рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Философия

опред периоды времени. Причем мыслит не мозг, а чел. при помощи мозга.

Сознние - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью

функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении

действительности.

Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках

основного вопроса, за ними - нет. За этими пределами противопоставл

относительно., ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из

свойств материи и , следовательно, неразрывно связано с материей. Абсол

противопоставление мат и созн ведет к тому, что созн выступает как некая

самост субстанция, сущ наряду с материей. Сознание есть одно из свойств

движ материи, есть особое свойство высокоорг материи. Это означает, что

между созн и материей сущ и различие, и связь, и единство.

Различие - сознание не есть сама материя, а лдно из ее свойств.

Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме

от этих объектов, как идеальные их копии.

Единство и связь - Псих явления и мозг тесно вязаны как свойство и мат

субстрат, кот это свойство принадлежит и без кот оно не сущ. С др стороны

возникающие в созн псих образы сходны по содержанию с вызывающими их матер

объектами.

Сущностью созн является его идеальность,кот выражается в том, что составл

созн образы не обладают ни свойствами отрадаемых в нем предметов, ни

свойствами нервных процессов, на основе кот они возникли.

Идеальное выступает как момент практического отношения человека к миру,

отношения, опосредованного формами, созданными предшествующиим поколениями

- прежде всего способеностью отражать в матер формах языка, знаков, и

превращать их посредством деятельности в реальные предметы.

Идеальное не явл чем-то самостоятельным по отношению к созн в целом: оно

характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане

идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения.

Такое пониманиеимеет смысл только при изучении соотнош материи и созн,

отнош сознания к мат миру.

Идеальное и матер не разделены нероходимой гранью, Идеальное есть ни что

иное, как материальное, прерсаженное в чел голову и преобразованное в ей.

Такое преобр материального в идеальное производит мозг.

Сознание сущ не всегда. Оно возникло в ходе истор развития материи,

усложнения ее форм, как свойство высокоорганиз матер систем.

Материи присуще свойство, сходное с созн - отражение. Отражением облад все

мат образования. Оно явл моментом любого взаимодействия. Отраж - это

изменение одного явления под воздействием другого. В неживой природе

распроствранены изоморфные отражения - отпечатки , следы...

Как свойство жив организмов выступает раздражимость. Дальнейший этап

развития форм отражения после раздражимости связан с возникновением

чувствительности, т.е. способности иметь ощущения, отражающие свойства

предметов, воздействующих на организм. Ощущ составляют нач форму психики.

Психика - это способность ж существ создавать чувственные и обобщеные

образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим

потребностям.

Под психикой чел понимается вся совокупность явлений и состояний его

внутреннего мира.Сознание является частью психики. Психика охватывает не

только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.

2. Проблемы соиальной философии

2.1 Общество как предмет философского анализа

Общество можно анализировать по-разному. Рус мыслитель А.А.Богданов(1873-

1928), например, рассматривал общество со стороны организации и управления.

“Всякая чел деятельность явл организацией или дезорганизацией. Это значит:

всякую чел деятельность - тех, обществ, художеств - можно рассматривать как

некий материал организационноо опыта и исследовать с организ точки зрения”

В основе соц фил могут лежать различные подходы, тогода соотв получаются и

различные модели. Рассмотрим некоторые из них.

В 17-18 вв. шир распространение получила натуралистическая концепция

толкования общ жизни. Эта концепция требует объясн соц явлений

исключительно действием прир закономерности: физич, географ, биологич...

Шарль Фурье (франц социалист-утопист) - пытался создать соц науки из

закона всемирного тяготения Ньютона. Соц теория - есь часть теории

всемирного единства, основанной а принципе притяж по страсти, всеобщей

закономерности, обуславл прир склонность чел к какому-либо виду

коллективного труда.

Высшие формы бытия натурализм сводит к низшим. Человек сводится до уровня

исключ природного сущ-ва. При этом челов поведение жестко включается в цепь

прир причин и следствий, свободе не остается маста и концепция соц событий

принимает фаталистическую окраску. В системе Гоббса Свобода всего-лишь

модификация необходимой причины. “Каждое добровольное действие явл

вынужденным”, “все действия необходимы”.

Еще одним недостатком натур подхода явл то, что он рассм чел-ка как некий

социальный атом, а общество как механич агрегат таких атомов, замкнутых

исключ на своих интересах.

Иными словами натурализм замечает в чел только природную субстанцию. В р-

те и чел связи обретают прир характер. Общество призается, но в кач

цементирующего начала берется или польза (просветители 17-18вв), или

половая любовь (Феербах). Общество в натурал фил характеризуется как

всеобщность, связующая множество индивидов лишь прир узами. Но в этом

случае каждый волен защищать свою природу вопреки сущ моральным принципам,

ибо последние не вытекают из прир чел-ка. Теор обоснование этой исключит

эгоистической жизн позиции дал нем фил Макс Штинер в книге “Единственный и

его собственность”.

Идеализм наоборот слишком отрывает чел от природы, превращая дух сферу общ

жизни в самост субстанцию. На практике это означает следовать принципу

“мнения правят миром”. Идеал в принципе не отриц объективного фактора

истории. Однако развитие общества полностью определяется действием мирового

разума или волевая активность человека. В первом случае в соц фил вносится

фатализм, а во втором - обосновывается чисто субъективистское понимание

истор хода.

В неокот фил системах содержалось полож начало в подходе к чел и истории.

Оно закл в обосновании своб субъекта, его творческой активности.Как бы ни

понималась духовность, никто не мыслит ее без нравственности, последняя

предполагает наличие свободы. Духовно нравственным может быть тоько своб

человек.

В свете данной концепции Человек как моральное существо не нуждается ни в

каких приманках или принуждении, ибо подлинно нравтенный мотив порождается

своб волеизъявлением личности. Этот мотив заключ в том, чтобы челов

выполнил свой мор долг, не ожидая компенсации ни в этом , ни в ином мире.

Главным недостатком идеал концепций явл отрыв слова от дела, теории от

практики, идеала от интереса... А когда символ господствует над бытием

(будь это образ светлогшо будущего или всемогущей техники), цель непременно

подменяется средством, а мудрость - рассудком.

Диал материализм. Общ жизнь - высшая форма движ материи. Хоть общество и

явл живой сист оно качественно отлич от др живых систем, выступает и как

объект и как субъект мат действительности.

Диалектико - материалист понимание истории начинается с решения основного

вопроса фил в применении к обществу. “Сознание людей зависит от их бытия”.

Это утверждение вытекает из простого факта, что “люди в первую очередь

должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии

заниматься политикой, наукой, искусством, религией...” А для этого нужно

трудиться, производить мат блага.

Итак сущность мат понимания истории остоит в том, что:

производство и вслед за ним обмен его продуктов составл основу всякого общ

строя.

истор процесс, общ бытие носят объект характер

главной движ силой, преобраз жизнь общества, являются народные массы.

средства для измен сущ положения вещей нужно открывать в наличных матер

факторах производства.

Соц законы и категории. Объективная основа и границы чел свободы.

В отличии от природной социальная закономерность имеет ряд специф черт:

1.Общ отношения приним форму общ интересов, потребностей, целей. А это

значит что соц законы - зак не только мат, он и духовной деятельноси.

2.Поскольку общество одновр является и объектом и субъектом, соц зак - это

зак челов деятельности. Без чел деят, которая генетически превична, нет и

не м.б. соц закономерноси. История - это деятельность преследующего свои

цели человека. 3.Соц законы по хар своей деят - статистические. 4.

Спецификой соц законов явл их историчность. Вследствии того, что соц

эволюция протекает боле быстрыми темпами, чем эвол природы, общ отношения и

формы культуры более подвижны чем геолог периоды. Соц оргаизм очень

диамичен, и его зак позволяют уловить лишь общую тенденцию развития, а это

создает малую вероятность установлеия строгих сроков наступления событий.

Соц законы:

1. закон определяющей роли способа роизводства по отнош к др сферам

деятельности.

2. закон опред роли эконом базиса по отнош к надстройке

3.законсоотв производственных отношений уровню и характеру произв сил.

4. закон прогрессивной смены общ-эконом формаций

5. закон социальной революции

6.закон возрастающей роли нар масс в истории

7. закон относительной самостоятельности общ сознания.

8. закон возвышения потребностей.

Сущ большое кол-во соц законов частного порядка, кот действуют в опред

сферах общества. Но в люб случае независмо от масштаба действия соц законы

отражают наличие соц необходимости и объект хода общ жизни.

Действия соц законов конкретизируются фил категориями: соц материя, соц

время, соц пространство, соц противоречие, соц отрицание, соц революция,

общ бытие и общ сознание. Свобода и необходимость, базис и надстройка, общ

формация, способ производства...

Критеий объективности соц жизни заключается в наличии соц преемственности,

так как каждое поколение начинает с той реальной основы, кот ему досталась.

“Люди е меют своб в выборе своих производительных сиол, кот образуют основу

всей их истории, так как всякая производ сила есть приобретенная сила,

продукт предшеств деятельности.

Тогда имеет ли место свобда в обществе? В чем же она выражается, если сущ

соц законы, выражающие объективный, необходимый ход истории? В природе

необходимости противостоит случайность. В обществе с ей соотносится

свобода. Свободе враждебны не законы, а беззаконие, хаос. И необходимость и

свобода в равной степени объективны, хотя их функц нагрузка и различна.

Необходимость отражает нечто устойчивое, сохраняющееся, что выраж в законах

сохранения. Свобода же отражает развитие, появление нового, новых

возможностей, но на базе необходимости. Необход выражает наличное, а

свобода схватывает будущее, каким мир должен или может быть.

Мир история - это процесс возрастания степени свободы, но в каждый истор

период она имеет свои границы. Свобода многолика, но сущность едина -

наличие разнообразных возможностей.

2.2 Общество как система. Сфера общественной жизни.

1. Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг

с другом, которая образует определенную целостность, единство.

Основные системные принципы:

Целостность

Несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и

невыводимость из последних свойств целого.

Зависимость любого элемента, свойства и отклонения системы от его места,

функций и т.д. внутри целого.

Структурность:

Возможность описания системы через установление ее структуры, т.е. сети

связей и отношений.

Обусловленность поведения системы не столько поведением отдельных

элементов, сколько свойствами ее структуры.

Взаимозависимость системы и среды (Система формирует и проявляет свои

свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом идущим

активным компонентом взаимодействия).

Иерархичность (Любой компонент системы в свою очередь может рассматриваться

как система, которая будет представлять собой один из компонентов более

широкой системы.

Множественность описания системы (в силу принципиальной сложности,

адекватное познание системы требует построения множества различных моделей)

2. Общество есть сложное структурное целое. Условно его можно разбить на 4

большие сферы:

Экономическая (материально-производственная) единство производства,

потребления, обмена, распределения материальных благ, материальных условий

жизни людей:

Компоненты:

I. Труд как комплексное социальное явление (социальная реальность, в

которой и через которую действуют, функционируют законы материально-

производственной сферы)

II. Способ производства материальных благ (раскрывают сущность материально-

производственной деятельности человека)

III. Механизм функционирования материально-производственной сферы в целом

(проблема хозяйственного механизма, ориентиров, общих целей материального

производства)

Социальная – этническая общность людей (род, племя, национальность, нация

…), различные классы (рабочие, буржуазия, крестьяне).

Т.е. эту сферу образуют различные социальные общности. Социальная философия

изучает законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые,

большие группы людей, относящиеся между этими группами, их связи и их роль

в обществе.

Эти законы и составляют содержание особой области общественной жизни его

социальной сферы.

Политическая

на какой бы стадии не оказалось общество, его жизнь, развитие никогда не

осуществляется без определенного сознательно управляющего начала, ему

присуще всегда и везде определенные формы управления.

Сами эти формы в различные периоды общественной истории имеют разную

степень развитости.

На определенных этапах они образуют целую специфическую систему

общественных институтов управления, включающие в себя самые различные

органы.

Совокупность этих институтов отражается в категории политической сферы

общества.

Социальная философия изучает общие законы, складывание форм, видов, типов и

т.д. политического и др. управления обществом, связи этих форм с друг

другом, образование целостной системы политического управления, законы ее

развития, функционирования, место политического управления в обществе, его

связь с ним.

Духовное

она включает философию, религию, художественные, правовые политические,

этические и другие воззрения людей, а также их настроение, эмоции,

представления об окружающем мире, традиции, обычаи и т.д.

все эти элементы находятся во взаимной связи и взаимодействии.

Элементы духовной сферы характеризуются тремя отличительными признаками.

основываются на формах общественного сознания.

Включают определенные типы духовной деятельности.

Есть институтолизированные подсистемы общества.

3. Эти сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимообуславливают друг

друга

они постоянно меняются, совершенствуются, развиваются

разные сферы выполняют разные функции

сферы влияют друг на друга, следовательно и на все историческое развитие

4. Сферы общественной жизни представляют собой основные элементы общества,

а их взаимосвязи образуют его основную структуру.

между тем общественые организации дифференцируются не только на основные

сферы

в его составе имеются и более мелкие первичные звенья, своего рода

элементарные частицы

рассмотрение этих частиц позволит углубить и конкретизировать представление

об обществе, о его структуре.

Признаки элементарных частиц:

относительная простота и неделимость

имеют исключительно широкий ареал общественного существования (т.е.

пронизывают многие сферы)

они представляют собой «кирпичики», из которых определенным образом

«строятся», воспроизводятся более сложные общественные органы

Наиболее часто выдвигаются такие элементарные частицы:

общественные субъекты

его виды деятельности

общественные отношения

5. Цель системного анализа заключается в создании теоретической модели

общества, отражающие его сущностные черты через раскрытие взаимосвязи и

взаимообусловленности его основных элементов, роли любых из них в его

функционировании и развитии.

2.3 Общество в историческом измерении

Жизнь человеческого общества это не только сохранение и воспроизведение

общественных структур, она развернута во времени и социальном пространстве

и представляет собой исторический процесс. Этот процесс не имеет никаких

антрактов, охватывает всю историю человечества, начиная от первых шагов

обезьяноподобных предков и кончая сложными зигзагами XX-го века.

Естественно возникает вопрос: что собой представляет собой история

человечества?

Направленность и смысл человеческой истории

По каким законам происходит развитие

Кто делает историю?

О направленности и смысле истории, прогрессивен ли прогресс?

деградация с развитием цивилизации берет начало с древности, христианство:

трактовка всемирного потопа как наказание за грехи.

Цикличность – от Гераклита. Различные общества многократно проходят

замкнутые циклы зарождения, подъема, упадка и гибели.

Восходящее поступательное развитие истории: Кант, Гегель, Маркс.

Во имя чего совершается исторический процесс, т.е. смысл исторического

процесса и цель.

Цель ставит человек и в соответствии с ней он определяет смысл.

Сейчас цель:

установление нового мирового порядка, основанного на праве

свобода человека и осознание индивидом его свободы; как обеспечивать

наибольшую возможность свободы для всех

необъектированные формы существования людей, а в субъективном мире человека

– индивидуального счастья

Формационный и цивилизацонный подходы к пониманию исторического процесса:

Формационный: Маркс, Энгельс.

История – объективный, естественный исторический процесс смены формаций.

Функционирование и время существование формаций зависит от развития

материального производства. Маркс не утверждал глобальности такого

характера, это сделали его последователи. Неудовлетворенность формальным

пониманием исторического процесса, из-за того, что в формации экономические

отношения определяют все другие (понимание в духе экономического

материализма).

Цивилизационный.

Не только экономические моменты, но и социально-культурные измерения

общества, духовное отношение. Нерерывность эволюционность развития.

Если в 1) – есть предопределенность, направленность, то в 2) –

многоваринтности истории

В случае формационного человек оказывается не у дел, перестает быть

действительным субъектом истории, он накрепко привязывается к некоей

объективности как к совокупности явлений и процессов, законов их развития,

существующих «независимо от воли и сознания людей». Свобода человека

ограничивается рамками экономической необходимости.

История – продукт деятельности людей, каждый из которых преследует свои

цели и интересы.

История – единство субъективного и объективного,

независима от воли и желания людей,

их история (Дальше у Ольги)

Кто делает историю? (Много кто задумывается над этим).

народ

роль личности: каждая личность, создающая материальные блага или духовные

ценности, играет определенную роль

выдающиеся личности. (Это политики и государственные деятели, полководцы,

великие ученые, деятели литературы и искусства).

2.4 Религия как социальный феномен: сущность специфика функции

Взаимоотнош между религией и фил исторически изменчивы и разнообразны.

Если мат линия фил противопоставляет себя религ мировоззрению, то различные

направл идеалист фил неоднократно вступали в союз с теологией, что

выражается в формировании утонченных, рафинированных форм религии. Наиболее

тесным этот союз оказался в традициях восточной культуры, в кот не всегда

даже призается различие между фил и рел как отдельными формами общ

сознания. Так, буддизм нередко трактуется как религиозная философия.

Однако и в Европ культуре взаимоотнош между рел и фил неоднозначны. В

античности рел представления входили в состав фил в качестве ее необход

компонента, в средние века, напротив, ситуация была такова, что уже религия

включала в себя фил.

Действит расчленение фил и рел на обособленные формы произошло лишь на

рубеже средневековья и нового времени. Фил, как и зародившаяся в то же

время новоевроп наука, е сразу вступила в идеолог конкуренцию с рел, между

ними как бы были разделены сферы влияния. при сохранении обнако верховного

авторитета религии. Была официально принята концепция 2 истин. Одна от

бога, а др от человека. Так возник деизм - учение о том, что бог, сотворив

материю и установив нравственные абсолюты, в дальнейшем е вмешивается в

события мира, и поэтому чел может и должен познавать прир и философски

размышлять о конкретных воплощениях абсолюта в истор реальность вне зав-ти

от бога.

Впоследствии фил постепенно приобрела мощный потенциал и стала реально

претендовать на замещение центрального места религиии. Согласно максизму,

религия есть остаточная форма общ сознания, кот будет сохраняться до тех

пор, пока вследствии развития соц-эконом структур общества состороны др

форм общ сознания и прежде всего со стор самой фил не будет предложеа

система ценостей, необходимая для удовлетворения объективных потребностей

духа, лежащих в основании устойчивых религ представлений.

Значит часть идеалист течений фил стремится к синтезу рел и фил. Можно

выделить 2 причины такого стремления: гносеологическую и аксиологическую.

Гносеолог причины вязаны с трудностями истолкования фундамент достижений

естеств наук конца 20в. Недаром многие физики 20 в склонялись к идеализму а

папа римский неоднократно проповедывал, что достиж современой физики

прямопоказывают сущ бога. Соврем теологи подвергают текст библии все новым

толкованиям, чтобы связать ее с научными представлениями.

Однако основной является аксиологическая причина. Кризисы нашего века с

его 2 мировыми войнами, опастность ядерной войны, и истощения ресурсов,

непредсказуемые проявления массовой психологии, потерявшей твердую систему

дух ценностей - все это не могло не сказаться на фил исканиях. Не

подкрепленный новыми ценностями тказ от религии дорого обошелся

человечеству. Человек почувствовал себя одиноким в мироздании, потерял

нравств основу, ощутил себя психологически обделенным в мировоззреии.

Идеалист фил 20в стремится восполнить эту эмоционально-душевную пустоту,

восстановить свойственную религии устойчивое психолог равновесие. Таковы

фил жизни (А.Бергсон), экзистенциализм (М.Хайдегер, К.Ясперс...), учение

П.Тейара де Шардена - фр ученого фил и теолога, стремившегося осмыслить чел

как цель эвол развития природы. Показателен тот факт, что имено в 20 в.

начала бурно развиваться аксиология - учение о ценностях. (М.Шелер,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.