![]() |
|
|
Философия (аспирантура ГУУ)Против «метафизических», т.е. мировоззренческих, принципов философии был направлен принцип верификации (проверяемости) — требование, согласно которому любое высказывание и в науке, и в практике, и в философии должно быть подтверждено экспериментально, на строго фиксированных фактах. Этот принцип посягал на святая святых науки — специфику теоретического знания, которое 24 вводит понятия и построения конструктивного, творческого характера, не имеющие прямого или косвенного эквивалента в событиях, фактах опыта. В математической логике был найден искомый позитивистский идеал точного и строгого мышления, якобы обеспечивающего самую тесную связь познавательных форм с опытом. В обоснование особого логического варианта позитивизма была выдвинута идея о фундаментальной значимости логики для философии. «Логика составляет сущность философии», — возвестил Б. Рассел. Тезис Рассела стал лозунгом неопозитивистского движения. Представители этого течения выработали свой особый, логико-лингвистический подход к философии, придали всей философской проблематике языковой характер. Проблема значения и смысла стала центральной в этом направлении, а предметом философии был объявлен логический анализ положений науки и повседневного языка. "Распутывание различных концептуальных головоломок и сложностей, аналитический критицизм по отношению к смутно-спекулятивному, неясному схоластическому теоретизированию — подобного типа задачи всегда привлекали внимание философов. Но чисто аналитическое толкование природы и задач философии упускает из виду важнейшие синтетические задачи, включая животрепещущие проблемы эпохи, которые всегда рассматривала философия. Даже если понятия «наука» и «логика» рассматривать более широко, чем это делают сами логические позитивисты, все же считать философию лишь логикой науки — значит слишком сужать предмет философии. Философия всегда пыталась интерпретировать не какой-то один аспект человеческого опыта, но все его аспекты в целостности. Ведь человеческий опыт помимо науки содержит еще и мир человеческих ожиданий, идеалов, ценностей, духовного постижения бытия. Постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, С. Тулмин, П. Фейерабенд), возникший в 50—70-е годы, уделяет большое внимание рациональным методам научного познания, процессам роста научного знания, смене образцов (парадигм) научных теорий, методологии научно-исследовательских программ. Главный метод позднего периода аналитической философии (включающего с себя как нео-, так и постпозитивизм) — анализ языковых средств и выражений. Происходит постоянный отказ от ориентации только на науку, от атомарных представлений совершается переход к целостным воззрениям, возрастают требования к развернутой аргументации и доказательности выдвигаемых положений, к знанию истории науки, и в то же время усиливается ориентация на практический успех. Эволюция аналитической мысли привела к вы- 25 воду, что вне широкого мировоззренческого контекста философствовать невозможно. Поздний К. Поппер дополнил свою концепцию «критического рационализма» теорией «трех миров». По этой теории 1-й мир составляют физические объекты и состояния; 2-й мир — состояния сознания, исходные философские абстракции, возникшие в эпоху становления философии, и 3-й мир — это объективное содержание мышления, функционирующего в разнообразных формах: теориях, гипотезах, поэтических размышлениях, произведениях искусства, книгах. БЫТИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ. МАТЕРИЯ КАК СУБСТАНЦИЯ Категория бытия является исходной для философского осмысления мира, создания его обобщенной целостной картины. Бытие определяется как всеобщая реальность, охватывающая все сферы сущего, все области действительности. В учении о бытии (онтологии) антиподом бытия является небытие, хотя заметим, что последнее в истории философии не признавалось некоторыми философами (элей-ская школа Древней Греции). Категория «бытие» — это высший предел обобщенности, всеобщее единство всего многообразного, абстрагирование от всего единичного, отдельного, особенного, преходящего. Бытие — это внутреннее единство неисчислимого множества существующих в их конкретной чувственности и целостности вещей, предметов, организмов, человеческих индивидов, состояний, явлений, процессов, структур, систем — их универсальная целостность. Категория бытия охватывает не только явления и процессы наличного бытия, но и проблемы прошлого и будущего, времени и вечности мира и его отдельных частей, человеческого индивида, социальных общностей, человечества в целом. Эта проблема противоречивого