![]() |
|
|
Основы философских знанийp> В-третьих, в Афинах царило уважение к личности; человека ценили прежде всего по уму и способностям, а не по богатству и происхождению.Политическую карьеру мог сделать каждый свободный грек, будь он умен, образован и красноречив. Существовал закон, по которому даже рабу, если у него обнаруживался талант в каком-либо деле, хозяин должен был дать свободу, а государство выделяло ему землю и средства, помогая стать на ноги. В-четвёртых, немаловажным было то, что в Греции существовала частная собственность на землю, защищаемая законом (на Востоке земля, которую можно было арендовать, в большинстве случаев принадлежала государству). Кроме того, только тот грек, который владел хотя бы клочком земли, имел право голоса при решении важных политических вопросов. В этом был глубокий смысл; гражданин был более независим экономически и, вместе с тем, уважал и поддерживал государство, которое защищало его собственность. В-пятых, хотя сознание греков было религиозным, религия не играла в жизни общества такой исключительной роли, как на Востоке; её сдерживающее влияние по отношению к свободе мысли почти не ощущалось. Афины и Спарта Ещё одной из причин расцвета греческой культуры было довольно
демократическое устройство государственной жизни (выборность
государственных деятелей, серьёзная роль народных собраний и т.п.). В афинских же гимназиях выпускные экзамены проходили как многодневный праздник; десятки юношей в присутствии азартной публики состязались в знаниях, различных искусствах, в риторике, спортивной борьбе и т.п. В Спарте, как мы помним из истории, действовал закон, по которому слабых или больных младенцев бросали в пропасть, так как они не обещали стать выносливыми бойцами. Поистине, Спарта бросала в пропасть своих возможных философов и поэтов. Юноша-спартанец, замеченный в любви к поэзии и музыке, не мог стать офицером, так как считалось, что искусства размягчают душу. Разумеется, говорить о каком-либо расцвете культуры в таких условиях не приходится. Когда римляне позже завоевали Афины и Спарту, то они разрушили последнюю как опасного соседа "с маленькой головой и большими мышцами", однако сохранили нетронутой культуру Афин, взяв из неё многое для себя. Обратимся теперь к философским идеям античных мыслителей. Поиски первоосновы бытия Греческие философы, как и их восточные коллеги, стремились познать мир
как единое целое, находящееся в непрерывном движении. Они пытались
разобраться в природе бытия — вещественно оно или духовно? Одни выдвигали в
качестве первоосновы всего существующего различные природные стихии: воду Конечно, в их взглядах на природу было много наивного, так как
научного эксперимента ещё не существовало. Однако недостаток конкретных
знаний компенсировался великолепной прозорливостью. Их стремление жить и
мыслить в единстве с природой, ощущать себя соучастниками космического
процесса, позволяло им гениально угадывать действительные связи вещей и
явлений, тонко чувствовать закономерности движения и развития всего сущего. Греческие философы были заядлыми спорщиками. Диалог был естественной формой их мышления. Не случайно первоначальное значение слова "диалектика" трактовалось как "умение спорить". Спорили обо всём: о первооснове бытия, о том, существует ли пустота (небытие), об источниках движения вещей, о наилучшем государственном устройстве, о смысле жизни, о возможностях человеческого познания и т.п. Познакомимся в качестве примера с одной из дискуссий, касающейся проблемы бесконечной делимости. Апории Зенона Суть вопроса заключалась в следующем: возможно ли делить какую-либо вещь на всё меньшие и меньшие части до бесконечности, или же существует предел делимости? Размышляя над этим, Зенон обнаружил удивительные парадоксы, привлекающие внимание учёных и по сей день. Эти парадоксы получили название "апории" ("апория" —"безвыходное положение"). Зенон воспользовался методом "от противного", автором которого он,
кстати, и явился. Допустим, рассуждал он, что любой отрезок можно делить до
бесконечности, и посмотрим, к чему это логически приводит. Пусть в точке А Прежде чем догнать черепаху, он должен преодолеть расстояние АБ. Таким образом, как только промежуток между Ахиллом и черепахой становится равным этому элементарному "отрезку", то это означает, что оба они уже находятся в одном и том же месте. Следовательно, Ахиллес догоняет черепаху. Выдающийся немецкий физик Макс Планк уже в XX в. сумел, опираясь на
квантовую теорию, вычислить этот элементарный "отрезок". Он оказался равным Атомизм Демокрита Можно предположить, что опираясь именно на выводы, вытекающие из
апорий Зенона (апория об Ахиллесе и черепахе всего лишь одна из них), Конечно, в представлениях Демокрита об атомах было много спекулятивного (надуманного), однако сама его идея дискретного (прерывного) строения вещества оказалась в науке весьма плодотворной. Идеи Гераклита Гераклита не случайно называют основоположником диалектики. Когда
физика Гейзенберга — одного из авторов квантовой механики — как-то
спросили, что больше всего помогло ему в формировании новой концепции, он
ответил, что это было чтение древнегреческих философов, особенно Гераклита. Диалоги Сократа Особое место в ряду античных мыслителей занимает фигура Сократа. Его
внешность была обманчива; при первом знакомстве его даже можно было принять
за бродягу. Но стоило только послушать Сократа хотя бы пять минут, как
сразу становилось ясно, что перед тобой незаурядная личность. Сократ не
любил писать; его творчество было устным, а его слушателями чаще всего были
простые люди на улицах и площадях Афин. Хотя нередко молодые философы
специально искали встреч с ним, чтобы поучиться у него искусству
диалектики. Чаще всех среди почитателей Сократа можно было заметить Сократ своеобразно объяснял наличие злых поступков людей: люди творят зло потому, что не умеют различать добро и зло; следовательно, их нужно научить этому. Метод обучения включал в себя два этапа: "иронию" и "майевтику". Далее вступал в действие метод "майевтики" (повивального искусства). Казалось бы, Сократ должен был раздражать людей своим превосходством в
мышлении, но этого не происходило. Он подчёркивал: "Я знаю, что ничего не
знаю", имея в виду, что разрешение какого-либо вопроса ставит ещё больше
новых вопросов; процесс познания бесконечен. Но при этом любил добавлять: Смерть Сократа Однако Сократ сильно раздражал вельмож, которым очень не нравилась его
резкая критика в адрес властей, а также то, что молодёжь больше слушала Однако смерть философа примечательна не только этим. Легенда гласит, что накануне казни к нему пробрались его ученики, и предложили побег на корабле, который уже ждал в порту. И семидесятилетний философ отказался. "Я слишком уважаю закон, чтобы бежать, — ответил Сократ. — Мой побег даст дурной пример молодёжи, и я действительно развращу её". Опечаленные ученики провели с учителем в беседах последнюю ночь, а утром он публично принял чашу с ядом. Можно сказать, что с этого мужественного поступка философа начинается
европейское цивилизованное отношение к законам государства. Да, Сократ был
осужден несправедливо, но он был осужден по закону, одинаковому для всех. Греки о душе Греческие философы по-разному представляли себе душу человека. Платон представлял образно душу в виде колесницы, запряженной парой
коней. Возница, управляющий колесницей, это разум. Один из коней
олицетворяет мужественность, эмоциональность; другой конь — чувственность,
вожделенность. Первый стремится ввысь, к миру эйдосов (идей); второй же
устремлен вниз, к земле. Те души, которые попали в мир идей, получают
возможность созерцать идеи, наслаждаться их совершенством. Но перейдя затем
в смертное человеческое тело, они как бы "забывают" то, что знали об идеях. Используя эти представления своего учителя, Аристотель "приземляет"
душу, связывая её с определёнными частями тела. Он считает, что душа
состоит из трёх частей: разумной, эмоциональной и растительной. Разумная
часть души пребывает в голове (греки ещё не знали функций головного мозга;
аргументация Аристотеля иная — самой совершенной части души должна
соответствовать самая совершенная форма, голова же — круглая!). Люди с преобладанием разумной души мудры и дальновидны; с
доминированием эмоциональной — мужественны и выносливы; с преимущественно
растительной душой — трудолюбивы и покорны. Ниже мы увидим, что эти
представления легли в основу теории совершенного государства, разработанной Идеальное государство Платона Платон, как и многие другие философы, был неудовлетворён существующим устройством государственной жизни. Главным его недостатком он считал то, что слишком многие люди занимаются не тем, к чему наиболее предрасположена их душа. Идеальным было бы такое государство, утверждал он, в котором бы граждане с разумной душой (он называет их философами) управляли; люди с эмоциональней душой — были стражниками (воинами); а обладатели растительной души были бы ремесленниками и крестьянами, то есть производили материальные блага. Родители, полагал Платон, неправильно воспитывают своих детей: учат их заботиться в первую очередь о самих себе. Тогда как на первом месте у гражданина должны быть интересы государства. Поэтому Платон предлагал помещать детей в интернаты, где специально подготовленные учителя воспитывали бы их в правильном духе. Стражников Платон советовал содержать в крепостях на полном государственном обеспечении, где бы они получали необходимое образование и обучались военному искусству. А чтобы ничто не отвлекало их от "наведения порядка" в случае необходимости, и защиты от внешних врагов, воинам не следовало обзаводиться семьей; "временных жен" им бы подбирали по указаниям правителей. Правителей же, чтобы они не злоупотребляли властью и не склонялись к взяткам, Платон предлагает обеспечить за счёт государства всем, чего они захотят, чтобы они ни в чём не нуждались и не испытывали соблазна. Не будем забывать, что эти рассуждения философа относятся к временам
более чем двухтысячелетней давности, когда господствовали рабовладельческие
отношения. У современного человека сразу же возникает масса вопросов к
автору "идеальной" системы государства. Например, кто именно и как будет
определять "качество души" у каждого отдельного гражданина? Согласятся ли
люди расставаться со своими детьми на многие годы? Разве не ущемляет права
человека запрет обзаводиться семьей? Не похоже ли "полное обеспечение"
правителей на одну большую взятку от государства, чтобы они не брали Однако отдадим должное философу: он нарисовал модель общественного устройства, к которой уже не раз приближались, или хотели приблизиться, отдельные политические режимы в истории человечества. Заметим также, что платоновская концепция взаимоотношений гражданина и государства мало чем отличается от позиции Конфуция: интересы государства выше интересов личности; государство — цель, человек - средство. Этот принцип в общественном сознании европейцев начнёт постепенно меняться на противоположный, как мы увидим ниже, лишь в эпоху Возрождения. Логика Аристотеля Аристотель — самая крупная фигура в античной философии. Его не зря
называют "Александром Македонским греческой философии" (кстати, в молодости Как образуются понятия о вещах, и какого вида они бывают? Каким образом понятия связываются в суждения (высказывания), и как последние классифицируются? Какими бывают фигуры силлогизмов (умозаключений), с помощью которых из двух суждений делается вывод? Каким путём идёт мышление, строя доказательство? Эти и другие вопросы были тщательно исследованы философом, сумевшим сконцентрировать в своих произведениях весь опыт античной науки в отношении мышления и познания. Можно с полным правом сказать, что логика, как наука, началась именно с Аристотеля. Римская философия Культура Римской империи, хронологические рамки которой охватывают
период примерно со II в. до н.э. до V в. н.э., явилась передаточным звеном
между культурой Востока и Греции — с одной стороны, и культурой Западной Основной своей задачей философы Рима (Лукреций Кар, Сенека, Марк Одни из них полагали, что источником всех благ являются телесные
наслаждения, стремление к которым — высшая цель существования человека;
стержень жизни — принцип удовольствия (эпикурейцы). Третьи, напротив, вообще отрицали возможность достоверного знания и утверждали, что нравственные нормы выдуманы хитрецами для собственного удобства; поэтому каждый имеет право на "свою" мораль (скептики). По мере того, как Римская империя приближалась к своему закату, в учениях ев философов всё больше стало наблюдаться признаков упадка духа и мистики.
Средние века принято отсчитывать, начиная с V в. н.э., то есть со времени упадка Римской империи, и до XVII в. Последние два столетия из этого большого промежутка — эпоха Возрождения, или Ренессанс. Распаду империи предшествовали интересные события, связанные с религией. Европа и христианство Собственная религия Рима была языческой. Когда в Иудее возникло
христианство и христианские секты начали множиться, особенно среди рабов и
плебеев, Рим безжалостно преследовал их, вплоть до смертной казни членов
этих сект. Даже когда отдельные представители самой римской знати
увлекались новой религией, власти не снижали планки жестокости. Но угроза
развала империи заставила' римских императоров изменить отношение;
христианство было объявлено в IV в. н.э. Константином Великим
государственной религией Рима в надежде, что оно сыграет объединяющую,
цементирующую роль. Однако это не спасло империю, а христианство за
относительно короткое время покорило Европу и обрело большую политическую
силу. Долгое время власть кардиналов в странах Европы была выше светской Схоластика Церковь полностью контролировала систему образования. Всё это прямым
образом сказалось на развитии философии. Во-первых, большинство
средневековых философов являлись одновременно богословами или монахами. И всё же, во-вторых, философия неизбежно становилась схоластической, формальной, далёкой от реальных проблем жизни. Лучшие искания и идеи античных философов были почти забыты, а из учений Платона и Аристотеля было взято лишь то, что не расходилось с церковными догматами. Основное занятие схоластов — формально-логическая интерпретация текстов, которая чаще всего превращалась в бессодержательное умствование, в пустую словесную игру, злоупотребляющую тем, что одни и те же слова имеют разные смыслы. Номинализм и реализм Однако среди пустых дискуссий иногда встречались проблемы, которые так
или иначе имели прямую связь с философией. Примером могут служить
многолетние споры между "реалистами" и "номиналистами". Внешне они
выглядели как дискуссия о правильном толковании "троичности" Бога (Бог —
отец; Бог — сын; Бог — дух святой) и "единства" Бога в этих трёх ипостасях. Номиналисты утверждали, что объективно существуют только отдельные, единичные вещи, которые мы ощущаем. Общее же существует лишь в форме понятия о вещах, то есть только в нашей голове, субъективно. Скажем, существуют отдельные люди, но "человек вообще" реально не существует, а только мыслится. Реалисты же полагали, что общее существует в действительности наряду с единичными вещами, или в них самих, а не только в форме понятия. Данное противопоставление вытекало из формального, недиалектического (такой способ мышления называют метафизическим) подхода к категориям. Объективно существующая вещь, как особенное, содержит в себе, независимо от нашего мышления, оба момента — и общее, и единичное. У каждого человека есть свойства, роднящие его со всеми другими людьми (общее); и у каждого есть черты, отличающие его от всех других людей (единичное). И то, и другое существует объективно в единстве. Это единство как раз и является условием бытия каждой вещи. Теоцентризм средневековой философии Термин "теология" переводится как "учение о Боге (теос — Бог; логос —
учение). Центральной своей задачей философы средневековья считали поиск
убедительных доказательств существования Бога. Церковь относилась к этим
поискам довольно сдержанно. С одной стороны, она не противилась
исследованиям в этом направлении, считая их богоугодным дедом. С другой же Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |