рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Философия

Кроме того, по мере развития общ возникают новый явления, в первую очередь

в общ жизни, что приводит к появлению еще большего числа наук, истоки

которых уже не приходится искать в прошлом. Примером может служить

различная соционика, теория систем. Далее, новые науки возникают на стыке

традиционных, например, биофизика, биохимия, структурный анализ,

математическая лингвистика. Взаимопроникновение наук приводит к их

дифференциации, при этом реализуется новый взгляд на явление или предмет

изучения, что позволяет более эффективно использовать данные науки.

Интеграция в науке связана прежде всего с унификацией разнообразных методов

научного исследования. Разработка методологии науки привела к единому

научному стандарту, конечно, эти методы есть уровень абстракции и в каждой

конкретной области они имеют собственную объектификацию. Кроме того, есть

общенаучные методы типа применения математических методов исследования

объектов во всех науках без исключения. Интеграция идет и в плане

объединения теория и видения их внутренней взаимосвязи на основе открытия

основополагающих принципов бытия. это не означает отмены этих наук, а это

лишь более глубокий уровень проникновения в сущность исследуемых явлений ---

создание общих теорий, метатеорий и общих методов доказательства.

Происходит объединение наук на принципе нового уровня абстракции, примером

чему может опять служить теория систем.

1.11 Структура научного знания: эмпирический и теоретический уровни.

Научное знание есть сложная система с разветвленной иерархией структурных

уровней. Вычленяют три основных уровня: локальное знание, которое в любой

научной области соотносится с теорией; знание, составляющее целую научную

область; знания, представляющие всю науку. о структуре лок чуть позже. 2

уровень. в науке всегда осуществляется интегративная фукц, то есть любая

научн дисц интегрирует охватываемые ею знания. Она состоит из таких научн

областей, специфика которых отображается относительно замкнутыми системами

понятий, представляющих собой теории. Именно они объединяют вокруг себя

соответствующий данной предметной области эмпирический материал. 3уровень.

Наука сущ не только для того, чтобы отображать действительность, но и для

того, чтобы рез-ты этого отражения моли быть использованы людьми. На науку

оказывает влияние определенная форма культуры, в которой она формируется.

Стиль научного мышления вырабатывается на базе не только соц -научных, но и

философских представлений, обобщающих развитие как науки, так и всей челов

практики. НЕобходимо отметить, что различные области науки выполняют

различные функции.

1 уровень. Выделяют эмпирические и теоретические знания. В науке разл эмпир

и теорет уровни исследования. Это различение имеет своим основанием 1. -

методов познав активности;2. - характер достигаемых результатов. Эмпир

исследование предполагает выработку программы исследований, организ

наблюдения и экспериментов, описание и обобщение экспер данных, их

классификацию, первичное обобщение. Словом для эмпир познания характерна

фактофиксирующая активность. Теорет познание - это сущностное познание,

осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Здесь орудием

выступают понятия, категории, законы, гипотезы... Исторически эмпир

познание предшествует теорет, но только этим путем нельзя достигнуть

полного и истинного знания.

Эмпир исследование, выявляет все новые данные наблюд и эксперим, ставит

перед теорет мышлением новые задачи, стимулирует его к дальнейшему

совершенствованию. Однако и обогащающееся теорет знание ставит перед

наблюдением и эксперим все более сложные задачи. Всякое наблюдение начин не

со сбора фактов, а с попытки решения какой-то задачи, в основе кот всегда

лежит известное предположение, догадка, постановка проблемы.

Постановка проблемы и исследов программа. Люди стремятся познать то, чего

они не знают. Проблема - это вопрос, с кот мы обращаемся к самой природе, к

жизни , к практике и теории. Поставить проблему порой не менее трудно, чем

найти ее решение: правильная постановка пробл в известной мере направляет

поисковую активность мысли, ее устремленность. Когда ученый ставит проблему

и пытается решить ее , он неизбежно разрабатывает иисследов программу,

строит план своей деятельности. При этом он исходит из предполагаемого

ответа на свой вопрос. этот предполаг ответ выступает в виде гипотезы.

Наблюдение и эксперимент. Наблюдение - это преднамеренное, направленное

восприятие, имеющее целью выявление сущ свойств и отношений объекта

познания. Оно м.б. непосредств и опосредованным приборами. Наблюдение

приобретает научное значение, когда оно в соотв с исследов программой

позволяет отобразить объекты с наиб точностью и может быть многократно

повторено при варьировании условий.

Но чел не может ограничиться ролью только наблюдателя: наблюдение только

фиксирует то, что дает сама жизнь, а исследование требует эксперимента, с

помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в

определенным образом заданные условия, отвечающие целям исследования. В

ходе экспер исследователь активно вмешивается в исслед процесс.

В процессе н познания применяется и мысленный эксперимент, когда уч в уме

оперирует опред образами, мысленно ставит объект в опред условия.

Экспер двусторонен. С одной стор он способен подтвердить или опровергнуть

гипотезу, а с др - содержит возможность выявления неожиданных новых данных.

Т.о. эксперим деятельность облад сложной структурой: теорет основы экс

-научные теории, гипотезы; мат основа - приборы; непосредственное осущ

экспер; эксперим наблюдение; колич и кач анализ рез эксперим, их теорет

обобщение. Эксперимент одновременно принадлежит и к познавательной, и к

практической деятельности людей, использует теоретич знания, являясь частью

эмпирики.Виды экс : исследовательский или поисковый, проверочный или

контрольный, воспроизводящий, изолирующий, качественный или количественный,

подтверждающий, опровергающий или решающий. Мысленный --- особый вид между

теор и эмпирич.

Необход условием н исследования явл установление фактов. Факт, от factum -

сделанное, совершившееся. Факт - это явление материального или духовного

мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего сознания, зафиксированность

какого-либо предмета, явления, свойства или отношения. "Факты - это воздух

ученого", - говорил Павлов. Самое характерное для научного факта - его

достоверность. Факт должен быть осмыслен, обоснован. Факты всегда

оказываются опосредованными нашим пониманием, интерпретацией. Например свид

показания.Люди говорят об одном и том же, но как по разному. Т.о.

очевидность отнюдь не является полной гарантией реальной достоверности

факта.

Факты сами по себе не составляют науки. Факты должны быть подвергнуты

отбору, классиф, обобщению и объяснению, тогда они включатся в ткань науки.

Факт содержит немало случайного. Поэтому основой для н анализа явл не

просто един факт, а множество фактов, отражающих основную тенденцию. Только

во взаимной связи и цельности факты могут служить основанием для теорет

обобщения. Из соответственно подобр фактов можно построить любую теорию.

Описание, и объяснение. В ходе наблюд и эксперим осуществляется описание,

протоколирование. Основное н. требование к описанию - его достоверность,

точность воспроизведения данных наблюдений и эксперимента.

Объяснение - это мыслит операция, ориентированная на выявление причинной

зависимости объекта исследов, постижение закономерностей его

функционирования и развития и, наконец, раскрытие его сущности. Объяснить -

значит осмыслить объект в свете уже существующих, исторически накопленных

знаний, опред принципов, законов, категорий.

Гипотеза. Ни одна н теория не родилась в готовом виде. Сначала она сущ как

гипотеза. При этом сама гип возникает не сразу, она проходит опред стадии

формирования. Сначала это предположение, догадка, вытекающая из наблюд

новых фактов. Она может подвергаться изменениям, модификациям... В р-те

формир сама гипотеза как наиболее вероятное предположение. Гипотеза есть

предположение, исходящее из фактов, умозаключение, пытающееся проникнуть в

сущность еще недостаточно изученной области мира.

Обоснование и доказ гипотезы проводится на основании анализа накопленного

знания, сопоставления его с уже известными фактами, с установленными новыми

фактами и теми фактами, кот могут быть установлены в будущем. Иначе говоря,

обоснов гипотезы предполагает ее оценку с точки зрения эффективности в

объяснении имеющихся фактов и предвидении новых.

Гип выступает как опред обобщение имеющегося знания. Но она принципиально

носит вероятностный характер. Степень ценности гипотезы определяется

уровнем ее вероятности. (Фрейд. Ядро Земли из мармелада).

Теории. Теория - это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая

система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные

свойства,закономерности, пичинно-следственные связи, определяющие характер

функционирования и развития опред области реальности.

Теория может меняться путем включения в нее новых идей и фактов. Когда в

рамках данной теории выявл противоречие, неразрешимое в ее рамках, то его

разрешение ведет к построению новой теории. Сердцевину н теории составляют

входящие в нее законы. В теории выделяют такие сущ моменты: исходную

эмпирич основу (факты, данные эксперим,); различного рода допущения,

постулаты, аксиомы; логику теории, допустимые в рамках теор правила лог

выводов и док-в; совокупность выведенных утверждений с их доказательствами;

законы наук, а также предвидение.

Различают описательные теории, математизированные, интерпретационные и

дедуктивные теории.

Все уровни локального знания взаимосвязаны: теоретическое знание опирается

на эмпирическое, эмпирическое знание оказывается несвободным от

теоретических представлений, оно обязательно погружено в некий

теоретический контекст, философские представления пронизывают оба уровня,

ученые всегда работают на основе некоторых теоретически=х предпосылок,

которые определяют общую позицию в исследовании.

Методы научного исследования имеют три аспекта: предметно-содержательный,

операциональный и аксиологический. 1--- метод содержателен, эта та же

теория, но направленная на познание и преобразование объекта. 2---

зависимость метода от субъекта, уровень научной подготовки спец, его умение

и опыт. 3--- степень эффективности, надежности, экономичности метода.

Вопрос о выборе метода. Методы специальные относятся к лок знаниям, к

соответствующим теориям (метод спектрального анализа, стат моделирования,

метод Монте-Карло и тд), общенаучные методы --- ко второму уровню знаний.Их

объективной основой становятся общеметодологические закономерности познания

(метод экспер и набл, гипотетико-дедуктивный, метод восхождени]я от

абстрактного к конкретному и тд). Универсальные методы характеризуют чел

мышление и применимы во всех обл познавательной деятельности. Их основа ---

общефил понимание и мировоззрение, это принципы мышления типа

диалектической противоречивости, принципа историзма итд. Приемы научн

мышления. анализ и синтез. Анализ есть разложение на части, рассмотрение

всех сторон и способов функционирования, синтез --- рассмотрение способа

связей и отношений частей. порождают в каждой области специальные методы.

Абстрагирование и идеализация. Общенаучный прием. Это временное мысленное

вычленение из множества свойств и аспектов явления интересующих нас.

отвлечение от других свойств и построение идеального объекта типа точки или

прямой. Сложный вопрос, дает ли этот метод и каким способом верное

представление о действительности? Как он вообще может работать? Здесь же

возникает общее понятие о классе предметов. в ходе идеализации кроме абстр

еще прием введения новых свойств в объект.

Индукция, дедукция, аналогия. ИНдукция характерна для опытных наук, дает

возможность построения гипотез , не дает достоверного знания, наводит на

мысль. При этом сущ и отдельные строгие формы инд как математическая. Дед

выводит их общих теорем спец выводы. Дает достоверное знание, если верна

посылка. Аналогия --- выдвижение гипотез о свойстве объекта на основании

его сходства с уже изученным. Требует дальнейшего обоснования.

Моделирование. Один объект заменяется другим со схожими свойствами, но не

полностью схожими. Позволяет получать выводы об оригинале на основании

изучения модели. При этом возможно предметное, физическое, математическое,

знаковое, компьютерное моделирование в зависимости от вида

модели.Наблюдение эксперимент, измерение в ходе их.

1.12 Классичкеское и не класическое истолкование научной рациональности.

Классич.и неклассич.философия - термины, появившиеся из естествознания.

Геометрия Евклида, Ньютонова физика считаются классич. В конце 19,

нач.20вв.наблюдался отход от классики- создание неклассич.физик, геометрий.

Классические теории обладают рядом особенностей, в частности, они оперируют

в основном с непрерывными объектами, кроме того, все предельные переходы

считаются в силу этого очевидными. В классических теориях есть ряд четко

зафиксированных аксиом, из которых вытекаю все положения. Все

детерминировано. Если физический процесс протекает в одном направлении, то

можем повернуть его вспять. Наличие одной механики, одной геометрии, не

ведется учет погрешностей.

Стиль неклассической науки другой. Во-первых, в связи с применением науки в

производстве возросла роль различных моментов, как исследование разрывных

объектов, так как резкие скачки, прерывность процессов имеют важное

значение. В связи с потребностями науки ведется изучение погрешностей,

разработана теория погрешностей, задача вообще не считается решенной, если

не исследовано, насколько она устойчива к возмущениям и малым изменениям ее

параметров. При этом все оценки должны быть приведены.

Весь стиль науки перешел к точному логическому обоснованию своих

результатов, что, по всей видимости связано с тем, что ошибки в современной

науке могут дорого стоить. Поэтому во всех науках применяется

математический метод, метод моделирования и точных количественных оценок.

Если это невозможно, то применяется мягкое математическое моделирование.

Теория является более ценной, если в ней применены математические методы.

Это предъявляет новые требования к ученым.

Кроме того, всеми осознана относительность истины, и вместе с тем ее

абсолютность. Если у формальной системы возможно проверит правильность ее

доказательств, то теперь оказывается, что подобных систем существует

множество, каждая из которых имеет свою ценность и применимость. Так, одна

геометрия Евклида сменилась множеством различных геометрий, логика

Аристотеля сменилась многообразием логик, построенных на различных

принципах. Это говорит и о том, что утверждение, неверное или недоказуемое

в одной системе, может быть

истиной в другой. Появились соображения о различных возможных способах

существовании истины.

Главное же отличие состоит в системном подходе. Оно начало развиваться я с

о второй половины ХХ века. Это методологическое направление, основная

задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования

сложно организованных объектов --- систем разных классов и типов. СП

представляет собой определенный этап в развитии методов познания, методов

исследовательской и конструкторской деятельности, способов объяснения и

описания природы анализируемых ил искусственно создаваемых объектов.

Исторически он приходит на смену механицизму и по своим задачам

противостоит этим концепциям. Наибольшее применение СП находит при

исследовании сложных развивающихся объектов --- многоуровневых,

иерархических, как правило, самоорганизующихся, биологических,

социологических, психологических, больших технических систем, экономических

и др. к числу задач СР относятся:

1) разработка средств представления исследуемых и конструируемыхобъектов

как систем;

2) построение обобщенных моделей системы, моделей разных классов

испецифических систем;

3) исследование структуры теории систем и различных системныхконцепций и

разработок.

В системном исследовании объект рассматривается как определенное множество

элементов, взаимосвязь которых определяет целостный характер этого

множества. Акцент делается на выявление всего многообразия связей и

отношений, которые имеют место как внутри объекта, так и в его

взаимоотношениях с внешним миром и средой. Свойства объекта или системы

определяются не как простое суммирование свойств его отдельных элементов,

сколько свойствами его структуры, особенностями системообразующих,

интегративных связей рассматриваемого объекта. Для понимания поведения

системы, преждевсего целенаправленного, и возможностей управлять ею,

необходимо выявить реализуемые данной системой процессы управление ---

формы передачи информации от одних подсистем к другим, координацию низших

уровней с высшими, влияние на остальные элементы системы.

Возникла синергетика. Это область научного знания, в которой посредством

междисциплинарных исследований выявляются общие закономерности

самоорганизации, становления устойчивых структур в открытых системах. Это

совместный целостный кооперативный эффект взаимодействия большого числа

подсистем в открытых системах. данный эффект может иметь место в различных

физических, химических, живых и др системах, способных к самоорганизации.

При этом необходимо выполнение 2 условий: система должна быть открытой, те

взаим с окр средой; число подсистем или компонентов, в результате взаим

которых возникает их коллективное упорядоченное движение, должно превышать

некий уровень. Эффект возникновения из хаоса и беспорядка устойчивых

самоорганизующихся систем был открыт в физике еще в начале ХХ века, однако

суть этих процессов удалось раскрыть значительно позже, на основе принципов

неустойчивой термодинамики Пригожина. Вскрываемые синергетикой механизмы

самоорганизации могут объяснить наконец возникновение жизни, сознания и

вообще теорию эволюции. Таким образом, одной из особенностей науки ХХ века

выступает системный анализ и исследования хаоса, динамика хаоса.

Существенное значение придается также вероятностному характеру системы.

Основные законы приобрели вероятностный характер, и это тоже связано в

первую очередь с образованием самоорганиз системы на основе вз объектов.

Пример --- броуновское движение, перемешивание, закон Бойля -Мариотта в

газодинамике. Кроме того, важной особенностью системы становится то, что не

только объект, но и сам процесс исследования выступает как сложная система,

задача которой состоит в соединение в единое целое различных моделей

объекта.

Системные объекты, наконец, как правило, не безразличны к процессу их

исследования, и во многих случаях оказывают воздействие на него. Принцип

относительности Гейзенберга. Можем измерить либо скорость,но тогда не знаем

координат, либо коорд, тогда не знаем скорость. Кроме того, осознание

предела приборов. Принципиальная невозможность исследование микро и макро

объектов с помощью экстенсивно развитых приборов, необходимость

опосредованного изучения этих систем и объектов. Причем результаты

эксперимента зависят от используемых приборов, его невозможно очистить от

влияние самого прибора.

1.13 Трансцидентальность как фундаментальная стратегия западно европейского

философского и научного познания.

Трансцендентальный- относящийся к априорным условиям познания. В отличии от

трансцендентного (наиболее общие, «Выходящий за пределы» индивидуальных

свойств в характеристике предметов, например «Сущее», «Истинное»).

Трансцендентальное противоположно эмпиризму. Трансцендентное – Иманентному.

Трансцендентальное сознание – сознание очищенное от всех элементов опыта.

Наиболее значительные представители трансцендентализма неметкие философы

Кант(1724-1804) и Шеллинг(1775-1854)

И.Кант во втором критическом периоде своего творчества (после 1770г.)

стремится выявить механизмы работы человеческого сознания, которые лежат в

основании философии («Метафизики»), науки, нравственности, эстетического

отношения к действительности.

В выявлении этих механизмов и состоит суть «Трансцендентального метода»

Канта - обнаружить за внешне данными феноменами сознания (научными

знаниями, метафизическими концепциями, поступками….) внутреннюю работу

духа, структуру деятельности, определяющую внешне данным результатом.

В результате использования т. метода познание, по Канту, должно взять под

свой контроль свои собственные неявные предпосылки и установки,

обуславливающие его деятельность.

Кант хотя и признавал, что все наше сознание начинается с опыта, но тутже

утверждал, что оно не исходит из опыта.

Всеобщность достигается лищь априорностью.

Челвеческое познание создает всеобщие необходимые истинны, но они – чистые

априорные суждения. К ним относятся все положения математики и

теоретического естествознания. Под априорными Кант понимал знания, которым

совершенно не проимешивается ничто эмпирическое.

Ф.Шеллинг. Его творчество можно разделить на 4 периода: Натурфилософия (90е

годы), трансцендентальный идеализм (1800г), философия тождества, и

философия откровения.

Второй Этап философского развития Ш. Знаменуется публикацией «Системы

трансцендентального идеализма» (1800г), в которой он пытается объяснить

преврвщения субъективного в объективное. Причем трансцендентальная

философия вовсе не исключает натур философию, а дополняет ее, имея своим

предметом субъективное явление, первичное явления, из которого выводится

объективное.

Сознание в своем развитии проходит ряд ступеней: оно начинается с ощущения,

затем через рефлексию поднимается к акту воли, и здесь начинается

практическое явление. Прйдя еще через ряд ступеней сознание достигает

высшей ступени развития – нравственно достижение, которое имеет целью самое

себя, то есть сознание одновременно познает себя и как необходимое и как

свободное.

(Гуссель см 3.14)

1.14 Философское учение о сознании. Многомерность его истолкования.

«Онтологический разворот» темы сознания в философии ХХ века.

Самые перывые представления о сознании возникли в древности. Тогда же

возникли и представл о душе и были поставлены вопросы: что представляет

собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолж споры

о сущности созн и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости,

другие что попытки понять сознание тщетно также как попытка из окна увидеть

себя идущим по улице.

Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и материя независимы друг

от друга.

Материализм - материя первична и исторически и гносеологически. Она

носитель и причинаего возникновения. сознание - производное от материи.

Сознание вязано не со всей материей, а только с частью мозга и только в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.