рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Философия

М.Вебер), т.е. фил направление, специально посвящ обоснованию в составе фил

знания духовных абсолютов и норм.

2.5 Общество и природа. Современная экологическая ситуация

Термин «Природа» служит для обозначения объективной реальности, всего того,

что существует. Высшее ее порождение и часть – человек. Природа делится на

2 части: Связанную с деятельностью человека и не связанную с ней.

Общество – представляет собой совокупность исторически изменяющихся форм

совместной деятельности людей, определенным образом связанных между собой и

образующих некоторую целостность на основе необходимости материального

производства в интересах ее (этой целостности) самосохранения, само

производства и саморазвития.

Природа как целое – вечна и бесконечна. Человеческое общество исторически

ограниченно как в пространстве так и во времени.

Человеческое общество не может возникнуть, существовать и развиваться вне и

независимо от природы.

Природа как условие жизни и развитие общества не является постоянной и

неизменной величиной.

Формы восприятия природы.

Античность: Природа понималась как подвижное , изменяющееся целое; человек

мыслился как одна из ее частей.

Средневековая христианская культура: Окружающая человека природа

кассматривалось как нечто сотваренное богом и более низкое чем сам человек,

так как только он наделен божественным началом – душой. Более того ,

природа не редко мыслилась как источник зла, который нужно преодолеть или

подчинить, а жизнь человека выступала как божественное начала (души) с

греховным природным началом (телом). И это служило оправданием для

негативного отношения к природе. Природа начиналась как нечто

неодушевленное, противостоящее человеку и человеческому обществу.

Эпоха возрождения: отношение к природе меняется, человек открывает для себя

красоту и великолепие окружающей природы, начинает видеть в ней источник

радости, наслаждения, вдохновения.

Период становления промышленного капитализма: Природа начинает пониматься

как объек интенсивной преобразовательной деятельности и как кладовая из

которой человек может черпать без меры и без счета. Эти воззрения

преобладали до середины 20 века, когда начали понимать всю опасность такого

отношения к природе.

Взаимодействие человека и природы

Зависимость человека от природы, от естественной среды обитания

существовала на всех этапах человеческой природы, но не оставалась

постоянной, а изменялась диалектическим противоречивым образом.

Четыре типа взаимодействия общества с природой:

Присваивающий (для первобытного общества)

Производящий (С начало аграрная экономика затем индустриальное

производство)

Подчиняющий (Капиталистический строй)

НТР (Вторая половина 50х годов 20го века)

Глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов

в мире, породила ряд серьезных проблем, одной из которых является

экологическая проблема.

Сущность экологической проблемы состоит в отчетливо обнаружившемся и

углубляющемся противоречии между производительной деятельностью

человечества и стабильностью природной среды его обитания. Как отмечал

основатель Римского Клуба А. Печчеи: «Истинная проблема человеческого вида

в том что он оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу и

приспособится к тем изменениям, которые сам внес в этот мир». Эти изменения

являются плодом всей культурно-преобразовательной, и прежде всего,

производственной деятельности. Масса всех искусственно созданных человеком

неодушевленных предметов и живых организмов называется техномассой. Расчеты

ученых показали, что техномасса производимая человечеством за 1 год

составляет 10 в 13-14 степени, а биомасса производимая на суше 10 в 23. Из

этих расчетов следует, что человечество создало искусственную среду,

которая в 10 раз продуктивнее естественной среды. Это один из важнейших

факторов, обуславливающий постановку перед человечеством экологической

проблемы. В этой связи особую остроту приобретает распространение в окр

среде производств и продукций, и особенно загрязняющих, вызывающих

катаклизмы. Уже в обозримом будущем возможно ожидание потепления и таяния

ледников, что послужит причиной для миллионов человек превратиться в

экологических беженцев.

Ученые свидетельствуют, что всякий биологический вид способен выжить в

пределах достаточно узкой экологической ниши, т.е. совокупности различных

условий и факторов окружающей среды. Человек это биологический вид, хотя и

более универсальный, более адаптивный к изменениям в окр среде. Однако и

его ресурсы в складывающейся ситуации исчерпываются. Причем воздействуют не

только физические факторы (загрязнение), но и психологические. Римский клуб

пришел к выводу, что главной причиной экологических проблем является НТП,

ориентированный на безудержный рост потребления. В части интелегентного

населения развитых стран можно отметить, что воспитание детей направлено не

на стремление вырастить людей стрмящихся к безудержному обогащению, а

наоборот к общечеловеческим ценностям, скорее наоборот слабые и развитые

страны порождают акул империализма. Это соответствует тем предложениям

философов которые выступают за переориентацию людей с мирских ценностей на

ценности духовные.

2.6 Мифологическое сознание

Происхождение слова «миф» - (греч.) «речь», «слово», «разговор». Простейшие

формы мифа могут совпадать со словом. Однако, миф далеко выходит за рамки

словесных выражений, повествования, сюжетов.

Первая веха на пути развития мифического сознания от первобытного стада к

общине – создает общности на основе определенных социальных связей.

Укрепление их внутри общины и отделение ее от других общин. В условиях

когда отсутствовали иные механизмы удержания, хранения и передачи

коллективного опыта, единственным способом коммуникации был ритуал и слово

(миф).

Повторяясь из поколения в поколения первоначальный смысл мифов забывался,

они принимались на веру, правило соблюдения ритуала и содержания мифа

приобретали абсолютное значение. Вера – это не религиозная вера, а, доверие

через внушение, которое тождественно чувству принадлежности индивида к

коллективу общины.

Миф характеризуется следующими сущностными характеристиками:

принадлежность: миф всегда о чем-то (о мироздании, о человеке, об обществе,

о социальных отношениях, о ценностях)

синкретизм: в мифе отсутствует явное и отчетливое разграничение мысли о

предмете и самого предмета, идеального и вещественного, знаний и

художественных образов. В мифе все это слитно и не расчленено содержание

мифа – предмет веры. Оно критике не подвластно и в логических обоснованиях

не нуждается.

Язык: миф имеет свой собственный язык, который обладает двумя свойствами:

живоописующий (явление описываются в конкретных деталях описываемого)

отсутствие конкретной достаточно высокой степени точности (это мысль в мире

выражает общее через отдельное, особенное).

функциональность: миф выполняет определенные функции:

познавательное – миф описывает, рассказывает интересующее человека.

Коммуникативное – через усвоение мифа индивид приобщается к той или иной

общности

Аксиологическое – миф передает, закрепляет, воспроизводит определенную

систему ценностей, принятую в той или иной общности

Регулятивная – миф через различные образы передает, закрепляет общественные

нормы поведения, действий. Миф – это практическое руководство к действию.

Первобытный человек осваивает свое бытие семантически – эмоционально.

Следовательно, мифическое сознание не производит знания в объективно

достоверной форме и не стремится к этому.

Однако, современная исследовательская мысль упорна в своем стремлении

приписать мифу определенную логику.

Леви-Стросс:

начальные и конечные стадии рассуждения противоположны и однозначны, а

промежуточные – посредник между ними.

В мифическом мышлении работает та же логика, что и в нормальном

Прогресс не в мышлении, а в том мире, в котором жило человечество.

Мифологическое сознание сейчас

Мифологическое мировоззрение – такое мировоззрение, которое основано не на

теоретических доводах и рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном

переживании лица, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным

восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных

процессов и своей роли в них.

идеи о расовом и национальном превосходстве

идеи о непогрешимости некоторых политических партий и бесконечной мудрости

вождей.

2.7 Человек – предмет философского анализа

Антропоориентированность философского знания:

не есть очередная проблема,

идея человека – стержень философского контекста в целом.

Она проникла в различные философские области знаний.

Первичность антропологии в генезисе философии. Чтобы начать познавать

окружающий мир (гносеология), строить его онтологическую картину

(онтологию), оценивать (аксеология), человек прежде всего должен был

обосновать свою собственную отдельность от окружающей действительности,

заглянуть в себя и затем уже с позиций самосознания проецировать

собственную сущность на реальный мир.

Философия должна ответь на вопрос: «Что есть человек?» – именно она.

Специфика ответа на этот вопрос:

указать сущность человека

философию интересуют отличия человека от других сущностей, а сколько он

есть сам по себе

Философское значение всегда трансцендентно, следовательно человек в природе

должен предстать как абстрактная идея человека. Рефлексия (наблюдение) над

человеком – саморефлексия.

Философское понимание стирает резкую грань между миром и человеком,

создавая картину мира в человеке и человека в мире.

Человек в его отношении к миру:

объективистская концепция:

мир объективен, не зависит в своем существовании и качествах от желаний

субъектов и человеческих способов видения.

Гегель, Маркс

Учения этого типа очень высоко ценят роль познания в жизни людей, так как

считают, что рациональное знание непосредственно связывает нас с истиной и

показывает мир таким, как он есть.

субъективизм:

мир, общий для всех живущих, заменяется на множество «миров».

Я сам себе вселенная

Вся иная действительность преломляется через мое уникальное «Я».

Следовательно, трудно сказать, есть ли что либо объективное.

огромное пространство между двумя крайними полюсами и составляет поле

философского поиска:

что в мире от нас и что от самого мира?

Что есть от субъективности и что от объективности?

Что зависит от человека и что нет?

философы, желая понять мир, одновременно стараются разобраться в том,

возможно ли вообще его постижение и как именно возможно? Т.е. можем ли мы

получать объективные знания о мире или все они субъективные?

Два подхода:

никаких общих точек зрения на мир и судьбы человека вообще быть не может.

Возможно взаимопонимание между людьми, следовательно, можно формулировать

единые общезначимые представления.

Мир – сплав субъективного и объективного.

Различные определения модели человека:

единого как абсолютно верного нет и, вероятно, не будет. (Многие философы

пытаются ответить.)

Чаще всего ссылаются на отличающую характеристику на его разум

Конец 19-го – начало 20-го веков – философия жизни. Человек –

абсолютизирование иррационального начала.

В то же время, философская антропология:

Отец-Шиллер: человек в отличие от всего остального наделен духовной жизнью,

что дает ему «внутри себя бытие»

Плеснер:

его собственное бытие скрыто от него

может создавать собственные рефлексивные формы сознания – наука, искусство,

философия, религия …

формулирует свой внутренний мир.

Самая очевидная специфика – приспособленность человека к жизни с помощью

создания им второй природы.

Однако, перечисление отличительных черт не решает проблемы определения, ибо

всегда будет оставаться вопрос: не поискать ли еще какую характеристику?

Чтобы снять эти вопросы, надо с самого начала задать основание, критерии,

по которым все характеристики будут назначаться. В качестве такого

основания предполагается считать то обстоятельство, что человека нельзя

подвести под более широкое родовое понятие (под род живущего).

Субъективность выводит человека из природы.

Модель философского объяснения человека.

Экзистенциализм. В центре его внимания практически одна большая проблема –

проблема отдельного человека. Человек рассматривается вне связи с внешним,

социальным миром.

Марксизм. Человек – уникальный феномен. Он одновременно и природное и

общественное существо. Способ бытия человека – его предметная деятельность.

Исходные качества человека, как субъекта, открываются в практике.

2.8 Бытие человека: сущность и специфика

Основной вопрос философии – вопрос об отношении мышления к бытию. Его

решение зависит от расшифровки понятия бытия, рассмотрения его форм.

Основные формы бытия:

Бытие вещей

Бытие человека.

В мире вещей

Специфически человеческое бытие

Бытие духовное

Бытие социальное

Бытие человека в мире вещей

Бытие отдельного человека и человека в целом специфично и уникально. Однако

в этом бытие есть стороны существования, общие и для человека и для любой

переходящей вещи природы. Следовательно, оправдан подход материализма и

естественных наук: «человек как вещь среди вещей и тело среди тел», но

только если сущность человека не сводится к жизни и проявлениям его тела.

Тело человека – тело природы, и это делает человека конечным, переходящим

(смертным) существом. К бытию человеческого тела относится все то, что

относится к диалектике бытия: возникновение – становление - гибель

переходящих тел природы. Относится к телу человека и то, что оно погибнув,

не исчезает из бесконечной и непереходящей природы, а переходит в другое

состояние 1-ой природы. Следовательно, проблема человеческого бытия

включена в вопрос об эвалюции природы и генезисе, возникновении самого

человека.

Человек существует как тело в мире вещей, следовательно первичная

предпосылка – существование тела (существование в соответствии с законами

жизни, циклами развития и гибели организмов, с циклами природы…)

удовлетворение его человеческих потребностей (пища, защита от холода) без

этого вообще невозможно человеческое существование.

Материализм придавал большое внимание данному факту:

Подтверждается идея первичности материального по отношению к духовному

Отсюда вытекают важные следствия относительно прав каждого отдельного

человеческого существа (вылечивание, сохранения жизни, право иметь пищу,

одежду, жилище)

Подвластность человека всем законам жизни, и пержде всего наследственности

Философия оправданно искала и ищет связь между телом человека и его

психикой

Следовательно, бытие отдельного человека – диалектическое единство тела и

духа:

Функционирование тела тесно связана с работой мозга и нервной системы,

следовательно с психикой, с духовной жизнью индивида

Работа духа зависит от здоровья тела человека

Человек для самого себя не только 1-ая но и 2-ая природа. Мысли и эмоции –

важнейшая сторона целостного бытия человека

Существование человека как вещи в мире природы (мыслящей и чуствующей) –

одна из первых предпосылок, побудивших людей к производству и общению

(характерно для марксистской философии)

Специфика человеческого бытия

Особенность человеческого существования состоит в возникновении

специфической, уникальной для живой природы «нежесткой» и неуниверсальной

детерминации бытия человека со стороны его тела.

Нежесткость

Способность человека регулировать, контролировать свои фундаментальные

потребности, удовлетворяя их не в простом соответствии с повелениями

природы, а в пределах и формах, определенных обществом, историей,

собственной волей и самосознанием индивида.

Неуниверсальность

Многие действия человека очень часто регулируются не эгоизмом телесных

потребностей, а духовными, социальными мотивами.

Специфика существования человека: в соединении пересечении взаимодействия 3-

х относительно разных бытийственных измерений. Человек это:

Данная мыслящая и чувствующая «вещь» (тело)

Индивидуальная особь, эвалюцианировавшая к виду homo sapiens и взятая на

данном витке его развития, существующего мира

Социально – историческое существо

Все 3 измерения, взятые в единстве – исходные характеристики бытия

человека.

Жизнь человека связанна с жизнью рода, следовательно для каждого из

индивида есть место на едином “генеалогическом” древе человечества; каждое

переходящее существование включено в необратимую историческую цепь

человеческого бытия и цель бытия природы в эвалюции социального мира и

образует одно из звеньев социально – исторического бытия.

Человеческое бытие – реальность, объективная по отношению к сознанию

отдельных людей и поколений. Люди существуют до, вне и независимо от

сознания каждого отдельного человека. Каждый из нас – реальность для самого

себя: мы существуем, а вместе с нами реально существует наше сознание.

Каково же место и значение бытия человека в целостном единстве бытия?

Было немало философских идей и концепций, общий смысл которых:

Человек не более чем песчинка в необозримом мире. Даже бытие человеческого

рода – «краткий» эпизод в безграничной длительности мира

Сейчас актуализируются другие идеи: млн.лет, столетия и даже десятилетия

жизни человечества – важные «мнгновения», ибо они включены в уникальный

«человеческий эксперимент», люди не только существуют в мире, но способны и

влиять на мир и на самих себя. Но они способны познавать собственное бытие

и бытие как таковое. Поэтому человек должен осознавать свою противоречивую

роль в единой системе бытия и исполнять ее с большой ответственностью.

Особенно тревожно стоит вопрос об ответственности каждого человека за

судьбы человечества, за бытие человеческого рода и человеческой

цивилизации, за планету земля.

2.9 Биологическое и социальное в человеке

1. Человек- часть природы и он характеризуется рядом биологических

признаков

а) Анотомические особенности как биологического вида:

Прямая походка: позволяет человеку охватывать взглядом окружающую

обстановку, освобождает передние конечности

Цепкие руки позволяют выполнять сложные и тонкие функции

Взгляд, позволяющий видеть в 3-х измерениях

Большой мозг и сложная нервная система

Сложный механизм голосовых связок, строение гортани, губ, способ речи,

языка

Длительная зависимость детей от родителей

Пластичность врожденных импульсов и потребностей, возможность

приспособления потребностей к средствам их удовлетворения.

Б) Жизнь человека подчиняется биологическим законам

Биоорганизация человека есть результат развития длинного ряда его предков

(животное, обезъяна-люди, гомениды, современный человек)

Человек, в отличие от животных, имеет такие биологические структуры,

которые служат материальными предпосылками для развития чисто человеческих

особенностей: возникают органы, позволяющие человеку трудиться (рука, мозг

и прямая походка)

2. С другой стороны, человек – социальное существо. Человек обладает

качественными надбиологическими образованиями, которые формируют социальную

характеристику человека. К ним относят: труд, мышление, сознание, эмоции,

воля.

3. На проявление многих биологических параметров могут влиять и социальные

параметры, например продолжительность жизни.

4. Включенность человека сразу в 2 мира – в мир общества и в мир

органической природы – порождает немало проблем, как касающихся актуального

существования людей, так и связанных с объяснением самой природы человека.

Какое из этих начал является доминирующим, определяющим в формировании

способностей, чувств, поведения, действий и как осуществляется взаимосвязь

биологического и социального в человеке

Какое значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия

между людьми и группами людей

5. В ходе дискуссии о соотношении биологического и социального в человеке

высказывается широкий спектр мнений, заключенный между 2 полюсами:

Концепциями человека, которые принято называть биологеуатарскими

(натуралистическими) сторонники которых абсолютизируют роль естественных,

биологических начал в человеке (например расизм – в главном природа

человека определяется рассовой принадлежностью, социал-дарвинизм – попытка

объяснить явления социальной жизни, опираясь на учение Дарвина)

Социологеуаторскими концепциями, в которых человек представлен как всего

лишь слепок с окружающих его социальных отношений, их пассивное порождение

(марксизм)

2.10 Человек в мире повседневности

Повседневный мир

1.

Не замечается людьми, очень привычен

Всегда игнорировался

В его рамках: и искусство, и наука, и мечта

2. Повседневность стала объектом внимания философов только в ХХ веке.

Основоположник – Эдмунд Гуссерль – «жизненный мир»

3.

Сфера понятий, теорий, чаще даже «более истинная»

Но на самом деле, «мир теорий» – лишь часть повседневности, вырастающая из

нее и становящейся ее собственной.

Аналогично «мир искусства», «мир мечты и грезы», «мир потустороннего».

Повседневность источник и вместилище любых других вариантов реальности

Следовательно, мир повседневности – единый универсум, обладающий своими

внутренними законами и характеристиками.

4. Интерсубъективность – лишь в общении, лишь в контакте с людьми

5. Обыденная действительность соткана из значений, которые мы придаем вещам

и отношениям.

6. Интерпритация и переинтерпритация

Проблема понимания

Сложная внутренняя структура

7. Хотя и сложная структура, но единый функционирующий организм. Некоторое

количество инвариантов, определенное актуальное отношение большинства

членов общества к природе, к потустороннему и т.д… Они создают общее

мировоззрение, исходную в основных чертах картину мира

8. Обыденный мир – мир прогматический:

Люди заботятся о собственной выгоде, о качестве жизни и т.д.

Целедостижения, связанные с межчеловеческими отношениями

З-и практических самореализации в разных сферах деятельности

9. Рецептуарность, стандартность – важнейшие черты обыденного сознания

Банальность

10. Специфика обыденного сознания

На веру «общие места», «очевидности»

«вокруг субъекта» – в противоречие с тем, что научно-теоретическое познание

хочет получить знание как об объекте

здравый смысл => оценивать меняющуюся ситуацию

Обыденное сознание не сводится только к компоненту знания. Это мир

переживания. Эмоционально-окрашенное состояние внутреннего мира

1. Экзист. проблемы рождаются в ходе повседневной жизни каждой личности.

Повседневный мир никогда не обеспечивает полной безконфликтонсти развития

сознания, т.к.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.