рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Развитие субъектов Российской Федерации в системе федеративных отношений (на примере Самарской области)

Таблица 4

Вид продукции Ввоз Вывоз
Товары народного потребления 26% 61%
Продукция производственно-технического назначения 74%

Соглашения о сотрудничестве Правительства Самарской области с администрациями субъектов Российской Федерации имеют задачей установление правовых основ взаимоотношений в целях обеспечения экономического единства и интеграции на территории РФ. В настоящее время действуют 47 соглашений о сотрудничестве, в списке регионов присутствуют практически все основные регионы-партнеры Самарской области. За прошедший период были заключены соглашения с Саратовской, Ульяновской, Челябинской областями. Подписан Протокол по реализации соглашения с Правительством Республики Башкортостан, готовятся к подписанию Протоколы по реализации соглашения с Саратовской и Ульяновской областями. Благодаря своему выгодному экономико-географическому положению Самарская область является одним из крупнейших в России транспортных узлов, обладающая высоким транспортным потенциалом. Транспорт – одна из важных отраслей экономики Самарской области, которая в силу своих системообразующих и связующих функций имеет прямое влияние на эффективность и конкурентоспособность большинства хозяйствующих субъектов, определяет динамику регионального развития. Доля транспорта в ВРП составляет 8,9%, численность занятых в секторе достигает 7,2% от общей численности занятых в регионе. В 2009 году предприятиями транспорта перевезено 68,6 млн. тонн грузов и 379,5 млн. пассажиров.

Самарский регион занимает одно из ведущих мест среди регионов России по объему внешнеторгового оборота. Область имеет торгово-экономические связи с более чем 70 странами мира. Около половины общего объема выпускаемой продукции экспортируется. Основу экспорта составляет продукция машиностроения и металлообработки, химической и нефтяной промышленности.

Вместе с тем, потенциал региона в развитии транспортной отрасли далеко не исчерпан. Дальнейшее развитие транспортной системы будет осуществляться на основе обновления всех видов транспорта, реформирования инфраструктуры и расширения транзитного потенциала Самарской области. Основная масса пассажиро- и грузопотоков в Самарской области приходится на железнодорожный и автомобильный транспорт. Филиал ОАО «РЖД» – Куйбышевская железная дорога имеет мощные пассажирские, грузовые перерабатывающие и ремонтные комплексы и занимает 4-5 места по объему перевозок в России. Основной проблемой Куйбышевской железной дороги является старение подвижного состава и другого технологического оборудования, в связи с этим была разработана инвестиционная программа на 2007-2010 годы.

Основу дорожной сети Самарской области составляет сеть автомобильных дорог общей протяженностью почти 10 тыс. км, включающая федеральные и территориальные дороги общего пользования, а также ведомственные автодороги. Автомобильным транспортом ежегодно перевозится около 7 млн. тонн грузов и более 400 млн. пассажиров. Для решения указанных задач принята областная целевая программа «Модернизация и развитие сети автомобильных дорог Самарской области до 2025 года», а также разрабатывается программа «Развитие транспортной системы Самарской области на 2005-2008 и на период до 2015 года». Развитие дорожной сети Самарской области должно обеспечивать повышение скорости движения автомобильного транспорта за счет увеличения пропускной способности перегруженных участков автомобильных дорог, улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, а также сокращения времени и издержек по доставке грузов и пассажиров путем строительства автомобильных дорог и мостов по основным направлениям движения грузо- и пассажиропотоков. По территории Самарской области проходит один из крупнейших водных путей России – река Волга, связывающий территории в направлении север-юг, а через Волго-Донскую и Балтийско-Беломорскую системы имеющий выход во внешние морские акватории. В границах области по Волге осуществляются главным образом транзитные грузовые и пассажирские перевозки, а также местные перевозки к портам Тольятти и Самара и приписанным к ним пристаням и остановочным пунктам. Крупнейший в ПФО международный аэропорт «Курумоч» с каждым годом становится все более привлекательным транспортным центром для российских и международных перевозчиков. Из аэропорта выполняются рейсы практически во все крупные города России, в столицы стран СНГ, а также Турцию, Объединенные Арабские Эмираты, Израиль, Германию, Австрию, Италию и другие страны. В связи с этим разработан проект реконструкции и модернизации аэропорта, предусматривающий расширение рулежных дорожек, стоянок воздушных судов, реконструкцию аэровокзального комплекса, возведение нового грузового терминала и другие мероприятия. Через Самарскую область проходят три крупнейших российских газопровода:

