![]() |
|
|
Основы философских знанийp>Социология МарксаМаркса трудно назвать философом в строгом смысле этого слова. Он был скорее экономистом, социологом, политологом. Мощный ум этого незаурядного человека впитал массу идей, добытых предшественниками в анализе общественной жизни. Среди них прежде всего нужно назвать идею обвинения частной собственности на средства производства, выдвинутую французским просветителем Жан Жаком Руссо. Первобытное общество Руссо называл "золотым веком" человечества Отсюда — вывод: если мы хотим вернуть людям изначальное благородство души и чистоту помыслов, надо уничтожить частную собственность. Частная же собственность не может быть отдана добровольно. Отсюда — марксова идея социалистической революции, диктатуры пролетариата, которая (идея) стала главным теоретическим выводом "Капитала". Оппоненты Маркса предостерегали его: этот путь означает насилие,
кровь, гражданскую войну; могут погибнуть миллионы людей; стало быть,
призывы к диктатуре безнравственны, бесчеловечны. На что Маркс — один из
радикальнейших учеников Гегеля — отвечал, что научная истина выше морали;
если научный анализ приводит нас к конкретным выводам, то надо твёрдо
следовать им, не оглядываясь на размягчающие волю соображения. При этом сам Европа развивается не по Марксу Свобода частного предпринимательства и экономическая инициатива
личности, не подавляемые структурами социального контроля в западном мире,
всё более избавлялись от негативных черт, присущих им на ранних ступенях
накопления капитала. Трагедия наиболее ортодоксальных последователей учения Таким образом, положительное в частной собственности и конкуренции, заключающееся в том, что без реальной экономической свободы индивида не может быть никаких других свобод — мысль почти тривиальная в наши дни, хотя и не отрицалось начисто, но было явно недооценено. Некоторые ученики Маркса заметили новые тенденции. В их работах
появились предостережения, что капитализм "уже не тот", что прогнозы не
оправдываются. Проанализировав статистику промышленного развития Германии и Интересы рабочих, заключил он, теперь более дифференцированы, чем прежде, а развивающиеся рабочие товарищества (кооперативы) демонстрируют уже "социалистическую собственность", которая становится более эффективной, нежели частная. На основании своего анализа он пришёл к выводу, что темпы эволюции
капитализма к гибели оказались "гораздо медленнее", если последняя "вообще
не уходит в бесконечность". Бернштейн предложил вообще отказаться от самой
идеи экспроприации, насильственного захвата власти, диктатуры пролетариата. Надо ли подробно говорить о реакции последних на предложения Основные ошибки и уроки Объективно говоря, предостережения и не могли быть восприняты в то время. Слишком велик был энтузиазм революционеров, слишком "железной" казалась логика выводов о перспективах классовой борьбы, а отрезвляющие уроки "реального социализма" были ещё впереди. Историческая практика показала, что многие теоретические построения Одним из главных уроков всего этого оказался вывод, что власть народа, когда личность подавлена и превращена, в "навоз истории", есть величайшая фикция и ложь, ведущая к мрачной диктатуре. Не может быть свободным народ, если каждый отдельный его представитель унижен, оскорблен и несвободен. Другой урок — осознание того, что традиционно-шаблонная теория общественного прогресса, где каждое последующее состояние общества считается целью всей предыдущей истории; где, якобы, действуют строгие законы, выводящие одно состояние общества из другого, — не более чем фантазия самоуверенного автора. История совсем не похожа на процесс, где все народы, как хорошо обученные роты солдат, проходят одни и те же этапы развития и заканчивают той стадией, которую предначертал им установитель схемы. Ещё один урок — недопустимость насилия в любых его формах, какими бы заманчивыми и благородными целями оно не пыталось оправдаться. Это реально лишь в том случае, если меньшинство не подавляется, не преследуется, не загоняется в угол, а имеет правовые гарантии стоять на своих позициях, легально распространять свои взгляды, завоёвывать общественное мнение. Но уважение к меньшинству невозможно без уважения к индивиду, без признания прав личности на равенство с институтами власти. Если общество таково, что отдельный человек в его структуре ничтожен, то меньшинство бесправно. Если меньшинство бесправно, то естественное развитие замирает, ибо генератором новых идей всегда является именно меньшинство. Если развитие замирает, то большинство превращается в силу, уничтожающую не только меньшинство, но и самоё себя. Трагическим финалом такого "развития" может быть только гибель нации.
Русская философия начинает отсчёт своего существования примерно с X в.
н.э. История сохранила имя первого древнерусского философа — киевского
митрополита Илариона, главной идеей которого была мысль о включенности
русской земли в общемировой процесс "торжества божественного света" Немного истории Дело заключается прежде всего в исторической молодости нашей нации. Заселение этих территорий происходило за счёт миграционных потоков с
востока и с юга, В результате образовались кочевые племена, занимавшиеся в
основном скотоводством. В трудах древнегреческих историков их называли В результате христианизации Руси активно началось культурное
приобщение славян к более цивилизованным соседям. В начале XI в. в Киеве
уже действовала первая "высшая школа", курируемая князем Ярославом Мудрым. Качество преподавания в Киевской школе высшего учения было настолько высоким, что в неё не гнушались посылать своих отпрысков для прохождения наук норвежские, шведские, датские и венгерские монархи. В школе изучалась древнегреческая философия, знакомство с которой произошло благодаря связям с Византией (поэтому начальный этап приобщения Руси к мировой философской мысли получил название "византийский"). Трудно сказать, каких бы высот достигло развитие образования на Руси, включая философское, если бы не беда, обрушившаяся на нашу землю — нашествие монголо-татар, затормозившее все сферы общественного прогресса чуть ли не на триста лет. В XVII-XVIII вв. в первых российских университетах изучались в основном, наряду с греческими, французские авторы, что объяснялось тесными связями с Францией. При этом, с основанием в 1765 г. Московского университета, философию в нашей стране начинают преподавать на русском языке (прежде это делалось на латинском). В XIX в. в центре внимания российских философов была интерпретация
текстов классических немецких философов, прежде всего — Канта. И лишь
начиная со второй половины XIX в., и в начале XX в. русская философия
становится, наконец, оригинальной и самостоятельной. Во весь голос заявили
о себе, привлекая внимание всей образованной Европы, такие мыслители, как Религиозная философия В русской философии сложилось несколько направлений. Одно из них, привлекшее наибольшее внимание мировой философской мысли, — религиозно- философское. Была предпринята попытка, оказавшаяся в целом удачной, гармонического соединения философии (преимущественно идеалистического характера) и православной религии. Представителями этого направления западная философия была оценена как слишком рационалистическая, акцентирующая внимание в большей степени на познании природы, нежели на исследование внутреннего мира человека. В основу русской религиозной философии была положена идея приоритета
христианской нравственности перед всеми остальными принципами, а также идея Русский менталитет Русские философы большое внимание уделили изучению национальных
особенностей русского характера, психологии русских. Отмечалась особая
склонность россиян к патернализму ("патер" — отец), имеющая свои корни в
молодости нации, что придаёт её характеру черты, свойственные ребёнку. Другая черта характера русских — доверчивость и нетерпеливость. Ещё одна черта — особое отношение к своей исторической миссии,
склонность к преувеличенному пониманию своей роли в судьбах человечества. Славянофилы и западники Одни из них, называвшие себя "славянофилами" ("филео" — любить), считали, что Россия должна идти своим самобытным путём, не перенимая веяния, идущие с Запада. Основой российской самобытности они полагали, во- первых, православную религию, без которой нация утратит целостность; во- вторых, монархическое правление, отвечающее духу патернализма; в-третьих, крестьянскую общину, которую расценивали как наиболее подходящую русскому характеру форму хозяйствования. Иначе подходили к вопросу "западники". Они видели перспективу развития Мы погорячимся, если скажем, что эта дискуссия о стратегических путях развития России уже ушла в прошлое. Она продолжается. И сегодняшние горячие споры на эту тему в ветвях власти, да и среди думающей части населения,— веское тому подтверждение. Русские космисты Второе направление, активно развиваемое русскими философами, — исследование проблемы единства человека и космоса, значение которой стало ясно, пожалуй, только к концу нашего столетия. В начале XX в. в европейской философии существовали две противоположные точки зрения. Одна из них, получившая название "космоцентризм", исходила из идеи, согласно которой человечество, что бы оно о себе не мнило, — ничтожная сила, несравнимая по масштабам с космическими силами. Образно говоря, человечество — не более чем "плесень" на теле земного шара, влияние которой на космические процессы стремится к нулю. Тем более, что оно в любую секунду просто может исчезнуть по причине какой-либо, даже не очень значительной, космической катастрофы. Другая точка зрения, получившая название "антропоцентризм", опиралась на идею, что возникновение человечества не случайно, а как бы входит в программу саморазвития космоса; что лишь на первых ступенях его возможности исчезающе малы. Но в перспективе, по мере роста научного знания и технической мощи, человечество станет силой, определяющей направление и характер космических процессов. Космос, станет для людей лишь .сценой, на которой они, подобно актёрам, разыграют спектакль, исходя из своих интересов и целей. Русским философам удалось преодолеть эти крайности. Их позицию можно назвать "антропокосмизмом": возможности человечества влиять на ход космических процессов возрастают; уже сейчас они становятся сравнимыми с геологическими масштабами. Человек и космос — это, в перспективе, как бы два равноправных "партнёра", уважительно относящихся друг к другу. Их отношение должно быть отношением живого к живому, а не живого к мёртвому. При этом следовал призыв к осторожности и благоразумию, суть которого Человечество, предостерегали философы-космисты ещё на заре XX в.,
может попасть в ловушку собственной самонадеянности. Желая выйти из плена Биосфера и ноосфера Замечательный русский философ и естествоиспытатель В.И. Вернадский,
наряду с французским ученым Тейяром де Шарденом, вводит в научный оборот
понятие "ноосфера" (сфера разума). Это новая, высшая стадия биосферы (сферы
жизни), связанная с деятельностью человечества. Зародившись на Земле,
ноосфера — оболочка интегрального интеллекта — имеет тенденцию к
постоянному расширению, превращаясь таким образом в особый структурный
элемент космоса. Влияние человеческого общества на ход космических
процессов осуществляется и усиливается именно через посредство ноосферы. Философия жизни Третье направление в русской философии — это философия жизни, или
экзистенциальная философия ("экзистенция" — существование). Такие философы,
как Ф.М. Достоевский, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, стояли у истоков этого
нового течения, с которым мы подробнее познакомимся в следующей главе. Для
него характерен поворот философского исследования от глобальных идей,
связанных с миром в целом, — к человеку, к его внутреннему миру. Русский экзистенциализм имел явную религиозную окраску. Вера — тот
стержень, благодаря которому человек остаётся человеком, не теряя твёрдости
духа, как бы тяжело ему не было. Русские философы преодолели традицию
истолкования Бога, как Бога — "судьи", Бога —"надзирателя", устоявшуюся со
времён средневековой философии. Им присуще экзистенциальное понимание Бога. Стремись жить так, призывает философ, как будто каждый твой шаг виден некоему абсолютно справедливому существу и не остаётся без его оценки. Но это "существо" — твоя душа, твоя совесть. Совесть есть глубина личности, где человек соприкасается с Богом. Русская философия жизни не похожа на рационалистическую европейскую философию. Это философия души, а не внешнего мира. Мы уже никогда не узнаем, что стояло за последними словами умирающего Льва Толстого: "Не понимаю..."; но определенно можно сказать, что его скорбное недоумение было связано именно с душевным страданием. Драматический финал Однако русскую философию, находившуюся на взлёте (не случайно мировая общественность назвала описанный выше период "русским ренессансом" в философии, проча ему блестящее будущее), ожидали суровые испытания, связанные с политическими событиями 1917 г. Дело в том, что после прихода к власти большевиков, когда в России некоторое время ещё существовала свобода печати, подавляющее большинство университетской профессуры, включая философов, выступили с резкой критикой их действий. Главная идея этой критики — осуждение их методов и целей; подчёркивалось, что новая власть ведёт нацию к гибели. Всё это чрезвычайно мешало и раздражало. В результате, в 1922 г. по личному распоряжению Ленина был составлен поимённый список наиболее активных критиков режима, в который вошло более двухсот фамилий известнейших учёных России (архивы сохранили зловещую фразу: "Неплохо было бы расстрелять всю эту интеллигентскую сволочь, но будет слишком много шума"). После чего им с семьями было предложено покинуть страну. Пароходом интеллектуальная элита России была отправлена сначала в Германию, а затем ученые "разбрелись" по всему свету, большей частью оказавшись в США. Философский пароход Этот пароход позже назвали "философским" (там оказались не только
философы, но и представители всех других наук; название объясняется тем,
что в прошлые времена слово "философия" было синонимом слова "наука"). Например, среди "эмигрантов" был будущий Нобелевский лауреат Питирим Среди вынужденно покинувших Россию были также знаменитый инженер В.К. Нечего и говорить, какой невосполнимый урон был, нанесен этой политической акцией интеллектуальному, научному и техническому развитию нации. Двойственные чувства испытываешь (сочетание гордости и досады), когда узнаёшь тот факт, что несколько лет назад конгресс США объявил благодарность русским учёным-эмигрантам за "выдающийся вклад в развитие науки и техники США". Что же касается русской философии, то её естественное и многообещающее развитие было скомкано, оборвано. Глава 8. ФИЛОСОФИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ (ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ) С середины XIX в. в европейской философии развивается новое
направление, получившее название неклассического. Традиционная Человек и философия Короче говоря, это философия вещей и идей. Когда классическая
философия обращает внимание на человека, а она делает это, то её интересует
сущность человека, общее в людях, а не отдельное, единичное, касающееся
судьбы и чувств индивида как неповторимого, оригинального существа. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |