рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Концепция внедрения исследовательского принципа обучения в учебный процесс

ж) комплексность.

Направленность развития обнаруживает три основных типа развития.

1. Прогрессивное развитие - движение явлений и процессов по восходящей линии, от менее совершенного к более совершенному состоянию называется прогрессом.

2. Противоположный процесс развития от более совершенного и менее совершенному, упрощение с потерей лучших форм и качеств, движение вспять, по нисходящей линии называется регрессом.

3. Круговорот - процесс развития "по кругу", без приобретения четкого направления, построение либо воссоздание предыдущих состояний после обретения нового качества.

Диалектику можно представить: а) как метод, методологию,

б) как теорию , как учение, систему знаний;

в) как логику развития.

Диалектика как метод и теория.

Учение, предметом которого является изучение закономерностей развития и взаимосвязи явлений и процессов называется диалектикой. Этимология слова восходит греческому понятию искусства рассуждения, проведения беседы (Сократ).

Диалектика также выступает методом исследования существенных противоречий, изменяющихся явлений, понимания процессов реальности с позиций их развития и взаимосвязи.

Антиподом диалектики как метода выступает метафизика. Это - учение, представляющее мир и его фрагменты как застывшие, неизменные, однозначные и неразвивающиеся сущности. Метафизика отрицает саморазвитие бытия посредством разрешения внутренних противоречий. Есть и иное понятие метафизики как учения о сверхчувственных началах и принципах существования бытия (природы, физики).

Вторым известным антиподом диалектики является эклектика (от греч.: выбирать) - соединение разнородных взглядов и идей без выделения главных, сущностных связей, без целостного и цельного представления явления, процесса. Родоначальник - Потамон Александрийский (2 в. н.э.).

Среди иных антиподов диалектики следует выделить такие учения как догматизм, софистика, релятивизм.

Исторические формы диалектики.

1. Античная диалектика. Основные представители: Герактит, Демокрит, Зенон, Платон и др. Основные черты диалектических взглядов: отрывочность, наивность, созерцательность, гипотетичность, стихийность, спонтанность.

2. Немецкая классическая диалектика. Представители - Кант, Гегель, Фихте. Характеристики ее рассмотрения: идеалистичность, системность, методологичность, универсальность, активная творческая сущность, целостность, теоретичность т.е. совокупность законов и категорий.

3. Современная диалектика.

а) Марксистская диалектика (Маркс, Энгельс, Плеханов и др.) Принципы к ее изложения: объективность, материалистичность, всеобщность, теоретичность, научность.

б) Идеалистическая диалектика. Виднейшие представители: Ж.-П. Сартр, Н. Лосский, Г. Маркузе и др.



2) Принципы, категории и законы диалектики. Объективная и субъективная диалектика. Современные дискуссии о диалектичности явлений бытия

Диалектика в ее современном обоснованном виде представляет собой стройную теорию, состоящую из совокупности идей, принципов, категорий и законов. Диалектика как теория выполняет ряд функций - мировоззренческая, методологическая, эвристическая, прогностическая, социальная, аксиологическая.

Принципы диалектики:

а) развития;

б) всеобщей связи;

в) взаимообусловленности явлений;

г) историзма;

д) антиномии,

е) объективности;

ж) системности, всесторонности анализа.

и) монизма.

Категории диалектики.

Философские категории представляют собой всеобщие формы мыслительной деятельности, идеальные образы, отражающие свойства и связи, присущие всем явлениям действительности. Познавая мир, размышляя о нем, человек оперирует соответствующими понятиями, определенные качества, свойства и связи. Они являются поэтому всеобщими, принадлежащими всем явлениям действительности. Категории диалектики разделяют на разновидности, отражающие: а) универсальные процессы самоорганизации бытия и категории и б) выражающие связи детерминации. К первым относятся такие категории как единичное - особенное - общее (всеобщее), целое - часть, система - структура - элемент, содержание - форма.

Связи детерминации объясняют категории: причина - следствие, необходимость - случайность, сущность - явление, действительность - возможность.

Законы диалектики.

Под законом понимается необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся и объективная связь между свойствами и элементами системы, явлениями и процессами действительности.

В отличие от других законов законы диалектики имеют всеобщий характер и отражают универсальные характеристики развития. Законы разработаны в диалектической системе Гегеля, но впервые понятие "диалектический закон" применено в марксизме.

Основными законами диалектики являются:

1. закон единства и борьбы противоположностей;

2. закон взаимного перехода количественных и качественных изменений;

3. закон отрицания отрицания.

1. Закон единства и борьбы противоположностей формулируется следующим образом: явления и процессы объективного мира находятся в единстве тождества и противоположности, находясь одновременно в отношении взаимоисключения, противоречия, различия, тождества, гармонии.

Суть закона: он объясняет источник, причины саморазвития, самодвижения - они находятся во внутренней противоречивости предмета, процесса, явления; в единстве и борьбе противоположностей.

Содержание: диалектическое развитие - это результат взаимодействия противоположных, противоборствующих сторон, находящихся в единстве и взаимообусловленности внутренней структуры явлений, процессов, предметов.

Формула: гармония - дисгармония - конфликт - постконфликт.

Этапы (условно выделяемые) протекания закона:

а) Тождество ( единство). Он отражает основное состояние гармонии, равновесие, непроявленность и несущественность различий, имеющихся в предметах, процессах. Это - равенство самому себе, относительная устойчивость качества. Тождество сущностно.

б) Различие. Существует одновременно с тождеством, взаимосвязано с ним и отражает наличие несущественных различий, разрыв единства, несовпадение внутренних качеств предметов, процессов, их изменчивость. Нарастание различий приводит к существенности их проявления для предметов, процессов, что приводит к следующему этапу протекания закона.

в) Противоположность. Обнаруживается тогда, когда различия становятся полярными, а тождество несущественно. Элементы, по сути, исключают друг друга, взаимосвязь ограничена, состояние разобщенности, независимости, противостояния. Назревает конфликт.

г) Противоречие. Между противоположностями возникает борьба, они взаимоотрицают и взаимопроникают друг в друга. Происходит абсолютизация борьбы полярностей, разрешение конфликта приводит к снятию противоречий, их преодолению. Верх берет одна противоположность над другой, наступает нивелировка противоположностей, их гибель, переход (слияние) противоположностей друг в друга.

Наступает новая фаза развития: снятие противоречия (конфликта) приводит к состоянию гармонии, с несущественными различиями и тождеством самому себе, которое, в свою очередь, нагнетает различия, способные перерастать в противоположности. Взаимодействие последних приводит к противоречию. Его разрешение выводит предмет, процесс на новый виток развития. Таков общий механизм действия закона единства и борьбы противоположностей.

Диалектические противоречия можно классифицировать по разным основаниям и выделить следующие виды:

1) внутренние и внешние, 2) основные и неосновные, 3) антагонистические и неантагонистические, 4) случайные и необходимые, 5) общие и специфические, 6) существенные и несущественные, 7) формальные и содержательные, 8) конструктивные и деструктивные.

2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений формулируется так: количественные изменения, постигая состояния пресыщения меры, приводят к новым качественным изменения, которые, в свою очередь, формируют новые количественные накопления.

Его суть: раскрыть механизм и процесс развития путем взаимодействия качественно-количественных характеристик предметов, процессов, явлений, показать каким образом протекает развитие.

Содержание закона - непрерывные количественные накопления (эволюционные изменения) возможны без преобразования качества систем, предметов до определенной меры, преодоление которой приведет к скачкообразным (революционным) изменениям и переходу к новому качественному состоянию системы. Всякое новое качество имеет свои количественные параметры, способные к дальнейшему изменению.

Формула: количество - мера - скачек - качество.

3. Закон отрицания отрицания (диалектического отрицания). Формулировка - каждая ступень развития, будучи результатом отрицания предыдущего состояния, воспроизводит (синтезирует) структуру исходной ступени на более высоком уровне.

Суть: показать направленность развития, его форму (фигуру), подчеркивая преемственность и изменчивость.

Содержание: повтор на следующей ( высшей ) стадии развития внутренней структуры изначальной ступени обуславливает спиралевидную, поступательную форму развития, с отбрасыванием устаревшего и обретением нового (позитивного) качества

Формула: тезис - антитезис - синтез.

Стадии протекания развития:

а) Существование изначальной определенной структуры, качества системы, процесса.

б) Отрицание. 1) устремленность к значительному разрушению структуры, ее модернизация или замена.

2) возникновение альтернативного образования.

3) динамичность системы, отмирание старого.

4) сохранение основы изначальной системы, наделение ее новыми возможностями.

5) обретение новых содержательных черт системы.

в) Синтез:

1) обращение системы к изначальному состоянию с учетом трансформации предыдущего состояния.

2) структурная реорганизация предыдущей модели на новом уровне.

3) выделение и приращение синтезированных тенденций в переходной стадии.

4) возникновение нового состояния.

5) переход на новую (высшую) стадию развития.

Характеристики диалектического отрицания:

- имманентность;

- абсолютность (универсальность);

- конкретность (определенность);

- объективность;

- интегральность.

Отличие диалектического отрицания от метафизического:

1) условие, момент развития - огульное низвержение старого

2) сохранение преемственности как основы - отрицание преемственности в развитии.

3) поступательный характер изменений - разрушительное действие в системе.

4)модернизация старых форм - необходимость уничтожения старого

5) отрицание как начало синтеза - тотальность, всеобщность отрицания

6) разрушение как момент развития - абсолютизация разрушений

7) оптимизм и конструктивизм - негативизм и пессимизм

8) спиралевидный характер - круговорот, цикличность

Объективная и субъективная диалектика.

Диалектику традиционно разделяют на объективную и субъективную.

Объективная диалектика - это движение и развитие предметов, процессов в в самом материальном, внешнем мире. Она не зависит ни от сознания и интересов человека, ни от сознания, воли всего человечества.

Субъективная диалектика - это движение и развитие мысли (диалектическое мышление), которая отражает диалектику внешнюю, объективную. Субъективность диалектики подчеркивает, что она существует лишь в голове человека как форма человеческого мышления, являясь при этом отражением объективной, а по содержанию совпадающей с последней.

Современные дискуссии о диалектичности явлений бытия. В ХХ в. диалектическои материализме произошло нивелирование духа диалектики классовыми интересами, подмена ее объективного содержания изменениями по воле вождя, гегемона, народа.

В других философских школах диалектика соединяется с теологией и тем самым изменения объясняются действием божественной воли., либо с иррационализмом.

Распространена точка зрения о том, что мир мир не диалектичен, а синергетичен, стремится не к развитию и уничтожению старых форм, а к перманентному движению от хаоса к логосу и, одновременно, от порядка к дисгармонии.

Есть мнения о том, что мир не диалектичен, а эклектичен, или наоборот, мы видим псевдоизменения на микроуровне, на уровне бытия мира этих изменений нет.



Литература


1.      В мире причин и следствий. - М., 1991.

2.      Диалектика материального мира. - Л. 1985;

3.      Милкин А.М., Подольский В.А. Категория развития в материалистической диалектике. - М., 1980;

4.      Руткевич М.Н., Лойфман И.Н. Диааалектика и теория познания. - М., 1994;

5.      История диалектики XIY - XYIII вв. - М., 1974.


Тема 8. Философия природы


1. Особенности философского понимания природы. Природа и человек. Природные факторы и условия жизни.

2. Природа и общество. Географическая среда, био- техно – и – ноосфера в жизни человека и общества. Синергетика как принцип существования системы “природа – общество”. Идеи коэволюции и глобального эволюционизма.

3. Глобальный экологический кризис: основания, следствия и возможности его преодоления. Особенности экологических проблем в Беларуси. Формирование экологического сознания и экологической культуры.


1. Особенности философского понимания природы. Природа и человек. Природные факторы и условия жизни

Особенности философского понимания природы.

Природа и человек.

Природные факторы и условия жизни.


2. Природа и общество. Географическая среда, био- техно – и – ноосфера в жизни человека и общества. Синергетика как принцип существования системы “природа – общество”. Идеи коэволюции и глобального эволюционизма

Природа и общество.

Географическая среда, био- техно – и – ноосфера в жизни человека и общества.

Синергетика как принцип существования системы “природа – общество”.

Идеи коэволюции и глобального эволюционизма.


3. Глобальный экологический кризис: основания, следствия и возможности его преодоления. Особенности экологических проблем в Беларуси. Формирование экологического сознания и экологической культуры

Глобальный экологический кризис: основания, следствия и возможности его преодоления.

Особенности экологических проблем в Беларуси.

Формирование экологического сознания и экологической культуры.


Раздел II. Философская антропология

Тема 9: Проблема сознания


1.     Философский смысл сознания: способы постановки и решения проблемы.

2.     Происхождение и сущность сознания, его свойства и структура. Сознательное и бессознательное. Самосознание и его компоненты. Развитие форм самосознания личности.

3.     Сознание, мышление, язык. Идеальное, материальное и реальное. Проблема моделирования искусственного интеллекта

4. Социокультурная основа сознания. Общественное сознание, его уровни и виды. Сознание, поведение, деятельность.


1. Философский смысл сознания: способы постановки и решения проблемы

Категория сознания – ключевая для любой философии. Онтологический аспект сознания заключается в его соотнесенности с другой предельно общей философской категории – “материя”. От способа решения проблемы первичности этих двух реальностей (так называемого основного вопроса философии) зависит принадлежность к материалистической, либо идеалистической традиции. Гносеологический аспект проблемы сознания предоставляет возможность ответить на вопрос о степени познаваемости мира человеком. Аксиологические вопросы также непосредственно связаны с сознательной целенаправленной деятельностью человека.

Природа сознания состоит в определении его как особой разновидности психической деятельности человека.

Сознание – свойство высокоорганизованной материи – мозга человека, продукт и необходимая сторона трудовой деятельности, существующее на основе общественных форм жизни.

Отличие сознания человека от психики животных:

1) целеполагание - целесообразное поведение;

2) абстрактное мышление - конкретно-предметное мышление; язык (вторая сигнальная система) звуки (первая сигнальная система)

3) самосознание - отсутствие рефлексивных форм.

1) Прежде чем действовать, человек идеально, в сознании формирует образ, который предстоит реализовать. Т.е. человек способен полагать цель, осознает то, что надо делать. Поведение животных рефлекторно, неосознанно, построено на ориентации сообразно цели, оно лишь целесообразно. Сознанию присуща функция проектирования. Опережающее отражение помогает ставить и осуществлять цели.

2) У животных отсутствует вторая сигнальная система, позволяющая воспроизвести существующие и существенные связи предмета посредством языка, абстрактного мышления. У животных мышление конкретно-предметное. Сознание человека не только отражает мир, но и творит его.

3) Самосознание означает, что человек относится к продуктам своей деятельности как к особым предметам и способен осознавать себя, свое место, роль и предназначение. Саморефлексия приводит человека к пониманию себя как личности, неповторимости, способствует формированию его духовного мира.

Таким образом, сознание – свойство высокоорганизованной материи мозга человека, высшая форма психики, которая способна отражать мир в форме идеальных образов, характеризующаяся при этом целеполаганием, языковым мышлением и самосознанием.


2. Происхождение и сущность сознания, его свойства и структура. Сознательное и бессознательное. Самосознание и его компоненты. Развитие форм самосознания личности

Способ жизнедеятельности человека отличен от жизни животных. Приспособление животных к миру выражается в том, что животные при изменившихся условиях среды изменяют и себя. Человек тоже меняется при взаимодействии со средой. Но человек приспосабливается к миру путем изменения внешней среды, приспосабливая ее к своей жизнедеятельности.

Формой жизнедеятельности его является труд. Чем активнее человек в этом процессе, тем ярче проявляется его человеческая сущность.

Сознание детерминировано практикой человека, его трудом, возникает из практики.

Происхождение и сущность сознания, его свойства и структура.

Сознание формируется в онтогенезе. Процесс развития труда – процесс становления человека и его мышления. Труд возник в особых формах приспособительной деятельности человека. Одной из них является орудийное поведение.

Три формы развития труда:

а) орудийные формы поведения животных, связанные с постоянным приспособлением природных предметов в функции усилителей естественных органов Это – предпосылка труда

б) начало труда: изготовление и первичная обработка готовых предметов природы:

в) развитый человеческий труд с целеполаганием и с формированным сознанием.

Возникновение и генезис сознания составляют три взаимосвязанных и взаимообусловленных историко-генетических процесса.

1.                 антропогенез;

2.                 социогенез;

3.                 культурогенез.

Ключом к пониманию трех генезисов сознания является генезис человеческого труда. Процесс и факторы антропогенеза выражаются в следующем:

Для возникновения сознания необходим субстрат (человек), высокоорганизованная материя ( мозг). Эволюция человеческого тела и нервной системы. Сохранялись те особи, у которых возникали наиболее прогрессивные, развитые, необходимые для жизнедеятельности органы, свойства и качества. Питекантроп уже изготавливает орудия труда. У неандертальца тело соответствует современному состоянию с прямохождением, у краманьенца объем мозга 1500 – 1600 см. куб.

Становление и развитие трудовой деятельности требует развития особой формы жизнедеятельности – общения в стаде. Начало антропогенеза соединяется с социогенезом. Социальность как фактор воздействия на биологические черты и свойства предка человека. Меняется старый стадный инстинкт. Возникает первая стадия регуляции половых отношений (табу на внутренний брак). В стаде складываются кровнородственные отношения, где биологическое отступает на второй план. Истощение генофонда приводит к межплеменным половым отношениям, при которых генофонд восстанавливается, обогащается. Расширение общения, усложнение отношений и связей, создание дуально-брачной семьи, формирование дифференцированных общностей, создание первых социальных норм.

Труд и общение в процессе своего совершенствования формируют программы человеческого мышления и поведения. По своей сути мышление – особый тип духовной деятельности, воспроизводящий основные черты деятельности через определенное время. Выработанные людьми планы действий и формы жизнедеятельности передаются, обогащаются и закрепляются в последующих поколениях, переходят в виде определенной культуры данной общности людей.

Концепции происхождения сознания:

1. Мифологическая – душа как подлинная жизнь человека, как универсальное свойство природы. Мир одухотворен, человек – часть природы также обладает душой, сознанием.

2. Теологическая - Бог сотворил все и наделил человека разумом. Душа – высшее качество, присущее только человеку, созданному по образу и подобию Бога, способному мыслить благодаря проявлению сознания.

3. Идеалистическая - существует абсолютный мировой дух . Душа – его осколок, несовершенный, но разумный. Степень разумности и есть сознание.

4. Материалистическая: весь мир представляет различные виды материи. Душа тоже материальна. Демократ: душа это тонкая материя, состоит из атомов и со смертью человека распадается, как и тело. Гилозоизм: вся материя мыслит.

Сущность сознания заключается в его принадлежности к идеальной реальности, оно – отражение, снимок, субъективная копия действительности. Генетически но производно от материального мозга, функционально оно построено на деятельности нейроэлектрических импульсов коры головного мозга.

Специфика сознания как высшей формы отражения действительности состоит в :

а) осознанном характере деятельности, при котором отражение сопровождается с пониманием того, что происходит с субъектом и окружающей действительностью;

б) творческом характере понимания и отражения действительности в виде преобразовательной деятельности;

Структура сознания

Сознание имеет сложную структуру, включающую в себя:

- элементы подсознания (интуиция, воля и пр.), бессознательного (безусловные рефлексы, инстинкты, осознанно направляемые и контролируемые человеком, условные рефлексы), имеющих специфику своих проявлений по сравнению с психикой животных;

-         собственно сознание, состоящего из: а) феноменов чувственного восприятия (ощущения, восприятия, представления), эмоций;

б) абстрактного мышления (понятия, суждения, умозаключения),

в) языка как ядра второй сигнальной системы

г) памяти; и воспроизводить информацию.

д) самосознания (самочувствования, самопереживания, самооценки, самоконтроль, саморефлексия);

е) ценностно-целевых установок.

Самосознание и его компоненты.

Развитие форм самосознания личности.


3. Сознание, мышление, язык. Идеальное, материальное и реальное. Проблема моделирования искусственного интеллекта

Нервная система, мозг – материальны, в них осуществляются физические, химические процессы. Психика, будучи продуктом жизнедеятельности мозга, - идеальная, хотя и возникает исходя из материального воздействия материального мозга с материальным внешним миром. Она не содержит в себе физические и химическими параметрами. Психика вторична по отношению к материальному миру: изменения психики зависят от изменений материального мозга, психика не может существовать без своего материального носителя, мозга.

Сознание, мышление, язык.

Понятие “сознание” и “мышление” не тождественны. Мышление обозначает процесс выработки и фиксации знаний, процесс образования понятий и умозаключений. Сознание обозначает, в таком случае, результат этого процесса, деятельность по применению мыслительных действий к действительности с елью ее познания и преобразования. Сознание - процесс отражения окружающего мира. Сознание также идеально, оно – отражение внешнего, объективного мира в субъективных образах и понятиях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.