Челябинск – Петровск, Уренгой – Петровск, Уренгой – Новопсковск, а также нефте- и продуктопроводы, входящие с системы ОАО «Транснефтепродукт» и АК «Транснефть». Главной проблемой трубопроводного транспорта является износ основных средств, на решение которой потребуется увеличение капитальных вложений на обновление мощностей. В современных условиях отрасль «Связь» является одной из перспективных, быстроразвивающихся базовых инфраструктурных отраслей, обладающих потенциалом долгосрочного экономического роста и обеспечивающих реальный процесс социально-экономической интеграции в регионе. Самарская область отличается высоким уровнем и динамичностью развития телекоммуникаций и связи. В 2009 году общий объем услуг связи увеличился на 18,5% от уровня 2008 года и составил около 13,0 млрд. рублей, а доля отрасли в ВРП составила 2,1%. Сохранение высокого уровня темпов роста отрасли в Самарской области связано с развитием новых высокотехнологичных услуг связи, высоким уровнем развития и проникновения Интернета, а также с развитием внутризоновых городских и сельских цифровых сетей местной телефонной связи, увеличением емкости телефонной сети за счет замены устаревшего оборудования на современное цифровое, ростом числа абонентов мобильной и местной телефонной связи. Высокими темпами развивается сеть доступа в Интернет. В связи с ростом количества пользователей Интернет, увеличением емкости телефонной сети за счет замены устаревшего оборудования на современное цифровое, компании–провайдеры расширяют действующие и открывают новые пункты коллективного доступа в Интернет. Итак, развитие Самарской области идет в ногу со временем и с последними тенденциями развития федерализма в России. Занимая ключевое, во многом стратегическое местоположение, Самарская область является одним из самых сильных и приволжском федеральном округе субъектов федерации не только по своим экономическим, производственным, и сырьевым показателям, но и по кадровому потенциалу области. При этом у нее есть все предпосылки для проведения политики развития федеративных отношений как между субъектами федерации, так и между областью и федеральным центром. Рейтинговая оценка субъектов Приволжского федерального округа по базовым социально-экономическим показателям подтверждает лидирующие позиции региона – Самарская область по-прежнему занимает второе место после Татарстана. Губерния опережает соседей и по уровню инновационной активности промышленных предприятий. Так же следует подчеркнуть, что реальный процесс межмуниципального сотрудничества на разных уровнях его развития и процесс согласования с регионами программ социально-экономического развития регионов необходимо синхронизировать, и согласовывать с реальными инвестиционными проектами в целом с программами социально-экономического развития Приволжского федерального округа.

Автор делает акцент на целесообразности развития межмуниципального сотрудничества, реализуя право граждан на самостоятельное осуществление власти в рамках своих полномочий. Это право включает в себя право на сотрудничество, а также на вступление в рамках закона в ассоциации с другими муниципальными единицами для осуществления задач, представляющих общий интерес. Реальный процесс межмуниципального сотрудничества на разных уровнях его развития и процесс согласования с регионами программ социально-экономического развития регионов необходимо синхронизировать, и согласовывать с реальными инвестиционными проектами в целом с программами социально-экономического развития Приволжского федерального округа. Более того, автор считает, что необходим новый Федеральный закон «О финансовых и экономических основах местного самоуправления».

§3 Кластерная политика как стратегия регионального развития и укрепления Российского Федерализма

В этом параграфе анализируются сложившиеся тенденции в российской модели федеративного устройства, выявляются ключевые проблемы, тормозящие эффективность их развития, а также выявляются возможные направления оптимизации отношений между центром и регионами в условиях развития российского федерализма. Современное состояние федеративных отношений и региональной политики в Российской Федерации характеризуется следующими тенденциями:

- активизация интеграционных процессов и упрочение государственной целостности;

- укрепление институтов государственной власти на федеральном уровне;

- поиск оптимальных форм децентрализации государственного управления;

- сочетание законодательного и договорного регулирования федеративных отношений;

- обеспечение комплексного экономического и социального развития страны и ее регионов;

- повышение ответственности региональных и местных органов власти за решение общественно значимых задач. Слово «кластер» пришло к нам из трудов английского экономиста Альфреда Маршалла, исследовавшего в конце ХIХ века индустриальные округа Великобритании. Но из сугубо теоретического оборота в практическую плоскость оно было переведено столетие спустя после того, как в конце 80-х годов ХХ века в Италии разразился кластерный бум, приведший производителей ширпотреба к прорыву на мировых рынках. Потом «кластерная революция» покатилась по Европе, на рубеже веков достигла Америки и вот сегодня, благодаря инициативе Правительства Самарской области, утверждается в России. Основой формирования современных производственных агломераций – кластеров – в Самарской области стали системообразующие отрасли: автомобилестроение, авиационно-космический комплекс, нефтехимия, а также инновационно-внедренческий сектор. Определим роль кластера в активизации инновационных процессов в регионе. По мнению М. Портера[37], конкурентоспособность страны следует рассматривать через призму международной конкурентоспособности не отдельных ее фирм, а кластеров – объединений фирм различных отраслей, причем принципиальное значение имеет способность этих кластеров эффективно использовать внутренние ресурсы. Проанализировав конкурентные возможности более 100 отраслей в десяти странах, М. Портер пришел к выводу, что наиболее конкурентоспособные транснациональные компании обычно не разбросаны бессистемно по разным странам, а имеют тенденцию концентрироваться в одной стране, а иногда даже в одном регионе страны. Объяснение этого явления состоит в следующем, одна или несколько фирм, достигая конкурентоспособности на мировом рынке, распространяет свое положительное влияние на ближайшее окружение: поставщиков, потребителей и конкурентов. А успехи окружения, в свою очередь, оказывают влияние на дальнейший рост конкурентоспособности данной компании. В результате такого взаимовыгодного сотрудничества формируется «кластер» – сообщество фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга.

Выделяют три вида кластеров:

– региональные (регионально ограниченные объединения вокруг научного или промышленного центра);

– вертикальные (объединения внутри одного производственного процесса, например, цепочка «поставщик – производитель – сбытовик – клиент»);

– горизонтальные (объединение различных отраслей промышленности в один мегакластер, например, «химический кластер» или на еще более высоком уровне агрегации «агропромышленный кластер»). Главная особенность кластера – его инновационная ориентированность.

Рассмотрим преимущества кластерного подхода на региональном уровне.

Во-первых, региональные инновационно-промышленные кластеры имеют в своей основе сложившуюся устойчивую систему распространения новых технологий, знаний, продукции, так называемую технологическую сеть, которая опирается на совместную научную базу.

Во-вторых, предприятия кластера имеют дополнительные конкурентные преимущества за счет возможности осуществлять внутреннюю специализацию и стандартизацию, минимизировать затраты на внедрение инноваций.

В-третьих, важной особенностью инновационно-промышленных кластеров является наличие в их структуре гибких предпринимательских структур – малых предприятий, которые позволяют формировать инновационные точки роста экономики региона.

В-четвертых, региональные промышленные кластеры чрезвычайно важны для развития малого предпринимательства: они обеспечивают малым фирмам высокую степень специализации при обслуживании конкретной предпринимательской ниши, так как при этом облегчен доступ к капиталу промышленного предприятия, а также активно происходит обмен идеями и передача знаний от специалистов к предпринимателям. Инновационная система является динамичной, развивающейся частью социально-экономической системы и представляет собой совокупность элементов и процессов (подсистема) экономической системы, обеспечивающая быструю и адекватную реакцию на изменение внешних условий, в первую очередь изменений требований рынка. Кластерная политика оказывает влияние не только на функционирование самих организаций (экономическая эффективность), но и на тот регион, где развивается кластер (социальная эффективность). Известно множество определений кластера, приведем некоторые из них. Так, согласно М. Портеру, кластеры – это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенных сферах и взаимодополняющих друг друга. Существует еще один подход к трактовке данного понятия, который предлагает рассматривать кластер как совокупность «4К»:

1. Концентрация – в пределах локальной территории.

2. Конкуренция – внутри кластера в борьбе за потребителя, за его завоевание и удержание.

3. Кооперация – в вовлечении родственных отраслей и местных институтов и поддержании конкурентоспособности своей продукции на внешнем рынке.

4. Конкурентоспособность – на рынке за счет высокой производительности, основанной на специализации и взаимодополнении участников. Отраслевой кластер – это неформальное сообщество отраслевых и смежных компаний на основе кооперационных и конкурентных связей, и отличающихся способностью взаимного усиления конкурентных преимуществ за счет синергетического эффекта. В данном случае синергетический эффект от взаимодействия организаций, входящих в этот кластер, достигается только за счет отрасли, т.к. именно она в этом случае выступает в качестве объединяющего фактора. Региональный кластер – это экономическая агломерация фирм, работающих с синергетических эффектом в одной или нескольких родственных отраслях хозяйства, образуя при этом между собой кооперационные и конкурентные связи.

Преимущества кластерного подхода как одного из методов повышения конкурентоспособности российской экономики становятся всё более очевидными. Ещё одним подтверждением этого стало то, что о необходимости применения в России кластерной модели в один день говорили Министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф в деловом центре «Александр Хаус», профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер в Высшей школе экономики на лекции «О конкурентоспособности в России» и директор Национального института конкурентоспособности Юрий Рябченюк на семинаре «Роль кластеров в повышении конкурентоспособности региона». 4 октября 2006 г. Герман Греф на заседании круглого стола «Стратегический аудит России» заявил о необходимости адресной государственной поддержки кластеров и определения инструментов, которые российское правительство могло бы использовать для стимулирования создания кластеров. По мнению профессора Майкла Портера, для того чтобы преуспеть в глобальной экономике, необходимо от вертикально-интегрированных структур перейти к процессу интеграции в кластеры. Ю. Рябченюк на семинаре Совета по национальной конкурентоспособности на примере США, Германии, Франции, Канады, Австрии, Венгрии, Индии, Китая, стран Северной Европы рассказал о международном опыте развития кластеров и их роли в повышении конкурентоспособности стран и регионов. В ходе семинара были раскрыты понятия «кластер» и «кластерная политика», определены отличия кластерного подхода от территориального и отраслевого, приведены аргументы в пользу развития кластеров как эффективного инструмента повышения конкурентоспособности территорий. Ведущий семинара привёл примеры диагностики и создания кластеров в российских регионах, а также указал на ограничения, стоящие на пути реализации кластерных инициатив в России. Большое внимание было уделено роли органов власти, бизнеса, научно-академического сообщества и организаций по сотрудничеству в формировании и развитии кластеров. Мы уже говорили о роли новых подходов к созданию программ социально-экономического развития региона и взаимодействию в рамках частно-государственного партнерства с такими организациями, как «Опора России». Инициатива «Опоры России» в этом направлении заключается в создании на федеральном уровне промышленных зон, которые в том числе объединяли бы и предприятия малого и среднего бизнеса. Таким образом, предполагается перенять позитивный западный опыт обслуживания малыми предприятиями заказов крупных промышленных монстров. Само же развитие кластеров «Опора» предлагает сделать приоритетом региональной политики. Соответственно уже к октябрьскому заседанию Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве РФ должна быть готова внятная концепция развития кластеров. Этим загадочным словом назвали промышленные группы, которые, по идее, должны работать на национальную концепцию промышленного развития. Которой, кстати, пока так и нет. «Традиционно промышленная политика фокусировалась на поддержке развития крупнейших предприятий и отраслей, – говорится в письме Сергея Борисова премьеру. – Однако в эпоху постиндустриальной экономики ядром эффективного экономического развития выступают уже не крупнейшие предприятия или отрасли, а производственные кластеры – группы крупных, средних и малых предприятий, находящиеся на одной территории». Для выработки государственной политики поддержки промышленных кластеров «Опора» предлагает выявить ключевые факторы конкурентоспособности регионов и сконцентрировать государственную поддержку на развитии локальных инфраструктур: кадровых, финансовых, образовательных, информационных, бизнес-среды. Сергей Борисов уверен, что «задача развития кластеров как способа формирования новых типов ресурсов» не только спасет саму отечественную промышленность, но и сможет победить разрыв между регионами и центром. В этом он видит мощный инструмент развития малого бизнеса. Министерство промышленности, инвестиционной и инновационной политики Республики Башкортостан совместно с Академией наук Башкортостана разрабатывают План мероприятий по реализации кластерной политики республики. Документ под названием «Кластерная политика Республики Башкортостан», который одобрен Советом по научно-технической и инновационной политике при Правительстве Республики Башкортостан. Он обосновывает необходимость кластерной политики в республике, определяет предпосылки развития кластеров, этапы реализации и перспективы кластерных инициатив, системы мониторинга и оценки их реализации. Кластерная политика является новым эффективным инструментом повышения конкурентоспособности и диверсификации экономики, так как в условиях инновационной экономики кластеры создаются не столько по отраслевому, сколько по межотраслевому принципу. И направлены не столько на усиление сложившейся структуры регионального производства, сколько на проявление принципиально новых отраслей, формирование новых «конкурентных преимуществ», создание новой отраслевой конфигурации в регионе. Кластерная стратегия является сейчас в мире едва ли не самым модным инструментом государственной политики повышения конкурентоспособности. Ею всерьез заинтересовались и в России. В июле 2008 г. Самара стала местом проведения второго межрегионального экономического форума «Самарская инициатива: кластерная политика – основа инновационного развития национальной экономики».

Совет по национальной конкурентоспособности еще в октябре 2006г. проводил семинар на тему «Роль кластеров в развитии региона и повышении его конкурентоспособности. Международная и российская практика», на котором рассматривался вопрос: каким образом кластерная политика влияет на социально-экономическое развитие региона. В современной экономике, особенно в условиях глобализации, традиционное деление экономики на сектора или отрасли утрачивает мобильность. На первое место выходят кластеры – системы взаимосвязей фирм и организаций, значимость которых как целого превышает простую сумму составных частей. Именно об этом говорил в своей программной речи на Красноярском экономическом форуме 15 февраля 2009 года Президент РФ Дмитрий Медведев. Необходимость инновационного характера развития экономики подчёркивал и Владимир Путин, выступая 20 февраля 2009 года в Жуковском, причём применительно к авиационной отрасли. На первом межрегиональном экономическом форуме «Самарская инициатива: кластерная политика – основа инновационного развития национальной экономики» были определены проблемы, стоящие на пути реализации кластерного подхода в России, и пути их решения за счёт объединения усилий федеральных и региональных органов власти, бизнеса и экспертного сообщества. Было сформировано понимание, что кластерный подход – это не «волшебная палочка», а сложный, но эффективный инструмент повышения конкурентоспособности предприятий, отрасли и региона в целом. Инновационная система является динамичной, развивающейся частью социально-экономической системы и представляет собой совокупность элементов и процессов (подсистема) экономической системы, обеспечивающая быструю и адекватную реакцию на изменение внешних условий, в первую очередь изменений требований рынка. Кластерная политика оказывает влияние не только на функционирование самих организаций (экономическая эффективность), но и на тот регион, где развивается кластер (социальная эффективность). Сегодня кластерный подход рассматривается на федеральном уровне в качестве одного из инструментов интенсификации социально-экономического развития региональной экономики. В программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.) отмечено, что формирование и развитие кластеров необходимо для перехода от малоэффективного выравнивания к созданию условий, стимулирующих субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к мобилизации имеющихся ресурсов экономического роста. Реализация кластерной политики предполагает обеспечение эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, объединений предпринимателей. Развитие социально-экономических связей в регионе может идти на всех уровнях, в том числе на уровне межмуниципального взаимодействия внутри региона. Субъектами межмуниципального сотрудничества выступают муниципальные образования всех типов, в лице соответствующих органов местного самоуправления. Это особенно касается кооперационных связей более высоких уровней – регионального, межрегионального, общероссийского. [38] В принятой в 2006 г. правительством страны «Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 – 2008 гг.)» стратегической целью развития провозглашается «повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности страны». В документе указывается на необходимость перехода «от малоэффективного выравнивания экономического развития регионов к созданию условий, стимулирующих субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к мобилизации имеющихся ресурсов экономического роста». В перечне механизмов решения этой задачи – формирование и развитие производственных кластеров. Феномен кластера как отраслевой агломерации на некоторой территории экономически взаимосвязанных предприятий известен со времен ремесленного производства. Однако только в последней четверти ХХ века промышленные кластеры начали рассматриваться как важный фактор экономического развития регионов. В настоящее время все более широкое признание находит точка зрения, что регионы, на территории которых складываются кластеры, становятся лидерами экономического развития. Такие регионы-лидеры определяют конкурентоспособность национальных экономик. Регионы, не имеющие кластеров, занимают ведомое экономическое положение. Исследование современных взглядов на кластеры как способы повышения конкурентоспособности экономики позволяет констатировать, что основоположником собственно кластерной теории в ее нынешнем понимании стал американский экономист, профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер. Он первым наиболее законченно концептуализировал феномен кластера и определил его как «сконцентрированную по географическому признаку группу взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем ведущих совместную работу». Компании внутри кластера и связанные с ними организации характеризуются общностью деятельности, объединены географически и взаимодополняют друг друга. М. Портер не просто предложил новый термин для определения формы организации производства, а рассмотрел его как объект проведения государственной политики по повышению конкурентоспособности экономики. Именно этот аспект способствовал довольно быстрой популяризации кластеров не только в научных, но и административных кругах. В чем суть кластерной теории М. Портера? Она основывается на так называемых «детерминантах» (или факторах), формирующих конкурентоспособность экономики. Это:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.