рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Философия

механизмами функционарования.

рассматривая сознание как совокупность сущностей Г. Понимает его как поток,

как нерушимую целостность.

Сознание выступает в виде потока переживаний. Элементы переживаний

называются феноменологией

Понять феномен как целостность, интуицией, т.е. непосредственно войти в

поток сознания.

Важным для феноменологии является понятие интенциальности, которая

характеризует психические феномены. В нем выделяют разные аспекты:

а) предметный аспект сознания = ноэма (возникновение предмета состоит из

серии воспороизведений, которые соединяются в единство деятельности

самосознания)

б) акт сознания в той или иной форме = ноэсис - способ данности

интенциального предмета сознания.

Единство ноэмы и ноэсиса определяется синтезирующей деятельностью

сознаяния, при которой целостность предмета обеспечивается целостностью

сознания.

Последная аксиома Г. «кризис европейских наук»

Г. рассматривает вопрос о том, в чем состоит кризис современной науки.

Наука не может отвечать на самые важные жизненные запросы, так как

оставляет в стороне проблемы, имеющие большое значение в жизни - вопросы о

смысле и бессмысленности человеческого существования. Следоваетльно Г.

Ставит вопрос о связи философии и науки, следовательно понятие «жизненного

мира» - сфера известного всем непосредственного, очевидного. «Жизненный

мир» выступает своего рода горизонтом, предпосылкой действительсноти и

возможной практически. «Ж. Мир» первичнее любого опыта и научного познания.

ХАЙДЕГГЕР Мартин (1889-1976) -один из основоположников и гл. представитель

неметского экзистенциализма. Защищал диссертацию у Риккерта, был

ассистентом Гуссерля, преподавал в Марбурге, Фрейбурге. В 1933 в речи при

вступлении на пост ректора Фрей-бургского ун-та признал идеологию национал-

социализма. Осн. категорией идеалистической философии X. является

„временность", понимаемая им как внутреннее переживание человека. Первичным

X. считает „настроение", т. е. формы стихийного, неразвитого сознания.

Априорными формами человеческой личности, по X., являются забота, тревога,

страх и т. д. Эти формы составляют субъективное бытие человека, к-рое X.

называет „бытием-в-мире". Учение об априорных формах разрабатывалось X. как

учение о бытии („фундаментальная онтология"). Чтобы постичь ,,смысл бытия",

человек должен отрешиться от всех практически-целевых установок, осознать

свою „смертность", „бренность". Лишь чувствуя себя постоянно „перед лицом

смерти", человек, согласно X., в состоянии увидеть значимость и напол-

ненность каждого момента жизни и освободиться от „идолов общественного

бытия" — целей, „идеалов", „научных абстракций". Рассматривая язык как „дом

бытия", истинное средоточие культуры, X. разрабатывал идеи „спекулятивной

филологаи" с целью прояснения „истин бытия" (прежде всего в произв. поэтов-

романтиков и символистов). Философия X. сводит воедино иррационалистические

тенденции, имевшиеся у Кьеркегора, в философии жизни, феноменологии

Гуссерля. Осн. соч.: „Бытие и время" (1927), „Кант и проблема метафизики"

(1929), „Введение в метафизику" (1953).

3.13 Философия К.Маркса и ее развитие в 20в.

Общая философия --- диалектический материализм, в рамках которого развита

теория исторического процесса--- исторический материализм. Основными

системообразующими принципами являются следующие :

--- принцип единства и целостности бытия как развивающейся универсальной

системы, включая все формы действительности от объективной (материя) до

субъективной (мышление).

--- принцип материальности мира, утверждение, что материя первична по

отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание;

--- принцип познаваемости мира, мера его познанности, определяющей степень

соответствия наших знаний объективной реальности, является практика;

---- принцип развития. Весь мир находится в непрерывном, постоянном

диалектическом развитии, источник которого --- возникновение и разрешение

противоречий;

--- принцип преобразования мира в целях достижения свободы личности на

основе преобразования жизни общества и достижения равенства и братства.

Диалектический материализм впервые распространяет мат понимание не только

на природу, но и на общество. Отсюда теория прибавочной стоимости и теория

исторического процесса.

Теория познания. Общественно-экономическая практика есть основа,цель и

критерий познания. Практика порождает теорию, теория служит практике

Практика есть единство субъективного и объективного, сознания и бытия,

опредмечивания и рапредмечивания. Для Маркса объект --- это предмет

приложения человеческих сил, то есть субъекта (чел, общ,

гос).Действительность берется не созерцательно, а в форме приложения

человеческой чувственной деятельности. Основные виды практики: обработка

природы людьми(материально-производственная деятельность) и обработка людей

людьми(социально-преобразующая деятельность). Вся общественная жизнь

является практической. Практика связала теорию исторического процесса с

гносеологией, была и в онтологии. Так как сущность сознания есть отражение

в нем материальной жизни и условий, то процесс целеполагания у человека

есть процесс отражения окружающего мира в форме образа предстоящей

практической деятельности.

Исторический материализм. Идея внести материализм в понимание общества есть

основа всех общественных наук типа социологии. Исходный пункт: основа

любого человеческого общества --- добывание средств к жизни. Отсюда базисом

являются те отношения, в которые люди вступают при производстве своей

жизни, который облекается надстройкой - политико юридической, общественной

и др. Каждая система произ отнош возникает на определенном этапе развития

производственных сил. когда есть соответствие, то производственные силы

имеют большие возможности для развития (предметы производства, знания и

опыт, человек). Когда пр отн отстают, то это почва для социальных

революций. Надстройка-совокупность духовных образований (теории, учения,

религия, искусство), отношений между людьми- идеология и учреждений и

организаций -суды, партии, церковь и т.д.Надстройка вначале служит

укреплению базиса, но в ходе развития и возникновения противоречий

возникает новые надстроечные формы, активно воздействуя на базис. Новый

базис вызревает в рамках старого, и кол перех в кач, революционный переход

о одной ощественно-экономической формации к другой.

Общественно-экономический формации - первоб, рабовлад?, феодал, капитал,

коммунизм первая стадия --- социализм. Эта теория позволяет исследовать

историческое события в рамках истолкования породивших их по, искать общие

черты разных стран на одной ступени общ развития, т.е. использовать

общенауный критерий повторяемости. К тому же человеч общество

рассматривается как единый соц организм ис вести стремления отдельных людей

к действиям больших групп, классов в рамках одной формации. Основной

движущей силой истории выступают народные массы, хотя роль личности не

отрицается. Сознание является не абсолютно самостоятельной силой, но имеет

свое обоснование в материальном жизненном процессе. Люди сами творят

историю, но не по произволу, так как находятся в некоторых экономических

условиях., что обуславливает мотивы их действий.

Отчуждение--- процесс превращение деятельности человека и продуктов этой

деятельности в самостоятельную, довлеющую над человеком силу. Следствие

этого--- фетишизация предметного мира. Субъект превращается в объект

манипуляций, что появляется в апатии, атрофии гуманитарных ценностей. формы

отчуждения:

опустошение и обеднение труженика в процессе труда;

отч условий деятельности от деятельности - противостояние условий труда

(собственность на средства произ, управление, организация) - субъекту

труда;

отч результатов деятельности от субъекта;

отч теории от практики, что дает отклонения в сознании и поведении членов

общества;

соц структур и институтов от трудящихся -- бюрократическая машина.

Отчужденный труд М рассм в 4 аспектах.

1.Рабоч использует матер, взятые у природы и получает в итоге нужные для

жизни предметы, продукты труда. Ни исх материал, ни прод ему не принадлежат

- они ему чужие. Чем больше р. работает, тем больше мир предм, не принадл

ему. Природа делается для раб только средством труда, а предметы, кот

создаются в производстве - средством жизни, физ существования. Раб

полностью от них зависит.

2. Процесс труда для р принудителен. Но такой труд - это не удовлетвор

потребности в труде, а только средство для удовлетвор др потребностей.

Только вне труда р. распоряжается собой - т.е. свободен. Т.о он свободен

только осущ. жизненные функции, общие у чел с животными. А труд - форма

деят, специф для чел, для раб представляется унижением в себе человека.

3. Труд подневольный отнимает у чел его "родовую" жизнь. Род челов. Живет в

природе. Жизнь чел неразрывно связана с прир. Эта связь - деятельный

контакт с прир, в кот главное - труд, производство: "...производственная

жизнь и есть родовая жизнь". Но для раб труд - лишь средство для

поддержания собственной жизни, а не рода. Р относится к прир и производству

не как своб человек, а как рабочий, т.е отчужденно. Это и значит,что у раб

отобраны и родовая жизнь и чел сущность.

4.Подневольный труд порождает отчужд между людьми. Раб чужды друг другу,

поскольку они конкурируют за возм трудиться.

Не только р. но и все люди являются отчужденными. Отнош между людьми тоже

отчужденные и различия только в видах и уровнях отч. М указывает на сущ

первичных и вторичных уровней отч. Почему же чел становится отчужденным?

Отч труд равнозначен сущ частной собственности. Ч собств - основа экон

жизни. На частнособственнической экономике держится вся история. Это

значит, что эконом история - ключ к пониманию челов жизни как таковой.

"Религия, семья, гос-во, право, мораль, наука, искусство... суть лишь

особые виды производства и подчиняются его всеобщему закону". Жизнь людей в

усл отчуждения калечит их, делает "частичными индивидами" или неразвитыми,

недочелов существами. "Частная собств сделала нас настолько глупыми и

односторонними, что какой-нибудь предмет явл нашим лишь когда мы обладаем

им... когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьем - употребляем...

Поэтому на место всех физ и духовных чувств стало простое отчуждение всех

этих чувств - чувство обладания".

Устранение отчуждения. Универсальный человек. Процесс, обратный

отчуждению, - присвоение чел собственной подлинной сущности. М связывает

его с общ преобразованиями, с освобождением кот в основе имеет уничтожение

отчужд труда. Что будет , если чел начнет производить как человек, т.е. не

подневольно. В этом случае труд станет средством саморазвития человека, в

реализацию человеком своих лучших сторон.

Характеристика присвоения челов собственной сущности, или превращ труда из

принуд в человеческий рассматр М по тем же параметрам, что и процесс

отчуждения: 1. по присвоению предм труда и его результата 2. По

освобождению самой деятельности 3.присв человеком труда общей родовой

сущности 4.гармонизации отношений между людьми.

Здесь М создает грандиозную по своему пафосу картину челов, живущего в

единстве с природой, преобразующего прир в соответствии с ее законами.

Гармония с внешней прир осущ в деятельности, в кот человек реализует свои

цели не по законам утилитарной пользы, а по зак красоты. Внутренняя прир

чел также преобразуется. Вместо отчужденного недочеловека появляется

человек, само природное развитие есть гармоничный р-т всей истории чел

общества. В человеке начнут реализовываться способности, пока еще

реализующиеся не у всех (музык ухо, художественно развитый глаз). -

творческие способности.

Универсально развитый, жив в единстве и гармонии с внешней и внутренней

природой чел - таков идеальный фил образ, рисующийся М в качестве ядра

коммунист идеала. Уничтожение ч собственности необходимо, но недостаточно

для присвоения людьми челов сущности.

3.14 Постпозитивизм. Поиск новой рациональности как попыика преодолеть

слабость сциентизма и иррационализма

Постпозитивизмом называется множество концепций, которые пришли на смену

позитивизму. Особое внимание уделяется рациональным методам познания.

КАРЛ ПОППЕР. Методология верификации в науке построена на убеждении

абсолютности истины, а это иллюзорное представление. Рано или поздно на

место старой теории приходит новая, и старое знание признается

заблуждением. Поэтому задача эпистемологии, те теории и философии научного

познания, заключается не в поиске истины, а в проблеме роста знаний. Рост

знаний достигается в процессе рациональной дискуссии, которая неизменно

выступает критикой существующего знания. Отсюда название теории КРИТИЧЕКИЙ

РАЦИОНАЛИЗМ. Поппер считает, что ученые делают открытия, восходя не от

фактов к теории, а от гипотез к единичным высказываниям. Ученые пользуются

гипотетически-дедуктивным методом. Из гипотез общего характера выводятся

предположения, которые сравниваются непосредственно с протокольными

утверждениями. Если относительно теории и протокольных предположений, а

также их с совпадения ученые пришли к согласию, то теория считается

временно подтвержденной. Так как ни одна теория не может быть подтверждена

окончательно, то она по определению имеет гипотетический характер, ее

образуют не законы, а правдоподобные утверждения. всякая теория ненадежна и

подвержена ошибкам (принцип фаллибализма). Окончательно подтвердить теорию

нельзя, зато ее можно опровергнуть (фальсифицировать). Теория

фальсифицирована, если она противоречит опытным данным, иногда всего лишь

одному опытному факту. Фальсифицированная теория заменяется новой, на

которую обрушивается град рациональной критики. Отказался от узкого

эмпиризма и индуктивизма логических позитивистов, заменив их принципами

органической связи теоретического и эмпирического уровня знаний.

Рост научного знания можно выразить схемой исходная проблема ---- множество

временных решений основной проблемы --- элиминация, исправление

обнаруженных ошибок--- новая проблема. Для обоснования своей концепции он

пользуется общими идеями эволюционизма (рост научного знания для него

является частным случаем общих эволюционных процессов, совершающихся в

мире). Различные гипотетико -дедуктивные структуры отличаются своей

выживаемостью. В мире организмов выживает наиболее приспособленные, в науке

--- самые непротиворечивые. Научной признается концепция, которая поддается

сопоставлению с опытными данными, следовательно, она в любой момент может

быть сфальсифицирована. в отличие от науки, фил не поддается фальсификации,

то есть не имеет научного характера. Но, не обладая научным статусом, она

обладает смыслом, без нее не обойтись. Решает проблему демаркации науки и

фил. Фил есть осмысление роста научного знания, включает в себя принципы

рационально-критическлй дискуссии, фаллибализма и фальсификации.

Теория трех миров: 1) философский или физический; 2) ментальный; 3) мир

объективной истины без познающего субъекта. Это мир человеческого духа, мир

роста научного знания, гипотез, теорий. Проблема понимания истины

рассматривается всесторонне --- как соответствие объекта и любого его

обозначения, как проблема метаязыка науки. Даже сама идея ошибки содержит

идею объективной истины, механизм роста --- метод проб и ошибок,

предположений и опровержений. Пафосом его теории является убеждение в

необходимости создания теории научной рациональности, некой системы

стандартов и норм роста научного знания, осуществления демаркации научного

знания от ненаучного, Эта теория позволит решить три задачи : 1) избегать

наивного эмпиризма; 2) не допускать спекулятивных рассуждений в духе

немецкой классической философии; 3) не впадать в иррационализм.

Его концепция подвергается критике. Свел рост научного знания к дуэли

гипотез, фактов наблюдений. Игнорирует понятие истины, все заменено

рассуждениями о правдоподобных утверждениях,Кроме гипотез и фактов, есть

еще социальный и технический миры, совокупность множества факторов, которые

влияют на рост научных знаний. При научной критике и даже фальсификации

теории ученые не спешат отказаться от ее услуг, см механику Ньютона. Его

концепция трех миров имеет объективно-идеалистический характер.

ИМРЕ ЛАКАТОС. Реальны лишь те науки, которые позволют изучать себя с точки

зрения определенных логических требований. При этом предложил оригинальный

вариант логики догадок и опровержений. Важность сравнений разных теорий

друг с другом. К тому же надо сравнивать не теории, а научно-

исследовательский программы. Каждая содержит несколько теорий, твердое ядро

программы переходит от одной к другой, а защитный пояс может частично

разрушаться. Переход к новой программе происходит, когда разрушению

подвергается твердое ядро. Новая программа должна быть насыщена новым

эмпирическим содержанием по сравнению с предшественницей. Сумел выделить

важные моменты в процессе развития знаний. Существенно различать теории и

программы и осознавать, в рамках которой ты находишься. Если не знать про

другие программы, то сама программа , в которой ты находишься, признается

за абс знание и истину,что приводит к однобокости и неиспользованию

достоинств других программ.

ПОЛ ФЕЙЕРАБЕНД. Концепция эпистемологического анархизма. При столкновении

теории с научным фактом для ее опровержения нужна еще одна теория. Для

этого он выдвигает и разрабатывает принцип полифернации --- размножение

теорий. Отстаивает правомерность любой новой теории. Каждый ученый должен

творить свободно, как он хочет. При этом следует выдвигать даже

неподтвержденные и непроверенные законы и гипотезы. Источником

альтернативных идей могут быть знахарство. мистика, вост культы, здравый

смысл. магия и др. Все они имеют собственную ценность. НЕт общих норм

универсальных критериев рациональности или научности, всегда найдутся факты

или обстоятельства, при которых могут пригодиться нормы, стандарты и

концепции, отвергаемые в других условиях. Любая теория приемлема. Заслуга в

отказе от приобретших устойчивые черты идеалов классической науки, при этом

наука предстает как процесс размножения теорий, нет единой линии и даже

устойчивых тенденций, а это неправда. Много внимания уделяет проблеме

терминологии. Каждая теория создает собственный язык для описания фактов.

при этом устанавливает свои стандарты и нормы, которые могут даже

противоречить друг другу. некритические заимствования их терминологии и

языка могут повредить ученому. Он не должен поддаваться нормам, а должен

исследовать факты сам, не поддаваясь давлению.

ТОМАС КУН. Книга "Структура научных революций" разработал концепцию научных

парадигм, нормальной науки и научных революций. Парадигма --- совокупность

теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное

научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном

этапе. Парадигма является основанием выбора проблем, моделью и образцом для

решения исследовательских задач. Согласно его концепции, на первом этапе

научной дисциплины отсутствует система ценностей и согласие относительно

целей, теоретических установок, общепринятых методов и фактов. Создание

парадигмы означает достижение такого согласия на основе общепринятых

образцов теоретических или эмпирических знаний, исследовательских

методологий. При этом ученые опираются на особые ценности, используют

замкнутый язык и образуют замкнутое сообщество. Переход от одной парадигмы

к другой сопровождается коллективным изменением видения, интерпретации

эмпирических фактов. полученные в рамках разных парадигм знания

несопоставимы и несравнимы, имеют различный смысл. Сравнение парадигм

происходит не на научном, а на естественном и философском метаязыке.

Нормальная наука, разв в рамках одной парадигмы, ведет к совершенствованию

теорий и росту эмпирических фактов. ОТкрытие аномальных фактов,

необъяснимых в рамках господствующих воззрений, приводит к научным

революциям, в ходе которых склад новые парадигмы. Однако объективного

прогресса, связанного с возрастанием объективной истины, он не признает,

полагая, что такие знания могут быть охарактеризованы как более или менее

эффективные для решения соответствующих задач. каждая парадигма обладает

своими критериями рациональности. Они несоизмеримы, в них нет логической

преемственности. Подчеркивает, что наука есть рез действия научных

коллективов, школ. Обратил на особую значимость социальных и

психологических моментов.

Проблема рациональности.

Узкое понимание рациональности как соответсвие логико методологическим

стандартам подверглось в постпозитивизме критике и было заменено более

расплывчатым понятием рациональности, значение которого досихпор не вполне

ясно.

Сциентизм.

Понятие рациональности носит ценностный характер: научная рациональность

понимается как высший и аудентичный тип сознания и деятельности, образец

для всех сфер современной культуры. Следует научная рациональность, как

универсальное средство организации деятельности отождествляется с

целесообразностью.

Культ научнотехнического разума

Иррациональная трактовка рациональностей- утверждении о “кризисе”

рациональности равноправие научной религиозной, магической и других типов

рациональности.

Иррациональное – лежащее за пределами досегаемости разума, недоступное в

рамках логического мышления, противоположное рационализму.

3.15 Экзистенционализм. Источники и смысл.

Экзистенциализм - Философия существования. Иррационалистическая фил.

Наиболее крупные представители: М. Хейдеггер, К Ясперс, Г.Марсель,

Ж.П.Сартр, А.Камю, Н.Аббаньяно.

В Герм э. стал складываться после 1 мир войны (обстановка озлобления и

уныния) Нов волна - Франция времен окупации и после 2 мир войны.

Э. поставили вопос о смысле жизни, о судьбе чел, о выборе и личной

ответственности.

Исходный пункт фил. Э. - изолированный, одинокий индивид, все интересы

которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и

бренном существовании. Экзистенциальные проблемы - это такие пробл, которые

возникают из самого факта сущ человека. Для Э имеет значение только его

собственное сущ и его движение к небытию.

Э объявл предметом ф. - бытие. “Современная фил, как и в прошлые времена

занята бытием”- (Сартр). Они утверждают, что понятие бытия явл

неопределимым., и что никакой лог анализ его невозможен. Поэтому ф. не м.б.

наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных, иррациональных путей для

проникновения в него.

Хотя бытие вещей соверш непонятно, но есть 1 вид бытия отлично нам

знакомый - это наше собственное бытие. Здесь то и открывается доступ к

бытию как таковому, он идет через наше существование. Но это сущ. нечто

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.