рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Философия

рассматривает культуру как особый объект, подлежащий исследованию наряду с

природой, человеком, обществом, а как всеобщую характеристику мира как

целого. С точки зрения философии культура есть весь мир, в котором человек

находит себя.

2.22 Культура и цивилизация: Общее и специфическое.

Совокупность матер. и дух. ценностей, а также способов их созидания, умение

использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к

поколению и составляет культуру. Культура - все созданное человеком;

совокупность созданных и создаваемых человеком ценностей; качественная

характеристика уровня развития о-ва. Ценность - факт культуры, и она

социальна по своей сути. Огромный пласт из этих культурных ценностей и

вообще существенную форму их выражения составляет система символов.

Стержень культурных ценностей - понятие нравственности. Там, где есть

человек, его деят-сть, отношения между людьми, там имеется и культура.

Культура: материальная и духовная (не противопоставлять!). Цивилизация =

окультуренная природа + средства окультуривания + человек, усвоивший эту

культуру, способный жить и действовать в окультуренной среде своего

обитания + обществ. отношения (формы социальной организации культуры),

обеспечивающие сущ-е Ц. и ее продолжение. Ц. - социокультурное образование.

Не Ц., а К. - единственный критерий социального развития общества.

Многообразными способами включается культура в движение истории. Она выраж.

личностную сторону деятельности ч-ка в обществе, выполн. F трансляции

опыта, знаний, рез-тов чел. деят-сти. Нов. идеи включаются затем в историч.

процесс, внося в него новые элементы. Любое изобретение человека может

превратиться в фактор историч. развития и начать оказывать на него

воздействие. Пример - изобретение ядерн. оружия, которое с момента своего

изобретения начало влиять на ход научно-технического прогресса. Для

устранения этой страшной угрозы были созданы различные комитеты во многих

странах мира.Так создание научно-технич. мысли вошло в социальную жизнь,

оказывая влияние на протекающие в обществе социальн., экономич. и политич.

процессы. Но не все, что было рождено человеческой мыслью вошло в обществ.

жизнь, в культуру, стало моментом историч. процесса. Многие изобретения не

были реализованы по различным причинам, напр. изобрет. Ползуновым в 18 веке

паровой машины (Россия не была к этому готова); работы в обл. генетики

советских ученых. В ходе обществ. историч. процесса из тех "предложений",

кот. идут со стороны культуры, данным о-вом осуществляется "социальн.

отбор" этих предложений и то, каким он будет от текущ. состояния разв-я о-

ва.

Слово «цивилизация» появилось во францухком яхыке в середине 18 в. В русле

теории прогресса и употреблялось только в единственном числе. В частности,

просвятители называли цивилизацией идеальное общество, основанное на разуме

и справедливости.

Четыре подхода в интерпретации поняти «цивилизации»:

культурологогический (т.е. социокультурное образование)

Вебер, Тайнби: цивилизация - особый социокультурный феномен, ограниченный

определенными пространственно-временными рамками, основу которых составляет

религия.

Тайлор: Цивилизация - знания, верования, искусство, нравственность и

привычки, усвоенные человеком как членом общества.

социологический (т.е. социальное образовнаие)

Уилкинсон: Социальное образование, имеющее общий временной и

пространственный параметр, сосредоточенное вокруг городских центров,

благодаря действию механизмов их связей, в первую очередь социально-

политических.

этнопсихологический

связь пониятия цивилизации с особенностями этнической истории (Л. Гумилев)

специфика культуры и психологии народа

географический

влияет географическая среда

В целом преобладает культурологический подход.

Цивилизация - это культура материальная (узкий смысл).

Цивилизация - это совокупных материальных и духовных достижений (широкий

смысл)

Еще в 19 в. Активно противопоставлялись термины: «культура» и «цивилизация»

(Кант, Шиллер)

Многие исследования сходятся на том, что цивилизация - внешний по-отношению

к человеку мир, в то время как культура - внешний. Но это уместно только в

рамках деятельностного подхода к пониманию культуры, а при ценностном не

обоснованно.

Вместе с тем необходимо согласиться, что цивилизация - внешний мир. Однако,

при этом не следует противопоставлять понятия «культура» и «цивилизация»,

ибо культура как надиндивидуальная реальность также является внешней.

Есть 5 подходов к пониманию, осмыслению культуры: (см. Вопрос 2.21)

3. Вопросы по историко-философскому циклу

3.1 Возникновение философии: от мира к логосу

Античный или (древний)

Древний мир: Малайзия, Северная африка, Италия, Афины, Античная греция

Зарождение античной философии: 7-6вв. до н.э. И существование до 5 в н.э.

Восточный мир и античный мир.

Проблема становления (греч) философии и ее отделение от мифа, религии и

художественного творчества являются одной из важных проблем истории

античной философии

Общественноэкономической основой греческой культуры периода ранней классики

явился преимущественнно труд свободных граждан, которые в этот период не

был еще вытеснен трудом рабов.

Социально политической предпосылкой развития и расцвета греческой культуры

явилась полисная демократия . С падением античного полиса падает и сама

античная культура.

первоначальные филосфские и до научные представления о мире и жизни были

тесно связанны с Мифом и рели гии возникли в их лоне.

Миф есть особый тип мироощущения, специфическое, чувственное представление

о явления действительности, возникшее в древнейшие времена.

В Мифологии отнразились чаяния и мечты людей, запечатлелись их

представления омире и самой жизни.

Познание сопровождает миф, но не составляет его первичного ядра: Сущность

мифа не в объяснении, а в объективировании субъективных впечатлений и

переживаний, при котором продукты воображения как результат этого

гобъективирования принимаются за подлинные реальности внешнего мира.

Отождествляя вображаемое с реальносуществующим, идеальное с материальным…,

миф преодолевает действительность в образах фантазий.

Чувство единства с силами природы и овладение ими в воображении сплачивало

первобытный коллектив, активизировало его деятельность.

С возникновением эпоса и поэзии мифологическое отождествление превратилось

в художественное сравнение.

Сравнение явилось не только средством художественно – эстетического

освоения мира, но и оружием его познания, способом самосознания и

установления человеком своего места в окружающей его действительности. Из

художественных сравнений в последствии возникли первые научные аналогии

(Натурфилософия).

Существуют различные точки зрения о происхождении философии- из мифа и

религии, из знания.

Переход от религиозно мифологических представлений о мире к философскому

его пониманию (От мифа к логосу) означал замену произвольного

(фантастического, вымышленного) «Рассказа» обоснованной аргументацией,

разумно логическими соображениями, т.е. тем, что греками было обозначено

термином «логос».

На всем протяжении своей тысячилетней истории греческая философия

испытывала влияние мифологии, использовала ее образы, вдохновляясь ее

темой.

Философское познание, основанное одновременно на чувстве и разуме, на

интуиции и логике (на «Логосе») связанно (ка илюбое познание) с известным

риском (и выбором), но в отличии от религии, обрекающей человека на

безотчетный выбор, философия стремится к осмысленному риску и разумному

выбору, т.е. к преодолению слепой веры и основанных на ней слепого риска и

выбора произвольного характера.

Религия не допускает свободы критики и борьбы мнений, следовательно

фанатизм и нетерпимость. Философия же не может существовать вне этого.

В субъективно-психологическом плане греческая философия и наука зародились

тогда, когда Фалес попытался все многообразие удивительных повседневно

наблюдаемых явлений объяснить из единого начала («Все есть вода»).

В теоретическо-познавательном плане возникновение греческой философии

является процессом перехода от мифологического отождествления (образа и

вещи, человека и природы…) к установлению различия между ними. Этот переход

совершили первые греческие натур философы (но этот разрыв с природой был у

них не полный = представление об одушевленности первоначала вещей- вода,

воздух, о мире как о живом…) .

В их учении пререплетаются религиозно мифологические и научно философские

взгляды.

В социально-историческом плане переход от мифа к логосу был обусловлен

сменой первобытно общинного строя в классовом обществом.

7. В ранне греческой философии основной вопрос философии ставился еще не

как вопрос об отношении духа к материи, а как вопрос о том первоначале, из

которого возникают все вещи и в которые они со временем превращаются.

3.2 Философия Платона

До конца 5 в днэ основным типом древнегр фил был материализм.

Платон (427-347днэ). Афинянин, был противником аф демократии. Фил развитие

началось в школе Сократа. В городах ю. Италии и Сицилии он продолжил

ознакомление с фил элейцев и пифагорейцев. В 387г он вернулся в Афины и

основал школу (академия).

По-видимому свою лит деят начал с небольших диалогов по вопр этики. В

зрелый период им был написан трактат Гос-во, затем диалоги Пир, Теэтет,

Федон. Кпоздним работам относитсядиалог “Законы”. Ф. учение П охватывает

шир круг вопросов - о бытии, мире и его происхождении, душе и познании,

обществе, раздел труда, воспитанииЮ искусстве.

Мир чевств вещей не есть мир подлинно сущего: чувств вещи возник и

погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего истинного. Подлиной

сущностью вещей их причинами явл бестелесные нечувств формы (идеи или

виды), постигаемые умом. По отнош к чувст вещам идеи и причины и образцы и

цели, кот стремятся вещи, и понятия об общей основе вещей каждого класса.

Т.к. чувст вещи преходящи то они должны быть обусловлеы не олько бытием,

но и небытием. Это небытие есть материя. (обл нерекращ движения,

возникновения и изменения) Матер принимает на себя идеи и превращ их во

множество ч. вещей, разделенных пространством.

Область идей представляет собой пирамиду, на вершине кот идея блага. Она

обуславливает познаваемость, сущ предметов, от нее они получ свою сущность.

Идея блага явл не только верховной причиной бытия, но и его целью

(телеология - учение о целесообразности)

Идеи вечны, ниезменны, тождественны, не зав от условий пространства и

времени.Мир ч вещей - мир вечного возникнов и гибели, движ и изменчивости,

в нем все свойства относительны, ограничены усл пространства и времени.

Знание есть припоминание. До своего вселения в оболочку душа пребывала на

небе и созерцала там истинно сущее. Соединившись с телом душа забывает то,

что знала, но в глубине эти знания остаются. Влсприятия мат предметов

напоминают душе позабытые ей знания.

Идеи познаются путем интуиции, независимой от чувст восприятия, чувств

вещи отражаются лишь во мнениях, кот не дают подлинного знания. Середину

между мн и подлинным знанием занимают математ знания.Они имеют нечто

родственное чувст вещам и идеям.

Бытие - тождественное и неизменное, однако в диалогах Софист и Парменид П.

прих к выводу, что высшие роды сущего - Бытие, движ., покой, тождество и

изменение - могут мыслится только таким способом, что каждый из них и есть

и не есть, и раве самому себе и не равен., и тождественен себе и преходит в

иное. Так бытие поскольку оно рассматр само по себе - едино, вечно,

тождественно, неизменно, неподвижно, но оно же поскольку оно рассм по отнош

к иному, содержит в себе различие, изменчиво , подвижно. Поэтому бытие

содержт в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще,

неизменно и изменчиво.

Противоречия есь необхо условие для побуждению души к мышлению. Искусство

побуждать к размышлению посредством выявления противоречий, таящихся в

повседневных мнениях, есть , по П., искусство диалектики.

В космогоническом ученииП утверждает, что последними эл-тами всех вещей

явл неделимые треугольники или геометрическте бестелесные атомы.

Чел душа независима от тела и бессмертна. Душа состоит из 3 частей:

разумной, кот создается самим творцом, аффективной и вожделеющей, кот

создаются низшими богами. Победа разумной части над страстями и

вожделениями возм при соотв воспитании. Т.к. люди не могут личными усилиями

прибл к совершенству то необходимо гос-во и законы. Гос-во основано на

разделении труда между разрядами своб граждан.

В уч. о делении граждан на разряды П руководствуется своей классиф частей

души. Раз части должен соотв разряд правителей-философов, аффектной -

воинов, вожделенной - ремесленников. Каждый разряд должен быть ограничен

выполн своих обязанностей и воздержив от вмеш в дела других.

Частная собств и семья - подрывают условия общества. Поэтому П разработал

план общежития, основанного на устранении для правит и воинов - личной

собственности, а также учение о общности жен и гос воспитании детей.

ПИР.

Федр: Эрот - древнейший бог., первоисточник величайших благ. Любовь должна

учить стыдиться постыдного истремиться к прекрасному. Недостойный поступок

...стыд перед возлюбленным. Войско или гос-во из влюбленных. Если Гомер

говорит, что некот героям отвагу внушает бог, то любязим ее внушает Эрот.

Любящие готовы умереть друг за друга (Алкестида решилась умереть за своего

мужа) Боги тоже высоко чтут преданность и самоотв в любви.

Павсаний: Эротов 2 - небесный и пошлый. Любое дело само по себе не бывает

прекр или безобразным, а смотря по тому как оно делается. Тот эрот

прекрасен, кот побуждает прекрасно любить. Пошлый эрот: это та любовь кот

любят люди заурядные - любят женщин больше чем юношей и больше тело, чем

душу.

Неб эрот - одержимые этим эротом обращаются к юношам, отдавая предпочтение

тому, что сильней от природы и наделено большим разумом. Так как любое дело

мб и прекр и безобразным, то неб любовь возникает, когда поклонник считает

справедливым окащывать уступившему юноше любые услуги, а юноша считает

справ ни в чем не отказывать чел, который делает его мудрым и добрым.,

умным и доблестным.

Эриксимах (врач): Двойственный эрот заключен в самой природе тела(больное

начало и здоровое) угождать началу хорошему - хорошо, плохому-плохо..

Гармония Врачевание, музыка, погода, земледелие.

Аристофан: Люди не знают величайшей силы эрота, иначе ему бы воздвигли

храмы. Кое-что о чел природе. Было 3 пола. Один соединял и мужское и

женское начало. Люди были рассечены пополам богами. С этих пор свойственно

людям любовное влечение, которое соединяя половины, пытается сделать из 2

одно и тем самым исцелить челов природу. Любовь это жажда целостности и

стремление к ней.

Агафон. Хочет восхвалить самого Эрота , а не его дары как делали прежние

ораторы. Эрот самый молодой, так как он обходит старость и неразлучен с

молодыми. Он нежен. Гомер - нежны стопы у нее: не касается ими Праха

земного; она по главам человеческим ходит. ( о богине Ата) Он гибок.

Справедлив, никогда не обижает ни богов ни людей. Благоразумен. Храбр и тд.

Сократ: Эрот-это любовь к кому-нибудь. Любовь вожделеет к своему предмету.

Вожделеет, когда не обладает (спорный вопрос...) =Вожделение вызывает то,

чего недостает. Если здоровый человек хочет быть здоровым, то он хочет быть

здоровым в будущем. А это означает любить то, чего еще нет, если хочешь

сохранить на будущее то, что имеешь теперь. Эрот - любовь к красоте. Значит

он не имеет красоты и нуждается в ней.

Речь, услышанная от афинянки.Между мудростью и невежеством есть нечто

среднее. Верное, но не подкрепл доводами представление - не есь знание.

Если нет объяснения, какое же это знание. (но и не невежество) Эрот

следовательно по середине между крайностями. Эрот не бог, так как обделен

красотой. Он не смертный и не бессмертный. - он демон, посредник между

людьми и богами. Он заполняет промеж между ними и связывает мир внутренней

связью.

Эрот - философ так как он любит прекрасное, а мудрость прекрасна. Философ

занимает промеж положение между мудрецом и невеждой.

Все любят благо и хотят быть счастливыми, но мы говорим не обо всех, что

они любят. Мы берем только одну разновидность любви и закрепляем за ней

общее понятие, а др разновидности именуем иначе.

любовь - это любовь к вечному обладанию благом. Чтобы стремление к благу

можно было назвать любовью необходимо родить в прекрасном как телесно так и

духовно. Рождение - это доля бессмертия и вечности, кот отпущена смертному

существу. Любовь это и стремление к бессмертию.

Смертная природа может стать бессмертной только деторождением, оставляя

каждый раз новое вместо старого. Человек от рождения до старости считается

одним лицом, но он никогда не бывает одним и тем же. Все смертное

сохраняется устаревая и уходя, но в то же время оставляя свое новое

подобие.

Доблесть - ради бессмертной славы.

Высшие таинства любви. Сначала человек должен полюбить прекрасное тело и

родить о нем прекрасные мысли. Затем он станет любить все прекр тела, а к

одному охладеет ибо сочтет такую любовь мелкой. После этого он начнет

ценить красоту души выше чем кр тела. постигнет красоту насущных дел и

обычаев. От насущ дел он должен перейти к наукам, чтобы увидеть их красоту

и стремясь к красоте уже во всем ее многообразии не быть рабом

привлекательности кого-то или чего-то, а повернуть к открытому морю красоты

и созерцая его в неуклонном стремлении к мудрости, обильно рождать

великолепные речи и мысли., пока он не увидит той единственной науки, кот

касается красоты.

КРАСОТА: Тот кто пройдет весь путь увидит в конце этого пути нечто

удивительно прекрасное, нечто, во-первых вечное, т.е. не знающее ни

рождения ни смерти, ни роста, ни оскудения, во-вторых не в чем-то

прекрасное, а в чем-то безобразное. Красота предстанет пред ним сама по

себе, через себя самое, всегда одинаковая, все другие разновидности

прекрасного причастны к ней таким образом, что они возникают и гибнут, а ее

не становится больше или меньше. Он увидит ее чистой, без примесей, без

искажений, не обремененную чел плотью. Это божественная красота.

Чел увидевший эту красоту сумеет родить не признаки совершенства, а

совершенно истинное, потому что постигает он истину, а не призрак.

3.3 Философия Аристотеля

Родился в Фракийском городе Стагир, обучался в платоновской академии. (384-

322 днэ). После смерти Платона проживал в Атарнее (остров Лесбос) а затем

при дворе македонского царя Филиппа в качестве воспитателя его сына -

Александра. В 335 году возвратился в Афины, где основал школу - гимнасии

(Ликей).

До нас дошли не все тексты А.. Многие из дошедших по видимому не явл.

текстами самого А.. Например “Метафизика” по-видимому представляет

составленные слушателями своды различных по времени курсов А. Очень важны

для поним. А. его сочин.: “О душе”, “Физика”, “категории”. Ф. А. охватывает

вопросы логики, психологии теори познания, Учения о бытии, космологии,

физики, зоологии, полит. экономии, политики, этики, педагогики, риторики,

эстетики. Он обсуждает и критикует отдельные положения П., атомистов,

пифагорейцев, ранних материалистов. Эти крит. введения представляют б.

ценность.

Критика П. теориии “идей”, Логика. Учение А. - объективный идеализм. Оно

сложилось в рез. критики учен.П. об идеях. Эта теор.(об идеях) несостоят.

по ряду причин:

1. Идеи П суть простые копии, или двойники, чувственных вещей и не

отличаются от них по своему содержанию.

2.Так как П. отделил мир идей от мира вещей, то идеи ничего не могут дать

существованию вещей. И хотя П. утверждает, будто вещи причастны к идеям,

эта их причастность просто метафора. Учение П не может объяснить отнош идей

к вещам еще и потому, что П. отрицает способность идей быть непоср.

сущностями вещей.

3.Утверждая , будто идеи относятся к др. идеям, как общее к частному П.

впадает в противоречие. При таком понимании каждая идея есть одновременно и

сущность, так как будучи общей, она присутствует в менее общей, и

несущность, т.к. сама она в свою очередь причастна к стоящей над нею более

общей идее, кот. и будет ее сущностью.

4.П. учение о сущ. идей независимых по отнош к вещам чувств мира приводит к

нелепому выводу: так как между идеями и вещами есть сходство и так как по

П., для всего сходного должна сущ едея, то кроме идеи , наприм. чел. и

кроме соотв ей вещей, должна сущ идея того сходного , что сущ между ними.

Далее для этой новой идеи чел и для нах под нею первой идеи и ее вещей

должна сущ еще одна - третья - идея...

5.Обособив идеи в мир вечных сущностей, отличный от изменчивого чувств.

мира, П. лишил себя возм. объяснить факты рождения, гибели и движения.

По А. каждая един. вещь есть единство материи и формы. Форма

нематериальна, но она не есть и потусторонняя сущность. Так медный шар есть

единство вещества - меди - и формы - шаровидности, кот. придана меди

мастером, но в реально сущ. шаре она составляет одно с веществом.

Противопол. материи и формы небезусловная. Медь есть материя по отношению

к шару, но она же и форма по отнош. к физ. элементам, соединением кот., по

А. является медь. Медь лишена форму т.к. еще не явл. шаром и в то же время

она есть возможность формы. Форма есть действительность того возможностью

чего явл. материя. Согласно . в пределах мира чувств. вещей возможен

последов. переход от материи к соотносительной ей форме и наоборо.

Категориии эти т.о. становятся текучими.

каждая форма можнт рассм. и как материя для кот. должна сущ соотв. ей

высшая форма. Например если кирпич, явл. формой глины, рассм. как материю,

то формой этой мат. будет дом. Однако так мы поднимаемся до формы, кот. уже

нельзя рассм как материю. Такой предельной формой явл. перводвигатель или

бог. - идеализм. Но вообще по А. чувственно- восприн вещи есть единство

материи и формы.

Теория познания. Исходная точка - существ. независимой от субъекта

объективной действительности. Ощущ. чел. являются отражениями, копиями

предметов вн. мира. Т. о. источником познания явл. чувств опыт, а ощущ.

предполагает независимый от сознания предмет восприятия. И хотя он полагает

, что в разуме нет ничего, что е было бы раньше в ощущ., утверждение это он

не распростаняет на последние аксиомы науки, кот по его мнению не могут

быть выведены из высших по отношению к ним положений и кот. должны быть

признаны умозрительными, а не опытными предпосылками знаний.

Логика по А. - науа о доказательстве, а также о формах мышления, необх для

познания. Связи мыслей явл. по А. отражениями объект. сущ связей. А. рассм.

лог. строение суждений, вопросы о терминах, об определении строении и о

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.