![]() |
|
|
Концепция внедрения исследовательского принципа обучения в учебный процесс- по времени и тотальности действия - на: а) общие (действующие во всех социальных системах) и б) специфические (действие которых ограничено одной или несколькими сферами общества - экономические законы капитализма). - по степени общности: а) законы, которые характеризуют развитие социальной сферы в целом, и б) законы, определяющие развитие отдельных элементов социальной системы. - по способу проявления: а) статические и динамичные; б) законы развития и законы функционирования. Одной из важнейших особенностей проявления социальных законов является их действие как тенденций: выраженность общей направленности действия при наличии отклонений, колебаний, противодействия. Закономерности и сознательная деятельность людей. Специфика действия социальных законов обусловлена и осуществляется под воздействием активной, целенаправленной, сознательной деятельности людей. Социальные действия, протекающие под влиянием социальных законов, называются социальной деятельностью. Социальная деятельность непосредственно организуется и осуществляется как сознательная деятельность людей, поэтому их субъективные интересы и потребности накладываются на объективные социальные процессы. Естественным в обществе считается, что эти объективные законы могут замедляться, искривляться, задерживаться в связи с человеческими усилиями и устремлениями. Возможность и действительность, случайность и необходимость в жизни общества. Социальный детерминизм - жесткая предопределенность социальных явлений объективными, вне человека положенными факторами и причинами. Известны различные виды детерминизма: механистический (“лаплассовский”), религиозный (теологический), вульгарно-материалистический. В противоположность детерминизму индетерминизм отрицает существование всяких социальных взаимосвязей и причинно-следственных действий в общественном развитии. Фатализм - учение о том, что всякая деятельность, всякий факт жизни человека и общества в целом неизбежны, неотвратимы по воле некоего изначального принципа (судьба, рок), неведомой иррациональной причине. Фатализм проповедуют оккультные учения, астрология. Социальный фатализм не признает роли личности в общественном развитии, субъектов социального творчества в социальной практике. Специфической разновидностью фаталистического принципа выступает ламброзианство: учение о предопределении преступной деятельности личности исходя из его внешних биологических черт. Волюнтаризм - учение о том, что основополагающим принципом жизнедеятельности является воля. Социальный волюнтаризм отрицает действие объективных факторов, а все социальное развитие выводит из феномена воли, мировой и человеческой. Литература 1. Арефьева Г.С. Общество как объект социально-философского анализа. - М., 1995. 2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. - М., 1995. 3. Духовное производство. Социально-философский аспект духовной деятельности. - М., 1981. 4. Карпенко А.Н. Фатализм и случайность будущего. Логический анализ. - М., 1991. 5. Крапивенский С.Э. Социальная философия. - М., 1996. 6. Общество и человек: пути самоопреления. - СПб., 1994. 7. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. - М., 1982. 8. Социальная философия. - М., 1995. 9. Человек и общество. Современный мир. - М., 1994. Тема 15: Философия истории 1) Развитие общества как естественноисторический процесс. Основные подходы к анализу общественного развития: формационный, цивилизационный и культурологический аспекты общественного развития. 2) Субъекты и движущие силы истории. Понятие, сущность и проблемы общественного прогресса, его составные элементы и критерии. 3) Индустриальное и постиндустриальное общество. 4) Общественное развитие на постсоветском пространстве. Перспективы общецивилизационного процесса. 1. Развитие общества как естественноисторический процесс. Основные подходы к анализу общественного развития: формационный, цивилизационный и культурологический аспекты общественного развития Развитие общества как естественноисторический процесс Основные подходы к анализу общественного развития: формационный, цивилизационный и культурологический аспекты общественного развития. 2. Субъекты и движущие силы истории. Понятие, сущность и проблемы общественного прогресса, его составные элементы и критерии Субъекты и движущие силы истории. Понятие, сущность и проблемы общественного прогресса, его составные элементы и критерии 3. Индустриальное и постиндустриальное общество. 4. Общественное развитие на постсоветском пространстве. Перспективы общецивилизационного процесса. Общественное развитие на постсоветском пространстве. Перспективы общецивилизационного процесса. Тема 16: Философия права и политики 1) Социально-философский подход к анализу феноменов права, власти и политики. 2) Государство как социальный институт. Философия права и власти 3) Основные компоненты политико-правовой деятельности. Роль политического и правого сознания в развитии общества. Философские аспекты концепции правового государства. 4) Современный смысл прав человека и гражданского общества. 1. Социально-философский подход к анализу феноменов права, власти и политики. 2. Государство как социальный институт. Философия права и власти. Государство как социальный институт. Философия права и власти 3. Основные компоненты политико-правовой деятельности. Роль политического и правого сознания в развитии общества. Философские аспекты концепции правового государства Основные компоненты политико-правовой деятельности. Роль политического и правого сознания в развитии общества. Философские аспекты концепции правового государства 4. Современный смысл прав человека и гражданского общества. Тема 17: Философия культуры 1) Понятие и сущность культуры. Проблемы культуротворчества человека и функции культуры в обществе. 2) Основные философские концепции существования и развития культуры. Отечественная философия культуры. 3) ) Культура и цивилизация. 4) Динамика культуры. Традиции и новации. Диалог культур. Национальное и общечеловеческое в культуре. 1. Понятие и сущность культуры. Проблемы культуротворчества человека и функции культуры в обществе Понятие и сущность культуры. Этимология понятия “культура” имеет двойственное звучание: а) возделявание, обработка (земли); б) поклонение, культ. Культура - система программ общения, поведения и деятельности индивидов, при которых воспроизводится определенный тип жизни людей. Культура - совокупность искусственных образований, созданных людьми, форм их жизнедеятельности, образцов самопознания и саморазвития. Культура - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм, ценностей и отношений. Проблемы культуротворчества человека и функции культуры в обществе. Функции культуры - это предназначение ее в обществе то, для чего она существует , какую выполняет роль, какова ее социальная значимость. Это - социальное достояние. Функции культуры социально ориентированы, приводят индивидуальные интересы в соответствие с социокультурными программами.. Среди наиболее общих и универсальных функций выделяют: 1) социально-интеграционную - обеспечение социальной интеграции, консолидации, коммуникации между людьми. Культура является тем основанием, которое позволяет объединить людей, формировать устойчивость их существования. 1) регулятивная - регулирование процессов взаимоотношений между людьми: мораль, ценностные ориентации пр. 2) познавательно-оценочную - способствует самоиндентификации людей в обществе. 3) социализации и инкультурации - вырабатывает нормы и стандарты приобщения людей к общественной жизни, достижениям культуры, жизнедеятельности общества. 4) трансляции социального опыта - передачи сквозь века социальных и духовных программ жизнеобеспечения. 5) знаковая (семиотическая) - приобщает людей к многочисленным языкам культуры, благодаря которым человек подключается к культуре. 2. Основные философские концепции существования и развития культуры. Отечественная философия культуры Основные философские концепции существования и развития культуры. Отечественная философия культуры 3. Культура и цивилизация Термин “цивилизация” (от лат.: - гражданский) объясняет отличие античного общества от предшествующего ему состоянию варварства. Это – этимологический смысл понятия. Семантически оно очень разнородно. Много определений противоречащих друг другу, много смысловых нагрузок, которые очень подвижны, изменчивы. Чаще всего понятие цивилизации объясняет состояние прогрессивного развития общества и в целом исторического процесса. В эпоху Просвещения (XYIII в.) используется для обозначения и различения культурно – исторических эпох: дикость – варварство – цивилизация. Французские просветители определяли цивилизованным то общество, которое было построено на разуме, свободе, справедливости. Наиболее оригинален взгляд О. Шпенглера: цивилизация – это последняя стадия культуры, ее упадок, заключающийся в разрыве связей между высоким уровнем технического развития и вырождением духовной жизни общества. Цивилизация – “рок всякой культуры”. Приведем несколько современных интерпретаций понятия “цивилизация”: - цивилизация как уровень развития материально-технической культуры, при котором она противопоставляется духовности - цивилизация как прогресс общественного устройства, само совершенство, как идеал его развития. При этом цивилизация – это высшее проявление культуры. - цивилизация – это культурно-исторический результат деятельности людей, наделенных специфическим генотипом, выражающих свою функции культуры - это от других культур. Цивилизация – особая сфера жизни, данная не всем народам, а только некоторым наиболее способным к развитию. В философии культуры сложилось несколько оригинальных концепций цивилизации, которые служат своеобразной методологией анализа феноменов культуры. Цель этих концепций – осмыслить культуру (а в ее контексте и цивилизацию) как многообразную, многофакторную социальную модель жизнедеятельности народов и обществ. 1. Одна из теорий цивилизации развивалась на основе этнического критерия и его влияния на исторические циклы жизни. Это так называемая этническая концепция (авторы Ф. Гизо, Л. Гумилев). В истории народов существует специфическое ядро, которое дает ему возможность устоять выжить и развиваться. В основу его положено ряд принципов и все они выражаются посредством цивилизационной силы народа. Гумилев называет эти силы пассионарностью – накоплением популяционных признаков, представляющих специфический, уникальный, жизнестойкий образ народа. У других авторов этнический критерий выражается в расовых признаках. Место жизни нации определено этническим духом, божественной предначертанностью, “единством крови” и пр. Достаточно известная идеологическая платформа, имеющая известный финал. 2. Концепция А. Тойнби. Она представляет собой своеобразное продолжение взглядов О. Шпенглера о круговороте локальных цивилизаций. Его основная работа – “Постижение истории”. Всякая цивилизация проходит стадии возникновения, роста (развития), надлома и разложения (уничтожения). Кроме этого, существуют культуры - цивилизации развивающиеся, застывшие (неразвитые) и мертвые. Цивилизация – это историческая целостность, согласующая функционально и содержащая в гармонии “социальное тело”: экономику, политику, духовность и пр. феномены социальной жизни. Развитие цивилизации происходит под воздействием “творческого начала” элиты, творцов культуры, некоего мистического двигателя, “жизненного порыва”. С другой стороны, для общественного развития требуется специфическая (сложная, неблагоприятная, “вызывающая”) природно-социальная среда. Этот вызов обществу способствует тому, что творческое меньшинство стремится решить возникающие проблемы, организует инертные массы, “нетворческое большинство”. В результате происходят многие достижения, складываются ценности, совершенствуется жизнь и общество, таким образом, находится на прогрессивном пути развития. (подробнее: Гуревич П.С. Культурология. – М., 1998. – С. 84 - 93) 3. Концепция П. Сорокина. Выступает с критикой положений Шпенглера – Тойнби (организм, органика и пр.). Под цивилизацией понимает объединяющее начало нескольких социокультурных систем. Это – интегрированная социальная реальность, основанная на всеобщих общепринятых, конкретных принципах и социальных ценностях. Поскольку культура складывается из 3-х систем (сенситивная, идеациональная, идеалистическая), она образует суперсистему, части которой должны взаимодействовать друг с другом. Однако, сенситивная (чувственная) реальность, гедонистические ценности и нормы, материальные, утилитарные ориентации (благосостояние, власть, уют и пр.) подавляют божественные предначертания, символы веры. Истиной становится конечная предметная данность; духовность, сакральность вытесняются из сферы разума. Поэтому средневековая спиритуалистическая культура в Новое время заменяется сенситивной культурой, которая и приняла главенствующие формы в настоящее время. Современная ситуация становится кризисной, поскольку цивилизация (объединение разнородных культурных систем) не выполняет своего предназначения. Рациум был отвергнут и утерян, идеациональные принципы (Бог, святость, заветы), Европа уступает первенство Америке, которая, в свою очередь, отдает его Востоку. Взаимосвязь культуры и цивилизации. 1) Культура отождествляется с цивилизацией (А. Фон Гумбольдт), эти понятия не разводятся, они – синонимы. 2) Они – стадии друг друга, как стороны медали. Развитие человека предполагает искусственно созданные им черты и сферы цивилизация (интеллект, прагматизм) и гуманитарные качества (культивирование ценностей, творчество, религия, мораль). 3) Изначально человек обладает врожденными чертами ( наследственно). Это – биологический человек с наиболее устойчивыми программами поведения (инстинкты, шаблоны). Совершенствуясь, человек приобретает ряд навыков поведения – общепринятых образцов. Это – культурный человек. Но есть, помимо этого, случаи сложных жизненных ситуаций, в которых человек должен искусство приспосабливаться к динамичным, сложным перепетилиям жизни. Это – цивилизованный человек. 4) Преемственность культур предполагает существование цивилизации как одной из фаз развития культуры. Это закономерный исторический процесс, который основывается на совокупности материальных удобств и технических средств, усовершенствованных социальных технологиях (цивилизованные способы политической борьбы, экономических протестов и т.д.). 5) Различия этих понятий может быть проведено, как независимых сфер жизни, не соприкасающихся в реальности по принципу, где заканчивается культура – там начинается цивилизация, и наоборот.. Если цивилизация уменьшается, увеличивается культура. 6) Культура противоположна цивилизации. (Шпенглер) Господство человека “цивилизаци” свидетельствует о разрушении культурного слоя земли. Это находит свое выражение в мировых войнах. 4. Динамика культуры. Традиции и новации. Диалог культур. Национальное и общечеловеческое в культуре Динамика культуры. Традиции и новации Диалог культур Национальное и общечеловеческое в культуре. Тема 18: Философия техники 1) Феномен техники и ее развитие в истории человечества. 2) Техника и научно-технический прогресс. Сущность и проблемы технологического детерминизма. 3) Кризисные явления техногенной цивилизации и ее перспективы. 1. Феномен техники и ее развитие в истории человечества Что представляет собой феномен техники и каково ее значение в культуре? Техника (от греческого слова: мастерство, искусство, учение) – это система искусственных продуктов, созданных путем опредмечивания природных явлений и предметов в ходе интеллектуально-трудовой деятельности человека.К примеру, техника производственная, военная техника, медицинская техника, техника управления и т.д. Техника занимает промежуточное положение между человеком и природой. В ХХ веке развитие цивилизационных процессов приводит к созданию техносферы: области действительности, в которой доминирует применение техники. Техническая оснащенность общества – одна из важнейших характеристик цивилизации, основанной на широком проникновении технически оснащенных производств во все сферы жизни общества, его культуру. Техника – составная часть НТП (научно-технического прогресса). Понимание техники иногда сводится только к узкому названию механических и автоматических предметов труда, т.е. синониму термина “машина”. Типология техники разнообразна. Выделим наиболее значимые в социально-философском аспекте типы: а) по сферам применения (строительная техника, бытовая техника, медицинская техника); б) по участию человека в техническом процессе (ручная техника, механическая техника, полуавтоматическая техника, автоматическая техника); по предназначению (техника, производящая энергию, техника, создающая технологии, техника, производящая продукты). Техника – один из основных двигателей социального прогресса. Положительное влияние технического развития на социальные отношения отмечалась с древних времен. Изобретение техники – один из главных факторов формирования самого человека. Исторически развитие техники и общества взаимосвязаны. По уровню развития техники часто судят о состоянии и перспективах общественного развития, цивилизованности общества. 1) примитивность техники – первобытное общество; 2) ручная техника, механические приспособления – переход к цивилизации, античное общество; 3) машинная техника – технический век, западноевропейская цивилизация; 4) автоматизированная, электронно-компьютерная техника – техногенная цивилизация. Устойчивым является мнение, что современная цивилизация, истоки которой восходят еще к античности, технически сориентирована и детерминирована. В учении Аристотеля, к примеру, техника противопоставляется природе. 2. Техника и научно-технический прогресс. Сущность и проблемы технологического детерминизма Технизация современного общества принимает угрожающие масштабы, подчиняет себе не только природу, но и жизнь человека, возвышается над ним, управляет общественной жизнью. Господство техники в обществе от бюрократически-чиновничьего управления до технически оснащенных политико-экономических процессов и технологий в сфере культуры получило название технократизма. Учение, объясняющее причины и приоритеты развития общества и культуры на основе преобладания и господства технической сферы жизни над духовной, социальных технологий над культурными феноменами, называется технологическим детерминизмом. Культ техники в результате НТР, при котором машина становится всесильным идолом. Происходит фетишизация технических достижений. “Теория мегамашины” Проникновение техники в разнообразные сферы общественной жизни поставило проблемы не только изучения самого феномена техники, но и концептуального обоснования технически совершенных цивилизаций. Философия техники (“метафизика машины”) как отрасль философского знания зародилась в XIX в. Ее яркими представителями были Э.Капп, П. Энгельмейер. Некоторые мыслители приветствовали и восславляли технический прогресс, другие относились к нему с осторожностью, иные в оценках были пессимистами, антитехнократами. В русле философских размышлений над будущим технического общества своей оригинальностью выделяется так называемая “теория мегамашины”. Ее автором принято считать английского ученого Мамфорда Суть теории в следующем. Машина как созданная из природных элементов искусственная среда выступает связующим звеном между обществом, человеком и природой, космосом (универсумом). До определенного времени машина - огромный помощник человеку как снятие мускульных усилий в производстве. Но открытие парового, а затем электродвигателя и двигателя внутреннего сгорания подняли статус машины на автономный уровень. Мир переориентируется с человека (антропоцентризм) на технику (техноцентризм и технократизм). Машина становится не связующим а координирующим, организующе-управляющим центром культуры и цивилизации. Техника образует новую сферу, новое переустройство мира, так называемую мегамашину: машина (техника) в центре, человек рядом либо в ней как ее часть, вокруг машины другие машины и агрегаты, а также мощная инфраструктура полностью зависящая от технической вооруженности общества. Это все и составляет своеобразную мощную техническую сферу жизни. 3. Кризисные явления техногенной цивилизации и ее перспективы С появлением подобных рассуждений складываются противоречивые взгляды на роль техники в обществе. Самая радикальная их них - концепция “восстания против машин”, смысл которой сводился к стремлению уничтожить все зло в мире, связанное с техническим прогрессом. Видными представителями таких взглядов были христианские религиозные деятели, облачая технические изобретения в “лик сатаны”. В многочисленных высказываниях русского философа Н. Бердяева отмечается панический страх перед будущим техническим господством. Все чаще в его работах звучит вопрос о том, как обуздать военную технику, преодолеть технологический детерминизм? С другой стороны, нельзя не видеть экономическую выгоду (эффект) результатов системного и полномасштабного использования технически совершенных производств. а) повышение рентабельности производства; б) создание товаров с низкой себестоимостью; в) гибкость и модернизация производства; г) интенсификация производства и пр. Одна из серьезнейших опасностей технической цивилизации – автономизация бытия машины, выход ее за сферу контроля со стороны человека. Кроме того, широкомасштабное использование техники влечет отрицательные глобальные экологические последствия. Все это и другое вызывает глубокую озабоченность среди современных философов, ученых, инженеров. Тема 19: Философская футурология 1) Философское обсуждение проблем будущего. Формы и способы философского предвидения. 2) Сущность и основные проблемы социального прогнозирования 3) Современная глобальная ситуация как образ будущего. 4) Модели будущего и пути преодоления возможных глобальных катастроф. 1. Философское обсуждение проблем будущего. Формы и способы философского предвидения Философское обсуждение проблем будущего. Формы и способы философского предвидения. 2. Сущность и основные проблемы социального прогнозирования 3. Современная глобальная ситуация как образ будущего. 4. Модели будущего и пути преодоления возможных глобальных катастроф. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |