рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпора к канд. минимуму по философии

Шпора к канд. минимуму по философии

Составители:

Гавриков Михаил Александрович

Киселев Михаил Григорьевич

Составители выражают благодарность всем авторам шпор по философии,

выложивших свои работы в интернет.

b 1---------- 3

1. Философия, ее предмет и функции. Философия и культура. 3

2. Платон. "Апология Сократа". 3

b 2---------- 3

1. Духовно-практическое освоение мира. 3

2. Философия эпохи Возрождения. 4

b 3---------- 5

1. Природа человека и смысл его существования. 5

2. Философия Средневековья. Теоцентризм в понимании мира, человека,

искусства. Августин Блаженный и Фома Аквинский. 5

b 4---------- 6

1. Человек в мире культуры. Запад, Восток, Россия в диалоге культур. 6

2. Основные идеи западноевропейской философии ХVII-ХVIII веков. Новый

менталитет, его влияние на создание высоких технологий. 7

b 5---------- 12

1. Метафизические проблемы познания (Бог, душа, свобода и т.п.) 12

2. П.Я.Чаадаев. Философические письма. Письмо первое (Россия и Запад) 12

b б---------- 1. Диалектика научного прогресса и современный мир. ВОПРОС

ДУТЫЙ!!!!!! 13

2. Школа Сократа, Платона. Учение Платона об идеях, человеке и его душе.

"Идеальное государство", место в нем искусства. 13

b 7---------- 15

1. Сознание и бессознательное. Маркс и Фрейд. 15

2. Ф.Бэкон. "Новый органон" ч. I (сущность эмпирического метода познания)

18

b 8---------- 18

1. Механицизм и математизация науки. Перспективы и трудности. 18

2. Философия Аристотеля. "Первая Философия". Учение о мире и познании.

Социально-политические взгляды. Нормативная эстетика. 19

b 9---------- 20

1. Истина и заблуждения в истории науки. Догматизм, релятивизм и

конвенционализм. 20

2. "Коперниковский переворот" И.Канта в гносеологии. Этика Канта. 21

b 10---------- 23

1. Теоретическое и обыденное сознание. Знание и мнение в древнегреческой

философии. 23

2. Н.А.Бердяев. Воля к жизни и воля к культуре (соотношение культуры и

цивилизации). 24

b 11---------- 25

1. Субьект и объект в познании. 25

2. Философия французского Просвещения (Вольтер, Руссо) и французского

материализма (Дидро, Гольбах, Ламетри и Гельвеции). 25

b 12---------- 27

1. Личность. Проблемы свободы и ответственности. 27

2. Рационализм, его основные принципы (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц).

27

b 13---------- 29

1. Проблема научных революций в современной философии науки. 29

2. Гегель. Энциклопедия философских наук (общий анализ структуры и

основных проблем). 30

Билет №14 31

1. Проблема отчуждения. Исторические трансформации отчуждения. 31

2. Докритический период в творчестве И.Канта. 32

b 15---------- 33

1. Научные истины и социокультурные ценности. Идеология и социальная

обусловленность знания. 33

2. Основные этапы развития русской философии и их характеристика. 34

b 16---------- 35

1. Формы и методы научного познания. Критерии научности в процессе

развития знаний. 35

2. Корпускулярная философия М.В.Ломоносова. 37

b 17---------- 37

1. Диалектика абстрактного и конкретного в познавательном процессе. 37

2. Сенсуализм в поисках основы познания и поведения человека (Ф.Бэкон,

Т.Гоббс, Дж.Локк, Д.Беркли, Д.Юм). 37

b 18---------- 39

1. Догматизм, агностицизм, скептицизм и научное знание. 39

2. Атомизм Левкиппа и Демокрита. Демокрит о человеке, мудрости, культуре.

41

b 19---------- 42

1. Эстетическая сущность дизайна. 42

2. Древнеиндийская философия. Буддизм и современный мир. 42

Человек, следующий Дхарме, похож 42

b 20---------- 47

1. Эстетическая сущность художественно-промышленного конструирования. 47

2. Космоцентризм древнегреческой философии. Учение о бытии и познании.

Тождественность природы и общества, нравственных и правовых норм. 47

b 21---------- 48

1. Древнекитайская философи. Конфуцианство и даосизм. 49

b 22---------- 52

1. Природа и сущность эстетического отношения человека и общества к миру.

52

2. Система и метод философии Гегеля. Проблемы культуры и истории. 52

b 23---------- 53

1. Биологическое и социальное в человеке. 53

2. Возникновение и развитие философии марксизма. 54

b 24---------- 56

1. Рационализм и наука. 56

2. Метафизика всеединства Вл.Соловьева. 56

b 25---------- 57

1. Проблемы и перспективы современной цивилизации. Человечество перед

лицом глобальных проблем. 57

2. Р.Декарт. Рассуждения о методе (основные принципы рационализма) 58

b 26---------- 59

1. Роль науки в развитии техники и высоких технологий. 59

2. Философия русского космизма (Н.Федоров, В.Вернадский, К.Циолковский,

и.Чижевский). 61

b 27---------- 61

1. Проблемы современного информационно-технического общества. см.

Книги. Вопрос болтологический. 61

2. Русский религиозно-философский "ренессанс" (Н.Бердяев, С.Булгаков,

Я.Флоренский, В.Розанов и др.). 63

b 1----------

1. Философия, ее предмет и функции. Философия и культура.

Философия (дословно "любовь к мудрости") - это наука (т.к. есть изучаемый

предмет и методы изучения). Сейчас у философии выделяют следующие

функции: мировоззренческая, обобщающе-научная, методологическая,

тренировка "культуры мышления", альтернатива религии (в философии

отсутствуют обряды, ритуалы, в суе упомянуть про Фен Ю Лань). Задачи и

функции философии со временем менялись (античность - объяснить мир, ср.

века - обосновать главенство церкви, СССР- ... ну и т.д.), но предмет

оставался один, мир (в широком смысле). Роль философии в прошлом

(колыбель науки), сейчас (гимнастика для ума, заменитель религии).

В свете нынешних тенденций философия -"воспитатель"

культуры. Культура (личная) - более широкое понятие (мировоззрение, вкус,

и т.п.). Путь через философию к культуре один из наиболее простых.

философии - первооснова (необходимая, но не достаточная) социальной

культуры, хотя вместо философии может. применены мифология или религия.

2. Платон. "Апология Сократа".

Про жизнь и учение Платона и Сократа см. билет 6. "Апология Сократа" -

литературное произведение Платона. По сути это монолог Сократа на своем

последнем суде. Сократ здесь представляется мудрым праведным человеком,

который пострадал за свою праведность. Рассказ имеет следующую

эмоциональную окраску: праведного человека за его праведность приговорили

к смерти (что, в общем, так и есть, т.к. Сократа судили за его "учение",

а не за прочее "Мирское деяние"), хотя он и доказал свою не виновность,

но его, все равно приговорили к смерти.

Краткий пересказ произведения (по логическим пунктам):

- После обвинительных речей Сократ признает, что обвинитель говорили с

мастерством "чуть было он сам в эти речи не поверил", но все это ложь и я

это докажу.

- Сократ извиняется за свой стиль речи, мол к другому на базарах не

привык, а переучиваться поздно.

- По сути есть два сорта обвинителей, те что клеветали раньше, и те, что

клевещут теперь. Сначала, защищусь от прошлых.

- По сути вся мудрость Сократа - это называть незнанием то что не знает.

И беды его от того, что он начиная говорить с "мудрыми" людьми доказывал

в результате споров, что этот чел. не мудр.

- В подтверждение приводит притчу, в которой Сократа назвали самым

мудрым, и он начал выяснять а не мудры ли другие, так он говорил с

политиками, затем с представителями искусства, и с ремесленниками. В

результате пришел к выводу, что все они что-то знают лучше других и от

того думают, что они самые умные, но это не так и он им это доказал. За

это его и не любят.

- Молодые люди, которые слушают его, слушают по собственной воли, денег

не платят. Подражают Сократу в спорах, ставя себя мудрыми, хотя на деле у

них нет фил. учений, и чтоб прикрыть самих себя клевещут на Сократа.

- Защита с прошлыми обвинителями закончена, начинается защита от нынешних

(от Мелита). Текст обвинения "Сократ преступает законы тем, что портит

молодежь, не признает богов, которых признает город, а признает другие,

новые божества."

- Сначала Сократ доказывает, что он не портит молодежь, по крайней мере

сознательно, => на суд его позвать не могут, он может портить молодежь

бессознательно (с чем он, тоже не согласен),по не знанию, но за это

увещевают, а не приговаривают к смерти.

- Далее доказывает, что он не может верить в другие божества, не веря в

богов.

- Считает не приемлемым для себя принимать свою жизнь в расчет, т. к.

благородный человек этого не делает (например, на поле брани). Приводит

пример из своей жизни, как он с риском для своей жизни (когда пребывал на

выборных должностях), отстаивал правду.

- Сократ для Афин, как овод для отъевшегося коня: подгоняет, жалит,

исправляет.

- Умолять судей он не будет, т.к. не должно это и оскорбляет как

просителя, так и просимого.

- Сократа признали виновным. Он рассуждает, что так и должно быть, коль

скоро на слушенее отведен всего один день, и рассеять сложившиеся домыслы

за такое время не возможно. В наказание он себе выбирает почести, ну а

если серьезно то заплатить он ни чего не может т.к. живет в бедности, но

его поручители (в том числе и Платон) советуют предложить 30 мин.

- Сократа приговорили к смерти. Он не огорчился, т.к. гибнет правда, а не

он. Пообщался со своими единомышленниками на несколько отвлеченные темы.

На прощание, перед смертью он сказал: "Но уже пора идти отсюда, мне -

чтобы умереть, вам - чтобы жить, а кто из нас идет на лучшее, это никому

не ведомо, кроме бога"

b 2----------

1. Духовно-практическое освоение мира.

Функции философии (для этого вопроса важна мировозренческая). Существует

Религозное, философское, мифологическое мировозрение. Исхолдя из этих

мировозрений человек имеет специфику духовно-практического освоения мира.

Ну и далее в книги.

2. Философия эпохи Возрождения.

Возрождение - философ.и социолог.учения в эпоху становления раннего

буржуазного общ-ва (в основном в Италии) 14-17вв. Официальной философией

в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма,

значительные достижения в области естествознания привели к тому, что

философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее

развития приобрела антисхоластическую направленность. Успехи

географические, в медицине, научная анатомия, возникновения символов в

математике. сломлено господство церкви (Декамерон, Гаргантюа, Эразм

Роттердамский). Сначала искусство и и Италии, затем везде. Особенности 1)

отрицание книжной мудрости и схоластики, словопрений и изучение самой

природы ; 2) материалисты античности - Демокрит, Эпикур; 3) тесная связь

с естествознанием; 4) исследование проблем человека.

Прежде всего возр. проявилась в этике. Возобновление этических учений

стоицизма (Петрарка) и эпикуризма (Валла), направленных против

христианской морали. Валла - этика Эпикура, стремление всего живого к

избеганию страданий. Душа есть единое и неделимое, е способности есть

ощущения, и это единственный источник познания. Наслаждение --- высшее

благо. На лично благе с троятся отношения людей в обществе. Добродетель

есть не только аскетичная (схоластика), но и светская - разумно

пользоваться богатством, брак. То есть попытка вывести нравственность из

самой природы человека.

Для В характерен взгляд на природу как на разумное, одушевленное

целое, подчиняющееся законам. Основа этого - пантеизм. Натуралистический

- Бруно- - одухотворение природы, наделение ее божественными свойствами,

растворение бога в природе (мировая душа, бесконечный разум). нет бога

над миром, а материя есть бог, живое и активное начало. Стихийная

диалектика, изменчивость земли. Человек есть часть природы, его любовь к

познанию бесконечного и сила разума возвышают его над миром.

Мистический - Кузанский - растворение природы в боге. ог стоит выше

противоположностей, которыми ограниченный рассудок наделяет природу. в

боге совпадают все противоположности - абсолютный мин и абс макс,

единичное и множественное и т.д. Несмотря на мистико-- идеалистическую

направленность, предвосхитил появление бесконечно малях, проблема

бесконечности, методология математических понятий для познания природы.

ряд диалектических идей - единство и борьба противоположностей и. т.д.

Наибольшую роль в философии эпохи возрождения сыграли натурфилософские

концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении

схоластических методов осмысления природы. Наиболее важными результатами

этого естественно- научного направления в философии были:

1) методы экспериментально - математического исследования природы; по

Галилею, все явления можно свести к количественному отношению. К истине

приводят два метода: резолютивный (аналитический, разложить явление на

элементы) и композитивный (синтетический, осмысление явления в

целостности). Плюс эксперимент= научная методология. В нее вводится

количественный анализ, опытно-индуктивный и абстрактно-дедуктивный способ

исследования природы.

2) детерминистское истолкование действительности, противоположное

теологическому истолкованию; найдены фундаментальные законы механики, что

говорит о том, что существует естественная необходимость.

3) формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма

(наделение субъектов, с кот.человек соприкасается в своей жизни,

человеческими качествами) законов природы (Галилей в механике).

Определяющими чертами натурфилософского направления в философии были:

метафизическое понимание последних (неделимых) элементов природы как

абсолютно бескачественных, неживых; отсутствие исторического взгляда на

природу и в связи с этим деистическая непоследовательность (деизм-

предполагает наличие бога, как безличной причины бытия, не участвующей в

дальнейшем развитии мира), сохраняющая обособленное положение бога в

бесконечном мире.

Огромные соц.-эконом.изменения нашли свое отражение во многих

социолог.концепциях, для кот.было характерно понимание общ-ва как суммы

изолированных индивидов. Макиавелли - обоснование необходимости светского

государства. Движущая сила --- человеческий эгоизм, что и надо обуздывать

государством. В трактате "Государь" дает советы парвителям,

предостерегает от лести, при этом все средства хороши в политических

целях.При этом утверждение независимости государственных форм

общественной жизни от церкви, поиски способов выражения народной воли

(еще Бодэн и Можевский). Кроме того, в силу представления о разумной

деятельности, родились утопии (Мюнцер, Мор, Кампанелло).

В борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры

возрождения выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы.

Антропоцентризм- воззрение, согласно кот.человек есть центр вселенной и

цель всех совершающихся в мире событий. Гуманизм- отражаемый

антропоцентризм, кот.исходит из человеч.сознания и имеет своим объектом

ценность человека, презрение к земному естеству заменяется признанием

творческих способностей человека, разума, стремлению к земному счастью.

Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом

себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и

цели своего бытия. Эти рассуждения имеют всегда конкретные исторические и

социальные предпосылки, гуманизм по своей сущности всегда выражает

определенные социальные, классовые интересы. Гуманизм ренессанса

проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную

"божественность" человека, в привлечении человека к жизненной активности,

в утверждении веры человека в себя. В узком смысле слова гуманизм

определяется как идейной движение, содержанием кот.является изучение и

распространение античных языков, литературы, искусства и культуры.

Поэтому итальянский гуманизм характеризуется как литературный,

филологический.

b 3----------

1. Природа человека и смысл его существования.

Отсутствует общепризнанное определение "человека". Нет общепризнанного

критерия (не видового), по которому человек отличался бы от прочих

животных, выделяют умственную деятельность и труд.

Выделяют 3 составляющую человека: биологическая (гены, нервная

деятельность и т.п.), психическая (чувства, воображение и т.п.) и

социальная (мировоззрение, ценностные установки). Это не механическая

смесь, а тонкое, взаимовлияющее сообщество. При исключении одной из

составляющих личности ЧЕЛОВЕК не будет. (обосновать существование каждой

составляющей и показать их взаимосвязь)

Также Спиркин, выделяют 4ю составляющую: космическую, мотивируя тем, что

все мы часть космоса и ноосфера (биосфера) может быть и общекосмической

(показать, что определение не ложно, но спорно).

Смысл существования, скорее всего, не дан извне, однако, в разные этапы

истории существовали разные ценности. (привести пример смысла жизни:

средние века - "служение Богу"; возрождение и просвещение - "активные

поиски"; СССР - "служение родине", однако, общепризнанного не было;

фантасты - "высшекосмическое", привести пример - Эрик Ф. Рассел "Звездный

страж" , ). Смысл жизни каждый

человек выбирает себе сам. Обобщая: смысл жизни - реализовать себя (что

именно реализовать - каждый решает сам).

2. Философия Средневековья. Теоцентризм в понимании мира, человека,

искусства. Августин Блаженный и Фома Аквинский.

Традиционно под фразой "средневековье" понимается Европа 10-14 веков,

хотя с точки зрения лингвистики в средние века существ. китайская

философия, однако, судя по окончанию вопроса речь идет именно о

средневековой Европе (всуе, упомянуть про смену династий в это время в

Китае)

Философия средних веков носит название "схоластика". Ее содержание

составляла совокупность религиозно-философских учений, которые в

противоположность мистике видели путь постижения бога в логике и

рассуждении, а не в сверхразумном созерцании.

В тяжелых социально - экономических условиях средневековья наука и

философия могли существовать только в стенах церкви (все остальное

уничтожалось, а церковь давала защиту) => в итоге наука и философия были

подчинены церкви и выживали только те учения, которые были посвящены

конкретным теософским проблемам. Хотя свобода мысли отсутствовала, но

эпохой застоя фил. мысли средневековье назвать нельзя, например:

1)существенной проблемой средневековья была проблема размежевания функций

веры и знания, точного отграничения области каждого из них, то есть

вопрос гносеологии; 2) стержневой для всего периода была проблема

соотношения общего и единичного. В этих обоих пунктах был достигнут

большой прогресс.

Также, несколько столетий длился спор о природе общих понятий (дом,

вообще). "Реалисты" утверждали, что существует понятие "дом, вообще, как

идея дома" (помнить, Платона, и то, что учение Августина отдаленно

напоминает неоплатоников), а конкретные дома вторичны. "Номиналисты"

настаивали на первичности самих объектов, и вторичности обобщения-понятия

"дом". Последняя фракция, была своего рода, оппозицией официальной

церкви, и из ее рядов вышли некоторые создатели еретических учений. По

существу за богословской оболочкой спора скрывался вопрос: что чему

предшествует, объективно существующие, чувственно воспринимаемые вещи

общим идеям (номинализм) или, наоборот.

Различают три этапа схоластики (до первого этапа было формирование

государств и пр. полит. проблемы, поэтому, было не до философии):

1) Ранняя схоластика (XI-XII вв.) В философском плане ранняя схоластика

характеризуется ориентацией на Платона и неоплатонизм^ Наследие

Аристотеля и его последователей используется лишь применительно к

логическому учению. В этот период сформировались реализм и номинализм

2) Зрелая схоластика (XIII-XIV вв.) Распространение аристотелизма связано

теперь уже не только с его логикой, но и с его онтологией. Отношение

католической церкви к Аристотелю по мере переработки его представлений в

христианско-католическом духе меняется с враждебного к примирительному.

Этот период связан с ожиелением естественно научной мысли, и в связи с

этим с формированием "теории двойственной истины" как выражении

стремления к автономии философии и науки по отношению к вере и

религиозному влиянию.

3) Кризис схоластики (XV-XVIII вв.). К средневековью не относится.

Теоцентризм стал доминирующим. В основе всего стоит Бог, Бог всем

управляет. Мир - творение Бога, которое постоянно поддерживается волей

божьей. Мы говорим о мире, значит мы, в том числе говорим о Боге

(персонифицированном). Человек создан по образу и подобию Бога. Прекрасно

только то, что божественно, а божественно, все то, что прекрасно (причем,

первое утверждение главенствующее, т.е. "аморальные" произведения

искусства не прекрасны, и их должно уничтожать). Существовали "вариации

на тему", но основные каноны не переступались.

Августин Блаженный и Фома Аквинский выделены как основатели краеугольных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.