм отчуждения от общества.

Отчуждение – это социальный процесс, в ходе которого деятельность

человека вместе с ее результатами превращается в самостоятельную силу,

господствующую над ним и враждебную ему.

Отчуждение – это в определенной мере фетишизация результатов

деятельности человека. Отчужденный человек становится рабом произведенных

им вещей, рабом собственности и денег. По сути он превращается в орудие

чужих целей. Из его собственной деятельности выхолащивается ее творческое

содержание.

Основные причины отчуждения:

. частная собственность на орудия и средства производства;

. научно-технический прогресс (новые технологии, роботизация и

компьютеризация производства);

. всевластие бюрократии;

. социальное неравенство и эксплуатация;

. абсолютизация духовных сил человека.

«Снять» отчуждение можно только в таком обществе, де в полной мере

осуществляются все права и свободы личности: право на труд и свободу выбора

профессии; право на образование и медицинское обслуживание и свободу выбора

их форм; право на жилье и нормальную среду обитания; право на свободу

мысли, совести, убеждений; право на участии в принятии и реализации решений

в сфере производства, политики, культуры и т.д.; право свободно избирать и

быть избранным в различные органы политической власти; право свободно

участвовать в митингах, демонстрациях, собраниях и т.п.

Свобода личности. Волюнтаризм и фатализм. В истории общества есть

различное понимание термина «свобода». П.Гольбах, например, полагал, что

свободы в принципе не существует: «Свобода воли есть химера», - писал он.

Л.Бюхнер считал, что свобода – это свобода человека со связанными руками,

это свобода птицы в клетке. Для Екатерины Великой свобода соответствует

ситуации, когда никто не может заставить делать человека то, чего он не

хочет. С точки зрения Н.Бердяева, свобода есть творчество человека,

«созидание ранее небывшего».

Свобода – это специфический способ бытия человека, связанный с его

способностью выбирать решение или совершить поступок в соответствии со

своими целями, интересами, идеалами и оценками: он основан на осознании им

объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего его

мира.

#53. Общество и природа. #54. Экологическая проблема в современном мире и

концепции ее решения.

Человечество –группы народов, развивающиеся вне взаимодействия м/у

собой. Человечество становится единым целым в ходе отношений, в эпоху

открытия мирового рынка. С ростом производства взаимоотношения м/у группами

резко возрастает со 2 половины ХХ в. возникают глобальные проблемы

общественного развития – это процессы, кот. повсеместные, охватывают все

чел-во; от решения этих проблем зависит существование чел-ва; решение

требует усилий боль-ва чел-ва.

Угрозы: Экологические катастрофы; Деградация чел-ва; Мировая война.

Необходимое условие жизни об-ва – взаимодействие об-ва и природы. Человек –

биологический вид и ему необходимы привычные условия обитания. Производство

– воздействие на природу, как предмет труда, при этом на ранних этапах

истории особенности природной среды влияли на форму деятельности и этапы

развития общ-ва.

В дальнейшем зависимость соц. развития от природной среды ослабевает

и нарастает изменения природной среды чел-ом, на основе изменений типов хоз-

ва, на росте пр-ва.

Три этапа взаимодействия общ-ва и природы:

1) Древнейший (охота и собирательство);

2) Допромышленный (возникновение ремесла и переход к земледелию, изменения

локального характера);

3) Индустриальный (возникновение пр-ва, промышленности, выход продуктов

составляет 1% от сырья).

Вторая половина XX века – новый этап воздействия, угроза экологической

катастрофы.

Осмысление этой проблемы произошло в 1972 г. До этого она существовала,

но не воспринималась всерьез. Д. Медоуз провел работу по прогнозированию

развития чел-ва на 30-40-50 лет вперед. Обнаружил взаимосвязь пр-ва – чел-

ка – природы, предложил теорию нулевого роста, что вызвало массовые

волнения («римский клуб»).

Экология. - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с

внешними условиями его обитания с целью поддежания динам равновесия системы

“общество-природа”.

Осмысление ситуации породило «зеленых». Требуются глубокие изменения в пр-

ве, технологии пр-ва и в стратегии развития чел-ва Возможно развитие

индустриальных стран станет несовместимо с возможностью развития чел-ва. Сл-

но, необходима регуляция отношений общ-ва и природы и пр-ва, которая бы

обеспечивала решение осн. соц.-эконом. проблем и сохранение среды обитания.

Полной программы решения этой проблемы не существует, но очевидно, что

это решение потребует серьезных изменений в морали, системе ценностей и в

сознании чел-ва.

При условии преодоления экологического кризиса чел-во должно будет

осуществить переход (Вернадский) от биосфер к ноосфере - эта сфера разумной

жизни где действует разум, взаимодействует общ-во и природа под его

контролем. В отдаленном будущем возможно воспроизводство многих условий

существования чел-ва (атмосфера и т. д.).

Бионика – воспроизведение форм организации характерных живой природе и ее

формам.

Народонаселение. Глобальный фактор жизни общ-ва – рост населения в

мировом масштабе, это феномен ХХ века. Переход запада к капитализму

сопровождался переходом к более низкой рождаемости и низкой смерти. Этот

переход является демографической революцией. Вторая половина ХХ века эта

революция охватила страны Азии, Африки и Латинской Америки и здесь она

превратилась в скачкообразный рост (из-за снижения смертности и постоянной

цифре рождаемости). Подобный рост создает новые соц.-эконом. проблемы и

обостряет старые:

1) продовольственная;

2) занятости и трудоустройства

Некоторые страны мира проводят политику сдерживания роста населения.

Майтос – рост чел-ва регулируется войной и прочими бедствиями – самая

бездарная теория, оправдывает все эпидемии и колонизация Австралии

англичанами. Ни одна демографическая политка не имеет ничего общего с

майтовской теорией.

«Дети - цветы жизни на могилах их родителей» – это естественная сущность

жизни чел-ва.

#50. Научная теория как форма знания. Основные функции теории.

Объектом научной теории являются некоторые закономерные связи

действительности. Теория как мысленная конструкция не просто познает эти

связи, но и организует их в сис-му. При этом обычно содержит определенные

методы истолкования изучаемой области и предсказания поведения объектов

(объяснение). Они формируются в различные классификации. Сформулированная

теория не остается неизменной, она трансформируется как под влиянием

эмпирического материала, так и открытия информации, содержащейся в ней

самой в скрытом виде. Теории:

1)формализация;

Этот прием заключается в построении абстрактно-матем. моделей. При

формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования

со знаками (формулами). (Широко применяется в матем., логике, соврем.

лингвистике.

2)аксиоматический;

Сначала задается набор исходных положений не требующих доказательств.

Потом – вывод из них. Совокупность исходных аксиом и выводов из них

образует аксиоматически построенную теорию.(«Начала» Евклида.) Развитие

аксиом. метода привело к построению формализованных аксиом. систем. С

помощью его создается абстрактная знаковая модель, кот. интерпретируется на

различных системах объектов. 1931г. К.Гедель доказал теорему о

принципиальной неполноте достаточно развитых формальных систем. Нельзя всю

математику представить как единую аксиом. систему, что, однако, не

исключает аксиоматизацию ее отдельных разделов.

3)гипотетико-дедуктивный (зарождение и проверка новых гипотез).

Развитое теоретическое знание строится не «снизу» за счет индуктивных

обобщений научных фактов, а развертывается как бы «сверху» по отношению к

эмпирическим данным. Метод построения знания состоит в том, что сначала

создается гипотетическая конструкция, кот. дедуктивно развертывается,

образуя систему гипотез, затем система подвергается опытной проверке, в

ходе кот. она уточняется и конкретизируется. В этом и закл. сущность

гипотетико-дедуктивного развертывания теории.

#61 Мораль и ее роль в жизни общества.

Мораль (лат. мoralis – относящийся к нраву, характеру, складу души,

привычкам); нравственность, один из основных способов нормативной регуляции

действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид

общественных отношений; предмет специального изучения этики ( философ.

энциклопед. словарь).

Исторически:

Платон: мораль не возникает из практической деятельности людей, она есть

результат того, что наша душа сохранила воспоминания об абсолютных

моральных понятиях, которые существуют вне этого мира.

Кант: связывал основание морали с некоторыми априорными свойствами

человеческой души.

Просветители: (особенно франц. материалисты) пытались найти основу морали в

неизменной природе человека. Истинная человеческая мораль – есть мораль

эгоизма; ицель общественного воспитания в том, чтобы сделать эгоизм

разумным.

Общая черта : все вышеуказанное основывается на представлении о

неизменности морали. Этот взгляд противоречит реальной истории

человечества.

Объективно:

Мораль принадлежит к числу основных типов нормативной регуляции

действий человека, таких как: право, обычаи традиции и др., пересекается с

ними и в то же время существенно отличается от них. Если в праве и

организационных регуляциях предписания формулируются, утверждаются и

проводятся в жизнь специальными учреждениями, то требования нравственности

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.