рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Развитие субъектов Российской Федерации в системе федеративных отношений (на примере Самарской области)

- о согласовании процедур составления и реализации федеральных и региональных целевых программах;

- о согласовании программ социально-экономического развития, программ управления и программ проведения административной реформы;

- о разработке комплекта публичных соглашений о разных видах взаимодействия субъектов публичного и частного права. Тенденцией последних лет является расширение круга субъектов федеративных отношений за счет включения в него экономических субъектов[16]. Данное понятие охватывает организации, предприятия и учреждения различным форм собственности. Если для организаций государственного сектора сохраняется в основном прежний механизм государственного управления, то для отношений с бизнес-структурами характерны другие формы связей – регулирующие, легализующие, координирующие и контрольные. Взаимоотношения органов государственной власти с экономическими субъектами развивается по двум направлениям – это связи властных органов как с отдельными предприятиями и организациями, так и с их объединениями. Примером последних лет служит общероссийская ассоциация «Опора России», имеющая свои отделения почти во всех субъектах Российской Федерации. Государственные органы налаживают сотрудничество с бизнес-структурами в пределах своей компетенции. Для федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ появляется возможность расширять ресурсные и иные источники для реализации конституционных и законодательных полномочий. Президент РФ не раз отмечал необходимость делового взаимодействия власти и бизнеса по разным направлениям – развитие промышленности, строительства, инфраструктуры территорий и особенно в реализации приоритетных национальных проектов. Все более широкое признание получают способы повышения социальной ответственности бизнеса. Социальные соглашения между государственными и муниципальными органами, с одной стороны и экономическими структурами – с другой, позволяют усилить акценты их взаимодействия. Новой формой взаимодействия власти и бизнеса является государственно-частное партнерство. Развитие этих форм взаимодействия получило в ряде регионов России, в Самарской области, в частности. Об этом подробнее мы поговорим далее. В результате, можно сделать вывод о том, что, в рамках существующей системы федеральных округов, целесообразно развивать горизонтальные социально-экономические связи, способствующие совершенствованию федеративных отношений, развитию как отдельных субъектов федерации, так и региона в целом. Приведение в соответствие регионального и федерального законодательства – это необходимый и очень важный этап развития федерализма в стране. И конечно, это необходимо для дальнейшего развития и укрепления социально-экономических связей между регионами. Автор приходит к выводу, что социально-экономическая интеграция субъектов РФ – это не только закономерный и логичный процесс, обусловленный исторически сложившимися связями между регионами, но и реально существующая действительность, имеющая политико-правовую поддержку на всех уровнях власти: федеральном, региональном и муниципальном. Это обеспечивает единство и целостность страны, реализуя основные принципы федерализма.


§ 2. Развитие регионального и межмуниципального сотрудничества субъектов Российской Федерации Приволжского региона

Формирование и укрепление правового государства гарантирует эффективное действие законов и охрану интересов граждан, юридических лиц, всех государственных органов и организаций, местного самоуправления, государства и общества в целом. Дело не сводится только к принятию законов и иных правовых актов в данной сфере, хотя это и очень важно. Прежде всего, актуален сам по себе вопрос необходимости разработки стратегий регионального развития. Без учета особенностей отдельных регионов не может быть эффективной общеэкономической политики, поэтому определение стратегических перспектив развития территорий является одним из залогов высоких темпов экономического роста в стране в целом.

Вместе с тем, регионы не существуют изолированно, их экономика является частью экономики страны в целом, поэтому в той или иной степени необходима координация как федеральных и региональных решений, так и стратегий развития соседних регионов. В настоящее время в России уже есть опыт согласования на федеральном уровне программ социально-экономического развития регионов и в меньшей степени стратегий регионального развития. Этот опыт формирует различные подходы в построении модели сотрудничества субъектов Федерации друг с другом, иначе говоря, как должно выстраиваться межрегиональное сотрудничество при посредничестве федеральных органов власти.[17] По мнению многих аналитиков, учитывая итоги реализации национальных проектов и других межрегиональных социально-экономических и производственных программ, нередко складывается ситуация, при которой федеральный законодатель как бы провоцирует региональные власти на опережающее принятие собственных законов и возникновение в дальнейшем соответствующих противоречий. Более того, он нередко вторгается в сферу исключительной компетенции субъектов РФ. Основной Закон Российской Федерации прямо предусматривает возможность передачи органами исполнительной власти по соглашению с исполнительной властью субъектов РФ осуществление и своих полномочий, и наоборот.[18] Главным в федерализме является не абсолютное тождество субъектов Федерации, а их единство в многообразии и разумное распределение полномочий и ответственности. И конечно, это необходимо для дальнейшего развития и укрепления социально-экономических связей между регионами. Анализируя этапы развития федерализма не только как форму государственного устройства, но и как основополагающий принцип взаимоотношений центра и регионов нужно отметить, что одним из важнейших основ федеративного устройства Конституция РФ закрепляет принцип единства системы государственной власти. При установлении объема компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления целесообразно действовать по принципу субсидиарности,[19] получившему широкое признание в мировой практике и доказавшем свою эффективность. Использование этого принципа позволило бы не только разгрузить Центр от несвойственных ему функций, но и ускорить принятие решений по многим вопросам деятельности органов государственной власти и при этом учесть особенности отдельных регионов России. Этот процесс необходимо обеспечивать как по «вертикали», так и по «горизонтали», используя и существующие межрегиональные связи и ассоциации и выстраивая новые формы взаимодействия.[20] И сами региональные власти должны играть здесь ключевую роль. Реализация этой политики должна основываться на принципах бюджетного федерализма, что позволит всем уровням власти: федеральному, региональному и муниципальному – эффективно выполнять программы социально-экономического развития региона. Какую роль при построении программ социально-экономического развития региона может играть муниципальный уровень власти? Каковы правовые механизмы для равноправного участия муниципалитетов в этом процессе существуют на сегодня? В Конституции РФ местное самоуправление определяется как основа Конституционного строя (ст. 12) и как способ обеспечения самостоятельного решения населением вопросов местного значения (ч. 1 ст. 130). Соответственно, гарантируется самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий (предложение 2, ст. 12).

Местное самоуправление представляет собой право организованного в рамках муниципальных образований населения на самостоятельное осуществление этой власти и на выбор в рамках законов организационных форм ее осуществления. Следовательно, местное самоуправление может быть охарактеризовано как в контексте обязательности его организации, так и с точки зрения права жителей на местное самоуправление. Это право включает в себя право на сотрудничество при осуществлении их полномочий, а также на вступление в рамках закона в ассоциации с другими муниципальными единицами для осуществления задач, представляющих общий интерес. Данное положение зафиксировано в статье 10 ратифицированной Россией Европейской хартии местного самоуправления[21] и предполагает возможность кооперации муниципалитетов, как в национальном, так и в региональном масштабе. В каждом государстве должно быть признано право муниципальных единиц вступать в межмуниципальные и международные объединения для защиты и продвижения общих интересов. Таким образом, право на межмуниципальное сотрудничество рассматривается Хартией в качестве элемента права муниципальных единиц на местное самоуправление, формы реализации их организационной самостоятельности.[22] Право на сотрудничество[23] нашло отражение в более узком контексте, уже в первом Федеральном законе о местном самоуправлении 1995 года (Федеральный закон №154-Ф3). В нем закреплялось право муниципальных образований на объединения в Ассоциации или Союзы в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов (статья 10). Подобная узкая трактовка межмуниципальной кооперации, однако, с самого начала не рассматривалась в качестве основания для отрицания всех иных форм горизонтального взаимодействия муниципальных образований (например, право на заключение договоров (соглашений) о сотрудничестве (совместной деятельности); право на создание совместных координационных органов, рабочих групп без наделения их статусом юр. лица и т.д.). Соответственно, в литературе межмуниципальная кооперация обычно определялась достаточно широко: как «взаимодействие муниципальных образований в лице их представителей или органов в целях координации, более эффективного осуществления своих прав и интересов, совместного решения различных вопросов и проблем». Новый Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления 2003 года[24] (Федеральный закон №131-Ф3) уделяет существенно большее внимание регулированию вопросов межмуниципального взаимодействия. Во-первых, принципы, цели и формы межмуниципального сотрудничества в общем виде определяются в статье 8 главы 1 «Общие положения» Федерального закона №131-Ф3. Во-вторых, межмуниципальному сотрудничеству посвящена специальная глава 9 указанного закона. Правовое регулирование вопросов межмуниципального сотрудничества на уровне субъектов РФ существенно ограничивается: оно осуществляется лишь «в случаях и порядке, установленных федеральными законами» (ч., ст. 6). Вместе с тем, необходимость привлечения регионального законодателя для регламентации отдельных вопросов межмуниципального сотрудничества в рамках территории субъекта РФ, прежде всего создания региональных советов муниципальных образований, представляется очевидной. В настоящее время развитие этого направления регионального законодательства существенно затруднено в связи с отсутствием соответствующего «разрешения» в федеральном законе. В тоже время, субъекты РФ все-таки осуществляют правовое регулирование создания Региональных советов муниципальных образований, используя в качестве правовой основы для этого поручение органам государственной власти субъектов РФ, содержащееся в пункте 5 части 1 статьи 85 Федерального закона №131-Ф3- Содействовать созданию Советов муниципальных образований субъектов РФ в соответствии с требованиями Федерального закона №131-Ф3. Опираясь на концепцию межмуниципального сотрудничества, его можно определить определяется как:

-  Форму объединения и согласования интересов, координации действий муниципальных образований и их органов и организаций;

-  Способ осуществления задач местного самоуправления путем объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для совместного решения вопросов местного значения;

-  Право муниципальных образований на осуществление взаимодействия с другими муниципальными образованиями внутри РФ и с зарубежными муниципалитетами, являющееся внешним выражением их организационной самостоятельности как субъекта местного самоуправления;

Комплексный правовой институт, объединяющий нормы конституционного, административного, муниципального и гражданского права, регулирующие порядок организации и осуществления межмуниципального сотрудничества. В качестве субъектов межмуниципального сотрудничества выступают муниципальные образования всех типов, в лице соответствующих органов местного самоуправления. Кроме того, субъектами межмуниципальных кооперационных отношений могут быть и объединения муниципальных образований. Это особенно касается кооперационных связей более высоких уровней – регионального, межрегионального, общероссийского. [25] Цели межмуниципального сотрудничества могут быть сгруппированы по двум основным направлениям:

-  представительство и защита общих муниципальных интересов;

совместное решение вопросов местного значения, включая реализацию программ социально-экономического развития конкретного региона. Развитие межмуниципального сотрудничества в последние годы эффективно складывается, опираясь на реализацию закона о местном самоуправлении и основные этапы подготовки к вступлению его в полную силу с 2010 года.

Анализируя реализацию положений закона, нужно отметить, что в законе №131-Ф3. ст.8 гл.1 в общем виде определяются принципы, цели и формы межмуниципального сотрудничества. А ст.9 Федерального закона №131-Ф3. специально посвящена возможностям межмуниципального взаимодействия как в региональном, так и на международном уровнях. Автор рассматривает не только правовое регулирование создания Региональных советов муниципальных образований, но и концепцию межмуниципального сотрудничества[26]. Нужно сделать вывод о том, что данный процесс может являться важным стимулирующим фактором в региональной социально-экономической интеграции как отдельного субъекта федерации, так и региона в целом. Изучая региональную нормативно-правовую базу и проводя анализ этого процесса в отдельном субъекте федерации, в частности в Самарской области, можно четко фиксировать все этапы становления местного самоуправления в Самарской области, как то: установление границ муниципальных образований; придания им соответствующего статуса: городской округ, муниципальный район, городское поселение; формирование органов местного самоуправления; разграничение имущества, приведение законодательной базы области в соответствие с требованиями федерального законодательства. В течение трех лет подготовительного периода органами государственной власти Самарской области была проведена серьезная работа сразу по нескольким направлениям. В Губернии были установлены границы муниципальных образований, и каждое из них получило соответствующий статус: городской округ, муниципальный район, городское и сельское поселение. Были сформированы органы местного самоуправления вновь образованных муниципалитетов, произошло разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, и приведение законодательной базы губернии в соответствие с требованиями ФЗ.[27] Еще одним важным этапом реформирования являются разработка схем территориального планирования муниципальных образований. На втором этапе – переходном, который закончился 1 января 2009 года – основные направления работы связаны с разграничением имущества, находящегося в муниципальной собственности, с формированием органов местного самоуправления вновь созданных муниципальных образований, с разграничением полномочий «старых» и «новых» уровней муниципальной власти. Особые сложности возникли с приданием статуса муниципальных образований поселениям. Так, по началу поселения не имели в составе своих бюджетов налоговых доходов. Но уже в 2007 году в бюджеты поселений зачислялись 50 % налога на имущество физических лиц и земельного налога. С 2008 года эти налоги поступают в бюджеты поселений уже в полном объеме. Одновременно с налоговыми доходами поселениям передаются и соответствующие полномочия. Очень важно, что полномочия передаются поэтапно, что позволяет поселениям качественно подготовится к самостоятельной реализации вопросов местного значения начиная с 2009 года.[28] В результате всех мер предусмотренных Правительством Самарской области для развития поселений, налоговые и неналоговые доходы этого наиболее приближенного к людям уровня местной власти увеличатся в 2009 году с 244 млн. рублей до 681 млн.руб., т.е. в 2,8 раза.[29] Развивается и финансовая поддержка муниципалитетов за счет бюджета области. Одним из основных инструментов развития межмуниципального сотрудничества рассматривается развитие и комплексная поддержка малого и среднего предпринимательства в регионе. Прошедшая в областном центре конференция «Развитие финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства: привлекательность, эффективность, новые направления»,[30] показала, что процесс развития межмуниципального сотрудничества идет сразу по нескольким уровням, и цементом скрепляющим регион в единую социально-экономическую систему является малое и среднее предпринимательство. Поэтому поддержку развития малого и среднего предпринимательства можно рассматривать как поддержку региональными властями развития межмуниципального сотрудничества. На сегодняшний день в области создана развитая инфраструктура поддержки малого предпринимательства, 11 муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства и Межмуниципального Фонда, Фонда содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Самарской области и инновационно – инвестиционного фонда, двух бизнес – инкубаторов. На территории Самары и Тольятти строятся технопарки. Повышение экономической активности малого и среднего бизнеса области будет весьма полезным для дальнейшего развития региона. На конференции обсуждались вопросы повышения доступа к кредитным ресурсам предприятий малого и среднего бизнеса. В Самарской области эту проблему помогает решить созданный при участии Правительства области Межмуниципальный фонд поддержки малого предпринимательства. Фонд является участником областной целевой программы «Развитие и государственная поддержка малого предпринимательства в Самарской области» на 2004-2010 годы.[31] Между департаментом развития предпринимательства и Самарской области и Фондом содействия кредитованию малого бизнеса г.Москвы было подписано соглашение, где московский фонд выступит гарантом для малых предприятий Самарского региона при получении кредитов на развитие бизнеса. Пока с Межмуниципальным фондом работает всего одно кредитное учреждение – Волжский социальный банк. А также информационно-консалтинговое агентство, которое занимается ликвидацией информационного вакуума для малого и среднего бизнеса. Основной ограничитель социально-экономического развития Самарской области на долгосрочную перспективу – недостаток инвестиций, – заявил министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Габибулла Хасаев,[32] – Главным образом это происходит из-за того, что для частных инвесторов не привлекательны долгосрочные высокорисковые и низкоокупаемые проекты в основном в инфраструктурной сфере». Тем не менее, частно-государственное партнерство, которое активно развивается в субъектах Федерации является лишь частью комплексного подхода к социально-экономическому развитию региона, как к определенной форме развития межмуниципального сотрудничества. В сфере иностранных инвестиций требуется принципиально новый креативный подход к продвижению региона на международном уровне. Международное сотрудничество выступает как российских муниципалитетов выступает в качестве самостоятельного направления межмуниципальной кооперации.[33] При этом речь идет не только о сотрудничестве муниципальных образований в рамках международных организаций, таких как Конгресс местных и региональных властей Европы.

Особое значение имеют приграничные и региональные межмуниципальные связи, возникающие между соседними муниципальными образованиями граничащих между собой субъектов РФ, а также между приграничными муниципальными образованиями РФ и соседними приграничными муниципалитетами зарубежных государств.[34] Перечисленные цели и направления межмуниципального сотрудничества имеют тенденцию к дальнейшему развитию и расширению. Это является одной из самых перспективных форм развития «горизонтальных» связей в регионах. Если рассматривать создание федеральных округов в концепции закономерной регионализации страны, то логичнее всего было бы сделать ставку именно на такое межмуниципальное сотрудничество субъектов РФ. Рассматривая вопросы «горизонтальных» региональных связей в ключе межрегионального и межмуниципального сотрудничества, на примере Самарской области, можно привести конкретные данные. Еще в 1997 году был подписан меморандум о сотрудничестве между Финляндией и Самарской областью. Сотрудничество с финнами может в ближайшее время поменять направление, т.к. Финляндия заинтересована не только в развитии торговых связей, но и в инвестициях в строительный сектор и образование. Канадские инвесторы готовы участвовать в развитии Тольяттинского промышленно-технологического парка. [35] Развитие межмуниципального сотрудничества в последние годы эффективно складывается, опираясь на реализацию закона о местном самоуправлении и основные этапы подготовки к вступлению его в полную силу с 2010 года. В течение трех лет подготовительного периода органами государственной власти Самарской области была проведена серьезная работа сразу по нескольким направлениям. В области были установлены границы муниципальных образований, и каждое из них получило соответствующий статус: городской округ, муниципальный район, городское и сельское поселение. Были сформированы органы местного самоуправления вновь образованных муниципалитетов, произошло разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, и приведение законодательной базы губернии в соответствие с требованиями ФЗ.[36]

Еще одним важным этапом реформирования являются разработка схем территориального планирования муниципальных образований. На втором этапе – переходном, который начался с 2006 года и закончился 1 января 2009 года – основные направления работы связаны с разграничением имущества, находящегося в муниципальной собственности, с формированием органов местного самоуправления вновь созданных муниципальных образований, с разграничением полномочий «старых» и «новых» уровней муниципальной власти. В сфере межрегионального сотрудничества деятельность региональных властей направлена на создание благоприятных условий для широкого и взаимовыгодного сотрудничества между хозяйствующими субъектами, мониторинг межрегионального товарооборота, а также на оказание содействия в установлении торгово-экономических связей и продвижении продукции самарских предприятий на российский рынок. Товарооборот Самарской области с регионами Российской Федерации из года в год увеличивается и в 2008 году составил 239320,8 млн. рублей, что выше уровня 2007 года на 24,6%. млн.руб


Таблица 3

ecblank

2008 год 2009 год в % к 2008
ввоз вывоз ввоз вывоз ввоз вывоз
52334,5 139806,7 60513,2 178807,6 115,6 127,9
Товарооборот-всего 192141,2 239320,8 124,6

В вывозе доминируют товары народного потребления (за счет автомобилей ВАЗ), а во ввозе – продукция производственно-технического назначения (обеспечение работы ОАО «АвтоВАЗ»).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.