|
Кандидатскийсовременности во многие связан со снижением смертности (особенно детской) в развивающихся странах вследствие развития медицины и здравоохранения , улучшения гигиенических условий . Он происходит на фоне сохранения традиционных жизненных укладов, затрудняющих как внутрисемейное регулирование рождаемости, так и эффективную работу населения в сфере промышленности. В некоторых развитых странах складывается такая демографическая ситуация, когда относительно низкие уровни рождаемости и смертности приводят к старению населения и к уменьшению доли населения. Поэтому необходимы – разработка и осуществления соответствующей демографической политики, рост населения влияет на экономику, социальную структуру. Демографическая политика учитывает широкой круг социальных и культурных аспектов проблемы. Видимо существуют предел населения земле и ее ресурсов. Некоторые ученые считают, что можно оправдать войны так как они смягчают противоречия между чрезмерным ростом населения и недостаточным ростом производства. Эти ученые идут вслед за Мальтусом и его законом о динамики народонаселения, по которому населения растет геометрической прогрессии, а производство в арифметической. Демографическими процессами можно управлять. Задача этого управления: найти пути предотвращения конфликта между производством и природой. Изменения в народонаселении оказывают воздействие на состояние экономики, развития производительных сил, общество, на темпы и пропорции всего общественного развития. Необходимо управлять такими демографическими процессами как: 1) условия развития стабильность семьи. 2) миграционные процессы. 3) изменения возрастного состава населения.4) качественные характеристики населения, то есть по состояния здоровья, уровень образования, культурно-профессиональной подготовкой на основе этого возможно прогнозирования и планирование динамику народонаселения. Рост населения в разных странах не одинаков: В развитых странах он более плавный а в развивающихся :-более резкий. В большинстве высоко развитых стран рост населения стимулируется, а в развивающихся –сдерживается. Вопрос демографии – это часть глобальной экологической проблемы. Загрязнение окружающей среды зависит не от темпов роста населения а темпов роста промышленного производства, а следовательно от культурно- профессиональных характеристик населения. Удовлетворение материальных потребностей человека связано с качественным изменением отношения общества к природе, поэтому решение демографической проблемы возможно в совокупности с решением всей экологической проблематики в целом. #58. Научно-техническая революция: современный этап. В ходе НТП выделяют особо крупные вехи, связанные с качественным преобразованием производительных сил. 1-м этапом стал этап механизации, освободивший человека от изнурительного физ. труда. Главное направление современной НТР (2-й этап) - автоматизация, связанная с развитием электроники и вычислительной техники. Основная черта современной НТР - превращение науки в ведущую силу производства. НТР ведет также к изменениям в соц. сфере, выводит человечество на решение глобальных проблем. Концепции будущего развития: 1) «постиндустриального» общества (Д.Белл) - обществом станут управлять организаторы науки и техники (менеджеры), а определяющим фактором развития - научные центры. Суть: Всеобщая технизация жизнеспособна решить все соц. проблемы. Ошибочность: Абсолютизация роли науки и техники (Они не могут решать сложные политические проблемы). 2)технофобии - то есть страха перед всепроникающей силой техники. НТП принимает такие масштабы, что грозит выйти из-под контроля общества и стать грозной разрушительной силой цивилизации, способной нанести непоправимый вред природе и самому человеку. #42. Наблюдение и эксперимент как формы научного познания. Наблюдение - это преднамеренное, направленное восприятие, имеющее целью выявление сущности, свойств и отношений объекта познания. Оно м.б. непосредственным и опосредованным приборами. Наблюдение приобретает научное значение, когда оно в соответствии с исследовательской программой позволяет отобразить объекты с наибольшей точностью и может быть многократно повторено при варьировании условий. Но человек не может ограничиться ролью только наблюдателя: наблюдение только фиксирует то, что дает сама жизнь, а исследование требует эксперимента, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенным образом заданные условия, отвечающие целям исследования. В ходе эксперимента исследователь активно вмешивается в исследовательский процесс. В процессе научного познания применяется и мысленный эксперимент, когда ученый в уме оперирует определенными образами, мысленно ставит объект в определенные условия. Эксперимент двусторонен. С одной стороны он способен подтвердить или опровергнуть гипотезу, а с другой - содержит возможность выявления неожиданных новых данных. Т.