рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Кандидатский

Существует 2 концепции пространства и времени:

Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые

сущности, которые существуют сами по себе которые существуют сами по себе,

независимо от материальных объектов (Демокрит, Эпикур, Ньютон).

Реляционная концепция рассматривает пространство и время как особые

отношения между объектами и процессами и вне их не существуют (Лейбниц).

Теория А. Эйнштейна доказала, что в реальном физическом мире

пространственные и временные интервалы меняются при переходе от одной

системы отсчета к другой.

Теория относительности вывела глубокую связь между пространством и

временем, показав, что в природе существует единое пространство-время, а

отдельно пространство и отдельно время выступают как его своеобразные

проекции, на которые оно по-разному расщепляется в зависимости от характера

движения тел.

#28. Философская и научная картина мира.

Бытие (существование) – одна из исходных категорий для научного мышления

которая трактуется по разному в разное время.

Для материалистов - "бытие" - материальный мир с которым человечество

имеет познание и практику.

"Бытие" у Гегеля - бытие мирового разума.

Религиозное мировоззрение - "бытие Божее".

Все постулаты являются фактами культуры и искусства, но такое

нематериальное бытие является объектом веры. При осмыслении единства мира

использовалось понятие "материи".

В античной философии стремились найти общую первооснову вещей. Одно из

решений античной философии о "кирпичиках" и строении всего мира из них

стала основой научного знания вплоть до 20 века.

Для материи указывались конкретные характеристики: существования массы,

непроницаемость, т.е. предлагалось, что существуют неделимые "кирпичики

мироздания", но и существуют определенные абсолютные свойства присущие

всему мирозданию.

Такая трактовка пережила кризис научной революции начала 20 века. При

научной революции обнаружилось, что реальный мир многообразен и не

существует свойств присущих всем без исключения объектам.

В этот период распространился другой подход к трактовке материи. Он

существует еще с 18 века, но наибольшее обоснование он получил в

марксистской философии.

Суть его в том, что в основу категории материи, в основу осмысления

единства мира были положены субъективно - объективные отношения, взятые в

наиболее общей форме. Поскольку мир бесконечно многообразен, то оценить его

можно относительно нашего сознания ("материя - данная реальность через

ощущения").

Она указывает на многообразие мира и является антидогматической. В

принципе возможно определить материю как бесконечную совокупность объектов

способную проявлять себя во взаимодействии.

Способность объекта отражаться в сознании, есть частный случай

проявления общей характеристики реального бытия. При этом материальный мир

оставаясь бесконечно многообразным обнаруживает некоторое внутреннее

единство. Это единство проявляется в том, что все объекты при определенных

условиях взаимопревращаются друг в друга.

Взаимодействуя объекты производят изменения друг в друге, поэтому мир

взаимодействующих объектов это изменяющийся мир и вся совокупность

происходящих изменений в философии обозначается понятием движения.

Реальное движение материально, т.к. это является процессом изменения

материального мира. Движение абсолютно в том смысле, что она существует

всегда, т.к. нет изменения объектов и оно бесконечно многообразно. Движение

объективно противоречиво, ибо любой объект одновременно и "прибывает" и "

изменяется". Всеобщее взаимодействие и изменчивость есть важнейшая

характеристика "бытия".

На протяжении 20 века картина мира претерпела глубокие изменения. В

классической науке мир представлялся:

1) построенный из неизменных кирпичиков;

2) построенный на однозначных причинных связях.

Мир представляется гигантской машиной и одно из следствий такого

взгляда, это неспособность мира к саморазвитию, нет случайностей, нет

человеческой свободы.

Пересмотр этой картины мира потребовал уточнение или изменение

традиционных философских категорий в которых отражены общие связи.

#38. Проблема человека в философии. социальное и биологическое в человеке.

Одной из важнейших философских проблем, связанных с человеком, является

проблема соотношения природного и социального в его историческом и

индивидуальном развитии.

