рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Финансы. Денежное обращение. Кредит

борьбы с инфляцией: денежные реформы и антиинфляционная политика.

• Денежная реформа — полное или частичное преобразование денежной

системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления

денежного обращения. Денежная реформа осуществляется различными методами

(нулификация, реставрация, девальвация, деноминация) в зависимости от

экономического положения страны, степени обесценения денег, политики

государства.

• Антиинфляционная политика — комплекс мер по государственному

регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. Наметились два

основных пути такой политики: дефляционная политика и политика доходов.

Дефляционная политика предусматривает регулирование денежного спроса

через денежно-кредитный и налоговый механизм путем снижения государственных

расходов, повышения процентных ставок за кредит, усиления налогового

бремени, ограничения денежной массы. Эта политика приводит к замедлению

экономического роста.

Политика доходов предполагает параллельный контроль за ценами и

заработной платой путем полного их замораживания или установления предела

их роста. Ее осуществление может вызвать социальные противоречия.

Особой формой борьбы с инфляцией, которую использовали страны (Польша,

Израиль) при галопирующей инфляции, была шоковая терапия. Суть ее — в

стимулировании развития рыночных отношений, свободном ценообразовании,

отказе от регулирования цен и, как результат, — в снижении жизненного

уровня населения.

Особенности инфляционного процесса в России.

Исторически инфляция в экономике России возникла еще в 50-х начале 60-х

годов и связана с резким падением эффективности общественного производства.

Однако она носила скрытый характер и проявлялась в товарном дефиците и

значительном разрыве в ценах: низких на конечную продукцию и высоких на все

виды сырья. Открыто взрыв инфляции произошел в январе 1992 г., когда были

отпущены все цены на свободу, кроме цен на энергоресурсы и продовольствие.

С этого момента инфляционный процесс стал быстро нарастать.

Отечественный тип инфляции отличается от всех других известных типов,

что объясняется условиями ее развития (перехода от плановой к рыночной

экономике), высокими темпами роста цен.

• Главными неденежными факторами инфляции 90-х годов являются:

кризис плановой хозяйственной системы, проявляющийся в спаде

производства, несбалансированности, диспропорциональности экономики;

неэкономичность производства, выражающаяся в затратном характере

производства, низком уровне производительности труда и качества продукции.

• К основным денежным факторам инфляции относят:

либерализацию цен в условиях отсутствия рынка и конкуренции дали

возможность монополистическим структурам овладеть реализацией товарной

массой и диктовать цены;

дефицит бюджета, который резко возрастал с падением производства,

сокращением реальных доходов у предприятий и населения,

кредитную экспансию банков, носившую непроизводительный характер;

долларизацию денежного обращения. Значительный приток иностранной

валюты увеличивал цены на товары и услуги;

распад "рублевой зоны";

бегство за пределы страны валютной выручки предприятий и доходов

граждан;

введение приватизационных чеков, играющих роль денежного суррогата, и

другие факторы.

Специфические особенности инфляционного процесса в России определяют

специальные подходы к осуществлению эффективной отечественной

антиинфляционной политики.

Необходимы следующие мероприятия:

Разработка и осуществление государственных программ развития экономики,

прежде всего отраслей и предприятий, способствующих становлению

конкурентного, высокотехнологического и наукоемкого производства;

проведение последовательной антимонопольной политики и создание широкой

сети экономической информации для предприятий;

усиление стимулов производственного накопления, включая субсидирование,

способное поддержать процесс накопления у предпринимателей и населения;

изменение структуры производственных фондов в целях расширения

производства товаров народного потребления, т. е. создание условий для

перелива капитала из I во II подразделение общественного производства;

стимулирование кредитной инвестиционной деятельности банков и

ограничение покрытия дефицита за счет банковского кредита;

совершенствование налоговой системы, обращая особое внимание на

регулирующую роль налогов;

создание условий для прекращения импорта инфляции. С этой целью

обеспечить превращение зарубежных долларовых запасов в товары

производственного назначения, которые, поступив в нашу страну, смогли бы

оживить инвестиционный процесс;

Глава 3. Финансы И финансовая система

3. 1. Социально-экономическая сущность и функции финансов

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими

товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства

определяются экономическим строем общества, природой и функциями

государства.

Финансы — историческая категория. Они появились одновременно с

возникновением государства при расслоении общества на классы. Первое

крупное деление общества на классы — это деление на рабовладельцев и рабов,

и первое государство — рабовладельческое. Переход от рабовладельческой

общественно-экономической формации к феодальной привел к образованию

феодальных государств.

В докапиталистических формациях большая часть потребностей государства

удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей

и сборов. Денежное хозяйство в тот период было развито только в армии.

В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобрели

всеохватывающий характер, финансы стали выражать экономические отношения в

связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных

средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Резкое развитие финансовых отношений произошло в XX в., особенно после

Второй мировой войны. Объемы государственных бюджетов стали выражаться в

миллиардах национальных валют. Во всех странах произошло огосударствление

крупной части национального дохода (от 30 до 50%). Располагая огромными

фондами денежных средств, государства стали оказывать существенное

воздействие на процесс воспроизводства. Расширилась сфера финансовых

отношений. Государство стало аккумулировать не только ресурсы бюджетной

системы, но и многочисленных внебюджетных фондов.

Значительное развитие получили финансы предприятий различных форм

собственности. В развитых зарубежных странах основной организационно-

правовой формой стали акционерные общества. Почему же акционерная форма

собственности получила такое широкое распространение в странах с развитой

рыночной экономикой? Выпуск акций — одна из мощных форм мобилизации

капитала. Она позволяет трансформировать денежные сбережения в

производственные инвестиции. Без акций, облигаций, кредитов банков и других

элементов финансового рынка корпорации должны были бы находиться на

самофинансировании, что резко ограничило бы возможности их роста.

Финансовая сторона деятельности акционерных обществ и предприятий

других форм собственности приобретает все большее значение. Современные

условия воспроизводства, обострение конкурентной борьбы резко повысили

вопросы управления финансами предприятий. В странах с развитой рыночной

экономикой решение кардинальных вопросов развития предприятий

осуществляется под строгим контролем ее финансового управления. Успех

деятельности акционерных обществ и предприятий других организационно-

правовых форм во многом определяется знанием всеми сотрудниками основ

финансово-экономического анализа. Финансы предприятий обслуживают

кругооборот огромных фондов денежных средств. Поэтому вопросы финансового

менеджмента (т. е. наиболее эффективного управления средствами предприятий)

приобретают исключительно важное значение.

Финансовые отношения охватывают две сферы:

• экономические денежные отношения, связанные с формированием и

использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых

в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных

фондах;

• экономические денежные отношения, опосредствующие кругооборот

децентрализованных денежных фондов предприятий.

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с

формированием, распределением и использованием централизованных и

децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и

задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений.

Поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные

отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные

отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по

содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги — это всеобщий

эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда

ассоциированных производителей, а финансы — экономический инструмент

распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП)1 и

национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием

фондов денежных средств.

Главное их назначение в том, чтобы путем образования денежных доходов и

фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в

денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

• Финансы выражают денежные отношения, возникающие между: предприятиями

в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации

продукции и услуг, предприятиями и вышестоящими организациями при создании

централизованных денежных средств и их распределении; государством и

предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании

расходов; государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных

платежей; предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении

платежей и получении ресурсов; отдельными звеньями бюджетной системы;

страховыми организациями и предприятиями и населением при уплате страховых

взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая, а также

денежные отношения, опосредствующие кругооборот фондов предприятий.

• Главным материальным источником денежных фондов выступает

национальный доход страны — вновь созданная стоимость или стоимость

валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе

производства орудий и средств производства.

Объем национального дохода определяет возможности удовлетворения

общегосударственных потребностей и расширения общественного производства.

Именно с учетом размеров национального дохода и его отдельных частей —

фонда потребления и фонда накопления — определяются пропорции развития

экономики и ее структура. Вот почему во всех странах придается важное

значение статистике национального дохода.

Без участия финансов национальный доход не может быть распределен.

Финансы — неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием

национального дохода. Финансы воздействуют на производство, распределение и

потребление и носят объективный характер. Они выражают определенную сферу

производственных отношений и относятся к базисной категории.

По своему материальному содержанию финансы — это целевые фонды денежных

средств, в совокупности представляющие финансовые ресурсы страны. Главное

условие роста финансовых ресурсов — увеличение национального дохода.

Финансы и финансовые ресурсы — не тождественные понятия. Финансовые ресурсы

сами по себе не определяют сущности финансов, не раскрывают их внутреннего

содержания и общественного назначения. Финансовая наука изучает не ресурсы

как таковые, а общественные отношения, возникающие на основе образования,

распределения и использования ресурсов; она исследует закономерности

развития финансовых отношений.

Хотя финансы относятся к базисной категории, они во многом зависят от

проводимой правительствами финансовой политики.

Финансы — распределительная категория. С их помощью осуществляется

вторичное распределение или перераспределение национального дохода.

Социально-экономическая сущность финансовых отношений заключается в

исследовании — за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в

чьих интересах использует эти средства.

В процессе исторического развития сущность перераспределительных

процессов значительно изменилась. Развитие производительных сил в XX

столетии, научно-технический прогресс, расширение функций государства,

демократизация общественной жизни в странах с развитой рыночной экономикой

обусловили существенные изменения в сфере государственных финансов. Они

выразились в том, что значительная часть мобилизуемых правительством

средств стала перераспределяться в пользу населения. Это выразилось в

крупной доле средств, направляемых на социальные цели. Возросли расходы на

образование, здравоохранение внебюджетные социальные фонды.

Помимо роста социальных расходов, государство сохраняет крупные военные

расходы, затраты по выплате процентов и погашению государственного долга,

при которых получателями средств выступают монополии, входящие в военно-

промышленный комплекс, и другие (страховые компании, банковские монополии,

акционерные общества).

Характер перераспределительных процессов во многом определяется уровнем

милитаризации экономики. В странах с высокими военными расходами затраты на

социальные цели ниже, а в странах с низкими военными расходами социальные

расходы выше.

Финансы — это распределительная категория. Распределительные процессы

происходят не только через финансы, но и путем использования цен и кредита.

Как известно, цена есть денежное выражение стоимости товара. Прежде чем

произойдет распределение и перераспределение национального дохода, товар

должен быть реализован. Цена предопределяет величину денежных средств,

поступающих от реализации продукции к ее собственникам, и выступает

исходной основой дальнейшего распределительного процесса. В условиях

гиперинфляции в Российской Федерации произошел резкий рост цен и

перераспределительная функция цены усилилась. Цены также регулируют спрос и

предложение на товары и тем самым оказывают воздействие на воспроизводство.

Крупные перераспределительные процессы протекают в сфере кредитных

отношений. Финансы и кредит — взаимосвязанные категории. В сочетании они

обеспечивают кругооборот денежных фондов предприятий на расширенной основе.

Кредитные ресурсы привлекаются и Российской Федерации для покрытия

бюджетного дефицита.

Кредит представляет собой движение ссудного фонда, осуществляемого

через банковскую систему и специальные финансово-кредитные институты. Банки

аккумулируют свободные денежные средства предприятий и населения и передают

их на основе обеспеченности, возвратности, платности и срочности

предприятиям, нуждающимся в них.

В отличие от финансов, выражающих одностороннее и безвозмездное

движение стоимости, кредит должен быть в обусловленный срок возвращен

кредитору с уплатой по нему заранее установленных процентов.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две

основные функции: распределительную и контрольную, осуществляемые ими

одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение

общественного продукта и национального дохода и контроль за этим

распределением.

Распределительная функция финансов.

• Распределение национального дохода заключается в создании так

называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному

доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода

среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

1) зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в

сфере материального производства;

2) доходы предприятий сферы материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных средств,

достаточных для развития, приоритетных отраслей народного хозяйства,

обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и

культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или

перераспределение национального дохода.

Перераспределение национального дохода связано с межотраслевым и

территориальным перераспределением средств в интересах наиболее

эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий

и организаций; с наличием наряду с производственной непроизводственной

сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение,

здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение,

управление); с перераспределением доходов между различными социальными

группами населения. В результате перераспределения образуются вторичные,

или производные доходы. Это доходы, полученные в отраслях

непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др).

Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования

национального дохода.

Активно участвуя в распределении и перераспределении национального

дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при

первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного

использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны

обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и

прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной

стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов

потребления — с другой.

Перераспределение национального дохода в РФ происходит в интересах

структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей

экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного

производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеров,

студентов, одиноких и многодетных матерей).

Т.о., перераспределение национального дохода происходит между

производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства,

отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами

собственности и социальными группами населения. Конечная цель распределения

и перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта,

совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил,

создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении

высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов

подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и

коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной

деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

Финансы выполняют также контрольную функцию.

Контрольная функция проявляется в контроле за распределением валового

внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по

целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен

на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства,

ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества

работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную

и непроизводственную сферы и нацелен на повышение экономического

стимулирования, на рациональное и бережное расходование материальных,

трудовых и финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение

непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и

расточительства.

Одна из важных задач финансового контроля — проверка точного соблюдения

законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты

выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой

службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций

по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную

деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой

службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового

планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы.

В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы,

формы и методы финансового контроля существенно меняются.

Помимо распределительной и контрольной функций, финансы выполняют

также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством

государства через финансы (государственные расходы, налога, государственный

кредит) в процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики и

социальных отношений используются также финансовое и бюджетное

планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг. Однако на

сегодняшний день в РФ регулирующая функция развита слабо.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий

собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм включает

совокупность организационных форм финансовых отношений в народном

хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и

децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового

планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое

законодательство. В условиях углубления рыночных реформ применяется

качественно новый финансовый механизм. Это касается взаимоотношений

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.