рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Финансы. Денежное обращение. Кредит

национального дохода между звеньями финансовой системы на основе

общенациональной социально-экономической программы развития страны в

процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного

уровня. В ходе бюджетного планирования финансы активно воздействуют на

основные экономические и качественные показатели государственных программ

развития страны и выявление резервов эффективного использования природных,

материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Принципы бюджетного планирования:

- регулирование бюджетных вопросов едиными правовыми нормами;

- адресный и целевой характер направления бюджетных средств;

- непрерывность планирования годового бюджета;

- стабильность финансовых показателей (норм, налоговых ставок, смет);

- балансовый метод.

Бюджетное планирование осуществляется органами государственной власти и

управления.

Бюджетное планирование включает бюджетный процесс как порядок

составления и исполнения бюджетов разного уровня, его нормативно-правовую

базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии

составления бюджетов страны. Основы бюджетного планирования определяются

Конституцией и законами страны.

Бюджетный процесс как главная форма бюджетного планирования

представляет собой регламентированную законодательством деятельность

органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению

центрального и региональных/местных бюджетов. Его содержание определяется

государственным и бюджетным устройством страны, бюджетными правами

соответствующих органов власти и юридических лиц.

Бюджетный процесс охватывает четыре стадии бюджетной деятельности:

- составление проекта бюджета;

- рассмотрение и утверждение бюджета;

- исполнение бюджета;

- составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

Все стадии бюджетного процесса взаимообусловлены и взаимосвязаны и

являются прямым отражением не только экономической жизни общества, но и

политической культуры. Продолжительность всех стадий различна по странам,

но для большинства из них процесс длится более трех лет.

10. 2. Основы организации бюджетного процесса в Российской Федерации

Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов разных

уровней в России, а также контроль за их исполнением регулируются Законом

РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР" (10

октября 1991 г. ) и другими законами РФ, законами республик в составе РФ,

решениями государственных представительных органов власти субъектов

Федерации, Правилами о порядке составления и исполнения бюджета,

издаваемыми Министерством финансов РФ на основе бюджетного

законодательства.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование,

т. е. перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разного уровня.

Продолжительность бюджетного процесса: более года — первая и вторая

стадии; год (с 1 января до 31 декабря) — исполнение бюджета; около полугода

— составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение. Для

завершения исполнения бюджета кроме бюджетного периода (финансового года)

предоставляется льготный период, составляющий один месяц, в течение

которого заканчиваются операции по обязательствам, принятым в рамках

исполнения бюджета. Финансовый год вместе с льготным периодом носит

название счетный период.

В условиях становления рыночной экономики происходит коренная

перестройка бюджетного процесса, в результате которой осуществляется

переход от командно-административной системы к новым методам управления

хозяйством с помощью экономических рычагов и в первую очередь

налогообложения. Это вызывает серьезные изменения в бюджетной деятельности

государства.

Задачи бюджетного процесса:

максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов в целях

достижения существенного прогресса на пути к сбалансированному рынку;

определение доходов бюджета по отдельным налогам и другим платежам, а

также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами

социально-экономического развития;

установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего

объема исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий

общегосударственного значения, предусмотренных бюджетом;

согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации,

направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и

обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;

сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически

оправданных источников;

осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности

бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов

государства между ними, а также между сферами хозяйства, экономическими

регионами;

повышение роли перспективного бюджетного планирования

(прогнозирования), что должно обеспечить пропорциональность и

сбалансированность всех крупномасштабных социально-экономических программ;

усиление контроля за финансовой деятельностью юридических лиц и

доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств;

автоматизация процесса составления и исполнения бюджетов через систему

автоматизации финансовых расчетов с широким использованием электронно-

вычислительной техники.

Принципы организации бюджетного процесса:

единство — единая правовая база, единая бюджетная классификация,

единство форм бюджетной документации, необходимое для статистической и

бюджетной информации при составлении консолидированного бюджета РФ и

территорий, единство денежной системы;

самостоятельность бюджетного процесса каждого органа законодательной и

исполнительной власти — обеспечивается наличием собственных источников

доходов и правом определять направления их использования;

балансовый метод — установление правильного соотношения между доходами

и расходами всех бюджетов, а также между натуральными и финансовыми

показателями. Это должно создать устойчивость бюджета и необходимые

пропорции в распределении средств между сферами хозяйства, экономическими

регионами. Важное его условие — соответствие расходов бюджета его доходам,

создание финансовых резервов. Этот принцип — главная цель всей финансовой

политики.

Участие в управлении органов государственной власти. В соответствии с

Конституцией РФ, принятой 12 декабря 1993 г., Федеральное Собрание

(Парламент) РФ, представительные органы государственной власти субъектов

Федерации, местные органы самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты

на предстоящий год и отчеты об их исполнении. Составление проекта бюджета и

его исполнение являются функцией исполнительных органов: Правительства РФ,

советов министров республик в составе России, органов исполнительной власти

других субъектов Федерации и местных исполнительных органов.

Правительство РФ организует разработку прогнозов экономического и

социального развития страны, важнейших федеральных программ. Под

руководством Правительства осуществляются составление проекта федерального

бюджета РФ, рассмотрение, контроль и анализ отчета о его исполнении.

Исполнительные органы субъектов Федерации и местные исполнительные органы

составляют, рассматривают и контролируют исполнение соответствующих

бюджетов.

Министерство финансов РФ и его финансовые органы проводят

организационную, методическую и практическую работу по составлению и

исполнению федерального бюджета, региональных и местных бюджетов, а также

консолидированного бюджета РФ, который включает все бюджеты.

Государственная налоговая служба РФ и налоговые инспекции осуществляют

контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью

исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты

налогов и других обязательных платежей, установленных налоговым

законодательством, а также представляют в Министерство финансов РФ

необходимую информацию о налоговых поступлениях в бюджеты. Государственный

таможенный комитет выполняет те же функции, что и Государственная налоговая

служба и ее органы в отношении таможенных пошлин.

Процесс работы над федеральным бюджетом РФ начиная с 1994 г.

регламентируется специальными дополнительными законами, срок действия

которых ограничивается соответствующим годом Так, федеральный бюджет на

1997 г. разрабатывается в соответствии с Федеральным законом РФ "О порядке

внесения, рассмотрения и принятия Федерального закона "О федеральном

бюджете на 1997 г. ".

Этапы бюджетного процесса.

Составление проекта бюджета осуществляется исполнительными органами

власти. Ему предшествует разработка планов-прогнозов развития территорий и

целевых программ, на основе которых создается сводный финансовый баланс

государства по территории России (СФБ). В денежной форме он выражает

социально-экономическое развитие страны, позволяет полнее анализировать

движение стоимости общественного продукта и национального дохода, учитывать

все финансовые ресурсы, определяя их объем и направление использования.

Между СФБ и федеральным бюджетом существует тесная связь: СФБ выражает

финансовую программу в общем виде, а бюджет — конкретно, развернуто; СФБ

отражает требование финансовой политики, а бюджет обеспечивает проведение

ее в жизнь; структура доходов и расходов СФБ приближается к бюджету.

СФБ дает возможность органам исполнительной власти — Правительству РФ,

советам министров республик в составе РФ, органам исполнительной власти

других субъектов Федерации и местного самоуправления разрабатывать

постатейно бюджетные расходы и составлять расчеты для определения доходов

бюджета.

Непосредственная работа по составлению проектов бюджетов проводится

Министерством финансов РФ и его финансовыми органами, а также налоговыми и

таможенными органами. При составлении бюджетов на предстоящий год

используются разные методы:

1) метод экономического анализа — определяет степень выполнения бюджета

за прошлый год и устанавливает степень выполнения за текущий год, выявляя

причины отклонения;

2) нормативный метод, в основе которого лежит норма определенной статьи

расхода. Умножением натуральной единицы на норму устанавливается общая

сумма расхода;

3) экстраполяционный метод — определяет финансовые показатели на основе

их динамики исходя из отчетных данных за предыдущие годы и распространяет

полученные суммы на будущий год.

Правительство РФ организует работу по доведению до представительных и

исполнительных органов субъектов Федерации инструктивного письма об

особенностях составления расчетов к проектам бюджета на следующий

финансовый год, в том числе централизованно установленных социальных и

финансовых нормах или их изменениях. Кроме того, в письме разработаны

данные о:

- проектируемых нормативах (процентах) отчислений от регулирующих доходов и

принятых в их расчет сумм континентов этих доходов;

- дотациях и субвенциях, намечаемых к предоставлению из федерального

бюджета РФ, и их целевом назначении;

- перечне и фиксированных долях (в процентах) доходов, закрепленных за

бюджетами субъектов Федерации;

- перечне расходов, передаваемых из федерального бюджета РФ.

Данные по аналогичным показателям сообщаются вышестоящими

исполнительными органами власти непосредственно нижестоящим

представительным и исполнительным органам власти в установленные

соответствующими вышестоящими органами власти сроки, обеспечивающие

утверждение бюджетов до начала финансового года. Для полного учета всех

финансовых ресурсов, а также определения средней финансовой обеспеченности

исполнительный орган власти субъектов Федерации вправе составлять

территориальный сводный финансовый баланс. Предприятия, учреждения,

организации всех форм собственности, расположенные на соответствующей

территории, включая налоговые службы и органы статистики, по запросам

исполнительных органов обязаны безвозмездно представлять им сведения,

необходимые для составления этих балансов.

В ходе составления проектов бюджетов много времени уходит на

согласование доходов и расходов между исполнительными органами власти и

финансовыми и налоговыми органами.

Составленный и согласованный проект федерального бюджета РФ

Правительство РФ до 1 сентября вносит на рассмотрение в Государственную

Думу. Одновременно с проектом бюджета представляются следующие документы:

- предварительные итоги социально-экономического развития РФ за истекший

период;

- прогноз социально-экономического развития РФ на предстоящий год;

- прогнозы Сводного финансового баланса по территории РФ на предстоящий

год;

- прогноз консолидированного бюджета на предстоящий год; основные

направления бюджетной и налоговой политики на предстоящий год;

основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета с

бюджетами субъектов РФ на предстоящий год;

- федеральные целевые программы и федеральные программы по развитию

регионов, предусмотренные к финансированию из федерального бюджета на

предстоящий год; федеральная адресная инвестиционная программа; оценка

ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий год, а также

консолидированного бюджета за предшествующий год;

- поквартальное распределение доходов и расходов федерального бюджета на

предстоящий год и некоторые другие материалы.

Вместе с проектом Федерального закона "О федеральном бюджете"

Правительство РФ вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов

о бюджетах государственных внебюджетных фондов, а также предложения о

повышении минимального размера пенсий и минимального размера оплаты труда.

По сравнению с США перечень представляемых документов значительно

ограничен. Административно-бюджетное управление США вместе с проектом

федерального бюджета направляет в Конгресс еще 30 документов, в том числе

об эффективности проводимых бюджетных мероприятий, полную информацию о

государственном долге, прикидочные данные о бюджетных расходах на ближайшие

пять лет, потери бюджета в связи с разнообразными налоговыми льготами и др.

Эти данные позволяют специалисту с предельной точностью оценить состояние

финансов США, дать оценку бюджетно-налоговой политики правительства,

проанализировать ее наиболее вероятные перспективы.

Рассмотрение и утверждение бюджетов в законодательных органах —

Федеральном Собрании (Парламенте) РФ, представительных органах субъектов

Федерации и местных самоуправлениях.

Проект федерального бюджета и указанные документы, полученные Советом

Государственной Думы, направляются в его Комитет по бюджету, налогам,

банкам и финансам для заключения. На основании заключения Комитет решает

вопрос о принятии проекта федерального закона "О федеральном бюджете" к

рассмотрению в Государственной Думе. Все материалы передаются Президенту

РФ, Совету Федерации, комитетам Думы для внесения замечаний и предложений,

а также в Счетную палату на заключение.

Комитеты, утвержденные Советом Государственной Думы, ответственны за

рассмотрение отдельных разделов и подразделов расходов с точки зрения

целесообразности, актуальности, финансовой и материальной возможностей.

Результаты анализа и заключения по каждому комитету направляются в Комитет

Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, который

является единственным специализированным бюджетно-финансовым комитетом с

огромным объемом работы по всем перечисленным в его названии вопросам. В то

же время, как и в развитых странах, внутри парламента действует множество

дифференцированных бюджетно-налоговых комиссий и комитетов (в США,

например, 27 подразделений Конгресса занимаются вопросами рассмотрения

бюджета), детально анализирующих конкретные проблемы.

Получив заключение от каждого комитета, Комитет Государственной Думы по

бюджету, налогам, банкам и финансам составляет сводное заключение по

проекту федерального бюджета и представляет его на рассмотрение в

Государственную Думу, которая начинает рассмотрение бюджета в нескольких

чтениях (например бюджета на 1997 г. в четырех чтениях). При необходимости

Правительство РФ направляет в Думу изменения и дополнения в законодательные

акты о налогах.

При рассмотрении федерального бюджета в первом чтении Государственная

Дума обсуждает концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ,

основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы

взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Федерации. Кроме

того, рассматриваются основные характеристики федерального бюджета на

предстоящий год:

1) доходы в разрезе групп, подгрупп и статей классификации доходов

бюджетов РФ;

2) распределение доходов от федеральных налогов и сборов между

федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;

3) размеры несбалансированности (дефицит) федерального бюджета в

абсолютных цифрах и в процентах к расходам, а также источники покрытия

дефицита;

4) общий объем расходов федерального бюджета в целом. По результатам

обсуждения принимается проект федерального бюджета в первом чтении и

утверждаются основные характеристики федерального бюджета.

В случае отклонения проекта федерального бюджета в первом чтении

Государственная Дума может:

передать указанный законопроект в Согласительную комиссию по уточнению

основных характеристик федерального бюджета, состоящую из представителей

Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства, для разработки

согласованного варианта;

вернуть законопроект в Правительство РФ на доработку;

поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

При отклонении федерального бюджета и передачи его в Согласительную

комиссию она разрабатывает вариант основных характеристик федерального

бюджета и принимает согласованное решение. Согласованный текст федерального

бюджета вновь вносится на рассмотрение в первом чтении в Государственную

Думу.

По итогам рассмотрения проекта федерального бюджета в первом чтении

принимается постановление Государственной Думы о федеральном бюджете на

предстоящий год в первом чтении и об основных характеристиках этого

бюджета.

При рассмотрении проекта федерального бюджета в о втором чтении

Государственная Дума утверждает расходы федерального бюджета по разделам

бюджетной функциональной классификации в пределах общего объема расходов

федерального бюджета, утвержденного в первом чтении.

При рассмотрении указанного законопроекта в третьем чтении

Государственная Дума обсуждает расходы федерального бюджета по подразделам

функциональной классификации, всем уровням ведомственной классификации,

федеральным целевым программам в пределах расходов, утвержденных по

разделам во втором чтении, а также перечень защищенных статей федерального

бюджета, программы предоставления средств на возвратной основе по каждому

виду расходов.

В четвертом чтении Государственная Дума рассматривает поправки к

законопроекту, а также поквартальное распределение доходов, расходов и

дефицита федерального бюджета. На пленарном заседании Государственной Думы

законопроект о федеральном бюджете ставится на голосование в целом.

Принятый Государственной Думой Федеральный закон "О федеральном бюджете

на предстоящий год" в соответствии со статьей Конституции РФ в течение пяти

дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации.

Закон о бюджете считается одобренным Советом Федерации, если за него

проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в

течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения

Советом Федерации этого закона обе палаты Парламента могут создать

Согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего

Федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации

закон о бюджете считается принятым, если при повторном голосовании за него

проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Думы (ст. 105

Конституции РФ).

Принятый Федеральный закон о бюджете в течение пяти дней направляется

Президенту РФ для подписания и обнародования. На подписание Закона

Президентом отводится 14 дней. Если Президент в этот срок не подписал Закон

и отклонил его, то Дума и Совет Федерации вновь рассматривают его в

установленном Конституцией РФ порядке. Если при повторном рассмотрении

Закон о бюджете будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не

менее 2/3 голосов от общего числа членов Парламента, он подлежит подписанию

Президентом РФ и обнародованию в течение семи дней (ст. 107 Конституции

РФ).

В случае непринятия федерального бюджета до начала финансового года

Государственной Думой принимается Федеральный закон о финансировании

государственных расходов из федерального бюджета в первом квартале текущего

года.

Порядок и условия представления проекта региональных и местных бюджетов

соответствующему представительному органу власти, рассмотрения проекта

бюджета, утверждения его устанавливаются представительным органом власти в

Положении о бюджетном процессе на территории данного субъекта Федерации

самостоятельно в соответствии с Законом РФ "Об основах бюджетных прав и

прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и

исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ и

других субъектов РФ, местных органов самоуправления" (от 15 апреля 1993 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.