рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Философия (аспирантура ГУУ)

Против «метафизических», т.е. мировоззренческих, принципов философии был направлен принцип верификации (проверяемос­ти) — требование, согласно которому любое высказывание и в науке, и в практике, и в философии должно быть подтверждено экспери­ментально, на строго фиксированных фактах. Этот принцип посягал на святая святых науки — специфику теоретического знания, которое

24

вводит понятия и построения конструктивного, творческого харак­тера, не имеющие прямого или косвенного эквивалента в событиях, фактах опыта.

В математической логике был найден искомый позитивистский идеал точного и строгого мышления, якобы обеспечивающего самую тесную связь познавательных форм с опытом. В обоснование особого логического варианта позитивизма была выдвинута идея о фунда­ментальной значимости логики для философии. «Логика составляет сущность философии», — возвестил Б. Рассел. Тезис Рассела стал лозунгом неопозитивистского движения. Представители этого тече­ния выработали свой особый, логико-лингвистический подход к фи­лософии, придали всей философской проблематике языковой харак­тер. Проблема значения и смысла стала центральной в этом направ­лении, а предметом философии был объявлен логический анализ по­ложений науки и повседневного языка. "Распутывание различных концептуальных головоломок и сложностей, аналитический крити­цизм по отношению к смутно-спекулятивному, неясному схоласти­ческому теоретизированию — подобного типа задачи всегда при­влекали внимание философов. Но чисто аналитическое толкование природы и задач философии упускает из виду важнейшие синтети­ческие задачи, включая животрепещущие проблемы эпохи, которые всегда рассматривала философия. Даже если понятия «наука» и «ло­гика» рассматривать более широко, чем это делают сами логические позитивисты, все же считать философию лишь логикой науки — зна­чит слишком сужать предмет философии. Философия всегда пыта­лась интерпретировать не какой-то один аспект человеческого опыта, но все его аспекты в целостности. Ведь человеческий опыт помимо науки содержит еще и мир человеческих ожиданий, идеалов, ценностей, духовного постижения бытия.

Постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, С. Тулмин, П. Фейерабенд), возникший в 50—70-е годы, уделяет большое вни­мание рациональным методам научного познания, процессам роста научного знания, смене образцов (парадигм) научных теорий, мето­дологии научно-исследовательских программ.

Главный метод позднего периода аналитической философии (включающего с себя как нео-, так и постпозитивизм) — анализ язы­ковых средств и выражений. Происходит постоянный отказ от ори­ентации только на науку, от атомарных представлений совершается переход к целостным воззрениям, возрастают требования к развер­нутой аргументации и доказательности выдвигаемых положений, к знанию истории науки, и в то же время усиливается ориентация на практический успех. Эволюция аналитической мысли привела к вы-

25

воду, что вне широкого мировоззренческого контекста философст­вовать невозможно.

Поздний К. Поппер дополнил свою концепцию «критического рационализма» теорией «трех миров». По этой теории 1-й мир со­ставляют физические объекты и состояния; 2-й мир — состояния со­знания, исходные философские абстракции, возникшие в эпоху ста­новления философии, и 3-й мир — это объективное содержание мыш­ления, функционирующего в разнообразных формах: теориях, гипо­тезах, поэтических размышлениях, произведениях искусства, книгах.

БЫТИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ. МАТЕРИЯ КАК СУБСТАНЦИЯ

Категория бытия является исходной для философского осмысле­ния мира, создания его обобщенной целостной картины. Бытие оп­ределяется как всеобщая реальность, охватывающая все сферы су­щего, все области действительности. В учении о бытии (онтологии) антиподом бытия является небытие, хотя заметим, что последнее в истории философии не признавалось некоторыми философами (элей-ская школа Древней Греции). Категория «бытие» — это высший пре­дел обобщенности, всеобщее единство всего многообразного, абстра­гирование от всего единичного, отдельного, особенного, преходя­щего. Бытие — это внутреннее единство неисчислимого множества существующих в их конкретной чувственности и целостности вещей, предметов, организмов, человеческих индивидов, состояний, явле­ний, процессов, структур, систем — их универсальная целостность. Категория бытия охватывает не только явления и процессы налич­ного бытия, но и проблемы прошлого и будущего, времени и веч­ности мира и его отдельных частей, человеческого индивида, соци­альных общностей, человечества в целом. Эта проблема противоре­чивого единства преходящего существования бытия вещей, природ­ных состояний, человеческой жизни и непреходящего бытия природы как целого имеет диалектическую сущность. Непреходящее бытие природы находит свое выражение в бесконечности мира, имеющего специфический, качественно неоднородный характер. Бытие как со­вокупная реальность целостности природы, общества, человека с его объективным и субъективным миром — предпосылка творческой ак­тивности человеческого субъекта, его сознания, стремлений входя­щих в жизнь поколений. Проблема, сформулированная гением

26

В. Шекспира в трагедии «Гамлет» — быть или не быть, — несет в себе черты глубочайшего этического размышления о смысле жизни, о назначении человека, об ответственности за линию жизненного поведения, за верность избранным идеалам, о мужестве в борьбе за них.

Рассматривая основные формы быти^, следует выделить четыре его сферы: бытие природы; бытие человека с его культурой и спе­цифической диалектикой материального и духовного; бытие духов­ного; бытие общества с особой диалектикой материального и иде­ального.

1.    Бытие природы включает в себя существование чрезвычайно
многообразных вещей, материальных тел, состояний, процессов.

2.    Бытие человека подразделяется на мир вещей и процессов, во­
площающих результаты его культурного творчества (материальные
ценности, достижения культуры), и собственно человеческое бытие.
Под последним имеется в виду непрерывное производство и воспро­
изводство человеческого существования, достойного человека, воз­
вышающего человеческую личность, обеспечивающего овладение
всеми сущностными силами человека (разум, духовно-нравственные
чувства и качества, свободная воля).

3.    Бытие духовного (идеального) прежде всего выражается в фор­
мах индивидуализированного духовного, духовной сфере человечес­
кой жизни (это идеи, концепции, теории, идеалы, моральные, эсте­
тические, художественные ценности, чувства, переживания и т.п.).
Духовное бытие объективируется также в конкретных результатах
культурного творчества, в материальных, вещественных, организа­
ционных структурах практической деятельности человека.

4.    Бытие общества связано как с функционированием и развитием
структур материального общественного производства и соответст­
вующих им отношений, так и с результатами духовной деятельности,
плодами духовной культуры. Для общественного бытия характерно
целостное взаимодействие экономической, социальной, политичес­
кой и духовной сфер и отношений, активное взаимовлияние много­
образных форм общественного сознания и общественной психоло­
гии.

Для осмысления бытия мира как целого, как всеобщей реальнос­ти необходимо познание сущности мира, которая раскрывается глуб­же всего в выявлении первоначал, субстанций, определяющих основ бытия: материи и сознания (духа). Для материалистического миро­понимания характерно видение основы единства мира в его мате­риальности, что доказывается, по мысли Энгельса, «не парой фо-

27

куснических фраз, а долгим и трудным развитием философии и ес­тествознания».

Материя как субстанция отличается масштабом универсального взаимодействия входящих в нее структур, субстратов, материалов, форм движения, являющегося способом существования субстанции, спецификой всеобщих атрибутов — пространства и времени. Фило­софское определение материи раскрывается как объективная реаль­ность, существующая независимо от человеческого сознания и от­ражаемая им. Взаимосвязь материи и сознания образует ядро фило­софского мировоззрения. Отметим, что сущность сознания заклю­чается в обобщенном, целенаправленном отражении действительнос­ти, в предварительном мысленном построении действий человека и предвидении их результатов, в ценностном ориентировании челове­ческого бытия, в разумном регулировании и саморегулировании по­ведения.

При обсуждении вопроса о сущности пространства и времени в истории философии выделяются следующие аспекты: являются ли они характеристиками материального бытия или характеризуют уст­ройство нашего сознания? Каково отношение пространства и вре­мени к субстанции? Каковы основные свойства пространства и вре­мени?

Одни философы считали пространство и время объективными характеристиками бытия, другие — чисто субъективными понятия­ми, характеризующими наш способ восприятия мира. Были и фило­софы, которые, признавая объективность пространства, приписыва­ли чисто субъективный статус категории времени.

Но пространство и время являются столь же объективными ха­рактеристиками бытия, как его материальность и движение. Фило­софское понятие движения обозначает любые взаимодействия, а также изменения состояния объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий. Поэтому движение есть изменение вообще. Из­менение, сопровождающееся появлением существенно новых каче­ственных состояний, которые представляют собой развертывание возможностей, скрытых в предшествующих качественных состояни­ях, называется развитием.

Пространство — всеобщая форма бытия материи, выражающая протяженность составляющих ее объектов, их строение из элементов и частей. Пространство окружающего нас мира, по физике Ньютона, имеет три измерения, и потому его называют трехмерным.

Время — всеобщая форма бытия материи, выражающая длитель­ность протекающих процессов, последовательность смены состояний в ходе изменения, функционирования и развития материальных сис-

28

тем. В начале XX в. физика, теория относительности, выявила глу­бокую связь между пространством и временем. Оказалось, что время есть четвертое измерение мира, а пространственно-временной срез нашей метагалактики характеризуется формулой 3 + 1 (три про­странственных измерения и одно временное). Современная физика пользуется уже представлениями об И-мерном континууме, причем 10 относятся к пространственным измерениям с учетом геометрии Римана — Лобачевского.

Каждому структурному уровню материи соответствует своя форма, или вид движения материи: механическая, физическая, хи­мическая, биологическая, социальная. Формы движения материи вза­имосвязаны. Так, механическое движение обусловлено глубинными процессами взаимопревращения элементарных частиц, взаимовлия­нием электромагнитных и гравитационных полей, сложными пере­плетениями сильных и слабых взаимодействий в микромире. Био­логическая форма движения материи -- огромный сверхсложный комплекс взаимодействующих физических и химических структур. Взаимодействие всех форм движения материи лежит в основе раз­вития Вселенной. Современная космология утверждает, что даже че­ловек и общество есть такая системная и структурная функциональ­ная организация движущейся материи, которая обусловлена взаимо­действиями в масштабе всей Метагалактики. Поэтому и социальная форма движения материи имеет космические предпосылки.

В современной философии утверждается диалектическое пони­мание механизмов эволюции как специфических и единых для не­живой природы, живой природы и общества. В основе этого един­ства — всеобщая взаимосвязь явлений, саморазвитие материальных и идеальных форм. Приняв принцип самоорганизации как исходный, современная наука, усваивая достижения синергетики в физической области, пытается представить процесс развития наблюдаемой части Вселенной как самоорганизующийся процесс эволюции различных материальных систем. В диалектической картине мира акцент дела­ется на становление, коэволюцию, кооперативность структур и про­цессов. Человечество начинает себя осознавать не как противостоя­щее враждебному космосу, а как его органичный элемент. Возникает понимание уникальности человеческой жизни и переживание ее со­причастности к развитию Вселенной. В начале XX в. В.И.Вернадский формулирует тезис о том, что человеческий разум становится основ­ной, сравнимой с геологическими силами природы силой планеты. Однако воздействие на природу должно строго контролироваться человеческим разумом, которому предстоит решать сложнейшие за­дачи совместной эволюции (коэволюции) биосферы и общества.

29

СОЗНАНИЕ КАК СУБСТАНЦИЯ

Проблема сознания — одна из самых трудных в философии и науке. Это высшая форма психического отражения действительности общественно развитым человеком. Сознание обеспечивает целепо-лагающую деятельность с предварительным мысленным построени­ем разумно мотивированных действий. Благодаря ему личность от­дает себе отчет как о том, что происходит в окружающем мире, так и о своем собственном духовном мире, о своей эмоциональной оцен­ке действительности [8, с. 83].

В рамках сочетания взаимодополняющих подходов к вопросу о происхождении сознания ключевым является деятельностный под­ход. Суть его заключается в том, что возникновение сознания чело­века рассматривается как результат развития его предметной дея­тельности. Человек, в отличие от неразумного животного, не только пользуется благами природы, но и преобразует ее по мере своих сущ­ностных сил созидания (разума, духовных чувств, воли, целеполага-ния). Сознание первобытных людей носило преимущественно кон­кретно-чувственный, образно-эмоциональный характер, что было обусловлено неразвитостью форм и орудий труда и соответственно неразвитостью системы средств общения между людьми. Чтобы осу­ществлять коллективный процесс материального производства и удовлетворять общие для членов зарождавшегося производственно­го коллектива человеческие потребности, одного чувственного от­ражения было явно недостаточно. Сложный процесс изготовления разнообразных орудий труда, требовавший знания существенных свойств и связей предметов, необходимость отражения социальных потребностей в налаживании совместных действий, взаимопомо­щи — все это рано или поздно должно было привести к появлению зачатков абстрактного, понятийного мышления, характерного для нарождавшегося сознания и отличавшего его от психики животных предков человека.

Возникновение сознания неотделимо от появления речевого об­щения людей и языка как средства этого общения. Так как всякий труд — это коллективный труд, требующий согласованных действий, а также передачи жизненного опыта, то необходимы были и новые формы общения — речь, которая обозначает предметы, их свойства и отношения и таким образом выступает орудием мышления чело­века. Благодаря речи сознание формируется и развивается как об­щественное явление, как духовный продукт человеческой истории. Язык — выражение мысли. Он обладает знаковой, символической

30

природой. Приобщаясь к языку, индивидуальное сознание с самых ранних стадий приобретает общественный конкретно-исторический характер, вступает на путь приобщения к человеческой культуре.

Материальной, физиологической основой (субстратом) сознания является условно-рефлекторная деятельность мозга и прежде всего его больших полушарий с их сложнейшей системной организацией, иерархированностью и дифференцированностью структур и процес­сов. Отражая в своем содержании объективный мир, сознание де­терминируется природной и социальной действительностью. Пред­меты, их свойства и отношения существуют в нем в форме образов — идеально. Идеальное выступает как субъективный образ объектив­ного мира, как главный признак сознания, обусловленный социаль­ной природой человека. Идеальный образ отражает не материальную организацию человеческого тела, не нейрофизиологический аппарат, а свойства и отношения человеческого бытия (потребности, интере­сы), природного окружения, осваиваемые в процессе практической деятельности. Сам по себе мозг, как порождение природы, не может мыслить по-человечески. Он становится органом сознания тогда, когда его носитель — человек, субъект труда и культуры, — вовле­кается в социокультурную среду, усваивает общие понятия, этичес­кие нормы и принципы, эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания. Сознание охва­тывает весь духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний. Сознающий мозг — это часть личности, общества и истории. У сознания как бы тройное подчинение — объ­екту (природные, социальные и духовные явления), своему матери­альному субстрату и общественно-исторической системе, культуре.

Таким образом, сознание как процесс, подобно другим видам человеческой деятельности, носит опосредованный характер. Глав­ными посредниками человеческого отражения мира выступают сна­чала орудия, затем словесные знаки, понятия и представления, ду­ховные интересы и ценности других людей, их общностей. Объек­тивируя свою сущность в орудиях и знаках, обмениваясь орудиями и знаками, плодами духовной деятельности, знаниями, овладевая культурным наследием, человек познает не только внешний мир, но и свой собственный, внутренний, осознает свою общность и инди­видуальность относительно других людей. Он выступает для себя одновременно объектом и субъектом познания, общения, культур­ного творчества. Направленность сознания на само себя называется самосознанием. Степень самосознания человека является показате­лем его психологического и социально-нравственного развития, уме­ния вырабатывать убеждения, стратегию жизнедеятельности. Благо-


31

даря самосознанию человек может контролировать свое поведение соответственно личным интересам, планам, идеалам и отвечать за него перед обществом и перед своей совестью (которая есть не что иное, как по существу принципы и нормы общественной нравствен­ности, усвоенные в личностном бытии исходя из потребностей ин­дивидуальности) .

Сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни че­ловека. Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного. Бессознательное — это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся контролю со стороны со­знания; это инстинкты, интуиция, эмоционально-волевые акты. В связи с этим возникает вопрос: в каком же соотношении находятся осознанное и бессознательное? Составляя относительно самостоя­тельные стороны единой психической реальности человека, они вза­имосвязаны, взаимодействуют между собой и способны достигать благоприятного единства. В бессознательном заключены большие возможности для оптимизации человеческой деятельности, особенно это касается творческой деятельности субъекта.

При изучении этой темы необходимо также раскрыть место че­ловеческого сознания в мире. В человеческом духе, в его разуме при­рода «осознала самое себя». На человеке лежит высочайшая ответ­ственность за решение глобальных проблем современности, за вы­живание человеческого рода на планете. Необходимо возродить ис­тинное уважение к подлинной духовности, высокой нравственности, прекрасному, к свободному творчеству, способности к самостоятель­ному выбору, к умению ориентироваться на высшие человеческие ценности и идеалы.

ПОЗНАНИЕ. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

Важное место в философской проблематике занимают вопросы, связанные с познанием окружающих человека предметов, вещей, от­ношений, процессов.

«Познаваем ли мир?» — этот вопрос возник еще на заре фило­софской мысли, стремившейся к доказательному, рационально обо­снованному постижению мира.

Вопрос о том, познаваем ли мир, имеет следующую формули­ровку: как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому

32

I

этому миру? В состоянии ли наше мышление познавать реальный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о реальном мире составлять верное отражение действительности, чтобы успешно действовать на практике? Такое верное отражение действительности достигается только тогда, когда мы познаем сущность предметов, явлений, ситуаций, процессов, когда наша практическая деятель­ность становится более эффективной и успешной. В истории фило­софии, как известно, происходит непрекращающееся противоборст­во агностицизма и гносеологического реализма. Особенность агнос­тицизма — в отрицании возможности познания сущности матери­альных систем, закономерностей природы и общества. При этом вовсе не отрицается возможность познания мира вообще или фено­менологической, поверхностной его стороны, данной в ощущениях или в рассудке человека.

Отправной точкой гносеологии, как свидетельствует история фи­лософии, был и остается вопрос: «Что такое истина?»

Понятие истины относится к важнейшим в общей системе миро­воззренческих проблем. Оно находится в одном ряду с такими по­нятиями, как «справедливость», «добро», «смысл жизни». От того, как понимается истина, как решается вопрос о возможности ее до­стижения, часто зависит и жизненная позиция личности, понимание ею своего назначения.

Хотя определений понятий «истина» имеется множество, в клас­сической концепции истина определяется как соответствие мыслей действительности. Современная трактовка истины содержит следую­щие моменты. Во-первых, понятие «действительность» понимают прежде всего как объективную реальность, существующую до и не­зависимо от нашего сознания и состоящую из материальных систем и объектов, в неразрывном единстве их сущности и явления. Во-вто­рых, в понятие «действительность» входит также и субъективная дей­ствительность, которая познается, отражается в истине в качестве духовной реальности. В-третьих, познание и его результат — истину, а также сам объект понимают как неразрывно связанные с предмет­но-чувственной, целенаправленной деятельностью человека, с прак­тикой — непосредственно или опосредованно. В-четвертых, истина есть процесс. Такой подход отделяет диалектическое, адекватное дей­ствительности понимание истины от агностицизма, идеализма и уп­рощенного материализма.

Далее необходимо отметить следующие аспекты: объективность истины, ее конкретность, соотношение относительной и абсолютной форм истины, а также понимание истины как процесса.

33

Объективная истина — это адекватное отражение объекта по­знающим субъектом. Это такое содержание человеческих представ­лений, которое не зависит ни от субъекта, ни от человека, ни от человечества. Конкретность истины — в зависимости знания от свя­зей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются. Это бо­гатство определений, отражающих связи и отношения действитель­ности. Под абсолютной истиной понимается такого рода знание, ко­торое тождественно самому предмету в максимальном объеме и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания.

По отношению к достаточно развитому научному теоретическо­му познанию абсолютная истина — это полное, исчерпывающее в определенном отношении (на данном историческом этапе или це­лостной истории человечества) знание о предмете. Относительная же истина — это неполное, уточняющееся со временем знание о том же самом предмете. Диалектика состоит в том, что абсолютная ис­тина складывается из развивающихся относительных истин и потому сама изменяется.

Свойство объективной истины быть процессом проявляется дво­яко: во-первых, как процесс изменения в направлении все большей полноты и глубины отражения объекта и, во-вторых, как процесс преодоления заблуждения в структуре и содержании концепций, тео­рий, научных гипотез.

В понимании истины очень важна проблема критерия истины. При решении вопроса об истинности или неистинности теории не­допустима изоляция от практики во всем ее объеме: как индивиду­ального жизненного опыта и как единства общественного производ­ства, социально-политической деятельности, научного эксперимента. Практика — это целенаправленная предметно-чувственная деятель­ность субъекта по преобразованию материального и духовного мира. Основные гносеологические функции практики заключаются в том, что она есть а) основа познания, б) его движущая сила, в) критерий истины и г) цель познания. Диалектика практики как критерия ис­тины состоит в том, что у нее есть абсолютная и относительная сто­роны. Абсолют ее в том, что в целостном, всемирно-историческом масштабе она обладает огромной доказательной силой в раскрытии истины и в обретении ею правомерности верно и правдиво отражать действительность. Относительность практики как критерия истины состоит в том, что практика ограничена данной ситуацией, истори­ческими условиями и реальными возможностями общественного че­ловека, что она сама совершенствуется, развивает свои потенции, средства, ресурсы и потому может подтвердить истинность научного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.