рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Философия (аспирантура ГУУ)

44

и острых конфликтов, прочное обеспечение элементарного порядка, а затем высокой экономической и социальной эффективности поли­тического строя, надежного роста нравственной и правовой культу­ры в обществе. Дисгармония связана с расшатыванием общих фун­даментальных структур, с уродливым развитием одной из сторон противоречия за счет другой. Она характеризуется преобладанием разнонаправленности интересов. При конфликте такое состояние до­стигает предела, что ставит под вопрос само благополучие сущест­вования развивающейся системы. Только разрешение острых про­тиворечий является источником оптимального развития. Противо­речия преодолеваются, для этого требуются затраты вещества, энер­гии, информации, интеллектуальные, нравственные усилия, управ­ленческие действия. Сами по себе противоречия еще не обеспечивают переход к новому качеству, т.е. развитие. Любое разрешение проти­воречия есть существенное качественное изменение в бытии, ведущее общество к подъему развивающейся системы на более высокий уро­вень, к обретению более совершенных и эффективных форм бытия. Закон взаимного перехода количества в качество выражает такую взаимозависимость характеристик материальной системы, при кото­рой количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и горизонты количественных изменений. Все понятия, выражающие данный закон, диалектичны и взаимно дополняют друг друга. Ка­чество — это система важнейших, необходимых свойств предметов, теряя которые, предметы перестают быть тем, что они есть в своем необходимом бытии. Количество есть степень развития данного ка­чества. Нет «чистого» количества, никак не связанного с качеством, и нет «чистого» качества, никак не связанного с количеством. Ка­чество и количество внутренне связаны в мере. Именно мера служит для выражения и взаимосвязи качества и количества. Во всех облас­тях действительности появление нового качества обусловлено опре­деленными и специфическими количественными изменениями, на­коплениями. Качественное изменение происходит в виде скачка. Ска­чок — переход количественных изменений в качественные или пере­ход из одного качественного состояния в другое (в результате пре­вышения меры). Новое качество влияет на исчезновение одних и ста­новление других «количеств». Переход качественных изменений в количественные в процессе развития выражается в том, что качество:

1)      определяет характер и направление количественных изменений;

2)      оказывает существенное влияние на скорость, темпы протекания
количественных изменений и 3) определяет меру данного явления.

45

В процессе развития происходит смена мер, преобразование узловой линии отношений меры.

Анализируя процесс изменения качества и количества, очень важно учитывать как в теоретической, так и в практической дея­тельности, не только механизм совершающихся изменений, но и их глубину и значение для перспектив развития. Поэтому совершаю­щиеся изменения можно разделить на революционные и эволюци­онные.

Революция представляет собой изменение, в ходе которого со­вершаются преимущественно коренные, качественные изменения, ломка основного качества явления, его интенсивное масштабное пре­образование. Эволюция — это преимущественно постепенные коли­чественные изменения, при которых основное качество явления со­храняется. Понятие эволюции употребляется также для обозначения развития вообще (эволюция растительного и животного мира, эво­люция Земли и т.д.). В этом значении оно включает в себя как ко­личественные, так и все виды качественных изменений. Поэтому сле­дует иметь в виду, что при рассмотрении соотношения эволюции и революции понятие «эволюция» употребляется в первом, более узком, специальном своем значении.

Из трактовки развития, включающего в себя переходы от одних качеств к другим, принципиально новым качествам, следует, что ни­какое развитие невозможно без отрицания. Отрицание в его самом общем диалектическом смысле есть закономерный процесс перехода явления при определенных условиях в качественно иное состояние. Какова суть этого преобразовательного процесса? Имеется ли какая-либо общая направленность в бесконечном процессе движения ма­терии? Ответы на эти вопросы дает закон отрицания отрицания. От­рицание заложено в самом предмете или явлении. Для того чтобы правильно понять реальный процесс развития, а следовательно, и абсолютность отрицания, нужно отличать диалектическое понима­ние отрицания от пустого, зряшного, обыденного, механического подхода к отрицанию как к простому уничтожению. Диалектическое отрицание — глубоко содержательный процесс, который характери­зуется взаимодействием трех моментов, таких как:

а)  преодоление старого качества новым;

б)  удержание положительных сторон из старого качества и со­
хранение  всего,  что  способствует становлению и  оптимальному
функционированию нового качества;

в)  конструктивное творчество всех сторон системы нового каче­
ства.

