рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Развитие субъектов Российской Федерации в системе федеративных отношений (на примере Самарской области)


Заключение

Одной из важнейших задач реформирования российского федерализма, решаемых в последние годы является совершенствование регионального развития страны. Отсутствие единой стратегии регионального развития рассматривается как планомерный этап регионализации федеративных отношений. Автором данного исследования проанализированы основные этапы развития субъекта федерации в процессе совершенствования федеративных отношений.

Данная работа является одним из комплексных исследований, посвященных анализу теоретических и практических аспектов развития субъектов РФ в системе федеративных отношений на современном этапе. Проведено исследование процесса развития федеративных отношений и региональной политики в Самарской области, посвященное анализу связи со становлением местного самоуправления и муниципальной власти.

Необходимо подчеркнуть, что новизной этого процесса выступает возникновение в данном субъекте федерации кластерного подхода к реализации приоритетных социально-экономических программ, что подтверждается анализом автора. Практическое воплощение инновационной кластерной политики как организационной структуры осуществилось именно в этом стратегически важном регионе. В работе автором даны авторские определения понятий «развитие системы межмуниципального сотрудничества». Исследования показали, что специфика становления региональных и территориальных проблем российского федерализма вызывает рождение новых форм сотрудничества и требует более глубокого исследования. Представляется необходимым на данном этапе глубже осмыслить роль субъекта федерации в процессе укрепления федеративного государства. Пока еще недостаточное внимание уделяется проблеме возникновения интегральной модели территориального развития.

Научной новизной работы является также анализ основных направлений и специфики реализации на практике реформы местного самоуправления в масштабах Самарской области и Приволжского Федерального округа. Автором предложен ряд рекомендаций, направленных на оптимизацию региональных основ федеративных отношений как на политико-правовом уровне, так и в практическом их применении. В этой работе автор дает анализ основных тенденций и перспектив развития регионального развития в условиях создания инновационных походов к построению моделей межмуниципального сотрудничества и реализации приоритетных социально-экономических программ на основе кластерной политики. В положениях, выносимых на защиту, автор формулирует основные предложения по развитию субъектов федерации на современном этапе.

1. Несмотря на масштабы осуществления государственной региональной политики, пока не удалось выйти на сбалансированную систему взаимоотношений центра, регионов и муниципалитетов. Одна из причин – недостаточное внимание со стороны органов государственной власти субъектов Федерации к мнению регионов при принятии решений по вопросам совместного ведения.

2. Эффективному государственному управлению способствует переход к среднесрочному бюджетному планированию, созданию крупных государственных корпораций в ряде секторов экономики, полное раскрытие ресурсного и хозяйственного потенциала каждого региона в целях достижения устойчивого экономического роста и конкурентоспособности.

3. Формирование бюджетно-экономической политики в Приволжском Федеральном округе недостаточно конкретизируется, не носит целостного характера. Каждый субъект Федерации самостоятелен в рамках своих полномочий при формировании бюджетов разных уровней – регионального и муниципального.

4. Совершенствование организационных, финансовых и правовых основ местного самоуправления. Развитие межмуниципального и межрегионального взаимодействия становится значимым инструментом для укрепления горизонтальных социально-экономических связей в регионе и реализации основных принципов федерализма.

5. Территориальный аспект интеграции – неотъемлемая часть формирования стратегий и программ социально-экономического развития России, в первую очередь в инфраструктурных отраслях и естественных монополиях. В таком качестве региональная политика становится стержневым, системообразующим фактором стратегии социально-экономического развития России. В этих условиях новое значение приобретают межрегиональные связи.

6. Кластерная политика, реализуемая в субъектах Российской Федерации рассматривается как инновационный подход в развитии региона и укреплении Российского Федерализма.

Рассматривая финансовую политику субъекта Федерации, автор уточняет, что она должна разрабатываться с учетом специфических особенностей региона, проблем развития региона и путей их решения. Важно отметить, что прозрачность и предсказуемость межбюджетных отношений будет являться реальным стимулом к развитию структуры внутренних инвестиций, а так же основой к развитию «горизонтальных» социально-экономических связей, и развитию межбюджетных отношений. Особую роль в этом процессе начинают играть структуры местного самоуправления, и развитие межмуниципального сотрудничества.

Анализируя порядок взаимодействия органов государственной и муниципальной власти, автор подчеркивает, что муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с разграничением предметов ведения между уровнями власти. Более того, необходим новый Федеральный закон «О финансовых и экономических основах местного самоуправления».

В своей работе автор делает акцент на целесообразности развития межмуниципального и регионального сотрудничества, которое может существенно изменить систему взаимодействия и предлагает инновационную модель развития перспективных отраслей экономики. Программы социально-экономического развития Приволжского региона реализуются на основе кластерного подхода. Актуализируется роль кластерной политики в региональном развитии, в укреплении интеграционно-экономических основ российского федерализма.

Таким образом, автор приходит к выводу, что социально-экономическая интеграция субъектов РФ обеспечивает единство и целостность страны, реализуя основные принципы федерализма.

Материалы диссертации могут быть использованы для дальнейшего исследования особенностей развития субъектов Российской Федерации в системе федеративных отношений. Выводы, сделанные в работе, имеют теоретическое и практическое значение, могут быть учтены в практической деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, деятельности органов местного самоуправления, а также в подготовке и повышении квалификации работников органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе и руководящих кадров в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Диссертация подготовлена на кафедре национальных и федеративных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Ряд проблем, нашедших отражение в диссертации, был вынесен для обсуждения на научно-практической конференции «Проблемы законодательного регулирования социально-экономического развития регионов и совершенствования межрегиональных связей в Поволжском регионе с целью обеспечения рационального сочетания общегосударственных и региональных интересов». Диссертация обсуждена на заседании проблемной группы кафедры национальных и федеративных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Ряд положений диссертации опубликованы в сборнике научных трудов кафедры за 2009 год.


Список источников информации и литературы

1. Конституция Российской Федерации.- М., 1996.

2. Федеративный Договор. Документы. Комментарии. – М., 1994.

3. Конституции республик в составе Российской Федерации. М., 1996.

4. Конституция Союза Советских Социалистических Республик.- М., 1997.

5. Конституция РСФСР. Ведомости верховного Совета РСФСР. -1978.- №15. Ст. 407; 1990.- № 29. -. Ст. 395.

6. Концепция государственной национальной политики Российской федерации // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1996. №25.-Ст.ЗО1О.

7. Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 204-2006 годах // Российская газета. -2004-1 июня.

8.  Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.- М., 2001-2008.

9.  Громыко Ю.В. Что такое кластеры и как их создавать? // Институт региональных инновационных систем. Код доступа http://www.innosys.spb.ru/?tpl=Print&id=791&folder=100

10. Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. Утвержден I съездом Советов Союза ССР 30 декабря 1922г.// Сборник норм. актов по советскому гос. праву. М., 1984.

11. Уставы краев, областей, городов федерального значения, Автономной области, автономных округов Российской федерации. Вып. 1-3. – М., 1995-1997.

12. Указ Президента Российской Федерации от 03.06.1996 № 803 «Об утверждении основных положений региональной политики Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. .№23.-Ст. 2756.

13. Указ Президента Российской федерации «Об утверждении Положения о порядке работы по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и о взаимной передаче осуществления части своих полномочий федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации» № 370 //Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 12.- Ст. 1058.

14. Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2000 № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // Информационный бюллетень «Президентский контроль» – 2000. – № 6.

15. Указ Президента Российской Федерации от 10.08.2000г. №. 1486 «О мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации»// Информационный бюллетень «Президентский контроль». – 2000. – № 9.

16.  Указ Президента Российской Федерации от 27.11.2003 г. № 1395 «О мерах по развитию федеративных отношений и местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. – № 48. – ст. 4660.

17.  Указ Президента Российской Федерации от 27.11.2003 г. № 1395 «О мерах по развитию федеративных отношений и местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. – № 48. – ст. 4660.

18.  Указ Президента Российской Федерации от 2.07.2005 г. «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» //Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. – № 27. – ст. 2730

19.  Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» от 17.12.2001 № 6-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ (с изменениями по состоянию на 2004 год) //Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – № 42. ст. 5005; 2000. – № 31. – ст. 3205; 2001. – №7. – ст. 608; 2003.- № 19. – ст. 1792. – № 30. – ст. 3024; № 50. -ст. 4930; 2003. – № 27 (часть II) ст. 2709; 2004.- № 25. – ст. 2484; № 50.-ст. 4950; 2005. – № 1, (ч.1), ст. 17. ст. 25- .№ 30 (ч. I). ст. 3104.

20.  Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995г. № 154-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995.- № 35. – ст.3506.

21.  Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003.- № 40. – ст.3822; 2004. – .№ 25.- ст. 2484; № 33. – ст. 3368; 2005. – № 1 (ч. 1). -ст.9; № 1 (ч. 1) – ст.12; № 1 (ч. 1), ст.17; № 1 (ч. 1),ст.25; №1(ч. 1),ст.37; № 17, ст.148О; № 27, ст. 2708; № 30 (ч. 1),ст.3104;

22.  Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 83 и 85 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» и в статью 7 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах» от 12.10.2005 г. № 129-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации.- 2005. – № 42.- ст. 4216.

23.  Федеральный закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» от 24.06.1999 г. № 119-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – № 26. – ст. 3176; 2002.-.№21. -ст. 1915.

24.  Федеральный закон «О координации международных и внешних экономических связей субъектов Российской федерации» от 04.01.1999г. № 4-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.- 199»Об исключительной экономической зоне» от 12.12.1998г. Я2191-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998 – № 51. – ст. 6273.

25.  Федеральный закон «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации» от 19.06.1996г. №. 78-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 26. – ст. 30.

26.  Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации» от 17.12.1999г. № 211-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – № 51. – ст. 6286.

27.  Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. – № 145-ФЗ.

28.  Закон РСФСР об автономных округах РСФСР от 20.11.1980 //Ведомости Верховного Совета РСФСР. – 1980. – № 48. – ст. 1594.

29.  Сборник договоров и соглашений между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий. В 2 ч.- М., 1997.

30.  Закон РСФСР об автономных округах РСФСР от 20.11.1980// Ведомости Верховного Совета РСФСР. – 1980. – № 48. – ст. 1594.

31.  Постановление Правительства Российской Федерации 07.03.2000, №. 198// Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – № 12,- ст.1286.

32.  Постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 №584 «О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации в период до 2005 года» //Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001.- № 34. – ст.35ОЗ.

33.  Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.1992 г. «По делу о проверке конституционности Закона Российской Федерации от 17.06.1992 г. «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. – № 28. – с т. 1618.

34.  Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.1996 №. 73-О «Об отложении рассмотрения дела о проверке конституционности ряда положения Устава Самарской области»//Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 31.- ст.3837.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 03.11.1996 №. 16-П «Дело о проверке Конституционного ряда положений Закона Российской Федерации «О дорожных фондах в Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. -1996.-№4. -с. 23. 36. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.1997 № 12-П «По делу о толковании содержащегося в ч. 4 ст.66 Конституции Российской Федерации положения о Вхождении автономного округа в состав края, области» //Собрание Законодательства Российской Федерации. – 1997. – № 29. – ст. 3581.

37. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 07.06.2000 № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской федерации //Российская газета. – 2000. – 21 июня.

38.  Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства). – М., Издательство «Известия», 2001.

39.  Протокол совещания членов Совета Безопасности Российской Федерации от 29.06.2001 № 4 но вопросу «О мерах по обеспечению единого правового пространства в Российской Федерации».- М., 2001.

40.  Материалы Федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1999-2005 год -Хабаровск, 1996.

41.  Постановление Правительства Самарской области «Об индикативном планировании социально-экономического развития городских округов и муниципальных районов Самарской области» от 21.09.2005 №97

42.  Постановление Губернатора Самарской области «О признании утратившим силу постановления Губернатора Самарской области от 26.06.2002 №196 «Об индикативном планировании развития агропромышленного комплекса и социальной сферы сельских районов Самарской области» от 23.09.2005 №252 Информация об итогах реализации индикативных планов развития агропромышленного комплекса и социальной сферы сельских районов 2005

43.  Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (с изменениями на 03.06.2006 г.)

44.  Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 83 и 85 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» и в статью 7 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах» от 12.10.2005 № 129-ФЗ

45.  Статья 29 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» от 31.12.2005 № 199-ФЗ

46.  Закон Самарской области «О наделении статусом городского округа и муниципального района муниципальных образований в Самарской области» от 28.12.2004 № 189-ГД

47.  Закон Самарской области «О порядке решения вопросов местного значения поселений на территории Самарской области в 2006 году» от 07.12.2005 № 208-ГД .

48.  Закон Самарской области «О внесении изменений в Закон Самарской области «О порядке решения вопросов местного значения поселений на территории Самарской области в 2006 году» от 06.05.2006 № 41-ГД

49.  Постановление Правительства Самарской области «О мерах по реализации на территории Самарской области Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 17.02.2004 № 6

50.  Закон Самарской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области» от 28.12.2005 № 235-ГД

51.  Распоряжение Правительства Самарской области «Об утверждении графика разработки проектов законов и иных нормативных правовых актов Самарской области, необходимых для реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на территории Самарской области» от 26.05.2004 № 79-р

52.  Целевая комплексная программа «Социально-экономическое развитие и экологическая реабилитация г.Чапаевска Самарской области» на 2003-2010 годы». Областная комплексная программа «Социально-экономическое оздоровление г.Октябрьска Самарской области» на 2004-2008 годы»

53.  Областная целевая комплексная программа cоциально-экономического развития городского округа Похвистнево Самарской области на 2006-2010 годы

54.  Конституционно-правовые проблемы развития российского федерализма. – М., 2000.

55.  . Попов А.И. Региональная политика в России: проблемы государственного управления. – М., 2000.

56.  Абдулатипов Р.Г. «Национальный вопрос и государственное устройство России». М., 2000.

57.  Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф., Яров Ю.Ф. Федерализм в истории России. В 3-х кн. М., 1992-1996;

58.  Актуальные проблемы развития федеративных отношений в российской федерации/ Сборник материалов проекта. М., 2006

59.  Асаул А.Н. Строительный кластер – новая региональная производственная система // Экономика стр-ва. – М., 2004. – № 6. – С. 16-25 Атаманчук Г.В. О целостности государства и государственном управлении. Ростов н./д.: Изд-во СКАГС, 2001.

60.  Афанасьев М. Мировая конкуренция и кластеризация экономики / М. Афанасьев; Л. Мясникова // Вопр. экономики. – М., 2005. – №4. – C. 75-86

61.  Бабинцев В.А. «Пути решения национального вопроса в современной России». М., 1999. Баглай М.В.Конституционное право Российской Федерации. М., 2000

62.  Барциц И.Н. Правовое пространство России. Вопросы конституционной теории и практики. М., 2000

63.  Белякова Г.Я. Кластерная форма организации лесопромышленных предприятий Красноярского края / Г. Я. Белякова; Г. Я. Белякова, И. В. Мельман // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. акад. М.Ф. Решетнева. – 2006. – Вып.2. – С. 67 – 70. – Пер.с англ.

64.  Бороненко В. Кластеризация производства как инструмент интеграции субъектов рынка (на примере латвийского кластера информационных систем) // Czlowiek a rynek. – Lublin, 2004. – T. 2. – С 100-106

65.  Броншпак, Г.К.; Московкин, В.М. Кластерная организация производственной деятельности молочных комплексов // Актуальни проблеми економики. – Киив, 2006. – № 4. – С. 75-82. На примере сыроделия Украины.

66.  Введинский В.Г. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации, М., 2000 Вестник «Самарское обозрение» апрель, 2008 год.

67.  Воронин Е. А. Кластерные технологии и их применение в АПК/ Е. А. Воронин; Е. А. Воронин, В. В. Яковлев // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования. – 2004. – Библиогр. С. 75.

68.  Воронов А. Кластеры – новая форма самоорганизации промышленности в условиях конкуренции/ А. Воронов; А. Воронов // Маркетинг. – 2002. – № 5. – С. 37-43.

69.  Газимагомедов, Р.К. Современная региональная промышленная политика: кластерный подход / Науч. рук.: Кондратьев В.Б.; РАН. Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. – М., 2005. – 218 с., табл. – Библиогр.: с. 211-218. На материале промышленно развитых стран и России.

70.  Горюнов И. Кластерный подход: стратег. планирование жизненно необходимо для развития предприятий/ И. Горюнов // Поиск. – 2005. – 20 май. – №20. – С. 8.

71.  Гусева О. Первых нет и отстающих: [о внедрении кластерного подхода в регионах ПФО] / О. Гусева, Д. Кудряшов // Самар. обозрение. – 2007. –5 июля. – С. 4-5е.

72.  Девитайкин А.Г. Мониторинг за деятельностью подразделений, входящ. в инновац. кластер науч. орг.] / А.Г. Девитайкин; А.Н. Попов; В.Д. Смоляренко // Инновации = Innovations. – СПб., 2004. – № 9. – C. 63-68

73.  Дранев Я.Н. Кластерный подход как инструмент реализации региональной научно-промышленной политики / Я. Н. Дранев // Регионология. – 1999. – № 2. – С. 119-129.

74.  Дуненкова Е.Н. Выявление кластеров и разработка стратегии инновационного развития региона на основе кластерного подхода // Актуальные проблемы управления – 2004: Материалы междунар. науч.-практ. конф., 10-11 нояб. 2004 г. – М., 2004. – Вып. 4. – С. 19-23 Ершов А. Н. Региональная экономика: теория и практика. Казань, 1995

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.