рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпора к канд. минимуму по философии

философии. Одной из главных в его работах является проблема изучения

психологии личности, становления духовности человека.

Проблема сознания в русской философии рассматривалась также и на

основе достижений естественных наук. Одним из таких ученых является

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), автор "корпускулярной"

философии. Фундаментальные естественно-научные и прикладные исследования

Ломоносова сопровождались изучением проблемы души и сознания человека.

Важнейший философские идеи Ломоносова изложены в трудах, которые на

первый взгляд касаются только частнонаучных проблем. К таким трудам можно

отнести следующие: "Письмо о правилах российского стихотворчества" (1739

г.), "Элементы математической химии" (1741 г.), "Рассуждение об

обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенных для

поддержания свободы философии" (1755 г.), "Слово о происхождении света,

новую теорию о цветах представляющем" (1756 г.) и другие.

Ломоносов является автором одной из первых оригинальных работ в России

по логике. В "Риторике" русский ученый исследует проблемы сознания,

мышления и психической жизни человека, а также анализирует вопросы

воспитания молодежи. Основной функцией человеческого сознания Ломоносов

считает познание причин вещей и явлений. Представления же в сознании

человека появляются благодаря взаимодействию корпускул и элементов в

организме человека. Свое учение о сознании Ломоносов выводил из

достижений современной ему физики. В работе "Слово о происхождении света,

новую теорию о цветах представляющем" автор развивает теорию

"совмещения", объясняющую возникновение ощущений и образов в сознании

человека. Он пишет: "Жизненные соки в нервах таковым движением возвещают

в голову бывающие на концах их перемены, сцепляясь с прикасающимися их

внешних тел частицами. Сие происходит нечувствительным временем для

беспрерывного совмещения частиц по всему нерву от конца до самого мозга.

Таковым образом, кислая материя, в нервах языка содержащаяся, с

положенными на язык кислыми частицами, сцепляется, перемену движения

производит и в мозге оную представляет"[3].

В вопросе о происхождении психической жизни человека Ломоносов

проводит последовательную линию материализма в естествознании. При этом

для процесса формирования сознания индивида важно уметь управлять

человеческими страстями[4]. Естественно-научный материализм Ломоносова

стал началом изучения человека, его психики и сознания на основе опыта,

научного знания и эксперимента.

Вслед за Ломоносовым учение о человеке и его психической жизни

продолжил Александр Николаевич Радищев (1749-1802). Труды Радищева

оказали большое влияние на развитие русской философской мысли. Основной

философской проблемой русский мыслитель считал проблему человека.

Основной же его философской работой является трактат "О человеке, о его

смертности и бессмертии", в котором исследуется сущность человеческой

души.

b 17----------

Диалектика абстрактного и конкретного в познавательном процессе.

см. Б16 №1

Б9 №1

Б6 №1

Сенсуализм в поисках основы познания и поведения человека (Ф.Бэкон,

Т.Гоббс, Дж.Локк, Д.Беркли, Д.Юм).

Т.Гобб см 4 №2

Френсис Бэкон

Первым ф. , сознательно поставившим перед собой задачу разработки

научного метода на основе мат. понимания природы, был Ф.Бэкон (1561 -

1626). Естествознание - истинная наука, а физика, опир. на чувств опыт -

важнейшая часть естествознания. Чувства непогрешимы и есть источник

всякого знания. Наука есть опытная наука и состоит в применении рацион.

метода к чувственным данным. Индукция, анализ, сравнение, наблюдение,

эксперимент суть главные условия рац. метода. Главный труд - "Новый

Органон". В этом произвед Б. сознательно противопоставляет свое понимание

науки и ее метода тому пониманию, на кот. основан "Органон" Аристотеля.

Б. различает 2 вида опытов: 1. "плодоносные" - цель - принесение

непоср. пользы человеку 2. "светоносные" - цель не непоср. польза, а

познание

законов и свойств вещей

Предпосылка преобраз науки - критика всей сущ схол. и сомнение в

истинности всего, что до сих пор казалось истиной. Однако сомнение лишь

средство нахождения дороги к истине. Недостоверность известного доселе

знания обусловлена ненадежностью умозрительного метода умозаключений и

доказательства. Первым условием реформы науки явл. усовершенствование

методов обобщения - индукции. Следующим шагом должно быть очищение разума

от заблуждений. Б. различает 4 вида таких забл. или идолов - рода,

пещеры, рынка , театра.

Идолы рода - преп, обусл природой человека. Чел судит о прир по

аналогии с собственными свойствами. Отсюда возник телеологическое

представление о природе, ошибки, проистекающие из несовершенства чел

чувств, под влиянием различных желаний, влечений.

Пещеры - ошибки, возн. вследствие субъект предпочтений, симпатий,

антипатий ученых: одни больше видят различий между предметами, др. - их

сходства. Одни склонны верить в непогреш авторитет древности, др,

наоборот, отдают предпочтение только новому.

Рынка - преп, возник вследствие общения между людьми посредством

слов. Но во многих сл. значения слов были установлены не на основе

познания сущности предмета, а на основе сов. случ впечатления от этого

предмета.

Театра - преп, порождаемые некритически усвоенными ложными мнениями.

идолы. т. не врождены нашему уму? они возникают вследствие подчинения

ума ошиб мнениям.

Знание видов препятствий позволяет избежать ошибок. Однако это знание

лишь отриц. сторона зад. создания научного метода. необх также полож

учение о методе исследов. В истории науки четко выступают 2 пути или

метода исследов: догматический и эмпирический. Догм метод начин с общих

умозр положений и стрем вывести из них все частн случаи. Догматик похож

на паука, кот из самого себя ткет паутину.

Уч, следующ эмпир методу похож на муравья, кот беспорядочно тащит

все, что ни попадется ему на пути. Истинный метод состоит в умственной

переработке материалов, кот доставляет опыт.( пчела)

До сих пор открытия делались случайно. Их было бы больше, если бы

исследов. были вооружены прав методом. Метод - это путь, главное средство

исл. К нему относятся орудия, соверш. способность нашего восприятия, и

орудия, соверш. саму челов мысль. Науку расширяет не пассивное

созерцание, а эксперимент, т.е активное испытание природы.

Главное условие прогресса знания - совершенствование способности

умозаключения, важнейшей формой кот. является правильная индукция. До Б.

фил, писавшие о индукции обращали внимание на те случаи, кот подтверждают

доказываемые или обощ. ими положения. Б. подчеркнул значение тех случаев,

кот. опровергают обобщение, противоречат ему. Это так назыв.

отрицательные инстанции.

Материя --- совокупность частиц, природа --- совокупность тел с

многообразными качествами. Материя имеет желтизну, теплоту, тяжесть и

т.д.Не согласен с пустотой, фактически пространство связано с местом,

занимаемым материей (протяженность), а время ---- объективная мера

скорости материальных тел (получается, что это есть внутреннее свойство

материи).движение есть прирожденное свойство материи. оно вечно. Назвал

19 форм движения.

ЛОКК Джон (1672--1704).материалист. развил теорию материалистического

эмпиризма. Единственный источник всех идей --- опыт. Идеи возникают

вследствие вещей на органы чувств (идеи ощущения) или следствие внимания,

направленного на состояние или деятельность души (идеи рефлексии). телам

присущи только количественные особенности. первичные качества ---

величина, фигура, движение и покой. Вторичные --- запахи, звуки, цвет,

вкус. НЕ принадлежат самим вещам, а возникают в субъекте под воздействием

первичных качеств.

Идеи из опыта есть материал для знаний, но надо их переработать

деятельностью рассудка (сравнение, сочетание, отвлечение=абстракция). Эти

операции становятся предметом рефлексии. и простые идеи преобразуются в

сложные. умозрительное знание есть усмотрение соответствия двух идей друг

другу. Опытное знание лишь вероятно, в нем усмотрение тождественности

достигается ссылкой на факты. Сенситивное знание - то, что опирается на

чувства (наше убеждение в существовании внешнего мира). (Между опытом и

умозрит. знанием).Наша задача знать не все, а то, что необходимо для

поведения и практической деятельности.

Государство -- его цель есть сохранение свободы и собственности,

приобретенной посредством труда. Не может быть произвола. Власть 1)

законодательная;2) исполнительная;3) союзная=федеративная=судебная.

Джордж Беркли (1684 - 1753)- субъективный идеализм. Родился в

Ирландии, дворянин. Окончил Дублинский университет. С 1734 по 1752 г Б.

был епископом.

Б. отбрасывает материалист. исходный пункт ф. Локка и объявляет

ощущения единственной воспринимаемой чел. реальностью. Локк стремился

выяснить метод, посредством которого мы приходим к идеям о материи и

пространстве. Этот метод есть по Л. - абстракция. Б. пытается всеми

доступными средствами доказать , что ум чел. не способен к образованию

опис. Л абстракции. Общая абстр идея протяжения, или пространства

невозможна. Она абсурдна и внутренне противоречива. То же самое и с

абстр. материи. Док-ву этого Б посвятил "Трактат о началах челов знания"

, "Три разговора между Гиласом и Филонусом", где он не скрывает, что его

главная цель- борьба против материализма и всех его проявлений в науке.

По Б., в основе понятия о мат.(и о пространстве) лежит допущение,

будто мы можем отвлекаясь от частных св-в вещей, воспринимаемых

посредством ощущений, образовывать отвлеченную идею об общем для них вещ.

субстрате. Но это невозможно. У нас нет чувст. восприятия материи как

таковой. Мы восприн. лишь отдельные вещи и каждое из этих восприятий есть

сумма отдельных ощущений или "идей". "мы видим отдельные цвета, а не

окрашенную материю"...

Не может быть и общей отвлеченной идеи о материи и пространстве. Слово

становится общим не потому, что оно есть знак отвл. общей идеи, а потому,

что оно способно быть знаком многих частных идей. Ум чел. может

образовывать общую идею о вещи, но не общую отвлеч. идею. Отвл. идея

материи не может прибавить к св-вам вещей ни одного свойства сверх тех,

кот. открываются в них в ощущении.

Учение это- субъект. идеализм. Признается сущ. лишь челов. сознания, в

кот. Б. различает идеи и души. Идеи - это воспринимаемые нами субъект

качества. Души - воспринимающие, деятельные нематериальные субъекты дух.

деятельности.

Идеи- пассивны; это лишь состояния. Души же активны. Б. пытается

доказать, что вещи возникают благодаря восприятию и исчезают, когда

прекращ. восприятие.

Б. пытается избежать солипсизма, т.е. вывода о том, что сущ. лишь один

воспринимающий субъект. Он утверждает, что субъект сущ. в мире не один.

Вещь , кот. перестал воспринимать один субъект может быть воспринята

другими. Но даже если бы все субъекты исчезли, вещи не превратились бы в

ничто. Они продолжили бы сущ. как сумма идей в уме Бога. Бог не может

исчезнуть. Поэтому не мож исчезнуть и весь сотвор. им мир.Бог вкладывает

в сознание отдельных субъектов содержание ощущений. - Это уже шаг по

напр. к объект идеализму. Цель науки есть научиться понимать язык творца,

а не притязать на объяснение явления телесными причинами.

Давид Юм. (1711 - 1776) Сын небогатого Шотландского помещика. Юм -

скептик, агностик. Окончил Эдинбургский университет. После поездки во Фр.

издал "Трактат о чел. природе", "Опыты нравственные и политические". В

1963 Юм снова во Фр.. Он был знаком с Фр. просветителями (Даламбер,

Гельвеций, Дидро...)

Задача знания быть руководством для практ ориентации. При этом

единств. предметом достов знания считает объекты математики. Все др.

объекты исследов. касаются только фактов, кот не могут быть доказаны

логически, а выводятся исключ. из опыта.

Опыт однако понимается идеалистически. Действительность - поток

впечатлений. Причины, порожд. эти впечатления - непознаваемы. Мы не можем

даже знать сущ. ли внешний мир. Сущ впечатления наших чувств (ощущ) и

впечатл. внутренних деятельностей души (рефлексии) От этих 2 видов

первон. ощущ зависят идеи памяти и воображ. Ни одна идея не может быть

образована без предшеств. ей впечатления.

Отношение между причиной и действием не может быть выведено ни

интуитивно ни путем док-ва. Возможно причинная связь и сущ. Возможно, что

из 2 событий, след. одно за др. , предыд событие действительно причина, а

послед. - следствие. Но так это или не так - установить невозможно. Прич.

связь если и сущ - непознаваема. Однако люди склонны делать заключения от

наблюд. в прошлом действий к подобным же действиям этих объектов в буд.

(за весной следует лето) Они действуют исходя из уверенности, что та же

посл будет и будущем.

Почему люди действ подобным образом? это р-т привычки. Однако

действие привычки никогда не может превратить наше ожидание известного

порядка в достоверность истинного знания. - скептицизм. Поток наших

впечатлений все же не хаотичен. Впечатления не равноценны и этого вполне

достаточно для ориентации в мире.

В онтологии(уч о бытии) Юм отрицает сущ категории субстанции и сводит

идею субст. к идее совокупности отдельных качеств. В ф. религии он

ограничивается единственным допущением, будто причины порядка во

Вселенной имеют определенную аналогию с чел разумом. Отвергает всякое

богословие. Религия не может быть основой морали.

b 18----------

Догматизм, агностицизм, скептицизм и научное знание.

НАУКА — особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку

объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире

. ДОГМАТИЗМ (греч. мнение, положение, решение) — неизменный,

игнорирующий конкретные условия места и времени подход к тем или иным

проблемам, оперирование догмами. Догмами называют абстрактные, оторванные

от жизни положения, к-рые принимаются за непререкаемую истину и считаются

достаточной основой для осуждения и прямого опровержения положений,

противоречащих им. Характерная черта Д.— слепая вера в авторитеты, защита

устаревших (а иногда и с самого начала ошибочных) или недоказанных

положений. Д. характерен для всякой религии. В философии он выступает как

выражение недиалектического (метафизического) мышления. Д. препятствует

развитию научной мысли, связывая ум и руки ученого, сковывая его

творчество. Догматический подход встречается и в обыденной жизни, и з

политике, когда конкретные задачи пытаются решить по неизменным, раз и

навсегда данным рецептам. В таких случаях Д. приносит и политический и

экономический вред. Д. внутри революционного рабочего движения — это отказ

от сути марксизма-ленинизма и настаивание на его букве. Он всегда играет на

руку правому ревизионизму, хотя внешне и противоположен ему. Догматики не

способны (или не желают) творчески развивать марксизм-ленинизм

применительно к новой исторической обстановке. Они изолируют марксистско-

ленинское учение от

практики, от развития естествознания и общественных наук. В политике это

ведет к сектантству, к авантюристическим действиям. Поэтому борьба против

Д. есть борьба за творческую философию, науку и за реалистическую политику,

не отрывающуюся от жизни, а учитывающую все то новое, что появляется в ней.

АГНОСТИЦИЗМ (греч. а — отрицание, gnosis — знание) — философская

установка, согласно которой невозможно однозначно доказать соответствие

познания действительности, а следовательно, выстроить истинную

всеобъемлющую систему знания. Вырастает из античного скептицизма и

средневекового номинализма. Термин введен в середине 19 в. английским

естествоиспытателем Т.Гексли для обозначения непознаваемости того, что не

может быть обнаружено непосредственно как сенсибельное (предмет

чувственного восприятия), и на этом основании ложности всего

интеллигибельного. (Следует отличать А. от античного скептицизма. В

философии скептицизма отрицается истинное как предмет мысли, т.е.

релятивизируется всякое бытие, неважно, сенсибельное или интеллигибельное.

На этом основании скептики, придерживаясь гераклитовской позиции "все

течет", предлагают употреблять вместо "существует" слово "кажется". Для А.

же характерно понимание истинного как всецело сенсибельного бытия, так что

сомневаться следует только в бытии интеллигибельном.) Традиция А. берет

начало в философии Беркли, полагающего, что человеку невозможно выйти из

своего опыта, чтобы решить вопрос об отношении этого опыта к фактам

действительности. Вслед за ним Юм выступает с последовательным отрицанием

истинного познания, начиная с критики основополагающего закона познания —

причинности, который, с его точки зрения, лишь представление,

характеризующее восприятие мира человеком. Человеческое познание, с этой

точки зрения, — цепь субъективных опытов и примысливаемых к ним

предположений, причем ставится цель свести последние к минимуму (идеал —

математическое естествознание). Юм насчитывал три "ряда опыта":

"впечатление", "вера в существование предмета", "идея". Впечатления

возникают из чувственного опыта. Повторяемость одного впечатления ведет к

вере в существование данного предмета. Идеи представляют собой наиболее

яркие впечатления. Все интеллигибельное, т.е. чисто мировоззренческие

вопросы, оказываются лишенными смысла. Например, вопрос об объективной

реальности сенсибельных предметов выходит за пределы чувственного опыта,

поэтому "спрашивать, существуют ли тела или нет, бесполезно". Немецкая

трансцендентально-критическая философия преодолевает позицию Юма, говоря не

об одном, а о двух источниках познания. Так, по утверждению Канта,

познающий субъект не может выйти не только за границы чувственного опыта,

но также и за пределы мира интеллигибельных объектов (нельзя помыслить

немыслимое). Поэтому имманентное знание необходимо дополнять знанием

трансцендентным. По сути, работа Канта по описанию познания как

выстраивания мира (феноменов) и избеганию вопрошания о мире вообще (вещь-в-

себе) лежит в русле, задаваемом Юмом. Существенный вклад в эволюцию А.

внесло "открытие" сфер, участие сознания в которых ограничено (в частности

— воля или бессознательное, интуиция). А. развивается в позитивизме,

неопозитивизме и постпозитивизме как конвенциализм — признание, что

невозможно "проверить" понятие на практике, оно — функция от соглашения

сообщества познающих, а не от факта действительности. Традиция позитивизма,

порывая с метафизикой, продолжает линию юмовского А. Идеалом истинного

знания позитивизм провозглашает опытное познание естественных наук, отрицая

гносеологическую ценность интеллигибельных объектов. Прагматическая

философия и критический реализм рассматривают истину как произведение

нерефлексивной веры. Крайней степени А. достигает в современной философии,

призывающей отказаться вообще от понятия реальности и рассматривать только

различные модификации человеческого сознания и языка в их относительности.

СКЕПТИЦИЗМ — (1) — античный — древнегреческое учение, впервые

обоснованное Пирроном из Элиды в конце 4 в. до н.э. Пиррон впервые придал

систематически законченную форму издавна распространенным в Древней Греции

сомнениям в познавательной ценности чувственности (Гераклит: "глаза и уши —

фальшивые свидетели"; Демокрит: "результаты ощущений темны", "это просто

мнение, а не истинно существующее"; софисты с их субъективизмом и т.п.). К

скепсису подобного рода Пиррон добавил моральный и логический С., заявляя,

что никогда не может быть рационального основания для того, чтобы

предпочесть один порядок действия другому. Став философским учением, С.

превратился из простого сомнения в сомнение догматическое. Дело Пиррона

продолжил его ученик Тимон, после смерти которого в Афинах в 235 до н.э.

его доктрина была подхвачена и развита Академией, продолжившей свою работу

и после кончины ее основателя — Платона (Аркесилай, Карнеад, Клитомах — все

эти философы-скептики находились во главе Академии, которая только в 69 до

н.э. перестала быть скептической). Большой вклад в дело последующего

возрождения С. в качестве самостоятельного философского направления в 1 в.

до н.э. внес уроженец Крита Энесидем, оказавший влияние на известного поэта

Лукиана (2 в.) и Секста Эмпирика — единственного философа-скептика

древности, труды которого дошли до наших дней. Согласно Диогену Лаэртскому,

С. отрицал возможность достоверного знания и не верил в возможность

рационального обоснования нравственных норм. Не сомневаясь в существовании

явлений, скептики считали, что только они и обладают достоверностью, однако

при этом отвергали возможность выведения с достаточной долей обоснованности

причин этих явлений. Для позднего С. была характерна резкая направленность

против концепции истины, единственным критерием которой он считал

видимость: "все лишь кажется", — говорит скептик, противопоставляя друг

другу ощущаемое (видимое) и мыслимое. Своего рода аргументами против

возможности достоверного знания стали знаменитые тропы (или обороты)

скептиков, выдвинутые Энесидемом и применявшиеся им ко всему мыслимому и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.