![]() |
|
|
Основы философских знанийp> Экзистенциальная же философия, напротив, совершает поворот к человеку со всеми его чувствами и страданиями, со всем его противоречивым отношением к миру и обществу. От сущности человека она переходит к его существованию, пытаясь дать ответы на принципиальные вопросы Канта: "Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?". Когда учёный исследует молекулу поваренной соли, то ясно, что она лишена оригинальности; она — точная копия миллиардов других таких же молекул. Иное дело, когда речь заходит о человеке. При наличии общих черт, каждый — неповторим, единственен в своём роде, уникален. Одно только, осознание этого факта рождает массу вопросов, о которых порассуждаем ниже. Одним словом, к человеку нельзя подходить с теми же мерками, с какими мы подходим к другим объектам науки. Мысль, высказанная однажды древнегреческим философом Протагором — "Человек есть мера всех вещей" — не утратила своей истинности и по сей день. Экзистенциальная философия зарождалась и развивалась в трудах таких
исследователей (кроме уже упомянутых в седьмой главе русских), как датский
философ С. Кьеркегор, немецкие философы А. Шопенгауэр, К. Ясперс, М. Иррациональное в человеке Предмет их исследований — смысл жизни и смысл смерти, свобода и
ответственность, совесть и долг, счастье и любовь, воля и вера. Эти и
подобные им категории выражают иррациональные свойства человеческой жизни,
то есть такие качества, которые не поддаются логическому обоснованию. Любовь, счастье, воля, совесть и т.п. — иррациональные свойства человеческой души, что делает их исследование чрезвычайно трудным делом, поддающимся далеко не каждому. Не случайно многие из вышеназванных философов имели трудную личную судьбу, перенесли немалые страдания, и не раз бывали в критических ситуациях, что невольно сделало их более чувствительными к душевным переживаниям человека. Сложность предмета объясняет также тот такт, что некоторые из них излагали свои взгляды не в виде академических трактатов, а в форме романов и повестей, что позволяет сделать идеи более понятными и доступными массовому читателю. Основной вопрос Экзистенциальная философия отвергает те вопросы, которые классическая философия считает основными. Точнее, она отвергает их статус быть основными. Первичен дух или первична материя, создан мир или существует вечно, способен человек познавать сущность вещей или не способен, — эти проблемы, при всей их научной важности, мало задевают бытие каждого человека, особенно не связанного с наукой. В качестве основного рассматривается другой вопрос — заслуживает ли жизнь того, чтобы прожить её? Жизнь наполнена противоречиями, проблемами, страданиями и трагедиями. Стоит ли она того чтобы терпеть и переносить всё это? А если стоит, то что именно даёт человеку силы выдерживать груз проблем и несчастий, что держит его "на плаву" и не позволяет одним махом покончить со всем трагизмом своего существования? Каждый из нас появляется на свет помимо своей воли, что очевидно. Трагедия человека не в том, что он существует, а в том, что он
осознаёт себя существующим. С этого открытия начинается развитие личности., Трансцендирование По мере взросления и обретения опыта жизни, человек всё чаще начинает
сталкиваться с вопросом Таким образом, стоит лишь сознанию начаться, как оно начинает подтачивать. Вопрос "зачем?" — опасный вопрос. Ведь если не найти на него ответа, то возникает следующий вопрос — как жить дальше? Мучительность этого состояния переживается нелегко. Оно тревожит и беспокоит. Поэтому возникает желание прогнать от сёбя этот вопрос, не думать о нём. Машинальные люди Большинство так и поступает. Таких людей, которые интуитивно чувствуют угрозу со стороны этого "проклятого" вопроса, и не хотят размышлять о нём, называют ''машинальными". Человек говорит себе — не надо дергаться, живи спокойно, радуйся жизни: посмотри, как живут остальные — работают, рожают детей, покупают красивые вещи. Будь как все. Не высовывайся, не усложняй ненужными мыслями и без того нелёгкую жизнь. Философия машинального человека — это философия ''маленьких радостей". Машинальные люди чувствуют себя спокойно в "толпе", где каждый, глядя на соседа, делает то же самое. И даже, если основные жизненные задачи решены, человек готов искусственно создавать себе проблемы, лишь бы не дать вопросу "зачем?" поднять голову, лишь бы заполнить душевный вакуум, который возникает на его месте. Конечно, построить дом, вырастить сына, посадить дерево — это уже
немало, не каждому удаётся. Однако опять и опять а глубине души точит мысль Религия снимает остроту вопроса о смысле жизни, поэтому она столь притягательна. Человек как бы перекладывает на Бога ответственность за стратегию своей жизни, и поэтому ему легче жить. Такую же роль, по сути, выполняла в своё время идея строительства коммунизма, без которой теперь многим людям, особенно пожилым, искренне верившим в возможность её осуществления, трудно обрести душевный покой. Лабиринтные люди Другая же часть людей, и их гораздо меньше, не боятся вопроса "зачем?" Однажды, гласит легенда, философ подошёл к двум рабочим, копавшим на
строительстве яму, и спросил, что они делают. Один из них ответил: "Разве
не видишь, — копаю яму". Другой же сказал: "Я строю собор Парижской Лабиринтный человек осознаёт разницу между сиюминутным смыслом жизни и
стратегическим, для человека, несколько дней бредущего по раскалённой
пустыне и томимого жаждой, смысл жизни сужается до стакана холодной вода. Было бы ошибкой думать, что машинальные люди — это "плохие" люди, а
лабиринтные — "хорошие". Каждый сам выбирает свою жизненную стратегию, и
каждая имеет право на существование. Условное деление людей на эти два типа Лабиринтные же люди обеспечивают динамизм общества, являются двигателем его развития. Если представить себе на минутку фантастическую ситуацию, что остались лишь машинальные люди, то мы получим застой, затухание прогресса. Если же, напротив, общество будет состоять только из лабиринтных людей, то его ждут анархия, непредсказуемость тенденций и всевозможные потрясения. Два типа людей, таким образом, дополняют друг друга, обеспечивая одновременно устойчивость и изменчивость социального процесса. Человек как Сизиф Разумеется, в жизни каждого человека есть элемент машинальности,
монотонности бытия, некоторой повторяемости действий. Мы ходим на работу,
выполняем домашние дела, воспитываем детей, смотрим телевизор и.т.д. В
связи с этим вспомним известную легенду о Сизифе, которому Зевс за
непослушание придумал изощрённое наказание — втаскивать на гору камень,
который затем скатывался вниз, и всё надо было повторять сначала. Спрашивается, когда Сизиф более несчастен — когда, он вкатывает камень, или когда спускается за ним? Надо думать, когда спускается. Пока он вкатывает, его голова занята конкретным делом. Когда же он спускается за скатившимся камнем, его голова свободна для мыслей; и первая же мысль — в чём смысл? И это — вечно?! Подобно Сизифу люди "вкатывают" свои "камни" изо дня в день, из года в год. Но однажды человек как бы останавливается и ловит себя на чувстве, окрашенном недоумением скуки. У некоторых это чувство однообразия и пресности жизни вызывает духовную "тошноту". Одни начинают убеждать себя высокими словами — долг, труд, общественная необходимость, творчество...; другие — вдруг бросают всё и идут покорять горные вершины, в одиночку плывут через океан, становятся каскадёрами, ловцами змей, испытателями парашютов и т.п. Короче — ищут острых ощущений, чтобы "приперчить" ими пресную монотонность повседневной жизни. Это своеобразный бунт личности против машинальности бытия. Таким людям претит "жить как все", которые будто бы точно знают, зачем они живут; будто бы каждый их час и каждый день пронизаны смыслом; будто они выполняют кем- то начертанный план. На самом же деле большинство ''делает вид", что знает, как надо жить, и довольно тем, как оно живёт. Пограничная ситуация Но бунт связан с риском, с возможностью потерять жизнь. Ситуация между жизнью, и смертью, в которую вольно или невольно попадает человек, получила название пограничной. Это может быть риск альпиниста, риск бизнесмена в сомнительных финансовых операциях, риск азартного игрока, поставившего на карту всё своё состояние, или предстоящая хирургическая операция с неясным исходом, когда можно было бы ещё пожить и без неё и т.п. Риск считается оправданным, если приобретения в случае удачи больше, чем потери при возможной неудаче. В противном случае риск не оправдан. Однако, даже осознавая ничтожность шансов, некоторые всё равно предпочитают рисковать. Чаще всего это лабиринтные люди; машинальные в большинстве случаев предпочитают "синицу в руке", нежели "журавля в небе". Если человеку удаётся благополучно "выкарабкаться" из пограничной ситуации, то происходит структурное изменение его личности: меняется иерархия (порядок расположения) жизненных ценностей. То, что стояло в шкале жизненных предпочтений на первом-втором месте, переходит в низший разряд; а то, что человек раньше почти не ценил, выходит на первый план. Изменение личности, связанное с переоценкой ценностей, может быть весьма радикальным; перед нами теперь уже как бы другой человек. Нередко люди сознательно, а чаще всего бессознательно, стремятся к пограничным ситуациям. Их толкает на это недовольство собой, недовольство своим образом жизни; они интуитивно чувствуют, что серьёзный риск, которому они подвергают себя, принципиально изменит их жизнь. Не совсем ясно — в какую сторону, но определенно изменит. Подросток, занимающий в среде своих сверстников, образно говоря, Смысл смерти Смерть — сложнейшее философское понятие. Вопрос — почему каждый должен умереть? — мало трогает, пока человек молод и полон сил; но с возрастом он начинает беспокоить всё сильнее. Смерть воспринимается как абсурд: человек полон знаний и жизненного опыта, многое умеет и глубже понимает; казалось бы, наступает время, когда он, наконец, может максимально реализовать свои возможности; ан нет, уже "звучит колокол", напоминая, — пора, брат, пора. Существование человека, в отличие от других вещей, предшествует его
сущности. Когда мастер задумывает изготовить книжный шкаф, то сущность
шкафа (как замысел, назначение) предшествует его существованию Духовная смерть — это утрата интереса к жизни. Почему лабиринтные люди, не находя ответа на вопрос "зачем?", всё-таки продолжают жить? Потому что они надеются, что завтра жить будет интереснее, чем сегодня, интерес ко всем сторонам жизни, азарт к жизни — великая двигательная сила человека. Представим себе фантастическую ситуацию: изобретен "эликсир
бессмертия", и нам предлагают маленькую таблеточку, проглотив которую, мы
уже никогда не сможем умереть. Поторопимся ли мы глотать её? Вряд ли. Какие
непривычные и удивительные мысли начнут возникать в связи с этим в нашей
голове! Мы интуитивно почувствуем, что это внесёт радикальные изменения в
наше существование, предвидеть все последствия которого сложно. Бессмертие,
которое на первый взгляд столь заманчиво, опасно. Мы догадаемся, что
утратим в таком случае нечто очень важное, а именно — интерес к жизни. Мы потеряем некий внутренний стержень, точку опоры, нить Ариадны, волну интереса и азарта, которая несет нас сквозь обстоятельства жизни. Не зря Мефистофель требовал за бессмертие душу. Слишком велика цена. Получается странный, но единственный вывод: смысл смерти заключается в
том, чтобы придавать смысл жизни. Не будь смерти, жизнь утратила бы смысл. Суицид Кажется, что люди, прибегающие к самоубийству, просто не осознают
этого момента. Однако всё сложнее. Высшую ценность — быть — иногда
перевешивает антиценность — одиночество. Имеется в виду не уединение, не
временная отгороженность от людей, а одиночество души. В сущности, ни одно
живое существо так не одиноко, как человек. Таким его делает наличие
разума, осознающего призрачность и неустойчивость связей с другими людьми. Самый ужасный вид одиночества — это ''одиночество в толпе", когда
вокруг — масса людей, но нет ни одной родственной души, с которой можно
поделиться тем, что волнует, что наболело, рассчитывая на понимание. Свобода О свободе написано много правильных слов. "Свобода есть осознанная
необходимость"; "Жить среди людей и быть свободными от них нельзя"; Экзистенциальное же понимание свободы связано с переживанием этого
отношения; оно ориентировано не во вне, а внутрь человека. Например,
заключённый в тюрьму "за политику", будучи несвободным физически, внутренне
может опушать себя свободным, так как пребывание в тюрьме за свои убеждения В свою очередь, человек, обладающий большой властью над людьми, особенно если она имеет диктаторский характер, не может ощущать внутренней раскованности и свободы. Кажется, уж он то свободен, он может делать всё, что захочет; ан нет: он находится в плену своей власти, постоянно опасается заговоров, покушений; любой человек воспринимается им как потенциальная угроза и т.п. Из-за власти он вынужден кривить душой, обещать невыполнимое, заглушать в себе голос совести. Человек свободен, если он может позволить себе быть самим собой, не казаться быть другим. Прикидываться другим — признак несвободы, зависимости. Свобода - это когда человек может не лгать; когда между его мыслями и словами нет разнобоя. Это может позволить себе только свободная личность, и достаточно сильная личность. Ложь — следствие давящего воздействия других людей или обстоятельств жизни, когда человек в силу своей слабости вынужден приспосабливаться к ним, расплачиваясь за это утратой ощущения свободы. Но приспособляемость опасна. Известен поучительный, хотя и не
лишённый жестокости, эксперимент. Если лягушек поместить в посудину с водой
и начать эту воду очень медленно подогревать, то они постепенно свариваются
и погибают, не проявляя при этом никаких признаков беспокойства. Их
способность приспосабливаться к температуре окружающей среды в данных
условиях оказывается губительной. Так и у человека, слишком уж Восприятие времени Экзистенциальная философия рассматривает существование и как Другие люди, напротив, "растворены" в настоящем. Их стихия — спонтанность (самопроизвольность) бытия; ими движут больше эмоции, нежели разумные начала. Их поведение чаще всего непредсказуемо, решения — импульсивны (Вронский в "Войне и мире" Л. Толстого — пример такой личности, тогда как Каренин — образец первого типа). Такие люди не склонны искать убедительную аргументацию своих решений; на них слабо влияют логические доводы и ссылки на аналогии. "Копаться в прошлом" для них — самое унылое занятие. Наконец, третий тип людей — это люди, устремленные по своей природе в будущее. Это чаще всего творческие натуры. Они торопливы, не любят долго и терпеливо ждать результатов своих действий; они, образно говоря "любят пилить дрова" (имеется в виду, что это занятие мгновенно приносит, видимый результат). Самое ужасное для такого человека, — монотонная, однообразная работа, рассчитанная на длительные сроки. Они любят начинать новое дело, но доводить его до конца — не их стихия. Их одолевают проекты, но их замыслы плохо понимают, что порой приводит в отчаяние. Разумеется, описанные типы не следует абсолютизировать и противопоставлять их друг другу; каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Не будем забывать — человек есть существо динамическое, способное изменяться и поворачиваться самыми неожиданными сторонами. Модели времени Кроме того, приведенное выше описание опирается на традиционную,
прямолинейную модель времени (см. рис. 5). Однако существует и иная,
спиралевидная модель, вытекающая (здесь мы невольно забегаем вперёд) из
закона отрицания (см. рис. 6). Во втором случае время "заворачивается" подобно конденсаторной фольге,
в результате чего прошлое, настоящее и будущее существуют как бы
параллельно друг другу. В современной физике есть вполне жизнеспособные
гипотезы, наделяющие время энергетическими характеристиками. Физики говорят
о ''хрональном поле" (хронос — время) и "тахионах" — частицах этого поля. Обратимся теперь к одному из представителей описанного выше философского направления — к Фридриху Ницше. Выбор не случаен. Из всех отвергавшихся в нашей стране он был наиболее замалчиваемым.
Ф. Ницше, немец с польскими корнями, жил во второй половине XIX в. Он
родился в семье священника, получил прекрасное гуманитарное образование. Судьба философа Ницше является, пожалуй, самым противоречивым мыслителем в истории
философии. Жестокая болезнь, терзавшая его на протяжении почти всей
взрослой жизни, а также одиночество и непонимание многими окружающими,
сделали его колючим и язвительным человеком. Это проявилось в неординарном
характере его идей, порой шокирующих читателей, привыкших к классическим
философским построениям. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |