![]() |
|
|
Основы философских знанийp>Сильные стороныРазумеется, данная гипотеза имеет сильные стороны. Во-первых, все виды живых существ легко расположить на ступенях воображаемой эволюционной "лестницы", каждая из которых сопровождается появлением новых свойств, которых не было раньше; на верхней ступени как раз и располагается человек с его новым свойством — сознанием, что выглядит вполне логичным. Во-вторых, установлено, что зародыш человека за девять месяцев своего внутриутробного, развития как бы кратко проходит (воспроизводит) основные из упомянутых ступеней (появляется хвост, жаберные щели, плавники и т.п., которые затем атрофируются). Это говорит о родстве человеческого рода со всем остальным животным миром, то есть априродно-эволюционном происхождении человека. Однако заметим, что из этого родства не вытекает автоматически факт сознания: биологически человек — продукт эволюции, скорее всего это так и есть; но его сознание невозможно объяснить как всего лишь "бесплатное приложение" к этой эволюции. В-третьих, известно, что генетические коды человека и человекообразных
обезьян совпадают на 97%. что косвенно указывает на идею прямого родства
людей именно с ними, а не с какими-то другими видами живых организмов. Слабые стороны Вместе с тем, эволюционно-трудовая гипотеза происхождения сознания имеет и слабые стороны, которые в нашей стране в годы советской власти замалчивались из идеологических соображений (борьба с религией, логическая незыблемость марксизма-ленинизма и т.п.). Во-первых, до сих пор, несмотря на все старания, не найдено останков
так называемого "промежуточного звена" между обезьяной и человеком. Во-вторых, установлено, что мы, люди, используем возможности своего
мозга в среднем всего лишь на 7-9%. Природа же ничего не создаёт "впрок";
все живые, существа используют свои биологические возможности "на полную
катушку". Наличие такого огромного "резерва" у человеческого мозга
совершенно необъяснимо с точки зрения эволюционно-трудовой гипотезы. В-третьих, известно, что различные виды животных только исчезают (и
основном по причине техногенной деятельности человека): никто и никогда ещё
не наблюдал возникновения нового вида как в естественных, так и в
лабораторных условиях. Все попытки создать искусственно новый вид путём
скрещивания уже имеющихся терпят неудачу. В одних случаях получаемые
гибриды не могут размножаться (например, мул — гибрид лошади и осла — не
способен давать потомство); в других — у гибридов вновь рождаются исходные
виды (скажем, помесь волка и собаки даёт потомство в виде либо "чистых"
собак, либо "чистых" волков). Это наталкивает на мысль, что люди и обезьяны Идею скрещивания человека и обезьяны в экспериментальных целях вряд ли можно признать этичной и гуманной. Однако в годы второй мировой войны немецкие врачи, если их можно так назвать, проводили и такие "опыты". Они дали отрицательный результат: оплодотворение не происходило. Всё это весьма серьёзно подрывает доверие к гипотезе о происхождении человека от обезьяны. В-четвёртых, методами радиоуглеродного анализа установлено, что биомасса (масса всего живого) на Земле на протяжении миллионов лет практически не изменяется; она колеблется в ту или иную сторону лишь в связи с изменениями климата. Тогда как согласно эволюционной гипотезе биомасса должна со временем нарастать. Это рождает невероятное с точки зрения традиционных представлений предположение об одновременном появлении всех видов живых существ на Земле. Другие гипотезы Таким образом, мы видим, что вопрос о происхождении сознания остаётся открытым. Существуют и другие предположения на эту тему. Это, например, космологическая гипотеза, согласно которой в далёком прошлом произошло случайное или плановое, "засевание" Земли матрицами ДНК, включая генетический код человека. Это гравитационная гипотеза, по которой гравитационное поле имеет
разные частоты, аналогичные частотам электромагнитного поля; этим частотам
соответствуют различные материальные образования, среди которых есть Это лептонно-полевая гипотеза, в соответствии с которой существуют особые частицы — лептоны, создающие поля с разными уровнями одушевлённости и мышления (эти частицы уже открыты современной наукой, однако их свойства пока недостаточно изучены). Как бы то ни было, можно сказать, что три крупных проблемы, по которым у современной науки пока нет внятных ответов — происхождение Вселенной, возникновение жизни, появление сознания — продолжают волновать воображение и беспокоить своей неразрешённостью. Глава 12. ФИЛОСОФИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Теория научного познания (гносеология) — одна из областей философского
знания. Каковы движущие силы и средства научного познания? Каковы
возможности человека в познании мира, всё ли доступно ему в этом отношении? Движущие силы науки Наука — это область деятельности людей, сутью которой является получение знаний о природных и общественных явлениях, а также о самом человеке. Она зародилась в те далёкие времена, когда в связи с развитием материального производства люди перестали довольствоваться случайными наблюдениями и ощутили потребность в точном знании о сущности тех или иных явлений, без которого они уже не могли удовлетворять свои растущие потребности. Следовательно, основной движущей силой научного познания является практическая потребность в знаниях. Большинство наук выросли из этих потребностей, хотя некоторые из них, особенно в таких областях, как математика, теоретическая физика, космология, родились не под прямым влиянием практической надобности, а из внутренней логики развития знания, из противоречий в самих этих знаниях. Например, математическая логика и физика внутриядерных процессов развивались сначала как "чистое" знание, и лишь позже обнаружилась возможность их практического использования для разработки компьютеров и атомных электростанций. На второе место нужно поставить любопытство учёных. Один из них как-то пошутил: "Занятие наукой — это удовлетворение собственного любопытства за государственный счёт". И в этой шутке есть глубокий смысл: нелюбопытный учёный — это не учёный. Задача учёного — задавать природе вопросы с помощью экспериментов и получать на них ответы. На третьем месте, в качестве движущей силы научного познания, следует расположить интеллектуальное удовольствие, которое испытывает человек, открывая то, что до него никто не знал (в учебном процессе интеллектуальное удовольствие тоже присутствует как открытие студентом новых знаний "для себя"). Определенно можно сказать, что наличие этого свойства позволяет отличить настоящего студента от молодого человека, случайно оказавшегося в стенах высшего учебного заведения. Средства науки Главным средством научного познания является разум, логическое мышление учёного, его интеллектуальные и эвристические (творческие) способности. Однако мыслительная деятельность осуществляется в единстве с данными органов чувств. В далёкие времена первые исследователи природы не располагали ничем, кроме своих органов чувств, показания которых весьма приблизительны, субъективны. Но, начиная примерно с XVII в., появляются первые приборы, пусть ещё несовершенные, которые давали уже более точную информацию о свойствах вещей. Прибор — это как бы вышедший за свои естественные границы тот или иной орган человеческого тела, возможности которого в смысле чувствительности и точности намного превосходят природные реакции человеческого организма на различные воздействия. Тело человека различает степени температуры, массы, освещённости, силы тока и т.п., но термометры, весы, гальванометры и т.д. делают это гораздо точнее. С изобретением приборов познавательные возможности человека невероятно расширились; стали доступными исследования не только на уровне близкодействия, но и дальнодействия (явления в микромире, астрофизические процессы в космосе). Наука начинается с измерения. Поэтому девиз учёного — измерь то, что можно измерить, и найди способ измерить то, что измерению пока не поддаётся. Роль практики Практика — это предметно-орудийная деятельность людей, суть которой в реализации тех или иных замыслов и проектов, вытекающих из их материальных или духовных потребностей. Формы практической деятельности разнообразны: это и приборный эксперимент в лаборатории; это и производственная деятельность в промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте и т.п.; это и конкретное участие людей в общественно-политической, жизни (участие в выборах, референдумах, забастовках и т.д.). Практика выступает основой познания, его главной движущей силой и, в
конечном счёте, его целью. Кроме того, практика является критерием Важным вопросом в гносеологии является следующий: как отличить собственно научную деятельность от псевдонаучной. Или, иными словами, каким критериям должна отвечать деятельность учёного, чтобы определенно можно было сказать, что это деятельность в рамках науки, а не за её пределами, не около неё. Сообщество учёных за всю многовековую историю науки выработало несколько таких основных критериев, принципов. Принцип причинности Прежде всего это принцип причинности (детерминизма). Суть его в том,
что всякое явление или событие (событием называется любое изменение
ситуации или процесса) имеет причину (или причины), которую можно
обнаружить и выразить на языке научных понятий. Допущение беспричинных
явлений или событий означает, что учёный покидает почву науки, начинает
заниматься мистикой. Например, предположение, что электрон "обладает
свободой воли", то есть может двигаться совершенно непредсказуемо, как бы В истории философии были попытки вообще отрицать объективность
причинно-следственных связей. Например, английский философ XVIII в. Давид Причинно-следственная связь событий — это больше чем просто привычка. Принцип воспроизводимости результатов Ещё одним важным критерием научности является принцип воспроизводимости результатов эксперимента. В науке существует довольно жёсткая конкуренция. Соображения приоритетности (кто первым сделал то или иное открытие) играют далеко не последнюю роль. Учёные с исключительным интересом следят за достижениями друг друга, особенно в области точных наук. Для этого используются научные публикации в периодических изданиях, монографиях, участие в симпозиумах, конференциях и т.п. Обмен свежей информацией о полученных результатах — это та важнейшая сторона деятельности сообщества учёных, без которой невозможно представить себе развитие современной науки. Новое знание! тут же используется, чтобы двигаться дальше. Поэтому как только кем-либо из учёных, или группой учёных, получен интересный и важный результат, в родственных по направлению лабораториях непременно постараются повторить его, руководствуясь описанием в публикации. Эксперимент считается строгим и представляющим интерес только в том случае, если при соблюдении тех же условий будет получен именно тот результат, о котором заявил его автор. Будучи подтвержденным, этот результат становится вкладом в науку, которым теперь можно пользоваться в дальнейших исследованиях. В противном случае авторитет автора в научном мире будет серьёзнейшим образом подорван, и к его дальнейшим публикациям будут относиться с недоверием. Принцип соответствия Серьёзным критерием научности в области теоретической деятельности является также принцип соответствия, суть которого в следующем: новая теория должна включать в себя старую теорию (предшественницу) как свой частный случай. Иначе говоря, если на смену одной теории, уже проверенной на практике, приходит другая, более точная, учитывающая факторы, которыми пренебрегала первая, то уравнения этой новой теории должны превращаться в уравнения старой, как только мы введём соответствующие ей ограничения. Например, зависимость массы тела от скорости его движения в теории относительности А. Эйнштейна выглядит так: [pic] где m0 — масса покоя; V — скорость тела; с — скорость света в вакууме. "Бритва Оккама" Люди, занимающиеся научными исследованиями, придерживаются также принципа, получившего название "бритва Оккама". У. Оккам — английский философ XIV в., выразил его в следующей форме: "Не следует умножать сущности без надобности". Иными словами, объясняя какое-либо явление, не нужно торопиться вводить для этого принципиально новые понятия; сначала нужно попытаться сделать это, используя уже известные понятия и принципы. И только в том случае, когда это не даёт результата, необходимо разработать и ввести новые понятия. Данный принцип Оккама можно назвать ещё принципом рациональности: если имеются несколько объяснений (гипотез) данного явления или события, то начинать проверку этих гипотез следует с самой простой, не требующей сложных теоретических построений. В случае неудачи нужно; двигаясь последовательно, перейти к более сложному объяснению и т.д. Таким образом, перечисленные выше четыре принципа (причинности, воспроизводимости, соответствия и рациональности), вместе с критерием практической проверки, являющимся основным, дают достаточно надёжную защиту от проникновения в науку таких "исследований", которые не могут быть отнесены к собственно научным исследованиям. Кумулятивизм В прошлом в науке господствовал взгляд, согласно которому развитие научного знания происходит путём непрерывного и кропотливого накопления учёными различных сведений о мире. Иными словами, дело представлялось следующим образом. Как строители кладут кирпич к кирпичу, строя здание, или пчёлы несут и несут в свои ульи нектар, заполняя им восковые ячейки, так и учёные добывают новые знания и добавляют их к уже имеющимся, обеспечивая этим кумулятивный (накапливающий) рост науки. Такой подход исходил из чисто количественного понимания развития науки, не учитывающего качественные скачки, то есть нарушения плавности и непрерывности. На Самом деле в развитии науки время от времени происходят настоящие
научные революции, когда рушатся старые представления, создаются новые
методы исследования и выдвигаются гипотезы, не укладывающиеся в прежние
привычные схемы. При этом приходится перестраивать старые "этажи" здания
науки. В результате изменяется научная картина мира, изменяется сам стиль
мышления учёных и их представления о "правилах" научной деятельности. Гегель писал по этому поводу: "Истина рождается как ересь, а умирает
как предрассудок". Предрассудок не следует путать с суеверием. Предрассудок Когда же была выдвинута идея зависимости массы тела от его скорости, то она была воспринята как абсурдная. Первоначальное несогласие с идеями теории относительности было столь значительным, что комитет по присуждению нобелевских премий не осмелился дать за её разработку премию Эйнштейну, а сформулировал своё решение иначе — "за объяснение явления фотоэффекта", значимость которого была намного меньше. Таким образом, всякая принципиально новая идея проходит в своём становлении три этапа. Сначала говорят: "Этого не может быть!"; затем — "В этом что-то есть"; и, наконец, — "Ну кто же этого не знает?!". В "науке, как и в любом другом деле, авторы чего-то нового, непривычного должны обладать определённой долей мужества, терпения и готовности выдержать сопротивление тех, кто не желает расставаться с устоявшимися представлениями и методами, гарантирующими их интеллектуальный комфорт. Парадигма Для обозначения описанной выше ситуации, связанной с научными
революциями, в философии науки используется понятие "парадигма" (от гр. — Парадигма находит своё воплощение в действующих научных школах, в учебниках, в классических трудах учёных, влияние и значение которых стало общепризнанным. Парадигма как бы полуофициальна. Её принципы и требования не имеют протокольного, официального перечисления. Они нигде не записаны буквально. Но эти неписанные правила и предписания научной деятельности выражают определённую модель, образец последней, и служат в случае их признания своеобразным "пропуском" в научное сообщество. Например, в догалилеевские времена считалось дурным тоном ставить какие-либо опыты, так как главным и достаточным орудием учёного считалось логическое рассуждение. Поэтому на любителей экспериментировать смотрели как на "чужаков" в науке. Во времена Декарта и Лейбница образцом научной теорий считалась математика, в силу чего даже гуманитарии стремились писать свои труды на манер учебника геометрии. Принципиально новые идеи или новые методы очевидно покушаются на сложившуюся парадигму и именно поэтому встречают сопротивление со стороны научного сообщества. Это неприятие бывает столь велико, что, как однажды выразился Т. Кун, который ввёл в оборот понятие "парадигма", новой идее или методу приходится дожидаться времени, когда носители старой парадигмы просто физически вымрут. Таким образом, всякая научная революция связана со сменой парадигм. Понятие истины Понятие истины определялось в истории философии по-разному. Одни считали достаточным для истины, если она мыслится ясно и отчётливо. Другие принимали за истину то, что соответствует мнению большинства людей. Третьи полагали истиной то, что выгодно, полезно человеку (такая точка зрения получила название ''прагматизм"). Четвёртые вообще отрицали объективную, то есть не зависящую от воли людей, истину. Например, Ницше писал: "Истина — это наиболее целесообразное заблуждение". Разнообразие мнений во многом объясняется тем, что иногда
отождествляют между собой такие понятия, как "истина", "правда", Чтобы избежать путаницы терминов, условимся употреблять слово "истина" только в смысле "научная истина". Если отталкиваться от сильного критерия практики, то научная истина — это такие знания о мире, обществе, человеке и т.д., которые выдержали испытание практикой, в силу чего их со-. держание уже не зависит от воли и интересов людей. Абсолютное и относительное в истине Истину не следует рассматривать только как готовый, окончательный, раз и навсегда данный результат познания. Как писал Гегель, истина есть процесс. Она не похожа на отчеканенную монету, которую можно положить в карман. Иными словами, как научное знание истина содержит в себе два момента, находящиеся в единстве — устойчивость и изменчивость. Любое проверенное практикой знание содержит в себе такие элементы, от которых наука уже никогда не откажется, каких бы глубин она не достигла. И, одновременно, это же знание имеет элементы, приблизительность и относительность которых раньше или позже обязательно обнаружится. Если человек видит в истине только устойчивое, абсолютное, то это будет проявлением догматизма. Если же, напротив, замечает в ней только изменчивое, относительное, временное, то это будет проявлением релятивизма. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |