![]() |
|
|
Основы философских знанийp> Одно из доказательств, ставшее знаменитым, и получившее название онтологическое доказательство бытия Бога", привёл в XI в. философ АнсельмКентерберийский. Суть его в следующем. Ансельм за аксиому принимает тезис: "Бог есть совершенство". Это доказательство построено на дедуктивном выводе (движение мысли от общего — к частному), оперирующем чистыми "универсалиями" (понятиями). В конечном счёте это напоминает словесную эквилибристику, и уже некоторые современники Ансельма это понимали. С таким же успехом, например, можно доказать существование "совершенного человека", понятие о котором есть в нашем уме. Разум и откровение Другим путем пошел самый крупный средневековый философ — Фома Истины откровения иррациональны, то есть не могут быть логически
обоснованными. Истины разума — это знания; истины откровения — вера. При
этом вторые выше первых. Богословские истины "сверхразумны", но не Однако в отличие от Ансельма Фома ищет их не в логическом Доказательства Фомы Аквинского Фома приводит пять доказательств. Рассмотрим их по порядку. Первое из них основывается на понятии "движение". Всякая вещь
движется под воздействием, какой-либо другой вещи, рассуждает философ. Эта
другая — под действием третьей и т.д. Последовательность не может быть
бесконечной; следовательно, должна существовать вещь, которая движет
другие, но сама не нуждается в источнике движения, то есть должен быть Второе доказательство опирается на понятия "причина" и "следствие". Третье доказательство исходит из категорий "случайность" и Четвёртое доказательство использует понятие "совершенство", что
напоминает об аргументации Ансельма. Но ход мысли Аквинского иной. Вещи
отличаются друг от друга степенью совершенства, констатирует он. Змея
совершеннее червя, а человек совершеннее обезьяны. Стало быть, все вещи в
мире можно расположить в воображаемый ряд, где каждая следующая вещь
совершеннее предыдущей. Из них должна быть самая совершенная — это и есть Наконец, пятое доказательство берёт за основу понятие Критика доказательств Философы — современники Фомы и жившие позже выдвигали контрдоводы. Из третьего доказательства следует существование необходимости в самих
явлениях природы, а вовсе не самого Бога. Это значит, что всякое случайное
событие содержит в себе элемент необходимости, вытекающей из внутренней
природы вещей. Прорастание пшеничных зёрен — необходимость; выпадение града Четвёртое доказательство уязвимо в том отношении, что не существует, чётких и объективных критериев совершенства. Человек совершеннее обезьяны, когда создаёт орудия труда, изготовляет жилище и одежду. Но обезьяна совершеннее человека, когда нужно лазать по деревьям и срывать кокосовые орехи. Иначе говоря, совершенство может быть только в каком-то отношении, а не вообще. Что касается пятого доказательства, которое часто признают наиболее убедительным, то нужно заметить, что оно вступает в явное противоречие с третьим, чего не заметил Фома. Действительно, в третьем утверждается, что все вещи в мире случайны; однако случайные вещи не могут гармонировать, соответствовать друг другу, что очевидно. Споры вокруг этих доказательств не затихают и по сей день. Как бы то ни было, можно сказать, что пока на Земле живут люди, они будут размышлять по поводу веры, и будут спорить; вопрос остаётся открытым. Каждый — и верующий, и атеист — имеет право на свою позицию. Одному легче жить, будучи, атеистом; другому — с верой в Бога, Важно только, чтобы один не считал другого врагом только на том основании, что тот иначе мыслит, иначе представляет себе мироздание. Философия Возрождения К концу средневековья позиции церкви в Европе начинают ослабевать. В духовной сфере намечается возврат к греческим ценностям. Появляются
совершенно новые понятия, каких не было прежде: "личность", "инженер" Всё это сопровождалось нарастающей критикой религиозного
мировоззрения. Изменилось и направление философских исследований, которые
начали выходить из монашеских келий. Бурно развивается натурфилософия Философия Ренессанса уделяет внимание и социально-политическим учениям. Она приобретает черты антропоцентризма (антропос — человек): в центре внимания философов — личность, её интересы и развитие, её творческий потенциал. Философы подвергают критике существующие общественные порядки и социальную несправедливость. Томас Мор и Томмазо Кампанелла в своих произведениях "Утопия" и "Город Солнца" рисуют идеальные общественные устройства, лишённые частной собственности, деспотической силы государства, разделения на бедных и богатых. В это же время Макиавелли, ставший в последующем знаменитым как
Новым временем принято называть XVII в., а следующий век — XVIII — получил в истории название века Просвещения. Новое время характеризуется прежде всего научной революцией в естествознании и математике. В исследованиях природы учёные всё чаще прибегают к экспериментальному методу. На его базе Галилей открывает законы кинематики, а Ньютон — законы динамики. Французский философ Рене Декарт создаёт аналитическую геометрию и формулирует законы преломления света и закон сохранения импульса в механике. Лейбниц и Ньютон независимо друг от друга вводят понятие бесконечно малой величины и на его основе разрабатывают дифференциальное и интегральное исчисление. И это лишь часть открытий, сделанных в новое время. Развитие гносеологии Научная революция вызвала особый интерес философов к процессу научного
познания. Она обострила внимание как к традиционным вопросам гносеологии Успехи математики были столь впечатляющими, что все остальные науки, в
том числе и философия, как бы равнялись на математику, "завидуя" строгости
её построений и однозначности выводов. Мало того, многие выдающиеся
философы того времени одновременно были известными математиками. Декарт, Философия принципиально не математизируется, так как она имеет дело с
понятиями, не допускающими количественных отношений не только в числовом
виде, но даже в виде степени. Смешно говорить, что причина этого явления Философия и математика Математику и философию роднят не количественны отношения, а то
обстоятельство, что обе они, как тогда говорили, "спекулятивны", то есть Врождённые идеи На этом основании Лейбниц выдвинул теорию "врождённых идей", согласно
которой математическое философско-логическое знание дано человеку от
рождения, но не явно; опыт лишь "пробуждает" это знание, делая его явным Лейбниц иллюстрирует свои взгляды следующим примером. Допустим, человек не знает, что такое сахар и никогда его не видел. Если положить перед ним кусочек сахара и спросить, растворится или нет это вещество, если бросить его в воду, то он не сможет определенно ответить, сколько бы ни думал; нужен опыт. Но если, продолжает философ, положить перед человеком, далёким от математики, чистую бумагу и карандаш, и дать ему достаточно времени, то он при желании сможет вывести все теоремы геометрии, взяв за основу всего лишь три понятия: точка, прямая и плоскость, ибо геометрическое знание дано ему от рождения. Лейбниц считает логику мышления самодостаточной, не нуждающейся во
внешнем мире, тогда как логика мышления отображает объективную логику этого
мира и логику практических действий человека. Такие всеобщие принципы, как Сенсуализм и рационализм На почве различного понимания роли чувств и разума в научном познании
возникла острая полемика между "сенсуалистами" (сенсус — чувство) и Рационалисты же (Лейбниц, Декарт) ведущую роль отводили разуму, логике. Опыт же, по их мнению, играет всего лишь роль "спускового механизма", пробуждающего врождённые идеи. В Париже был даже поставлен любопытный эксперимент, привлекший
внимание всей образованной Европы. К тому времени врачи научились делать
глазные операции, устраняющие врождённую слепоту. Так вот, рационалисты
полагали, что если перед прозревшим человеком, перенесшим такую операцию,
поставить на стол куб и шар (ранее он мог различать их на ощупь), то он
сможет отличить, где куб и где шар, не дотрагиваясь до них. Ибо идеи Эксперимент закончился отрицательным результатом, что вовсе не доказывает правильность позиции сенсуалистов. Позже философы поняли, что противопоставление чувств и разума в познании друг другу так же некорректно, как, например, спрашивать, кто важнее для общества — мужчины или женщины. Принципы Декарта Декарт уделил особое внимание вопросу о методе научного познания. 1. Принимай за истину только то, что, представляется твоему уму так ясно и отчётливо, что не вызывает никаких сомнений. Сам Декарт, руководствуясь этим принципом, принял за начало своего философского учения тезис: "Я мыслю, следовательно, существую"; действительно, невозможно мыслить, что "я не мыслю". Однако слабость этого начала в том, что из него никак нельзя логически вывести существование остального мира. 2. Дели каждую из проблем на столько частей, на сколько сможешь. 3. Начинай решать эти части проблемы, двигаясь от более простых к более сложным. 4. Время от времени останавливайся и делай обзор, что сделано и что ещё не сделано, дабы ничего не упустить. К этим замечательным и полезным правилам стоило бы добавить пятый принцип — принцип практической проверки результатов теоретического исследования. Во времена Декарта понятия "практика" ещё не было в философии; учёные исходили из "созерцающего" исследования, а не из деятельного. Идолы ума по Бэкону Автор индуктивного метода (индукция — движение мысли от частного
знания к общему) английский философ Фрэнсис Бэкон подверг исследованию те
свойства ума, которые мешают истинному познанию. Эти свойства он назвал Первый из них — "идол рода". Этот предрассудок коренится в самой
природе человеческого рода. Людям, говорит философ, свойственно
рассматривать явления природы не сами по себе, а с точки зрения их
полезности для себя. Устройство мира рассматривается по аналогии с
интересами человека; как будто всё, что происходит в природе, совершается с
целью способствовать благополучию людей. Такой подход можно назвать
антропоморфным. Поэтому люди часто подменяют вопрос "почему" вопросом "для
чего". Вместо того, чтобы., спросить "почему идёт дождь?", они спрашивают Второй предрассудок — "идол пещеры". Он заключается в том, что человеку свойственно домысливать то, что дают ему органы чувств, и эти домыслы ошибочно принимать за факты. Человек как бы находится в пещере, из которой видна только часть окружающего мира; однако, предполагая остальное, человек молчаливо обманывает себя, принимая свои предположения за видимое и бесспорное. Чтобы было яснее о чём идёт речь, рассмотрим конкретный пример. Что
является фактом в фразе: "Человек зашёл в магазин, чтобы купить хлеба"? Третий предрассудок — "идол площади". Заключается в том, что мышление многих людей как бы заколдовано магией слов. Людям свойственно; говорит философ, слишком доверять словам. Слова же часто используются не для того, чтобы выразить мысль, а для того, чтобы скрыть её, или скрыть её отсутствие. Кроме того, привыкая к словам, люди привыкают и к тем заблуждениям, которые часто заключаются в словах. Поэтому нередки ситуации, когда людям кажется, что они спорят о деле, тогда как на самом деле спор идёт всего лишь о словах. Четвёртый — "идол театра". Его суть в том, что люди нередко слепо верят в авторитеты. Им иногда важнее не "что сказано", а "кто сказал". Как зрители в театре, увлекшись, верят актёру, так многие люди слишком доверяют известным учёным и политикам, забывая при этом что даже выдающиеся личности могут ошибаться или преследовать свои корыстные интересы. При этом, чем крупнее авторитет человека, тем губительнее его ошибки и промахи для общества. Авторитеты заслуживают уважения, но, предупреждает Бэкон, не нужно им слепо преклоняться, не нужно "стоять перед ними на коленях"; нужно больше доверят собственному разуму и опыту. Первые два идола из перечисленных философ относит к "естественным" предрассудкам ума; вторые же два он считает "приобретёнными", то есть зависящими от сознания и характера человека. Поэтому Бэкон советует начинать избавление от идолов ума именно с последних двух, так как это легче сделать. Техническая революция Во второй половине XVII — начале XVIII в. в Европе активно развивается
промышленное производство. В крупных городах, где строились фабрики и
заводы, явно недоставало рабочих рук. Население городов могло бы
пополниться за счёт деревни, однако феодальные отношения и крепостная
зависимость крестьян тормозили этот естественный процесс. В основном по
этой причине между классом феодалов и молодым классом буржуазии возникли
острые противоречия, которые в конце концов разрешились в ходе буржуазных
революций. Первыми на капиталистический путь развития стали Голландия, Но вскоре, в основном в связи с крупными техническими изобретениями Радужные картины социальных преобразований, которые рисовало нетерпеливое воображение всего несколько десятилетий назад, сменились унынием и растерянностью. Рабочие, вместо того, чтобы приветствовать новый строй, ломали машины (движение луддитов), а позже начали устраивать стачки и забастовки. Требовалось как-то объяснить происходящее, вскрыть причины социального нездоровья. Попытку такого объяснения предпринял английский священник и экономист Томас Мальтус. Теория Мальтуса Он аргументировал противоречия общественного развития не особенностями
материального производства, а "вечными законами природы". Мальтус
сформулировал так называемый "естественный закон роста народонаселения", по
которому средства существования людей (пища, одежда, жильё и т.п.) растут в
арифметической прогрессии, а численность населения растёт в геометрической
прогрессии. Таким образом, рост населения со временем всё больше и больше
опережает прирост материальных благ. Возникает "лишнее" население, и это
приводит к голоду, нищете, безработице, следовательно — к обострению
социальных противоречий. Всё это сопровождается, как считал Мальтус,
убывающим плодородием почвы, которая уже не может прокормить растущее
население. Современные последователи Мальтуса (неомальтузианцы) развивают далее
его идеи. Врачи борются с эпидемиями; учёные, ищут способы повысить
урожайность полей и защитить людей от землетрясений и тайфунов; пацифисты
выступают против больших и малых войн, — и все они не понимают, что своими Некоторые неомальтузианцы даже предлагают срочно ввести добровольную стерилизацию; населения отсталых стран, где многодетность является нормой, за солидные денежные вознаграждения, на которые должны потратиться промышленно развитые страны, если они не хотят ядерной катастрофы. Конечно, Мальтуса можно упрекнуть не только за его антигуманные рекомендации, но и в научной недобросовестности: он исследовал рост населения в основном в Северной Америке, где, как известно, прирост населения происходил не только за счёт естественной рождаемости, но и по причине активной эмиграции из Европы. И всё же ему надо отдать должное: ещё два века назад он почувствовал грядущие проблемы, связанные с ростом населения Земли, и обратил на них внимание учёных. Пока ещё остроту проблемы удается сдерживать обильной гуманитарной
помощью отсталым народам. Но это не может продолжаться бесконечно. Здесь
уместно вспомнить мудрость Иисуса Христа, который говорил, что голодному
можно помочь двояко: дать ему рыбу и он насытится, но единожды; или —
научить его ловить рыбу, и он сам будет себя насыщать. Развитые страны пока
идут преимущественно первым путем, тогда как нужно давать не "рыбу", а Субъективизм Джорджа Беркли Промышленная и научная революции в Европе привели помимо всего прочего
и к тому, что атеистическое сознание всё больше стало заявлять о себе. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |