![]() |
|
|
ФилософияМ.Вебер), т.е. фил направление, специально посвящ обоснованию в составе фил знания духовных абсолютов и норм. 2.5 Общество и природа. Современная экологическая ситуация Термин «Природа» служит для обозначения объективной реальности, всего того, что существует. Высшее ее порождение и часть – человек. Природа делится на 2 части: Связанную с деятельностью человека и не связанную с ней. Общество – представляет собой совокупность исторически изменяющихся форм совместной деятельности людей, определенным образом связанных между собой и образующих некоторую целостность на основе необходимости материального производства в интересах ее (этой целостности) самосохранения, само производства и саморазвития. Природа как целое – вечна и бесконечна. Человеческое общество исторически ограниченно как в пространстве так и во времени. Человеческое общество не может возникнуть, существовать и развиваться вне и независимо от природы. Природа как условие жизни и развитие общества не является постоянной и неизменной величиной. Формы восприятия природы. Античность: Природа понималась как подвижное , изменяющееся целое; человек мыслился как одна из ее частей. Средневековая христианская культура: Окружающая человека природа кассматривалось как нечто сотваренное богом и более низкое чем сам человек, так как только он наделен божественным началом – душой. Более того , природа не редко мыслилась как источник зла, который нужно преодолеть или подчинить, а жизнь человека выступала как божественное начала (души) с греховным природным началом (телом). И это служило оправданием для негативного отношения к природе. Природа начиналась как нечто неодушевленное, противостоящее человеку и человеческому обществу. Эпоха возрождения: отношение к природе меняется, человек открывает для себя красоту и великолепие окружающей природы, начинает видеть в ней источник радости, наслаждения, вдохновения. Период становления промышленного капитализма: Природа начинает пониматься как объек интенсивной преобразовательной деятельности и как кладовая из которой человек может черпать без меры и без счета. Эти воззрения преобладали до середины 20 века, когда начали понимать всю опасность такого отношения к природе. Взаимодействие человека и природы Зависимость человека от природы, от естественной среды обитания существовала на всех этапах человеческой природы, но не оставалась постоянной, а изменялась диалектическим противоречивым образом. Четыре типа взаимодействия общества с природой: Присваивающий (для первобытного общества) Производящий (С начало аграрная экономика затем индустриальное производство) Подчиняющий (Капиталистический строй) НТР (Вторая половина 50х годов 20го века) Глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов в мире, породила ряд серьезных проблем, одной из которых является экологическая проблема. Сущность экологической проблемы состоит в отчетливо обнаружившемся и углубляющемся противоречии между производительной деятельностью человечества и стабильностью природной среды его обитания. Как отмечал основатель Римского Клуба А. Печчеи: «Истинная проблема человеческого вида в том что он оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу и приспособится к тем изменениям, которые сам внес в этот мир». Эти изменения являются плодом всей культурно-преобразовательной, и прежде всего, производственной деятельности. Масса всех искусственно созданных человеком неодушевленных предметов и живых организмов называется техномассой. Расчеты ученых показали, что техномасса производимая человечеством за 1 год составляет 10 в 13-14 степени, а биомасса производимая на суше 10 в 23. Из этих расчетов следует, что человечество создало искусственную среду, которая в 10 раз продуктивнее естественной среды. Это один из важнейших факторов, обуславливающий постановку перед человечеством экологической проблемы. В этой связи особую остроту приобретает распространение в окр среде производств и продукций, и особенно загрязняющих, вызывающих катаклизмы. Уже в обозримом будущем возможно ожидание потепления и таяния ледников, что послужит причиной для миллионов человек превратиться в экологических беженцев. Ученые свидетельствуют, что всякий биологический вид способен выжить в пределах достаточно узкой экологической ниши, т.е. совокупности различных условий и факторов окружающей среды. Человек это биологический вид, хотя и более универсальный, более адаптивный к изменениям в окр среде. Однако и его ресурсы в складывающейся ситуации исчерпываются. Причем воздействуют не только физические факторы (загрязнение), но и психологические. Римский клуб пришел к выводу, что главной причиной экологических проблем является НТП, ориентированный на безудержный рост потребления. В части интелегентного населения развитых стран можно отметить, что воспитание детей направлено не на стремление вырастить людей стрмящихся к безудержному обогащению, а наоборот к общечеловеческим ценностям, скорее наоборот слабые и развитые страны порождают акул империализма. Это соответствует тем предложениям философов которые выступают за переориентацию людей с мирских ценностей на ценности духовные. 2.6 Мифологическое сознание Происхождение слова «миф» - (греч.) «речь», «слово», «разговор». Простейшие формы мифа могут совпадать со словом. Однако, миф далеко выходит за рамки словесных выражений, повествования, сюжетов. Первая веха на пути развития мифического сознания от первобытного стада к общине – создает общности на основе определенных социальных связей. Укрепление их внутри общины и отделение ее от других общин. В условиях когда отсутствовали иные механизмы удержания, хранения и передачи коллективного опыта, единственным способом коммуникации был ритуал и слово (миф). Повторяясь из поколения в поколения первоначальный смысл мифов забывался, они принимались на веру, правило соблюдения ритуала и содержания мифа приобретали абсолютное значение. Вера – это не религиозная вера, а, доверие через внушение, которое тождественно чувству принадлежности индивида к коллективу общины. Миф характеризуется следующими сущностными характеристиками: принадлежность: миф всегда о чем-то (о мироздании, о человеке, об обществе, о социальных отношениях, о ценностях) синкретизм: в мифе отсутствует явное и отчетливое разграничение мысли о предмете и самого предмета, идеального и вещественного, знаний и художественных образов. В мифе все это слитно и не расчленено содержание мифа – предмет веры. Оно критике не подвластно и в логических обоснованиях не нуждается. Язык: миф имеет свой собственный язык, который обладает двумя свойствами: живоописующий (явление описываются в конкретных деталях описываемого) отсутствие конкретной достаточно высокой степени точности (это мысль в мире выражает общее через отдельное, особенное). функциональность: миф выполняет определенные функции: познавательное – миф описывает, рассказывает интересующее человека. Коммуникативное – через усвоение мифа индивид приобщается к той или иной общности Аксиологическое – миф передает, закрепляет, воспроизводит определенную систему ценностей, принятую в той или иной общности Регулятивная – миф через различные образы передает, закрепляет общественные нормы поведения, действий. Миф – это практическое руководство к действию. Первобытный человек осваивает свое бытие семантически – эмоционально. Следовательно, мифическое сознание не производит знания в объективно достоверной форме и не стремится к этому. Однако, современная исследовательская мысль упорна в своем стремлении приписать мифу определенную логику. Леви-Стросс: начальные и конечные стадии рассуждения противоположны и однозначны, а промежуточные – посредник между ними. В мифическом мышлении работает та же логика, что и в нормальном Прогресс не в мышлении, а в том мире, в котором жило человечество. Мифологическое сознание сейчас Мифологическое мировоззрение – такое мировоззрение, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном переживании лица, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. идеи о расовом и национальном превосходстве идеи о непогрешимости некоторых политических партий и бесконечной мудрости вождей. 2.7 Человек – предмет философского анализа Антропоориентированность философского знания: не есть очередная проблема, идея человека – стержень философского контекста в целом. Она проникла в различные философские области знаний. Первичность антропологии в генезисе философии. Чтобы начать познавать окружающий мир (гносеология), строить его онтологическую картину (онтологию), оценивать (аксеология), человек прежде всего должен был обосновать свою собственную отдельность от окружающей действительности, заглянуть в себя и затем уже с позиций самосознания проецировать собственную сущность на реальный мир. Философия должна ответь на вопрос: «Что есть человек?» – именно она. Специфика ответа на этот вопрос: указать сущность человека философию интересуют отличия человека от других сущностей, а сколько он есть сам по себе Философское значение всегда трансцендентно, следовательно человек в природе должен предстать как абстрактная идея человека. Рефлексия (наблюдение) над человеком – саморефлексия. Философское понимание стирает резкую грань между миром и человеком, создавая картину мира в человеке и человека в мире. Человек в его отношении к миру: объективистская концепция: мир объективен, не зависит в своем существовании и качествах от желаний субъектов и человеческих способов видения. Гегель, Маркс Учения этого типа очень высоко ценят роль познания в жизни людей, так как считают, что рациональное знание непосредственно связывает нас с истиной и показывает мир таким, как он есть. субъективизм: мир, общий для всех живущих, заменяется на множество «миров». Я сам себе вселенная Вся иная действительность преломляется через мое уникальное «Я». Следовательно, трудно сказать, есть ли что либо объективное. огромное пространство между двумя крайними полюсами и составляет поле философского поиска: что в мире от нас и что от самого мира? Что есть от субъективности и что от объективности? Что зависит от человека и что нет? философы, желая понять мир, одновременно стараются разобраться в том, возможно ли вообще его постижение и как именно возможно? Т.е. можем ли мы получать объективные знания о мире или все они субъективные? Два подхода: никаких общих точек зрения на мир и судьбы человека вообще быть не может. Возможно взаимопонимание между людьми, следовательно, можно формулировать единые общезначимые представления. Мир – сплав субъективного и объективного. Различные определения модели человека: единого как абсолютно верного нет и, вероятно, не будет. (Многие философы пытаются ответить.) Чаще всего ссылаются на отличающую характеристику на его разум Конец 19-го – начало 20-го веков – философия жизни. Человек – абсолютизирование иррационального начала. В то же время, философская антропология: Отец-Шиллер: человек в отличие от всего остального наделен духовной жизнью, что дает ему «внутри себя бытие» Плеснер: его собственное бытие скрыто от него может создавать собственные рефлексивные формы сознания – наука, искусство, философия, религия … формулирует свой внутренний мир. Самая очевидная специфика – приспособленность человека к жизни с помощью создания им второй природы. Однако, перечисление отличительных черт не решает проблемы определения, ибо всегда будет оставаться вопрос: не поискать ли еще какую характеристику? Чтобы снять эти вопросы, надо с самого начала задать основание, критерии, по которым все характеристики будут назначаться. В качестве такого основания предполагается считать то обстоятельство, что человека нельзя подвести под более широкое родовое понятие (под род живущего). Субъективность выводит человека из природы. Модель философского объяснения человека. Экзистенциализм. В центре его внимания практически одна большая проблема – проблема отдельного человека. Человек рассматривается вне связи с внешним, социальным миром. Марксизм. Человек – уникальный феномен. Он одновременно и природное и общественное существо. Способ бытия человека – его предметная деятельность. Исходные качества человека, как субъекта, открываются в практике. 2.8 Бытие человека: сущность и специфика Основной вопрос философии – вопрос об отношении мышления к бытию. Его решение зависит от расшифровки понятия бытия, рассмотрения его форм. Основные формы бытия: Бытие вещей Бытие человека. В мире вещей Специфически человеческое бытие Бытие духовное Бытие социальное Бытие человека в мире вещей Бытие отдельного человека и человека в целом специфично и уникально. Однако в этом бытие есть стороны существования, общие и для человека и для любой переходящей вещи природы. Следовательно, оправдан подход материализма и естественных наук: «человек как вещь среди вещей и тело среди тел», но только если сущность человека не сводится к жизни и проявлениям его тела. Тело человека – тело природы, и это делает человека конечным, переходящим (смертным) существом. К бытию человеческого тела относится все то, что относится к диалектике бытия: возникновение – становление - гибель переходящих тел природы. Относится к телу человека и то, что оно погибнув, не исчезает из бесконечной и непереходящей природы, а переходит в другое состояние 1-ой природы. Следовательно, проблема человеческого бытия включена в вопрос об эвалюции природы и генезисе, возникновении самого человека. Человек существует как тело в мире вещей, следовательно первичная предпосылка – существование тела (существование в соответствии с законами жизни, циклами развития и гибели организмов, с циклами природы…) удовлетворение его человеческих потребностей (пища, защита от холода) без этого вообще невозможно человеческое существование. Материализм придавал большое внимание данному факту: Подтверждается идея первичности материального по отношению к духовному Отсюда вытекают важные следствия относительно прав каждого отдельного человеческого существа (вылечивание, сохранения жизни, право иметь пищу, одежду, жилище) Подвластность человека всем законам жизни, и пержде всего наследственности Философия оправданно искала и ищет связь между телом человека и его психикой Следовательно, бытие отдельного человека – диалектическое единство тела и духа: Функционирование тела тесно связана с работой мозга и нервной системы, следовательно с психикой, с духовной жизнью индивида Работа духа зависит от здоровья тела человека Человек для самого себя не только 1-ая но и 2-ая природа. Мысли и эмоции – важнейшая сторона целостного бытия человека Существование человека как вещи в мире природы (мыслящей и чуствующей) – одна из первых предпосылок, побудивших людей к производству и общению (характерно для марксистской философии) Специфика человеческого бытия Особенность человеческого существования состоит в возникновении специфической, уникальной для живой природы «нежесткой» и неуниверсальной детерминации бытия человека со стороны его тела. Нежесткость Способность человека регулировать, контролировать свои фундаментальные потребности, удовлетворяя их не в простом соответствии с повелениями природы, а в пределах и формах, определенных обществом, историей, собственной волей и самосознанием индивида. Неуниверсальность Многие действия человека очень часто регулируются не эгоизмом телесных потребностей, а духовными, социальными мотивами. Специфика существования человека: в соединении пересечении взаимодействия 3- х относительно разных бытийственных измерений. Человек это: Данная мыслящая и чувствующая «вещь» (тело) Индивидуальная особь, эвалюцианировавшая к виду homo sapiens и взятая на данном витке его развития, существующего мира Социально – историческое существо Все 3 измерения, взятые в единстве – исходные характеристики бытия человека. Жизнь человека связанна с жизнью рода, следовательно для каждого из индивида есть место на едином “генеалогическом” древе человечества; каждое переходящее существование включено в необратимую историческую цепь человеческого бытия и цель бытия природы в эвалюции социального мира и образует одно из звеньев социально – исторического бытия. Человеческое бытие – реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных людей и поколений. Люди существуют до, вне и независимо от сознания каждого отдельного человека. Каждый из нас – реальность для самого себя: мы существуем, а вместе с нами реально существует наше сознание. Каково же место и значение бытия человека в целостном единстве бытия? Было немало философских идей и концепций, общий смысл которых: Человек не более чем песчинка в необозримом мире. Даже бытие человеческого рода – «краткий» эпизод в безграничной длительности мира Сейчас актуализируются другие идеи: млн.лет, столетия и даже десятилетия жизни человечества – важные «мнгновения», ибо они включены в уникальный «человеческий эксперимент», люди не только существуют в мире, но способны и влиять на мир и на самих себя. Но они способны познавать собственное бытие и бытие как таковое. Поэтому человек должен осознавать свою противоречивую роль в единой системе бытия и исполнять ее с большой ответственностью. Особенно тревожно стоит вопрос об ответственности каждого человека за судьбы человечества, за бытие человеческого рода и человеческой цивилизации, за планету земля. 2.9 Биологическое и социальное в человеке 1. Человек- часть природы и он характеризуется рядом биологических признаков а) Анотомические особенности как биологического вида: Прямая походка: позволяет человеку охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождает передние конечности Цепкие руки позволяют выполнять сложные и тонкие функции Взгляд, позволяющий видеть в 3-х измерениях Большой мозг и сложная нервная система Сложный механизм голосовых связок, строение гортани, губ, способ речи, языка Длительная зависимость детей от родителей Пластичность врожденных импульсов и потребностей, возможность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения. Б) Жизнь человека подчиняется биологическим законам Биоорганизация человека есть результат развития длинного ряда его предков (животное, обезъяна-люди, гомениды, современный человек) Человек, в отличие от животных, имеет такие биологические структуры, которые служат материальными предпосылками для развития чисто человеческих особенностей: возникают органы, позволяющие человеку трудиться (рука, мозг и прямая походка) 2. С другой стороны, человек – социальное существо. Человек обладает качественными надбиологическими образованиями, которые формируют социальную характеристику человека. К ним относят: труд, мышление, сознание, эмоции, воля. 3. На проявление многих биологических параметров могут влиять и социальные параметры, например продолжительность жизни. 4. Включенность человека сразу в 2 мира – в мир общества и в мир органической природы – порождает немало проблем, как касающихся актуального существования людей, так и связанных с объяснением самой природы человека. Какое из этих начал является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств, поведения, действий и как осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке Какое значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и группами людей 5. В ходе дискуссии о соотношении биологического и социального в человеке высказывается широкий спектр мнений, заключенный между 2 полюсами: Концепциями человека, которые принято называть биологеуатарскими (натуралистическими) сторонники которых абсолютизируют роль естественных, биологических начал в человеке (например расизм – в главном природа человека определяется рассовой принадлежностью, социал-дарвинизм – попытка объяснить явления социальной жизни, опираясь на учение Дарвина) Социологеуаторскими концепциями, в которых человек представлен как всего лишь слепок с окружающих его социальных отношений, их пассивное порождение (марксизм) 2.10 Человек в мире повседневности Повседневный мир 1. Не замечается людьми, очень привычен Всегда игнорировался В его рамках: и искусство, и наука, и мечта 2. Повседневность стала объектом внимания философов только в ХХ веке. Основоположник – Эдмунд Гуссерль – «жизненный мир» 3. Сфера понятий, теорий, чаще даже «более истинная» Но на самом деле, «мир теорий» – лишь часть повседневности, вырастающая из нее и становящейся ее собственной. Аналогично «мир искусства», «мир мечты и грезы», «мир потустороннего». Повседневность источник и вместилище любых других вариантов реальности Следовательно, мир повседневности – единый универсум, обладающий своими внутренними законами и характеристиками. 4. Интерсубъективность – лишь в общении, лишь в контакте с людьми 5. Обыденная действительность соткана из значений, которые мы придаем вещам и отношениям. 6. Интерпритация и переинтерпритация Проблема понимания Сложная внутренняя структура 7. Хотя и сложная структура, но единый функционирующий организм. Некоторое количество инвариантов, определенное актуальное отношение большинства членов общества к природе, к потустороннему и т.д… Они создают общее мировоззрение, исходную в основных чертах картину мира 8. Обыденный мир – мир прогматический: Люди заботятся о собственной выгоде, о качестве жизни и т.д. Целедостижения, связанные с межчеловеческими отношениями З-и практических самореализации в разных сферах деятельности 9. Рецептуарность, стандартность – важнейшие черты обыденного сознания Банальность 10. Специфика обыденного сознания На веру «общие места», «очевидности» «вокруг субъекта» – в противоречие с тем, что научно-теоретическое познание хочет получить знание как об объекте здравый смысл => оценивать меняющуюся ситуацию Обыденное сознание не сводится только к компоненту знания. Это мир переживания. Эмоционально-окрашенное состояние внутреннего мира 1. Экзист. проблемы рождаются в ходе повседневной жизни каждой личности. Повседневный мир никогда не обеспечивает полной безконфликтонсти развития сознания, т.к. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |