![]() |
|
|
Философия (аспирантура ГУУ)Философия (аспирантура ГУУ)Квасов Г.Г., Гордиенко Л.Н. К32 Философия: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЗАО "Фин-статинформ", 1998. — 64 с. © Государственный университет управления, 1998 © Оформление. ЗАО «Финстатинформ», 1998 ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА Для того чтобы понять сущность и своеобразие философии как типа мировоззрения, нужно остановиться прежде всего на анализе самого понятия «мировоззрение». Важно усвоить, что мировоззрение есть совокупность обобщенных взглядов на окружающую действительность, на мир в целом, выражение отношения человека к этому миру, к людям, к самому себе и к своему месту в мире. Для философии, в отличие от других типов мировоззрения, характерна особая роль теории. Это целостная система знаний, взглядов, призванная решать вопросы о сущности природы, общества, человека и его сознания. Ее ответы на глубочайшие вопросы окружающего мира и человеческой жизни логически непротиворечивы, доказательны, основаны на данных науки. Исторически первой формой мировоззрения была мифология, возникшая в период становления человеческого общества. Ее характеризует образное, эмоциональное, целостное восприятие мира человеком, в котором он как бы растворяется, сливается с природой. В структуре мифологического мировоззрения господствуют представления и образы, уподобляющие природу явлениям повседневной человеческой жизни. Мифологическое мышление не знает абстрактных понятий, в нем отсутствует четкое различение необходимого и случайного, отдельного и общего, человеческого и природного, естественного и сверхъестественного, духовного и телесного, чисто умозрительного и реально существующего. Сознание людей в первобытном обществе, по мнению исследователей этого периода, носило недифференцированный, слитный, синкретический характер. Это был единый поток мифологических представлений о племенных божествах и сверхъестественных силах, зарождающихся нравственных нормах, зачатках научных знаний. Как и мифология, религия обращается к воображению человека и его чувствам, однако, в отличие от мифа, она не смешивает земное и священное, а как бы удваивает мир — на земной и сверхприродный, божественный мир. Сложившимся мировым религиям присущи представления о вечности, ценностное восприятие жизни, поиск ее высших целей и смысла. В этом аспекте религиозные постулаты взаимодействуют с философскими, а порой (например, этические) совпадают при общих мировоззренческих различиях. Философия как мировоззрение охватывает фундаментальные основания целостного мира, уделяя особое внимание человеку. Ее ин- тересуют вечные вопросы: Как произошел человек? В чем сущность человека и смысл жизни? Что такое истина, добро, справедливость, красота? Что есть жизнь и смерть? Что такое бессмертие? Сущность философии в том, что она позволяет теоретически осмыслить бытие, дает знания о всеобщих началах, связях, отношениях целостного и противоречивого мира, что она есть духовно-ценностное постижение жизни человека. Она оперирует предельно общими, всеобщими понятиями, называемыми категориями, и осмысливает общечеловеческие духовные ценности, а потому и является всеобщей методологией научного познания и духовной культуры, социально-культурной, созидательной деятельности человека, межличностного общения. Философские категории, такие, как материя, сознание, движение, пространство, время, причинность, возможность, необходимость, свобода, идеал, действительность, находятся в основании любого рода деятельности. А такие философские понятия, как истина, прекрасное, добро, справедливость, мораль, нравственность, разум, возвышенное, героическое, гармония, творчество, культура, гуманизм, являются мировоззренческой основой культуры. Предмет философии следует рассматривать как круг проблем, раскрывающих основания познавательной, нравственной, художественной, практической деятельности, как осмысление сущности и содержания высших ценностей, конечных целей человеческой жизни. Поэтому философия является учением о всеобщих формах бытия, мышления, ценностного отношения человека к действительности. Итак, в центре философии находится теоретически обобщенное рассмотрение мира в целом как всеобщей реальности, как единства природы, человека и общества. Со времени И. Канта (1724—1804), представителя классической философии, главным вопросом философского мировоззрения гуманистической направленности является вопрос: Что есть человек? Это краткое выражение самой глубокой сущности философии конкретизируется им в трех вопросах: что я могу знать (вопрос о возможностях разума и человеческого познания)? Что я должен делать (вопрос о применении полученных знаний в практической деятельности, о нравственном долге перед обществом, перед людьми и перед самим собой)? На что я могу надеяться (вопрос о духовных силах человека, осознавшего свое высокое призвание, благородный смысл жизни, опирающегося на силу чистой совести, народные традиции, солидарность добрых людей, силу настоящей любви, крепость своего характера)? Заметим, что нами дана современная трактовка этих вопросов, отвечающая содержанию представлений классика философской мысли, выдающегося гуманиста. В работе Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886) сформулирован основной вопрос фи- •фии, суть которого состояла в выделении двух основных начал станций) существующего мира — материального и идеального, материи и сознания, духа. Главным было определение основополагающего значения одного из этих начал. Сегодня можно было бы употребить для выражения этой мысли термин «системообразующая роль» субстанции. В зависимости от того, как философ решает этот основной вопрос: какое из этих начал он считает определяющим, фундаментальным, порождающим другое, т.е. первичным началом, — все философы, по представлению Энгельса, делятся на два лагеря. Те, которые утверждали, что дух, идеальное начало, существовал прежде природы, и, следовательно, так или иначе признавали сотворение мира, составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, материю, примкнули к различным школам материализма. Позднее, в начале XX в., эти представления об основном вопросе философии и делении философов на два лагеря поддержал и политизировал В.И. Ленин, связав это деление с принципом партийности в философии и классовой борьбой в обществе, хотя в своих «Философских тетрадях», конспектируя «Науку логики» Гегеля, он обогатил представление об идеализме, отделил «глупый материализм» 'односторонний, примитивный) от «умного материализма», носящего диалектический характер. Затем эти представления были еще более идеологизированы, упрощены и многократно тиражированы в учебной литературе по философии в период культа личности И.В. Сталина, вплоть до XX съезда КПСС (1956 г.), разоблачившего культ личности Сталина. После решений съезда в духовной культуре, в общественной науке начался этап освобождения марксистской мысли от догм и вульгарных искажений, этап ее творческого обновления. Что касается содержания, самой сущности основного вопроса философии о первичности материи или сознания, то определенное рациональное понимание его в качестве критерия для первоначального разделения философских систем на два самых крупных рода мировоззренческих взглядов (идеализм или материализм) вполне правомерно. Заслуживает внимания и так называемая вторая сторона основного вопроса философии, оценивающая соотношение бытия и мыш-я (сознания) с точки зрения теории познания (гносеологии). Этот аспект основного вопроса философии состоит в различении тех философов, которые стоят на позициях возможности и необходимости познания сущности вещей, явлений и процессов объективного мира: природы, общества, человека (что касается человека, то при этом признается возможность познания, понимания его субъективного мира, мира мыслей, чувств, идеальных стремлений, велений воли, результатов духовной культуры в определенной мере). Процесс познания опирается на могущество практической деятельности, жизненный опыт, силу человеческого разума, на развивающиеся средства науки, техники, технологии, информатики, на духовные средства образования, воспитания и самовоспитания, на уроки истории, богатство культурного наследия. Другие философы -- агностики, или скептики, — отвергают возможность познания сущности явлений окружающего мира и истинного понимания духовной жизни человека. На наш взгляд, необходимо внести коррективы в несколько упрощенную трактовку основного вопроса философии: расширить соотносимые начала (материю и сознание, материальное и идеальное) — если брать первую сторону этого вопроса — до соотношения бытия и мышления (сознания). Бытие, как будет показано ниже, -это самая всеобщая философская категория, включающая в себя все сферы реальности, все виды сущего: и природу, и общество, и человека (как целостность), и его сознание (как сферу бытия). При этом нельзя смешивать первую и вторую стороны вопроса. Формула о соотношении всего бытия и мышления относится ко второй стороне вопроса — о познании. Если ее употребить в первом аспекте, заменив материю бытием, то будет неясно, что первично, а что вторично -бытие или сознание, часть или целое, включающее в свою структуру эту часть как составляющую компоненту. В первом аспекте основного вопроса речь идет о выяснении мировоззренческого взгляда на соотношение и роль двух субстанций бытия: материи и сознания, материального и идеального. Во-вторых, некорректно абсолютизировать роль одной из субстанций, в частности роль материального по отношению к идеальному, доходя до принижения роли идеального, так же как нельзя абсолютизировать роль духа по отношению к природе, к жизни и деятельности человека, доходя до забвения значения материальных факторов, отношений, условий в генезисе и функционировании сознания, роль идеальных стремлений. Необходимо понимать и учитывать специфичность границ преобладающей и определяющей роли каждой из этих субстанций, материального и идеального первоначал. Только такой подлинно диалектический подход к их взаимодействию, раскрытие сложной диалектики объекта и субъекта, объективного и субъективного в целостном единстве человеческого бытия и жизнедеятельности отдельного человека позволяет правильно ре- шить вопрос о границах первичности и вторичности, многоуровне-вости и конкретной ситуативности взаимоотношения и взаимосвязи материального и идеального. Здесь правильным и обоснованным является учет многообразия этого взаимоотношения, его исторически меняющихся типов и форм. Развитие общественной практики, культуры и науки ведет к дальнейшему изменению этих форм, выдвигает ьсе новые требования к уровню сознания, компетентности, управленческому мастерству. Абсолютизация материального, сводимого к объектам, содержания гносеологического подхода к миру приводит к недооценке человека как субъекта познания и как субъекта деятельности, преобразующей мир, его этических характеристик, нравственных возможностей и других духовно-практических и идеальных сил. В чем назначение философии и какова ее значимость для жизни общества и личности? Ответ на этот вопрос заключен в содержании тех функций, которые призвана выполнять философия по отношению к познавательной, научной, социально-практической, культурной деятельности человека, многообразных структур общества. Эти функции философии можно обозначить как собственно мировоззренческую, методологическую, как теоретическое обоснование системы духовных ценностей: нравственных, моральных (добра, справедливости, счастья, правды жизни) и борьбы с их антиподами — этическая функция; :^тетических, художественных (красоты, гармонии, возвышенного, героического) — эстетическая функция. Философия дает ответ на вопросы: что есть сущее и что есть должное? Как от должного перейти к сущему? И потому она выступает как основа стратегического программирования жизнедеятельности человека, формирования идеалов и жизненных планов личности, ее убеждений в системе интеллекта, чувств и характера. Философия универсального, реального гуманизма помогает лич-л выработать индивидуальный стиль жизненного поведения, взаимоотношений с другими людьми, черты настоящего интелли-тента, патриота и гражданина. Этот стиль опирается на авторитет разума, достижения научного познания, его доказательность, критичность, антидогматизм. Ему присущи высокие нравственные качества личности: ее честность, надежность, правдивость, самокритичность, навыки самовоспитания, здорового образа жизни. Философия является не только теоретическим самосознанием эпохи, она помогает также осмыслить гуманистическую сущность туры на всех этапах исторического становления человеческого общества. Греческая философия не только открывала первоосновы жизни всемирной, космической, но и стремилась к познанию человека. Это чрезвычайно важная проблема, на изучение которой необходимо обратить особое внимание. Именно Сократ познание вещей решил начать с себя: «Познай самого себя». Для него загадка природы имеет смысл прежде всего постольку, поскольку она есть загадка человека. Сократ первым осознал в качестве философской проблемы отношение души и тела, смысла и цели человеческой жизни. По вопросу о сущности человеческого совершенства он резко расходится с софистами, также пытавшимися выявить цели и задачи человека. Если Сократ считал, что человек погружен в мир природы и живет в ней, опираясь на представления о гармонии Вселенной, то софисты впервые обозначили границы особой сферы жизнедеятельности человека — сферы культуры. Протагору принадлежит знаменитый философский девиз: «Человек есть мера всех вещей». Особый интерес представляют этические взгляды древнеримских философов-стоиков, эпикурейцев. Главный вопрос, который рассматривают стоики, — это определение места человека в Космосе. Их исходным представлением является убеждение, что законы бытия неподвластны воле человека и он должен смириться с этим, соблюдая спокойствие духа, стойко и мужественно воспринимая удары судьбы, преодолевая жизненные испытания. Эпикурейцы подчеркивали, что они не страшатся смерти: «Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет». Важно ценить жизнь как высшее наслаждение. Результатом их этических поисков становится образ мудреца-философа, воплощающего в себе идеал достойной человека жизни, невозмутимости и глубины человеческого духа. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ В средние века философская мысль развивается в тесной связи с религиозной формой сознания, господствующей в этот период. Связь эта, однако, носит сложный характер, и через полемику разных направлений это можно увидеть. Средневековое мышление по сути своей теоцентрично: реальностью, определяющей все сущее, для него является не природа, а Бог. Бог-творец дарит вещам бытие. Только в Боге бытие и сущность совпадают. Философия средневековья разворачивается как размышления в области богословия и в основном 10 ;::лчинена истолкованию божественного начала. Философия высту- по сути, служанкой богословия. Вся средневековая философия делится на период патристики и период схоластики. Фактором, отделяющим патристику от свобод-философского исследования, каким его знала античная фило-:я, становится идея откровения. Исходящее от Бога знание рассматривается как абсолютный критерий человеческого поведения и сознания. Противопоставление веры и разума еще не характерно патристики, стремившейся истолковать философию как разъяснение Библии, а Библию — как подтверждение текстов Платона и Аристотеля. Онтология построена вокруг идеи Бога как абсолютного 11Я. Характеризуя первый этап средневековой философии, необходимо особо остановиться на фигуре Августина Блаженного, который :ервым заговорил о субъективном моменте человеческого выбора и рением психологическом измерении души. В философском плане приводит к открытию самосознания как особой реальности -••бъективной, но при этом более достоверной и открытой человеку, чем любая внешняя реальность. Таким образом, теологические идеи оказались подчинены у Августина идее личности и ее индивидуаль-юго восхождения к Богу. Его формула «Верую, чтобы понимать» ывает дорогу средневековому рационализму. Схоластика — новый период в средневековой философии. Это время логических споров и дискуссий, когда теология видела в фи-сософии лишь средство для решения своих проблем, для интерпретации текстов Священного писания. Со временем философия обретает собственное поле деятельности. v становится исследование природного и человеческого мира в его ствошении к Богу, проблема универсалий (общих понятий), «дока-ств» бытия Бога, соотношение веры и разума. Проблема уни-•ерсалий — это по существу проблема соотношения общего и отельного, единого и многого, которая изучается всякой философской зктемой. Но для христианской теологии эта проблема имела особое •пение в связи с догматом о триединстве Бога. Нужно было до-ь^1гь. что единый Бог существует в трех ипостасях. Все же «дока-оьства» бытия Бога сводились к одному: наисовершеннейшей ре-зостью, вершиной, первой абсолютной причиной, высшим смыс- ;лью всего сущего является Бог. Основные решения проблемы соотношения веры и разума в сред-•сюой философии выглядели так: «Верую, потому что абсурдно» :ан), «Верую и понимаю» (Ансельм Кентерберийский), «По-в свете разума то, что уже принято верой» (Августин), «Гар- 11 мония между верой и разумом при приоритете веры» (Фома Аквин-ский). Каждая из этих позиций претендовала на наиболее полное выражение смысла религиозной веры, которую стремились рационалистически обосновать. В целом схоластике присуща логика одностороннего анализа, логика всевозможных классификаций и выведения бесконечных следствий из одних и тех же положений. Теоцентризм средневековой мысли сузил границы познания человека. Теология утверждала: субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог. Личность рассматривается не в ее собственном человеческом существе, а в том, как она отражает свою потустороннюю предназначенность. Даже Августин, открывая «внутреннего человека», целиком обращает его к надкосмическому творцу. Глубины души такого человека доступны только Богу. Ярким периодом высочайшего взлета философской мысли и гуманистического мировоззрения стала эпоха Возрождения. В борьбе со средневековым теоцентризмом на первый план культуры Ренессанса выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Теологическое презрение к земному естеству заменяется признанием могущества творческих способностей человека, одухотворяющей силы его красоты, правомочности его стремления к земному счастью. Следует особенно подчеркнуть, что гуманизм — это типичное для Ренессанса свободомыслящее сознание и вполне светский индивидуализм. Именно самой личности предоставляется право решать, что истинно, а что ложно. Гуманизм исходит из того, что человек находится в центре мира. Человек — венец творения, краса мира, в разуме своем подобен Богу. Человек имеет исключительное право на то, чтобы творить свою личность, свое существование, используя собственную волю и свободный выбор. К главным представителям ренессансного гуманизма относятся Пико делла Мирандола, Балла, Эразм Роттердамский, Мишель де Монтень, отстаивавшие идею независимости и самостоятельности человеческой личности, ее высокое моральное достоинство. Идеи наивысшей ценности и достоинства человека, идеалы свободы мысли и творчества являются духовным климатом, в котором рождается и новая философия природы — натуралистический пантеизм. Параллельно с философией природы развивается новое естествознание, на первый план выдвинувшее исследование природы, эксперимент, принцип математизации науки (Леонардо да Винчи, Коперник, Галилей). Дж. Бруно и Н. Кузанский создали одну из самых глубоких и интересных форм пантеизма в XVI в. Тезис Дж. Бруно — 12 «природа есть либо сам Бог, либо божественная сила, открытая в самих вещах» — был направлен против христианского учения о сотворении мира Богом. В натуралистическом пантеизме Бог сохраняется в качестве духовного творческого начала, сливающегося с природой. По сути природа не создана Богом, а есть бесконечное начало, состоящее из множества миров. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII —XIX вв.) Наступившее после эпохи Ренессанса Новое время, исходя из потребности нарождающегося буржуазного социального строя, развития промышленности и науки, начало формировать принципиально новое отношение к природе и духовному миру человека. Расширение интеллектуального мира личности, начавшееся в период Возрождения, захватило весь духовный облик эпохи, культуру, философию. В XVII в. высшей ценностью провозглашается наука, а ее центральным объектом — природа и способы ее познания. В конечном счете речь шла об изменении отношения человека к миру и об изменении самого человека. Европейская философия XVII в. опирается на идеи самоценности разума, с одной стороны, и важности экспериментально-опытного изучения мира — с другой. Первым мыслителем, сделавшим опытное знание ядром своей философии, был Ф. Бэкон, родоначальник английского материализма. Для него основная задача философии состоит в познании природы из нее самой и в критическом исследовании природы человеческого ума, очищении его от заблуждений (от «идолов», «призраков»). Исходным моментом любой познавательной деятельности являются, по Бэкону, прежде всего чувства, чувственный эмпирический опыт. Поэтому его часто называют основателем эмпиризма — направления, которое строит свои гносеологические посылки преимущественно на чувственном познании и опыте. Эмпирическое направление в философии продолжили такие философы, как Локк, Гоббс, Гельвеции, Гольбах. Сторонники эмпиризма признавали чувственное восприятие главным источником наших знаний. Иным, отличным от бэконовского путем в разработке проблем методологии научного познания пошел выдающийся французский мыслитель, ученый и философ Р. Декарт. В центре его философии 13 стоит человек — «Я» как «мыслящая вещь». Декарт был убежден в разумности мира и человека. Совершенствование человека он связывал с изобретением такого метода познания, который давал бы возможность решать все необходимые проблемы. Декарт считал, что это должен быть метод рациональной дедукции как движения от общего к частному. Рационализм в лице Декарта, а также Спинозы, Лейбница придавал решающее значение рациональному познанию, не отрицая значения чувственного познания в качестве механизма связи разума с материальным миром. Характеризуя рационалистическую методологию, особо подчеркнем, что в философии Нового времени под рациональностью, как правило, понималась особая, универсальная, всеобщая и необходимая логическая система, совокупность особых правил, определяющая способность человеческого ума постигать мир и создавать истинные знания. Мир устроен изначально просто и рационально, и он вполне поддается анализу и объяснению. Эпоха Просвещения рождает к концу XVIII в. идею прогресса. Эта идея исходила из возможности достижения человечеством, по их мнению, идеального состояния. Самосовершенствованию человеческого разума нет границ, и потому процесс общественного развития приобретает характер непрерывного восходящего движения к этой цели. С позиций гуманистического идеала просветители видели назначение человека в том, чтобы быть хозяином собственной жизни, властелином и творцом мира. В XVII—XIX столетиях рационализм имел очень сильные позиции. Рационалисты считали, что о сущности мира мы узнаем, лишь погрузившись в глубины самого разума. Познавая собственное логическое содержание, разум таким образом познает окружающий мир. Этот подход получил дальнейшее развитие в классической немецкой философии. Кант и Гегель выводят мир культуры из деятельности человеческого духа, и мыслящий субъект, таким образом, оказывается основой мироздания. Центральный интерес в философии Канта представляет этика, исходной предпосылкой которой является убеждение в том, что всякая личность — самоцель человеческого развития. Она ни в коем случае не должна рассматриваться как средство осуществления каких бы то ни было утилитарных задач, даже если это задачи всеобщего блага. Основным законом этики Кант провозгласил безусловное внутреннее повеление — категорический императив, или моральный закон. Его суть состоит в следующем: «Поступай так, чтобы человек и его благо были всегда как высшая цель для тебя самого и для другого, и никогда лишь как средство». И еще: «Поступай так, чтобы |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |