рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпора к канд. минимуму по философии

для рабочего принудителен. Только вне труда рабочий свободен. 3) Труд

подневольный отнимает у человека его "родовую" жизнь. 4) Подневольный

труд порождает отчужденность между людьми.

Марксизм формировался как цельное учение в органическом единстве всех

его составных частей. Философия марксизма выступает как научный метод

познания и преобразования мира. Сердцевину, суть философии М. образуют

исследования классических философских вопросов, концентрирующихся вокруг

отношений человека к миру, отношений людей между собой и природы

(сущности) человека. Выделяют два этапа развития марксизма - "ранний" и

"поздний". Для "ранего" - характерны попытки разработки целостного

мировоззрения преимущественно средствами философского анализа. "Поздний"

- здесь вместо абстрактной конструкции человека и его сущностных сил

сложилась более конкретная, основанная на изучении экономической и

социальной структуры общества. Осн. тезисы: 1) в основу мировоззрения

кладутся не религиозно-мистические или идеалистические, а выводы

современного естествознания; 2) М. открыто признал свою связь с

интересами определенного класса - пролетариата; 3) как следствие ставится

принципиально новая задача - не ограничиваться объяснением мира, а

выбрать методологию его преобразования, в первую очередь - преобразования

общества на основе сознательной рев. деятельности; 4) отсюда центр Ф.

исследований переносится из области чистого познания и отвлеченных

человеческих отношений, а также из области абстрактных рассуждений об

общем устройстве мира на область практики; 5) это приводит к тому, что

мат-зм впервые распространяется на понимание общественной жизни; 6)

наконец сами познание и мышление были поняты по иному. Мышление стало

рассматриваться не как продукт развития природы, но как результат сложной

исторической общественно-трудовой деятельности, т.е. практики. Осн.

принцип: антогонизм между производственными силами и производственными

отношениями - движущая сила в переходе от одной к другой общественно-эк.

формации (исторически определенный тип общества, представляющие особую

ступень его развития). Тесно связан с эк. История рассматривается

объективно, вне личности. Для этого: общественное бытие и сознание. ОБ -

материальное отношение людей к окр. миру, прежде всего к природе, в

процессе пр-ва мат. благ, и те отношения, в к-рые вступают люди между

собой в процессе пр-ва. ОС - осознание обществом самого себя, своего ОБ'а

и окр. действительности. Б определяет С, обратное вообще говоря неверно.

Сущность материалистического понимания истории К. Маркса. Общественно-

экономические формации. Все культурные формации определяются общественным

бытием. Общественное бытие определяет общественное сознание. Система

категорий. Категория производительных сил (люди и средства производства,

предметы труда и орудия труда, где предмет это то, на что направлена

трудовая деятельность). Второй элемент - категории общественного бытия -

производственные отношения. Социально-политические формации: 1.

первобытно-общинный строй, 2. рабовладельческий, 3. феодальный, 4.

капиталистический, 5. Социалистический. Производственные отношения:

производственно-экономические и производственно-технологические.

Производственно-экономические отношения в марксизме называются базисом

(отношения между людьми). Политика, право, мораль, религия, искусство. Со

сменой базиса меняются все формы культурной жизни. Религия и искусство

меняются значительно медленнее, чем политика. Все это называется

общественно-экономической формацией (ее структура). Три закона развития

общества. 1) Источник развития в борьбе между классами. 2) Развитие

производительных сил общества происходит в интересах всех людей. 3)

Развитие происходит по спирали и носит открытый характер, отрицание

отрицания.

5. Сущность материалистического понимания истории К. Маркса. Общественно-

экономические формации.

Маркс сам пишет, что своей заслугой он считает попытку построения

материализма доверху. Объяснение хода развития истории.

Маркс перевертывает традиционную схему и говорит, что все культурные

формации определяются общественным бытием. Общественное бытие определяет

общественное сознание. В хижине и во дворце люди думают по разному.

Далее следует система категорий. Категория производительных сил (люди и

средства производства, предметы труда и орудия труда, где предмет это то,

на что направлена трудовая деятельность). Второй элемент - категории

общественного бытия - производственные отношения.

Социально-политические формации: 1. первобытно-общинный строй, 2.

рабовладельческий, 3. феодальный, 4. капиталистический, 5.

социалистический. Человек не может производить в одиночку (в историческом

плане). Производственные отношения: производственно-экономические (кому

принадлежит - первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм,

капитализм - хочешь работай, хочешь не работай, социализм как первая

стадия коммунизма - общественная собственность) и производственно-

технологические (ноу-хау - традиционное общество, мануфактура, машинизм,

автоматизация, кибернетизация, роботизация).

Социализм никаких новых ноу-хау не дал. Производственно-экономические

отношения в марксизме еще называются базисом (отношения между людьми).

Политика, право, мораль, религия, искусство. Со сменой базиса меняются

все формы культурной жизни. Религия и искусство меняются значительно

медленнее, чем политика. Все это называется общественно-экономической

формацией (ее структура).

Три закона развития общества (интерпретация законов диалектики). В

обществе есть своя специфика законов исторического развития. 1. Первое: в

чем источник развития? Диалектика: потому что есть противоречия. Закон

развития истории. Марксизм: борьба между классами. Источник

антагонистических противоречий. Движет историю. Одна часть противоречий

исчезает, другая остается. Диктатура пролетариата. Установка

бесклассового общества. 2. Второй закон диалектики: как, каким образом

происходит развитие? Развитие производительных сил происходит

эволюционным образом (количественное изменение), тогда как

производственно-экономические отношения сменяются скачком. Скачок

происходит именно через революции (насилие). Маркс: развитие

производительных сил общества происходит в интересах всех людей (за

исключением буддистов в Англии, которые выступали против сокращения

количества людей, занятых в сфере производства). 3. Третье: в каком

направлении происходит развитие? Гегель: отрицание отрицания, развитие по

спирали (жесткая триада). Марксизм: развитие происходит по спирали и

носит открытый характер, отрицание отрицания. Социализм - отрицание

частной собственности.

Общественное сознание вторично. Государство по определению Маркса прямо

характеризуется как машина для подавления одного класса другим (налоги,

армия, полиция и пр.). Проблема отмирания государства, когда коммунизм

победит во всемирном масштабе. Карл Поппер (современный философ) дает

самую убедительную критику всех этих теорий. "Открытое общество и его

враги". Основным методологическим недостатком Поппер считает историцизм -

попытка рассмотрения истории по аналогии с механическими законами. Такая

методология изначально неверна. В истории нет таких законов.

История носит принципиально открытый характер. Общая критика того, что в

истории как движущая сила выступает нечто привилегированное по отношению

ко всему остальному. Гегель: национальный дух. Маркс: рабочий класс,

гегемон. Постулирование того, что эволюция государственных структур

возможна только революционным путем. В марксизме исключается возможность

компромисса. Вместо звона мечей должна быть битва слов. Демократическое

сотрудничество общества. Поппер очень уважительно относится к Марксу.

Маркс-гуманист жил во время, когда положение рабочего класса было очень

тяжелым. Но так было до определенного момента. В конце 19 века появились

принципиальные изменения. Маркс видел это (страхование, сокращение

рабочего дня и пр.), но повел себя не как ученый, не внес изменения в

теорию.

b 24----------

1. Рационализм и наука.

Наука - еще одна форма общественного познания, отражающая природный,

социальный и внутренний мир человека в понятиях, законах, теориях. На

протяжении многих столетий наука служила примером рациональности, но

ситуация сложившаяся в процессе взаимодействия науки и социального

общества обострила рпоблему рациональности науки. Как показали в развитии

науки, начиная с 17 в, возникли последовательно три типа научной

рациональности:

1. Классический тип научной рациональности (XVII-XVIII вв)- при

теоретическом объяснении и описании объекта надо абстрагироваться от

всего, что относится к субъекту (исследователю), применяемым им средствам

и совершаемым операциям. Это необходимое условие получения объективно-

истинного знания о мире;

2. Неклассический тип научной рациональности (конец 19- середина 20 вв)

который уже учитывает зависимость результатов исследований от характера

тех средств, к которым прибегает ученый (особенно при эксперименте) и от

специфики тех операций, которым подвергается изучаемый объект;

3. Постклассический тип научной рациональности, рассматривающий

деятельность ученого в более широком поле; теперь уже учитывает

соотнесенность знаний об объекте не только с исследовательскими

средствами и операциями, но и с ценностно-целевой ориентацией ученого.

Выход из сегодняшней экономической и социальной ситуации состоит не в

отказе от научно-технического развития, а в придании ему гуманистического

измерения.

2. Метафизика всеединства Вл.Соловьева.

Религиозная философия В.С. Соловьева (общая характеристика и основные

понятия).

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900). На его взгляды большое

влияние оказала христианская литература, идеи неоплатонизма, теософии,

средневекового мистицизма, немецкой классической философии и отчасти

славянофилов.

Философия всеединства Соловьева представляет собой синтез идей

западноевропейской и восточной мысли. Общественно-историческая задача

философии - спасение человека и человечества. Исходит из философии

нравственности, я стыжусь, следовательно, я существую Основа нравственности

- нерасторжимая связь поколений в деле подготовки к явлению царства Божия.

Из добра он выводит понятие Бога (не наоборот). Далее философия любви как

высшее понятие нравственности. Эгоизм есть отрицание любви, любовь есть

самопожертвование. Высшая форма любви - божественная. Человек, вставший на

этот путь - Богочеловек. Это есть сущность индивидуальности, все остальное

второстепенно. Через божественную любовь осуществляется соединение с Богом

- всеединство. Необходимо подготовить человека к восприятию христианских

ценностей.

Центральная идея учения - идея положительного всеединства или

"всеединого сущего". Это всеединство являет собой совершенный синтез

истины, добра и красоты. Всеединое сущее - сфера абсолютного, божественного

- обладает признаками безусловности и всецелости. Это и есть действительный

мир, а реальный мир вещественное бытие есть лишь отражение его. Цель

исторического прогресса - приблизить реальность к божественному миру, так

как реальность раздроблена, и ее всеединство заключается не в

вещественности, а в идее.

Реальный мир - самоопределение или воплощение абсолютного-сущего,

посредник между ними - София (мудрость божья). Мистический образ

всеединственности и вечной женственности. Она же истина, постигаемая через

божественную любовь. Материальный мир находится в хаотическом состоянии.

Человек является центром всеобщего сознания природы. Его роль - роль

освободителя и спасителя природы. Человечество - посредник между природой и

божеством. Человек должен изменять природу до ее одухотворения. Отсюда цель

мир истории - единство бога и внебожественного мира, возглавляемого

человечеством.

Нравственный смысл личности, являющейся связующим звеном между

божественными и природными мирами, реализуется в акте любви к другому

человеку, к природе, к богу. Истинный предмет любви - Вечная Женственность,

единый образ всеединства. Человек нравственен, если свободно подчиняет свою

волю служению богу и установлению богочеловеческого царства. Идеи

провиденционализма.

В обществе идея "всеединства" раскрывается как богочеловеческий союз

людей, как некая вселенская церковь, объединяющая всех и способствующая

установлению на земле царства божьего. Залогом такого всеединства является

объединение католической и православной церквей. Русская идея -

исторический долг России в создании социальной троицы (аналог божественной)

- единение церкви, государства и общества.

В гносеологическом аспекте принцип всеединства реализуется через

концепцию цельного знания, представляющего собой неразрывную взаимосвязь

трех разновидностей этого знания: эмпирического (научного), рационального

(философского) и мистического (созерцательно-религиозного). В качестве

основопологающего принципа цельное знание предполагает в существование

абсолютного начала - Бога. Эмпир. знание раскрывает внешнюю сторону

явлений, рациональное - особенности мышления. Однако истина постигается

через непосредственное созерцание, интуицию.

Идеальное общество мыслилось Соловьевым как всеобъемлющая церковно-

государственная организация, синтез вселенской церкви и всемирной монархии

под эгидой католического Рима.

Русская философия "всеединства" начала ХХ века. Знание и вера.

В истории русской философии идеализма Соловьев, основоположник русской идеи

"всеединства" (см. выше), оказал большое влияние на целую плеяду религиозно-

философских мыслителей: Николай Александрович Бердяев (1874-1948), Евгений

Николаевич (1863-1920) и Сергей Николаевич (1862-1905) Трубецкие, Павел

Александрович Флоренский (1882-1937, расстрелян), Семен Людвигович Франк

(1877-1950), Булгаков Сергей Николаевич (1871-1944).

Евгений Николаевич Трубецкой. Религиозный философ, друг В.С. Соловьева.

Абсолютное всеединство Соловьева истолковывал, через введение понятия

"абсолютное знание". Если по Соловьеву абсолют - сущность всего в мире, то,

по Трубецкому, он объект мир как всеведение, как действительное и

возможное. В отличие от Соловьева олицетворяет Софию с идеальным замыслом о

мире, с возможностью, которую человек может принять или не принять.

Сергей Николаевич Трубецкой. Религиозный философ, брат Е.Н. Трубецкого. В

центр философии ставил отношение познающего разума к сущему,

отождествляемому в мистицизме с духовной сверхчувственной реальностью.

Пространство и время - формы чувственности некой мировой души, коренящейся

в Боге. Через веру человек устанавливает объективность реальности. Опыт,

разум и вера дают целостную картину мира. Выдвинул идею соборности -

объединения людей в "церковном богочеловеческом организме".

Флоренский Павел Александрович - продолжатель идей Соловьева, стремился

создать интегральную систему взглядов сочетанием религии и науки, техники и

искусства. Центральные идеи всеединства и учение о Софии. Обоснование

православной догматики, особенно триединства, аскетизма и почитания икон.

Религиозно-философская проблематика широко сочеталась у Флоренского с

исследованиями в лингвистике, теории пространственных искусств, математике,

физике. Он пытался совместить истины нуки с религиозной верой. Откровение

как способ схватывания истины и дальнейшее ее обогащение наукой и т.д. Вера

определяет культ, культ - миропонимание, а отсюда культура.

Франк Семен Людвигович. Религиозный философ, психолог. Вместе с Бердяевым в

1922 году был выслан из СССР. В своих философских взглядах поддерживал и

развивал идею всеединства в духе Соловьева, пытался примирить рациональное

мышление с религиозной верой на пути преодоления противоречивости

божественной ценности всего сущего, несовершенства мира и построения

христианской теодицеи и этики. Видел выход России из перманентного кризиса

в осуществлении "идеала духовного единства и органического духовного

творчества народа, идеала религиозной осмысленности и национально-

исторической обоснованности общественной и политической культуры". Всю

жизнь Франк утверждал как высшую ценность "всеобъемлющую любовь в качестве

восприятия и признания ценности всего конкретно-живого".

b 25----------

1. Проблемы и перспективы современной цивилизации. Человечество перед лицом

глобальных проблем.

Человек может существовать не иначе, как в рамках достаточно узкого

диапазона параметров физической среды, био-и социосферы. Человечество

держится на острие. ускорение процессов развития общества сопровождается

понижением уровня его стабильности. сопровождается состояниями

неустойчивости, возникают новые системные качества и аттракторы. Та как

человечество приобрело всепланетарный статус, то и его проблемы стали

носить глобальный характер. Неустойчивость внушает надежду, что малые

изменения могут привести к изменению всей структуры, что означает, что

индивидуальная деятельность совсем не бессмысленна. При этом мир, видимо,

навсегда лишился стабильности и гарантий непреходящих законов. особенно

стали важны нелинейные системы и отношения, когда малый сигнал на входе

дает большой на выходе, и повышение темпоральности --- чувствительности к

ходу времени.

Экология. - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с

внешними условиями его обитания с целью поддержания динам равновесия

системы "общество-природа".

Развитие человечества, его производ сил столкнули челов с пробл

ограниченности прир ресурсов, возможного наруш динам равновесия системы общ-

прир. "Не стоит обольщаться победами над природой. За каждую такую победу

она мстит. Каждая из этих побед имеет правда в первую очередь те

последствия, на кот мы рассчитывали, но во втор и в третью очередь совсем

другие, непредвиденные последствия, кот очень часто уничтожают значение

первых." Мы все воюем с природой, а надо мирно существовать в ней.

Чел, превращая все большую часть природы в среду своего обитания,

расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно

обострять в нем чувство ответственности за преобразующее воздействие на

нее. Здесь находит отражение общефил принцип: "чем полнее свобода, тем выше

ответственность".

В настоящее время глобальность эколог проблем требует от чел иного

способа мышления, новой формы самосознания - Экологического сознания. Это

прежде всего означает, что челов должно осознать себя как единое целое в

своем отношении к природе. Самое первое и главное условие сохранение

равновесия и гармонии с природой - это разумное сосуществование людей друг

с другом. Необходимо соединить усилия всех людей, всего человечества в

решениях этих проблем. В соврем обществе потребления решение эколог проблем

невозможно...

Другие проблемы невозможность затормозить тех прогресс, загрязнение.

Нарушено ли хрупкое равновесие между природой и чел. Уничтожение прир

ископаемых, пресной воды, лесов, видов животных. Вправе ли чел, осознавая

ответственность перед лицом Вселенной, изменять Землю?Действия людей носят

некомпенсируемый характер. Озоновый слой,парниковый эффект, проблема шума.

Сам человек начинает эволюционировать в техногенной среде. ведут мутации к

негативному или к полезному? Психические изменения в рез-те жизни в

неестественных условиях. Скука, апатия, безнадежность, мусор, теснота и др

проблемы.

Демографические проблемы, учение Мальтуса о перенаселении. Население

растет в геометрической прогрессии, еда – в арифметической. При этом

проблема нехватки населения в развитых странах и переизбытка рождаемости в

Африке и Лат Америке. Вопрос о коэволюции человека и животного. Вынос

высоких технологий в космос и загрязнение космоса. Проблема информационного

потока. Проблема искусственного интеллекта и механической жизни. Проблемы

генной инженерии сейчас вышли на первый план. Ну и так далее, словом, здесь

можно говорить, не останавливаясь.

Нравственные проблемы. В связи с развитием науки встала проблема

смерти, ее определения. Когда можно констатировать смерть и когда можно

вернуть человека к жизни? В связи с этим стоит проблема эвтаназии как

безболезненной смерти, тем более уже появились приспособления для этого.

Проблема абортов, можно или нет, в основном нравственная проблема -- когда

можно говорить о жизни нового человеческого сущва? проблема борьбы со

СПИДом, наркоманией, алкоголем и возникающая при этом проблема милосердия.

Мутации --- повышение процента олигофреничных и аутичных детей, проблема их

адаптации в человеческом обществе. Новая точка зрения на эту проблему ---

если они не имеют развитого интеллекта, то почти все очень добры и

нравственные. Не есть ли это просто другие люди, не хуже нас?

При анализе глобальных проблем важно помнить, что их решение не

естьдело простое, а даже опасное. Человечество вступило в эпоху

необратимого развития, и предотвращение деградации человечества как

элемента биосферы сводится к формированию новой цивилизации.Становится

вопрос разработки Стратегии Человека, согласованной со стратегией природы.

Понятие об экологическом и нравственном императиве, то есть некоторые вещи,

в частности изменение некоторых свв окружающей среды недопустимо ни при

каких обстоятельствах. Это новые составляющие новой нравственности

человечества. актуальной задачей стало создание планетарного гражданского

общества как института, в рамках которого и возможна эффективная реализация

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.