рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Развитие субъектов Российской Федерации в системе федеративных отношений (на примере Самарской области)

-   Поддержка экспансии продукции кластера на международных рынках, включающая программы поддержки экспорта, сертификации продукции по международным стандартам, содействие в проведении маркетинговых исследований, поддержка участия (или организация) в соответствующих выставках и ярмарках.

-   Развитие инфраструктуры кластера, предусматривающее финансирование проектов по развитию транспортной и инженерной инфраструктуры, связи и телекоммуникаций.

С точки зрения ресурсного обеспечения реализации кластерной политики органов федеральной исполнительной власти могут быть использованы механизмы финансирования мероприятий за счет бюджетных средств, такие как:

-   федеральные и ведомственные целевые программы,

-   федеральные адресные инвестиционные программы,

-   НИОКР,

-   средства Инвестиционного фонда Российской Федерации,

-   средства Банка развития и внешнеэкономической деятельности,

-   средства, выделяемые на создание особых экономических зон и технопарков,

-   средства венчурных фондов,

-   средства, выделяемые на реализацию национальных проектов,

-   средства программ развития малого предпринимательства,

-   средства Фонда регионального развития.

Кластерная политика региональной власти на примере Северных регионов Российской Федерации призвана нейтрализовать издержки узкого корпоративного подхода, опасного для целей устойчивого развития северных регионов России[41]. Можно выделить четыре группы задач властей северных регионов в сфере кластерной политики: координационная, институциональная, инфраструктурная, кадровая. Это означает, что региональные органы государственной власти должны выполнять функцию эффективного коммуникатора, лидера кластерной сети. В этой связи деятельность региональных администраций сводится к эффективному согласованию интересов всех участников регионального кластера, созданию условий и непосредственному объединению фрагментов региональной экономики вокруг ключевой конкурентоспособной деятельности.

В рамках задачи координации и информационно-аналитического сопровождения региональных кластерных инициатив должны быть реализованы следующие мероприятия:

1) Создание агентств (корпораций) регионального развития;

2) Создание системы консультаций и услуг для предприятий-резидентов кластера;

3) Создание системы мониторинга и оценки реализации кластерных инициатив.

Ключевым мероприятием координации региональных кластерных инициатив является формирование агентств регионального развития – организационных структур, координирующих реализацию стратегий и программ в целом, а также осуществляющих оперативное управление ключевыми проектами. Для данных структур необходимо разработать пакет регулирующих документов, определяющих их статус и полномочия, а также систему взаимодействия с основными субъектами региональной экономики.

Основными сферами деятельности агентств (корпораций) регионального развития являются следующие:

-  Консолидация и координация взаимодействия участников региональных кластерных инициатив;

-  Содействие привлечению внешних инвестиций и новых участников в региональные кластерные инициативы;

-  Оперативное консультативное сопровождение проектов и инвесторов;

-  Координация реализации кластерных проектов с органами государственной власти всех уровней и с профильными организациями в России и за рубежом;

-  Распространение лучших практик реализации кластерных инициатив;

-  Обеспечение потребностей региональных кластеров в трудовых ресурсах;

-  Развитие уровня компетенции участников региональных кластерных инициатив.

В целях эффективной реализации региональных кластерных инициатив должна быть создана система консультаций и услуг для предприятий-резидентов кластера. Данная система должна быть ориентирована, прежде всего, на предоставление маркетинговой поддержки компаний, оказание информационных услуг в части регионального законодательства для предприятий и инвесторов, а также на экспертную поддержку развивающимся и вновь открывающимся фирмам.

Формирование данной системы требует переоценки существующих организационных структур органов государственного управления, привлечения сторонних консалтинговых компаний, а также развития новых компетенций региональных администраций, в том числе:

-  Осуществление маркетинговой поддержки компаний;

-  Развитие и укрепление сетевых структур и деловых контактов в целях сбора и своевременного предоставления деловой и экономической информации;

-  Разработка и поддержка web-сайтов для распространения необходимой информации среди представителей деловых кругов;

-  Предоставление статистических данных и информации широким деловым кругам;

-  Предоставление информации и услуг в целях оказания содействия развитию и расширению предприятий малого и среднего бизнеса;

-  Внедрение принципа «единого окна» в предоставлении бизнес-информации;

-  Предоставление отчетности об эффективности и перспективах местной экономики для содействия бизнес-планированию предприятий малого, среднего и крупного бизнеса.

Для эффективной реализация кластерной политики требуется создание адекватной системы мониторинга и оценки реализации кластерных инициатив. Важным условием функционирования систем мониторинга должна быть их непрерывность, т.е. возможность в реальном времени отслеживать рост и барьеры, препятствующие развитию кластеров.

В мировой практике не существует общепринятых критериев оценки эффективности развития кластеров. Существуют «универсальные» методики оценки, основанные на подходе М.Портера (модель производительности кластерных инициатив, отчет о конкурентоспособности кластера).

Можно предложить набор косвенных параметров, которые в своей совокупности могут дать представление об успешности того или иного кластера и необходимых усилиях органов государственной власти и местного самоуправления по снижению негативных барьеров:

1)  Влияние кластера на региональную экономику. Данную группу характеризуют показатели роста добавленной стоимости на уровне компании, кластера и сектора, показатель доли предприятий кластера в ВРП, объем налоговых поступлений от резидентов кластера, показатель уровня занятости населения (% занятых в кластере);

2)  Уровень развития человеческого капитала. Данную группу характеризуют такие показатели, как уровень производительности труда, количество человек вовлеченных в деятельность кластера через участие в программах проф. подготовки, количество дипломированных специалистов привлеченных в кластер, количество программ сотрудничества бизнеса и университетов в области подготовки специалистов для нужд кластера, количество практикантов и учащихся, вовлеченных в кластер;

3)  Близость к поставщикам. Данную группу характеризуют показатели, связанные с анализом качества поставок, количеством поставщиков 1-го, 2-го, 3-го ряда, оценкой фактических поставщиков;

4)  Доступность капитала. Данную группу могут характеризовать показатели объемов привлеченных инвестиций, объемов привлеченных венчурных средств, оценки участия банков в деятельности кластера, объемов государственных и частных инвестиций в развитие инфраструктуры, количества выделенных грантов;

5)  Рост сектора услуг характеризуют показатели объемов работ, переданных на аутсорсинг (в финансовом выражении), количество привлеченных консультантов, количество компаний предоставляющих продукцию и услуги для нужд кластера;

6)  Уровень развития внешних связей могут характеризовать такие показатели как число совместных предприятий, промышленных союзов, маркетинговых консорциумов, число внешних обменов и др.;

7)  Уровень социальной активности. Данную группу могут характеризовать такие показатели как количество профессиональных, деловых и торговых ассоциаций, количество участников в каждой, уровень активности ассоциаций, анализ их взаимодействия;

8)  Качество делового климата. Данная группа характеризуется показателями количества вновь открытых предприятий в кластере, количества компаний, вовлеченных в кластер, интегральной оценки индивидуальных опросов предприятий-участников кластера об их деятельности за оцениваемый период и среднесрочных ожиданиях;

9)  Развитие инноваций в кластере характеризуют показатели объемов средств, вовлеченных из государственных и частных источников в НИОКРы в рамках кластера, количества патентов, зарегистрированных компаниями-участниками кластера, объемов инвестиций в новые технологии, количества новых продуктов, выпущенных предприятиями кластера;

10)  Уровень конкурентоспособности резидентов кластера оценивается исходя из количества сделок, заключенных резидентами кластера, объемов экспорта продукции кластера, объемов продаж продукции резидентов кластера за пределами региона, объемов операций с иностранной валютой.

Такой подход предусматривает формирование эффективной среды для деятельности участников региональных кластерных инициатив. Должны быть разработаны инструменты по формированию и длительному поддержанию особой творческой атмосферы конкуренции и партнерства между участниками кластера. В вопросах регламента деятельности корпоративных структур речь идет не просто о системе договоров, но об активном поощрении инновационного развития и модернизации внутри корпоративных структур регионального кластера, поощрение компаний к развитию креативности даже в условиях, когда внешних стимулов к этому у них не возникает (высокие мировые цены и др.). Задачей государственной власти субъектов Российской Федерации является создание условий, в которых участники кластера должны конкурировать за кадры, лицензии, квоты, используя для этого весь спектр инструментов, вплоть до самых активных. Среди необходимых мероприятий достижения поставленной задачи можно выделить следующие:

-  формирование региональных планов действий по развитию частно-государственного партнерства;

-  создание конкурентоспособного в сравнении с другими регионами налогового режима, развитие региональной системы льгот и преференций для компаний-резидентов кластеров;

-  развитие особых экономических зон (в т.ч. регионального уровня), технопарков, центров передового опыта, бизнес-инкубаторов и их поддержка;

-  развитие регионального брендинга;

-  развитие промышленного дизайна;

-  реализация программ поддержки малого предпринимательства (в т.ч. формирование региональных фондов поддержки предпринимательства);

-  разработка системы гарантий и компенсаций процентных ставок по бизнес кредитам;

-  содействие внедрению международных стандартов корпоративного управления;

-  формирование и реализация программ привлечения бизнеса в региональные кластеры;

-  формирование центров (отделов) трансферта технологий при ведущих университетах, научно-исследовательских институтах;

-  создание фондов инновационного развития (выдача грантов на исследования, помощь в получении венчурного финансирования);

-  реализация программ и проектов трансферта технологий в региональные кластеры.

Необходима модернизация объектов инфраструктуры, обеспечивающих устойчивое развитие существующих и стимулирование появления новых кластерных инициатив. В рамках данного направления задачей государственной власти субъектов Российской Федерации является актуализация ключевых инфраструктур региона, в том числе:

-  повышение эффективности и развитие университетов, научно-исследовательских институтов и технико-исследовательских организаций;

-  повышение адекватности и развитие транспортной инфраструктуры;

-  повышение адекватности и надежности энергетической инфраструктуры;

-  развитие инженерной инфраструктуры;

-  развитие финансовой инфраструктуры (в т.ч. содействие формированию эффективной банковской системы, фондового рынка, институтов коллективного инвестирования, развитие лизинга и факторинга, обеспечение доступа компаний к рисковому и венчурному капиталу, развитие услуг по мультивалютной конвертации, создание системы конкурсных грантов и т.д.);

-  развитие телекоммуникационной инфраструктуры (включая развитие широкополосного доступа, содействие диверсификации услуг и видов связи);

-  обеспечение доступа к земле и коммерческой недвижимости (например, создание промышленных парков);

-  развитие социальной инфраструктуры.

Рассмотрим формирование эффективной системы привлечения, подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для нужд региональных кластеров. В рамках данного направления ключевой задачей органов государственной власти субъектов Российской Федерации является улучшение качества местных человеческих ресурсов, привлечении квалифицированных специалистов из других регионов и стран для укрепления конкурентного потенциала региональных кластеров. Длительное поддержание конкурентоспособности кластера возможно только через непрерывный инновационный процесс, который опирается на квалифицированные кадры. Чаще всего успех кластера базируется на специфическом знании о его специфике, которое не всегда может быть передано целиком формальным образом через письменные и электронные источники информации (только частично, с неизбежными потерями). Во многом оно привязано к эксперту – его носителю. В этой связи необходима поддержка местных научных школ и местных кадров специалистов, которые сохраняют специфическое знание о свойствах кластерных природных ресурсов.

Кадровая задача решается инструментами, предусмотренными в региональной политике занятости, образовательной политике, политике в области малого предпринимательства, иммиграционной – в той части, которая затрагивает развитие региональных кластеров. Исключительно важны мероприятия власти по созданию региональной инновационной системы, которые содействуют повышению интеллектуальности развития кластера, напрямую связаны с укреплением кластерного сообщества квалифицированными кадрами.

Среди инструментов управления человеческими ресурсами применительно к развитию региональных кластеров особое внимание следует сосредоточить на следующих направлениях:

-  повышение адекватности и качества образовательных программ (для кластеров) в средних и высших профессиональных учебных заведениях (например, через создание отраслевых стандартов);

-  создание специализированных программ повышения квалификации;

-  организация студенческой практики на предприятиях кластера;

-  формирование и реализация программ привлечения трудовых ресурсов (в т.ч. из-за рубежа);

-  обеспечение тесного взаимодействия отраслевой и вузовской науки со специалистами предприятий кластеров;

-  формирование доступного качества жизни (включая содействие развитию рынка доступного жилья, развитию системы здравоохранения и развитию инфраструктуры развлечений и досуга).

С точки зрения ресурсного обеспечения реализации кластерной политики органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут быть использованы механизмы финансирования мероприятий за счет бюджетных средств, такие как:

-  средства региональных программ и стратегий социально-экономического развития;

-  средства региональных программ и стратегий развития отраслей и секторов;

-  средства региональных бюджетных фондов;

-  средства региональных инвестиционных фондов;

-  средства, выделяемые на финансирование региональных особых экономических зон и технопарков;

-  средства региональных венчурных фондов.

Основные приоритеты кластерной политики на уровне муниципальных образований – координация усилий членов, задействованных в многозвенной цепочке производства и потребления продукции; расширение перечня и стандартизация качества выпускаемой продукции, расширение рынков сбыта, осуществление полного цикла производства и реализации продукции вплоть до конечного потребителя, повышение общего уровня профессиональных навыков персонала фирм, входящих в кластер, представление и защита экономических, правовых и имущественных интересов членов кластера; создание условий для саморазвития кластеров (развитие инфраструктуры, высшего и профессионального образования, ассоциаций предпринимателей) и др.

Целью органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации должно являться повышение конкурентоспособности местных предприятий. Для достижения поставленной цели усилия органов местного самоуправления в пределах своей компетенции должны быть направлены на систематическую реализацию следующих задач:

-  вовлечение местных кластерных инициатив в региональные кластеры;

-  информационно-аналитическая поддержка местных кластерных инициатив;

-  нормативно-правовая поддержка местных кластерных инициатив;

-  административная поддержка местных кластерных инициатив;

-  налогово-бюджетная поддержка местных кластерных инициатив;

-  денежно-кредитная поддержка местных кластерных инициатив;

-  инвестиционная поддержка местных кластерных инициатив;

-  развитие инновационной составляющей местных кластерных инициатив;

-  развитие инфраструктуры;

-  развитие и привлечение трудовых ресурсов.

Основными направлениями кластерной политики на уровне муниципальных образований могут быть:

1.  Создание кластеров муниципальных предприятий;

2.  Разработка проектов создания кластеров предприятий различных отраслей, продукция которых будет конкурентоспособна на местном, региональном, национальном и глобальном рынках. Информирование инвесторов и оказание содействия в развитии кластера – административными и иными имеющимися ресурсами;

3.  Создание привлекательных условий для саморазвития кластеров (развитие инфраструктуры, высшего и профессионального образования, ассоциаций предпринимателей и др.);

4.  Создание социальных кластеров (для повышения занятости в группах риска, решения социальных проблем, сохранения традиционной культуры и промыслов);

5.  Создание экологических кластеров (групп экологических предприятий).

Для разработки и реализации кластерной политики в муниципалитетах необходимы специалисты по кластерному развитию, а взаимодействие муниципалитета и бизнеса может быть организовано через муниципальное агентство развития.

Основными специфичными проблемами в разработке и реализации кластерной политики на уровне северных муниципальных образований в России являются:

-  проблема «размытых» или «спорных» прав собственности;

-  проблема недостаточности финансовых ресурсов;

-  проблема управленческой и финансовой зависимости от региональных органов власти и представителей крупных корпораций;

-  проблема нехватки высококвалифицированных специалистов;

-  проблема недостаточной ответственности перед населением и малым бизнесом муниципалитета.

Решение перечисленных проблем должно содействовать активизации кластерной политики муниципальных образований.

В этой связи, должны быть разработаны соответствующие инициативы, направленные на решение острых проблем и использование возможностей, являющихся общими для муниципальных кластеров.

С точки зрения ресурсного обеспечения реализации кластерной политики муниципальных органов самоуправления могут быть использованы механизмы финансирования мероприятий за счет бюджетных средств, такие как:

1.  средства программ и стратегий социально-экономического развития муниципальных образований;

2.  средства районных фондов финансовой поддержки поселений;

3.  средства программ развития малого и среднего бизнеса.

региональный самарский федерализм самоуправление


Таблица 5 Три уровня поддержки реализации кластерных инициатив

Три группы инструментов Примеры инструментов по развитию кластеров
Повышение конкурентоспособности компаний кластера на внешних рынках
Конкурентоспособность компаний

·  Содействие в приобретении коллективной рыночной информации для группы компаний

·  Развитие экспортных возможностей для группы компаний в кластере (например, экспортные консорциумы);

·  Сертификации по международным стандартам качества (например, ISO, GMP, CMM и др.);

·  Совершенствование производственного процесса и операций (например, содействие в приобретении нового производственного оборудования);

·  Повышение качества продукции и услуг;

·  Разработка новых продуктов и услуг.

Развитие сотрудничества внутри кластера
Развитие связей и взаимодействия (внутренние связи и внешние связи)

·  Развитие связей на уровне системы поставщиков (например, инструменты субконтрактации);

·  Развитие связей на уровне НИОКР, коммерциализации и образовательных программ;

·  Развитие международных связей кластера;

·  Содействие в координации усилий участников по развитию кластера;

·  Создание специализированной кластерной ассоциации.

Повышение качества бизнес-окружения для развития кластера

Человеческие

ресурсы

·  Повышение адекватности и качества образовательных программ (для кластера) в средних и высших профессиональных учебных заведениях (например, через создание отраслевых стандартов);

·  Создание специализированных программ повышения квалификации; Организация студенческой практики на предприятиях кластера;

·  Формирование и реализация программ привлечения трудовых ресурсов

НИОКР и коммерциализация

·  Развитие доступа со стороны компаний кластера к результатам НИОКР и экспертизе (например, консультационные услуги);

·  Содействие созданию отделов и программ передачи технологий в структурах университетов, научно-исследовательских институтов;

·  Реализация совместных НИОКР;

·  Содействие в коммерциализации НИОКР;

·  Предоставление помещений для новых компаний (например, бизнес-инкубаторы);

·  Развитие технопарков, центров передового опыта, бизнес-инкубаторов и их поддержка,

·  Защита интеллектуальной собственности

Инфраструктура

·  Повышение эффективности и развитие университетов, научно-исследовательских институтов и технико-исследовательских организаций;

·  Повышение адекватности и развитие транспортной инфраструктуры;

·  Повышение адекватности и надежности энергетической инфраструктуры;

·  Развитие инженерной инфраструктуры;

·  Развитие телекоммуникационной инфраструктуры (включая развитие широкополосного доступа, содействие диверсификации услуг и видов связи);

·  Доступ к земле и коммерческой недвижимости (например, создание промышленных парков).

Финансовые ресурсы

·  Доступ к рисковому капиталу;

·  Доступ к финансовым ресурсам для малых и средних компаний;

·  Доступ к венчурному капиталу;

·  Развитие системы банков и инвестиционных фондов;

·  Развитие системы конкурсных грантов;

·  Развитие лизинга и факторинга.

Деловой климат

·  Темпы роста экономики региона;

·  Создание и реализация программ привлечения компаний;

·  Упрощение процедуры регистрации компаний;

·  Снижение административных барьеров;

·  Формирование и реализация программ преференций и льгот для компаний-участников кластера.

Качество жизни

·  Содействие развитию рынка доступного жилья;

·  Развитие системы здравоохранения;

·  Развитие инфраструктуры развлечений и досуга;

·  Личная безопасность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.