рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Философия (аспирантура ГУУ)

34

положения, теории, управленческого решения лишь в относительной мере.

Далее затронем вопрос об особенностях чувственного и рацио­нального познания, об их формах. Чувственное познание формиру­ется в процессе непосредственного взаимодействия с внешними пред­метами. Выделяются три его формы: ощущения, восприятия, пред­ставления.

Ощущения отражают, соответствуют отдельным свойствам объ­ектов. Восприятия воспроизводят целостный образ предмета, кон­кретно-чувственную систему его свойств. Будучи генетической пред­посылкой восприятий и обладая способностью к самостоятельному проявлению, ощущения существуют преимущественно как части це­лостных восприятий.

Восприятие является результатом активного, деятельного отно­шения человека к внешней среде. В действительности, в контексте целостного восприятия, отдельные ощущения обретают реальную значимость, подчас подвергаются как бы «исправлению», опреде­ленной интерпретации.

Чувственное представление характеризуется отсутствием непо­средственной связи с отражаемым предметом, таковы образы памя­ти. В представлении больше, чем в восприятии, общих черт и сторон, иногда происходит «накладка» на конкретный образ ранее воспри­нимавшихся аналогичных предметов. К представлению «подключе­ны» механизмы памяти, т.е. способность воспроизводить образы предметов, в данный момент не действующих на человека. Без такой формы чувственного отражения действительности, как представле­ние, человек был бы привязан к непосредственной ситуации (в плане жизненного опыта). Благодаря способности представлять предметы субъект расширяет объем чувственного материала, которым он рас­полагает, вовлекая в сферу своих ощущений и восприятий мира также и общественный чувственный опыт. В сфере представлений большую роль играет практика, деятельность человека и связанные с практикой ценности, цели и интересы людей. Высшей формой пред­ставлений является воображение — процесс первичного чувственно­го обобщения наглядных образов при участии мышления. Этот про­цесс носит осмысленный творческий характер. Подчас он получает словесное оформление. Поэтому представление стоит как бы на стыке чувственного и рационального познания.

Говоря о формах чувственного познания как образах внешнего мира, необходимо подчеркнуть, что «образу» свойственно не совпа­дение с объектом, но лишь его более адекватное ему соответствие. Образ — не зеркальная копия, но и не знак, не иероглифический

35


символ. Это порождение человеческой способности отражать мир, согласующийся с конкретно-чувственным обликом предмета.

Роль чувственного отражения действительности в процессе по­знания весьма существенна: органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним предметным миром; без органов чувств человек не способен вообще ни к познанию, ни к мышлению. Рациональное познание базируется на анализе того материала, который дают нам органы чувств. Регу­лирование предметной деятельности осуществляется прежде всего с помощью информации, получаемой органами чувств; органы чувств дают тот минимум первичной информации, который оказывается необходимым, чтобы многосторонне познать объекты и развивать научное знание.

Исходной, основной и ведущей формой рационального познания является понятие. В понятиях фиксируются общие, существенные свойства, отношения предметов, явлений, процессов. Понятия помо­гают раскрывать смысл и значение предметов и явлений. Наряду с понятиями важной формой рационального осмысления действитель­ности является суждение. Суждение — это форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо. Понятие и суждение являются «кирпичиками» для по­строения умозаключений, которые представляют собой моменты со­поставления одних понятий другим, выражают процесс получения новых результатов в познании. Умозаключение представляет собой рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение (заключение или вывод).

Чувственное и рациональное познание глубоко взаимосвязаны. Реализация чувственной способности человека включает в себя дей­ствие механизмов абстрактного мышления. Рациональное пронизы­вает содержание чувственного познания действительности. Реализа­ция абстрактно-мысленной способности человека совершается по­средством обращения к результатам чувственного отражения пред­метов, используемым также в качестве средств достижения и выра­жения результатов рационального познания. Иначе говоря, в реаль­ном человеческом сознании чувственное пронизано рациональным, а рациональное — чувственным.

Следует иметь в виду, что рациональное мышление взаимосвя­зано не только с чувственным, но и с другими — внерациональны-ми — формами познания. Большое значение в процессе познания имеют такие факторы, как фантазия, эмоции и др. Среди них осо­бенно важную роль играет интуиция (внезапное озарение) — спо-

36

собность прямого, непосредственного постижения истины без пред­варительных логических рассуждений и доказательств.

Основная форма человеческого познания — наука — направлена на производство знаний о природе, обществе, человеке и о самом познании и мышлении. Целью науки является постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов отношений и ситуаций в их взаимосвязи. Наука ориентиру­ется главным образом на общие, существенные свойства, необходи­мые характеристики и связи предметов, явлений и процессов, выра­жая их в системе абстракций. Научное познание в гносеологическом плане есть сложный, противоречивый процесс воспроизводства зна­ний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, идей, концепций, теорий, гипотез, законов и т.п.

Научное познание включает в себя два основных уровня — эм­пирический и теоретический. Наиболее развитой формой научного знания, дающей целостное отображение закономерных и существен­ных связей, является теория. Важную роль в разработке научной тео­рии играют философские принципы и методы познания. Так, боль­шую роль играют принципы восхождения от абстрактного к кон­кретному в теоретическом мышлении, единства исторического и ло­гического и ряд других. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному представляет собой способ теоретического исследова­ния сложных и сверхсложных саморазвивающихся системных объ­ектов. Результат этого восхождения — конкретно-всеобщее — есть плод синтеза всех абстрактных понятий, участвующих в этом про­цессе обобщающего мышления, многочисленных научных определе­ний. При этом надо четко различать:

1)     конкретно-чувственное (уровень чувственного познания);

2)     абстрактное (абстракция), когда каждое абстрактное понятие
вскрывает и фиксирует в себе одно существенное отношение, одну
существенную сторону;

3)     конкретное в теоретическом мышлении — плод восхождения,
синтеза абстракций, перехода от одностороннего рассудочного под­
хода к разуму — целостному единству многообразных определений
на уровне всеобщего, истинно философского мышления.

Дальнейшее движение связано с познанием «специфической ло­гики специфического предмета» (К. Маркс), с конкретным анализом конкретной исторической ситуации. Это будет как бы возврат к кон­кретно-чувственному, предметно-чувственному начальному этапу познания, но на уровне знания закономерных связей, раскрытых кон­кретно-всеобщей научной теорией. При этом открываются новые го­ризонты для успешной практической деятельности.

37

Изложение результатов восхождения в движении научной мысли начинается с исходной абстракции («начало», «клеточка»), которая фиксирует всеобщие предпосылки функционирования и развития це­лого, проходит через последовательные этапы углубления и расши­рения познания к желаемому результату — целостному, мысленно-конкретному воспроизведению в теории исследуемого предмета.

С принципом восхождения от абстрактного к конкретному в тео­рии органически связан принцип единства исторического и логичес­кого. Историческое — процесс становления и развития объекта со всеми изгибами, случайностями реального хода событий. Логическое означает теоретически выверенное, последовательное воспроизведе­ние развивающегося объекта (явления) во всех его существенных свя­зях и отношениях. Отражая действительный исторический процесс, логическое проясняет его сущность; выявляя закономерные связи со­бытий, освобождается от хаоса случайностей, излишних подробнос­тей. «Без истории предмета нет теории предмета, как без теории пред­мета нет истории предмета», — справедливо отмечал Н.Г. Черны­шевский. Научное познание устремлено к нахождению законов, т.е. форм знания, которые выражают наличие в самих вещах устойчивых, повторяющихся, сущностных, необходимых связей, «правил необхо­димого существования» (И. Кант). Если та или иная форма знания, претендующая на статус науки, таких правил не находит и не фик­сирует, то она не является подлинной наукой. В научном естество­знании очень важно объяснение, т.е. раскрытие сущности, внутрен­них закономерностей исследуемых объектов или явлений. В гумани­тарных науках необходимо еще и понимание, т.е. истолкование, ин­терпретация познаваемого в соответствии с целями и идеалами че­ловека.

Одна из главных линий становления постклассического этапа развития науки состоит в том, что в науку входит аксеологический (ценностный) момент. Понятие научной рациональности включает не только логическую и методологическую упорядоченность логи­ческого мышления. Сегодня надо не просто искать «объектные» за­коносообразные истины, а соотносить их с живым человеческим смыслом и ценностями. Лишь та наука действительно социально зна­чима, высоко оценивается обществом, которая обеспечивает сохра­нение и дальнейшее развитие человечества и самого человека, его интеллекта, его творческих способностей, возвышает его духовный мир.

Познанный человеком мир — это не сумма объективных законов и качеств, и сам человек не является подлинным человеком без ду-

38

ховных ценностей, эмоций, симпатий и антипатий, идеалов, стрем­лений, желаний. Самостоятельным типом познания является цен­ностное познание. Точнее было бы говорить о ценностном освоении действительности, что делает возможным соотнесение ее с челове­ческими потребностями, с собственным миром человека. Так, соци­альная истина — это «прорыв» в мир ценностей, выражение идеалов справедливости, добра и красоты, равенства и дружбы людей и на­родов. В этом смысле общественные отношения, социальные инсти­туты, политические действия по-настоящему истинны только в том случае, если они выражают предел осуществления этих идеалов в соответствии с реальными возможностями развития и возвышения человека. Мерой их истинности выступает полнота этого развития, степень достижения человеческой свободы.

ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ

Объективная логика философского познания, которое стремится к раскрытию взаимозависимости явлений и процессов мира, его це­лостности, ведет к проблеме развития. Принцип развития дает ответ на вопрос о том, остается ли мир всегда тождественным себе или он постоянно претерпевает значительные количественные и качест­венные изменения. Развитие является основным предметом изучения диалектики, а сама диалектика выступает как всеобщая методология и всестороннее целостное учение о принципах и законах развития природы, общества, человека и его духовного мира. Диалектика включает в себя бытийное содержание, реализует особый мировоз­зренческий подход. Характерная особенность последнего — объеди­нение идей материальности природного и социального миров с идеей универсальности развития и саморазвития явлений и процессов объ­ективной и субъективной действительности.

Понимание сущности развития и его процессов является едва ли не самой трудной философской задачей и требует глубокого изучения всех сторон и элементов диалектики в их взаимосвязи и целостности.

Важное место в диалектике занимает идея всеобщей взаимосвязи явлений. Взаимосвязь, переходы одних явлений в другие отражают всеобщее свойство движущейся материи и явлений духовного бытия. Все это есть проявление всемирной универсальной связи объектов, а в человеческом бытии — и субъектов, «всего со всем». Такие уни-

39

версальные связи бытия стали центральным аспектом диалектики. Формой познания сложных, гибких, противоречивых универсальных связей бытия служат категории диалектики. Категориальные связи постепенно осмысливались как диалектические закономерности. Су­ществование всеобщей универсальной связи всех явлений является исходной предпосылкой принципа детерминизма. Детерминизм -это учение о всеобщей обусловленности объективных явлений, о по­рождении одними явлениями других. В полном объеме сущность диа­лектической концепции детерминизма раскрывается с опорой на це­лостную систему философских категорий. Среди них такие, как «при­чина» и «следствие», «сущность» и «явление», «необходимость» и «случайность», «возможность» и «действительность», «необходи­мость» и «свобода» и др. Для выявления причинно-следственной связи в системе всеобщего взаимодействия важно раскрыть генети­ческую связь явлений и отличить ее от связей одновременного су­ществования или от простого предшествования одного явления дру­гому во времени. Древние говорили: «После этого не значит вслед­ствие этого». Важно выявлять функциональную природу некоторых причинно-следственных отношений. Методологически целесообраз­но отличать механистическое понимание детерминизма, сводящее все к однозначной связи причины и следствия, от современной диалек­тической концепции детерминизма, раскрывающей многообразие причин и следствий, их неоднозначность, специфичность, систем­ность, иерархированность. Антиподом детерминизма выступает ин­детерминизм, принципиально отвергающий объективные причинно-следственные связи и таким образом подрывающий возможность ра­ционального истолкования природных и социальных явлений и со­бытий, законосообразного, естественно-исторического характера их возникновения, существования и исчезновения. Вершиной диалекти­ческого понимания детерминизма является раскрытие роли самоде­терминации в человеческом и социальном бытии: роль идей, моти­вов, идеалов, программ, планов, нравственных качеств в жизненном творчестве. В истории познания прослеживается также другой кате­гориальный ряд, выражающий структурированность, организован­ность бытия: единичное — особенное — общее — всеобщее, часть и целое, форма — содержание и др.

Основой для выработки категорий единичного, индивидуально­го, особенного (отдельного), общего и всеобщего послужили прак­тическое взаимодействие людей со множеством сходных и различных вещей, иерархия структурных уровней и специфический круг и мас­штаб их взаимосвязи.

40

Единичное — характеризует отдельный предмет, явление, про­цесс, отличающийся по своим пространственным, временным и дру­гим свойствам от иных, в том числе подобных ему, предметов, яв­лений, процессов. Общее — отражает не только сходные, но необ­ходимые, закономерные черты и свойства, присущие всем предметам данного класса.

Диалектика единичного и общего проявляется в их неразрывной связи. Общее не существует само по себе, в чистом виде. Оно обра­зуется во взаимодействии единичных, отдельных вещей, явлений, вы­ражая их существенную общность. Единичное же входит в тот или иной класс предметов, заключая в себе не только самобытные, но и общие черты этой общности.

Особенное — важный момент движения познания в глубь объ­екта, выражает специфическое единство, синтез общего и единичного (отдельного, индивидуального).

Всеобщее — отражает необходимые качества и свойства, прису­щие всей действительности, миру как целому. Всеобщее — такое общее, которое не может выступать исключительно в роли особен­ного.

Другой подход к осмыслению всеобщих связей бытия связан с соотнесением поверхностных и глубинных уровней действительнос­ти. Самым общим его выражением служит опыт диалектического применения категорий «сущность» и «явление». Сущность — сово­купность внутренних, необходимых свойств и качеств системы, от них зависят все явления, в которых она выражается. Явление -форма проявления сущности, внешнее обнаружение сущности и ее системной структурированности.

Явление и сущность — диалектически связанные противополож­ности. Они не совпадают друг с другом. Иногда их несовпадение проявляется в том, что внешние, поверхностные черты предмета мас­кируют, искажают его суть. В таких случаях говорят о видимости, кажимости.

Категории явления и сущности тесно связаны между собой. Одно из них предполагает другое: сущность является, явление — сущест­венно. Диалектический характер этих понятий проявляется в их гиб­кости, относительности. Понятие сущности не предполагает какого-то жестко фиксированного уровня реальности или некоторого пре­дела познания. Познание движется от явлений к сущности, углубля­ясь далее от сущности первого порядка к сущности второго порядка, и т.д. Явление и сущность — понятия, указывающие направление, путь вечного, бесконечного углубления человеческих знаний. В своем конкретном виде процесс раскрытия, понимания сущности проявляет

Государственная библиотека

1)98

41

себя в познании структуры, целостности, причин предмета, законов его формирования, функционирования и развития.

Философскими понятиями, с помощью которых раньше всего и достаточно продолжительное время осмысливалось мироустройство бытия, служили «часть» и «целое». Это не совпадающие, противо­положные категории. Целое — интегрированное качество внутрен­ней существенной связи элементов, форм взаимодействия, не сводя­щееся к сумме составляющих его частей. Часть — элемент целого (целостности), необходимо заключающий в себе его специфичность.

Тайна целостности, ее несводимости к простой сумме частей, на­бору свойств частей, его составляющих, заключается в связи, объ­единяющей предметы в сложные системные комплексы, во взаимо­влиянии частей. Целостность выступает как обобщенная характе­ристика объектов, обладающих сложным внутренним строением, как единство частей в многообразии их взаимосвязей. Целостность пред­ставляет высший уровень зрелости и полноты развития явления, про­цесса. Обогащение категорий «часть — целое» понятием связи от­крывало путь к развитию представлений об упорядоченности бытия.

Понятием, с помощью которого осмысливается упорядоченность мира и его составляющих, является понятие формы, неразрывно свя­занное с понятием содержания. Содержание — это внутреннее су­щественное единство всех элементов, сторон, систем и подсистем и т.п. в их взаимодействии, образующих данный качественно опреде­ленный предмет, явление, процесс. Форма — философская категория, выражающая: а) способ существования определенного содержания в его различных модификациях; б) внутреннюю организацию содер­жания, его структуру. Форма играет активную и незаменимую роль в структурировании, функционировании и развитии данного содер­жания. «Содержание» и «форма» — понятия диалектические: содер­жание оформлено, а форма содержательна, как пояснял Гегель. Форма не есть что-то поверхностное, внешнее. Она — фактор внут­ренней организации того или иного явления, процесса. Форма за­крепляет определенную ступень в развитии явления, тем самым обес­печивая накопление изменений и возможность дальнейшего разви­тия.

Необходимость и случайность также диалектические категории. Необходимость сначала осознается как свойство причинно-следст­венной связи. Однако в ходе дальнейшего развития познания содер­жание понятия «необходимость» уточняется и расширяется. Необ­ходимыми начинают считаться не только причинные связи, но и вся­кие другие, неизбежно наступающие при определенных условиях, и не только связи, но и стороны, свойства, по природе присущие ис-

42

следуемым материальным образованиям. Необходимыми называют­ся те свойства и связи, которые имеют причину своего существования в себе, которые обусловлены внутренней природой элементов, со­ставляющих материальное образование или духовно-практические структуры, типически повторяющиеся при сходных обстоятельствах в человеческом бытии. Свойства же и связи, имеющие причину своего существования в другом, т.е. обусловленные внешними обстоятель­ствами, называются случайными. Необходимые стороны и связи при соответствующих условиях наступают неизбежно, появление же слу­чайных свойств и связей вовсе не обязательно, они могут наступить, но могут и не наступить. Бывают «чистые» случайности как точки внезапного пересечения необходимостей разного рода, а бывают как форма проявления необходимости.

В конкретном анализе причинных отношений необходимость и случайность оказываются тесно связанными с отношением возмож­ного и действительного, с превращением первого во второе.

Причинно-следственные отношения, реализующие принцип при­чинности, возникают тогда, когда явление—причина порождает слу­чайное или необходимое следствие. Если же явление еще не стало, но может стать причиной, говорят, что в нем заключена возможность превращения в действительную причину. Иными словами, возмож­ность — предпосылка возникновения того или иного явления, про­цесса, его потенциальное существование. Каждая материальная сис­тема, природная или социальная, сначала существует потенциально, а затем может стать действительностью.

В широком смысле слова под действительностью понимается весь объективно существующий мир, объективная реальность во всей ее конкретности, вся совокупность налично существующих явлений, включая реальность явлений человеческой субъективности, духов­ного мира человека в психологическом аспекте. В более узком и специфическом смысле слова под действительностью понимают кон­кретное бытие отдельного объекта в определенное время, в опреде­ленных условиях. Действительность отдельного конкретного мате­риального объекта — это его актуальное бытие.

Диалектическая взаимосвязь возможности и действительности проявляется в ряде отношений. Прежде всего они предполагают друг друга. Всякая конкретная действительность содержит в себе возмож­ность своего дальнейшего изменения и развития, и всякая конкретная действительность возникла как результат реализации ранее сущест­вовавших возможностей. В категориях возможности и действитель­ности мир характеризуется прежде всего с точки зрения его станов­ления, изменения и будущего развития. Примат в этой паре катего-

43

рий принадлежит действительности. Действительность включает в себя все возможности своего дальнейшего развития, но ни одна воз­можность не охватывает всей действительности.

Диалектика возможности и действительности придает связность процессу развития, ведет к пониманию развития прежде всего как саморазвития. Действительность через порождение возможностей и их последующую реализацию как бы разворачивает процесс своего становления во времени. Механизм этого становления может быть понят только на основе действия законов диалектики. Развитие ха­рактеризуют три таких закона: единства и борьбы противополож­ностей, взаимного перехода количества в качество и отрицания от­рицания. Закон единства и борьбы противоположностей характери­зует источник, импульс развития. Развитие науки и социальной прак­тики подтверждает, что мир «соткан» из диалектически противоре­чивых начал и тенденций, иерархии их многообразных отношений. Под диалектическими противоположностями понимаются такие сто­роны, тенденции того или иного целостного изменяющегося пред­мета, процесса, которые одновременно: а) неразрывно связаны; б) взаимоисключают друг друга (причем не только в разных, но и в одном и том же отношении); в) взаимопроникают и — при опре­деленных условиях — переходят друг в друга. Это положительное — отрицательное, ассимиляция — диссимиляция, анализ — синтез, со­трудничество — конкуренция, правда — ложь, прекрасное — без­образное, право — беззаконие и т.п. Взаимодействие противополож­ных, взаимоисключающих сторон и тенденций, предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития, составляет диалек­тическое противоречие. Противоречия есть в любой развивающейся системе от начала и до конца процесса ее развития.

В развитии противоречий можно выделить следующие этапы, или состояния: гармония, оптимальное, стабильное развитие основных систем развивающегося целого, возникновение существенных разли­чий и диспропорций, коллизия, дисгармония, конфликт, острый сис­темный кризис, антагонизм, катастрофа. Разрабатываемое в послед­ние десятилетия, преимущественно в эстетике, понятие гармонии на­чинает все в большей степени привлекать внимание специалистов по социальной философии. Развивающаяся система в состоянии гар­монии характеризуется согласованностью частей и целого, их взаи­моукреплением: полным раскрытием возможностей всех сторон це­лостности обеспечивается подлинно устойчивое, прогрессивное раз­витие по всем основным параметрам. Для достижения гармонии, без­условно, необходимо преодоление и изживание любых антагонизмов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.