рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Концепция внедрения исследовательского принципа обучения в учебный процесс

Мысль человека всегда выражается в языке. Язык – это форма мысли. Это – особая знаковая система, состоящая из условных знаков, обозначающих предметы и процессы (слов), а также из правил их образования и построения в предложения (грамматика, семантика, орфография и пр.). Если мышление и сознание идеальны, то язык – материален. Он воспринимается органами чувств, имеет физические характеристики.

Природа языка как и мышления социальна, они не существуют друг без друга и вне общества. Язык возникает в обществе, с его помощью осуществляется обмен мыслями, информацией, становится возможным абстрагировать свойства и связи вещей от самих вещей, создавать идеальные образы и модели действительности.

Идеальное, материальное и реальное.

Идеальное – область реальности, существующая в форме знаний, эмоций, волевых и интеллектуальных актов. Идеальное не имеет самостоятельного от материального мира существования, оно всегда бестелесно. Это – субъективный образ объективного мира. Содержанием идеального всегда выступает материальный мир. Оно – всегда причина самого себя, существует объективно.

Материальное - область реальности, существующая объективно в форме веществ, полей, предметов и явлений.

Проблема моделирования искусственного интеллекта.


4. Социокультурная основа сознания. Общественное сознание, его уровни и виды. Сознание, поведение, деятельность

Социокультурная основа сознания.

Понятие сознания охватывает как индивидуальное (личное), так и общественное сознание. Общественное сознание, будучи отражением общественного бытия, реального образа жизни, развивается по законам, независимым от сознания отдельных людей, но всегда воздействует на способ их жизнедеятельности. Между личным и общественным сознанием существует взаимосвязь и взаимодействие.

Исторически выработанные и апробированные в обществе сознательные образы и нормы становятся порой личностными убеждениями, образцами поведения для индивидов.

С другой стороны, многие идеи, предложенные личностями, становятся социально значимыми, всеобщим достоянием, обретают степень общественной ценности, являются идеалами, программами жизнедеятельности.

Общественное сознание, его уровни и виды.

Общественное сознание имеет сложную и стройную структуру.

По глубине отражения реальности оно разделяется на уровни:

1)  обыденное общественное сознание и

2) теоретическое общественное сознание.

Каждый из них имеет свои элементы. Обыденное состоит из житейского (практического знания) и общественной психологии. Теоретический уровень включает в себя: общественную идеологию и научное знание, достигнутое в данном обществе.

Исходя из того, в какой сфере общественное сознание представлено, оно разделяется на формы. Среди основных форм общественного сознания выделяют: а) политическое общественное сознание, б) правосознание, в) экономическое общественное сознание. Кроме того, широко представлены в обществе любых эпох и периодов такие формы как г) религиозное, д) философское, е) нравственное, ж) эстетическое, з) научное. Свою специфику имеет в обществе и) мифологическое сознание, к) историческое, л) национальное сознание народов. Особую роль и актуальность в последние десятилетия обрело м) экологическое общественное сознание.

Возможно рассматривать в качестве одной из форм общественного сознания профессиональное сознания.

Вульгарный материализм – философское учение, рассматривающее сознание как особый вид материи, присущий человеку. Например, Бюхнер, Фохт, Молешотт: сознание выделяется мозгом, как желчь печенью.

Панпсихизм - идеалистическое учение о всеобщей одушевленности природы. К примеру, у Лейбница монадология – учение о душе и психике как единственной и подлинной сущности мира.

Гилозоизм - учение о наделенности праматерии сознанием, отрицающее границы между живым и неживым миром, учение о всеобщей одушевленности материи, универсума. (Вердениус, Ксенофорд и др.)

Сознание, поведение, деятельность.


Литература


1.                                         Диалектика познания и сознания. - Иваново, 1982.

2.                                         Дубровский Д.И. Проблема идеального. - М., 1983;

3.                                         Дубровский Д.И Информация, сознание, мозг. - М., 1980;

4.                                         Ильенков Э.В. Диалектика идеального//Философия и культура. - М., 1991.

5.                                         Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977.

6.                                         Михайлов Ф.Т.Общественное сознание и самосознание индивида. - М., 1990;

7.                                         Михайлов Ф.Т.Сознание и самосознание. - М., 1991;

8.                                         Общественное сознание и его формы. - М., 1986;

9.                                         Проблема сознания в современной западной философии. - М., 1989;

10.                                    Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1989.


Тема 10: Проблема человека в философии


1) Человек как проблема в философском измерении.

2) Образы и сущность человека в философской традиции.

3) Личность как социальное проявление человека, ее структурные компоненты, назначение.


"Не печалься о том, что люди тебя не знают,

а печалься о том, что ты не знаешь людей".

Конфуций


1. Человек как проблема в философском измерении

1. Что есть человек? Как он сформировался? Какова его природа и сущность?

Платон: "Животное о двух ногах и без перьев".

Аристотель: "Общественное (политическое ) животное"

Протагор: "Человек есть мера всех вещей, существованию существующих и несуществованию несуществующих".


2. Образы и сущность человека в философской традиции

В античности чаще всего человек понимался как гармоничная часть природы (космоса), творение Вселенной. Растворенность человека в космосе. Антропоцентризм и космоцентризм.

В христианском мировоззрении средневековья человек - божественное творение, выраженное в двойственности (раздвоенности) духа и тела, греха и веры, возвышенного и низменного, плотского и святого. Фома Аквинский: человек есть нечто среднее между животным и ангелом. Поэтому познать сущность человека ведет его к приобщению к божественной истине и тем самым найти спасение после смерти. Суть человека, его тайна соотнесена с внешним принципом, с божественной сущностью. Теоцентризм.

В гуманистической традиции человек выступает как высшее существо, достойное духовного и физического самовоплощения, обладающее безграничными возможностями и силой преобразования, творчества, самосовершенствования.

В Новое время человек предстает в автономном (от Бога и природы) смысле своего бытия. Человек - это личность, наделенная духовно-ценностными, и в первую очередь, рациональными качествами.

Антропогенез - это длительный исторический процесс эволюции человеческого рода от первых примитивных, полуживотных форм к высоким образцам социально-интеллектуальной деятельности. Антропогенез имеет комплексный характер, квинтэссенцией понимания которого является проблема единства биологического, психического и социального начал в человеке.

Биологическое представлено в человеке в его:

а) морфофизиологических особенностях (прямохождение, развитие речевого аппарата, головного мозга и т.д.);

б) генетических факторах (наследственность, изменчивость и пр.);

в) химико-физических проявлениях:

г) расовых признаках;

д) половозрастных особенностях.

Психическое:

а) нервно-электрические импульсы в коре головного мозга;

б) бессознательные процессы (рефлекторная деятельность):

в) эмоционально-волевые акты (радость, воля, печаль);

г) особенности характера, феномены памяти, внимания.

Социальное:

а) сознание, абстрактное мышление, вторая сигнальная система;

б) общение, коллективная форма жизнедеятельности;

в) трудовая деятельность;

г) духовность, культура;

д) самосознание, самопознание, самосовершенствование;

е) историческая трансляция опыта и традиций.

Все это в целостности и представляет структуру человеческой личности как интегрального, взаимодействующего единства.

Социальные качества человека выражены в сфере его личностного образа, о чем речь пойдет в следующем параграфе.

Многочисленные факторы антропогенеза говорят, что вид человека остается неизменным много тысяч лет (от краманьенца). Поэтому ученые предполагают, что биологическая эволюция практически завершена, либо она происходит слишком медленно и не влияет на сущностные качества человека. В результате биологической эволюции, которая на последних этапах была скорректирована социогенезом человек выступил в двух ипостасях, человек разумный и человек общественный.

Это, тем не менее не умаляет роли антропогенеза и в настоящее время.

Понятие "природа" и "сущность" человека имеют принципиальное отличие. Под природой чаще всего разумеются основополагающие, общие, неизменные свойства, черты, качества, которые выражают его особенности и отличия как живого вида Homo sapiens. Когда мы выделяем все эти признаки, то тем самым мы определяет природу человека.

1. Физиологические (анатомические):

а) прямохождение и прочие отличительные черты;

б) развитые формы высшей психической деятельности;

в) замена приспособительных функций преобразовательными;

2. Социальные:

а) разум;

б) общественный целерациональный труд;

в) религиозные, моральные, эстетические формы.

г) общественная (политико-правовая) организация жизни.

Обнаружение верховного, стержневого, “остовного” принципа существования человека приводит к пониманию его сущности. Каково это ядро?

В философии нет единого мнения. Представим наиболее распространенные из них:

1) Человек - общественное существо, его жизнь , существование возможно при условии общения, коммуникации, обмена программами жизнедеятельности. Именно общественные процессы способствуют выявлению "истинно человеческого" в человеке. Это - его осознанная, целенаправленная, творческая, преобразовательная, разумная деятельность в системе социальных отношений. Человек - это в собственном смысле слова аккумулятор и передатчик социальной информации, представленной в форме социальной деятельности и общественной жизни.

а) Фихте, Фейербах под сущностью человека мыслят некое универсальное социальное начало.

б) Маркс: “сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду,.. она есть совокупность всех общественных отношений”.

2) Размышление о приоритете биологического ядра над социальным привело к формированию ряда биологизатарских концепций человека:

а) расизм: Стюард Чемберлен утверждал существование превосходства высших рас над низшими по биологическим параметрам..

б) социо-дарвинизм: Э. Геккель предложил объяснять предопределение социальной жизни на основе законов Дарвина (естественный отбор, борьба за существование и пр.).

в) мальтузианство: социальная сфера жизни должна быть отрегулирована биологической целесообразностью вида Homo sapiens.

г) географический детерминизм: человек и общество как часть геосферы попадают под всеобщее действие географических факторов. В. Кузен говорил: "Дайте мне географическую карту страны, и я скажу какой народ в ней живет".

д) фрейдизм: сущность человека и его социальной жизни обусловлена инстинктами.

3) Игнорирование природных начал в сущности человека приводит к возникновению ряда идеалистических взглядов:

а) религиозно-теологический подход к пониманию сущности человека. Человек - есть творение Бога. Буддизм, христианство: тело человека - оковы его души. .

б) мистически-иррациональное начало человека. Ницшеанство: для утверждения сущности человека необходима постоянная борьба с природной тварностью. Его суть - внутренний демиург, предопределяющий борьбу всех против всех.

в) объективно-идеалистическая трактовка сущности человека. Платон, Гегель утверждали о надприродной сущности человека, его духовности, связанной с миром идей, чистым бытием, абсолютом.

4) В XX-м столетии получила распространение концепция биосоциальной сущности человека, по которой социальные черты человека зависят от его биологических предпосылок, которые, в свою очередь, являются продолжением общественной жизни человека.

Человек есть одновременно не только биологическое и социальное, но он - единое биосоциальное существо.

3) Личность как социальное проявление человека, ее структурные компоненты, назначение.



Литература


1.      Андреев Н.Л. Происхождение человека и общества. - М., 1988.

2.      Григорьян Б.Т. Философская антропология: Критический очерк. - М., 1982.

3.      Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. -СПб., 1997.

4.      О человеческом в человеке. - М., 1991.

5.      Проблема человека в западной философии. - М., 1988.

6.      Тейяр де Шарден. Феномен человека. - М., 1987.

7.      Человек и его бытие как проблема современной философии. - М., 1978.

8.      Фромм Э. Человек для себя. - М., 1992.


Раздел III. .Аксиология.


Тема 11: Философия жизни человека


1)     Понятие ценности. Ценностное отношение к действительности.

2)     Система аксиологических категорий и ценностные ориентации личности.

3)     Повседневный мир человека

4)Человек как высшая ценность. Проблема жизни и смерти, смысла жизни и поиск человеком собственного назначения.


1) Понятие ценности. Ценностное отношение к действительности

Что такое ценности и какие они бывают?

Какова их роль в жизни человека?

Какие типы ценностных ориентаций существуют в обществе?

Понятие ценности.

Проблема ценностей порождается критическим отношением человека к миру. Преобразуя его, люди исходят из своих интересов и потребностей. Предметы и явления, свойства которых удовлетворяют потребности человека, общества в целом, приобретают для них особое значение.

Ценность - это свойство объекта, значимое, ценимое человеком за его способность отвечать его интересам, потребностям, поставленным целям.

Аксиология - философское учение о сущности и природе ценностей, их месте в жизни человека и общества. Теория ценностей как направление в философии возникла в 20 - 50-е годы ХХ в. У ее начал стояли М. Шелер, Н. Гартман, Р. Перри и др.

Исходная проблема аксиологии заключается в том, как возникают и существуют ценности? Есть несколько подходов на природу ценностей.

1)  ценность есть объективное свойство предмета, присущее ему безотносительно к воспринимаемому ценность человеку (земля, воздух, дом и т.д.).

2)  ценность не присуща предмету как таковая, она привносится в него субъектом, составляя тем самым духовно-психическое отношение к нему (Ракушка не представляет ценность, пока ее не подарит близкий человек, кинофильм становится ценностью после его просмотра и пр.).

3) ценность это особый трансцендентный мир, существующий идеально, человек постигает их как таинство, нечто сакраментальное, постигаемое лишь иррационально-интуитивно (мировой порядок, душа, Бог, святость).

4) ценность как результат субъкт-объектных отношений. Вещи и явления приобретают ценность в процессе общественной практики, являясь или природными, или искусственными, или общественными созданиями.

 Ценностное отношение к действительности.

Отношение к миру, представленное философией, может быть онтологическим, гносеологическим и ценностным. Осознавая ценностные свойства предметов, проявляя заинтересованность в них, человек вступает в так называемые ценностные отношения с действительностью. Ценностные отношения - это соответствие (совпадение) потребностей субъекта и возможностей объекта для их удовлетворения. Они включают в себя субъект и объект.


2) Система аксиологических категорий и ценностные ориентации личности

Ценности личности складываются через систему аксиологических категорий. Она столь же обширна, как обширен и сам мир. Любой предмет, всякое явление может стать предметом ценностного рассмотрения. Среди понятий аксиологии выделяются категории оценка, потребность, интерес, цель, смысл жизни, ценностная ориентация и др. Ценности можно классифицировать по разным основаниям. Прежде всего, их можно разделить на:

n материальные и духовные;

Среди материальных выделяют а) материальные блага, б) достижения науки и познания, в) предметы потребления и др. Особо следует выделить здесь экономические ценности.

Среди духовных - а) этические ценности, б) эстетические, в) религиозные, г) гносеологические, д) утилитарные.

n первичные (удовлетворяющие изначальные потребности людей в существовании), вторичные (созданные человеческим трудом для реализации человеческих притязаний) и третичные (как условия воспроизводства и обеспечения жизнедеятельности людей);

n априорные (предметы врожденных потребностей) и апостериорные (предметы потребления приобретенные и культивируемые в обществе);

n индивидуальные, групповые, общественные и общечеловеческие;

n прошлые, настоящие и будущие.

Ценности выполняют ряд социальных функций:

n познавательную;

n воспитательную;

n регулятивную

n эстетическую.

Ценности, будучи осознанными, имеют важное значение для ориентации людей в их поведении и жизнедеятельности. Целостная и устойчивая система установок личности образует ее ценностные ориентации. Ценностные ориентации представляют собой установки личности, социальной общности на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества. Это относительно устойчивое социально обусловленное избирательное отношение личности к совокупности благ и идеалов.

Ценностные ориентации - выражение внутреннего мира личности, важный компонент ее структуры.

Типы ценностных ориентаций:

1) Одними из наиболее ранних представлений людей о целях человека и его бытия были религиозные ценностные ориентации. Вера в существование Бога является высшей религиозной ценностью. Кроме этого - любовь, надежда, святость, греховность, смирение, милосердие выступают важнейшими ценностными принципами жизни веруюших людей. Следование путем, предначертанным божественным откровением, мирская отрешенность и аскетизм, ориентация на потусторонний мир, на спасение души, духовно-нравственное самосовершенствование, терпимость и другие ценностные ориентации составляют религиозный тип жизненных ориентаций.(христианство, буддизм)

2) Эвдемонизм - ценностная ориентация в жизни человека, по которой достижение счастья выступает высшим благом, абсолютной ценностью для человека. Вытекает из сократовской идеи внутренней свободы человека. Счастье это самосознание свободы, действие по внутренней необходимости и свобода от внешней необходимости.(Сократ, Аристотель, Спиноза)

3) Гедонизм - в противовес эвдемонизму считает высшим благом и критерием человеческого поведения в жизни наслаждение. Стремление к наслаждениям (физическим, духовным, абсолютным и беспрерывных), чувственным удовольствиям, отсутствие страданий составляют этот тип жизненых ценностных ориентаций. (Аристипп, Эпикур, Гоббс, Локк)

4) Утилитаризм - своеобразная разновидность гедонизма, средством достижения наслаждения, высшим благом в жизни является польза. Все, что ни делает человек, к чему он всегда стремится, оценивается им с точки зрения полезности, выгодности.(Бентам, Дж.С.Милль, прагматизм) Если эта ориентация направлена только на себя одного, тогда утилитаризм обретает характер эгоизма (французские просветители).

5) Гуманистическая ценностная ориентация, по которой человек определен как самоцель, высшая и самодостаточная ценность в обществе. Критерием гуманизма выступает всеобщее благо личности и человечества в их единстве и соподчинении. О гуманизме общества можно судить по отношению к детям, старикам, инвалидам, женщине, по торжеству в обществе "золотого правила нравственности", по полному удовлетворению потребностей, определяющих достойное существование и духовное развитие личности. (Петрарка, Кант, Швейцер) Антиподом гуманизма является мизантропия (человеконенавистничество).


3) Повседневный мир человека

Философскому осмыслению подвергаются не только универсальные формы бытия и познания мира, но и повседневные человеческие действия. Впервые на это обстоятельство обратили серьезное внимание в философии экзистенциализма. Проблемами, требующими философского осознания, становятся вопросы, с которыми сталкивается человек повседневно на работе и досуге, в общении и поведении. Это – проблема одиночества, неустроенности в жизни, дружбы и любви, верности, суетности, дискомфорта и пр. Кроме того, в повседневный мир человека вплетены вопросы религиозного самосознания, нравственного поведения, эстетического восприятия мира. Особое место занимает мир увлечений, хобби, семья. Они также требуют философского анализа. Складывается своеобразная мозаика философских вопросов повседневной жизни человека.


4) Человек как высшая ценность. Проблема жизни и смерти, смысла жизни и поиск человеком собственного назначения

Человек как высшая ценность

Человечество воистину выстрадало идею высшей ценности человека, пришло к ней через опыт поколений, гуманистическую традицию. Этот тезис можно принимать, можно доказывать.

Философское доказательство: ценностный аспект человека выступает как развитие фундаментального качества всего живого - отражая воздействие внешней среды, избирательно к ней относиться. Этическое доказательство: моральный человек должен исходить из общественного интереса, если общество способствует и развитию личности, существует для и ради человека. Каждый человек - высшая ценность постольку, поскольку способен к нравственности: я - высшая ценность, потому что другие также являются высшей ценностью. Социологическое: человек особая ценность - так как он творец и созидатель материальных и духовных ценностей, на основе чего формирует ко всему отношение как личность творца.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.