46

Диалектическая философия отвергает абсолютизацию момента разрушения в отношении к предыдущим этапам развития. Иначе прогрессивное движение системы было бы невозможным. Действие закона отрицания отрицания полностью обнаруживается лишь в це­лостном, относительно завершенном процессе развития, через цепь взаимосвязанных переходов, при рассмотрении ряда последователь­ных этапов, когда можно зафиксировать более или менее закончен­ный (с точки зрения направления развития) его результат. На каждой же отдельной стадии этот закон обнаруживается обычно лишь как тенденция, а потому далеко не всегда полно и очевидно. Существо данного закона — в синтезе, когда при вторичном отрицании на более высокой ступени развития повторяются некоторые характер­ные черты (структуры) исходной ступени. Этот повтор обусловли­вает особую форму развития — спиралевидную, демонстрирующую не круговорот, а лишь «якобы возврат» к прежней ступени при общей поступательности развития системы.

В итоге взаимодействия трех отмеченных законов диалектики возникает единая система диалектических связей и переходов, в ко­торой каждый элемент выполняет свою особую функцию, охватывая совокупным действием всю действительность. Обладая специфичнос­тью и несводимостью друг к другу, эти законы в то же время взаи­мосвязаны и проникают друг в друга вплоть до полного единства.

На основе проведенного анализа различных типов универсаль­ных связей, выраженных в законах и категориях диалектики, можно дать более полное определение понятия развития и показать его со­отношение с понятиями «изменение» и «прогресс». Изменение уни­версально и характеризует любые явления действительности. Разви­тие же — особый тип изменения. Наиболее общими, противополож­ными по своим характеристикам, разнонаправленными и вместе с тем неотделимыми друг от друга, диалектически связанными тен­денциями развития являются прогресс и регресс. Прогресс в самом общем виде определяют как тип (или направление) развития сложных систем, для которого характерен переход от низших, менее совер­шенных форм к более высоким и совершенным. Применительно к живой природе прогресс определяется как такое повышение степени системной организации объекта, которое позволяет новой системе (измененному объекту) выполнять функции, недоступные старой (ис­ходной) системе. Регресс же — это понижение уровня системной ор­ганизации, утрата способности выполнять те или иные функции.

В отношении общества также применяется критерий прогресса. Идея прогресса в обществе долгое время носила ценностный, харак­тер, воплощая в себе высокие цели всестороннего развития и блага

47

человека и общества, идеалы равенства, справедливости, свободы, человеческого достоинства. Фактически каждая подсистема общест­ва — производительные силы, производственные отношения, нрав­ственность, культура — требуют своего специфического критерия, и только в своей совокупности эти критерии способны наиболее полно охарактеризовать ту или иную общественную систему, степень ее прогрессивности по сравнению с другими общественными систе­мами.

Важную роль играет производство, уровень развития произво­дительных сил, темпы роста производительности труда. Экономи­ческий критерий свидетельствует о степени свободы общества по от­ношению к природе. Но в любом случае для прогрессивной обще­ственной системы характерна ориентация прежде всего на духовные интересы людей, на гармоничное развитие индивидов, что ведет к ускорению нравственного и культурного прогресса общества.

Понятие «общественный прогресс» носит мировоззренческий ха­рактер и заключает в себе ценностный смысл, человеческие ориен­тации. Оно несет в себе идею единства исторического процесса, пре­емственности, сохранения и приумножения высших достижений ма­териальной и духовной культуры человечества, всех его гуманисти­ческих ценностей. В реальном развитии линии прогресса и регресса сложным образом переплетены, представляют собой живое, подчас противоречивое единство. Прежде всего важно учитывать тесную логическую связь, соотносительность этих понятий, то, что одно из них предполагает другое, что они определяются лишь через друг друга. Что следует считать прогрессом и, стало быть, чему следует содействовать — это в каждом конкретном случае предстоит откры­вать и обосновывать теоретически.

Современная картина мира стремительно повышает степень своей диалектичности, постепенно продвигаясь к познанию единого мирового эволюционного процесса. Наука выходит на новый уро­вень изучения самоорганизующихся и саморазвивающихся систем. По-новому осмысливается, обогащается диалектика взаимоотноше­ний между такими категориями и понятиями, как «устойчивость» и «изменчивость», «порядок» и «хаос» и др. Важное философское, ме­тодологическое значение приобретают идеи и методы синергетики — теории самоорганизации. Она разрабатывалась преимущественно на физическом материале. В работах И. Пригожина показана много­значность возможных ходов движения Космоса, химических процес­сов, происхождение упорядоченных структур из хаотичных состоя­ний в,уеловиях неравновесных взаимодействий. Мир эволюциони­рует по нелинейным законам и полон неожиданных поворотов. Зная

48

тенденции самоорганизации системы, можно облегчить некоторые зигзаги эволюции, оптимизировать ее. Реальная диалектика бытия в ее всеобщих характеристиках требует для своего адекватного вы­ражения соответствующего философского метода — диалектическо­го, роль и значение которого в современной науке и практике уп­равления возрастают. Важно применять его умело, с учетом кон­кретных условий, в единстве со многими другими способами и при­емами научного познания.

ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА

Философский анализ проблемы человека предполагает изучение человека как целостной, сложной, многоуровневой системы. Человек пребывает в духовном и материальном мире; он проявляется в эмо­циях и разуме. Он существует как член общества, коллектива, нации, рода, как отдельное (единичное) существо, «Я» со своим душевным обликом и волей, только ему присущими желаниями, с собственными мечтами и планами, бедами и радостями. Не существует человека «вообще». Человек — всегда конкретный индивид. Но о каждом ли человеке можно сказать, что он — личность, индивидуальность? Ведь он не рождается личностью, индивидуальностью. Эти черты он дол­жен сформировать, «выработать» в себе сам. Казалось бы, если каж­дый человек чем-то отличается от другого человека, то уже поэтому он — индивидуальность. На деле все обстоит далеко не так, потому что для многих «быть, как все» оказывается легче, удобнее, тогда как быть самостоятельным, ответственным гораздо труднее, а для иных и вовсе непосильно. Многогранность человека требует уточ­нения смысловых особенностей таких близких понятий, как: инди­вид, личность, индивидуальность. Человек — это наиболее общее понятие, интегрирующее различные аспекты человеческого бытия и существования. Индивид — это отдельный представитель человечес­кого рода, природное существо. Будучи причастным к исторически конкретному обществу, он проявляет в себе неразрывное единство биологического и социального. Личность как понятие отражает со­циальную сущность человека. Оно включает в себя определенный социально-культурный уровень развития человека, на котором воз­никает самосознание; обозначает целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функ­ций.

49

Уникальное пересечение, сплав общих, особенных и единичных черт личности человека, помноженных на своеобразие его генети­ческой природы и жизненного опыта, дает нам индивидуальность как неповторимое отличие одного человека от другого, как плод индивидуализации человека, его самобытного жизненного пути, его биографии.

Становление личности — это процесс социализации человека, сущность которой — в освоении социальных ролей, в приобщении к трудовой и иной общественно значимой деятельности, в усвоении индивидом ценностей культуры, нравственных норм, образцов по­ведения, традиций, присущих данному обществу, социальной об­щности, путем образования, воспитания и самовоспитания. Социа­лизация личности, овладение ею культурой преломляется через ин­дивидуальность человека, его характер, психический склад. Подлин­ное богатство личности — это раскрытие ею творческих способнос­тей, реализованная потребность в собственном всестороннем (духов­но-нравственном, интеллектуальном, эстетическом, физическом) раз­витии; истинное человеческое богатство — это достижение высот свободного бытия, возвышающего личность, обеспечивающего ее самореализацию; это — солидарность с другими людьми, благород­ное межличностное общение, проникнутое чувствами человечности, товарищества, дружбы и любви. И поэтому несостоятельно пред­ставление о личности как о «винтике» в социальном механизме, как о безликом и покорном исполнителе общественной или государст­венной воли. Человек, как правило, поступает убежденно, целеуст­ремленно, осознанно совершая выбор между различными варианта­ми поведения, жизненного действия. Обладая свободной волей, он проявляет свою активность, творческий подход. Свобода личности свидетельствует об относительном характере зависимости человека от общества, от обстоятельств. Но при это необходимо правильно понимать свободу.

Свобода — одна из основных категорий в философии, характе­ризующая сущность человека и его существование. Ее содержание раскрывается через возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, независимо от внешнего принуждения. Чтобы понять сущность феномена сво­боды, нужно разобраться в позициях философских концепций во­люнтаризма и фатализма, осмыслить диалектические взаимоотно­шения свободы и необходимости, на которую она опирается, позна­вая ее и в то же время являясь «причиной самой себя» (Спиноза).

Волюнтаризм — это позиция, рассматривающая волю ь качестве высшего начала бытия над другими проявлениями духовной жизни

50

человека, включая мышление, ее примат. Действовать в духе волюн­таризма — значит не считаться с объективными условиями бытия, с законами природы и общества, с аргументами разума и науки, вы­давая свой произвол за высшую мудрость.

Фатализм отражает свободную волю, рассматривая каждый по­ступок, весь ход жизни человека как реализацию неотвратимой судь­бы (фатума), как предопределение какой-то сверхъестественной силы.

Игнорирование необходимости (природной, исторической и т.д.) чревато произволом, вседозволенностью, анархией и хаосом, что принципиально исключает свободу. Имея своим фундаментом необ­ходимость, материальное и духовное производство, свобода человека и общества является продуктом исторического развития. Ее истинная сущность связана с целостным развитием человеческой личности, культурным ростом и творчеством. Одним из аспектов проявления человеческой свободы является способность преобразовывать окру­жающий мир, самого себя и тот социум, частью которого он явля­ется, в соответствия с его идеалами, целями, интересами и потреб­ностями. Проблемы свободы тесным образом связаны с обеспече­нием моральной и правовой ответственности человека за свои по­ступки. Свобода выбора поступка, решения порождает ответствен­ность, ответственность направляет свободу.

Важным этико-философским аспектом проблемы человека явля­ется вопрос о предназначении человека, его сопричастности истории народа, борьбе его за счастье, вопрос о смысле жизни. Смысл жизни постигается самим субъектом. Философия реального гуманизма свя­зывает выявление смысла жизни через приобщение человека к ду­ховным ценностям, через творческие деяния и нравственные поступ­ки. Духовные ценности — это своеобразные культурные сокровища человечества, накопленные за тысячелетия его истории. Моральные и эстетические ценности как часть духовных во многом определяют стратегическую направленность поведения человека, его мировоз­зренческие ориентиры, систему его убеждений. Для моральных цен­ностей основным является вопрос о соотношении добра и зла, о при­роде счастья и справедливости, о любви и ненависти, о смысле жизни. В моральных принципах, идеалах и нормах концентрируется все то, что имеет всеобщее значение, что составляет нравственную культуру межчеловеческих отношений. Мораль и ее реализация в нравствен­ности, нравах (традициях, нравственных качествах личности) — это сфера нравственной свободы личности. Важно отметить, что в этой сфере общечеловеческие и общественные требования совпадают с внутренними мотивами личности. Это область самодеятельности и

51

творчества человека, внутреннего самоконтроля совести. Здесь глав­ную роль играют убеждения, сила характера, сознательность, пере­ходящая в склонность и спонтанное побуждение, в потребность тво­рить добро. Мораль — общечеловечна, она включает в себя возвы­шенные ценности, принципы общества и идеалы личности, осознав­шей себя индивидуальным представителем человечества.

Особое место в мире человека занимает сфера эстетического от­ношения к действительности. Красота, гармония, прекрасное, изящ­ное — все это порождается бытием человека и общества, обнаружи­вается в специфической форме в природе. Степень его приобщения к миру моральных и эстетических ценностей определяет меру его общественного развития, степень культурности и цивилизованности, меру человеческого в человеке. Степень культурной развитости, со­вершенства, эстетической культуры у разных людей различна. Ис­торически изменчивы и идеалы красоты. Тем не менее в обществе существуют определенные образцы, нормы эстетической, моральной, политической, правовой и иных видов духовной культуры. Эти идеа­лы, нормы, традиции -- основа творческой активности человека, механизм адаптации и самодетерминации личности в обществе.

Вопрос о самоорганизации индивидуального бытия, личностной саморегуляции — в центре внимания социальной философии. По­знание собственного «Я», его сильных и слабых сторон, волевая ре­гуляция, формирование ответственного отношения к труду, граж­данским обязанностям, к окружающим людям, непрерывный куль­турный рост — предпосылки эффективной самореализации личнос­ти.

Таким образом, понятия личности, свободы, ценностей обога­щают и расширяют наше представление о человеке, о его прошлом, настоящем и будущем. Эти «измерения» человека позволяют пра­вильно понять и устройство общества как феномена, порожденного в процессе человеческой деятельности.

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ

ФИЛОСОФИИ

Предметом социальной философии является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон как целостная, саморазвивающаяся и самовоспроизводящаяся система; законы его функционирования и развития, а также различные его явления и процессы, рассматривае-

52

мые на макроуровне. Она решает мировоззренческие вопросы, ка­сающиеся сущности общества, целостного взаимодействия его ос­новных сфер и социальных институтов, движущих сил исторического процесса.

В центре внимания социальной философии — практическая де­ятельность и общение людей, порождаемые ими общественные от­ношения. Ведь именно в процессе своей жизнедеятельности — про­изводственно-экономической, духовной, социально-политической, научной, нравственной, художественной — люди производят необ­ходимые для своего существования материальные и духовные блага, преобразуют природу, создают необходимую и желательную для себя духовную атмосферу и социокультурную среду. Речь идет о произ­водственных, семейно-бытовых, нравственных, политических и дру­гих общественных отношениях, которые в совокупности образуют структуру общества, мир человеческих связей и взаимоотношений, мир свободного творчества. Социальная философия исследует как объективные, так и субъективные стороны деятельности и общест­венных отношений людей. Она исследует объективные побудитель­ные силы их деятельности, в качестве которых выступают, например, их объективные потребности и интересы, а также присущие их со­знанию мотивы, идеалы, цели деятельности.

Исторически общество порождается в природе силами труда и человеческого общения. Оно — закономерный продукт биосферы. Процесс развития общества есть одновременно процесс изменения природы, превращения внешней природы в очеловеченную. Изменяя природу и социальную среду, человек изменяет самого себя. Обду­мывание этого вопроса неизбежно приведет нас к выводу: не просто природа, а материальное производство (отношение человека к при­роде), общественное разделение труда, его кооперация, освоение культурных богатств, духовное производство, наука и техника оп­ределяющим образом влияют на функционирование и развитие об­щества. Изучая общество, не следует его ни отождествлять с приро­дой, ни, наоборот, рассматривать последнюю как продукт общест­венной практики, поскольку общество представляет собой органи­ческое единство: конкретно-историческую совокупность обществен­ных отношений (материальных и духовных). Принципиальное отли­чие духовных (идеальных) отношений от материальных можно оп­ределить следующим образом. Материальные отношения складыва­ются в ходе практической, трудовой деятельности человека, соци­альных групп, опосредуясь орудиями и средствами труда, техникой, технологией, организацией труда. Духовные же отношения форми­руются, предварительно проходя через сознание людей, через осмыс-

53

ление потребностей, интересов, целей и идеалов, через освоение цен­ностей культуры.

Философский анализ общества выделяет основные сферы обще­ственной жизни, ее функционирования и развития: экономическую, социальную, политическую, духовную.

Экономическая сфера включает в себя производство, распреде­ление, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функци­онирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, информатизации. В ней реализуется вся совокупность производственных отношений людей: отношений собственности на средства производства, обмена деятель­ностью и распределения материальных благ.

Здесь организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество; воплощаются в жизнь экономичес­кое сознание людей, их материальная заинтересованность в резуль­татах своей производственной деятельности, а также их творческие способности, их образованность и профессионализм. Здесь же реа­лизуется деятельность институтов управления экономикой. В этой сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъек­тивных факторов развития экономики.

Социальная сфера — это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц по­жилого возраста и др.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности. Функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого круга соци­альных потребностей. Речь идет о создании здоровых условий про­изводственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня благосостояния всех слоев населения, о решении проблем здравоохранения, народного образования, воспитания молодежи, о соблюдении социальной справедливости при реализации каждым че­ловеком своего права на труд и других прав и свобод, провозгла­шенных Конституцией, о социальной защите соответствующих слоев населения. Степень удовлетворения указанных потребностей опре­деляет уровень и качество жизни того или иного человека, семьи, социальной группы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.