рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Концепция внедрения исследовательского принципа обучения в учебный процесс


Тема 13: Специфика научного познания

1)     Сущность науки, ее развитие и роль в обществе. Наука как деятельность

2)     Структура научного познания. Эмпирический и теоретический уровни. Формы научного исследования.

3)     Методы научного познания, их разнообразие и особенности использования на различных этапах исследования.

4)     Идеалы и нормы научного познания. Построение научной картины мира. Динамика научного знания и возникновение научных революций.

5)     Наука как социальная ценность. Статус ученого, его ответственность и научный этос.


1. Сущность науки, ее развитие и роль в обществе. Наука как деятельность

Сущность науки, ее развитие и роль в обществе.

Понятие науки.

Наука – система достоверных знаний о природной и социальной действительности и внутреннем мире человека; знание законов об объективном мире и познании.

По природе знание идеально, “результат духовного производства”. Но для того, чтобы результаты науки могли быть использованы обществом, были переданы из поколения в поколение – надо, чтобы они получили предметное воплощение в виде знаковой системы.

Возникновение науки и законы ее развития.

Отдельные элементы науки существовали в древних обществах (шумерская культура, Китай, Египет). Возникновение науки относят к 6 веку до н.э. когда в Древней Греции сложились соответствующие условия для построения первых теоретических систем знания (математика, философия и др.).

В процессе более чем 2 тысячелетней истории науки обнаружились общие законы и тенденции ее развития.

а) ускоренный, динамичный рост научного знания по мере социокультурного развития общества. Объем научного знания удваивается каждые 10 – 15 лет.

б) развитию науки свойственен аккумулятивный характер: на каждом этапе развития она суммирует в концентрированном виде все прошлые достижения.

в) преемственность научного знания обеспечивает функционирование его как особого вида социальной памяти.

г) по мере совершенствования научного знания изменяется и структура науки; на каждом этапе применяются особенные методы, нормы и идеалы познания (для античности доминирующим было наблюдение, для Нового времени характерен эксперимент, современная наука использует комплексный подход).

д) накопление принципиально нового материала, не поддающегося объяснению на основе существующих схем приводит к научным революциям.

е) в науке происходит диалектическое сочетание дифференциации и интеграции знания, междисциплинарных и комплексных исследований.

Наука как деятельность.

Оформление науки в качестве социального института произошло в 17 - 18 вв., когда в Европе были образованы научные общества, академии, изданы научные журналы, а ученый из отшельника-одиночки стал социально востребованной профессией, а наука стала действенной, практически реализуемой производительной силой.

Специфика и основные характеристики научного знания. В отличие от обыденного познания, которое изучает предметы непосредственно соотнесенные с жизнью человека, его практической деятельностью, наука ориентирована на изучение таких фрагментов реальности, которые могут встретиться в практике в будущем.

Вещи, выделяемые для познания, наука фиксирует в виде идеальных образов – объектов, с которыми потом начинает работать как со специфическими предметами, заменяющими объекты реальности.

В науке закрепляются специально вырабатываемые средства познавательной деятельности, отличающиеся от средств обыденного познания (категориальный аппарат, концептуальные разработки, методология, гипотетико-исследовательские процедуры и пр.)

Необходимость осознания и фиксации совокупности методов и форм научной деятельности, позволяющих включать объект в сферу исследования и описывать его языком науки.

Наличие ученых – специалистов, появление специальных учреждений, обучающих этой деятельности и производящих прикладные и широкомасштабные исследования по выработке достоверных знаний о действительности.


2. Структура научного познания. Эмпирический и теоретический уровни. Формы научного исследования

Структура научного познания.

Эмпирический и теоретический уровни.

Эмпирическое исследование непосредственно соприкасаясь с объективной действительностью, отражает преимущественно явления и отношения между ними. В широком смысле эмпирическое знание – это обыденное знание, которое накапливается в ходе развития человеческой практики.

В узком – это определенный этап получения научного знания, который добывается на основе целенаправленного наблюдения и эксперимента (измерения).

Главные цели эмпирического познания: 1) получение данных наблюдения; 2) формирование фактов науки, на основе которых строится эмпирический базис научного знания и развертывается система теоретического построения. 3) обработка, систематизация, классификация полученных данных.

Исходя из этого, эмпирический уровень исследования состоит из: а) подготовки эмпирического исследования; б) получения исходных данных; в) формирования фактов науки; г) первичной рациональной обработки научных фактов с целью установления эмпирических зависимостей.

Основными методами эмпирического познания являются:

А) наблюдение

Б) сравнение

В) эксперимент.

Наблюдение – это преднамеренное и целенаправленное восприятие предметов и явлений, обусловленное целью и задачами исследования. Требования к наблюдению – а) четко установленные чувственно-эмпирические связи между субъектом и объектом; б) однозначность определения смысла наблюдения; в) применение совокупности методик; в) объективность, г) системность.

Эксперимент – метод эмпирического познания, с помощью которого в контролируемых и управляемых условиях исследуется специально смоделированная ситуация, процесс. Задачей экспериментов в эмпирических исследованиях является проверка гипотез и предсказаний.

Структура теоретического знания и его основные формы. Теория – это органически целостная непротиворечивая система взглядов, идей и представлений, в обобщенной форме раскрывающая существенные свойства и закономерные связи объективной действительности, на основе которых достигается объяснение и предсказание явлений. Структура следующая:

1)                             формально-математическая часть теории (использование математических формул, аксиоматизация и формализация знания, построение математических гипотез и моделей);

2)                             идеализированная модель действительности (мысленный, эксперимент, абстрактный объект, связи и отношения между явлениями и моделями).

Сложившаяся теория включает в себя ряд элементов. Среди них основные:

-         теоретическая схема, образованная из абстрактных объектов и связей между ними;

-         математический аппарат, интерпретируемый посредством данной схемы;

-         правила, постулаты и принципы построения;

-         эмпирический базис, на который опирается теория;

-         картина мира, на которую проецируется теоретическая модель.

Основная цель научной теории – установление общих закономерностей и объяснение на их основе непонятных явлений.

Основная функция – объяснение и предсказание новых явлений.

Формы научного исследования.


3. Методы научного познания, их разнообразие и особенности использования на различных этапах исследования

Методы научного познания

Метод научного познания – это определенный способ, прием решения познавательных задач. Все познавательные методы можно разделить на: 1) всеобщие, 2) общенаучные и 3) частнонаучные.

Всеобщие методы раскрывают общее направление и характер познания в целом (независимо от специфики явлений).Всеобщие методы познания сформулированы философией, которая теоретически обобщает и отражает наиболее общие законы функционирования и развития природы, общества и мышления. Среди них наиболее распространены следующие: метафизический метод, диалектический метод, герменевтический метод, эклектический и др.

Общенаучными называются методы, которые использует большинство или все науки, познающие конкретные сферы, отрасли действительности (статистический, системный, структурно-функциональный методы и т.д.).

Частнонаучные методы используются в познании частными, отдельными науками для познания закономерностей существования и развития фрагментов действительности (в физике – радиоспектральный метод, в медицине – метод препарирования, в математике – метод ).

Следует выделить в отдельную группу методов так называемые общелогические методы – как методы, присущие человеческому познанию в целом (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и т.д.). Остановимся на объяснении некоторых из них:

Анализ и синтез. С помощью научного познания возможным оказывается изучение внутренних сущностных признаков предметов, их взаимосвязей и взаимодействий. Для этого необходимо целостный предмет расчленить на составляющие его части, изучить их, выделяя свойства и отношения, выясняя их роль в системе целого предмета. Это достигается с помощью логических методов анализа и синтеза. Анализ - метод познания, с помощью которого происходит мысленное расчленение целостного предмета на составляющие его части с целью углубленного изучения. Синтез – метод познания, способствующий соединению ранее выделенных частей целого предмета с целью их всестороннего изучения. Анализ и синтез – наиболее элементарные, но, одновременно, и универсальные методы познания: они применимы на всех этапах и уровнях исследования. Анализ не может существовать без синтеза и наоборот. Результаты синтеза могут быть исходной точкой дальнейшего анализа. Анализ и синтез связаны в познании с такими методами как индукция, дедукция, абстрагирование и обобщение.

Абстрагирование и обобщение. Абстрагирование – особый метод мыслительной деятельности, который заключается в специальном отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя черт данного предмета. Результатом абстрагирования является абстракция. Она образуется следующим путем: а) установление относительной самостоятельности интересующих исследователя свойств; б) выделение этих свойств и отношений путем замещения их особыми знаками.

Обобщение – это такой прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки предметов, процессов и тем самым создается основа для их объединения в единый класс. Благодаря обобщениям строятся классификации, типологии различных элементов, систем.

Идеализация и формализация.Идеализация – это разновидность операции абстрагирования, применение которой характерно для теоретических исследований. Суть ее с том, что в процессе изучения свойств объекта мысленно выделяется одно их них, наиболее существенное и необходимое, отражающее качество существования данного объекта. В ходе идеализации осуществляется предельное максимальное изменение этого свойства, результате которого конструируется идеальный объект (абсолютно черное тело, идеальный газ и т.д.).С помощью идеальных объектов в познании выдвигаются гипотезы, излагаются концепции, строятся теоретические модели действительности.

В процессе математизации науки стал применяться особый прием познания – формализация. Это – построение абстрактно-математической модели, раскрывающей суть изучаемых процессов действительности, при которой происходит оперирование не образами и терминами, а знаками и формулами. Создается обобщенная знаковая модель, позволяющая обнаружить структуру явлений при отвлечении от их качественно-предметных характеристик.

Аналогия и моделирование.Аналогия – прием мышления, при котором на основе сходства объектов в одних признаках делается заключение об их сходстве в других признаках. Выделяют две формы аналогии: а) ассоциативную (проявляется в психологических актах деятельности, носит образный характер), и б) логическую (при которой с определенной степенью вероятности рассматривается сходство явлений на основе их параллельного изучения). В некоторых случаях умозаключение по аналогии понимается предельно широко как перенос информации об одних объектах на другие, что и составляет гносеологическую основу моделирования.

Моделирование – это изучение объекта путем создания и исследования его копии, замещающей оригинал в определенных строгих соответствиях черт и характеристик, интересующих исследователя. Построение моделей реально существующих предметов и процессов особо ценно при изучении сложных либо неоднозначно интерпретируемых систем.

Модели бывают материальными и идеальными. Первые разделяются на предметно-математические и предметно-физические. Вторые – на идеализированные и знаковые модели.

С развитием кибернетики в науке получило развитие кибернетическое моделирование.


4.   Идеалы и нормы научного познания. Построение научной картины мира. Динамика научного знания и возникновение научных революций

Идеалы и нормы научного познания.

Построение научной картины мира.

Динамика научного знания и возникновение научных революций


5. Наука как социальная ценность. Статус ученого, его ответственность и научный эпос

Наука как социальная ценность.

Статус ученого, его ответственность и научный этос.


Литература


1.                                         Границы науки: о возможности альтернативных моделей познания. - М., 1991.

2.                                         Идеалы и нормы научного исследования. - Мн., 1981.

3.                                         Ильин В.В., Калинкин А.Т. Природа науки. - М., 1985.

4.                                         Культура и развитие научного знания. - М., 1991.

5.                                         Наука в зеркале философии ХХ в. - М., 1992.

6.                                         Научные революции в динамике культуры. - Мн., 1987.

7.                                         Социально-философские проблемы производства и применения научных знаний. - Мн., 1992.

8.                                         Степин В.С. , Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М., 1994.

9.                                         Степин В.С. Становление научной теории. - Мн., 1975.

10.                                    Философия и методология науки. - М., 1996.


Раздел Y. Социальная философия

Тема 14. Общество как объект философского анализа


1)     Особенности философского подхода к исследованию общества. Эволюция взглядов на общество в истории философии.

2)     Общество как система. Основные подсистемы общества: экономическая, политическая подсистемы.

3) Специфика социальных законов. Закономерности и сознательная деятельность людей. Возможность и действительность, случайность и необходимость в жизни общества.


1. Особенности философского подхода к исследованию общества. Эволюция взглядов на общество в истории философии

Особенности философского подхода к исследованию общества.

Понятие общества многозначно. В широком смысле общество - это совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей в их жизнедеятельности.

В узком смысле под обществом понимается определенный этап человеческой истории, исторически определенная целостность или элемент этой целостности (средневековое общество).

Либо, еще более узко, как группа лиц, объединившихся для реализации общих целей и интересов. (общество книголюбов). В данном случае под обществом понимается общность людей, что слишком упрощает взгляд на проблему.

Эволюция взглядов на общество в истории философии.

На протяжении долгого времени, начиная с античных времен, общество отождествлялось с государством.

Политический аспект был выдвинут Платоном: общество - это совместное поселение людей для взаимопомощи и удовлетворения потребностей. Гоббс: естественное состояние людей (зло, война всех против всех ) может быть "спасено" мирным общественным договором, гарантом которого выступает государство.

В Новое время в анализе сущности общества преобладает экономический взгляд . Юм, Смит, Спенсер: общество представляет специфическую систему разделения труда, продуктивной деятельности людей.

У Гегеля: "гражданское общество" устанавливает зависимость всех от всех.

Известен также этический подход в размышлениях об обществе. Общество как совокупность абстрактных индивидов, выражающих человеческое состояние. Шефстбери: этически ориентированная связь людей. Кант: общество представляет собой вынужденное согласие превратить историю в моральное целое.

Широко известна религиозная точка зрения на общество как продукт божьего творения.

Одновременно, дискутируются взгляды на общество как на естественное либо искусственное образование.


2. Общество как система. Основные подсистемы общества: экономическая, политическая подсистемы

Общество как система.

Система представляет собой совокупность явлений, связанных, взаимодействующих, взаимоопределяющих друг друга и, одновременно, являющихся целостным, единым образованием.

В самом широком понимании системы, следует выделить систему мироздания, состоящую из двух элементов (систем): природы и общества. Их неразрывная связь показывает, что общество не может существовать вне и без природы, природа, в свою очередь, находится под воздействием общественного развития.

Исходя из мировоззренческих оснований анализа общества существует ряд моделей общества, в рамках которых различаются структурные элементы. Так, идеалистическая модель общества содержит, в первую очередь, сферу духовного (Бог, абсолютная идея). Идеалы, воля, желания, существующие в верховной сфере трансформируются на низший уровень, в сферу жизнедеятельности. При этом образуются управленческая деятельность, интеллектуальная деятельность и сознательная деятельность людей. Следующим элементом этой модели является производство материальных благ и жизни.

Одним из распространенных представлений является диалектико-материалистическая модель общества. Изначальными и, одновременно, предельно широкими понятиями являются понятия "общественное бытие" и "общественное сознание", которые взаимодействуют друг с другом по принципу: общественное сознание определяется уровнем развития общественного бытия. Структурными элементами общественного бытия выступает целая иерархия социально-экономических понятий, среди которых "способ производства" состоит из взаимосвязанных категорий "производительные силы" и "производственные отношения". Производительные силы включают в себя совокупность людей, наделенных способностью к трудовой деятельности, а также средства производства, состоящие из средств труда и предметов труда. Помимо производительных сил способ производства содержит понятие "производственные отношения", которые представляют собой реальные отношения между людьми, возникающие в процессе и по поводу производства. Среди них выделяются отношения экономические, технологические, управленческие, отношения по поводу обмена и потребления материальных благ, а также отношения по поводу собственности средств производства. Именно последние и являются ключевыми во всяком способе производства. Совокупность всех производственных отношений составляет реальный базис конкретного способа производства. Над ним возвышается, от него зависящая, так называемая надстройка - совокупность идей, взглядов, теорий, представлений в политической, социальной, духовной сферах и обеспечивающих их организаций и учреждений.

Основные подсистемы общества: экономическая, политическая подсистемы

Общество - целостная, саморазвивающаяся система способов взаимодействия и форм объединения людей. Оно может быть представлено как определенная система взаимодействующих подсистем и элементов.

Основными подсистемами общества являются сферы общественной жизни. Выделяют четыре важнейших социальных сферы:

1) экономическая сфера охватывает отношения, возникающие в процессе производства, распределения обмена и потребления товаров и материальных благ;

2) политическая сфера распространяется на отношения к власти и по поводу власти между партиями, организациями и государством;

3) социальная сфера складывается из отношений между слоями и социальными группами, общественными организациями и социальными институтами;

4) духовная сфера отхватывает отношения в обществе, связанные с духовными процессами, религией, моралью. искусством.

Все эти подсистемы имеют свои подсистемы и элементы. В экономической, к примеру, выделяют производственные учреждения (предприятия), учреждения сферы услуг, транспорта, подсистему сельского и лесного хозяйства, а также фондовые, товарные биржи, банковскую систему и т.д. В политической сфере - государство, правоохранительная система, законодательные органы, институт прокуратуры, система политических партий и организаций. В реальном историческом процессе они находятся во взаимосвязи и взаимодействующем влиянии друг на друга. Трансформации в политической сфере детерминированы экономическими проблемами, которые, в свою очередь, вызывают изменения в социальной сфере, а зачастую и в духовной. Духовное развитие общества оказывает прямое или опосредованное влияние на экономику, на политику, на общественную жизнь.


3. Специфика социальных законов. Закономерности и сознательная деятельность людей. Возможность и действительность, случайность и необходимость в жизни общества

Специфика социальных законов.

Под законом обычно понимается существенная связь между явлениями, обладающая всеобщностью, необходимостью, повторяемостью в конкретных условиях данной системы. Социальный закон - вид связи, который определяет характер отношений в деятельности людей и социальных общностей. Исследовать социальные законы значит установить существенные связи, выявить тенденции в развитии общества. Социальные законы разделяются:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.