единства преходящего существования бытия вещей, природных состояний, человеческой жизни и непреходящего бытия природы как целого имеет диалектическую сущность. Непреходящее бытие природы находит свое выражение в бесконечности мира, имеющего специфический, качественно неоднородный характер. Бытие как совокупная реальность целостности природы, общества, человека с его объективным и субъективным миром — предпосылка творческой активности человеческого субъекта, его сознания, стремлений входящих в жизнь поколений. Проблема, сформулированная гением 26 В. Шекспира в трагедии «Гамлет» — быть или не быть, — несет в себе черты глубочайшего этического размышления о смысле жизни, о назначении человека, об ответственности за линию жизненного поведения, за верность избранным идеалам, о мужестве в борьбе за них. Рассматривая основные формы быти^, следует выделить четыре его сферы: бытие природы; бытие человека с его культурой и специфической диалектикой материального и духовного; бытие духовного; бытие общества с особой диалектикой материального и идеального. 1.
Бытие природы включает в себя существование чрезвычайно 2.
Бытие человека
подразделяется на мир вещей и процессов, во 3.
Бытие духовного (идеального) прежде всего выражается в фор 4.
Бытие общества связано как с функционированием и развитием Для осмысления бытия мира как целого, как всеобщей реальности необходимо познание сущности мира, которая раскрывается глубже всего в выявлении первоначал, субстанций, определяющих основ бытия: материи и сознания (духа). Для материалистического миропонимания характерно видение основы единства мира в его материальности, что доказывается, по мысли Энгельса, «не парой фо- 27 куснических фраз, а долгим и трудным развитием философии и естествознания». Материя как субстанция отличается масштабом универсального взаимодействия входящих в нее структур, субстратов, материалов, форм движения, являющегося способом существования субстанции, спецификой всеобщих атрибутов — пространства и времени. Философское определение материи раскрывается как объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отражаемая им. Взаимосвязь материи и сознания образует ядро философского мировоззрения. Отметим, что сущность сознания заключается в обобщенном, целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий человека и предвидении их результатов, в ценностном ориентировании человеческого бытия, в разумном регулировании и саморегулировании поведения. При обсуждении вопроса о сущности пространства и времени в истории философии выделяются следующие аспекты: являются ли они характеристиками материального бытия или характеризуют устройство нашего сознания? Каково отношение пространства и времени к субстанции? Каковы основные свойства пространства и времени? Одни философы считали пространство и время объективными характеристиками бытия, другие — чисто субъективными понятиями, характеризующими наш способ восприятия мира. Были и философы, которые, признавая объективность пространства, приписывали чисто субъективный статус категории времени. Но пространство и время являются столь же объективными характеристиками бытия, как его материальность и движение. Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, а также изменения состояния объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий. Поэтому движение есть изменение вообще. Изменение, сопровождающееся появлением существенно новых качественных состояний, которые представляют собой развертывание возможностей, скрытых в предшествующих качественных состояниях, называется развитием. Пространство — всеобщая форма бытия материи, выражающая протяженность составляющих ее объектов, их строение из элементов и частей. Пространство окружающего нас мира, по физике Ньютона, имеет три измерения, и потому его называют трехмерным. Время — всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность протекающих процессов, последовательность смены состояний в ходе изменения, функционирования и развития материальных сис- 28 тем. В начале XX в. физика, теория относительности, выявила глубокую связь между пространством и временем. Оказалось, что время есть четвертое измерение мира, а пространственно-временной срез нашей метагалактики характеризуется формулой 3 + 1 (три пространственных измерения и одно временное). Современная физика пользуется уже представлениями об И-мерном континууме, причем 10 относятся к пространственным измерениям с учетом геометрии Римана — Лобачевского. Каждому структурному уровню материи соответствует своя форма, или вид движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. Формы движения материи взаимосвязаны. Так, механическое движение обусловлено глубинными процессами взаимопревращения элементарных частиц, взаимовлиянием электромагнитных и гравитационных полей, сложными переплетениями сильных и слабых взаимодействий в микромире. Биологическая форма движения материи -- огромный сверхсложный комплекс взаимодействующих физических и химических структур. Взаимодействие всех форм движения материи лежит в основе развития Вселенной. Современная космология утверждает, что даже человек и общество есть такая системная и структурная функциональная организация движущейся материи, которая обусловлена взаимодействиями в масштабе всей Метагалактики. Поэтому и социальная форма движения материи имеет космические предпосылки. В современной философии утверждается диалектическое понимание механизмов эволюции как специфических и единых для неживой природы, живой природы и общества. В основе этого единства — всеобщая взаимосвязь явлений, саморазвитие материальных и идеальных форм. Приняв принцип самоорганизации как исходный, современная наука, усваивая достижения синергетики в физической области, пытается представить процесс развития наблюдаемой части Вселенной как самоорганизующийся процесс эволюции различных материальных систем. В диалектической картине мира акцент делается на становление, коэволюцию, кооперативность структур и процессов. Человечество начинает себя осознавать не как противостоящее враждебному космосу, а как его органичный элемент. Возникает понимание уникальности человеческой жизни и переживание ее сопричастности к развитию Вселенной. В начале XX в. В.И.Вернадский формулирует тезис о том, что человеческий разум становится основной, сравнимой с геологическими силами природы силой планеты. Однако воздействие на природу должно строго контролироваться человеческим разумом, которому предстоит решать сложнейшие задачи совместной эволюции (коэволюции) биосферы и общества. 29 СОЗНАНИЕ КАК СУБСТАНЦИЯ Проблема сознания — одна из самых трудных в философии и науке. Это высшая форма психического отражения действительности общественно развитым человеком. Сознание обеспечивает целепо-лагающую деятельность с предварительным мысленным построением разумно мотивированных действий. Благодаря ему личность отдает себе отчет как о том, что происходит в окружающем мире, так и о своем собственном духовном мире, о своей эмоциональной оценке действительности [8, с. 83]. В рамках сочетания взаимодополняющих подходов к вопросу о происхождении сознания ключевым является деятельностный подход. Суть его заключается в том, что возникновение сознания человека рассматривается как результат развития его предметной деятельности. Человек, в отличие от неразумного животного, не только пользуется благами природы, но и преобразует ее по мере своих сущностных сил созидания (разума, духовных чувств, воли, целеполага-ния). Сознание первобытных людей носило преимущественно конкретно-чувственный, образно-эмоциональный характер, что было обусловлено неразвитостью форм и орудий труда и соответственно неразвитостью системы средств общения между людьми. Чтобы осуществлять коллективный процесс материального производства и удовлетворять общие для членов зарождавшегося производственного коллектива человеческие потребности, одного чувственного отражения было явно недостаточно. Сложный процесс изготовления разнообразных орудий труда, требовавший знания существенных свойств и связей предметов, необходимость отражения социальных потребностей в налаживании совместных действий, взаимопомощи — все это рано или поздно должно было привести к появлению зачатков абстрактного, понятийного мышления, характерного для нарождавшегося сознания и отличавшего его от психики животных предков человека. Возникновение сознания неотделимо от появления речевого общения людей и языка как средства этого общения. Так как всякий труд — это коллективный труд, требующий согласованных действий, а также передачи жизненного опыта, то необходимы были и новые формы общения — речь, которая обозначает предметы, их свойства и отношения и таким образом выступает орудием мышления человека. Благодаря речи сознание формируется и развивается как общественное явление, как духовный продукт человеческой истории. Язык — выражение мысли. Он обладает знаковой, символической 30 природой. Приобщаясь к языку, индивидуальное сознание с самых ранних стадий приобретает общественный конкретно-исторический характер, вступает на путь приобщения к человеческой культуре. Материальной, физиологической основой (субстратом) сознания является условно-рефлекторная деятельность мозга и прежде всего его больших полушарий с их сложнейшей системной организацией, иерархированностью и дифференцированностью структур и процессов. Отражая в своем содержании объективный мир, сознание детерминируется природной и социальной действительностью. Предметы, их свойства и отношения существуют в нем в форме образов — идеально. Идеальное выступает как субъективный образ объективного мира, как главный признак сознания, обусловленный социальной природой человека. Идеальный образ отражает не материальную организацию человеческого тела, не нейрофизиологический аппарат, а свойства и отношения человеческого бытия (потребности, интересы), природного окружения, осваиваемые в процессе практической деятельности. Сам по себе мозг, как порождение природы, не может мыслить по-человечески. Он становится органом сознания тогда, когда его носитель — человек, субъект труда и культуры, — вовлекается в социокультурную среду, усваивает общие понятия, этические нормы и принципы, эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания. Сознание охватывает весь духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний. Сознающий мозг — это часть личности, общества и истории. У сознания как бы тройное подчинение — объекту (природные, социальные и духовные явления), своему материальному субстрату и общественно-исторической системе, культуре. Таким образом, сознание как процесс, подобно другим видам человеческой деятельности, носит опосредованный характер. Главными посредниками человеческого отражения мира выступают сначала орудия, затем словесные знаки, понятия и представления, духовные интересы и ценности других людей, их общностей. Объективируя свою сущность в орудиях и знаках, обмениваясь орудиями и знаками, плодами духовной деятельности, знаниями, овладевая культурным наследием, человек познает не только внешний мир, но и свой собственный, внутренний, осознает свою общность и индивидуальность относительно других людей. Он выступает для себя одновременно объектом и субъектом познания, общения, культурного творчества. Направленность сознания на само себя называется самосознанием. Степень самосознания человека является показателем его психологического и социально-нравственного развития, умения вырабатывать убеждения, стратегию жизнедеятельности. Благо- 31 даря самосознанию человек может контролировать свое поведение соответственно личным интересам, планам, идеалам и отвечать за него перед обществом и перед своей совестью (которая есть не что иное, как по существу принципы и нормы общественной нравственности, усвоенные в личностном бытии исходя из потребностей индивидуальности) . Сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека. Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного. Бессознательное — это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся контролю со стороны сознания; это инстинкты, интуиция, эмоционально-волевые акты. В связи с этим возникает вопрос: в каком же соотношении находятся осознанное и бессознательное? Составляя относительно самостоятельные стороны единой психической реальности человека, они взаимосвязаны, взаимодействуют между собой и способны достигать благоприятного единства. В бессознательном заключены большие возможности для оптимизации человеческой деятельности, особенно это касается творческой деятельности субъекта. При изучении этой темы необходимо также раскрыть место человеческого сознания в мире. В человеческом духе, в его разуме природа «осознала самое себя». На человеке лежит высочайшая ответственность за решение глобальных проблем современности, за выживание человеческого рода на планете. Необходимо возродить истинное уважение к подлинной духовности, высокой нравственности, прекрасному, к свободному творчеству, способности к самостоятельному выбору, к умению ориентироваться на высшие человеческие ценности и идеалы. ПОЗНАНИЕ. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ Важное место в философской проблематике занимают вопросы, связанные с познанием окружающих человека предметов, вещей, отношений, процессов. «Познаваем ли мир?» — этот вопрос возник еще на заре философской мысли, стремившейся к доказательному, рационально обоснованному постижению мира. Вопрос о том, познаваем ли мир, имеет следующую формулировку: как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому 32 I этому миру? В состоянии ли наше мышление познавать реальный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о реальном мире составлять верное отражение действительности, чтобы успешно действовать на практике? Такое верное отражение действительности достигается только тогда, когда мы познаем сущность предметов, явлений, ситуаций, процессов, когда наша практическая деятельность становится более эффективной и успешной. В истории философии, как известно, происходит непрекращающееся противоборство агностицизма и гносеологического реализма. Особенность агностицизма — в отрицании возможности познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества. При этом вовсе не отрицается возможность познания мира вообще или феноменологической, поверхностной его стороны, данной в ощущениях или в рассудке человека. Отправной точкой гносеологии, как свидетельствует история философии, был и остается вопрос: «Что такое истина?» Понятие истины относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем. Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как «справедливость», «добро», «смысл жизни». От того, как понимается истина, как решается вопрос о возможности ее достижения, часто зависит и жизненная позиция личности, понимание ею своего назначения. Хотя определений понятий «истина» имеется множество, в классической концепции истина определяется как соответствие мыслей действительности. Современная трактовка истины содержит следующие моменты. Во-первых, понятие «действительность» понимают прежде всего как объективную реальность, существующую до и независимо от нашего сознания и состоящую из материальных систем и объектов, в неразрывном единстве их сущности и явления. Во-вторых, в понятие «действительность» входит также и субъективная действительность, которая познается, отражается в истине в качестве духовной реальности. В-третьих, познание и его результат — истину, а также сам объект понимают как неразрывно связанные с предметно-чувственной, целенаправленной деятельностью человека, с практикой — непосредственно или опосредованно. В-четвертых, истина есть процесс. Такой подход отделяет диалектическое, адекватное действительности понимание истины от агностицизма, идеализма и упрощенного материализма. Далее необходимо отметить следующие аспекты: объективность истины, ее конкретность, соотношение относительной и абсолютной форм истины, а также понимание истины как процесса. 33 Объективная истина — это адекватное отражение объекта познающим субъектом. Это такое содержание человеческих представлений, которое не зависит ни от субъекта, ни от человека, ни от человечества. Конкретность истины — в зависимости знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются. Это богатство определений, отражающих связи и отношения действительности. Под абсолютной истиной понимается такого рода знание, которое тождественно самому предмету в максимальном объеме и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. По отношению к достаточно развитому научному теоретическому познанию абсолютная истина — это полное, исчерпывающее в определенном отношении (на данном историческом этапе или целостной истории человечества) знание о предмете. Относительная же истина — это неполное, уточняющееся со временем знание о том же самом предмете. Диалектика состоит в том, что абсолютная истина складывается из развивающихся относительных истин и потому сама изменяется. Свойство объективной истины быть процессом проявляется двояко: во-первых, как процесс изменения в направлении все большей полноты и глубины отражения объекта и, во-вторых, как процесс преодоления заблуждения в структуре и содержании концепций, теорий, научных гипотез. В понимании истины очень важна проблема критерия истины. При решении вопроса об истинности или неистинности теории недопустима изоляция от практики во всем ее объеме: как индивидуального жизненного опыта и как единства общественного производства, социально-политической деятельности, научного эксперимента. Практика — это целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию материального и духовного мира. Основные гносеологические функции практики заключаются в том, что она есть а) основа познания, б) его движущая сила, в) критерий истины и г) цель познания. Диалектика практики как критерия истины состоит в том, что у нее есть абсолютная и относительная стороны. Абсолют ее в том, что в целостном, всемирно-историческом масштабе она обладает огромной доказательной силой в раскрытии истины и в обретении ею правомерности верно и правдиво отражать действительность. Относительность практики как критерия истины состоит в том, что практика ограничена данной ситуацией, историческими условиями и реальными возможностями общественного человека, что она сама совершенствуется, развивает свои потенции, средства, ресурсы и потому может подтвердить истинность научного |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |