рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпора к канд. минимуму по философии

стратегии человечества, сопровождаемая формами контроля международных

организаций. Невозможность разделения этических и научных ценностей,

следовательно, новая этика, построенная на ответственности как на высшей

ценности.

Концепция --- изменить путь современной цивилизации, совершив коренной

поворот в сторону глобальных духовных проблем, откуда и пойдет экономика и

др. Надо переориентировать людей с материальных ценностей на духовные, а то

сейчас общество есть общ потребителей, потребление стало целью, все

производится для того, чтобы потреблять. Чел попал в зависимость от вещей и

прогресса. Это наносит непоправимый урон дух миру чел, Необходимо дух

совершенствование.

2. Р.Декарт. Рассуждения о методе (основные принципы рационализма)

Система и метод философии Гегеля.

Выдающимся представителем нем кл фил является Георг Вильгельм

Фридрих Гегель. Родился в Штутгарте в 1770г в семье крупного чиновника.

Изучал фил и телеологию в Тюбингенском ун. После его окончания некот время

работал дом учителем. В 1801 г защитил докторскую и стал проф Иенского ун.

Первым выдающимся трудом Г явл его "феноменология духа" (1806) В 1818 г Г

был приглашен в Берлинский ун, где он работал проф и даже ректором.

Тождество бытия и мышления - исходный пункт учения Гегеля. На объективно

идеалист основе он развил учение о зак и категориях диалектики, впервые в

систематизированном виде разработал осн принципы диалект логики и подверг

критике метаф способ мышления, господствовавший как в идеалист так и мат

течениях фил. Кантовской вещи "самой по себе" он противопоставил диал

принцип : сущность проявляется, явление существенно. Гегель утверждал, что

категории суть объективные формы действительности, в основе кот лежит

мировой разум, абс идея или мир дух. Это – деятельное начало, давшее

импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абс идеи заключается

в мышлении. Цель - в самопознании. В проц самопознания разум мира проходит

3 этапа : пребывание самопознающей абс идеи в ее собственном лоне, в стихии

чистого мышления ( логика, в кот идея раскрывает свое содержание в системе

категорий и законов диалектики); развитие идеи в форме инобытия в виде

явлений природы (развив не сама природа, а лишь категории); развитие идеи в

мышлении и в истории человечества (история духа). На этом последнем этапе

абс идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме челов сознания

и самосознания.

ЛОГИКА. Предшествует истории и природе, творит их. Делится на три

части: учение о бытие, о сущности и о понятии. Бытие и сущность -

ступеньки, по которым взбирается понятие, затем предстает в всеобщности и

полноте. в логике развитие абсолютной идеи происходит в форме абстрактных

логических категорий. Отправная точка – чистая абстрактная мысль о бытие.

стремится получить свое содержание через нечто, что есть уже не чистое

бытие, а определенное бытие.начинается процесс становления абсолютной идеи.

Определенное бытие на след ступеньке выступает как нечто определенно сущее

или качество. Категория качества развивается в единстве с категорией

количества - мера. Переход количества в качество, скачкообразность

процесса развития, прерывная постепенность.

От бытия, понимаемого как явление, переход к глубоким внутренним

закономерностям - сущности. Здесь закон о взаимопроникновении

противоположностей, их единстве, тождестве и борьбе. Противоречие есть

соотношение противоположностей, которое нуждается в разрешении или снятии.

Результат есть снятие противоречия. Противоречия : соотношение основания и

следствия, возможности и действительности, случайности и необходимости,

причинности и взаимодействия. Противоречия есть развитие явления.

Действительность есть единство сущности и существования. Сущность же сама

основание существования. Отвергает представления о ее непознаваемости.

Та необходимость, с которой происходит развитие в области бытия и

сущности, осознается в понятии. Такая необходимость превращается в свободу,

которая есть осознанная необходимость. Критикует формальную логику и

метафизику, развивает диалектику общего, особенного и единичного. Истина

есть процесс совпадения мысли с объектом, что достигается в идее. Идея есть

безусловное единство понятия и предмета.

ИНОБЫТИЕ или природа. создательница природы --- мысль. Ступени

развития природы --- механизм, химизм, организм. высказал ценные догадки об

их взаимосвязи. Природа не есть саморазвитие, а лишь проявление

саморазвития логических категорий, составляющих ее духовную сущность.

ДУХ - третья ступень. Проходит три стадии. Субъективный дух --- душа

или дух в себе, для себя, как таковой. Объективный дух --- сфера права. Он

является свободным волеизъявлением, а система права--- царство свободы.

Находит свое выражение в нравственности и воплощается в семье, обществе и

государстве. Абсолютный дух ---вечно действительная истина. Проходит три

степени развития: искусство(непосредственная форма знания абс истины),

религия (содержит понятие бога), философия(высшая ступень развития, полное

раскрытие истины, содержащееся в иск и рел. Идея познает саму себя,

возвышается до чистого принципа, соед конец абс идеи с ее началом).

В итоге система Гегеля есть объективный идеализм, абс идея сущ до

природы, порождая ее и общество. Тождество бытия и мышления служит

обоснованием единства законов внешнего мира и мышления (против агностицизма

Канта).Построена на единстве триады тезис-антитезис-синтез. Его система

вбирает логику и философию природы, антропологию и психологию, фил права и

этику, фил государства и гражданского общ, фил религиии и эстетику, историю

философии и фил истории и т.д.

Фил взгляды Г. проникнуты идеей развития. Он считал, что

невозможно понять явление, не уяснив всего пути, кот оно совершило в своем

развитии, что развитие происх не по замкнутому кругу, а поступательно от

низших форм к высшим, что в этом проц совершается переход от колич

изменений в качественные, что источником развития являются противоречия:

противор движет миром, оно есть корень всякого движения и жизненности,

составляет принцип всякого самодвижения. В фил системе Г действительность

представлена как цепь диалект переходов. Каждое понятие и категория у него

во внутренней необходимой связи со всеми остальными, взаимно переходят друг

в друга. категории есть чистые мысли, и в силу тождества бытия и мышления,

диалектика категорий всеобща, существует не только для философского

познания, но и в обыденном опыте. Создал систему определений категорий.

Основные законы диалектики. Закон перехода количества в качество.

Вещь есть то, чем она является благодаря качеству. количество есть внешняя

для бытия определенность, дом есть дом, большой он или маленький. Прерывное

скачкообразное развитие. Закон Взаимопроникновения противоположностей -

идея саморазвития в единстве и борьбе противоположностей. Закон отрицания

отрицания - развитие не только абс идеи, но и каждой отдельной вещи.

Природа диалектического отрицания --- не тотальное отрицание, а сохранение

положительного. Тут теория познания, разработка абсолютной и относительной

истины. каждая ступень дает картину абсолютного, но неполную,

незаконченную. Однако гег фил проникнута глубоким противоречием. Что же

это за противоречие? Метод, разраб Г., направлен на бесконечность познания.

Поскольку же объективной основой его явл абс дух, а целью – самопознание

этого абс духа, постольку познание конечно, ограничено. То есть система

познания, пройдя цикл познават ступеней, завершится последней ступенью -

самопознание, реализацией которого явл сама фил Гегеля. Т.о., противор

методом и системой Г. есть противоречие между конечным и бесконечным.

Данное противор у Г. отнюдь не диалектично, ибо не явл источником

дальнейшего развития. Фил Г оказалось обращенной в прошлое - отражение

пути, пройденного человечеством, при этом настоящее есть вершина, конечная

ступень. К тому же нет диалектики материи --- нет ее развития во времени.

так как это просто результат материализации идеи или ее отчуждения.

Социальная философия. Подчеркивал роль орудий производства,

экономических и социальных отношений, географии. История носит закономерный

характер, в котором проявляется мировой разум. Люди, преследуя свои цели,

осуществляют в тоже время историческую необходимость, великие люди---

воплощение духа своего времени. смысл истории--- прогресс в сознании

свободы.

Различает гражданское общество и политическое государство. Гр общ ---

сфера реализации частных целей. Три момента 1) система потребностей; 2)

отправление правосудия; 3) полиция и кооперация. Для гр общ необходима не

только частная собственность, но и защита ее со стороны закона, суда и

полиции. Важна также гласность и публичность. Гр общ и государство

соотносятся как рассудок и разум. Гр общ – внешнее государство, а подлинное

гос --- разумно и есть основание гр общ Государство есть разделение властей

как его членов. Обосновывает наследственную конституционную монархию.

b 26----------

1. Роль науки в развитии техники и высоких технологий.

В последнее время наша цив рассматривается как технотронная,

индустриальная. Это связано в первую очередь с развитием техники. Техника и

технология --- основные понятия фил техники. Техника в качестве понятия

имеет два смысла. 1. орудия и инструменты труда, любые искусственные

сооружения (артефакты), созданные человеком и используемые для

преобразования ор среды, выступающие как предметы труда, и создание др

средств производства и предметов для удовлет разл потребностей. 2. система

навыков, уровень мастерства в реализации того или иного вида деятельности.

мы будем рассматривать 1. История становления современного чел связана с

историей развития и услож техники. В доиндустриальном общ техника

выступает как искусное ремесло, тех умения передаются от мастера к ученику,

являются достоянием узкого круга лиц, не получают высокой общ оценки.

Технические инструменты просто расшир мощность естеств органов чел,

увеличив физич мощь.В Новое время общ начинает функционировать на машинной

основе. Техника отделяется от чел, который при этом вынужден нах рядом с

ней. Чел становится придатком машины, дополняет ее возможности, а не она

его. Место мастера занимает инженер, не просто передает знания и

совершенствует навыки, а изобретает, использует научные навыки. Формируется

инженерное мышление, рациональное, выраженное в общедоступной форме, имеет

тенденции к стандартизации и формализации, опирается не только на экс базу,

но и на теорию. Имеет тенденции к универсализации и распространению на все

сферы жизни. На третьем этапе в результате комплексной автоматизации и

превращения техники в технологию чел выступает творцом и организатором,

контролером, на первом плане не его физ, а интеллектуальные усилия.

Интерес к исследованию техники как к фил проблеме проявил еще Арист.

Новая волна интереса связана с развитием инженерного мышления эпохи

Возрождения, бэкон и картезиан традицией. Фил в лице просветителей склонна

видеть в технике и тех прогрессе решающее средство разрешения социальных

противоречий и достижение всеобщего благополучия. преувеличение детерминир

роли техники приводит с одной стороны к технологическому детерминизму, с

другой --- к технократической идеологии, согласно которой лица и группы,

создающие технику, влад ей и умеющие пользоваться, не только обл всеми соц

и дух преимуществами, но и в состоянии свести управление всеми общ

процессами к управлению техникой.

Технологический детерминизм --- техника есть решающий фактор

развития. Различается на технологический эвдемонизм--- , считающ, что

прогресс в технике и технологии автоматически устранит соц противоречия и

антагонизмы, приведет к равномерному распределению богатства и культуры.

Технологический алармизм --- только негативные последствия развития

техники, усиление соц противоречий, рост насилия над личностью, дегуманиз

общ жизни. Пионером технократической идеологии стал Сен-Симон. В ХХ веке

всплеск внимания к проблеме техники. Вопрос о генезисе, сущности, характере

и перспективе развития техники. Хайдеггер --- техника противостоит чел,

через нее он отказывается от своего сущ, это неподлинное сущ человека.

Шпенглер --- техника есть смерть культуры.

Концепции исторического развития техники. Маркс. выделяет ступени :

ручные орудия, ремесленно-мануфактурное производство, машинная техника,

автоматизированные системы. Чел перекладывает труд на машину.

Льюис Мамфорд: 3 технических эпохи. Эотехническая (1000-1759гг), имеет

в своей основе технологию воды и дерева. Палеотехническая (18-первая пол 20

вв), опирается на комплекс угля и железа, Неотехническая -- электричество и

сплавы. Основа периодизации – вид энергии и вещество, кот занимает центр

место в создании машин.

Сунягин: древнейшая техника отражает присваивающий способ отношений

(охота, собир), земл техника и машинное производство --- наиболе сильное

влияние на жизнь людей. Большую роль в создании технизированного воззрения

на мир сыграли такие техн новшества как часы, стекло и книгопечатание.

Технические артефакты реализ 2 функции: 1) изменение вещественного,

энергетического или информ состояния предмета труда; 2) изменение

совокупности произ операций, приемов и навыков, необх для реализ

технической деятельности. Поэтому модификация и прогресс в обл техники

изменяет предметную область произ деятельности чел, вместе с тем он

трансформирует структуру произ и трудовой активности.Техника выступает

посредницей между чел и природой, она стала важным звеном во вз чел со

средой. Как констр, так и деструктивное действие тех на природу зависит от

обеих функций и соц систем, в которых они реализ.

Более широким понятием явл технология, которая понимается как

традиционная и современная. В трад смысле она понимается как набор и

последовательность операций, произ в каждом данном определенном произ

процессе. Современная техн представляет собой сложную развивающуюся систему

артефактов, произ операций и отношений, ресурсных источников, подсистем соц

последствий, управления, финансирования и взаим с другими технологиями.

Развивается как сумма неск технологий. Стержневое место имеет

информационная технология. ОНи становятся аккумулятором и генератором

гносеологических и социогенных процессов. тенденции к уменьшению

материалоемкости и капиталоемкости, увелич наукоемкости и информ.

технология выражает развитие техники до ее системности.

ПРоблемы техники. Ее положительное возд неоспоримо, но возрос интерес

и к другим последствиям. К ее социальным и биологическим аспектам.

Изучается философами, социологами, антропологами.

1. Соотношение и различение естественного и искусственного. Техника,

как правило, имеет физ-хим природу, хотя сейчас есть и биологические

технологии. При этом в принципе не отличаются от природных явлений. Но

артефакты есть символы чел деятельности, и их необходимо оценивать с

социолог точки зрения. Какой оценки заслуживает феномен технико-

символического бытия чел? Техника вооружает чел, делает его более сильным,

быстрым, здоровым. В то же время она его ослабляет, укорачивает жизнь,

ведет к болезни. Признается необходимость поиска оптимального сочетания

разнообразных последствий техн бытия.

2. Взаимоотношение техники и науки. техника раньше понималась как

прикладная наука, в основном прикл естествознание. Теперь она оказывает

большое влияние на науку. Сама преобразовалась в нечто. В отличие от

научного подхода техн не есть охота за знанием, а стремление действовать,

производить аппараты и технологии. Пока в основном у нас учат естественно-

научному подходу, а не искусственно-техническому.

3. ПРоблема оценки техники. НЕобходимо применение фрагментации и

редуционизма, систематическая оценка техники, сопоставление альтернатив,

предотвращение нежелательных последствий. Идеалы техники --- технические

проекты должны быть разумными, полезными, безвредными для человека,

соответствовать истинно человеческому, их временные горизонты должны быть

обозреваемы. Вопрос о том, кто должен принимать тех решения --- политик,

менеджер, эксперт? Кто несет за них ответственность? Оценка техники ---

дело не единичного экс, а коллективного лица, института, гос структуры.

Подходы оценки. 1) натуралистический: чел недостает своих органов по

сравнению с жив, вынужден компенсировать разв техники. 2) волевой:

реализует посредством развития артефактов своб волю к власти на всех

уровнях как инд, нац, классовый и гос. Техника не может быть нейтральной в

политич смысле. 3) естественно-научный: техника есть прикладная наука.4)

рациональный: тех-- сознательно регулируемая деятельность чел, в научное

понимание вносятся коррективы социокультурного плана.

4. Проблема техноэтики. три позиции.

Техноэтика добродетели. Моральный облик техночеловека и инженера.

Помимо общих качеств, особое значение имеет аккуратность и тщательность,

предвидение и предупреждение о нежелательных последствиях.

Техноэтика долга. Моральные максимы. Даже подписаны декларации о

технической и моральной ответственности 1974 г. Недопустимо лгать о

последствиях, недопустимо делать чел придатком техники, каждая тех новация

должна пройти проверку на предмет развития чел как свободной творч

личности. Требование безопасности чел, экологическое совершенство.

Техноэтика ценности. Шесть непосредственных ценностей (благосостояние

и здоровье людей, их безопасность, экологические качество, развитие

личности и общества) и две, относящиеся непосредственно к технике (ее

функциональная пригодность и экономичность). Некоторые имеют

конкурирующий характер.

2. Философия русского космизма (Н.Федоров, В.Вернадский, К.Циолковский,

и.Чижевский).

"Русский космизм".

Русский космизм. Космизм - совсем другая мысль, обосновывающаяся

фундаментальной необходимостью выхода человека за пределы самой Земли.

Необходимость - общая черта космистов. Отличие в ответе на вопрос: зачем?

Запад: Шопенгауэр: все к худшему. Здесь: надо совершенствоваться и выходить

в космос. Ницше: все плохо, придет белокурая бестия. Здесь: все это должны

совершить современные люди вместе. Шпенглер: опять все плохо, надежда на

новую культуру. Фрейд: культура - сублимация сексуального инстинкта. Здесь:

человек хороший. Существует абсолютное добро, нравственность. Развитие в

рамках высокой неземной цивилизации. Западная философия - пессимистичный

взгляд. Россия - гуманистическая, оптимистическая мысль.

Космизм: естественнонаучный, религиозный. Философствующие

естествоиспытатели: Чижевский (соавтор астробиологии), Вернадский

(ноосфера), Циолковский (необходимость выхода человека в космос, открытие

ракет; Земля - колыбель, но нельзя же жить в колыбели), Умов, Купревич.

Естественнонаучный космизм, зачем? Естественнонаучное объяснение - учет

влияния космических явлений на жизнь на Земле. Солнечные вспышки -

геомагнитные явления, влияющие на поведение животных организмов, миграцию

популяций, мировые революции, социальные потрясения и т.п. Чижевский -

биоритмы.

Вернадский - создатель теории ноосфера. Встал на позиции фундаментальности

существования жизни. Живые существа - такое же вещество, как и любое

другое. На любом отрезке геохимического процесса обнаруживается живое

вещество. Хотя и не отрицал что живое может произойти из неживого. Но все

же живое скорее всего существует всегда. Существует направленность

эволюционного процесса, хотя есть ответвления, зигзаги; нет понятного

движения. На определенном уровне движение достигает такой стадии развития,

что способно оказывать влияние на окружающий мир. Человек - участник

геологического процесса. Способность к разрушению столь велика, что природа

не справляется. Необходима следующая стадия развития разумного начала,

необходима ноосфера - сфера разума. Ноосфера охватывает всю оболочку и

появляется из биосферы. Ее назначение в гармонизации отношений человека с

природой. Человек становится главным регулятором природы. Эта сфера должна

увеличиваться. Человек исчерпывает ресурсы - надо использовать ресурсы

космоса.

Циолковский. Познание законов природы. Необходимо автотрофное питание (как

растения непосредственно забирают энергию Солнца). Выход человека в космос

как следствие ограниченности ресурсов и постоянного роста численности

населения. Освоение других миров в Солнечной системе и т.д. Фантазирует об

автотрофном питании в космосе. О теории относительности не знает. Космос

безграничен, звезд много, планет много - должна быть жизнь. Жизнь есть

всегда в силу масштабов вселенной.

Умов. Возможная уникальность жизни во вселенной (далее работы

Циолковского). Человек ответственен за состояние вселенной (как венец

развития). Убивать себя в войнах безнравственно с точки зрения развития

природы. Вечность и уникальность жизни. О человеческой смерти.

Купревич. Человеческая смерть не является законом эволюции для человека.

Смерть нужна для совершенствования родовых признаков вида. Далее развитие

через культуру - внешним экзотерическим образом. Смерть теряет свою

биологическую необходимость - необходимо устранить смерть. Вирусы и

одноклеточные живут практически вечно. Секвойя живет тысячелетия и умирает

из-за влияния извне. Смерть как результат сбоя в генетическом механизме. С

21 года начинается старение. Необходимо рассмотреть сбой на молекулярном

уровне (или это болезнь, или сбой). Проблема нервных клеток. Мозг

используется не на сто процентов (биология - возможно, что это не так). Еще

неизвестно, отчего происходит сбой. Можно продлить жизнь. Биотехнологии.

Жизнь и смерть - космические проблемы. Соприкасаются с нравственно-

этическими проблемами. Погоня за наслаждениями.

Религиозное направление космизма. Федоров, Соловьев, Бердяев, Флоренский,

Булгаков. С их точки зрения выход в космос обусловлен нравственными

причинами. Федоров: "Общее дело". Задача не только выбросить смерть, но и

воскресить всех живших на земле. В религии мы стремимся брать пример с

Христа-страдальца, а надо не страдать а воскрешать. Воскрешение по цепочке

от отца к сыну. Если говорить, что будем жить только мы, то это

безнравственно по отношению ко всем доведшим нас до этой стадии. Соловьев.

1. Идея всеединства человечества, 2. идея софийности, 3. идея

обожествления мира. Богочеловечество. Творчество (и творение) не

заканчивается созданием мира. Человек вместе с богом участвует в

совершенствовании мира. Спастись могут все, то что предсказано в

Апокалипсисе это прогноз, предупреждение. Надо что-то менять сейчас, чтобы

не прийти к этому. У человечества есть шанс прийти к Суду во всеоружии -

встать вместе с Богом в гармонизации мира. Бог вместе с человеком -

богочеловек. Обожествление мира. Человеку помогает София. Единство

различных областей позитивной науки (религия, искусство, философия).

Всеединая духовная деятельность. Всеединое культурное духовное развитие.

Богочеловек это не сверхчеловек Ницше, здесь все по-другому.

b 27----------

1. Проблемы современного информационно-технического общества.

см. Книги. Вопрос болтологический.

Научно-техническое развитие

В последние десятилетия началась кардинальная революция, принципиально

изменяющая отношение мира человека и мира природы. Она еще не получила

общепринятого названия. Это и понятно —она еще более в истоках, чем в

развороте. Ее расцвет еще впереди.

В разных теоретических системах она именуется неодинаково. В

марксистской терминологии это «научно-техническая революция», по

цивилизационной типологии О. Тоффлера — «социо-техническая революция». Чаще

всего ее называют информационно-компьютерной или информационно-

экологической. Ее собственным внутренним стержнем выступает создание и

развертывание электронно-компьютерной и биотехнологической технологии. Ее

результатом7 в самом широком смысле может стать новая цивилизация, условно

говоря «постиндустриальная» , «информационная», «информационно-

экологическая».

Общество, контуры которого только-только проявляются, будет

характеризоваться тем новым и совершенно особым местом, которое будут

занимать в нем информация и знания. Уже сегодня в наиболее развитых странах

основные области промышленного и сельскохозяйственного производства, связь

и коммуникации, быт и развлечения, образование и духовная жизнь прочно

опираются на достижения фундаментальных наук, становясь все более и более

наукоемкими. Поиск, создание, возрастание и хранение, смысловая

трансформация, тиражирование и распространение знаний занимает все большее

место в деятельности людей. Информация становится ценным продуктом и

основным товаром.

Эти положения побуждают к тому, чтобы пристальнее вглядеться в само

понятие ^информация». Еще недавно, так сказать, в докибернетическую пору

информация понималась попросту как передача сообщения. В последние

десятилетия на волне кибернетического бума это понятие переосмысливалось и

углублялось. Сегодня оно трактуется как некоторая субстанция, которая

питает как исследователей, вчитывающихся в непознанное, так тех, кто стоит

у руля процессов управления производством и социальной жизни.

Возникли философские концепции, в которых информация ставилась в один

ряд с протяженностью и движением. Информационность трактуется в них как

свойство всего Универсума и каждой его составляющей. Во многих случаях у

разных авторов информация понимается как отражен-

ное разнообразие, устранение неопределенности, отрицание энтропии, передача

многообразия, мера сложности структур, вероятность выбора и т. д. При всем

этом логически строгого общепринятого определения информации пока нет.

И на бытовом уровне уже ходят присказки типа «информация — мать эрудиции».

Понимание того, что информация есть некоторый содержательный сгусток любого

знания, его внутренняя доминанта, глубинный стержень становится широко

распространенным. Полагая возможность развития общества как

«информационного», мы тем самым утверждаем, что центр тяжести в

«техносфере» и вообще во всей искусственной среде человеческого бытия

перемещается с «энергетических» и «вещественных» моментов на

«информационные».

Как мы уже говорили, одной из базовых составляющих культуры является

техника. В пашей печати (В. В. Налимов) отмечалось, что на Земле нет кроме

человека ни одного существа, которое нуждалось бы в энергии, не могущей

быть освоенной натурально, физиологически. Недаром возник миф о Прометее,

похитившем огонь у богов. От первого костра кроманьонцев до современных

гидростанций и атомных реакторов — таков путь расширения энергетической

основы технического прогресса. Последовательно сменяют друг друга как

основы технических конструкций: дерево, медь, бронза, железо, сталь,

сплавы, композиты разных модификаций. И их роль не исчезла.

Однако главным и основным стало сейчас решение проблемы: как именно

соединить энергию и материал, сконцентрировать, отстроить, собрать много в

единое. А для этого и надо опираться на информацию, прежде всего

сущностную, т. е. научную.

Техника и технология наших дней весьма наукоемки.

Высокие технологии конца века (электроника, информатика, космическое

производство, биотехнологии и т. п.) выводят производство на новый уровень,

принципиально отличный от предшествующей истории. В их лице мир

взглядывается в свое обозримое будущее. Действительно, создание этих

технологий вполне можно охарактеризовать как революцию, т. е. радикальное

качественное преобразование в основах производительной деятельности, в

отношении Человечества и Природы.

Весь мир производства там, где он вступил в фазу революционных изменений,

разительно меняет свой облик. Меняется соотношение производства благ и

сферы услуг в пользу последней. Снижается весомость тяжелой промышленности,

идет ее разукрупнение, диверсификация (умножение многообразия). Жесткие

вертикальные моноструктуры заменяются территориально рассеянными

производственными сетями. Интеллектуальная деятельность подвергается

всесторонней «технологизации». Компьютерная технология расширяет

возможности мыслительных актов, разоружает память, создает предпосылки для

творческих взлетов.

В этой ситуации резко возрастает необходимость создания «республики

ученых», т. е. того сообщества, которое занималось бы беспрерывной атакой

неизведанного, умножала бы «умственную силу» рода людей. Высоко значимым

становится массовое образование, построенное на основе фундаментальных

свершений науки. Страна, где пренебрегают сферой образования и

поворачиваются спиной к науке, обречена на гниение. Дальновидные экономисты

давно осознали значимость «человеческого капитала». А это значит, что

наиболее впечатляющий результат, высочайшую эффективность дают «вложения» в

человека. Будущее экономики, экологии вообще человеческой жизни зависит

прежде всего от того, каков интеллектуальный багаж людей и каков их

духовный, нравственный облик.

Информационно-компьютерная революция подготавливает базу для, глубоких

социальных изменении. Они охватят все этажи общественной целостности -

социальное устройство, хозяйственную жизнь и труд, области политики и

образования. Традиционные представления о социальных структурах,

характерные для XIX в. или первой половины XX в., по всей вероятности,

уйдут в прошлое. Уже происходят процессы, ведущие к тому, что в

промышленном производстве остается все меньше «синих воротничков»

(рабочих). Зато все больше становится «белых воротничков» (специалистов) и

«стальных воротничков» (роботов). Возникает новый слой работников с высокой

интеллектуальной квалификацией. А, Тоффлер называет его «когнетариат».

Информационная технология стремительно развивается. Так, в 1971 г.

первый в мире микропроцессор («Кремниевый чип») содержал 2300 транзисторов

и позволял выполнять 60 тысяч операций в секунду. В 1993 г. компьютер

пятого поколения содержал уже 3 миллиона 300 тысяч транзисторов и выполнял

16G миллионов команд в секунду. Знатоки и эксперты полагают, что к концу

столетия появятся компьютеры шестого и седьмого поколения, которые будут

содержать в каждом процессоре 80—100 миллионов транзисторов и выполнять до

2 миллиардов команд в секунду.

Существенно изменится и духовно-культурная сфера общества. Информационная

технология станет мощным генератором и резким усилителем культурных сдвигов

и инноваций. Она вызовет противоречие и неоднозначные процессы. Электронные

средства индивидуального пользования позволят любому человеку получать

необходимую информацию. И это изменит характер массовой культуры, системы

образования, расширит кругозор каждого отдельного человека. Два

противоположных процесса в культуре: массификация и демассификация,

взаимопереплетаясь, вызовут немало не предсказуемых коллизий и неожиданных

возможностей. В целом они выведут культуру на иной качественный уровень.

Информационная революция не может не затронуть сферу политических

отношений. С одной стороны, последствия ее отрадны: расширение возможностей

непосредственного участия каждого в принятии демократических решений,-

упрочение демократической индивидуальной свободы. Но вместе с тем возникает

опасность всеохватывающего контроля правящих структур над людьми, вплоть до

манипулирования ими. Преодоление этого противоречия возможно лишь на путях

недопущения любых форм тоталитаризма и Защиты достоинства и свободы каждого

человека.

И, наконец, информационная революция окажет серьезное воздействие на

самого человека', его образ жизни, род занятий, самочувствии.. Разумеется,

многое зависит от того, в каком социальном контексте будет протекать

информатизация человеческой жизни, как она будет связана с демократизацией

социальности, гуманизацией духовной атмосферы. Тем не менее можно

предположить, что формирование банков знаний, доступных для всех,

становление информационной эпистемологии окажут воздействие на Характер

интеллектуальной деятельности.

В мир вместе с компьютеризацией входит новый вид реальности —

«виртуальная реальность», искусственная псевдосреда, с которой можно

.общаться как с подлинной. Эта новая технологическая среда окажет мощное (и

пока что совершенно непредсказуемое) воздействие на человеческую психику.'

Сегодня эта перспектива обнаруживается в частности в феномене маньяков

компьютерных игр и экстатической погруженности в «виртуальную реальность».

Диалог микропроцессорной системы и человека, превратившись в

постоянный и необходимый момент жизненного пути, во многом существенно

преобразует процесс обучения, профессиональный труд, досуг, лечение.

Высокий уровень информированности, попросту не сравнимый с современным,

пробуждение творческого потенциала, невиданные способы общения людей — все

это породит иной тип человеческой личности.

Характеризуя грядущее общество как информационное, возникающее на

основе компьютерной технологии, видимо, следует сделать одно важное

дополнение. Как отмечалось отечественными исследователями (например А. Д.

Урсул), это общество должно быть не только информационным, но и

экологическим. Выдвижение в постиндустриальном обществе на первый план

информационных проблем еще не решает всех коллизий в отношении «общество

—природа». Назревающий глобальный экокризис (о нем подробнее будет

рассказано в следующей главе) повелительно требует поворота общества в

сторону коэволюционных задач, т. е. достижения оптимальных отношений

человечества и его природно-экологической среды. Производство не может не

стать экологизированным. Иначе мы захлебнемся в его отбросах, погубим

естественные условия нашего обитания.

Как это ни печально, но вещественные и энергетические ресурсы

иссякают. Уже есть обоснованные расчеты, на сколько сможет хватить в

обозримом будущем невозобновляемых ресурсов (уголь, нефть, газ и т. д.). Но

есть один ресурс, который стремительно возрастает — интеллектуальный,

информационный и прежде всего ресурс научно-технического знания,

образованности, информированности людей. Опираясь, главным образом, на этот

ресурс, включая и духовно-нравственное богатство, человечество в состоянии

преодолеть назревающую глобальную нестабильность и выйти к новым горизонтам

истории.

Завершая главу о развитии науки и техники, поставим вопросы: есть ли

будущее у научно-технического прогресса? во всех ли отношениях его можно

рассматривать как прогресс?

Дело в том, что, создавая «техпосферу», человечество теснит природу,

антропогенное воздействие на биосферу Земли становится губительным,

прерываются естественные циклы возобновления природных ресурсов. Плата за

удобства, комфорт, высокие урожаи и дома с горячим водоснабжением

оказывается непомерно высока. Видимо, не по всем параметрам и не во всех

отношениях научно-технический прогресс есть благо. Многое в нем пугающе

быстро оборачивается злом. Перед человечеством возникли глобальные

проблемы, выросли проблемы выживания рода людей. Но об этом пойдет разговор

в следующей главе.

2. Русский религиозно-философский "ренессанс" (Н.Бердяев, С.Булгаков,

Я.Флоренский, В.Розанов и др.).

Русская религиозная философия начала XX века.

В.С.Соловьёв - идея "всеединого сущего", т.е. сфера абсолютного,

божественного, а реальный мир - её воплощение. Посредник - мировая душа -

божественная мудрость. Отдельная вещь - частичное проявление всего в мире в

целом. Вершина мира - единое творческое ничто, соединение философского и

научного. В обществе это богочеловеческий союз лиц, определяющая цель

человечества, преодоление эгоизма и вражды, создание на Земле "царства

божьего". "Философия всеединства" - "оправдание добра", подготовка

человечества к переходу на высшую стадию эво-люции, на вершине которой

возникает "Богочеловечество".

Н.А.Бердяев (1874 - 1948) - личностное даёт начало и источник

космическому, вселенскому. Понятие объективного мира заменяется

объективизацией реальности, порождённой субъективным духом. Главное в

человеке - внутренний мир; личность - категория религиозного сознания;

сущность человека - в отношении к Богу. Необходимо обратиться к

персоналистской философии человека, проявлениям зла противопоставить этику

творчества измеряемой не жизнью человека, а вечностью и преображением.

Человек постигает диалектику добра и зла через страдание, мучение.

Необходимо раскрытие Бога в человеке и человека в Боге.

Н.О.Лосский (1870-1965): интуиция - целостное знание, охватывающее

разум, чувства и волю, постигающее сущность жизни. Принцип интуитивизма -

"органическое миропонимание", критическое отношение к материализму и

утверждение взгляда на мир как универсум, целостный и нерушимый. Познание -

уяснение соотношения мировых элементов, их гармонической связи и эволюции.

Познаваемый объект не зависит от акта познания. Органическое миропонимание

включает в единый процесс природное и социальное.

Булгаков С .Н. (1871-1944) Остро стоял вопрос о теории прогресса и

считал, что соц. идеал должен формулир. как религиозно-метаф. проблема.

Такой подход способствовал обращению к фил. "всеединства" Соловьева,

стремившегося создать систему ,в кот. наука, фил. и религия внутренне и

органически связаны друг с другом.

Булгаков идет от космоса к богу, основа его фил. построений лежат в

космологии, поэтому у Б. остается различия между абсол. и космосом. Мир

принадлежит самому себе, он действительно имеет в себе творящую и движущую

силу. Космо это есть живое, одушевленное целое, поэтому Б. выдвигает

понятие "душа мира", кот. содержит в себе все, явл. единящим центром мира.

Этика Б. связывает существование зла с "ничто",кот. врывается в

осуществленное уже мироздание как хаотизирующая сила. Б. признает что бытие

в его свободе не софийно, что и создает возможность зла.

Флоренский Павел (1882-1937). Основным законом мира Ф. считал принцип

термодинамики, закон энтропии, согласно которому мир стремиться к

уменьшению разнообразия, к уравниванию, а следовательно к смерти. Однако,

энтропии противостоит эктропия, упорядочивающие начала через культуру,

которую Ф. связывает с религией и верой способствует увеличение

разнообразия, а значит противостоит затуханию жизни в мире. Важное место в

мировоззрении Ф. занимает Софиология - учение о Софии - премудрости Божией.

Согласно последнему всякое явление и сама материя мира неотделимы от

духовного смысла, они софийны. Отсюда проистекает символизм в фил. Ф. ,

задачу которой он видит в выявлении базисных символов, из которых слагаются

различные области реальности и культура.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.