![]() |
|
|
Философия (аспирантура ГУУ)44 и острых конфликтов, прочное обеспечение элементарного порядка, а затем высокой экономической и социальной эффективности политического строя, надежного роста нравственной и правовой культуры в обществе. Дисгармония связана с расшатыванием общих фундаментальных структур, с уродливым развитием одной из сторон противоречия за счет другой. Она характеризуется преобладанием разнонаправленности интересов. При конфликте такое состояние достигает предела, что ставит под вопрос само благополучие существования развивающейся системы. Только разрешение острых противоречий является источником оптимального развития. Противоречия преодолеваются, для этого требуются затраты вещества, энергии, информации, интеллектуальные, нравственные усилия, управленческие действия. Сами по себе противоречия еще не обеспечивают переход к новому качеству, т.е. развитие. Любое разрешение противоречия есть существенное качественное изменение в бытии, ведущее общество к подъему развивающейся системы на более высокий уровень, к обретению более совершенных и эффективных форм бытия. Закон взаимного перехода количества в качество выражает такую взаимозависимость характеристик материальной системы, при которой количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и горизонты количественных изменений. Все понятия, выражающие данный закон, диалектичны и взаимно дополняют друг друга. Качество — это система важнейших, необходимых свойств предметов, теряя которые, предметы перестают быть тем, что они есть в своем необходимом бытии. Количество есть степень развития данного качества. Нет «чистого» количества, никак не связанного с качеством, и нет «чистого» качества, никак не связанного с количеством. Качество и количество внутренне связаны в мере. Именно мера служит для выражения и взаимосвязи качества и количества. Во всех областях действительности появление нового качества обусловлено определенными и специфическими количественными изменениями, накоплениями. Качественное изменение происходит в виде скачка. Скачок — переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (в результате превышения меры). Новое качество влияет на исчезновение одних и становление других «количеств». Переход качественных изменений в количественные в процессе развития выражается в том, что качество: 1) определяет характер и направление количественных изменений; 2)
оказывает существенное влияние на скорость, темпы протекания 45 В процессе развития происходит смена мер, преобразование узловой линии отношений меры. Анализируя процесс изменения качества и количества, очень важно учитывать как в теоретической, так и в практической деятельности, не только механизм совершающихся изменений, но и их глубину и значение для перспектив развития. Поэтому совершающиеся изменения можно разделить на революционные и эволюционные. Революция представляет собой изменение, в ходе которого совершаются преимущественно коренные, качественные изменения, ломка основного качества явления, его интенсивное масштабное преобразование. Эволюция — это преимущественно постепенные количественные изменения, при которых основное качество явления сохраняется. Понятие эволюции употребляется также для обозначения развития вообще (эволюция растительного и животного мира, эволюция Земли и т.д.). В этом значении оно включает в себя как количественные, так и все виды качественных изменений. Поэтому следует иметь в виду, что при рассмотрении соотношения эволюции и революции понятие «эволюция» употребляется в первом, более узком, специальном своем значении. Из трактовки развития, включающего в себя переходы от одних качеств к другим, принципиально новым качествам, следует, что никакое развитие невозможно без отрицания. Отрицание в его самом общем диалектическом смысле есть закономерный процесс перехода явления при определенных условиях в качественно иное состояние. Какова суть этого преобразовательного процесса? Имеется ли какая-либо общая направленность в бесконечном процессе движения материи? Ответы на эти вопросы дает закон отрицания отрицания. Отрицание заложено в самом предмете или явлении. Для того чтобы правильно понять реальный процесс развития, а следовательно, и абсолютность отрицания, нужно отличать диалектическое понимание отрицания от пустого, зряшного, обыденного, механического подхода к отрицанию как к простому уничтожению. Диалектическое отрицание — глубоко содержательный процесс, который характеризуется взаимодействием трех моментов, таких как: а) преодоление старого качества новым; б) удержание положительных
сторон из старого качества и со в) конструктивное творчество всех сторон системы нового каче 46 Диалектическая философия отвергает абсолютизацию момента разрушения в отношении к предыдущим этапам развития. Иначе прогрессивное движение системы было бы невозможным. Действие закона отрицания отрицания полностью обнаруживается лишь в целостном, относительно завершенном процессе развития, через цепь взаимосвязанных переходов, при рассмотрении ряда последовательных этапов, когда можно зафиксировать более или менее законченный (с точки зрения направления развития) его результат. На каждой же отдельной стадии этот закон обнаруживается обычно лишь как тенденция, а потому далеко не всегда полно и очевидно. Существо данного закона — в синтезе, когда при вторичном отрицании на более высокой ступени развития повторяются некоторые характерные черты (структуры) исходной ступени. Этот повтор обусловливает особую форму развития — спиралевидную, демонстрирующую не круговорот, а лишь «якобы возврат» к прежней ступени при общей поступательности развития системы. В итоге взаимодействия трех отмеченных законов диалектики возникает единая система диалектических связей и переходов, в которой каждый элемент выполняет свою особую функцию, охватывая совокупным действием всю действительность. Обладая специфичностью и несводимостью друг к другу, эти законы в то же время взаимосвязаны и проникают друг в друга вплоть до полного единства. На основе проведенного анализа различных типов универсальных связей, выраженных в законах и категориях диалектики, можно дать более полное определение понятия развития и показать его соотношение с понятиями «изменение» и «прогресс». Изменение универсально и характеризует любые явления действительности. Развитие же — особый тип изменения. Наиболее общими, противоположными по своим характеристикам, разнонаправленными и вместе с тем неотделимыми друг от друга, диалектически связанными тенденциями развития являются прогресс и регресс. Прогресс в самом общем виде определяют как тип (или направление) развития сложных систем, для которого характерен переход от низших, менее совершенных форм к более высоким и совершенным. Применительно к живой природе прогресс определяется как такое повышение степени системной организации объекта, которое позволяет новой системе (измененному объекту) выполнять функции, недоступные старой (исходной) системе. Регресс же — это понижение уровня системной организации, утрата способности выполнять те или иные функции. В отношении общества также применяется критерий прогресса. Идея прогресса в обществе долгое время носила ценностный, характер, воплощая в себе высокие цели всестороннего развития и блага 47 человека и общества, идеалы равенства, справедливости, свободы, человеческого достоинства. Фактически каждая подсистема общества — производительные силы, производственные отношения, нравственность, культура — требуют своего специфического критерия, и только в своей совокупности эти критерии способны наиболее полно охарактеризовать ту или иную общественную систему, степень ее прогрессивности по сравнению с другими общественными системами. Важную роль играет производство, уровень развития производительных сил, темпы роста производительности труда. Экономический критерий свидетельствует о степени свободы общества по отношению к природе. Но в любом случае для прогрессивной общественной системы характерна ориентация прежде всего на духовные интересы людей, на гармоничное развитие индивидов, что ведет к ускорению нравственного и культурного прогресса общества. Понятие «общественный прогресс» носит мировоззренческий характер и заключает в себе ценностный смысл, человеческие ориентации. Оно несет в себе идею единства исторического процесса, преемственности, сохранения и приумножения высших достижений материальной и духовной культуры человечества, всех его гуманистических ценностей. В реальном развитии линии прогресса и регресса сложным образом переплетены, представляют собой живое, подчас противоречивое единство. Прежде всего важно учитывать тесную логическую связь, соотносительность этих понятий, то, что одно из них предполагает другое, что они определяются лишь через друг друга. Что следует считать прогрессом и, стало быть, чему следует содействовать — это в каждом конкретном случае предстоит открывать и обосновывать теоретически. Современная картина мира стремительно повышает степень своей диалектичности, постепенно продвигаясь к познанию единого мирового эволюционного процесса. Наука выходит на новый уровень изучения самоорганизующихся и саморазвивающихся систем. По-новому осмысливается, обогащается диалектика взаимоотношений между такими категориями и понятиями, как «устойчивость» и «изменчивость», «порядок» и «хаос» и др. Важное философское, методологическое значение приобретают идеи и методы синергетики — теории самоорганизации. Она разрабатывалась преимущественно на физическом материале. В работах И. Пригожина показана многозначность возможных ходов движения Космоса, химических процессов, происхождение упорядоченных структур из хаотичных состояний в,уеловиях неравновесных взаимодействий. Мир эволюционирует по нелинейным законам и полон неожиданных поворотов. Зная 48 тенденции самоорганизации системы, можно облегчить некоторые зигзаги эволюции, оптимизировать ее. Реальная диалектика бытия в ее всеобщих характеристиках требует для своего адекватного выражения соответствующего философского метода — диалектического, роль и значение которого в современной науке и практике управления возрастают. Важно применять его умело, с учетом конкретных условий, в единстве со многими другими способами и приемами научного познания. ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА Философский анализ проблемы человека предполагает изучение человека как целостной, сложной, многоуровневой системы. Человек пребывает в духовном и материальном мире; он проявляется в эмоциях и разуме. Он существует как член общества, коллектива, нации, рода, как отдельное (единичное) существо, «Я» со своим душевным обликом и волей, только ему присущими желаниями, с собственными мечтами и планами, бедами и радостями. Не существует человека «вообще». Человек — всегда конкретный индивид. Но о каждом ли человеке можно сказать, что он — личность, индивидуальность? Ведь он не рождается личностью, индивидуальностью. Эти черты он должен сформировать, «выработать» в себе сам. Казалось бы, если каждый человек чем-то отличается от другого человека, то уже поэтому он — индивидуальность. На деле все обстоит далеко не так, потому что для многих «быть, как все» оказывается легче, удобнее, тогда как быть самостоятельным, ответственным гораздо труднее, а для иных и вовсе непосильно. Многогранность человека требует уточнения смысловых особенностей таких близких понятий, как: индивид, личность, индивидуальность. Человек — это наиболее общее понятие, интегрирующее различные аспекты человеческого бытия и существования. Индивид — это отдельный представитель человеческого рода, природное существо. Будучи причастным к исторически конкретному обществу, он проявляет в себе неразрывное единство биологического и социального. Личность как понятие отражает социальную сущность человека. Оно включает в себя определенный социально-культурный уровень развития человека, на котором возникает самосознание; обозначает целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций. 49 Уникальное пересечение, сплав общих, особенных и единичных черт личности человека, помноженных на своеобразие его генетической природы и жизненного опыта, дает нам индивидуальность как неповторимое отличие одного человека от другого, как плод индивидуализации человека, его самобытного жизненного пути, его биографии. Становление личности — это процесс социализации человека, сущность которой — в освоении социальных ролей, в приобщении к трудовой и иной общественно значимой деятельности, в усвоении индивидом ценностей культуры, нравственных норм, образцов поведения, традиций, присущих данному обществу, социальной общности, путем образования, воспитания и самовоспитания. Социализация личности, овладение ею культурой преломляется через индивидуальность человека, его характер, психический склад. Подлинное богатство личности — это раскрытие ею творческих способностей, реализованная потребность в собственном всестороннем (духовно-нравственном, интеллектуальном, эстетическом, физическом) развитии; истинное человеческое богатство — это достижение высот свободного бытия, возвышающего личность, обеспечивающего ее самореализацию; это — солидарность с другими людьми, благородное межличностное общение, проникнутое чувствами человечности, товарищества, дружбы и любви. И поэтому несостоятельно представление о личности как о «винтике» в социальном механизме, как о безликом и покорном исполнителе общественной или государственной воли. Человек, как правило, поступает убежденно, целеустремленно, осознанно совершая выбор между различными вариантами поведения, жизненного действия. Обладая свободной волей, он проявляет свою активность, творческий подход. Свобода личности свидетельствует об относительном характере зависимости человека от общества, от обстоятельств. Но при это необходимо правильно понимать свободу. Свобода — одна из основных категорий в философии, характеризующая сущность человека и его существование. Ее содержание раскрывается через возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, независимо от внешнего принуждения. Чтобы понять сущность феномена свободы, нужно разобраться в позициях философских концепций волюнтаризма и фатализма, осмыслить диалектические взаимоотношения свободы и необходимости, на которую она опирается, познавая ее и в то же время являясь «причиной самой себя» (Спиноза). Волюнтаризм — это позиция, рассматривающая волю ь качестве высшего начала бытия над другими проявлениями духовной жизни 50 человека, включая мышление, ее примат. Действовать в духе волюнтаризма — значит не считаться с объективными условиями бытия, с законами природы и общества, с аргументами разума и науки, выдавая свой произвол за высшую мудрость. Фатализм отражает свободную волю, рассматривая каждый поступок, весь ход жизни человека как реализацию неотвратимой судьбы (фатума), как предопределение какой-то сверхъестественной силы. Игнорирование необходимости (природной, исторической и т.д.) чревато произволом, вседозволенностью, анархией и хаосом, что принципиально исключает свободу. Имея своим фундаментом необходимость, материальное и духовное производство, свобода человека и общества является продуктом исторического развития. Ее истинная сущность связана с целостным развитием человеческой личности, культурным ростом и творчеством. Одним из аспектов проявления человеческой свободы является способность преобразовывать окружающий мир, самого себя и тот социум, частью которого он является, в соответствия с его идеалами, целями, интересами и потребностями. Проблемы свободы тесным образом связаны с обеспечением моральной и правовой ответственности человека за свои поступки. Свобода выбора поступка, решения порождает ответственность, ответственность направляет свободу. Важным этико-философским аспектом проблемы человека является вопрос о предназначении человека, его сопричастности истории народа, борьбе его за счастье, вопрос о смысле жизни. Смысл жизни постигается самим субъектом. Философия реального гуманизма связывает выявление смысла жизни через приобщение человека к духовным ценностям, через творческие деяния и нравственные поступки. Духовные ценности — это своеобразные культурные сокровища человечества, накопленные за тысячелетия его истории. Моральные и эстетические ценности как часть духовных во многом определяют стратегическую направленность поведения человека, его мировоззренческие ориентиры, систему его убеждений. Для моральных ценностей основным является вопрос о соотношении добра и зла, о природе счастья и справедливости, о любви и ненависти, о смысле жизни. В моральных принципах, идеалах и нормах концентрируется все то, что имеет всеобщее значение, что составляет нравственную культуру межчеловеческих отношений. Мораль и ее реализация в нравственности, нравах (традициях, нравственных качествах личности) — это сфера нравственной свободы личности. Важно отметить, что в этой сфере общечеловеческие и общественные требования совпадают с внутренними мотивами личности. Это область самодеятельности и 51 творчества человека, внутреннего самоконтроля совести. Здесь главную роль играют убеждения, сила характера, сознательность, переходящая в склонность и спонтанное побуждение, в потребность творить добро. Мораль — общечеловечна, она включает в себя возвышенные ценности, принципы общества и идеалы личности, осознавшей себя индивидуальным представителем человечества. Особое место в мире человека занимает сфера эстетического отношения к действительности. Красота, гармония, прекрасное, изящное — все это порождается бытием человека и общества, обнаруживается в специфической форме в природе. Степень его приобщения к миру моральных и эстетических ценностей определяет меру его общественного развития, степень культурности и цивилизованности, меру человеческого в человеке. Степень культурной развитости, совершенства, эстетической культуры у разных людей различна. Исторически изменчивы и идеалы красоты. Тем не менее в обществе существуют определенные образцы, нормы эстетической, моральной, политической, правовой и иных видов духовной культуры. Эти идеалы, нормы, традиции -- основа творческой активности человека, механизм адаптации и самодетерминации личности в обществе. Вопрос о самоорганизации индивидуального бытия, личностной саморегуляции — в центре внимания социальной философии. Познание собственного «Я», его сильных и слабых сторон, волевая регуляция, формирование ответственного отношения к труду, гражданским обязанностям, к окружающим людям, непрерывный культурный рост — предпосылки эффективной самореализации личности. Таким образом, понятия личности, свободы, ценностей обогащают и расширяют наше представление о человеке, о его прошлом, настоящем и будущем. Эти «измерения» человека позволяют правильно понять и устройство общества как феномена, порожденного в процессе человеческой деятельности. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ Предметом социальной философии является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон как целостная, саморазвивающаяся и самовоспроизводящаяся система; законы его функционирования и развития, а также различные его явления и процессы, рассматривае- 52 мые на макроуровне. Она решает мировоззренческие вопросы, касающиеся сущности общества, целостного взаимодействия его основных сфер и социальных институтов, движущих сил исторического процесса. В центре внимания социальной философии — практическая деятельность и общение людей, порождаемые ими общественные отношения. Ведь именно в процессе своей жизнедеятельности — производственно-экономической, духовной, социально-политической, научной, нравственной, художественной — люди производят необходимые для своего существования материальные и духовные блага, преобразуют природу, создают необходимую и желательную для себя духовную атмосферу и социокультурную среду. Речь идет о производственных, семейно-бытовых, нравственных, политических и других общественных отношениях, которые в совокупности образуют структуру общества, мир человеческих связей и взаимоотношений, мир свободного творчества. Социальная философия исследует как объективные, так и субъективные стороны деятельности и общественных отношений людей. Она исследует объективные побудительные силы их деятельности, в качестве которых выступают, например, их объективные потребности и интересы, а также присущие их сознанию мотивы, идеалы, цели деятельности. Исторически общество порождается в природе силами труда и человеческого общения. Оно — закономерный продукт биосферы. Процесс развития общества есть одновременно процесс изменения природы, превращения внешней природы в очеловеченную. Изменяя природу и социальную среду, человек изменяет самого себя. Обдумывание этого вопроса неизбежно приведет нас к выводу: не просто природа, а материальное производство (отношение человека к природе), общественное разделение труда, его кооперация, освоение культурных богатств, духовное производство, наука и техника определяющим образом влияют на функционирование и развитие общества. Изучая общество, не следует его ни отождествлять с природой, ни, наоборот, рассматривать последнюю как продукт общественной практики, поскольку общество представляет собой органическое единство: конкретно-историческую совокупность общественных отношений (материальных и духовных). Принципиальное отличие духовных (идеальных) отношений от материальных можно определить следующим образом. Материальные отношения складываются в ходе практической, трудовой деятельности человека, социальных групп, опосредуясь орудиями и средствами труда, техникой, технологией, организацией труда. Духовные же отношения формируются, предварительно проходя через сознание людей, через осмыс- 53 ление потребностей, интересов, целей и идеалов, через освоение ценностей культуры. Философский анализ общества выделяет основные сферы общественной жизни, ее функционирования и развития: экономическую, социальную, политическую, духовную. Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, информатизации. В ней реализуется вся совокупность производственных отношений людей: отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью и распределения материальных благ. Здесь организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество; воплощаются в жизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а также их творческие способности, их образованность и профессионализм. Здесь же реализуется деятельность институтов управления экономикой. В этой сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития экономики. Социальная сфера — это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности. Функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого круга социальных потребностей. Речь идет о создании здоровых условий производственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня благосостояния всех слоев населения, о решении проблем здравоохранения, народного образования, воспитания молодежи, о соблюдении социальной справедливости при реализации каждым человеком своего права на труд и других прав и свобод, провозглашенных Конституцией, о социальной защите соответствующих слоев населения. Степень удовлетворения указанных потребностей определяет уровень и качество жизни того или иного человека, семьи, социальной группы. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |