рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Финансы. Денежное обращение. Кредит

предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами,

органами имущественного и личного страхования и др.

3. 2. Роль финансов в расширенном воспроизводстве

Расширенное воспроизводство включает непрерывное возобновление и

расширение производственных фондов, рост ВВП и его главной части —

национального дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных

отношений. Оно осуществляется с использованием экономических рычагов,

товарно-денежных, финансовых и кредитных отношений. Важная роль в

воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит государственным

финансам и финансам предприятии.

Государство воздействует на воспроизводственный процесс через

финансирование предприятий и отдельных отраслей хозяйства, расходов на

социальные цели и налоговую политику.

Следует отметить, что в условиях административно-командной системы

эффективность использования государственных средств на финансирование

народного хозяйства была низкой. Росло незавершенное строительство,

увеличивался объем неустановленного оборудования, в том числе импортного.

Были подорваны основы хозрасчетной деятельности предприятий — средства

высокорентабельных предприятий изымались и перераспределялись в пользу

убыточных производств; финансовые права предприятий были урезаны, что не

позволяло им принимать оперативные решения, направленные на получение

высоких финансово-хозяйственных результатов.

В условиях углубления рыночных реформ происходит перестройка всей

системы финансовых отношений в народном хозяйстве. Государственные финансы,

и прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления

средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение

научно-технического прогресса, повышение эффективности производства, и на

этой основе рост жизненного уровня народа.

За счет централизованных фондов обеспечиваются потребности расширенного

воспроизводства на макроуровне; осуществляется межотраслевое и

территориальное перераспределение ресурсов для выравнивания уровня

экономического и социального развития отдельных регионов.

• Инвестиционная деятельность особенно сокращается в производственной

сфере по всем народнохозяйственным комплексам. Одна из причин этого —

кризис неплатежей в народном хозяйстве. Особенно существенно свертывание

капитального строительства наблюдается в отраслях топливно-энергетического

и агропромышленного комплексов. Для инвесторов более предпочтительна

непроизводственная сфера, в частности успешно развивается жилищное

строительство.

Особенно велика роль финансов в расширенном воспроизводстве предприятий

различных форм собственности, поскольку при их непосредственном участии

создается ВВП и происходит его распределение внутри предприятия и отраслей.

Инвестиционную политику предусматривается осуществлять в следующих

направлениях:

децентрализация инвестиционного процесса на основе развития

многообразных форм собственности, повышения роли внутренних (собственных)

источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных

проектов;

государственная поддержка предприятий за счет централизованных

инвестиций при переносе центра тяжести с безвозвратного бюджетного

финансирования на кредитование (на возвратной и платной основе). Сохранение

безвозвратного бюджетного финансирования преимущественно для социально

значимых объектов, имеющих некоммерческий характер;

размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и

государственного финансирования инвестиционных проектов производственного

назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и

исключительно на конкурсной основе;

усиление государственною контроля за целевым расходованием средств

федерального бюджета, направляемых на инвестиции в форме безвозвратного

финансирования и кредитования;

значительное расширение практики совместного (долевого) государственно-

коммерческого финансирования инвестиционных проектов;

использование части централизованных (кредитных) инвестиционных средств

на реализацию особо эффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов

и объектов малого бизнеса независимо от их отраслевой принадлежности и форм

собственности для ускорения структурно-технологической перестройки

производства;

совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных

инвестиций.

Государственные инвестиции должны быть социально обоснованными,

направленными на создание дополнительных рабочих мест, улучшение качества

жизни, стимулирование собственной инвестиционной активности предприятий.

• Большое воздействие на финансы предприятий оказывает налоговая

политика, виды налогов, их ставки, льготы. Налоговая политика в настоящее

время не стимулирует расширенное воспроизводство.

Финансы выступают важным элементом воспроизводства рабочей силы, в

стоимость которой, помимо оплаты труда, входят также расходы на

образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Расширение сферы

социальных расходов вызывается во многом требованиями научно-технической

революции. Быстрая качественная перестройка производства требует

постоянного изменения профессиональной структуры рабочей силы, что влечет

за собой дальнейший рост расходов на образование и переквалификацию кадров.

Прекращение спада производства и экономический рост возможны только в

условиях резкого увеличения инвестиционных ресурсов, укрепления

покупательной силы рубля, облегчения налогообложения производственных

предприятий.

3. 3. Финансы Российской Федерации в условиях углубления рыночных

реформ

Переход к новым экономическим отношениям — рыночной экономике —

длительный и болезненный процесс. Об этом свидетельствует мировой опыт.

Распад экономических связей со странами СЭВ, а затем и с союзными

республиками СССР, переход на новые производственные отношения, структурная

перестройка экономики привели к глубокому экономическому кризису — падению

производства.

1995-й был переломным годом. Со второго квартала 1995 г. происходит

стабилизация в сфере материального производства. В ряде отраслей

наблюдается прирост производства, прежде всего в химической и

нефтехимической промышленности, цветной металлургии, промышленности

строительных материалов. Существенно сократились темпы инфляции.

Финансовые ресурсы складываются из трех источников:

1) средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе;

2) средства внебюджетных фондов, прежде всего внебюджетных социальных

фондов;

3) ресурсы, используемые самими предприятиями (прибыль предприятий и

амортизация).

Финансовые ресурсы используются для финансирования расходов,

осуществляемых из бюджетной системы, внебюджетных фондов и собственных

средств предприятий.

В условиях развития рыночных отношений происходит децентрализация

финансовых ресурсов. Крупные средства в настоящее время перераспределяются

через автономные социальные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального

страхования, Государственный фонд занятости населения. Фонд обязательного

медицинского страхования) и другие внебюджетные фонды.

Одновременно сократились централизованные доходы, аккумулируемые в

государственной бюджетной системе. Резко сократились централизованные

средства на капитальные вложения. Возросли дотации на продукцию угольной

промышленности и ряда других отраслей. Крупные средства направляются на

социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджетной системы и

внебюджетных социальных фондов. Сейчас более половины всех социальных

расходов покрывается из внебюджетных фондов.

Следует иметь в виду, что развитие внебюджетных фондов ведет к

распылению средств, не дает возможности маневренного их использования,

концентрации на приоритетных направлениях развития экономики, при

внебюджетных фондах ослабляется контроль за расходованием государственных

средств. В соответствии с Указом Президента России большинство

государственных внебюджетных фондов должны быть включены в состав

республиканского бюджета Российской Федерации. При этом целевой характер

использования средств этих фондов сохраняется.

Финансы РФ находятся в состоянии глубокого кризиса, что выражается в

крупных бюджетных дефицитах, инфляции, неплатежах предприятий, падении

валютного курса рубля по отношению к свободно конвертируемым валютам,

большой внутренней и внешней задолженности страны.

Задача состоит в том, чтобы остановить спад производства, инфляционный

процесс, активизировать инвестиционную деятельность для обеспечения

структурной перестройки народного хозяйства, преодолеть бюджетный дефицит,

совершенствовать систему налогообложения и все финансовые отношения в целях

достижения финансовой стабилизации.

3. 4. Финансовая система и характеристика ее звеньев

Понятие "финансовая система" является развитием более общего понятия

"финансы". Финансы выражают экономические общественные отношения. Однако в

каждом звене финансов эти отношения проявляются по-разному, имеют свою

специфику. Каждое звено финансов определенным образом влияет на процесс

воспроизводства, имеет свои, присущие ему функции. Так, финансы предприятий

обслуживают материальное производство. При их участии создается ВВП,

распределяемый внутри предприятий и отраслей хозяйства. Через

государственный бюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный

фонд государства, и происходит перераспределение средств между отраслями

хозяйства, экономическими регионами, отдельными социальными группами

населения. Внебюджетные специальные фонды имеют строго целевое назначение.

Так, крупнейший социальный Пенсионный фонд РФ мобилизует средства на

выплату пенсий гражданам страны. Фонды страхования предназначены для

возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и

населению, а по личному страхованию — выплаты застрахованному лицу или его

семье материального обеспечения при наступлении страхового случая.

Т. о., каждое звено финансовой системы представляет собой определенную

сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом — совокупность

различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и

используются фонды денежных средств.

Финансовая система — это система форм и методов образования,

распределения и использования фондов денежных средств государства и

предприятий.

Финансовая система Российской Федерации включает следующие звенья

финансовых отношений:

государственную бюджетную систему;

внебюджетные специальные фонды;

государственный кредит;

фонды страхования;

финансы предприятий различных форм собственности.

Первые три блока финансовых отношений относятся к централизованным

финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений

на макроуровне. Финансовые отношения предприятий относятся к

децентрализованным финансам и используются для регулирования и

стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

• В 1991 г. бюджетная система Российской Федерации претерпела

кардинальные изменения. До этого государственный бюджет РФ, как и других

союзных республик, включался в государственный бюджет СССР, в котором

отражались все бюджеты на территории страны, в том числе сельские и

поселковые. Он состоял из союзного бюджета, государственных бюджетов 15

союзных республик и бюджета государственного социального страхования.

В соответствии с Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и

бюджетного процесса в РСФСР' от 10 октября 1991 г. и рядом других законов и

постановлений Правительства Российской Федерации государственная бюджетная

система России была коренным образом перестроена и в настоящее время

включает три звена:

республиканский бюджет Российской Федерации, или федеральный бюджет;

бюджеты национально-государственных и административно-территориальных

образований, к которым относятся республиканские бюджеты республик в

составе Российской Федерации, краевые, областные бюджеты, бюджеты

автономных областей, автономных округов и городские бюджеты Москвы и Санкт-

Петербурга. Это бюджеты субъектов Федерации; местные бюджеты.

Все эти бюджеты функционируют автономно. Местные бюджеты своими

доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не

включаются в федеральный республиканский бюджет.

Таким образом, структура бюджетной системы Российской федерации

приближена к структуре бюджетных систем западных стран.

Однако средств территориям не хватает, поскольку расширены их функции,

связанные с расходами, и задача состоит в увеличении их собственной

доходной базы.

• Второе звено финансовой системы — внебюджетные специальные фонды.

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение — расширить социальные

услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей инфраструктуры,

обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики.

Важнейший среди социальных фондов — Пенсионный фонд, средства которого

формируются за счет страховых взносов работодателей и работающих, дотации

из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций

фонда. Средства Пенсионного фонда используются на выплату пенсий по

возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет,

социальных пенсий, а также пособий на детей, пострадавших от аварии на

Чернобыльской АЭС. Основная часть расходов Пенсионного фонда направляется

на выплату трудовых пенсий. К социальным фондам относятся также Фонд

социального страхования, Государственный фонд занятости населения,

Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.

В соответствии с Указом Президента от 22 декабря 1993 г. "О

формировании республиканского бюджета РФ и взаимоотношениях с бюджетами РФ

в 1994 г. " № 2268 в целях усиления контроля за расходованием

государственных финансовых ресурсов в республиканском бюджете Российской

Федерации должны быть консолидированы все государственные внебюджетные

фонды, доходы которых формируются за счет обязательных платежей

предприятий, учреждений и организаций, за исключением Пенсионного фонда,

Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского

страхования с сохранением целевой направленности консолидируемых фондов.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано

консолидировать в бюджетах национально-государственных и административно-

территориальных образований аналогичные региональные внебюджетные фонды.

• Государственный кредит представляет собой особую форму кредитных

отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при

которых государство выступает главным образом в качестве заемщика средств.

Политику в отношении государственного внутреннего долга определяет

Федеральное Собрание Российской Федерации, которое устанавливает его

верхний предел при утверждении федерального бюджета на предстоящий

финансовый год. Увеличение внутреннего долга за последние годы связано с

эмиссией банкнот Центральным Банком России для покрытия бюджетного дефицита

и явилось мощным инфляционным фактором. Задача состоит в том, чтобы

бюджетные дефициты, как и в зарубежных странах с развитой рыночной

экономикой, покрывались путем выпуска государственных займов, размещаемых

среди юридических и физических лиц. В 1993 г. для покрытия бюджетного

дефицита были выпущены новые ценные бумаги — государственные краткосрочные

облигации (ГКО) со сроком обращения три месяца и золотые сертификаты

Министерства финансов со сроком обращения один год. В 1994 г. наряду с

трехмесячными облигациями эмитированы шестимесячные государственные

облигации, а затем со сроком погашения до одного года. В 1995 г. были

выпущены облигации Федерального займа (ОФЗ) и Государственного

сберегательного займа (ОГСЗ), что привело к развитию рынка государственных

ценных бумаг.

В настоящее время внутренний государственный долг России состоит из

государственных ценных бумаг, выпущенных Министерством финансов РФ от имени

Правительства России, а также в виде кредитных соглашений с Центральным

Банком России. Все виды заимствований являются срочными и по ним

выплачиваются проценты.

• В условиях административно-командной системы действовала

государственная монополия на страховое дело. Страхование осуществлялось на

всей территории страны Госстрахом СССР, и страховые органы союзных

республик находились в двойном подчинении — Правлению Госстраха и

Министерству финансов союзной республики. Деятельность страховой системы

была подчинена интересам государственного бюджета. Государство безвозмездно

изымало из страховых фондов крупные средства для покрытия бюджетного

дефицита. С переходом к рыночной экономике созданы объективные условия для

активного развития страхования.

В 1990 г. было покончено с государственной монополией в страховом деле.

Наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют

акционерные страховые компании, получившие лицензию на. проведение

страховых операций. В настоящее время на страховом рынке действуют около

трех тысяч страховых компаний.

По мере развития рыночных отношений имущественное и личное страхование

и страхование ответственности приобретают все большее значение, поскольку

степень страхового риска, связанного с возможностью наступления стихийных

бедствий, спадов производства, политической нестабильностью, возрастает.

Следует отметить, что четкая специализация среди российских

страховщиков по направлениям страховой деятельности на сегодняшний день

отсутствует. Большинство страховых компаний проводят операции по

страхованию жизни, страхованию имущества юридических и физических лиц,

страхованию грузов, страхованию от несчастных случаев и болезней,

страхованию ответственности.

Ведущую роль на страховом рынке занимает государственная страховая

компания Росгосстрах, которая за более чем 70-летний период своего

функционирования создала мощный механизм страховой защиты отдельных сторон

общественного производства, жизни, здоровья, трудоспособности членов

общества. Успешно работают такие акционерные страховые общества, как АСКО,

Ингосстрах, "Роено", "Энергогарант", "Макс", "Россия" и другие страховые

компании.

• Финансы предприятий различных форм собственности (государственные,

муниципальные, акционерные, частные, арендные и др. ) составляют основу

финансов. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От

состояния финансов предприятий во многом зависит общее финансовое положение

страны.

В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою

деятельность на началах коммерческого расчета, при котором расходы

предприятия должны покрываться за счет собственных доходов. Главным

источником производственного и социального развития трудовых коллективов

становится прибыль.

Предприятия стали обладать реальной финансовой независимостью,

самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, по своему

усмотрению распоряжаются прибылью, формируют производственные и социальные

фонды, изыскивают необходимые им средства для инвестирования, используя в

том числе и ресурсы финансового рынка.

Предприятия стали свободны от мелочной опеки со стороны государства, но

вместе с тем резко повысилась их ответственность за экономические и

финансовые результаты работы.

Глава 4. Управление финансами и финансовая политика

4. 1. Управление финансами

Управление финансами в Российской Федерации прежде всего осуществляют

высшие законодательные органы власти.

Это Федеральное Собрание и его две палаты — Государственная Дума и

Совет Федерации. Такое управление имеет место при рассмотрении и

утверждении федерального бюджета России и утверждении отчета о его

исполнении. Федеральное Собрание рассматривает также законы о налогах,

сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный

размер государственного внутреннего и внешнего долга.

• Важнейшим органом, осуществляющим управление финансами РФ, выступает

Министерство финансов России и его органы на местах.

Основными задачами Министерства финансов РФ являются:

разработка и реализация стратегических направлений единой

государственной финансовой политики;

составление проекта и исполнение федерального бюджета;

обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного

воздействия на социально-экономическое развитие страны, на осуществление

мер по развитию финансового рынка;

концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-

экономического развития РФ;

разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных

кредитов;

совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и

отчетности;

осуществление финансового контроля за рациональным и целевым

расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных)

внебюджетных фондов.

Министерство финансов РФ выполняет следующие функции:

участвует в работе по составлению долговременных и краткосрочных

прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами

исполнительной власти определяет потребность в государственных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.