о. экспериментальная деятельность обладает сложной структурой: теоретические основы эксперимента - научные теории, гипотезы; математическая основа - приборы; непосредственное осуществление эксперимента; экспериментальное наблюдение; количественный и качественный анализ результатов эксперимента, их теоретическое обобщение. Необходимым условием научного исследования является установление фактов. Факт, от factum - сделанное, совершившееся. Факт - это явление материального или духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего сознания, зафиксированность какого-либо предмета, явления, свойства или отношения. “Факты - это воздух ученого”, - говорил Павлов. Самое характерное для научного факта - его достоверность. Факт должен быть осмыслен, обоснован. Факты всегда оказываются опосредованными нашим пониманием, интерпретацией. Например свидетельские показания. Люди говорят об одном и том же, но как по разному. Т.о. очевидность отнюдь не является полной гарантией реальной достоверности факта. Факты сами по себе не составляют науки. Факты должны быть подвергнуты отбору, классификации, обобщению и объяснению, тогда они включатся в ткань науки. Факт содержит немало случайного. Поэтому основой для научного анализа является не просто единичный факт, а множество фактов, отражающих основную тенденцию. Только во взаимной связи и цельности факты могут служить основанием для теоретического обобщения. Из соответственно подбор фактов можно построить любую теорию. #41 Научное познание и его специфика. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. В науке различают эмпирический и теоретический уровни познания. Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. Эмпирические методы используемые на уровне научного исследования: анализ, сравнение, моделирование, синтез, индукция, дедукция, аналогия. Теоретическое познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Оба эти уровня связанны, предполагают друг друга, хотя исторически эмпирическое предшествовало теоретическому. Методы теоретического познания: Прием заключается в построении абстрактных мат. моделей. 1.Аксиоматический метод – создаются положения не требующие доказательств (аксиома, постулат), следствие выводится дедуктивно. 2.Синтез аксиоматического и формализации. 3.Гипотетико-дедуктивный – система методологических приемов, состоящая в выдвижении конечных утверждений в качестве гипотез; и проверке этих гипотез путем вывода следствий из них и сопоставления их с фактами. Наблюдение и эксперимент важнейшие методы эмпирического познания. Наблюдение - преднамеренное целенаправленное восприятие, имеющее целью выявление существенных свойств и отношений объектов познания. Исследование требует также и эксперимента, ставящего объект в определенные заданные условия, отвечающие целям исследований. В процессе научного познания применяется так называемый мысленный эксперимент, когда ученный в уме оперирует определенными образами и понятиями, мысленно создает нужные условия. Эксперимент двусторонен: с одной стороны он позволяет проверить и подтвердить гипотезу, с другой стороны он дает данные для новых гипотез. Теория - это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, и .т.д. Теория - развивающаяся система верных, проверенных практикой научных знаний. Сердцевину научной теории составляют входящие в нее законы. Многообразию форм современного теоретического знания соответствует и многообразие типов теорий, а также многообразие их классификаций. Различают описательные, математизированные, интерпретационные, дедуктивные. Всякое наблюдение начинается не со сбора фактов, а с попытки решения какой-то задачи, в основе которой всегда лежит известное предположение, догадка, постановка проблемы. Постановка проблемы и исследовательская программа. Люди стремятся познать то, чего они не знают. Проблема - это вопрос, с которым мы обращаемся к самой природе, к жизни , к практике и теории. Поставить проблему порой не менее трудно, чем найти ее решение: правильная постановка проблемы в известной мере направляет поисковую активность мысли, ее устремленность. Когда ученый ставит проблему и пытается решить ее , он неизбежно разрабатывает и исследовательскую программу, строит план своей деятельности. При этом он исходит из предполагаемого ответа на свой вопрос. этот предполагаемый ответ выступает в виде гипотезы. #62. Религия как форма духовной культуры. Отличительный признак любого религиозного сознания, любой религии как сис-мы представлений, действий, обрядов – вера в сверхъестественное. Т. е. Вера, в то что помимо этого видимого, познаваемого мира существует иной мир и есть некоторое высшее сверхсущество, которое сотворило и управляет миром. Вопрос о сущности и происхождении религии осмысливался как в философии, так и в некоторых конкретных общих науках: этнография, история культуры (Тейлор, Фрейзер, Леви-Брюль). В философии критический анализ религии был развит просветителями: религия это результат недостаточных знаний о мире и его законах, связанный с чувством страха и осознанным обманом одних людей другими. Фейербах глубже подходил к осознанию религии, видел в религии реальное человеческое содержание, принявшее фантастическую форму. Марксистская философия – религия продукт общественных отношений. Этнография и история культуры рисовали конкретные формы религии. Мир древнего религиозного сознания многообразен в зависимости от изменения реальных условий жизни (охотничество – тотемизм: земледельчество – умирающие - воскресающие боги; китайцы – небо; японцы – солнце). Общие предпосылки религии: условием самого возникновения религии является способность человеческого сознания выходить за рамки отражения наличного бытия. Без этой способности религия не могла бы возникнуть. Эта способность приводит к формированию факт. образов, которые делаются объектом поклонения только в силу социальных причин. В общем виде это ограниченность реального наличного бытия и неудовлетворенность людей этим бытием, т. е. это может быть ограниченность возможностей древних в борьбе с природой и попытка восполнить эту ограниченность факт. религиозными образами. Это могут быть тяжелые условия бытия людей, угнетаемых. Возникает реальная потребность религиозного утешения (здесь мучаемся, там радуемся). Маркс: «Религия - опиум народа как лекарство». Три мировых религии: христианство, буддизм, ислам. В жизни общества религия выполняет противоречивую роль: 1.Религия сплачивает единоверцев. На определенных этапах истории это важный момент в историческом процессе. При этом религия вбирает в себя нравственные нормы, выступает как одна из главных форм регуляции человеческого поведения. 2.Сплачивая единоверцев, каждая религия отгораживает их от инаковерующих: столкновения человеческих масс, разделенных по религиозному признаку обычно имеют реальные социальные корни, но именно религия может способствовать ожесточению конфликта. Религия может помогать переносить страдания и т. д., но с другой стороны подготовка к загробной жизни может принимать форму ухода от этого мира. #21Философия экзистенциализма. В 20в. наиболее влиятельной формой иррациональной философии был экзистенциализм (К.Ясперс, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.). Экзистенция – способ бытия человека. Впервые в этом значении термин экзистенция употребляется Кьеркегором. Согласно экзистенциалистам, Э. Представляет собой то центральное ядро человеческого «Я», благодаря которому это последнее выступает не просто как отдельный эмпирический индивид и не как «мыслящий разум», а именно как конкретная неповторимая личность. Э. – это не сущность человека. Ибо она означает нечто определенное, заранее данное (Сартр), а, напротив, «открытая возможность». Учение об Э. направлено против рационалистического понимания человека, усматривающего его сущность в разуме. Экзистенциализм – это философия человека. Основная тема всех работ – это человек, его взаимоотношения с миром, человек в его самосознании. Суть экзистенциалистского подхода заключается в следующем: личность не зависит от окружающей среды, при этом разум, логическое мышление составляет лишь некоторую часть человека ( не главную его часть). Основа каждой личности – это некоторый поток переживаний его мироощущения, переживания своего собственного бытия. Именно этот поток переживаний называется экзистенцией. Экзистенция не только не зависит от среды, она всегда уникальна и неповторима. Отсюда два вывода: 1.Вывод о непреодолимом одиночестве человека, ибо все его связи с другими людьми не дают полную возможность выразиться его экзистенции. Она может выражаться в его творчестве, но любой продукт творчества есть нечто вещественное и отчужденное от его творца. 2.Человек внутренне свободен, но эта свобода не благо, а тяжкое бремя («Мы прокляты нашей свободой» Ж.П. Сартр), потому что она связана с бременем ответственности. Человек создает себя сам . Существует две разновидности экзистенциализма: религиозный и атеистический. Религиозный – единение человека с богом. Реальный же человек вынужден жить в обществе, подчиняться его требованиям и законам. Но это не подлинное существование. Глава фр. экзистенциализма фр. писатель и философ Ж.П. Сартр. Его философские взгляды противоречивы. В них переплетаются идеи Кьеркегора, Гуссерля и Фрейда. Для концепции Сартра характерна тенденция поиска среднего пути между идеализмом и материализмом. Отправляясь от основной идеи Э. – «существование предшествует сущности», Сартр строит свою онтологию на противопоставлении двух видов бытия: «бытия-в-себе», заменяющего объективную действительность, «бытия-для-себя», тождественного «человеческой реальности», т.е. сознанию. Разрыв бытия и сознания приводит Сартра к дуализму. Сознание, по Сартру, есть «не бытие бытия», но лишь оно является источником активности, движения. В морали Сартр стоит на позициях чистой субъективности. Основной категорией выступает здесь свобода. Она представляет как сущность человеческого поведения, источник деятельности и единственная возможность человека: «человек всегда и целиком свободен или его нет вовсе». Сартр отрицает объективные принципы и критерии морали. Каждый человек «вынужден сам изобретать для себя свой закон», выбирать свою мораль. А. Камю – фр. писатель и философ, представитель атеистического Э. Центральный вопрос его философии – вопрос о смысле человеческого существования, вопрос о том, «стоит ли жизнь того, чтобы жить». Камю приходит к выводу, что существование человека абсурдно. Бессмысленность человеческой жизни у Камю олицетворяет мифологический образ Сизифа: в наказание за свое коварство Сизиф обречен вечно вкатывать на гору камень, который, едва достигнув вершины, вновь скатывается вниз. Не выдерживая такой бессмысленности, человек «бунтует»; отсюда время от времени вспыхивающие революции, в которых человек пытается найти выход из своего «сизифова положения». Умонастроение Камю – это настроение безвыходного одиночества человека в «абсурдном» мире, выразившее бесчеловечность современного капиталистического общества. К. Ясперс – ведущий представитель нем. Э. Начал свою деятельность как психиатр. В психопатологических явлениях видит не распад личности, а поиски человеком своей индивидуальности. Он приходит к выводу, что любая рациональная картина мира может рассматриваться как иносказательная: она является лишь «шифром бытия» и нуждается в истолковании. Основная задача философии в том, чтобы раскрыть содержание «шифра». Господствующее в мире неразумное есть источник высшей мудрости. Подлинный смысл бытия открывается человеку лишь в периоды глубочайшего потрясения. Именно в эти моменты происходит «крушение шифра»: человек освобождается от груза повседневных забот и от своих научных представлений о действительности (от «трансцендентального бытия-в-себе»). Перед ним открываются его подлинные переживания Бога (транцендентного). #22.Философия неотомизма Неотомизм – философская доктрина католической церкви, основывающаяся на учении Ф. Аквинского. Н. – признан единственной истинной философией, соответствующей христианским догмам. Основу неотомистского учения составляет принцип: «Философия – служанка богословия». Н.- теологическая форма совр. объективного идеализма. Высшей реальностью неотомисты признают «чистое бытие», понимаемое как духовное, божественное первоначало. Результатом неотомистских спекулятивных построений является признание бога первопричиной бытия и первооснователем всех философских категорий. С точки зрения неотомистов исторический процесс зависит от сверхъестественных трансцендентных сил, которые предопределяют поведение каждого индивида. Этим исключается возможность воздействия человека на ход мировой истории. В основе неотомистской философии – утопическая идея об идеальном обществе, в котором у власти будет стоять церковь. Философы этого времени, в том числе Жак Маритен, подчеркивают, что в основе своей философия не отличается от философии своего основоположника. Реальная причина обращения к Ф. Аквинскому обусловлена тем, что в учении Аквинского была принята попытка обосновать единство веры и разума. Философия Аквинского сложилась в результате теологической интерпретации учения Аристотеля, путем усиления идеалистических элементов. Основной принцип философии Ф. А. – гармония веры и разума; он считал, что разум способен рационально доказать бытие Бога и отклонить возражения против истинной веры. Аквинский развивал учение об иерархии бытия. И Аквинский, и его последователи говорят, что существует два пути познания: 1. Снизу вверх (от материальных вещей к Богу). 2. Сверху вниз (от божественного откровения к вещам). Первый путь м.б. плодотворным только при помощи второго. Ж. Маритен говорит о том, что важно разделять три ступени бытия: -чувственное бытие; -воображаемое бытие; -метафизическое бытие. Маритен – признанный лидер неотомизма, Главный мотив его произведений – обоснование и приспособление взглядов Ф. Аквинского к современной эпохе. Маритен выдвигал идею «нового гуманизма», который призван сплотить людей на базе признания религиозных ценностей. Неотомисты подчеркивают три основных принципа своей философии: 1. Принцип реализма (реальность мира и духовных сущностей). 2. Принцип рационализма (уважение к разуму). 3. Принцип гуманизма (позиция католических философов по основному кругу социальных вопросов). Они подвергают критике все формы общественного и личного эгоизма. #12 Философия Д.Беркли и Д.Юма. Беркли: исходный материал нашего познания – ощущение (или идеи). Они составляют единственную реальность с кот. мы имеем дело. Представление или понятие о каждой вещи возникает как комбинация ощущений. Большинство абстрактных понятий должно быть подвергнуто критике и устранению. (материальная субстанция и т.п.). подвергает особой критике само понятие материи, открыто говоря, что делает это чтобы разрушить основание атеизма и материализма. Суть его учения – мы имеем мир ощущений и комбинацию этих ощущений, у нас нет оснований говорить, что за ощущениями нет ничего. Позиция Беркли глубоко противоречива. Отрицая существование материи он одновременно постулирует существование духовной субстанции, т.е. бога. Именно эта духовная субстанция и определяет сам порядок наших ощущений. Юм: пытается преодолеть противоречия Беркли. Согласно Юму в равной степени недоказуемы и понятия материи и понятия бога, и понятия чел. Я, т.е. вопрос о первооснове мира вообще не разрешим (агностицизм). Теория познания может исследовать как из простых идей возникают сложные т.е. какова связь между ощущениями и понятиями. Исходным материалом познания является определенная последовательность ощущений – это и есть наш опыт в широком смысле этого слова, причем в этом опыте нет необходимых от нас зависящих связей. Подвергает критике понятия причинности. По Юму опыт не дает нам знания о причинной связи т.к. в опыте только последовательность явлений и в силу только психологической привычки мы повторяющуюся последовательность явлений называем причинной связью. Выделяет математику как особую область знаний, в принципе отличную от Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |