рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Характеристика развития банковской системы Республики Казахстан

В отношении разрешения ситуации в системообразующих банках предусмотрена возможность создания и функционирования стабилизационного банка как одного из механизмов эффективной защиты интересов депозиторов и недопущения появления системного риска. Стабилизационный банк учреждается Агентством на ограниченный срок, который принимает на себя менее рисковые активы и обязательства, до их дальнейшей покупки стратегическим инвестором.

Агентством приняты меры по стимулированию конкуренции на рынке банковских услуг посредством консолидации банков и повышения числа средних банков. Так, были увеличены требования к минимальному размеру уставного и собственного капитала банков второго уровня до уровня 5 млрд. тенге.

При этом, более либеральные требования по минимальному размеру уставного и собственного капитала предусмотрены в отношении региональных банков (2 млрд. тенге), то есть банков, зарегистрированных вне городов Астана и Алматы.

В отчетном периоде также Агентством были оптимизированы процедуры консолидированного надзора, в части трансграничного консолидированного надзора. В рамках заключаемых с надзорными органами зарубежных стран соглашений по надзору за трансграничными операциями регулируемых финансовых организаций предусматривается обмен информацией, в том числе в вопросах консолидированного надзора.

В целом, в 2011 году Нацбанк и АФН намерены серьезно усилить надзор и регулирование в финансовом секторе, внедрив принципы контрциклического макропруденциального регулирования - то есть сделать то, что еще никто в мире не сделал [25].

Агентство финансового надзора (АФН) во второй половине сентября 2009 года опубликовало свое видение Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан в посткризисный период, откликнувшись, таким образом, на опубликованный ранее Нацбанком проект данной концепции. Концептуальных расхождений между документами нет, что, в общем-то, неудивительно - концепция должна быть разработана совместно АФН, Нацбанком и Минфином.

Появления этих первых, по сути конкретных набросков будущей концепции участники финансовых рынков ждали давно. Предполагается, что с принятием документа отношения игроков и регуляторов существенно изменятся.

Основная цель предложений агентства и банка - повышение устойчивости финансового сектора и его конкурентоспособности. Также в АФН и Нацбанке намерены укреплять доверие жителей страны к нашим финансовым институтам и стимулировать инвестиционную активность в этом секторе. В целом меры, предлагаемые ими, подразумевают усиление контроля и введение новых ограничений для финансовых институтов и часто пересекаются с положениями, которые планируется ввести в Европе и США в посткризисный период.

Одним из важных пунктов будущей концепции, на которую обращают внимание и в АФН, и в Нацбанке, станет внедрение макропруденциального подхода (управление системными рисками на макроуровне). По мнению АФН, точечное регулирование в отношении макрорисков и рисков финансовой системы показало свою несостоятельность и неэффективность. И более разумным является обеспечение согласованности мер экономической политики госорганов.

Текущий кризис не только в Казахстане, но и за рубежом показал, как часто системные риски не учитывались в макроэкономической политике, а правительства, центробанки и регуляторы действовали несогласованно. Чтобы предотвратить повторное появление подобных нестыковок, предправления Госфонда национального благосостояния Казахстана «Самрук-Казына» Кайрат Келимбетов неоднократно предлагал объединить АФН и Нацбанк, но сами регуляторы в своей концепции дают понять, что предпочитают не сливаться, а создать специальный рабочий орган - Управление финансовой стабильности Национального банка РК (по версии АФН). Оно будет заниматься осуществлением мониторинга и оценкой системных рисков. Отметим, что эта идея не нова - подобные органы сейчас планируется создавать и за рубежом, например в США, ЕС, Великобритании.

Другим ключевым направлением деятельности АФН, как отмечается в сообщении самого регулятора, в ближайшей перспективе будет дальнейший переход на принципы контрцикличного регулирования и надзора. Одними из средств тут станут формирование провизий (резервов) банков, рост собственного капитала и ликвидности в период активного роста экономики и использования накопленного потенциала в период спада. Это положение предполагает целый комплекс мероприятий, связанных с управлением резервами и капиталом банков. Кроме того, регулятор оставляет за собой право введения более высоких требований по достаточности капитала и к формированию более высокого уровня провизий банков в отдельных случаях. То есть будет практиковать индивидуальный подход.

Усиление регулирования в банковском секторе красной нитью проходит через концепцию и «видение». Например, предполагается введение новых динамических провизий (размер которых будет меняться исходя из ситуации в банке и экономике), установление требований к ребалансированию структуры обязательств банков и усиление надзора за валютной ликвидностью. Будут приниматься меры, направленные на снижение избыточного уровня внешнего заимствования банков. Соотношение внешнего долга к совокупным обязательствам должно быть не более принятого в международной практике уровня - 30% (в настоящее время около 39%). Также в целях диверсификации источников формирования ликвидности казахстанских банков будут приняты меры по поддержанию банками оптимального соотношения выданных кредитов к депозитам на уровне не более 1,5 (отношение совокупного кредитного портфеля к вкладам в банки второго уровня (БВУ) составляет на 1 августа примерно 1,8, в отдельных банках доходит до 2).

Как отмечают опрошенные нами участники рынка, к будущим нормативам, по которым АФН приводит конкретные числовые показатели, относятся: уровень внешнего заимствования и соотношение выданных кредитов к депозитам. Выполнение норматива на уровень внешнего заимствования в среднесрочной перспективе (по окончании удачного завершения реструктуризации долгов БТА Банка и Альянс Банка и дальнейшего погашения Казкоммерцбанком и АТФ Банком своих внешних обязательств) является вполне достижимым.

При этом эксперты указывают, что выполнение норматива на соотношение выданных кредитов к депозитам может оказаться более проблематичным, особенно для банков, у которых был отмечен сильный отток вкладов или все еще сохраняется высокий уровень внешней задолженности. Кроме того, нужно учесть возможность внезапного оттока вкладов, а также ситуацию в малых банках, где фондирование может в значительной степени осуществляться за счет собственного капитала. «В любом случае в условиях финансового кризиса выполнение новых нормативов для ряда банков может оказаться затруднительным, и регулятор, скорее всего, это понимает и не будет вводить данные нормативы в краткосрочной перспективе. В свою очередь банки, если регулятор установит новые нормативы, будут вынуждены их выполнять, и будут это делать, но основной ценой этих ограничений будут более низкие темпы роста кредитования и реального сектора экономики», - отмечают представители БТА Банка.

В период развития кризиса (2007-2008 годы) банкиры часто заявляли, что быстрый рост активов несет в себе определенные риски, но он же является источником роста для казахстанской экономики. Похоже, теперь регуляторы готовы пойти на снижение темпов роста в пользу повышения устойчивости финансовых институтов.

АФН и Нацбанк озаботились и высоким уровнем рыночной концентрации в финансовом секторе. В первую очередь среди банков. «На данный момент индекс Херфиндаля-Хиршмана, используемый для оценки рыночной концентрации, составляет почти 1 500 и характеризует казахстанский рынок банковских услуг как концентрированный при среднем уровне по 15 европейским странам, равном 953», - отмечают в АФН.

Рынок формируют несколько крупнейших банков, влияние средних банков невелико. Мелкие казахстанские банки, как правило, имеют узкую специализацию и слабую филиальную сеть. «В то же время серьезные проблемы любого из мелких банков, вероятность которых достаточно высока в силу узкой специализации, концентрации кредитных рисков и неспособности конкурировать с более крупными, в случае усугубления ситуации вызовет сильный общественный резонанс и значительно снизит доверие к банковской системе в целом», - говорят в АФН. В связи с этим регулятор настаивает на снижении концентрации и усилении конкуренции в отрасли. Осуществить это планируется, в частности, за счет постепенного увеличения минимального размера капитала банков, что приведет их к необходимости укрупнения и консолидации. Предполагается, что тогда вырастет число средних банков, способных конкурировать с крупными, и снизятся риски в отрасли. Кроме того, будет вестись работа по созданию региональных банков, к которым будут применяться менее жесткие требования к минимальному собственному капиталу, поскольку у них ограничены рынки для предоставления услуг.

«Повышение конкуренции прежде всего направлено на защиту интересов пользователей финансовых услуг и снижение их стоимости, а также снижение подверженности экономики системным рискам крупных банков. Данные меры должны привести к увеличению рыночной доли средних банков, предоставляемые услуги которых могут стать более качественными и доступными, с постепенным снижением доли крупных банков», - считает директор департамента рисков АО «МЕТРОКОМБАНК» А. Успангалиев.

Представители деловых кругов полагают, что подобные меры будут способствовать снижению количества мелких банков путем их слияния или же ухода в другие сегменты финансового рынка (например, в небанковские кредитные организации). Число мелких банков сократится - правда, пока непонятно, уменьшится ли на рынке степень концентрации. Впрочем, как отмечают, например, в БТА, частичное снижение рыночной концентрации из-за перетоков депозитной базы в рамках первой десятки банков и так вполне возможно - из-за финансового кризиса. Но какой-то глобальной переструктуризации рынка или усиления небольших финансовых организаций эксперты БТА ждать не советуют [25].

Усилия государства по мобилизации финансовых ресурсов, с точки зрения авторов концепции, должны быть сконцентрированы на внутренних ресурсах. Депозиты населения и юридических лиц в БВУ должны стать основным источником их фондирования, полагают в АФН. Если в целом по объему депозитов к ВВП Казахстан находится практически на уровне отдельных стран Юго-Восточной Европы и России, то в отношении розничных депозитов наша страна заметно им уступает. Согласно оценкам, с учетом прогнозных данных по показателям социально-экономического развития Казахстана на 2010-2014 годы, к концу 2011 года розничные депозиты составят порядка 13% от прогнозируемого объема казахстанского ВВП (приблизятся к текущему уровню России). Рост депозитной базы сможет снизить влияние внешнего фондирования на финансовую устойчивость банков.

Для предотвращения системных кризисов регулятор намерен пересмотреть механизмы надзора отдельных финансовых институтов и в зависимости от источников фондирования и видов деятельности усилить мониторинг рисков и надзор. На законодательном уровне будут определены дополнительные механизмы недопущения накапливания рисков вне сферы деятельности надзорного органа. В данном случае под раздачу попали институт инвестиционного банкинга, а также кредитные товарищества и микрокредитные организации (МКО).

Что касается инвестиционного банкинга, здесь будет установлен перечень разрешенных к проведению операций, и в рамках регулирования к ним будут применены отдельные требования, установленные в отношении банков второго уровня. Это будет сделано для недопущения роста левереджа и системных рисков.

Кредитные товарищества и микрокредитные организации являются поставщиками небольших по размеру высокорисковых кредитов населению. «Размер их кредитов должен быть снижен, так как в условиях существенного сжатия банковского кредитования доля их может составить значительную величину и, следовательно, нести за собой значительные риски», - отмечают в АФН. Кроме того, в целях недопущения разрастания системного риска кредитных товариществ и микрофинансовых организаций их возможности по заимствованию на открытом рынке (например, привлечение депозитов) и предоставлению широкого набора сложных инструментов неограниченному кругу лиц должны будут законодательно ограничиваться.

Главная трудность в работе микрокредитных организаций на сегодняшний день - недостаток финансирования и, как следствие, неспособность удовлетворить спрос на микрокредитование в экономике, который, по оценкам экспертов, достигает сотен миллионов долларов. Очевидно, с введением новых норм регулирования жизнь МКО осложнится, а недостаток микрокредитов станет более ощутим.

В банках введение макропруденциального регулирования и принципа контрцикличности отмечают как наиболее удачные идеи, отмеченные в концепции. И в целом усиление регулирования в финансовом секторе, хоть и с оговорками, воспринимается положительно.

Рынок финансовых услуг и инструментов, как и все остальное, постоянно развивается. Поэтому вполне закономерно, что должен развиваться и финансовый надзор, включая введение дополнительных контрольных мер и ограничений, в том числе с целью повышения устойчивости финансового сектора, укрепления доверия к финансовой системе, устранения выявленных проблем. Большинство предлагаемых нововведений, не только относительно банковского сектора, а в целом финансового сектора, являются вполне своевременными и обоснованными».

Хотя по предварительным итогам финансово-экономического кризиса (который еще не закончился) уже можно констатировать необходимость ужесточения контроля над деятельностью финансовых организаций, тем не менее не стоит забывать, что чрезмерное регулирование банковского сектора может привести к сдерживанию развития банков и экономики в целом в посткризисный период. Поэтому необходим оптимальный баланс в части мер регулирования БВУ, с одной стороны, и обеспечения конкурентоспособности и эффективного функционирования банков - с другой.

В Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан, принятой Правительством 25.12.2006 года говорится, что финансовый сектор Казахстана формируется и функционирует под воздействием факторов, имеющих системный характер. Совокупное влияние различных факторов создает среду, в которой нарабатывается и закрепляется практика деятельности институтов финансового сектора, а значит, определяет вектор и степень влияния финансового сектора на реальный сектор экономики и его конкурентоспособность.

В этой связи определены главные задачи и направления по повышению качества регулирования финансового рынка РК на 2008-2011 годы:

1.  институциональное укрепление агентства, направленное на повышение профессионализма сотрудников и создания возможностей для повышения качества мониторинга институтов финансового сектора;

2.  дальнейшее внедрение современных систем управление финансовых организаций;

3.  совершенствование системы пруденциального регулирования финансовых организаций и надзора, путем внедрения методов надзора на основе оценки рисков (risk based supervision);

4.  анализ возможных регулятивных рисков и снижение их влияние на финансовую систему;

5.  совершенствование консолидированного надзора;

6.  формирование условий для проведения финансовыми организациями самостоятельной и независимой внешней оценки внутренних систем управления рисками;

7.  обеспечение защиты прав акционеров и инвесторов;

8.  дальнейшее совершенствование системы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности согласно Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) в финансовых организациях и внедрение МСФО в организациях реального сектора;

9.  повышение эффективности управления внешними заимствованиями банковского сектора страны;

10.  взаимодействие с международными организациями и уполномоченными органами других государств[25].

Однако, события постоянно вносят коррективы в повседневную жизнь и деятельность, в том числе и в деятельность банков, так как на современном этапе большое значение играют не столько внутренние факторы, сколько внешние, среди которых нужно выделить такие как: мировые и локальные финансовые кризисы, расширяющуюся финансовую глобализацию, влияющих на состояние национальных банковских систем, поэтому вопросы становления и эффективного функционирования национальной системы банковского регулирования на современном этапе приобретают особую остроту, так как современное развитие финансовых рынков предопределяют необходимость вынесения банковского регулирования и банковского надзора за пределы отдельных стран и построение эффективной системы международного банковского регулирования и надзора. Поскольку банки являются важными участниками глобального финансового рынка, так как находятся в центре международных финансовых потоков. Стабильность банков зависит во многом от их прочности и способности противостоять кризисам. Поэтому главная задача международного банковского регулирования и надзора – это обеспечение сохранности и прочности этих институтов в условиях все большей финансовой глобализации. Тем более Казахстану предстоит вступить в ВТО, решить задачу вхождения в число 50 наиболее конкурентоспособных развитых стран с рыночной экономикой. А экономическая глобализация подразумевает и финансовую глобализацию.

В нашей стране кризис в банковской системе обозначен как кризис ликвидности и связано это, прежде всего, с внешними заимствованиями банков, которые в 2007 году оценивались в 45 млрд. долларов, что по отношению к ВВП и внешнему долгу РК составляет почти 50% , так как внешний долг Казахстана на конец 2007 года оценивался в 92 млрд.долл. Такая ситуация по методике Всемирного банка относится к весьма к рискованным, так как пройдена планка 80% абсолютно внешнего долга к ВВП, при этом одновременно наблюдается увеличение кредитных и рыночных рисков банков, связанных с экспортом банковского капитала в страны с более высоким риском. В этих условиях нужно отметить, что надзорные органы РК ограничились введением новых пруденциальных нормативов, ограничивающих внешние заимствования банков, однако ситуация была упущена, так как долго и упорно вплоть до сентября 2008 года официальными и правительственными органами отрицалась сама возможность нарастания кризисных явлений в экономике и банковской системе. Однако, в условиях резкого роста внешней задолженности проблемы ликвидности значительно обостряются, что приводит к снижению прибыльности и доходности банков. В 2009 году банки Казахстана должны будут вернуть нерезидентам около 12 млрд.долларов. Что является само по себе внушительной цифрой. Более того, отечественные банки привлекали займы с коротким сроком погашения для последующего финансирования долгосрочных проектов, что в свою очередь может весьма негативно отразиться на ликвидности банков. Во второй половине прошлого года банки смогли преодолеть трудности, возникшие на первой волне кризиса. Запасы ликвидности, поддержка Национального банка наряду с другими факторами позволили без видимых осложнений пережить это время, но банкам в этот период не удалось добиться существенного сокращения внешнего долга. Хотя, несмотря на неблагоприятные рыночные условия, банки сумели рефинансировать часть своих внешних долгов, поэтому актуальность рефинансирования внешнего долга не только не снизилась, но и возросла.

Как уже было выше сказано в течение 2009 года Казахстанские банки выплатили внешние долги в сумме почти 12 млрд. долларов США, поэтому необходима была помощь государства, которое на первых порах направило 4 млрд.долларов в четыре системообразующих банка – АО «АльянсБанк», АО «Народный банк Казахстана», АО «Казкоммерцбанк», АО «БТА Банк» с целью не допустить обрушения банковского сектора, так как на эти банки приходится 2/3 всех активов и пассивов, несмотря на то, что по Закону «О банках и банковской деятельности» государство и не должно было отвечать по обязательствам коммерческого банка.

Поэтому на наш взгляд, нужно внести соответствующие поправки в законы на предмет того, в каких случаях и на каких условиях государство может входить в капитал банков. Также создание фонда стрессовых активов, увеличение гарантирования возврата вкладов с 700 тысяч тенге до 5 миллионов тенге и другие меры способствуют стабилизации банковского сектора на данный момент. Но при этом, необходимо учесть все факторы на перспективу, включая форс-мажорные обстоятельства с целью преодоления последствий глобального финансового кризиса.

По состоянию 01.01.2010 г. состояние банковского сектора Казахстана, в целом, выглядит неплохо.

-  увеличилось количество банков за год с 35 до 37; с 01.01.2010г.- до 39;

-  увеличилось количество филиалов, соответственно, с 352 до 379;

-  увеличилось количество дополнительных помещений БВУ с 2029 до 2167;

-  увеличилось количество представительств банков-нерезидентов в РК с 26 до 31;

-  увеличился размер совокупного расчетного собственного капитала с 1780,2 млрд.тг до 1953,9 млрд.тг (+173,7 млрд.тг);

-  увеличился размер совокупных активов банков с 11684,6 млрд.тг до 11899,3 млрд.тг (+214,7 млрд.тг).

Все это вселяет уверенность в том, что при разумном и прозрачном банковском регулировании и надзоре со стороны государственных органов будут преодолены последствия глобального кризиса в РК [26].

Мировой финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008 г., по-видимому, поставил точку в долгом споре между кейнсианством и монетаризмом о роли государства в регулировании экономических процессов. Кризис показал несостоятельность некоторых постулатов монетаризма. Рынки априори не являются конкурентными, а рыночная система не может автоматически гарантировать макроэкономическое равновесие.

В условиях глобального финансово-экономического кризиса все развитые страны вынуждены были перейти на «ручное управление» экономикой. Усиление государственного вмешательства в экономику проводят и развивающиеся страны, в том числе и Казахстан. В первую очередь осуществляются вливания государственных средств в экономику, фактически национализируются финансовые институты, находящиеся в тяжелом положении.

Среди антикризисных мер государства немаловажное место также занимают мероприятия долгосрочного характера. Такие как:

- расширение государственных программ содействия занятости, социального обеспечения, образования, здравоохранения, жилищного строительства;

- предоставление специальных гарантий инвесторам и планирование государственных инвестиций.

Практически все из перечисленных антикризисных мер государства нашли свое отражение в Антикризисной программе, разработанной Правительством Республики Казахстан.


Заключение

В заключении данной работы стоит сделать ряд выводов, характеризующих эволюцию банков РК, которые изучены в системе характеристики мирового опыта:

Первый этап развития банковской системы - это время появления первых банков на территории Казахстана с 1868 - 1933 годы - названный в некоторых источниках "дореволюционный". Анализ итогов кредитной реформы 1930 - 1932 гг. и последующих реформ в развитии банковской системы СССР вплоть до 1988 года, позволил выявить следующие ее характерные особенности: во-первых, банковское дело было монополизировано государством и все банки были прямо и непосредственно подчинены Госбанку СССР; во-вторых, банковская система была строго централизованная и плановая, что соответствовало планово - централизованной системе управления экономикой.

Ко второму этапу развития банковской системы Казахстана относятся годы с 1930 по 1987 годы. Это так называемый "советский период" развития банковской системы.

Третий этап в развитии банковской системы самый коротки, так как понимает под собой так называемый «перестроечный» этап (с 1987 по 1988 годы).

Четвертый этап развития банковской системы начинается с 1987 года. Однако, некоторые экономисты представляют четвертый этап как единство нескольких подэтапов, подробно рассмотренных в данной работе.

Аналитический обзор современного состояния банковского сектора РК был проведен во второй главе работы. На основании данного анализа стоит сделать выводы о том, что:

1. В нашей республике действует двух уровневая банковская система, верхним уровнем которой является национальный банк Республики Казахстан, как центральный банк государства. Второй уровень - это коммерческие банки. Последние, прежде жестко регулировавшие теперь получили большую самостоятельность и функционируют в условиях усилившейся межбанковской конкуренции. В настоящее время Казахстан создал прозрачную и защищенную от вмешательства финансовую систему, во главе которой стоит банковский сектор, а реализация новой концепции развития денежно-финансового управления экономикой страны позволит Казахстану безболезненно преодолеть многие проблемы финансовой системы и придать ее развитию более устойчивую динамику.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.