Кроме учения Ч. Дарвина о происхождении человека естественным путем,

религиозных концепций о божественном акте сотворения человека, существует

гипотеза о внеземном происхождении жизни.

Социоантропогенез связан с тем, что предчеловек в процессе трудовой

деятельности изменял свои руки, приспосабливая их к примитивным орудиям

труда, формировал свой язык и речь, предназначенные прежде всего для

общения с людьми. Важными этапами на пути становления человека явились

приобщение его к огню, добычи огня, а также приручение животных,

увеличившее его силы в его отношениях с природой. Окончательно

сформировавшийся человек (человек разумный - Homo sapiens) уже обладал

всеми биологическими и социальными качествами, необходимыми для

осуществления своего общественно-исторического развития.

Сложились две позиции о природе человека:.

Социологизаторские трактовки распространились особенно широко среди

сторонников марксистской философии на основе тезиса о человеке как

совокупности общественных отношений. Также, среди приверженцев марксизма

немало и таких философов, которые считают, что К. Маркс имел в виду понятие

"человек" как "общество", а личность человека полагал особым продуктом

социальных общественных отношений. Однако первая трактовка стала

преобладающей. Считалось, что никаких особых биолого-генетических задатков

индивидуум не имеет, что не только личность социальна, но социальна также

вся биолого-физиологическая структура человека.

Общей чертой биологизаторских концепций является толкование сущности

человека преимущественно с позиций биологии.

Главным двигателем общественного развития является борьба за

существование и естественный отбор. Выживают только сильнейшие (иногда при

этом употребляется понятие "сверхчеловек"), погибают или должны погибать

все слабые и неприспособленные к среде. Расистские теории сводят сущность

человека к расовым признакам, разделяя все расы на "высшие" и "низшие";

аристократические расы должны господствовать над низшими.

Человек - социобиологическое существо. Как личность он является бесспорно

социологическим по самой свой сути. Только что родившийся ребенок

представляет собой, конечно, биологическую материальную живую систему. Он

не обладает еще мышлением и речью. Его физиологическая организация

располагает возможностями при определенных условиях реализовать эту

способность к мышлению и речи. К таким условиям относятся ближайшая

социальная среда, в качестве которой выступают его родители. Без социальных

факторов, не может быть человека. На всем протяжении своей дальнейшей жизни

в человеке оказываются взаимопроникающими эти две его стороны -

биологическая и социальная.

Социальными являются открытия в науке.

Проблема необходимости и свободы личности

Существует ряд подходов к проблеме свободы личности - философский,

религиозный, политический и др., а в рамках каждого из них имеются

направления (фаталистическое, индетерминистское и диалектическое).

Фатализм фактически отвергает свободу, абсолютизирует необходимость; он

ставит человека в полную зависимость от природной или социальной

необходимости.

В противоположность фаталистическому пониманию детерминизма существует

концепция индетерминистская, абсолютизирующая свободу воли человека в

обществе и господство случайности в природной и социальной реальности.

Предназначение человека. проблема жизни и смерти

Проблема цели жизни, предназначения человека, проблема жизни и смерти

всегда волновала философию. Смерть - завершающий момент существования

живого существа. Неотъемлемой чертой религий является представление о

смерти как о конце плотской, земной жизни и переходе к вечной - бестленной,

духовной жизни.

Проблема смерти порождает вопрос о цели и смысле жизни. В этом вопросе

есть субъективная и объективная сторона. Субъективная сторона проблемы

смысла жизни решается каждым человеком по своему, в зависимости от

мировоззренческих установок.

Человек как биологическое индивидуальное существо смертен. Он не

представляет собой исключения из материальных, в том числе биологических,

систем. Как и всё, что обладает бытием, рано или поздно заканчивает своё

существование и переходит в небытие, так человек завершает свою жизнь

процессом умирания.

Жизнь человека продолжается в его детях, внуках, последующих поколениях.

Человек создает различные предметы, орудия труда, научные труды, совершает

новые открытия. Сущность человека выражается в его творчестве, в котором он

самоутверждается и посредством которого обеспечивает своё социальное и

более длительное, чем у индивида, существование.

#39. Познание и практика. Формы познавательной деятельности.

На первых этапах исторического развития человеческой цивилизации

потребность в познании мира удовлетворялась в мифологическом и религиозных

объяснениях природы.

Начатки научного знания, накапливавшиеся вначале в рамках магии, со

временем стали требовать своего дополнения в научной картине мира и в своём

объяснении с точки зрения научного мировоззрения.

Теория познания (или гносеология) - это раздел философии, в котором

изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к

реальности, исследуются общие предпосылки познания, выявляются условия его

достоверности и истинности.

Познание-отражение реальности в голове человека. Происходит стихийно.

Информационный массив который накоплен человечеством не может познать ни

один гений.

В качестве субъекта выступает отдельный конкретный человек (индивид) и

группа людей и человечество в целом.

Объект - вся существующая реальность.

Выделение объекта из многообразия связей это выделение субъектом объекта

познания - это активный акт. Процесс познания во всех случаях носит

активный характер.

Знание как субъективный образ реального мира возникает как результат

деятельности субъекта в этом мире, в т.ч. в результате активного

воздействия на субъекты познания.

Сам субъект познания социален, в т.ч. и в тех случаях, когда это

отдельный конкретный человек, ибо сам познавательный аппарат, который

человек имеет. Сформировался исторически, в процессе становления развития

общества.

Субъект познания на каждом конкретном этапе имеет определённые черты:

определённый уровень знаний и технической возможности. Познание исторически

развивается вместе с субъектом познания и с возможностями его воздействия

на объект. Вместе с тем отражение мира в каждом индивидуальном человеческом

сознании совершается в определённых формах

. Принято разделять 2 стороны познания:

чувственная и логическая.

Чувственная сторона имеет своим исходным элементом ощущения, связана с

непосредственными органами чувств. Является отражением реальности. На базе

ощущений складываются и более сложные формы: восприятие, представление -

устойчивый образ который сохраняется и при отсутствии контакта с предметом.

Представление по всем своим признакам - есть высшая форма чувственного

познания, содержащая в себе основы для перехода к другой познавательной

способности человека - "рациональной".

В этом познании выделяют такие формы: понятие, суждение, умозаключение

(иногда сюда включают гипотезы, теории, методы)

.Понятие - это мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки

вещей.

Суждение есть отражение связей между предметами и явлениями

действительности или между их свойствами и признаками. Это форма мысли, в

которой по средствам связи понятий утверждается или отрицается что-либо о

чем либо. На базе понятий и суждений формируются умозаключения,

представляющие собой рассуждения, в ходе которых логически выводится новое

суждение (заключение или вывод). Рациональная способность (как, в прочем и

чувственная - на уровне представлений) связана с мышлением.

Сенсуализм возвышает чувственную познавательную способность. Его

представители: Протагор, Эпикур, Гоббс, Локк, Юм, Фейербах. Противоположную

линию в философии проводили рационалисты (рационализм): Парменид, Декарт,

Спиноза, Лейбниц, Гегель. Они признавали разум основой - познания и

поведения людей, выражая тотальное недоверие к чувствам как источнику

достоверной первичной информации. Рациональное познание в своём

взаимодействии с практикой способно преодолевать недостатки чувственного

постижения действительности и обеспечивать фактически безграничное,

поступательное развитие знания.

#1. Античная диалектика и ее исторические особенности.

Диалектика – это миропонимание, которое рассматривает действительность

как взаимосвязанную, текучую и изменчивую.

Особенно ярко диалектика выражена у Гераклита Эфесского (ок. 520-460 до

н.э.). Все существующее постоянно переходит из одного состояния в другое:

“все течет, все меняется”, ”в одну и ту же реку нельзя войти дважды ”; в

мире нет ничего неподвижного: холодное теплеет, теплое холодеет, влажное

высыхает, сухое увлажняется. Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть,

рождение и гибель – бытие и небытие – связаны друг с другом, они

обуславливают и переходят друг в друга.

Гераклит понимает, что текущая река, “изменяясь покоится”. Согласно его

воззрениям, переход явлений из одного состояния в другое совершается через

борьбу противоположностей, которую он назвал вечным “всеобщим логосом”,

т.е. единым, общим для всего существования законом. Гераклит учил, что мир,

единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и

будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно

угасающим. Диалектика Гераклита учитывала обе стороны явления – его

изменчивость и его неизменную природу.

Античная диалектика не ограничивалась констатацией, что все течет и

меняется, но и указывала на особую роль противоречий. Так Зенон, как и все

элеаты, придерживался точки зрения, что бытие едино и неподвижно. Сама по

себе эта идея антидиалектична, но чтобы доказать ее, Зенон использовал

диалектический метод (знаменитые апории Зенона, призванные показать, что

движение немыслимо без противоречий).

К особенностям античной диалектики можно отнести то, что:

1. диалектика античных философов не является научно доказанной теорией,

она опирается на созерцание, на непосредственный опыт.

2. античная философия не знала идеи прогресса, восхождения от низшего к

высшему (или “золотой век” позади, или круговорот).

#2.Античный атомизм.

Атомизмом называется такая научная и мировоззренческая концепция

(картина мира), которая рассматривает в качестве первоосновы всего

существующего некоторые дискретные образования.

Концепция атомизма возникает в античной философии в Vв. до н.э.

Зарождение атомизма связано с именами Левкиппа и Демокрита, позже –

Эпикура. Источников почти нет, восстанавливаем по критическим

произведениям. Наиболее полное изложение атомизма дает Лукреций Карр

(римский поэт).

Натурфилософское осмысление мира началось со стихий, которые текут и

меняются, нет ничего постоянного. В противовес таким воззрениям возникает

концепция Элеатов: истинное бытие должно быть неизменно, едино. Движение

немыслимо без противоречий. Доказательство этому – апории Зенона.

Атомизм был выходом из создавшегося кризиса. Идея атомизма возникла в

античной философии как средство разрешения противоречия более ранних

натурфилософских концепций (милетцев и элеатов) и как результат анализа

понятий конечного и бесконечного, единого и многого.

Атомы мыслились как первоэлементы, кирпичики мироздания, причем, вечно

существующие, т.е. несотворимые и неуничтожимые.

При этом атомы представлялись бесконечно разнообразными, прежде всего по

форме. Многообразие вещей, которые возникают в процессе взаимодействия

атомов, объяснялось как многообразием самих атомов, так и многообразием их

сочетаний и взаимодействий.

Существование атомов предполагало и существование пустоты, в которой они

движутся. Таким образом, любые тела состоят из атомов и пустоты. Как

говорил Демокрит: ”Начало вселенной – это атомы и пустота. Все остальное

существует лишь во мнении”. Атомы находятся в постоянном движении, причем

это движение носит необходимый характер. Но эта необходимость не является

чем-то внешним по отношению к атомам, она присуща им самим. Отсюда

следовало отрицание случайности (случайность – это то, причина чего нам не

известна, т.е. недостаточность знания). Правда, в более позднем атомизме

Эпикур ввел идею о “спонтанном отклонении” атомов в процессе их движения.

Поскольку количество атомов бесконечно, отсюда следует множественность

миров в прошлом и настоящем. Наряду с этим в атомизме возникло своеобразное

объяснение познавательного процесса: от вещей как бы исходят их образы

(тоже вещественные), которые и воспринимаются человеком. Слабая сторона

здесь – переход от чувственного к логическому.

Атомизм оказал большое влияние на дальнейшее развитие человеческой

мысли. На этой идее базировалась вся европейская классическая наука.

#60. Духовные ценности и ценностная форма сознания.

Человеческое сознание на всех своих уровнях никогда не представляло

собой простую сумму информации об объективном мире самом по себе.

Практика людей всегда заставляло оценивать значимость объектов для

человека, а также формы человеческих отношений с точки зрения интересов, т.

е. группы людей. Всегда присутствует оценка, а не просто характеристике

вещи (ее описание). Этот тип сознания пришел форму особого ценностного

сознания, т. е. и в сознании общества в целом есть система представлений о

том, что наиболее значимо для человеческой жизни, к чему стремятся. Т. е.

Формировалось то что называют общественными идеалами. В философской мысли

анализу ценностей посвящен особый раздел аксиология – учение о ценностях

(постклассич. Философ. 19-20 века).

Там ставится вопрос о природе ценностей, о взаимоотношениях между ними,

об иерархии.

Ценность всегда для кого-то. Ценности нельзя понимать

натуралистическими, как нечто независимое от человека. Ценности это

выражение определенного общественного отношения, определенной ориентации

человеческого сообщества, его целей и идеалов.

Иерархия ценностей.

1. Наслажд. чувства – весельчак

2. Комфорт - буржуй

3. Героическая ценность – герой

4. Наука, искусство – гений

5. Святости – святой

#59. Общественное сознание или духовная жизнь общества.

Общественное сознание и духовная жизнь общества имеют сложную структуру.

Разделим на 2 взаимодействующих, но разных уровня:

1. обыденное сознание, которая формируется под воздействием практической

жизни

2. специализированная духовная деятельность, т.е. деятельность

профессионалов умственного труда (юристов, философов).

Само обыденное сознание имеет ряд особых форм организации. Оно выступает

не только как совокупность обыд. знаний и навыков, но и как общественная

психология:

1. повседневное сознание соц. группы имеет особенности свойственные только

ей (крестьянство, духовенство)

2. исторически сформировались психологич. механизмы, что проявляются в

отношениях между людьми, они сплачивают или разъединяют определ. соц.

группы (механизма коллективного противопоставления группы по схеме « мы

и они », он сформиров. историей человечества)

Самое объединяющее средство это отпор одному врагу. Один из действующих

механизмов обыденного сознания это – образование стереотипов – некоторой

оценки социальной действительности (восприятие для себя). Наряду с

разделением на два уровня общественное сознание разделено на разные

конкретные формы: мораль, право, наука, религия и т. д.

Причем каждая из них отражает какую-то сторону реальной практической

жизни и делает это особым специфическим образом и выполняет особые

социальные функции.

В конечном счете, сознание – есть осознанное бытие, но это не означает,

что сознание всегда дает адекватную картину этого бытия. Пр. –

существование отчуждения и его форм деятельности порождает многочисленные

социальные иллюзии (присущее целой социальной группе).

Некоторые иллюзии исторически необходимы.Сознание обладает значительной

самостоятельностью по отношению к бытию (оно может опережать его ,

предсказывать).

Идеи в условиях не одинакового развития общ-ва могут переноситься с

одной соц. почвы на другую. Поэтому духовная культура в любой момент

времени это продукт существующего бытия на данный момент.

#55. Демографический фактор общественного развития. Демографические

процессы в современном мире.

Демография – наука о народонаселении его структуре (половозрастной,

региональной , этнической ) и динамике (рождаемости ,смертности, миграции

и.т.д )

.Количественные характеристики демографических процессов представляют

собой показатели, в которых в обобщенном виде проявляется действие

множества факторов: биологических, социальных, культурных, этических,

этнических, социально-психологических и.т.д. При различных общественных

способах производства существуют различные законы возрастания населения и

перенаселения.

Интенсивный рост народонаселения земли , как глобальная проблема

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.