![]() |
|
|
Дипломная работа: Развитие субъектов Российской Федерации в системе федеративных отношений (на примере Самарской области)- Поддержка экспансии продукции кластера на международных рынках, включающая программы поддержки экспорта, сертификации продукции по международным стандартам, содействие в проведении маркетинговых исследований, поддержка участия (или организация) в соответствующих выставках и ярмарках. - Развитие инфраструктуры кластера, предусматривающее финансирование проектов по развитию транспортной и инженерной инфраструктуры, связи и телекоммуникаций. С точки зрения ресурсного обеспечения реализации кластерной политики органов федеральной исполнительной власти могут быть использованы механизмы финансирования мероприятий за счет бюджетных средств, такие как: - федеральные и ведомственные целевые программы, - федеральные адресные инвестиционные программы, - НИОКР, - средства Инвестиционного фонда Российской Федерации, - средства Банка развития и внешнеэкономической деятельности, - средства, выделяемые на создание особых экономических зон и технопарков, - средства венчурных фондов, - средства, выделяемые на реализацию национальных проектов, - средства программ развития малого предпринимательства, - средства Фонда регионального развития. Кластерная политика региональной власти на примере Северных регионов Российской Федерации призвана нейтрализовать издержки узкого корпоративного подхода, опасного для целей устойчивого развития северных регионов России[41]. Можно выделить четыре группы задач властей северных регионов в сфере кластерной политики: координационная, институциональная, инфраструктурная, кадровая. Это означает, что региональные органы государственной власти должны выполнять функцию эффективного коммуникатора, лидера кластерной сети. В этой связи деятельность региональных администраций сводится к эффективному согласованию интересов всех участников регионального кластера, созданию условий и непосредственному объединению фрагментов региональной экономики вокруг ключевой конкурентоспособной деятельности. В рамках задачи координации и информационно-аналитического сопровождения региональных кластерных инициатив должны быть реализованы следующие мероприятия: 1) Создание агентств (корпораций) регионального развития; 2) Создание системы консультаций и услуг для предприятий-резидентов кластера; 3) Создание системы мониторинга и оценки реализации кластерных инициатив. Ключевым мероприятием координации региональных кластерных инициатив является формирование агентств регионального развития – организационных структур, координирующих реализацию стратегий и программ в целом, а также осуществляющих оперативное управление ключевыми проектами. Для данных структур необходимо разработать пакет регулирующих документов, определяющих их статус и полномочия, а также систему взаимодействия с основными субъектами региональной экономики. Основными сферами деятельности агентств (корпораций) регионального развития являются следующие: - Консолидация и координация взаимодействия участников региональных кластерных инициатив; - Содействие привлечению внешних инвестиций и новых участников в региональные кластерные инициативы; - Оперативное консультативное сопровождение проектов и инвесторов; - Координация реализации кластерных проектов с органами государственной власти всех уровней и с профильными организациями в России и за рубежом; - Распространение лучших практик реализации кластерных инициатив; - Обеспечение потребностей региональных кластеров в трудовых ресурсах; - Развитие уровня компетенции участников региональных кластерных инициатив. В целях эффективной реализации региональных кластерных инициатив должна быть создана система консультаций и услуг для предприятий-резидентов кластера. Данная система должна быть ориентирована, прежде всего, на предоставление маркетинговой поддержки компаний, оказание информационных услуг в части регионального законодательства для предприятий и инвесторов, а также на экспертную поддержку развивающимся и вновь открывающимся фирмам. Формирование данной системы требует переоценки существующих организационных структур органов государственного управления, привлечения сторонних консалтинговых компаний, а также развития новых компетенций региональных администраций, в том числе: - Осуществление маркетинговой поддержки компаний; - Развитие и укрепление сетевых структур и деловых контактов в целях сбора и своевременного предоставления деловой и экономической информации; - Разработка и поддержка web-сайтов для распространения необходимой информации среди представителей деловых кругов; - Предоставление статистических данных и информации широким деловым кругам; - Предоставление информации и услуг в целях оказания содействия развитию и расширению предприятий малого и среднего бизнеса; - Внедрение принципа «единого окна» в предоставлении бизнес-информации; - Предоставление отчетности об эффективности и перспективах местной экономики для содействия бизнес-планированию предприятий малого, среднего и крупного бизнеса. Для эффективной реализация кластерной политики требуется создание адекватной системы мониторинга и оценки реализации кластерных инициатив. Важным условием функционирования систем мониторинга должна быть их непрерывность, т.е. возможность в реальном времени отслеживать рост и барьеры, препятствующие развитию кластеров. В мировой практике не существует общепринятых критериев оценки эффективности развития кластеров. Существуют «универсальные» методики оценки, основанные на подходе М.Портера (модель производительности кластерных инициатив, отчет о конкурентоспособности кластера). Можно предложить набор косвенных параметров, которые в своей совокупности могут дать представление об успешности того или иного кластера и необходимых усилиях органов государственной власти и местного самоуправления по снижению негативных барьеров: 1) Влияние кластера на региональную экономику. Данную группу характеризуют показатели роста добавленной стоимости на уровне компании, кластера и сектора, показатель доли предприятий кластера в ВРП, объем налоговых поступлений от резидентов кластера, показатель уровня занятости населения (% занятых в кластере); 2) Уровень развития человеческого капитала. Данную группу характеризуют такие показатели, как уровень производительности труда, количество человек вовлеченных в деятельность кластера через участие в программах проф. подготовки, количество дипломированных специалистов привлеченных в кластер, количество программ сотрудничества бизнеса и университетов в области подготовки специалистов для нужд кластера, количество практикантов и учащихся, вовлеченных в кластер; 3) Близость к поставщикам. Данную группу характеризуют показатели, связанные с анализом качества поставок, количеством поставщиков 1-го, 2-го, 3-го ряда, оценкой фактических поставщиков; 4) Доступность капитала. Данную группу могут характеризовать показатели объемов привлеченных инвестиций, объемов привлеченных венчурных средств, оценки участия банков в деятельности кластера, объемов государственных и частных инвестиций в развитие инфраструктуры, количества выделенных грантов; 5) Рост сектора услуг характеризуют показатели объемов работ, переданных на аутсорсинг (в финансовом выражении), количество привлеченных консультантов, количество компаний предоставляющих продукцию и услуги для нужд кластера; 6) Уровень развития внешних связей могут характеризовать такие показатели как число совместных предприятий, промышленных союзов, маркетинговых консорциумов, число внешних обменов и др.; 7) Уровень социальной активности. Данную группу могут характеризовать такие показатели как количество профессиональных, деловых и торговых ассоциаций, количество участников в каждой, уровень активности ассоциаций, анализ их взаимодействия; 8) Качество делового климата. Данная группа характеризуется показателями количества вновь открытых предприятий в кластере, количества компаний, вовлеченных в кластер, интегральной оценки индивидуальных опросов предприятий-участников кластера об их деятельности за оцениваемый период и среднесрочных ожиданиях; 9) Развитие инноваций в кластере характеризуют показатели объемов средств, вовлеченных из государственных и частных источников в НИОКРы в рамках кластера, количества патентов, зарегистрированных компаниями-участниками кластера, объемов инвестиций в новые технологии, количества новых продуктов, выпущенных предприятиями кластера; 10) Уровень конкурентоспособности резидентов кластера оценивается исходя из количества сделок, заключенных резидентами кластера, объемов экспорта продукции кластера, объемов продаж продукции резидентов кластера за пределами региона, объемов операций с иностранной валютой. Такой подход предусматривает формирование эффективной среды для деятельности участников региональных кластерных инициатив. Должны быть разработаны инструменты по формированию и длительному поддержанию особой творческой атмосферы конкуренции и партнерства между участниками кластера. В вопросах регламента деятельности корпоративных структур речь идет не просто о системе договоров, но об активном поощрении инновационного развития и модернизации внутри корпоративных структур регионального кластера, поощрение компаний к развитию креативности даже в условиях, когда внешних стимулов к этому у них не возникает (высокие мировые цены и др.). Задачей государственной власти субъектов Российской Федерации является создание условий, в которых участники кластера должны конкурировать за кадры, лицензии, квоты, используя для этого весь спектр инструментов, вплоть до самых активных. Среди необходимых мероприятий достижения поставленной задачи можно выделить следующие: - формирование региональных планов действий по развитию частно-государственного партнерства; - создание конкурентоспособного в сравнении с другими регионами налогового режима, развитие региональной системы льгот и преференций для компаний-резидентов кластеров; - развитие особых экономических зон (в т.ч. регионального уровня), технопарков, центров передового опыта, бизнес-инкубаторов и их поддержка; - развитие регионального брендинга; - развитие промышленного дизайна; - реализация программ поддержки малого предпринимательства (в т.ч. формирование региональных фондов поддержки предпринимательства); - разработка системы гарантий и компенсаций процентных ставок по бизнес кредитам; - содействие внедрению международных стандартов корпоративного управления; - формирование и реализация программ привлечения бизнеса в региональные кластеры; - формирование центров (отделов) трансферта технологий при ведущих университетах, научно-исследовательских институтах; - создание фондов инновационного развития (выдача грантов на исследования, помощь в получении венчурного финансирования); - реализация программ и проектов трансферта технологий в региональные кластеры. Необходима модернизация объектов инфраструктуры, обеспечивающих устойчивое развитие существующих и стимулирование появления новых кластерных инициатив. В рамках данного направления задачей государственной власти субъектов Российской Федерации является актуализация ключевых инфраструктур региона, в том числе: - повышение эффективности и развитие университетов, научно-исследовательских институтов и технико-исследовательских организаций; - повышение адекватности и развитие транспортной инфраструктуры; - повышение адекватности и надежности энергетической инфраструктуры; - развитие инженерной инфраструктуры; - развитие финансовой инфраструктуры (в т.ч. содействие формированию эффективной банковской системы, фондового рынка, институтов коллективного инвестирования, развитие лизинга и факторинга, обеспечение доступа компаний к рисковому и венчурному капиталу, развитие услуг по мультивалютной конвертации, создание системы конкурсных грантов и т.д.); - развитие телекоммуникационной инфраструктуры (включая развитие широкополосного доступа, содействие диверсификации услуг и видов связи); - обеспечение доступа к земле и коммерческой недвижимости (например, создание промышленных парков); - развитие социальной инфраструктуры. Рассмотрим формирование эффективной системы привлечения, подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для нужд региональных кластеров. В рамках данного направления ключевой задачей органов государственной власти субъектов Российской Федерации является улучшение качества местных человеческих ресурсов, привлечении квалифицированных специалистов из других регионов и стран для укрепления конкурентного потенциала региональных кластеров. Длительное поддержание конкурентоспособности кластера возможно только через непрерывный инновационный процесс, который опирается на квалифицированные кадры. Чаще всего успех кластера базируется на специфическом знании о его специфике, которое не всегда может быть передано целиком формальным образом через письменные и электронные источники информации (только частично, с неизбежными потерями). Во многом оно привязано к эксперту – его носителю. В этой связи необходима поддержка местных научных школ и местных кадров специалистов, которые сохраняют специфическое знание о свойствах кластерных природных ресурсов. Кадровая задача решается инструментами, предусмотренными в региональной политике занятости, образовательной политике, политике в области малого предпринимательства, иммиграционной – в той части, которая затрагивает развитие региональных кластеров. Исключительно важны мероприятия власти по созданию региональной инновационной системы, которые содействуют повышению интеллектуальности развития кластера, напрямую связаны с укреплением кластерного сообщества квалифицированными кадрами. Среди инструментов управления человеческими ресурсами применительно к развитию региональных кластеров особое внимание следует сосредоточить на следующих направлениях: - повышение адекватности и качества образовательных программ (для кластеров) в средних и высших профессиональных учебных заведениях (например, через создание отраслевых стандартов); - создание специализированных программ повышения квалификации; - организация студенческой практики на предприятиях кластера; - формирование и реализация программ привлечения трудовых ресурсов (в т.ч. из-за рубежа); - обеспечение тесного взаимодействия отраслевой и вузовской науки со специалистами предприятий кластеров; - формирование доступного качества жизни (включая содействие развитию рынка доступного жилья, развитию системы здравоохранения и развитию инфраструктуры развлечений и досуга). С точки зрения ресурсного обеспечения реализации кластерной политики органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут быть использованы механизмы финансирования мероприятий за счет бюджетных средств, такие как: - средства региональных программ и стратегий социально-экономического развития; - средства региональных программ и стратегий развития отраслей и секторов; - средства региональных бюджетных фондов; - средства региональных инвестиционных фондов; - средства, выделяемые на финансирование региональных особых экономических зон и технопарков; - средства региональных венчурных фондов. Основные приоритеты кластерной политики на уровне муниципальных образований – координация усилий членов, задействованных в многозвенной цепочке производства и потребления продукции; расширение перечня и стандартизация качества выпускаемой продукции, расширение рынков сбыта, осуществление полного цикла производства и реализации продукции вплоть до конечного потребителя, повышение общего уровня профессиональных навыков персонала фирм, входящих в кластер, представление и защита экономических, правовых и имущественных интересов членов кластера; создание условий для саморазвития кластеров (развитие инфраструктуры, высшего и профессионального образования, ассоциаций предпринимателей) и др. Целью органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации должно являться повышение конкурентоспособности местных предприятий. Для достижения поставленной цели усилия органов местного самоуправления в пределах своей компетенции должны быть направлены на систематическую реализацию следующих задач: - вовлечение местных кластерных инициатив в региональные кластеры; - информационно-аналитическая поддержка местных кластерных инициатив; - нормативно-правовая поддержка местных кластерных инициатив; - административная поддержка местных кластерных инициатив; - налогово-бюджетная поддержка местных кластерных инициатив; - денежно-кредитная поддержка местных кластерных инициатив; - инвестиционная поддержка местных кластерных инициатив; - развитие инновационной составляющей местных кластерных инициатив; - развитие инфраструктуры; - развитие и привлечение трудовых ресурсов. Основными направлениями кластерной политики на уровне муниципальных образований могут быть: 1. Создание кластеров муниципальных предприятий; 2. Разработка проектов создания кластеров предприятий различных отраслей, продукция которых будет конкурентоспособна на местном, региональном, национальном и глобальном рынках. Информирование инвесторов и оказание содействия в развитии кластера – административными и иными имеющимися ресурсами; 3. Создание привлекательных условий для саморазвития кластеров (развитие инфраструктуры, высшего и профессионального образования, ассоциаций предпринимателей и др.); 4. Создание социальных кластеров (для повышения занятости в группах риска, решения социальных проблем, сохранения традиционной культуры и промыслов); 5. Создание экологических кластеров (групп экологических предприятий). Для разработки и реализации кластерной политики в муниципалитетах необходимы специалисты по кластерному развитию, а взаимодействие муниципалитета и бизнеса может быть организовано через муниципальное агентство развития. Основными специфичными проблемами в разработке и реализации кластерной политики на уровне северных муниципальных образований в России являются: - проблема «размытых» или «спорных» прав собственности; - проблема недостаточности финансовых ресурсов; - проблема управленческой и финансовой зависимости от региональных органов власти и представителей крупных корпораций; - проблема нехватки высококвалифицированных специалистов; - проблема недостаточной ответственности перед населением и малым бизнесом муниципалитета. Решение перечисленных проблем должно содействовать активизации кластерной политики муниципальных образований. В этой связи, должны быть разработаны соответствующие инициативы, направленные на решение острых проблем и использование возможностей, являющихся общими для муниципальных кластеров. С точки зрения ресурсного обеспечения реализации кластерной политики муниципальных органов самоуправления могут быть использованы механизмы финансирования мероприятий за счет бюджетных средств, такие как: 1. средства программ и стратегий социально-экономического развития муниципальных образований; 2. средства районных фондов финансовой поддержки поселений; 3. средства программ развития малого и среднего бизнеса. региональный самарский федерализм самоуправление Таблица 5 Три уровня поддержки реализации кластерных инициатив
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |