![]() |
|
|
Философия (аспирантура ГУУ)34 положения, теории, управленческого решения лишь в относительной мере. Далее затронем вопрос об особенностях чувственного и рационального познания, об их формах. Чувственное познание формируется в процессе непосредственного взаимодействия с внешними предметами. Выделяются три его формы: ощущения, восприятия, представления. Ощущения отражают, соответствуют отдельным свойствам объектов. Восприятия воспроизводят целостный образ предмета, конкретно-чувственную систему его свойств. Будучи генетической предпосылкой восприятий и обладая способностью к самостоятельному проявлению, ощущения существуют преимущественно как части целостных восприятий. Восприятие является результатом активного, деятельного отношения человека к внешней среде. В действительности, в контексте целостного восприятия, отдельные ощущения обретают реальную значимость, подчас подвергаются как бы «исправлению», определенной интерпретации. Чувственное представление характеризуется отсутствием непосредственной связи с отражаемым предметом, таковы образы памяти. В представлении больше, чем в восприятии, общих черт и сторон, иногда происходит «накладка» на конкретный образ ранее воспринимавшихся аналогичных предметов. К представлению «подключены» механизмы памяти, т.е. способность воспроизводить образы предметов, в данный момент не действующих на человека. Без такой формы чувственного отражения действительности, как представление, человек был бы привязан к непосредственной ситуации (в плане жизненного опыта). Благодаря способности представлять предметы субъект расширяет объем чувственного материала, которым он располагает, вовлекая в сферу своих ощущений и восприятий мира также и общественный чувственный опыт. В сфере представлений большую роль играет практика, деятельность человека и связанные с практикой ценности, цели и интересы людей. Высшей формой представлений является воображение — процесс первичного чувственного обобщения наглядных образов при участии мышления. Этот процесс носит осмысленный творческий характер. Подчас он получает словесное оформление. Поэтому представление стоит как бы на стыке чувственного и рационального познания. Говоря о формах чувственного познания как образах внешнего мира, необходимо подчеркнуть, что «образу» свойственно не совпадение с объектом, но лишь его более адекватное ему соответствие. Образ — не зеркальная копия, но и не знак, не иероглифический 35 символ. Это порождение человеческой способности отражать мир, согласующийся с конкретно-чувственным обликом предмета. Роль чувственного отражения действительности в процессе познания весьма существенна: органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним предметным миром; без органов чувств человек не способен вообще ни к познанию, ни к мышлению. Рациональное познание базируется на анализе того материала, который дают нам органы чувств. Регулирование предметной деятельности осуществляется прежде всего с помощью информации, получаемой органами чувств; органы чувств дают тот минимум первичной информации, который оказывается необходимым, чтобы многосторонне познать объекты и развивать научное знание. Исходной, основной и ведущей формой рационального познания является понятие. В понятиях фиксируются общие, существенные свойства, отношения предметов, явлений, процессов. Понятия помогают раскрывать смысл и значение предметов и явлений. Наряду с понятиями важной формой рационального осмысления действительности является суждение. Суждение — это форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо. Понятие и суждение являются «кирпичиками» для построения умозаключений, которые представляют собой моменты сопоставления одних понятий другим, выражают процесс получения новых результатов в познании. Умозаключение представляет собой рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение (заключение или вывод). Чувственное и рациональное познание глубоко взаимосвязаны. Реализация чувственной способности человека включает в себя действие механизмов абстрактного мышления. Рациональное пронизывает содержание чувственного познания действительности. Реализация абстрактно-мысленной способности человека совершается посредством обращения к результатам чувственного отражения предметов, используемым также в качестве средств достижения и выражения результатов рационального познания. Иначе говоря, в реальном человеческом сознании чувственное пронизано рациональным, а рациональное — чувственным. Следует иметь в виду, что рациональное мышление взаимосвязано не только с чувственным, но и с другими — внерациональны-ми — формами познания. Большое значение в процессе познания имеют такие факторы, как фантазия, эмоции и др. Среди них особенно важную роль играет интуиция (внезапное озарение) — спо- 36 собность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и доказательств. Основная форма человеческого познания — наука — направлена на производство знаний о природе, обществе, человеке и о самом познании и мышлении. Целью науки является постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов отношений и ситуаций в их взаимосвязи. Наука ориентируется главным образом на общие, существенные свойства, необходимые характеристики и связи предметов, явлений и процессов, выражая их в системе абстракций. Научное познание в гносеологическом плане есть сложный, противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, идей, концепций, теорий, гипотез, законов и т.п. Научное познание включает в себя два основных уровня — эмпирический и теоретический. Наиболее развитой формой научного знания, дающей целостное отображение закономерных и существенных связей, является теория. Важную роль в разработке научной теории играют философские принципы и методы познания. Так, большую роль играют принципы восхождения от абстрактного к конкретному в теоретическом мышлении, единства исторического и логического и ряд других. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному представляет собой способ теоретического исследования сложных и сверхсложных саморазвивающихся системных объектов. Результат этого восхождения — конкретно-всеобщее — есть плод синтеза всех абстрактных понятий, участвующих в этом процессе обобщающего мышления, многочисленных научных определений. При этом надо четко различать: 1) конкретно-чувственное (уровень чувственного познания); 2) абстрактное
(абстракция), когда каждое абстрактное понятие 3) конкретное в теоретическом
мышлении — плод восхождения, Дальнейшее движение связано с познанием «специфической логики специфического предмета» (К. Маркс), с конкретным анализом конкретной исторической ситуации. Это будет как бы возврат к конкретно-чувственному, предметно-чувственному начальному этапу познания, но на уровне знания закономерных связей, раскрытых конкретно-всеобщей научной теорией. При этом открываются новые горизонты для успешной практической деятельности. 37 Изложение результатов восхождения в движении научной мысли начинается с исходной абстракции («начало», «клеточка»), которая фиксирует всеобщие предпосылки функционирования и развития целого, проходит через последовательные этапы углубления и расширения познания к желаемому результату — целостному, мысленно-конкретному воспроизведению в теории исследуемого предмета. С принципом восхождения от абстрактного к конкретному в теории органически связан принцип единства исторического и логического. Историческое — процесс становления и развития объекта со всеми изгибами, случайностями реального хода событий. Логическое означает теоретически выверенное, последовательное воспроизведение развивающегося объекта (явления) во всех его существенных связях и отношениях. Отражая действительный исторический процесс, логическое проясняет его сущность; выявляя закономерные связи событий, освобождается от хаоса случайностей, излишних подробностей. «Без истории предмета нет теории предмета, как без теории предмета нет истории предмета», — справедливо отмечал Н.Г. Чернышевский. Научное познание устремлено к нахождению законов, т.е. форм знания, которые выражают наличие в самих вещах устойчивых, повторяющихся, сущностных, необходимых связей, «правил необходимого существования» (И. Кант). Если та или иная форма знания, претендующая на статус науки, таких правил не находит и не фиксирует, то она не является подлинной наукой. В научном естествознании очень важно объяснение, т.е. раскрытие сущности, внутренних закономерностей исследуемых объектов или явлений. В гуманитарных науках необходимо еще и понимание, т.е. истолкование, интерпретация познаваемого в соответствии с целями и идеалами человека. Одна из главных линий становления постклассического этапа развития науки состоит в том, что в науку входит аксеологический (ценностный) момент. Понятие научной рациональности включает не только логическую и методологическую упорядоченность логического мышления. Сегодня надо не просто искать «объектные» законосообразные истины, а соотносить их с живым человеческим смыслом и ценностями. Лишь та наука действительно социально значима, высоко оценивается обществом, которая обеспечивает сохранение и дальнейшее развитие человечества и самого человека, его интеллекта, его творческих способностей, возвышает его духовный мир. Познанный человеком мир — это не сумма объективных законов и качеств, и сам человек не является подлинным человеком без ду- 38 ховных ценностей, эмоций, симпатий и антипатий, идеалов, стремлений, желаний. Самостоятельным типом познания является ценностное познание. Точнее было бы говорить о ценностном освоении действительности, что делает возможным соотнесение ее с человеческими потребностями, с собственным миром человека. Так, социальная истина — это «прорыв» в мир ценностей, выражение идеалов справедливости, добра и красоты, равенства и дружбы людей и народов. В этом смысле общественные отношения, социальные институты, политические действия по-настоящему истинны только в том случае, если они выражают предел осуществления этих идеалов в соответствии с реальными возможностями развития и возвышения человека. Мерой их истинности выступает полнота этого развития, степень достижения человеческой свободы. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ Объективная логика философского познания, которое стремится к раскрытию взаимозависимости явлений и процессов мира, его целостности, ведет к проблеме развития. Принцип развития дает ответ на вопрос о том, остается ли мир всегда тождественным себе или он постоянно претерпевает значительные количественные и качественные изменения. Развитие является основным предметом изучения диалектики, а сама диалектика выступает как всеобщая методология и всестороннее целостное учение о принципах и законах развития природы, общества, человека и его духовного мира. Диалектика включает в себя бытийное содержание, реализует особый мировоззренческий подход. Характерная особенность последнего — объединение идей материальности природного и социального миров с идеей универсальности развития и саморазвития явлений и процессов объективной и субъективной действительности. Понимание сущности развития и его процессов является едва ли не самой трудной философской задачей и требует глубокого изучения всех сторон и элементов диалектики в их взаимосвязи и целостности. Важное место в диалектике занимает идея всеобщей взаимосвязи явлений. Взаимосвязь, переходы одних явлений в другие отражают всеобщее свойство движущейся материи и явлений духовного бытия. Все это есть проявление всемирной универсальной связи объектов, а в человеческом бытии — и субъектов, «всего со всем». Такие уни- 39 версальные связи бытия стали центральным аспектом диалектики. Формой познания сложных, гибких, противоречивых универсальных связей бытия служат категории диалектики. Категориальные связи постепенно осмысливались как диалектические закономерности. Существование всеобщей универсальной связи всех явлений является исходной предпосылкой принципа детерминизма. Детерминизм -это учение о всеобщей обусловленности объективных явлений, о порождении одними явлениями других. В полном объеме сущность диалектической концепции детерминизма раскрывается с опорой на целостную систему философских категорий. Среди них такие, как «причина» и «следствие», «сущность» и «явление», «необходимость» и «случайность», «возможность» и «действительность», «необходимость» и «свобода» и др. Для выявления причинно-следственной связи в системе всеобщего взаимодействия важно раскрыть генетическую связь явлений и отличить ее от связей одновременного существования или от простого предшествования одного явления другому во времени. Древние говорили: «После этого не значит вследствие этого». Важно выявлять функциональную природу некоторых причинно-следственных отношений. Методологически целесообразно отличать механистическое понимание детерминизма, сводящее все к однозначной связи причины и следствия, от современной диалектической концепции детерминизма, раскрывающей многообразие причин и следствий, их неоднозначность, специфичность, системность, иерархированность. Антиподом детерминизма выступает индетерминизм, принципиально отвергающий объективные причинно-следственные связи и таким образом подрывающий возможность рационального истолкования природных и социальных явлений и событий, законосообразного, естественно-исторического характера их возникновения, существования и исчезновения. Вершиной диалектического понимания детерминизма является раскрытие роли самодетерминации в человеческом и социальном бытии: роль идей, мотивов, идеалов, программ, планов, нравственных качеств в жизненном творчестве. В истории познания прослеживается также другой категориальный ряд, выражающий структурированность, организованность бытия: единичное — особенное — общее — всеобщее, часть и целое, форма — содержание и др. Основой для выработки категорий единичного, индивидуального, особенного (отдельного), общего и всеобщего послужили практическое взаимодействие людей со множеством сходных и различных вещей, иерархия структурных уровней и специфический круг и масштаб их взаимосвязи. 40 Единичное — характеризует отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим свойствам от иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов. Общее — отражает не только сходные, но необходимые, закономерные черты и свойства, присущие всем предметам данного класса. Диалектика единичного и общего проявляется в их неразрывной связи. Общее не существует само по себе, в чистом виде. Оно образуется во взаимодействии единичных, отдельных вещей, явлений, выражая их существенную общность. Единичное же входит в тот или иной класс предметов, заключая в себе не только самобытные, но и общие черты этой общности. Особенное — важный момент движения познания в глубь объекта, выражает специфическое единство, синтез общего и единичного (отдельного, индивидуального). Всеобщее — отражает необходимые качества и свойства, присущие всей действительности, миру как целому. Всеобщее — такое общее, которое не может выступать исключительно в роли особенного. Другой подход к осмыслению всеобщих связей бытия связан с соотнесением поверхностных и глубинных уровней действительности. Самым общим его выражением служит опыт диалектического применения категорий «сущность» и «явление». Сущность — совокупность внутренних, необходимых свойств и качеств системы, от них зависят все явления, в которых она выражается. Явление -форма проявления сущности, внешнее обнаружение сущности и ее системной структурированности. Явление и сущность — диалектически связанные противоположности. Они не совпадают друг с другом. Иногда их несовпадение проявляется в том, что внешние, поверхностные черты предмета маскируют, искажают его суть. В таких случаях говорят о видимости, кажимости. Категории явления и сущности тесно связаны между собой. Одно из них предполагает другое: сущность является, явление — существенно. Диалектический характер этих понятий проявляется в их гибкости, относительности. Понятие сущности не предполагает какого-то жестко фиксированного уровня реальности или некоторого предела познания. Познание движется от явлений к сущности, углубляясь далее от сущности первого порядка к сущности второго порядка, и т.д. Явление и сущность — понятия, указывающие направление, путь вечного, бесконечного углубления человеческих знаний. В своем конкретном виде процесс раскрытия, понимания сущности проявляет Государственная библиотека 1)98 41 себя в познании структуры, целостности, причин предмета, законов его формирования, функционирования и развития. Философскими понятиями, с помощью которых раньше всего и достаточно продолжительное время осмысливалось мироустройство бытия, служили «часть» и «целое». Это не совпадающие, противоположные категории. Целое — интегрированное качество внутренней существенной связи элементов, форм взаимодействия, не сводящееся к сумме составляющих его частей. Часть — элемент целого (целостности), необходимо заключающий в себе его специфичность. Тайна целостности, ее несводимости к простой сумме частей, набору свойств частей, его составляющих, заключается в связи, объединяющей предметы в сложные системные комплексы, во взаимовлиянии частей. Целостность выступает как обобщенная характеристика объектов, обладающих сложным внутренним строением, как единство частей в многообразии их взаимосвязей. Целостность представляет высший уровень зрелости и полноты развития явления, процесса. Обогащение категорий «часть — целое» понятием связи открывало путь к развитию представлений об упорядоченности бытия. Понятием, с помощью которого осмысливается упорядоченность мира и его составляющих, является понятие формы, неразрывно связанное с понятием содержания. Содержание — это внутреннее существенное единство всех элементов, сторон, систем и подсистем и т.п. в их взаимодействии, образующих данный качественно определенный предмет, явление, процесс. Форма — философская категория, выражающая: а) способ существования определенного содержания в его различных модификациях; б) внутреннюю организацию содержания, его структуру. Форма играет активную и незаменимую роль в структурировании, функционировании и развитии данного содержания. «Содержание» и «форма» — понятия диалектические: содержание оформлено, а форма содержательна, как пояснял Гегель. Форма не есть что-то поверхностное, внешнее. Она — фактор внутренней организации того или иного явления, процесса. Форма закрепляет определенную ступень в развитии явления, тем самым обеспечивая накопление изменений и возможность дальнейшего развития. Необходимость и случайность также диалектические категории. Необходимость сначала осознается как свойство причинно-следственной связи. Однако в ходе дальнейшего развития познания содержание понятия «необходимость» уточняется и расширяется. Необходимыми начинают считаться не только причинные связи, но и всякие другие, неизбежно наступающие при определенных условиях, и не только связи, но и стороны, свойства, по природе присущие ис- 42 следуемым материальным образованиям. Необходимыми называются те свойства и связи, которые имеют причину своего существования в себе, которые обусловлены внутренней природой элементов, составляющих материальное образование или духовно-практические структуры, типически повторяющиеся при сходных обстоятельствах в человеческом бытии. Свойства же и связи, имеющие причину своего существования в другом, т.е. обусловленные внешними обстоятельствами, называются случайными. Необходимые стороны и связи при соответствующих условиях наступают неизбежно, появление же случайных свойств и связей вовсе не обязательно, они могут наступить, но могут и не наступить. Бывают «чистые» случайности как точки внезапного пересечения необходимостей разного рода, а бывают как форма проявления необходимости. В конкретном анализе причинных отношений необходимость и случайность оказываются тесно связанными с отношением возможного и действительного, с превращением первого во второе. Причинно-следственные отношения, реализующие принцип причинности, возникают тогда, когда явление—причина порождает случайное или необходимое следствие. Если же явление еще не стало, но может стать причиной, говорят, что в нем заключена возможность превращения в действительную причину. Иными словами, возможность — предпосылка возникновения того или иного явления, процесса, его потенциальное существование. Каждая материальная система, природная или социальная, сначала существует потенциально, а затем может стать действительностью. В широком смысле слова под действительностью понимается весь объективно существующий мир, объективная реальность во всей ее конкретности, вся совокупность налично существующих явлений, включая реальность явлений человеческой субъективности, духовного мира человека в психологическом аспекте. В более узком и специфическом смысле слова под действительностью понимают конкретное бытие отдельного объекта в определенное время, в определенных условиях. Действительность отдельного конкретного материального объекта — это его актуальное бытие. Диалектическая взаимосвязь возможности и действительности проявляется в ряде отношений. Прежде всего они предполагают друг друга. Всякая конкретная действительность содержит в себе возможность своего дальнейшего изменения и развития, и всякая конкретная действительность возникла как результат реализации ранее существовавших возможностей. В категориях возможности и действительности мир характеризуется прежде всего с точки зрения его становления, изменения и будущего развития. Примат в этой паре катего- 43 рий принадлежит действительности. Действительность включает в себя все возможности своего дальнейшего развития, но ни одна возможность не охватывает всей действительности. Диалектика возможности и действительности придает связность процессу развития, ведет к пониманию развития прежде всего как саморазвития. Действительность через порождение возможностей и их последующую реализацию как бы разворачивает процесс своего становления во времени. Механизм этого становления может быть понят только на основе действия законов диалектики. Развитие характеризуют три таких закона: единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количества в качество и отрицания отрицания. Закон единства и борьбы противоположностей характеризует источник, импульс развития. Развитие науки и социальной практики подтверждает, что мир «соткан» из диалектически противоречивых начал и тенденций, иерархии их многообразных отношений. Под диалектическими противоположностями понимаются такие стороны, тенденции того или иного целостного изменяющегося предмета, процесса, которые одновременно: а) неразрывно связаны; б) взаимоисключают друг друга (причем не только в разных, но и в одном и том же отношении); в) взаимопроникают и — при определенных условиях — переходят друг в друга. Это положительное — отрицательное, ассимиляция — диссимиляция, анализ — синтез, сотрудничество — конкуренция, правда — ложь, прекрасное — безобразное, право — беззаконие и т.п. Взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций, предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития, составляет диалектическое противоречие. Противоречия есть в любой развивающейся системе от начала и до конца процесса ее развития. В развитии противоречий можно выделить следующие этапы, или состояния: гармония, оптимальное, стабильное развитие основных систем развивающегося целого, возникновение существенных различий и диспропорций, коллизия, дисгармония, конфликт, острый системный кризис, антагонизм, катастрофа. Разрабатываемое в последние десятилетия, преимущественно в эстетике, понятие гармонии начинает все в большей степени привлекать внимание специалистов по социальной философии. Развивающаяся система в состоянии гармонии характеризуется согласованностью частей и целого, их взаимоукреплением: полным раскрытием возможностей всех сторон целостности обеспечивается подлинно устойчивое, прогрессивное развитие по всем основным параметрам. Для достижения гармонии, безусловно, необходимо преодоление и изживание любых антагонизмов |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |