рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Концепция внедрения исследовательского принципа обучения в учебный процесс

Что включается в понятие высшая ценность в отношении к человеку? Одним словом, это - гуманизм. Но точнее выразить совокупностью ценностей: человеческое достоинство, свобода, уважение личности, справедливость, милосердие, сострадание, любовь.

Гуманизм - система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу и развитие, считающая благо и счастье человека мерилом социального прогресса.

Признание человека высшей ценностью с необходимостью порождает новое понимание не только смысла жизни, но и самой жизни и его смерти.

Проблема жизни и смерти, смысла жизни человека и поиск человеком собственного назначения.

Человеческая жизнь не просто ценность-цель, но самоцель, она есть ценность сама по себе, она бесценна.

Биологическая жизнь конечна и непродолжительна.

Социальная жизнь конечна и бессмертна.

Взгляды на сущность жизни в философии не однозначны.

От крайне биологизаторских - Энгельс: "Жизнь есть способ существования белковых тел..."

через дуалистические трактовки единства материального и духовного начала жизни - эпикуреизм, французские материалисты;

до идеалистических взглядов - наличие души определяет начала жизни: витализм, гилозоизм, теизм.

Человек - единственное существо, осознающее свою смерть в полном объеме.

Смерть а) как объективность и необходимость.

б) как трагедия.

в) как избавление от страданий.

г) как ожидание чуда, воскрешения, реинкарнации.

Патернализм и антипатернализм.

Эвтаназия.

Смысл жизни - осознание индивидом идеалов и устремлений, предопределенных целью человеческого существования.

Человек - единственное существо ставящее перед собой цели и жизненные задачи.

Наиболее общие, значимые основания человеческой жизни выражаются в категориях блага, добра, красоты, истины воплощаются в социальной практике.


Литература


1.      Бутенко И. А. Социальное познание и мир повседневности. - М., 1987;

2.      Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания//Вопросы философии, 1991. - № 2.

3.      Крымский С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации//Вопросы философии, 1992. - № 12.

4.      Лабиринты одиночества. - М., 1989;

5.      Михайлов Ф.Т. Сознание и самосознание. - М., 1991.

6.      Проблема сознания в современной западной философии. - М., 1989.

7.      Рубинштейн С.Л. Человек и мир//Проблемы общей психологии. - М., 1976.

8.      Философия любви. В 2 ч. - М., 1992;

9.      Человек и его бытие как проблема современной философии. - М., 1978.


Раздел IY. Гносеология


Тема 12: Теория познания

1)     Особенности познавательного отношения человека к миру. Проблема познаваемости мира и ее решение различными философскими школами.

2)     ) Основные проблемы теории познания. Субъект и объект познания. Структура познавательного процесса. Типы, формы и модели познания

3)     Диалектика процесса познания Чувственная и рациональные стороны познания. Роль интуиции, подсознания в познании. Познание как творческий процесс.

4)     Познание как процесс постижения истины. Проблема истины в различных философских школах. Диалектика абсолютной и относительной истины. Роль практики в познании истины.

Основные понятия теории познания.

Гносеология – раздел философии, в котором изучаются вопросы возможностей и способов познания, условия достоверности знания, эталоны и нормы процесса познания.

Познание – интеллектуально-мыслительный процесс воспроизведения и усвоения информации, знания о мире. Активная сознательная деятельность индивидов по овладению объективированной системой знаний. Познание – отражение объективного мира, процесс субъект – объектного действования, направленный на приращение информации (Степин В.С.).

Знание – результат процесса познания, проверенный социальной практикой и логически последовательный, адекватный реальности итог отражения в сознании человека знаков информации. Знание – продукт познавательной деятельности.

Истина – знание, соответствующее действительности.

1)    Особенности познавательного отношения человека к миру. Проблема познаваемости мира и ее решение различными философскими школами.

Особенности познавательного отношения человека к миру.

Проблема познаваемости мира и ее решение различными философскими школами.

Возможно ли познание мира?

На сколько знание о мире соответствует самому этому миру?

Способы разрешения вопроса о познаваемости мира.

1) Гносеологический оптимизм: “ДА”, мир познаваем. (объективные идеалисты, материалистические течения)

2) Скептицизм: Отчасти явления мира можно познать, но сам мир “НЕТ”. (античные скептики, Кант) Кант утверждал, что существует вне нас мир. Он представлен в феноменах (“вещь в себе”, которые мы познаем на уровне ощущений явлений. Но в суть предмета (“вещь в себе”) человек не способен проникнуть, познать интеллектом. Поэтому все эти ноумены оказываются непознаваемыми. Они превосходят возможности человеческого познания, остаются тайной, чем-то трансцендентным. Во-вторых, мир сложнее и многообразнее любого знания, и оно никогда не сможет его постичь до конца.

Т.е. скептицизм а) признает возможность получения знания о мире, но б) утверждает, что это знание не может быть абсолютно истинным, достоверным, соответствующим миру.

3) Агностицизм: Мир принципиально познать НЕЛЬЗЯ” (софисты, представители субъективного идеализма Юм, Беркли, Мах, Авенариус). Протагор утверждал, что невозможно достоверное знание, поскольку существуют различные оценки и мнения. Все видимое является лишь кажущимся, а не существующим на самом деле. Сущность вещей и процессов принципиально непознаваема. В теории махизма (эмпириокритицизма) излагается, что предметы и вещи познаются только благодаря органам чувств. Но каковы сами вещи, мы не можем знать. У нас свои схемы, коды, ощущения. Поэтому мы познаем не только посредством ощущений, но в принципе – только их, а не внешний мир, о котором мы ничего не можем сказать без своих ощущений. Мир и есть комплекс моих ощущений.


2). Основные проблемы теории познания. Субъект и объект познания. Структура познавательного процесса. Типы, формы и модели познания

Основные проблемы теории познания

Субъект и объект познания.

В самом широком смысле объект познания - вся объективная реальность, то, что познается. Объект - определенная область материальной действительности во всем ее многообразии, вовлеченная в процесс ее изучения субъектом. Вещь отлична от объекта познания, тем что она выступает безотносительно к субъекту познания. Объект - сама реальность или какой-то ее фрагмент, освоенный человеком.

Предметом познания выступает одно из конкретных проявлений данного объекта (его сторона, качество, свойство, отношение и пр.).

Под субъектом познавательной деятельности понимается прежде всего человечество в его историческом развитии, хотя в конкретном процессе познания участвует не человечество в целом, а те или иные индивиды, группы людей, социальные общности и т.д.

В процессе познания всегда существует взаимодействие субъекта и объекта. Причем, это гносеологическое отношение носит характер активности, единства и противоположности этих сторон.

Структура познавательного процесса.

Среди важнейших элементов познавательного процесса выделяются:

а) система знания;

б) процедуры, правила,

в) принципы и методы;

г) инструментарий, средства познания;

д) знаковая система и язык науки;

е) идеалы и нормы научного знания.

Особое место в структуре познания принадлежит результату познания. Без него - познание не мыслимо, а знание не достижимо.

Типы, формы и модели познания

Познание многообразно по формам отражения действительности. Оно выступает в форме: 1) индивидуально-субъективного знания (личные восприятия и представления вещей) и

2) объективированного (вне человека существующего) знания: литература, научные теории и пр.

Познание разделяют по типам, по глубине отражения той или иной сферы жизнедеятельности:

1. элементарное познание (характерно для высших животных);

2. житейское ( строится на жизненном опыте и здравом рассуждении);

3. донаучное *(добытое знание приближенное, построенное на предположении или вере);

4. художественное, вненаучное (построенное на эстетическх образах, культурных фенностях);

5. научное (обоснованное, доказанное с помощью неопровержимых научных данных). Оно, в свою очередь, разделяется на: а) естественнонаучное, б) техническое, в) социально-гуманитарное. Последнее, в частности, также можно разделить на: этическое, юридическое, филологическое, экономическое и т.д.

Модели процесса познания.

1. Теория познания Платона. Раздвоенность мира (мир вещей и мир идей), а также обладание человеком тремя видами души (чувственной, волевой и разумной) являются основаниями для познания. Знание о мире возможно как припоминание разумной душой человека знания, представленного в мировом разуме, в идеях.

2. Эпистемология Аристотеля. Затруднения для познания (скрытность сущности, многоуровневость бытия, противоположность между бытием и познанием) человек способен преодолеть и познать реальный и объективно существующий мир. В этом ему помогает чувственное восприятие - основа всех знаний. Далее, в опыте происходит овладение свойствами предмета, а понимание причин явлений и владение понятиями приводит познающего индивида к искусству. Последняя ступень познания - созерцание, формирование абстракций, познание всеобщего приводит к возникновению и развитию научного знания, наук, квинтэссенцией которых является философия.

3. Эмпиризм (Бэкон, Локк, Беркли ):"Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах". Истинность знаний зависит от правильности чувственного опыта. Лишь чувственный (эмпирический) опыт способен отражать правильно реальный мир.

4. Рационализм (Лейбниц, Декарт, Спиноза): разум способен достичь истины, которой не было в чувственном познании. Истинное знание дает рациональное познание, приводящее человека к уяснению интиллегибельных сущностей бытия.

5. Диалектико-материалистическая модель познания. Категории чувственного и рационального важнейшие структурные элементы познания. Их нельзя противопоставлять, они взаимодополняют друг друга. Чувственная ступень познания (живое созерцание), являясь основой и источником познания, стимулирует переход исследователя на вторую ступень - рациональное познание (абстрактное мышление), которая, в свою очередь, оказывает обратное воздействие на чувственную ступень, а также на практическое освоение предметом познания. Этот элементарный цикл познания многократно повторяется, позволяя субъекту познания переходит от истин относительных к абсолютным, совершенному и обоснованному знанию.

Этими моделями не ограничивается многообразие подходов к познанию. Существуют еще религиозный, иррациональный и другие подходы к познанию.


3) Диалектика процесса познания. Чувственная и рациональные стороны познания. Роль интуиции, подсознания в познании. Познание как творческий процесс

Диалектика процесса познания.

Познавательный образ является результатом отражения объекта познания в сознании субъекта. Образ объективен по своему источнику - отражаемому объекту и субъективен по способу (форме) своего существования. Материальной основой воплощенного образа выступают практические действия, знаковые системы. Специфической формой образа является художественный образ.

На чувственной ступени познания образами (формами) познания являются ощущения, восприятия, представления.

Ощущения представляют собой чувственный, конкретный образ отдельных свойств предмета, который возникает благодаря непосредственному воздействию предмета на органы чувств. Представители теории символов (иероглифов) (Г. Гельмгольц) утверждают, что ощущения - это только символы, вызываемые внешними воздействиями, но не имеющие с ними сходства, они не являютя копиями, отражением внешнего мира, а лишь знаками его свойств. Ощущения сходны с внешним миром не больше, чем имя человека с ним самим.

Существует противоположная точка зрения на познавательный образ, формируемый ощущениями. Суть ее заключается в том, что ощущения представляют собой субъективный образ объективного мира, предполагающий как реальность отображаемого, так и сходство (зеркальное отражение) между образом и отображением.

Чувственная и рациональные стороны познания

Ощущения:

а) превращают внешнее раздражение в факт сознания;

б) фиксируют изобразительные контуры, представленные непосредственно в чувствах;

в) оображают части, элементы предметов в виде субъективных образов в сознании человека;

г) способствуют познанию отдельных свойств, качеств вещей и явлений;

д) формируют образы, адекватные объективной реальности.

В результате фиксации в сознании чувственных образов, а также их анализа и синтеза происходит переход познавательных действий к следующей, более высокой форме чувственного познания - восприятию.

Восприятие - представляет собой целостный чувственный образ предмета как совокупности свойств и качеств предмета. Общее с ощущениями - непосредственное воздействие на органы чувств, отличие: первые дают отдельный образ, вторые - целостный образ.

Основные характеристики восприятия в познавательном процессе:

а) активная сознательная деятельность по систематизации ощущений, приводящая к выстраиванию впечатлений в комбинированную предметную форму;

б) подключение ощущений различных видов ;

в) обобщение ощущений с использованием ранее известных ощущений, фактов;

г) осознание и понимание цельного образа.

Запоминание чувственных образов, воспоминание и воображение на их основе способствует развитию познавательных действий на следующей стадии чувственного уровня - представление.

Представление - это форма чувственного образа, созданная продуктивным воображением человека на основании ранее сформированного наглядно-образного знания. В отличие от восприятия представление выходит за рамки единичных объектов, непосредственно представленных в чувствах, а устанавливает их взаимосвязи, производит обобщения чувств и их трансляцию во времени.

Представление производит:

а) обобщение восприятий и их воспроизведение без непосредственного контакта с чувственно-предметным миром;

б) возобновление целостного образа через временные интервалы;

в) комбинирование воображаемых явлений;

г) сохранение в памяти ранее усвоенного наглядно-образного знания.

Если чувственное познание способно дать и воссоздать знание и явлениях либо сторонах предметов, то следующий уровень познания, рациональный, либо абстрактное мышление, помогает исследователю проникнуть в их сущность, отразить и выразить сущности в чистом виде. С его помощью познание устанавливает законы и закономерности, существенные связи и отношения между предметами, формирует мир понятий, абстракций, гипотез, теорий.

Процесс абстрактного мышления протекает в трех основных формах: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие - отражение в мышлении в общих и существенных чертах признаков и свойств предметов. Для возникновения понятий исследователем на основе известного знания о предметах выделяются общие, абстрагированные от конкретных предметов признаки, объединяя их в классы с выделением существенных признаков. Понятия фиксируются словами в виде имен, категорий, способных схватить и выразить общие, значимые отношения между мыслью и явлением. Выделяют всеобщие (философские), общенаучные и частнонаучные понятия.

В процессе мыслительной деятельности субъект, оперируя понятиями, высказывает суждения, формулирует свои мысли. Суждение - это форма мысли, в которой отражается связь понятий и отражает знание о способах отношения между понятием и явлением. Суждения реализуются в высказываниях, предложениях, в которых утверждается либо отрицается мысль о предмете и его свойствах. Мыслить - значит выражать (в уме, устно либо письменно) суждения, т.е. судить о вещах, явлениях и их свойствах.

Третья форма абстрактного мышления - умозаключение. Это - умственное действие, связывающее в ряд посылок и следствий суждения различного содержания с обобщающим их выводом. Умозаключения позволяют на основе одного, известного знания выводить другое, новое, ранее неизвестное знание о вещах и процессах объективного мира, в чем и состоит их особая ценность в процессе познания, научной деятельности.

Роль интуиции, подсознания в познании. Познание как творческий процесс.

4) Познание как процесс постижения истины. Проблема истины в различных философских школах. Диалектика абсолютной и относительной истины. Роль практики в познании истины.

Познание как процесс постижения истины

В чем заключается проблема истины?

Как формируется объективно-истинное знание?

Проблема истины в различных философских школах.

Истина - особое свойство человеческих знаний соответствовать объективной реальности (Аристотель). Т.е., истина не есть свойство предметов, это свойство знания быть адекватным этим предметам.

Истина - это состояние субъекта познания, при котором его понятие о мире соответствует его ощущениям (Беркли). По сути истина, как таковая, не существует, она всецело субъективна по содержанию.

Истина - организующая форма человеческого опыта (Богданов). Это значит, что не всякое адекватное реальности знание истинно, а только то, что практически полезно, благодаря которому образуется человеческий опыт.

Истина - соответствие субъективного по форме знания объективной реальности, мыслей человека - предметной действительности, адекватное отражение в сознании существенных закономерностей явлений и процессов, результат познания, зафиксированный в виде достоверного знания об объектах действительности.

Знание, в том числе и истинное, принадлежит человеку и без его существования в принципе невозможно. Следовательно, по форме (по носителю) истина - субъективна.

Но содержание наших знаний, если оно стремится быть истинным, не зависит от его носителя (его воли, интересов, устремлений). Оно - есть образ, копия, отражающая посредством знаков содержание, сущность объективного мира. По содержанию истина всегда объективна.

Одним из распространенных взглядов, отрицающих объективность содержания истины является так называемая конвенциональная концепция истины (софисты, эклектика), по которой истинное знание есть результат договоренности (конвенции) между людьми, принимавшими участие в изучении предмета и предлагающими принять соглашение о том или ином состоянии вещей. Однако, это отрицает адекватность истинного знания реальности. И хотя, познание истины - сложный, противоречивый процесс, но принимать на веру, либо беспочвенно соглашаться с некоторым знанием как достоверным - значит, уходить от объективности, т.е. истинности знания. Объективность и истинность знания в этом случае выступают синонимами.

Объективная истина может существовать как в форме относительной, так в форме и абсолютной истины.

Диалектика абсолютной и относительной истины

Относительная истина - неполное, неточное, знание о предмете, "приблизительно верный", "относительно правильный образ" действительности, соответствующий данному историческому этапу познания. Относительная истина обладает свойством изменения, уточнения по мере обнаружения новых, более точных способов и методов изучения мира, поэтому существуют этапы восхождения, углубления относительно истинного знания.

Как из кирпичиков, зерен относительной истины складывается истина абсолютная. Это - полное, исчерпывающе точное, не подлежащее изменению, абсолютно адекватное реальности знание об объекте.

Эти характеристики истины, по сути, являются полярными, диаметрально противоположными категориями. И, одновременно, они, будучи неразрывно связанными, взаимопроникают, взаимодополняют друг друга. В каждой относительной истине содержится частичка истины абсолютной. Абсолютная истина складывается как усовершенствование знания относительных истин. На определенном этапе истина абсолютная может превратиться в истину относительную, либо стать так называемой истиной вечной. Достижения абсолютной истины осуществляется через бесконечный процесс познания.

Диалектическая связь между ними прослеживается в случаях необоснованной абсолютизации их роли в познании.

Так, абсолютизация изменчивости, относительной истинности знания приводит к релятивизму (Кратил, софисты): нет ничего постоянного в мире, и поэтому познать истину раз и навсегда невозможно. Даже относительной истина не может быть, поскольку как " в одну реку нельзя войти и единожды", так и вывести устойчивое знание о предмете невозможно.

Либо, абсолютизация устойчивости, гипертрофирование неизменности знания, признание только абсолютности истины приводит исследователя к догматизму (теология).

Релятивизм в науке отвергает объективность знаний, это - прямой путь к субъективизму и агностицизму. Догматизм в науке приводит к торможению ее развития, упованию достижениями прошлых периодов познания.

Диалектическое понимание процесса познания способствует пониманию сути конкретности истины. Знание, полученное на одной стадии развития наук, не всегда можно применить как истинное на другой, последующей стадии. Поэтому истинное знание должно быть соотнесено с предметом, находящимся на данной фазе своего развития. Причем, пространственно-временные характеристики предмета исследования выступают ключевыми в определении конкретности истины и в утверждении, что абстрактной истины нет, это - нонсенс, истина всегда конкретна.

Виды истины

Истина многообразна по своим характеристикам, а также по области отражения объектов. Выделяют такие виды истины как:

а) экзистенциальная (обыденная) истина - постижение сути духовного мира человека, фактов его существования.

б) предметная истина - соответствие знания субъекта - реальным материально-предметным системам.

в) научная истина - аргументированное, доказательное, логически последовательное, системно изложенное теоретическое знание о мире, либо о его фрагментах.

Антиподы истины.

Помимо антипода конкретности истины как невозможности быть абстрактной, к антиподам истины относятся ложь и заблуждение.

Под заблуждением понимается непреднамеренный уход от истины в случае непроизвольного нарушения способов, методов познания, приведших к искажению знания о реальности.

Ложь олицетворяет собой сознательное, заведомое искажение, извращение знания о предмете, о сущности явлений с целью получения удовлетворяющего субъекта результата.

Роль практики в познании истины.

Что же представляет практика в процессе познания? Как она помогает отыскивать истину?

Практику определяют чаще всего в виде субъект - объектного взаимодействия, в результате которого объект преобразуется в продукт человеческого потребления, соответствующий его целям и установкам. Практика, в первую очередь, процесс материальной деятельности. Субъект практики - всегда общественно-исторический индивид, социальная общность. Практика детерминирована уровнем развития общества.

Формы практики:

а) производственная деятельность людей и преобразование природы;

б) деятельность, направленная на преобразование общества и его подсистем;

в) духовная практика, научный эксперимент.

В познании практика выполняет ряд функций:

1) практика ставит цели, которые могут быть реализованы в процессе познания. Она указывает, какие реальности необходимо изучить.

2) практика - основа познания. Она дает исходный материал, с которым работает исследователь.

3) практика выступает движущей силой познания. Она стимулирует познание отдельных фрагментов действительности.

4) практика является критерием истины. На практике исследователь может проверить истинность теоретических положений, добытых им. Она способствует переходу идеального в материальное, цель опредмечивается, абстрактный образ превращается в продукт. Практика вместе с тем обладает относительностью как критерий истины.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.